Научная статья на тему 'Институт передачи осужденных иностранных граждан для дальнейшего исполнения наказания в государстве их гражданства'

Институт передачи осужденных иностранных граждан для дальнейшего исполнения наказания в государстве их гражданства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
247
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ / ЛИЦО БЕЗ ГРАЖДАНСТВА / ОСУЖДЕННЫЙ ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН И ЛИЦО БЕЗ ГРАЖДАНСТВА / ЛИЦО. ПОДЛЕЖАЩЕЕ ПЕРЕДАЧЕ ИНОСТРАННОМУ ГОСУДАРСТВУ / ИНСТИТУТ ПЕРЕДАЧИ ОСУЖДЕННОГО / FOREIGN CITIZENS / PERSON WITHOUT CITIZENSHIP / PRISONERS WHO ARE FOREIGN CITIZEN AND PERSON WITHOUT CITIZENSHIP / PERSON SUBJECT TO TRANSFER TO THE FOREIGN STATE / INSTITUTE OF PRISONERS TRANSFER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Минсафина Светлана Николаевна

статья посвящена изучению института передачи осужденных иностранных граждан и лиц без гражданства для исполнения наказания в государство их гражданства. Институт передачи осужденных для дальнейшего отбывания наказания в государства их гражданства позволяет не только рассмотреть правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в сфере действия уголовно-исполнительного законодательства, но и представляет собой правовой институт, содержащий в себе гарантии охраны их прав, свобод и законных интересов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Минсафина Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFER OF PRISONERS WHO ARE FOREIGN CITIZENS FOR FURTHER EXECUTION OF PUNISHMENT IN THE STATE OF THEIR CITIZENSHIP

the article is devoted to studying of the institute of transfer of the prisoners who are foreign citizens and persons without citizenship for execution of punishment in the state of their citizenship. The institute of transfer of prisoners for further serving of punishment in the states of their citizenship allows to consider legal status of foreign citizens and persons without citizenship, taking place in the sphere of action of penal legislation and also represents legal institute containing a guarantee of protection of their rights, freedoms and legitimate interests

Текст научной работы на тему «Институт передачи осужденных иностранных граждан для дальнейшего исполнения наказания в государстве их гражданства»

Проблемы уголовно-исполнительного права

УДК 343 81 S.N. MINSAFINA*

ББК 67.409.01 М62

TRANSFER OF PRISONERS WHO ARE FOREIGN CITIZENS FOR FURTHER EXECUTION OF PUNISHMENT

IN THE STATE OF THEIR CITIZENSHIP

Аннотация: статья посвящена изучению института передачи осужденныхиностранных граждан и лиц без гражданства для исполнениянаказания в государство их гражданства. Институтпередачиосужденных для дальнейшего отбывания наказания в государства их гражданства позволяет не только рассмотреть правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихсяв сфере действия уголовно-исполнительного законодательства но и представляет собой правовой институт; содержащий в себе гарантии охраны их прав, свобод и законных интересов.

Ключевые слова: иностранные граждане, лицо без гражданства, осужденный иностранный гражданин и лицо без гражданства, лицо, подлежащее передачеиностранному государству институтпередачи осужденного

СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА МИНСАФИНА*

ИНСТИТУТПЕРЕДАЧИ ОСУЖДЕННЫХ ИНОСТРАНН ЫХ ГРАЖДА Н ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕ ИХ ГРАЖДАНСТВА

Annotation: the article is devoted to studying of the institute of transfer of the prisoners who are foreign citizens and persons without citizenship for execution of punishment in the state of their citizenship. The institute of transfer of prisoners for further serving of punishment in the states of their citizenship allows to consider legal status of foreign citizens and persons without citizenship, taking place in the sphere of action of penal legislation and also represents legal institute containing a guarantee of protection of their rights, freedoms and legitimate interests.

Key words: foreign citizens, person without citizenship, prisoners who are foreign citizen and person without citizenship, person subject to transfer to the foreign state, institute of prisoners transfer.

