Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ЖЕРТВАМ БЫТОВОГО НАСИЛИЯ В РАМКАХ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ЖЕРТВАМ БЫТОВОГО НАСИЛИЯ В РАМКАХ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
392
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЫТОВОЕ НАСИЛИЕ / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / КЕЙС-МЕНЕДЖЕР / СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАЩИТНИК / ОРГАНИЗАЦИИ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ / ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА / КООРДИНАЦИЯ / СЕРВИСНАЯ МОДЕЛЬ / ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Акимжанов Ерик Серикович

Принятие специального закона о профилактике бытового насилия и ряда сопутствующих нормативных правовых актов Республики Казахстан по недопущению бытового насилия в семье и оказанию помощи его жертвам не решили проблем межведомственного взаимодействия субъектов профилактики бытового насилия. В статье проведен сравнительный анализ правовых оснований по взаимодействию субъектов профилактики правонарушений некоторых зарубежных стран при оказании специальных социальных услуг жертвам бытового насилия. В заключении обоснованы выводы по использованию зарубежного опыта для совершенствования законодательства Казахстана по вопросам межведомственного взаимодействия субъектов профилактики правонарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Акимжанов Ерик Серикович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE IN PROVIDING ASSISTANCE TO VICTIMS OF DOMESTIC VIOLENCE WITHIN THE FRAMEWORK OF INTERDEPARTMENTAL COOPERATION

The adoption of a special law on the prevention of domestic violence and a number of related regulatory legal acts of the Republic of Kazakhstan on the prevention of domestic violence in the family and the provision of assistance to its victims did not solve the problems of interdepartmental interaction of subjects of prevention of domestic violence. The article provides a comparative analysis of the legal grounds for the interaction of the subjects of crime prevention in some foreign countries in the provision of special social services to victims of domestic violence. In the conclusion, the conclusions on the use of foreign experience to improve the legislation of Kazakhstan on the issues of interdepartmental interaction of the subjects of crime prevention are substantiated.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ЖЕРТВАМ БЫТОВОГО НАСИЛИЯ В РАМКАХ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

Зарубежный опыт оказания помощи жертвам бытового насилия в рамках межведомственного взаимодействия

ЕРИК СЕРИКОВИЧ АКИМЖАНОВ,

(подготовки научных и научно-педагогических кадров) (Академия управления МВД России) E-mail: Er.ema@bk.ru

Foreign experience in providing assistance to victims of domestic violence within the framework of interdepartmental cooperation

ERIK SERIKOVICH AKIMZHANOV,

Adjunct of the 3rd Faculty (Training of Scientific and Scientific-Pedagogical Staff) (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

E-mail: Er.ema@bk.ru

УДК 342

Аннотация. Принятие специального закона о профилактике бытового насилия и ряда сопутствующих нормативных правовых актов Республики Казахстан по

недопущению бытового насилия в семье и оказанию

-

ственного взаимодействия субъектов профилактики

бытового насилия. В статье проведен сравнительный

-

--

ных услуг жертвам бытового насилия. В заключении

обоснованы выводы по использованию зарубежного

-

-

действия субъектов профилактики правонарушений.

Ключевые слова и словосочетания: бытовое насилие; межведомственное взаимодействие; зарубежный опыт; кейс-менеджер; социальный защитник; организации оказания помощи; психокоррекционная программа; координация; сервисная модель; профилактика правонарушений.

Annotation. The adoption of a special law on the prevention of domestic violence and a number of related regulatory legal acts of the Republic of Kazakhstan on the prevention of domestic violence in the family and the provision of assistance to its victims did not solve the problems of interdepartmental interaction of subjects of prevention of domestic violence. The article provides a comparative analysis of the legal grounds for the interaction of the subjects of crime prevention in some foreign countries in the provision of special social services to victims of domestic violence. In the conclusion, the conclusions on the use of foreign experience to improve the legislation of Kazakhstan on the issues of interdepartmental interaction of the subjects of crime prevention are substantiated.

