Научная статья на тему 'Сравнительно-правовой анализ административно-правовых мер профилактики бытового насилия (опыт Казахстана и России)'

Сравнительно-правовой анализ административно-правовых мер профилактики бытового насилия (опыт Казахстана и России) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
890
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
брак / бытовое насилие / домашнее насилие / правоохранительные органы / профилактика / семейные ценности / семья / неке / тұрмыстық зорлық-зомбылық / үй зорлық-зомбылық / құқық қорғау органдары / алдын алу / отбасылық құндылықтар / отбасы

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сыздыков Алмаз Жаксыбекович, Сагымбеков Бахытжан Жасамуратович

В данной статье проведен сравнительно-правовой анализ административного законодательства, стратегических документов и деятельности субъектов профилактики бытового (домашнего) насилия Республики Казахстан и Российской Федерации. Авторами определены значение и роль ключевых правовых актов, документов и программ, регулирующие механизм защиты института семьи в Республике Казахстан и Российской Федерации. В ходе анализа авторами изучен опыт Соединенных Штатов Америки, Канады, Молдовы, Российской Федерации, Кыргызской Республики и ряда других государств. По результатам анализа авторами сделан вывод, что проблеме бытового насилия в указанных государствах уделяется особое внимание, вместе с тем, несмотря на множество правовых актов и субъектов, осуществляющих поддержку и защиту семьи, проблема профилактики семейно-бытовых конфликтов остается наиболее актуальной. В связи с чем, в данной статье, авторами выявлены основные причины низкой эффективности профилактических мер и предложены законодательные пути их решения. Одним из главных проблем профилактики бытового (домашнего) насилия установлено не эффективность мер индивидуальной профилактики. Определены шесть основных мер профилактики правонарушений (защитное предписание, установление особых требований, административное задержание, примирение сторон, коррекционные программы, ранняя профилактика) в сфере бытового насилия требующих актуализации. По каждой из них предложены пути законодательных изменений и совершенствования правоприменительной практики. По мнению авторов, меры профилактики должны носить комплексный и системный характер, эффективность которых в большей степени зависит от взаимодействия всех уполномоченных органов в сфере профилактики бытового насилия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ТҰРМЫСТЫҚ ЗОРЛЫҚ-ЗОМБЫЛЫҚТЫҢ АЛДЫН АЛУДЫҢ ӘКІМШІЛІК-ҚҰҚЫҚТЫҚ ШАРАЛАРЫН САЛЫСТЫРМАЛЫ-ҚҰҚЫҚТЫҚ ТАЛДАУ (ҚАЗАҚСТАН МЕН РЕСЕЙ ТӘЖІРИБЕСІ)

Бұл мақалада Қазақстан Республикасы мен Ресей Федерациясының әкімшілік заңнамасына, стратегиялық құжаттарына және тұрмыстық (үй) зорлық-зомбылықтың алдын алу субъектілерінің қызметіне салыстырмалы-құқықтық талдау жүргізілді. Авторлар Қазақстан Республикасы мен Ресей Федерациясының отбасы институтын қорғау тетігін реттейтін негізгі құқықтық актілердің, құжаттар мен бағдарламалардың мәні мен рөлін анықтады. Талдау барысында авторлар Америка Құрама Штаттарының, Канада, Молдова, Ресей Федерациясының, Қырғыз Республикасының және басқа да бірқатар мемлекеттердің тәжірибесін зерттеді. Талдау нәтижелері бойынша авторлар аталған мемлекеттерде тұрмыстық зорлық-зомбылық мәселесіне ерекше көңіл бөлінетіндігі туралы қорытынды жасады, сонымен қатар отбасын қолдау мен қорғауды жүзеге асыратын көптеген құқықтық актілерге және субъектілерге қарамастан, отбасы-тұрмыстық жанжалдарды алдын алу мәселесі өзекті болып отыр. Осыған байланысты осы мақалада авторлар алдын алу шаралары тиімділігінің төмен болуының негізгі себептерін анықтап, оларды шешудің заңнамалық жолдарын ұсынды. Тұрмыстық (үй) зорлық-зомбылық алдын алудың басты мәселелерінің бірі ретінде жеке алдын алу шараларының тиімді еместігі анықталды. Өзектілікті талап ететін тұрмыстық зорлық-зомбылық саласындағы құқық бұзушылықты алдын алудың негізгі алты шаралары (қорғау нұсқамасы, ерекше талаптарды белгілеу, әкімшілік ұстау, тараптарды татуластыру, түзету бағдарламалары, ерте алдын алу) анықталды. Олардың әрқайсысы бойынша заңнамалық өзгерістер мен құқық қолдану тәжірибесін жетілдіру жолдары ұсынылды. Авторлардың пікірінше, алдын алу шаралары кешенді және жүйелі сипатқа ие болуы тиіс, олардың тиімділігі тұрмыстық зорлық-зомбылықтың алдын алу саласындағы барлық уәкілетті органдардың өзара іс-қимылына байланысты.

