Научная статья на тему 'Некоторые аспекты международно-правового сотрудничества государств по вопросам передачи лиц, осужденныхк лишению свободы'

Некоторые аспекты международно-правового сотрудничества государств по вопросам передачи лиц, осужденныхк лишению свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
277
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕДАЧА ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ / ГРАЖДАНСТВО / ДВОЙНОЕ (МНОЖЕСТВЕННОЕ) ГРАЖДАНСТВО / ГОСУДАРСТВО ВЫНЕСЕНИЯ ПРИГОВОРА (ПЕРЕДАЮЩЕЕ ГОСУДАРСТВО) / ГОСУДАРСТВО ИСПОЛНЕНИЯ ПРИГОВОРА (ПРИНИМАЮЩЕЕ ГОСУДАРСТВО) / TRANSFER OF SENTENCED PERSONS / CITIZENSHIP / DOUBLE (MULTIPLE) CITIZENSHIP / TRANSFERRING STATE / RECEIVING STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Решетнева Т.В.

Статья содержит краткий анализ правовой основы, сущности передачи осужденных к лишению свободы, затрагивает проблемы, которые могут возникнуть при решении вопроса о передаче осужденных, имеющих гражданство нескольких государств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Решетнева Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF INTERNATIONAL LEGAL COOPERATION OF STATES REGARDING THE TRANSFER OF SENTENCED PERSONS

The Article contains a brief analysis of the legal framework, entity transfer of persons sentenced to deprivation of liberty, concerns the problems that may arise when deciding on the transfer of sentenced persons having the citizenship of several States.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты международно-правового сотрудничества государств по вопросам передачи лиц, осужденныхк лишению свободы»

УДК 343

Т. В. Решетнева

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ ПО ВОПРОСАМ ПЕРЕДАЧИ ЛИЦ, ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

Статья содержит краткий анализ правовой основы, сущности передачи осужденных к лишению свободы, затрагивает проблемы, которые могут возникнуть при решении вопроса о передаче осужденных, имеющих гражданство нескольких государств. К л ю ч е в ы е с л о в а: передача осужденных к лишению свободы, гражданство, двойное (множественное) гражданство, государство вынесения приговора (передающее государство), государство исполнения приговора (принимающее государство).

SOME ASPECTS OF INTERNATIONAL LEGAL COOPERATION OF STATES REGARDING THE TRANSFER OF SENTENCED PERSONS

The Article contains a brief analysis of the legal framework, entity transfer of persons sentenced to deprivation of liberty, concerns the problems that may arise when deciding on the transfer of sentenced persons having the citizenship of several States.

K e y w o r d s: transfer of sentenced persons, citizenship, double (multiple) citizenship, transferring state, receiving state.

Поступила в редакцию 5 апреля 2017 г.

Передача лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государство гражданства, является одним из направлений межгосударственного сотрудничества в сфере уголовного правосудия, правовая регламентация которого имеет двухуровневую структуру. В соответствии с ч. 2 ст. 63 Конституции РФ передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляется на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации. На внутригосударственном уровне отношения в сфере передачи лица, осужденного к лишению свободы, регламентированы главой 55 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ). Согласно предписаниям УПК РФ, правовыми основаниями передачи лица, осужденного судом РФ к лишению свободы для отбывания наказания в государстве его гражданства, являются:

1) международный договор РФ с соответствующим иностранным государством;

2) письменное соглашение компетентных органов РФ с компетентными органами иностранного государства на основе принципа взаимности1. Международный уровень представлен многосторонними и двусторонними договорами. Среди многосторонних международных договоров для России (СССР) первым явилась подписанная в Берлине в 1978 г. рядом социалистических государств Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются. В рамках Совета Европы была заключена Конвенция о передаче осужденных лиц (Страсбург, 21.03.1983), вступившая

1 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 30.03.2016) (ст. 469). Доступ из справ.- правовой системы «Консуль-тантПлюс».