Дополнительным юридическим фактом для прекращения уголовно-исполнительных правоотношений между иностранными гражданами и государством в лице исправительного учреждения является их передача для отбывания наказания на родину. Институт передачи осужденных для дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы в государства их гражданства не только позволяет рассмотреть специфический правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в сфере действия уголовно-исполнительного законодательства, но и представляет собой правовой институт, содержащий в себе гарантии охраны их прав, свобод и законных интересов. Отмечается, что количество иностранных граждан, отбывающих наказание на территории Российской Федерации, превышает количество российских граждан, находящихся в пенитенциарной сфере за рубежом.

Иностранные граждане и лица без гражданства, осужденные на территории РФ, могут быть переданы для исполнения наказания в виде лишения свободы на территорию государства их гражданства или постоянного места жительства. По мнению Д.Н. Шурухновой, под передачей осужденного понимается «акт международного сотрудничества, осуществляемый в установленных целях в

отношении определенной категории граждан»1. Для осуществления процесса передачи осужденного для отбывания им наказания на родине должны быть определенные условия:

* Преподаватель кафедры уголовно-исполнительногоправа (Самарский юридический институт ФСИН России).

E-mail: agent-lika@mail.ru

- международно-правовое сотрудничество государства, вынесшего приговор в отношении осужденного, и государства, принимающего осужденного;

- дальнейшее отбывание наказания в государстве своего гражданства;

- отсутствие у осужденного гражданства передающего государства;

- отсутствие у осужденного постоянного места жительства в государстве вынесения приговора;

- исходящая инициатива на передачу осужденного от государства, вынесшего приговор, либо от государства, его принимающего, или от самого осужденного, его родственников, представителей;

- назначение осужденному наказания судом сроком не менее шести месяцев;

- распространение на осужденного иностранного гражданина сферы действия уголовного и уголовно-исполнительного законодательства у себя на родине;

- невозможность исполнения наказания ввиду истечения срока давности или по иному основанию в государстве исполнения приговора.

Главная цель уголовно-исполнительного законодательства- исправление осужденного. Ее достижение быстрее происходит в государстве гражданства иностранных лиц. На родине осужденному легче поддерживать отношения с семьей, у него отсутствует языковой барьер2.

Кроме того, в ст. 471 УПК РФ в перечне оснований отказа лицу, осужденному к лишению свободы, в отбывании наказания на родине, называется отсутствие гарантий исполнения приговора в части гражданского иска, исходящих от осужденного или от иностранного государства. Так, на Алтае в ЛИУ № 1 находился осужденный за незаконный сбыт наркотиков в особо крупном размере гражданин Республики Таджикистан, который пожелал отправиться в свое родное государство. Он обратился с ходатайством в УФСИН России, его просьбу рассмотрели Генеральная прокуратура и парламент Таджикистана. Таджикская сторона взяла на себя обязательства по обеспечению исполнения наказания, к которомуроссий-ский суд приговорил наркоторговца, в полном объеме без пересмотра приговора. Материальный иск - 11 тыс. 898 рублей - был полностью погашен, в связи с этим суд решил передать осужденного для дальнейшего отбывания наказания в Таджикистан3.

Осужденный иностранный гражданин вправе сам решать, где ему лучше отбывать наказа-

ние: у себя на родине либо в государстве, где вынесен приговор. По мнению В. Ерохина, лишая иностранца возможности отбывать назначенное ему наказание в отечественном государстве, мы подвергаем его двойному наказанию: не только изолируем его от общества, определяя наказание в виде лишения свободы, но и «препятствуем» контактам с родными, близ-кими4.

Интересен тот факт, что, во-первых, не все осужденные хотят освободиться, во-вторых, они не желают отбывать наказание в родных стенах. Причина кроется в опасении китайцев и корейцев за свою жизнь, так как за совершенные ими преступления на территории РФ в их государствах предусмотрена смертная казнь5. Очевидцы, посещавшие места отбывания наказания в Китае, отмечают, что условия отбывания наказания в России мягче, чем в китайском государстве5.

