Научная статья на тему 'Решение вопросов экстрадиции преступников и передачи осужденных по законодательству некоторых стран Содружества независимых государств'

Решение вопросов экстрадиции преступников и передачи осужденных по законодательству некоторых стран Содружества независимых государств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1470
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
международное сотрудничество / уголовное судопроизводство / исполнение приговора / передача осужденных / государство гражданства / лишение свободы / экстрадиция / international cooperation / criminal proceedings / execution of sentence / transfer of convicted persons / state of citizenship / deprivation of liberty / extradition.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Людмила Леонидовна Санташова, Ирина Николаевна Серякова, Александр Михайлович Смирнов

В статье рассматриваются вопросы экстрадиции преступников и передачи осужденных по законодательству Армении, Узбекистана и Беларуси. Особое внимание авторы уделяют вопросам международного сотрудничества государств в указанной сфере. Исследуются также порядок, условия и основания передачи осужденных. Определены компетентные органы, участвующие в этой сфере. Делается вывод о необходимости унификации правовой регламентации данных процедур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Людмила Леонидовна Санташова, Ирина Николаевна Серякова, Александр Михайлович Смирнов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The decision of questions of extradition and transfer of convicted persons under the laws of some countries of the Commonwealth of Independent States

The article deals with the extradition of criminals and the transfer of convicts under the laws of Armenia, Uzbekistan and Belarus. The authors pay special attention to the issues of international cooperation of States in this sphere. They also investigate the procedure, conditions and grounds for the transfer of convicts. The competent authorities of the States involved in this field have been identified. The conclusion is made about the need to unify the legal regulation of these procedures.

Текст научной работы на тему «Решение вопросов экстрадиции преступников и передачи осужденных по законодательству некоторых стран Содружества независимых государств»

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24411/2312-0444-2018-10066

РЕШЕНИЕ ВОПРОСОВ ЭКСТРАДИЦИИ ПРЕСТУПНИКОВ И ПЕРЕДАЧИ ОСУЖДЕННЫХ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ НЕКОТОРЫХ СТРАН СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Людмила Леонидовна САНТАШОВА,

старший преподаватель кафедры уголовно-исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными Вологодского института права и экономики ФСИН России, кандидат юридических наук E-mail: [email protected]

Ирина Николаевна СЕРЯКОВА, научный сотрудник организационно-научного отдела Вологодского института права и экономики ФСИН России E-mail: [email protected]

Александр Михайлович СМИРНОВ,

ведущий научный сотрудник НИЦ-3 Научно-исследовательского института ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected]

Научные специальности: 12.00.09 — уголовный процесс;

12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы экстрадиции преступников и передачи осужденных по законодательству Армении, Узбекистана и Беларуси. Особое внимание авторы уделяют вопросам международного сотрудничества государств в указанной сфере. Исследуются также порядок, условия и основания передачи осужденных. Определены компетентные органы, участвующие в этой сфере. Делается вывод о необходимости унификации правовой регламентации данных процедур.

Ключевые слова: международное сотрудничество, уголовное судопроизводство, исполнение приговора, передача осужденных, государство гражданства, лишение свободы, экстрадиция.

Annotation. The article deals with the extradition of criminals and the transfer of convicts under the laws of Armenia, Uzbekistan and Belarus. The authors pay special attention to the issues of international cooperation of States in this sphere. They also investigate the procedure, conditions and grounds for the transfer of convicts. The competent authorities of the States involved in this field have been identified. The conclusion is made about the need to unify the legal regulation of these procedures.

Keywords: international cooperation, criminal proceedings, execution of sentence, transfer of convicted persons, state of citizenship, deprivation of liberty, extradition.

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства является сложным комплексным институтом уголовно-процессуального законодательства, регулирующим общественные отношения в сфере правовой помощи по уголовным делам1.

В понятие «правовая помощь» с точки зрения расширительного толкования включается не только производство процессуальных и след-

ственных действий, но и экстрадиция (выдача), уголовное преследование, передача предметов и передача лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государство гражданства2. Последнее направление носит межотраслевой характер и касается не только сфер национального уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, но и международного права3.

№ 3/2018

В связи с тем, что в указанных процедурах участвуют разные государства с различными пенитенциарными системами и своим процессуальным законодательством, обратимся к изучению особенностей их правового регулирования в ряде стран Содружества Независимых Государств.

Республика Армения

В Уголовно-процессуальном кодексе Республики Армения4 (далее — УПК Армении) отсутствует правовое закрепление вопросов передачи осужденных, но детально регламентирована процедура экстрадиции. Примечательно, что его глава 54, регламентирующая отношения судов, прокуроров и иных субъектов при оказании правовой помощи по уголовным делам, находится в разделе 14 данного нормативного акта «Особые производства».

В соответствии со ст. 480 УПК Армении компетентные государственные органы обязаны выдать лицо, находящееся на ее территории и скрывающееся от привлечения к уголовной ответственности в другом государстве, по требованию компетентных органов иностранного государства. Выдача лица по смыслу уголовно-процессуального закона Республики Армения производится за деяния, являющиеся уголовно наказуемыми лишением свободы сроком от одного года.

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Армении возможна коллизия требований об экстрадиции в случае, если об экстрадиции поступят требования от нескольких государств. Запрошенное учреждение само решает, какое из этих требований подлежит удовлетворению. УПК Армении допускает повторную экстрадицию в случае, если выданное лицо уклоняется от отбывания наказания.