Текст научной работы на тему «Сравнительно-правовой анализ административно-правовых мер профилактики бытового насилия (опыт Казахстана и России)»

УДК 342.9.086:351.03

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ МЕР ПРОФИЛАКТИКИ БЫТОВОГО НАСИЛИЯ

(ОПЫТ КАЗАХСТАНА И РОССИИ)

Сыздыков Алмаз Жаксыбекович

Секретарь Ученого совета Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан, доктор (PhD), г. Нур-Султан, Республика Казахстан, e-mail: Asyzdukov@mail.ru

Сагымбеков Бахытжан Жасамуратович

Ведущий научный сотрудник Межведомственного научно-исследовательского института Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан, магистр юридических наук, г. Нур-Султан, Республика Казахстан, e-mail: sagimbekov@mail.ru

Ключевые слова: брак, бытовое насилие, домашнее насилие, правоохранительные органы, профилактика, семейные ценности, семья.

Аннотация. В данной статье проведен сравнительно-правовой анализ административного законодательства, стратегических документов и деятельности субъектов профилактики бытового (домашнего) насилия Республики Казахстан и Российской Федерации. Авторами определены значение и роль ключевых правовых актов, документов и программ, регулирующие механизм защиты института семьи в Республике Казахстан и Российской Федерации. В ходе анализа авторами изучен опыт Соединенных Штатов Америки, Канады, Молдовы, Российской Федерации, Кыргызской Республики и ряда других государств. По результатам анализа авторами сделан вывод, что проблеме бытового насилия в указанных государствах уделяется особое внимание, вместе с тем, несмотря на множество правовых актов и субъектов, осуществляющих поддержку и защиту семьи, проблема профилактики семейно-бытовых конфликтов остается наиболее актуальной. В связи с чем, в данной статье, авторами выявлены основные причины низкой эффективности профилактических мер и предложены законодательные пути их решения. Одним из главных проблем профилактики бытового (домашнего) насилия установлено не эффективность мер индивидуальной профилактики. Определены шесть основных мер профилактики правонарушений (защитное предписание, установление особых требований, административное задержание, примирение сторон, коррекционные программы, ранняя профилактика) в сфере бытового насилия требующих актуализации. По каждой из них предложены пути законодательных изменений и совершенствования правоприменительной практики. По мнению авторов, меры профилактики должны носить комплексный и системный характер, эффективность которых в большей степени зависит от взаимодействия всех уполномоченных органов в сфере профилактики бытового насилия.

Т¥РМЫСТЬЩ ЗОРЛЬЩ-ЗОМБЫЛЬЩТЬЩ АЛДЫН АЛУДЬЩ ЭК1МШЫ1К-К;¥К;ЬЩТЬЩ ШАРАЛАРЫН

салыстырмалы-к;¥к;ык;тык; талдау

(ЦАЗАЦСТАН МЕН РЕСЕЙ ТЭЖ1РИБЕСГ) Алмаз Жацсыбек^лы Сыздыков

Казацстан Республикасы Бас прокуратурасыныц жанындагы Куцыц цоргау органдарыныц академиясы Fылыми кецесШц Хатшысы, (PhD) докторы, Нур-Султан ц., Казахстан Республикасы, e-mail: Asyzdukov@mail.ru

Бакытжан Жасам^рат^лы Сагымбеков

Казацстан Республикасы Бас прокуратурасыныц жанындагы Куцыц цоргау органдарыныц академиясы Ведомствоаралыц гылыми-зерттеу институтыныц жетекшг гылыми цызметкерi, зац гылымдарыныц магистр1, Нур-Султан ц., Казацстан Республикасы, e-mail: sagimbekov@mail.ru

Tymh создер: неке, турмыстыц зорлыц-зомбылыц, уй зорлыц-зомбылыц, цуцыц цоргау ор-

гандары, алдын алу, отбасылыц цундылыцтар, отбасы.