К.Е. Колибаб указывает, что «возражения осужденного против передачи для отбывания наказания в государство его гражданства не являются безусловным основанием для отказа в осуществлении передачи..»7. Аргументируя свою точку зрения, ученый ссылается на то, что по законодательству Российской Федерации и других государств за субъектомотбывания наказания не закрепляется право выбора места отбывания наказания. Как нам представляется, если придерживаться подобной позиции, то будет необоснованно уходить на задний план сама цель уголовно-исполнительного законодательства - исправление осужденного. Мы имеем в виду то, что, решив воспользоваться правом отбывать наказание на родине, осужденный реализует правомочие на положительные действия, являющееся структурным элементом субъективного права. В связи с этим полагаем не вполне справедливым подход, в соответствии с которым осужденный передается в государство своего гражданства без собственного волеизъявления. На наш взгляд, в этом случае он будет подвергаться дополнительному принуждению со стороны государства исполнения приговора.

Полагаем, что Россия предприняла ответственный и важный шаг для дальнейшего развития международного сотрудничества в сфере уголовной юстиции, ратифицировав Конвенцию о передаче осужденных лиц и Дополнительный протокол к ней8. Фундаментальные правовые нормы о передаче осужденных содержатся в Конституции Российской Федерации (ст. 61 которой запрещает выдавать другому государству собственных граждан).

Проблемы уголовно-исполнительного права

Проблемы уголовно-исполнительного права

Институт передачи осужденного для исполнения наказания в виде лишения свободы в государстве его гражданства урегулирован гл. 53 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Ранее общим основанием для передачи осужденного служил международный договор Российской Федерации с определенным иностранным государством Законодателем позиционируется, что теперь при передаче осужденного иностранного гражданина для отбывания наказания на родину Россия не должна подписывать отдельные договоры с государством исполнения приговора, если оно тоже является участником Конвенции.

Необходимопризнать, что институт передачи осужденных иностранных граждан для исполнения наказания в государстве их гражданства недостаточно регулируется на внутригосударственном уровне. До 2001 г. ни в одном из кодифицированных нормативных правовых актов уголовно-правового характера законодатель не устанавливал правовые основания регулирования указанного института. Отметим, что в юридической литературе существовала точка зрения, согласно которой институт передачи осуж-

денных для отбывания наказания в государство своего гражданства, должен регламентироваться законодательством, регулирующим вопросы исполнгнияи отбываниянаказания. В.Ф. Цепелев называл среди причин редкого применения рассматриваемого правового института отсутствие правовой нормы в Основах исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик, ИТК РСФСР и союзных республик, закрепляющей передачу осужденного в страну гражданства9. Подвергая анализу представленную точку зрения, несложно заметить, что по замыслу ученого взаимодействие государства вынесения приговора и государства исполнения приговора должно было протекать в рамках уголовно-исполнительных правоотношений.

Институт передачи осужденного носит межотраслевой (комплексный) характер и содержит в себе как материальные, так и процессуальные нормы права. Как справедливо пишет Н.В. Витрук, формирование межотраслевого института определяется видами общественных отношений и субъектами права10.

1 Шурухнова Д.Н. Выдача, передача и выдворение лиц в отношенияхгосударств(права, законные интересы личности и их гарантии): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 7.

2 См.: Там же. С. 128; КолибабК.Е. Институт передачи осужденных для отбывания наказания в другие государства// Журн рос. права. 1999. № 5/6. С. 91.

3 http://www.bankfax.ru

4 См.: Ерохин В. Передача осужденныхна родину для дальнейшего отбывания наказания // Рос. юстиция. 1999. № 8. С. 4.

5 См.: Ворошилова И. Иностранцы в тюрьме: на амурской зоне, как в санатории // http://www.amurpravda.ru.

6 См.: Там же.

7 Колибаб К.Е. Указ соч. С. 95.

8 См.: О ратификации Конвенции о передаче осужденныхлиц и Дополнительногопротоколак ней: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 206-ФЗ // Рос. газ. 2007. 31 июля.

9 См.: Цепелев В.Ф. Уголовнаяответственностьиностранных граждан. М., 1992. С. 55.

10 Цит. по: Система советскогоправа и перспективаее развития // Сов. гос-во и право. 1982. № 7. С. 105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.