© Решетнева Т. В., 2017

в силу для Российской Федерации 1 декабря 2007 г., в рамках СНГ - Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания (Москва, 06.03.1998). Кроме того, имеются двусторонние договоры2, посвященные исключительно вопросам передачи, это договоры России с Азербайджаном, Албанией, Аргентиной, Афганистаном, Грузией, Испанией, Кипром, Китаем, Кубой, Ливаном, Литвой, Мексикой, Монголией, Туркменистаном, Финляндией, Францией, Эстонией, Южной Осетии и другими государствами. Отдельные положения о передаче могут быть включены в тексты двусторонних договоров о правовых отношениях и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам3.

По смыслу заключенных международных договоров передача осужденного к лишению свободы представляет собой «перемещение осужденного в государство исполнения приговора для дальнейшего отбывания наказания, назначенного в государстве вынесения приговора»4. В основе передачи лежит принцип гуманизма, предоставляющий осужденным возможность отбывания наказания в близкой им общественной среде, в стране, где они имеют прочные и устойчивые связи. Так, в соответствии с положениями международных договоров передача осужденных способствует более эффективному достижению целей исправления и перевоспитания правонарушителей5, исполнения наказания6; облегчению процесса реинтеграции в общество лиц, осужденных к лишению свободы7; интересам правосудия и возвращению отбывающих наказание лиц к нормальной жизни в обществе8. При этом для достижения этих целей договоры предоставляют возможность отбывать наказание именно в государстве гражданства осужденного9.

2 Необходимо иметь в виду, что из 25 заключенных международных договоров имеются как вступившие в силу (примерно 15 соглашений), так и не вступившие в силу, а в отношении договоров с Эстонией, Грузией Россия выразила намерение не стать их участницей.

3 См., например: Договор между Российской Федерацией и Республикой Польша от 16 сентября 1996 г.

4 Пункт 6 ст. 1 Договора между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о передаче осужденных (Пекин, 02.12.2002).

5 См.: Преамбула Конвенции о передаче лиц, осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются (Берлин, 19.05.1978).

6 См., например: Преамбула Конвенции СНГ о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания (Москва, 06.03.1998).

7 См., например: Преамбула Договора между Российской Федерацией и Республикой Ангола о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы (Москва, 31.10.2006) ; Преамбула Конвенции между Российской Федерацией и Королевством Марокко о передаче лиц, осужденных к лишению свободы (Касабланка, 07.09.2006) ; Преамбула Конвенции между Российской Федерацией и Французской Республикой о передаче лиц, осужденных к лишению свободы (Париж, 11.02.2003).

8 См., например: Преамбула Договора между Российской Федерацией и Исламской Республикой Афганистан о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы (Москва, 23.03.2005) ; Преамбула Договора между Российской Федерацией и Мексиканскими Соединенными Штатами о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы (Мехико, 07.06.2004).

9 См., например: Преамбула Договора между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы (Каир, 23.06.2009) ; Преамбула Договора между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Нигерией о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы (Абуджа, 24.06.2009) ; Преамбула Договора между Российской Федерацией и Республикой Индией о передаче лиц, осужденных к лишению свободы (Москва, 21.10.2013) ; Преамбула Договора между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой о передаче для отбывания

По данным Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации10, в учреждениях уголовно-исполнительной системы РФ находится примерно 27-30 тыс. иностранных граждан, около половины из них граждане из стран Средней Азии (Таджикистан, Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан), граждане Украины, Белоруссии, Азербайджана, Молдовы, Грузии, стран Балтии. Среднесписочная численность осужденных из дальнего зарубежья не превышает 350 человек и представлена гражданами Китая, Афганистана, Вьетнама, Камеруна, Монголии (всего более 40 стран).