Аннотация. Бул мацалада Цазацстан Республикасы мен Ресей Федерациясыныц эк\мш1л1к зацнамасына, стратегиялыц цужаттарына жэне турмыстыц (уй) зорлыц-зомбылыцтыц алдын алу субъекттершц цызметте салыстырмалы-цуцыцтыц талдау жург\з\лд1. Авторлар Цазацстан Республикасы мен Ресей Федерациясыныц отбасы институтын цоргау теттн реттейтт негiзгi цуцыцтыц акттердщ, цужаттар мен багдарламалардыц мэш мен релт аныцтады. Талдау барысында авторлар Америка Цурама Штаттарыныц, Канада, Молдова, Ресей Федерациясыныц, Цыргыз Республикасыныц жэне басца да бгрцатар мемлекеттердщ тэжгрибест зерттедг. Талдау нэтижелерг бойынша авторлар аталган мемлекеттерде турмыстыц зорлыц-зомбылыц мэселеыне ерекше кец\л белтеттдт туралы цорытынды жа-сады, сонымен цатар отбасын цолдау мен цоргауды жузеге асыратын кептеген цуцыцтыц актшерге жэне субъектшерге царамастан, отбасы-турмыстыц жанжалдарды алдын алу мэселеЫ езектi болып отыр. Осыган байланысты осы мацалада авторлар алдын алу шара-лары тшмдшгшц темен болуыныц негiзгi себептерт аныцтап, оларды шешудщ зацнамалыц жолдарын усынды. Турмыстыц (уй) зорлыц-зомбылыц алдын алудыц басты мэселелершц бiрi ретшде жеке алдын алу шараларыныц тиiмдi еместг аныцталды. Oзектiлiктi талап ететт турмыстыц зорлыц-зомбылыц саласындагы цуцыц бузушылыцты алдын алудыц негiзгi алты шаралары (цоргау нусцамасы, ерекше талаптарды белгтеу, этмшшк устау, тараптарды татуластыру, тузету багдарламалары, ерте алдын алу) аныцталды. Олардыц эрцайсысы бойынша зацнамалыц езгерютер мен цуцыц цолдану тэжiрибесiн жетiлдiру жолдары усы-нылды. Авторлардыц пшртше, алдын алу шаралары кешендi жэне жyйелi сипатца ие болуы тшс, олардыц тшмдтт турмыстыц зорлыц-зомбылыцтыц алдын алу саласындагы барлыц уэкiлеттi органдардыц езара сцимылына байланысты.

COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS OF ADMINISTRATIVE LEGAL MEASURES FOR PREVENTION OF DOMESTIC VIOLENCE (EXPERIENCE OF KAZAKHSTAN AND RUSSIA)

Syzdykov Almaz Zhaksybekovich

Secretary of the Academic Council of the Academy of Law Enforcement Agencies under General Prosecutor's Office of the Republic of Kazakhstan, Doctor (PhD), Nur-Sultan, Republic of Kazakhstan, e-mail: Asyzdukov@mail.ru

Sagymbekov Bakhytzhan Zhassamuratovich

Leading researcher at the Interdepartmental Research Institute

of the Academy of Law Enforcement Agencies under

the General Prosecutor's Office Republic of Kazakhstan, Master of Law,

Nur-Sultan, Republic of Kazakhstan, e-mail: sagimbekov@mail.ru

Keywords: marriage, domestic violence, domestic violence, law enforcement, prevention, family values, family.