Keywords and phrases: domestic violence; interagency interaction; foreign experience; case manager; social defender; assistance organizations; psychocorrectional program; coordination; service model; prevention of offenses.

дной из актуальных проблем современного общества является бытовое насилие в семье, которое носит глобальный масштаб, представляя собой особую социаль-

ную проблему не только в Казахстане, но и во всем мире [4, с. 3].

Н. О. Плешкова считает, что насилие вы-

ской, экономической, физической, сексуаль-

По мнению Е. А. Яблочкиной, «семейное насилие — представляет популярную

-

туацию». Жертвами насилия в семье в 51,4 % случаев становятся женщины; около 2 тыс. несовершеннолетних лишаются жизни; около 50 тыс. детей сбегают из домов [6, с. 4].

--

тивное влияние на детей и всех членов семьи.

-

захстан (далее — РК), должны кардинально

изменить положение с превенцией бытового

-

--

на на оказание правоохранительных услуг

по сервисной модели. В ежегодном Послании

-

-

сивном мире институт полиции развивается

-

-

та привела к фрагментарным результатам» [2].

Под «сервисной полицией понимается стиль

-

-

ство с обществом» [5].

В Казахстане мы наблюдаем позитивные

моменты, связанные с профилактическими

-

лием. Согласно данным Бюро национальной

статистики Агентства по стратегическому

-

-

чаев бытового насилия в отношении женщин из года в год уменьшается (в 2016 г. — 124 298,

96750)1. Однако проблема по-прежнему остается острой.

А. Б. Блага утверждает, что согласно про-

ниям основной причиной является наличие

-

-

нарушений, их неготовность действовать

в соответствии с новым законодательством.

-

-

1 Данные Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан (количество зарегистрированных случаев бытового насилия в отношении женщин с 2016 по 2019 г.) URL: https://gender.stat.gov. kz/page/frontend/detail?id=85&slug=-70&cat_id=4&lang=ru (дата обращения: 23.08.2021).

га либо лица, проживающего с ними, в связи с чем жертвы насилия в большинстве случаев продолжают оставаться один на один с про-

Модельный закон ООН гласит, что госу-

-

-

дарственных, общественных и частных услуг федерального и местного уровней2.

В Киргизской Республике определены субъекты профилактики нарушений, к ним относятся: государственные органы и органы местного самоуправления. Некоммерческие организации, юридические и физические

лица могут оказывать содействие субъектам

-

влении профилактики правонарушений3.

--

ное взаимодействие. Но в компетенции каждого

органа указано, что они обязаны сотрудничать

-

управления, общественными организациями

-

филактики правонарушений.

Но заслуживает внимание деятельность общественно-профилактических центров,

которые начали создаваться в Киргизии

-

низациями.

В статье 4 Закона Республики Беларусь

-

ности по профилактике правонарушений»

-

-

чается в координации действий и оперативного

-

--

ках взаимодействия организуют подготовку

работников организаций, предоставляющих

-

ции жилищного фонда по вопросу содействия

-

Следует отметить, что в Республике Беларусь отсутствует специализированный закон по вопросу профилактики насилия в быту.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Модельное законодательство ООН о насилии в семье. URL: http://www.gender.cawater-info.net/publications/pdf/mod_un.pdf (дата обращения: 03.06.2021).

3 Об основах профилактики правонарушений: закон Киргизской Республики от 5 мая 2021 г. № 60. URL: http://cbd.minjust.gov. kg/act/view/ru-ru/l 12231 (дата обращения: 04.06.2021).

4 Об основах деятельности по профилактике правонарушений:

закон Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 122. URL: https://

kodeksy-by.com/zakon_rb_ob_osnovah_deyatelnosti_po_profilaktike_

pravonarushenij.htm (дата обращения: 09.06.2021).

