УДК 343 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2018-10114
ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕДАЧИ ОСУЖДЕННЫХ ДЛЯ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ МОЛДОВЫ
Людмила Леонидовна САНТАШОВА, старший преподаватель кафедры уголовно-исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными Вологодского института права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний РФ, кандидат юридических наук E-mail: [email protected]
Ирина Николаевна СЕРЯКОВА, научный сотрудник организационно-научного отдела Вологодского института права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний РФ E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы осуществления передачи осужденных для дальнейшего отбывания наказания в государства их гражданства по законодательству Молдовы. Особое внимание авторы уделяют вопросам международного сотрудничества государств в указанной сфере. Исследуются также порядок, условия и основания передачи осужденных. Определены компетентные органы государств, участвующие в этой сфере. Делается вывод о возможности заимствования молдавского опыта правовой регламентации данной процедуры российским законодателем.
Ключевые слова: международное сотрудничество, уголовное судопроизводство, исполнение приговора, передача осужденных, государство гражданства, лишение свободы.
Annotation. The article deals with the issues of transfer of convicts for further serving of sentence to the state of their citizenship under the legislation of Moldova. The authors pay special attention to the issues of international cooperation of States in this sphere. They also investigate the procedure, conditions and grounds for the transfer of convicts. The competent authorities of the States involved in this field have been identified. The conclusion is made about the possibility of mutual Moldovan experience of legal regulation of this procedure by the Russian legislator.
Keywords: international cooperation, criminal proceedings, execution of sentence, transfer of convicted persons, state of citizenship, deprivation of liberty.
Александр Михайлович СМИРНОВ, ведущий научный сотрудник НИЦ-3 Научно-исследовательского института Федеральной службы исполнения наказаний РФ, кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected]
Научные специальности: 12.00.09 — уголовный процесс;
12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018
В настоящее время весьма актуальными являются проблемы сравнительного правоведения1 и унификации законодательства криминального цикла2, в том числе в сфере правового регулирования передачи осужденных для отбывания наказания в государства их гражданства3.
Так, иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации только за 2017 г. совершено более 41 тыс. преступлений, в том числе гражданами государств участников СНГ — 36,2 тыс. преступлений, а их удельный вес составил 88,3%4.
Для обеспечения эффективности осуществления передачи осужденных и их исправления, а также предупреждения совершения ими новых преступлений необходима четкая правовая регламентация данной процедуры как в российском, так и зарубежном законодательстве5. В связи с этим представляется достаточно актуальным изучение соответствующего зарубежного опыта правового регулирования на примере законодательства Молдовы.
Анализируя уголовно-процессуальное законодательство Республики Молдова, следует сказать о том, что данная процедура носит судебный характер. Глава, посвященная передаче осужденных лиц, содержится в разд. IX Уголовно-процессуального кодекса Республики Молдова (далее — УПК Республики Молдовы) «Международная правовая помощь по уголовным делам», институт передачи именуется как «перевод осужденных лиц»6.
В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Республики Молдова основанием для перевода осужденных лиц может являться заявление осужденного судебной инстанцией Республики Молдова; заявление лица, осужденного к лишению свободы иностранной судебной инстанцией; запрос о переводе как от государства осуждения, так и от государства исполнения приговора.
Условия передачи осужденных лиц по УПК Республики Молдовы существенно отличаются от условий, обозначенных в УПК РФ.
Так, в УПК Республики Молдова содержатся такие условия, которых нет в УПК РФ:
1) окончательность решения;
2) срок наказания должен составлять не менее шести месяцев;
3) согласие осужденного лица или его законного представителя;
4) судебная инстанция должна быть уверена, что осужденный не будет подвергнут бесчеловечному или унижающему достоинству обращению;
5) согласие государств, выступающих сторонами передачи.
Относительно субъектов, подлежащих передаче, УПК Республики Молдова предусматривает, что передаче подлежат как граждане государства, так и лица, имеющие постоянное место жительства (ст. 552 УПК Республики Молдова). Отличительной особенностью является то, что по законодательству Республики Молдова можно передать лицо, осужденное к лишению свободы, без его согласия по следующим основаниям:
1) если указанное лицо совершило бегство из государства, в котором вынесен приговор;
2) если указанное лицо подлежит выдворению или депортации.
Таким образом, в соответствии с УПК Республики Молдовы разрешена принудительная передача осужденных.
В молдавском законодательстве закреплена обязанность компетентных органов государства осуждения проинформировать осужденного о его праве обращаться с заявлением о переводе для дальнейшего отбывания наказания (ст. 553 УПК Республики Молдова).