Abstract. This article contains a comparative legal analysis of administrative legislation, strategic documents and the activities of subjects of prevention of domestic (home) violence of the Republic of Kazakhstan and Russian Federation. The authors determined the importance and role of key legal acts, documents and programs that govern the mechanism ofprotection of the institution of the family in the Republic of Kazakhstan and Russian Federation. During the analysis, the authors studied the experience of the United States of America, Canada, Moldova, the Russian Federation, the Kyrgyz Republic and several other states. Based on the analysis, the authors concluded that the problem of domestic violence in these states is given special attention, however, despite the many legal acts and entities that support and protect a family, the problem of preventing family conflicts remains the most urgent. In this connection, in this article, the authors identified the main reasons for the low effectiveness of preventive measures andproposed legislative solutions. One of the main problems in the prevention of domestic (home) violence is not the effectiveness of individual preventive measures. Six basic measures for the prevention of offenses (protective order, establishment of special requirements, administrative detention, reconciliation of the parties, correctional programs, early prevention) in the field of domestic violence requiring updating have been identified. For each of them, ways of legislative amendments and improving the law enforcement practice of the internal affairs bodies are proposed. According to the authors, preventive measures should be comprehensive and systemic in nature, the effectiveness of which depends more on the interaction of all authorized bodies in the field of domestic violence prevention.

В Казахстане одним из первых шагов в становлении института защиты жертв бытового насилия стало принятие в 2009 году Закона РК «О профилактике бытового насилия», который определил правовые, экономические, социальные и организационные основы деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан Республики Казахстан по профилактике бытового насилия1.

Кроме того, в законе перечислены виды бытового насилия, компетенция субъектов и меры индивидуальной профилактики бытового насилия.

Необходимо отметить, что вопросы профилактики правонарушений также регулируются законами РК «О профилактике правонарушений» и «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности», где также предусмотрены меры индивидуальной профилактики.

Одним из этапов в защите семейно-бы-товых отношений явилось принятие в стране Стратегического плана развития Казахстана до 2020 года в которой поставлена задача по снижению к 2020 году преступлений в сфере семейно-бытовых отношений до 9,7 % и преступлений в отношении несовершеннолетних - до 2,2%2.

В настоящее время принят новый Стратегический план развития Казахстана до 2025 года, который определил что «поддержка, укрепление и защита семей, создание необходимых условий, способствующих всестороннему развитию семей, охрана материнства, отцовства и детства будут основами государственной семейной политики»3.

Немаловажную роль в укреплении и защите семьи играет «Концепция гендерной и семейной политики в Республике Казахстан до 2030 года», целями которой является поддержка и защита семьи, создание равных возможностей для мужчин и женщин, повышение социального благополучия, а также исключение дискриминаций по половому признаку4.

В целях формирования и реализации комплексной государственной политики в отношении семьи в контексте вышеуказанных стра-

тегических документов в Казахстане создана Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан. Более того, в 2018 году при Министерстве общественного развития РК (ныне Министерство информации и общественного развития РК) создан Комитет по делам молодежи и семьи.

Правовое регулирование защиты института семьи по опыту Российской Федерации.

Изучение законодательства Российской Федерации показывает, что в стране принят ряд правовых актов в сфере защиты семьи, женщин и детей.

В 2012 году в России введена в действие Национальная стратегия действий в отношении детей на 2012-2017 годы5. В качестве задач было обозначено обеспечение безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права детей и исключаются любые формы жесткого обращения.

С 2014 года действует Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, главными целями которой являются поддержка, укрепление и защита семьи и ценностей семейной жизни, создание необходимых условий для выполнения семьей ее функций, повышение качества жизни семей и обеспечение прав членов семьи в процессе ее общественного развития.

Наряду с правовыми актами государственного значения, в России ведется активная работа по подготовке документов регионального уровня.

Так, в 2010 году Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга был подготовлен протокол межведомственного взаимодействия при оказании помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения.

Указанный протокол представляет собой алгоритм взаимодействия социальных служб, учреждений здравоохранения, образования, органов опеки и попечительства, правоохранительных органов, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при оказании помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения. Кроме того, аналогичный протокол содержит описание этапов помощи, порядок действий специалистов раз-

1 Закон Республики Казахстан «О профилактике бытового насилия» от 9 декабря 2009 года №214 // ИПС НПА РК «Эдтет».

2 Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 //ИПС НПА РК «Эдтет».

3 Указ Президента Республики Казахстан «Об утверждении Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан» от 15 февраля 2018 года № 636 //ИПС НПА РК «Эдтет».

4 Указ Президента Республики Казахстан от 6 декабря 2016 года № 384 «Обутверждении Концепции гендер-ной и семейной политики в Республике Казахстан до 2030 года» //ИПС НПА РК «Эдтет».

5 Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» // http://www.consultant.ru/document/cons_ doc LAW 167897/.