Республика Узбекистан

В уголовно-процессуальном законодательстве Республики Узбекистан нормы о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, отсутствуют, что является пробелом законодательства. В то же время Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан5 (далее — УПК Узбекистана) регламентирует смежный институт — выдачу осужденных. В случаях и в порядке, предусмотренных международными договорами и соглашениями, прокуратура Республики Узбекистан обращается к соответствующим учреж-

дениям иностранного государства с требованием о такой выдаче лица, если в отношении него возбуждено уголовное дело или вынесен обвинительный приговор.

В соотвествии с УПК Узбекистана лицо, выданное Республике Узбекистан иностранным государством, не может быть привлечено к уголовной ответственности, подвергнуто наказанию, а также передано третьему государству за преступление, которое было совершено им до выдачи и за которое оно не было выдано, без согласия государства, его выдавшего.

В соответствии со ст. 532 УПК Узбекистана вопросы об исполнении приговора разрешаются судьей в судебном заседании с участием прокурора и осужденного, которому обеспечиваются его права. В стадии исполнения приговора осужденный вправе обращаться в суд с заявлениями, участвовать в судебном заседании и давать показания, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, знакомиться со всеми материалами дела, приносить жалобы на действия и решения суда.

При рассмотрении в этой стадии судьей вопросов в отношении осужденных, не достигших совершеннолетия, а также страдающих физическими или психическими недостатками, участие защитника является обязательным.

Рассмотрение дела начинается с оглашения представления или ходатайства, после чего судья исследует материалы и выслушивает мнения явившихся в судебное заседание лиц. Последним выступает осужденный или его защитник. Затем судья удаляется в отдельную комнату для вынесения определения.

Республика Беларусь

В Республике Беларусь основными нормативными правовыми актами, регламентирующими передачу осужденных, являются: Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее — УПК РБ), Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания от 6 марта 1998 г.6, двусторонние международные договоры.

Порядок рассмотрения обращений о передаче осужденных, процедура передачи, компетентные органы по передаче и т.д. в перечисленных нормативных правовых актах различны. Если международными договорами Республики Беларусь не определен порядок правовой помощи, то при ее оказании применяется порядок, установленный УПК РБ.

№ 3/2018

Согласно ст. 473 УПК РБ обязательным условием, предшествующим передаче осужденного, является наличие:

1) вступившего в законную силу приговора суда Республики Беларусь;

2) гражданства у осужденного иностранного государства;

3) согласия передаваемого осужденного;

4) письменного обязательства органа иностранного государства об исполнении приговора суда Республики Беларусь;

5) шести и более месяцев срока отбывания наказания.

Передача осужденного возможна, если приговор уже вступил в законную силу.

Проанализировав международные договоры и законодательство других государств, можно выделить случаи недопущения передачи лица, осужденного судом Республики Беларусь, иностранному государству:

1) если в стране его гражданства данное деяние не является преступным;

2) наказание не может быть исполнено (но в целях претворения в жизнь принципа попЫвЬ-тйвт следует признать возможной передачу, если лицо уже понесло наказание в стране своего гражданства за то же деяние);

3) в случае, если осужденный имеет больше правовых связей с Республикой Беларусь ввиду постоянного места жительства;

4) передача может нанести ущерб суверенитету, безопасности или иным интересам Республики Беларусь;

5) не возмещен ущерб, причиненный преступлением, и иностранное государство не дает гарантии его возмещения;

6) осужденное лицо может быть подвергнуто в иностранном государстве пыткам либо негуманному или унизительному наказанию;

7) осуждение лица за деяние, предусмотренное гл. 32 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК РБ) (преступления против государства);

8) осужденный был ранее выдан Республике Беларусь третьим государством, и согласие этого государства на передачу не получено;

9) иностранное государство не обеспечивает взаимности7.

Таким образом, исследование зарубежного опыта экстрадиции преступников и передачи осужденных выявило проблему отсутствия правовой регламентации данного института в УПК Армении и УПК Узбекистана. На наш взгляд, национальное законодательство стран — участниц СНГ должно быть унифицировано в соответствии с Конвенцией о передаче осужденных от 6 марта 1998 г., как это сделано в Республике Беларусь.

1 Цепелев В.Ф. Уголовно-правовые, криминологические и организационные аспекты международного сотрудничества в борьбе с преступностью: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2001. С. 9.

2 См.: Волженкина В.М. Оказание правовой помощи по уголовным делам в сфере международного сотрудничества. СПб., 1999. С. 34;

Строганова А.К. Экстрадиция в уголовном процессе Российской Федерации. М., 2005. С. 11.

3 Санташов А.Л., Санташова Л.Л. Процессуальные гарантии реализации прав осужденных к лишению свободы на различных этапах передачи для отбывания наказания в государство их гражданства // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2015. № 2 (30). С. 48—52.

4 Уголовно-процессуальный кодекс Республики Армения от 01.09.1998 г. № ЗР-248 (ред. 22.07.2014 г.) // URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=314250

05 (Дата обращения: 17.05.2018)

5 Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан от 22.09.1994 г. (ред. от 20.08.2015 г.) // URL: http://fmc.uz/legisl.php?id=k_ug_pr (Дата обращения: 17.05.2018)

6 Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания от 06.03. 1998 г. // Содружество. Информационный вестник совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1998. № 1. С. 47—53.

7 Вопросы передачи осужденных по Уголовно-исполнительному кодексу Республики Беларусь // URL: http:// icpo-vad.tripod.com/bericht.html: (Дата обращения: 16.05.2018)

№ 3/2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.