Инициатором возбуждения процедуры передачи могут быть: государство вынесения приговора, государство - гражданство осужденного (потенциальное государство исполнения приговора), сам осужденный, его родственники11, законные представители, адвокаты осужденного. Одним из необходимых условий передачи международные договоры называют наличие у осужденного гражданства государства исполнения приговора12 и соответственно в качестве оснований для отказа - его отсутствие. Тем не менее имеются международные договоры, предусматривающие возможность перемещения осужденного в государство постоянного места жительства независимо от его гражданства13. Таким образом, в Россию может быть передан гражданин Российской Федерации, осужденный судом иностранного государства к лишению свободы, в свою очередь Россия может передать лицо, осужденное судом Российской Федерации к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является. Ежегодно реализуя международные обязательства, Россия передает в государства гражданства до 300 человек, осужденных на территории России14. Вместе с тем договорная регламентация отношений, связанных с передачей осужденных, не затрагивает

наказания лиц, осужденных к лишению свободы (Буэнос-Айрес, 12.07.2014). См. также: Часть 1 ст. 1 Конвенции о передаче лиц, осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются (Берлин, 19.05.1978) ; п. 2 ст. 2, п. 1а ст. 3 Конвенции Совета Европы о передаче осужденных лиц (Страсбург, 21.03.1983) ; ст. 2 Конвенции СНГ о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания (Москва, 06.03.1998) ; и др.

10 См.: Интервью с начальником управления исполнения приговоров и специального учета ФСИН РФ С. Есиповым от 4 марта 2013 г. URL: http://www.fsin.ка

11 См.: Статья 470 УПК РФ ; ст. 5 Конвенции о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются (Берлин, 19.05.1978) ; ст. 2 Конвенции о передаче осужденных (Страсбург, 21.03.1983).

12 См., например: Пункт 1а ст. 7 Договора между Российской Федерацией и Республикой Ангола ; п. 1а ст. 3 Договора между Российской Федерацией и Королевством Марокко (2006) ; п. 2 ст. 8 Договора между Российской Федерацией и Мексиканскими Соединенными Штатами (2004); подп. 1 п. 1 ст. 3 Конвенции между Российской Федерацией и Французской Республикой (2003), подп. 1 п. 1 ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой (2002).

13 См., например: Статья 2 Конвенции СНГ о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания (Москва, 06.03.1998) ; ст. 2 Договора между Российской Федерацией и Исламской Республикой Афганистан о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы (Москва, 23.03.2005) ; п. 2 ст. 2 Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой (2002) ; п. 2 ст. 1 Договора между Российской Федерацией и Туркменистаном о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы (Москва, 18.05.1995) ; ч. 2 п. 1 ст. 1 Договора между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о передаче осужденных для отбывания наказания (Москва, 26.05.1994).

14 См.: Интервью с начальником управления исполнения приговоров и специального учета ФСИН РФ С. Есиповым от 4 марта 2013 г. URL: http://www.fsin.ка

вопросов о возможной передаче осужденных, имеющих гражданство договаривающихся государств (т.е. гражданство государства вынесения приговора и гражданство государства предполагаемого исполнения приговора). Не решают эти вопросы и те договоры, которые заключены Россией сравнительно недавно (договоры Российской Федерации о передаче осужденных лиц с Социалистической Республикой Вьетнам (2013 г.), с Республикой Индией (2013 г.), Ливанской Республикой (2014 г.), Аргентинской Республикой (2014 г.), с Южной Осетией (2014 г.)). Только Договор между СССР и Финляндской Республикой дополнительно оговаривает, что возможность передачи осужденных к лишению свободы не распространяется на лиц, являющихся гражданами государства вынесения приговора (п. 3 ст. 1). Отсутствие соответствующей нормы можно объяснить немногочисленной практикой передачи осужденных, незначительным числом осужденных, которые имеют гражданство двух и более государств. При этом Федеральной службой исполнения наказания Российской Федерации приветствуется поддержка, которую оказывают дипломатические и консульские учреждения иностранных государств своим гражданам, осужденным российскими судами к лишению свободы, несмотря на то, что такие осужденные могут также иметь гражданство России. В частности, активную поддержку в части соблюдения условий содержания оказывают зарубежные органы внешних сношений ФРГ.

Так, в отношении гражданина России А. Н. Прокопчука, имеющего также гражданство Германии, было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 158 Уголовного кодекса РФ, однако от органов предварительного следствия он скрылся, выехав в Германию. Генеральной прокуратурой РФ в компетентные органы ФРГ был направлен запрос о выдаче, который в марте 2008 г. был удовлетворен немецкой стороной, а в апреле 2008 г. А. Н. Прокопчук был выдан российской стороне. В июне 2008 г. представитель Германского посольства проверял условия содержания выданного лица в СИЗО-1 УФСИН РФ по Забайкальскому краю и нашел их удовлетворительными15.