личных учреждений и ведомств, а также механизмы межведомственного взаимодействия6.

Необходимо отметить, что в России на протяжении нескольких лет ведется активная работа по принятию отдельного закона о профилактике бытового насилия.

Как отмечают авторы законопроекта, в нем предусмотрены три основные новации: введение охранных ордеров, четкое определение термина «домашнее насилие»7 и перевод дел о домашнем насилии в категорию публичного и частно-публичного обвинения [1].

Вместе с тем в России действует Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23.06.2016 г., который устанавливает правовую и организационные основы системы профилактики правонарушений, общие правила ее функционирования, основные принципы, направления, виды профилактики правонарушений и формы профилактического воздействия, полномочия, права и обязанности субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений8.

Среди последних изменений в законодательстве России особо следует отметить декриминализацию «домашних побоев».

В феврале 2017 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации», который исключил уголовную ответственность за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлёкших причинение вреда здоровью, в отношении близких лиц. Ответственность за данный вид правонарушения теперь наступает по статье 6.1.1 «Побои» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Президент России В.В. Путин отметил, что «людям, которые оступились, нужно дать шанс остаться в здоровой части общества и не подвергать их уголовному преследованию» [2].

Следует заметить, что аналогичные реформы были проведены и в Казахстане. Одним из таких изменений явилось ужесточение наказание за правонарушения в сфере семейно-быто-вых отношений и обратная их декриминализация.

С января 2015 года статьи «Умышленное причинение легкого вреда здоровью» и «Побои» из административного кодекса РК были

переведены в новый Уголовный кодекс РК. Лица, совершившие бытовое насилие, привлекались к уголовной ответственности по статьям 108«Умышленное причинение легкого вреда здоровью» и 109«Побои» в порядке частного обвинения.

Несмотря на ужесточение наказания, данное нововведение не дало своих положительных результатов, так как по ст.108 и 109 УК РК осуждалось менее 2% лиц, а также допускались факты оправдания лиц в связи с невозможностью доказать вину бытового насильника.

Более того, в силу юридической неграмотности и больших временных затрат, большая часть потерпевших лиц не имели возможности собрать и представить в суд необходимые для рассмотрения дела доказательства.

В результате, с июля 2017 года побои и умышленное причинение легкого вреда здоровью вновь переведены в разряд административных правонарушений. В настоящее время лиц, совершивших бытовое насилие, привлекают по статьям 73-1 и 73-2 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях.

Проблемы применения мер профилактики бытового насилия и пути их разрешения.

Изложенное свидетельствует, что проблеме бытового насилия как в Казахстане, так и в России уделяется особое внимание, вместе с тем в Казахстане, несмотря на «изобилие» правовых актов и субъектов, осуществляющих поддержку и защиту семьи, проблема профилактики се-мейно-бытовых конфликтов остается наиболее острой.

Статистика свидетельствует, что за последние восемь лет в Казахстане на семейно-бы-товой почве совершено более 500 тысяч правонарушений. Более того, в 2018 году число семейно-бытовых преступлений в стране выросло на 46%9.

В большинстве случаев, насилию в семей-но-бытовой сфере подвергаются женщины, являющиеся наиболее уязвимой стороной в семейных отношениях. В то же время значительное количество фактов бытового насилия остаются латентными, поскольку часть жертв в силу устоявшихся стереотипов, боязни осуждения и экономической зависимости не сообщают о насилии, в связи с чем большинство правонарушителей остаются безнаказанными.

Анализ показывает, что действующие механизмы правового воздействия на семейных правонарушителей не эффективны.

6Протокол межведомственного взаимодействия при оказании помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения. - СПб: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2014. 124 с.

7 Прим.: В Казахстане вместо термина «домашнее насилие» чаще используется словосочетания «бытовое насилие», «семейно-бытовое насилия», «насилие на бытовой почве».

о 7

Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23.06.2016г. //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199976.

9 Официальный сайт Министерства внутренних дел РК//http://mvd.gov.kz.

В частности, предусмотренные Законом РК «О профилактике бытового насилия» меры индивидуальной профилактики не дают своих положительных результатов, а меры административно-правового воздействия установленные Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях не позволяют обеспечить должную защиту жертвы бытового насилия.