На наш взгляд, подобное положение необходимо было бы закрепить и в УПК РФ, определив правовой статус представителя федерального органа, исполняющего наказание, с установлением обязанности разъяснять осужденному его право на подачу ходатайства, а также правовые последствия таковой.
Порядок передачи осужденных помимо УПК регламентируется также нормативными актами Министерства юстиции Республики Молдова7.
Заявление осужденного или компетентных органов иностранных государств рассматривается судом с участием защитника осужденного и представителя министра юстиции. В то же время законодательством существенно ограничены процессуальные права осужденного как участника судопроизводства, поскольку он должен быть наделен правом личного участия по делам о передаче и иметь возможность делать выписки, давать объяснения, заявлять отводы, представлять доказательства, а также обжаловать судебное решение.
Участие прокурора по делам о передаче как по законодательству Республики Молдова, так и по законодательству России является обязательным. Рассмотрение дела начинается с док-
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018
лада представителя органа, подавшего ходатайство, или с объяснения лица, подавшего заявление. Судебная инстанция обязана исследовать представленные материалы, установить, соблюдены ли все условия, необходимые для передачи осужденного, заслушать мнение прокурора и вынести определение.
Относительно процессуального статуса участников судопроизводства по передаче осужденных в Республике Молдова следует заметить, что наиболее полно регламентирован правовой статус защитника (ст. 471 УПК Республики Молдова).
В частности, закреплены основания его обязательного участия:
1) при разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора в отношении несовершеннолетних;
2) в отношении лиц с физическими или психическими недостатками, препятствующими им осуществлять свои права на защиту;
3) в отношении лиц, не владеющих языком судопроизводства;
4) в других случаях, когда этого требуют интересы правосудия.
Считаем необходимым закрепление подобных положений и в УПК РФ, в частности, правового статуса адвоката с включением случаев его обязательного участия в стадии исполнения приговора.
В то же время следует отметить, что в молдавском законодательстве недостаточно урегулирован процессуальный статус других участников судопроизводства: осужденного, представителя органа, исполняющего наказание, прокурора.
Законодателем предусмотрена возможность обжалования определения судебной инстанции по делам о передаче заинтересованными лицами в 15-дневный срок в кассационном порядке (ст. 472 УПК Республики Молдова).
К положительному опыту Республики Молдова, следует отнести включение дополнительных условий передачи, предусмотренных в международных договорах Российской Федерации:
1) окончательность решения;
2) срок наказания должен составлять не менее шести месяцев;
3) согласие осужденного лица или его законного представителя;
4) судебная инстанция должна быть уверена, что осужденный не будет подвергнут бесчеловечному или унижающему достоинству обращению;
5) согласие государств, выступающих сторонами передачи.
Кроме того, отличительной особенностью молдавского законодательства является расширенный круг субъектов, подлежащих передаче (как граждане государств, так и лица, имеющие постоянное место жительства).
Таким образом, исследование опыта правотворчества Молдовы в сфере передачи осужденных выявило некоторые положительные моменты, свидетельствующие о возможности их рецепции для отечественного законодательства.
1 Тепляшин П.В. Европейские пенитенциарные системы. М., 2018. С. 3—8.
2 Санташов А.Л. Исполнение лишения свободы в отношении несовершеннолетних: вопросы законодательной техники и дифференциации: Автореф. ... дис. канд. юрид. наук. Казань, 2006. С. 8—10.
3 Волеводз А.Г. Правовое регулирование новых направлений международного сотрудничества в сфере уголовного процесса. М., 2002. С. 3—10.
4 Состояние преступности в России за 2017 г. // Офиц. сайт МВД России // URL: Шрз://мвд.рф (Дата обращения: 01.06.2018)
5 Санташов А.Л., Санташова Л.Л. Процессуальные гарантии реализации прав осужденных к лишению свободы на различных этапах передачи для отбывания наказания в государство их гражданства // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2015. № 2 (30). С. 48—52.
6 Уголовно-процессуальный кодекс Республики Молдова: Закон Республики Молдова № 122-XV от 14.03. 2003 г. // URL: http://online.zakon.kz/Document/ ?doc_id=30397729&mode=p&page=24 (Дата обращения: 18.05.2018)
7 Об утверждении Положения об организации, передаче и / или принятии осужденных лиц в / из Республики Молдова департаментом пенитенциарных учреждений Министерства юстиции: Приказ Министерства юстиции Республики Молдова от 13.11.2013 г. № 487 // URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=67549 (Дата обращения: 18.05.2018)
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018