В Республике Узбекистан на основании

-

филактике правонарушений» отражена роль

обеспечения взаимодействия деятельности

-

-

ний, а также координацию их деятельности,

что является приоритетной задачей системы

-

-

ной власти на местах в области профилактики

-

нистров Республики Узбекистан. На местах такой компетенцией также наделены органы

государственной власти, непосредственно

-

--

щий превенцию бытового насилия в семье.

-

та по принятию отдельного законопроекта № 1183390-6 «О профилактике семейно-бы-тового насилия»6. Однако проблемы предупреждения правонарушений закреплены в Федеральном законе от 23 июня 2016 г. № 182 «Об основах системы профилактики

правонарушений в Российской Федерации»,

-

шенствование механизмов эффективного взаимодействия субъектов профилактики

правонарушений с лицами, участвующими

-

-

упреждения правонарушений7.

-

тики правонарушений и лиц, участвующих

-

-

ной власти в пределах своей компетенции. При ведении профилактического учета

субъекты профилактики правонарушений

-

ветствии с законодательством Российской Федерации посредством межведомственных

запросов, в том числе в электронной форме

-

ственного электронного взаимодействия.

5 О профилактике правонарушений: закон Республики Узбекистан от 14 мая 2014 г. № 371. URL: https://lex.uz/docs/2387359 (дата обращения: 07.06.2021).

6 Проект Федерального закона № 1183390-6 «О профилактике семейно-бытового насилия» от 28 сентября 2016 г. URL: https://sozd. duma.gov.ru/bffl/1183390-6 (дата обращения: 20.08.2021).

7 Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации [Электронныйресурс]: федер. закон от23 июня2016 г. № 182. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

--

вету, где принимают участие представители

следующих министерств: труда и социальной

-

--

дарственного агентства молодежи и спорта,

-

ной комиссии по борьбе с трафиком людей, Национального совета по наркотическим

средствам, Национального статистического

-

-

ведомственного взаимодействия субъектов профилактики бытового насилия является Межведомственный Совет по профилактике

бытового насилия. В Законе Грузии от 25 мая

-

--

петенции субъектов профилактики бытового

-

-

зации деятельности министерств, агентств, НПО и граждан, участвующих в поддержании правопорядка9.

--

нему насилию возложено на центральные и местные органы публичного управления. Согласно ст. 8 Закона Республики Молдова от 1 марта 2007 г. № 45 «О предупреждении и пресечении насилия в семье» центральные

и местные органы публичного управления

-

-

лие в семейном кругу, жертвам предоставляют

защиту10. В республике функционирует Меж-

ласти предупреждения и пресечения насилия

-

--

онном совете утверждается постановлением

8 О защите от насилия в семье: закон Республики Болгария от 29 марта 2005 г. № 27. URL: https://pandia.ru/text/80/213/19010.plip (дата обращения: 08.06.2021).

9 О пресечении насилия в семье, защите и оказании помощи жертвам насилия в семье: закон Республики Ррузия от 25 мая 2006 г. № 3143. URL: https://matsne.gov.ge/ru/document/ view/26422?publication= 19 (дата обращения: 08.06.2021).

10 О предупреждении и пресечении насилия в семье: закон Республики Молдова от 1 марта 2007 г. № 45. URL: http://lex.justice. md/viewdoc.php?action=view&view=doc&id=327246&lang=2 (дата обращения: 09.06.2021).

В Республике Таджикистан в законе от 28 марта 2013 г. № 954 координирующим

органом предупреждения насилия в быту

-

жикистан. В Законе предусматривается,

что органами самоуправления сел и поселков

-

сающихся вопросов профилактики семейного насилия на прилегающих территориях11.

Больше в законе не оговорены механизмы

-

-

ется Правительством Таджикистана, которое является главным координатором.