Кроме того, более половины административных дел суды прекращают за примирением сторон, т.е. каждый второй правонарушитель остается без наказания и каждый четвертый примеряется при повторном совершении.

Одним из главных проблем профилактики бытового насилия в Казахстане является не эффективность мер индивидуальной профилактики предусмотренных Законом РК «О профилактике бытового насилия».

Рассмотрим подробнее каждую из мер.

1. Пункт 3 статьи 17 данного Закона предусматривает специализированную меру профилактики бытового насилия в виде защитного предписания.

На практике в большинстве случаев защитные предписания нарушаются. С 2011 года число защитных предписаний возросло в 2 раза, а число их нарушений увеличилось 5 раз. В течение года в отношении одного нарушителя полицией порой выносится до 10 защитных предписаний.

При этом неоднократное нарушение защитных предписаний не влечет какой-либо ответственности.

В настоящее время согласно статье 461 КоАП РК нарушение защитного предписания влечет предупреждение, либо административный арест на срок до пяти суток.

В этой связи, видится необходимым, ужесточить административную ответственность за нарушение защитного предписания, заменив предупреждение штрафом в размере пяти месячных расчетных показателей, а срок административного ареста установить в пределах от пяти до десяти суток.

Кроме того, необходимо ввести административную ответственность за повторное нарушение защитного предписания в течение года после наложения административного взыскания и установив санкции в виде штрафов в размере десяти месячных расчетных показателей либо административный арест до пятнадцати суток.

2. Следующей мерой профилактики бытового насилия является установление особых требований к поведению правонарушителя.

Согласно Закону РК «О профилактики бытового насилия» данная мера является одной из мер административно-правового воздействия регламентированная КоАП РК.

В соответствии с частью 1 статьи 54 КоАП

РК при рассмотрении дела об административном правонарушении по ходатайству участников производства по делу об административном правонарушении и (или) органов внутренних дел судом могут быть установлены особые требования к поведению лица, совершившего административное правонарушение.

Кроме того, в исключительных случаях, при установлении особых требований к поведению лица, совершившего административное правонарушение в сфере семейно-бытовых отношений, для охраны и защиты потерпевшего и членов его семьи суд в исключительных случаях вправе применить на срок до тридцати суток меру административно-правового воздействия в виде запрета лицу, совершившему бытовое насилие, проживать в индивидуальном жилом доме, квартире или ином жилище с потерпевшим в случае наличия у этого лица другого жилища.

Правоприменительная практика показывает, что слова «наличия у этого лица другого жилища» в статье 54 КоАП делают эту норму нерабочей.

Анализ материалов административных дел показывает, что семьи, где часто совершаются бытовые правонарушения, являются в большинстве случаев малообеспеченными, и правонарушитель, как правило, не имеет другого жилища. Как результат, дальнейшее совместное проживания конфликтующих сторон может привести к повторным правонарушениям, либо к тяжким последствиям или смерти.

В этой связи обоснован вывод о неэффективности действующей нормы, так как не достигается главная цель - исключение контактов конфликтующих сторон.

В этой связи нами предлагается в части 2 статьи 54 КоАП РК исключить слова «в случае наличия у этого лица другого жилища».

Анализ административного законодательства Российский Федерации показывает, в КоАП РФ не предусмотрены подобные меры административно-правового воздействия. Вместе с тем Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» содержит в себе меру индивидуальной профилактики, как официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения. Данная мера близкая по своему содержанию к защитному предписанию и установлению особых требований применяемых в Казахстане.

3. Зарубежный опыт борьбы с домашним насилием показывает, что наилучшей ответной мерой является административное задержание виновного [3]. То есть, это наиболее эффективная мера, позволяющая сократить вероятность повторения насилия.

Однако, в практике органов внутренних дел Казахстана значительная часть всех вызовов связанных с семейными скандалами урегулируется как при оформлении сотрудниками органов внутренних дел административных материалов из-за прекращения скандала, драки, так и в суде по административным делам, вследствие примирения сторон.

Более того, по мнению экспертов и сотрудников местной полицейской службы, малый срок административного задержания (до 3 часов) и игнорирование бытовым насильником защитного предписания сводит на нет усилия полиции.

В связи с чем предлагается общий срок административного задержания увеличить до 48 часов.