Подобного рода практика «двойного контроля» условий содержания лица как в СИЗО, так и в последующем в местах лишения свободы со стороны государств-гражданств является положительной. Тем не менее предпочтительной все же представляется передача осужденного-бипатрида из государства-вынесения приговора, чьим гражданством обладает осужденный, в государство-исполнения приговора, чьим гражданством также обладает это лицо. Конечно, этот вопрос должен быть разрешен исходя из тех императивных предписаний уголовно-процессуального законодательства России и соответствующих международных договоров, устанавливающих письменное согласие осужденного, передающего и принимающего государств, а также других требований. При этом суд, решая вопрос о передаче осужденного, должен будет установить факт «тесной» связи осужденного с одним из государств его гражданства, и если государством тесной связи осужденного окажется государство предполагаемого исполнения приговора, а не государство вынесения приговора, при отсутствии иных препятствий к отказу, разумным представляется принятие решения о передаче осужденного. Такое предложение, на наш взгляд, не противоречит конституционной норме16, устанавливающей за-

15 См.: интервью с начальником управления исполнения приговоров и специального учета ФСИН РФ С. Есиповым от 4 марта 2013 г. URL: http://www.fsin.ка

16 См.: Часть 1 ст. 61 Конституции РФ : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

прет высылки и выдачи гражданина Российской Федерации другому государству, поскольку данные процедуры в отличие от передачи осужденного, не предполагают получение согласия гражданина России. Целесообразность такого подхода наглядно демонстрирует следующее: 14 октября 2014 г. между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия в Москве был подписан Договор о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, Федеральным законом от 31 января 2016 г. № 2-ФЗ Россия ратифицировала этот договор. Однако положения этого международного соглашения содержат стандартные формулировки, не учитывающие ситуацию многогражданства, что является значительным упущением, так как основная часть населения (87,4 %) Республики Южная Осетия имеет двойное гражданство - гражданство России и Южной Осетии17. По данным переписи населения 2010 г. из лиц, указавших гражданство России (137 856 227), двойное гражданство имели 78 61518; с учетом установления в 2014 г. обязанности граждан России по уведомлению соответствующих государственных органов о наличии у них гражданства иностранного государства и введения уголовной ответственности (ст. 330.2 УК РФ) за ее неисполнение статистика значительно изменится. Внушительными являются современные данные по Крымскому федеральному округу: из 2 164 890 граждан России, проживающих в этом округе, гражданство иностранного государства имеют 40 327 (из них, например, гражданство Украины имеют 35 775 человек)19.

Другая проблема, с которой может столкнуться государство вынесения приговора, это принятие решения о передаче осужденного к лишению свободы в случае направления запросов сразу от нескольких государств гражданства осужденного, которые потенциально выступают в качестве государств исполнения приговора. Ни уголовно-процессуальное законодательство, ни международные договоры данную проблему не решают. Примеров из международной практики, подтверждающих актуальность обозначенной проблемы не найдено, тем менее на внутригосударственном уровне желательным является установление нормы, позволяющей решить данный вопрос.

Существование лиц, имеющих гражданство нескольких государств, является объективной реальностью, которую должны учитывать как уголовно-процессуальное законодательство, так и соответствующие международные договоры, действуя в некоторых случаях на опережение правовой регламентации еще не сложившихся отношений по передаче осужденных к лишению свободы - обладателей множественного гражданства.

17 Справка Республики Южная Осетия от 22 мая 2014 г. URL: http://www. mid. ru

18 См.: Национальный состав и владение языками, гражданство / Федеральная служба государственной статистики (т. 4). URL: http://www.gks. ru

19 URL: http://www.gks. ru

Удмуртский государственный университет Решетнева Т. В., кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права

Udmurt State University

Reshetneva T. V., Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Theory and History of State and Law Department Е-mаil: reshetnevat@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.