-

номоченный орган исполнительной власти

в сфере предотвращения и противодействия

-

на Украины от 7 декабря 2017 г. № 2229-УШ

-

-

ет деятельность субъектов, осуществляющих

-

тиводействия домашнему насилию12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-

лактики осуществляется на основании Закона № 31 от 13 апреля 2001 г. «О предотвращении

насилия в семье и защите жертв». Согласно

-

-

бы с насилием и Национальная комиссия

-

-

ственной безопасности13.

-

нам власти оказывать финансовую помощь

-

-

вание национальным правительством создание новых объектов по оказанию помощи жертвам.

Полиция Нидерландов участвует лишь в тех

-

вых решений, гарантий неприкосновенности

-

--

действии решают проблемные вопросы семьи.

11 О предупреждении насилия в семье: закон Республики Таджикистан от 28 марта 2013 г. № 954. URL: https://base.spinform.ru/ show_doc.fwx?rgn=59053 (дата обращения: 09.06.2021).

12 О предотвращении и противодействии домашнему насилию: закон Украины от 7 декабря 2017 г. № 2229-V111. URL: https://kodeksy. com.ua/ka/o_predotvrawenii_i_protivodejstvii_domashnemu_nasiliyu. litm (дата обращения: 09.06.2021).

13 Sayuri Umeda. Japan: Two Laws Amended to Better Protect Women. August 23,2013. URL: https://www.loc.gov/law/foreign-news/ article/japan-two-laws-amended-to-better-protect-women/ (дата обращения: 09.06.2021).

-

фективная и обоюдная работа с семьей

-

ществляли контроль на протяжении всего

времени работы с проблемными семьями.

-

нимают участие только на первоначальных этапах, обеспечивая лишь безопасность всех

участников, реальные же сервисы реализуют

-

--

тики показал, что правовые основания внутриведомственного взаимодействия в ОВД

-

-

ны совершенствоваться в рамках Дорожной

-

-

вительства РК от 27 декабря 2018 г., реализация которой рассчитана до 2021 г. включительно.

Для этого необходимо изучить возможность

-

рии Республики Казахстан, а именно:

1) по опыту Киргизии создать на реги-

-

-

ставители всех субъектов профилактики правонарушений и гражданского общества;

2) исходя из правоприменительной прак-

-

-

смотреть возможность образования единой системы межведомственного электронного взаимодействия субъектов профилактики

правонарушений, с помощью которой будет

-

-

силия и иных правонарушений;

3) заслуживает внимание изучение деятель-

-

-

циональный Совет). Но в РК следует рассмотреть

-

-

вонарушений Правительства РК, а на местах — при местных исполнительных органах;

4) также заслуживает внимание деятельность координационного совета Республики

-

чения семейного насилия.

---

точной Европы и Центральной Азии, которые ближе по менталитету.

Список литературы:

2.

Блага Б. А. Полицейские проблемы домашнего насилия: анализ зарубежной

и отечественной практики. Национальный

-

жим доступа — URL: https://cwetochki.ru/ ref-statia-politseiskie-problemy-domashnego-nasiliia-analiz-zarubezhnoi-i-otechestvennoi-praktiki.html (дата обращения: 23.08.2021). Казахстан в новой реальности: время действий. Послание Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2020 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: https://www. akorda.kz/ru/addrcsscs/addrcsscs_of_p resident/ poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-1 -sentyabrya-2020-g (дата обращения: 02.06.2021).

6.

Плешкова H. О. Семейное насилие и пути его преодоления в современном российском обществе: региональный аспект: автореф. дис.... канд. соц. наук. Пенза, 2007.

-

менной России: социологический анализ:

-

бург, 2011.

Стражи порядка переходят на сервисный

-

опасности. URL: https://time.kz/articles/

-

щения: 23.08.2021).

Яблочкина Е. А., Васильева Н. В., Огин-ская Е. Д. Насилие в семье: методическое пособие для специалистов. Псков, 2013.

4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.