4. Следует отметить, что административные санкции не всегда приводят к исправлению поведения виновных и тем более к примирению сторон. В этой связи наиболее эффективными мерами профилактики бытового насилия должны стать не карательные меры, а информационно-разъяснительные и психокоррекционные меры (коррекционные программы).

Законом о профилактике бытового насилия РК предусмотрено проведение организациями по оказанию помощи коррекционных программ, однако самого понятия и механизма его реализации нет.

Опыт США10, Канады, Молдовы, Кыргызстана и ряда других государств показывает, что психокоррекционные программы существуют для всех участников семейно-бытового конфликта: молодоженов, межнациональных, культурных, этнических смешанных семей и иных членов семейно-бытовых отношений [4].

Кроме того, в многих странах психокоррекционные программы носят принудительный порядок в отношении правонарушителя. К специальным трудам, посвященным вопросам психокоррекции, можно отнести издание И.В. Костакова [5].

С учетом изложенного, считаем целесообразным отнести прохождение психокоррек-ционных программ к мерам административно-правового воздействия, закрепив порядок их прохождения в статье 52 «Меры административно-правового воздействия» КоАП РК.

Также полагаем необходимым закрепить понятие коррекционной программы в Законе РК «О профилактике бытового насилия», под которым следует понимать курс обязательного обучения, направленный на изменение насильственного отношения агрессора, на формирование у него гуманистических ценностей и ненасильственной модели поведения в семье лица,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а также выявление у него наличия заболевания алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией и принятие мер направленных на их лечение.

5. Немаловажным в профилактике бытового насилия являются вопросы примирения сторон.

Как показывает практика, в большинстве случаев потерпевшими бытового насилия являются жены, матери и дочери. В основном по фактам насилия в семье правонарушители привлекаются к административной ответственности, а за более серьезные правонарушения к уголовным.

В этой связи, женщины и девушки, предвидя однозначное мнение общества, для сохранения брака, семьи или боясь за личную безопасность либо безопасность детей, близких людей примиряются с правонарушителем, и дело в большинстве случаев прекращается, так как правонарушителем всегда выступает член семьи.

Однако правонарушитель, не вставая на путь исправления, напротив, злоупотребляет спиртными напитками, не имеет работы, постоянного дохода повторно совершает насилие в семье, а потерпевшая повторно обращается в органы. Дело поступает в суд, и если они примеряются, то дело повторно прекращается, и такой процесс может длиться бесконечно.

После обращения потерпевшей, подвергшейся насилию, в правоохранительные органы или после вынесения судебного акта нет гарантии личной безопасности и безопасности семьи. В связи чем, они не обращаются в правоохранительные органы или в суд.

В этой связи, в целях исключения подобной практики, нами предлагается исключить из КоАП РК возможность прекращения дела за примирением сторон по повторному правонарушению в сфере семейно-бытовых отношений.

6. Особо следует отметить, что наряду с низкой эффективностью профилактических мер, ситуация усугубляется тем, что субъекты профилактики самоустранились от осуществления мер ранней профилактики.

Эффективность всех вышеуказанных мер в большей степени зависит от деятельности участковых инспекторов полиции.

На сегодня участковый, являясь ключевой фигурой в профилактике, загружен несвойственной для него работой, так как весь его рабочий день заполнен бесконечными совещаниями, ожиданием в судах и спецприемниках, исполнением принудительных приводов, охраной объектов, откомандированием в другие службы.

10 Is Domestic Violence Preventable? The National Resource Center on Domestic Violence of USA. // https://www. nrcdv. org/awareness https://www. nrcdv. org/research-evidence.

В результате, многозадачность и многофункциональность полицейских на местах не позволяет оперативно реагировать на факты бытового насилия и в полной мере осуществлять профилактику бытового насилия.

В этой связи предлагается усилить ответственность руководителей органов внутренних дел за возложение не свойственных функций, и сосредоточить деятельность полиции на профилактических мерах.

Одной из действенных форм выявление совершения бытового насилия является выявление их организациями образования, здравоохранения, а также органами опеки и попечи-тельств, работники которых непосредственно контактируют с детьми и другими наиболее уязвимыми жертвами бытового насилия. Вместе с тем, в данных организациях нет утвержденных стандартов, ведомственных актов, методиче-

ских пособий, рекомендаций и алгоритмов по вопросам раннего выявления признаков бытового насилия. Кроме того, у данных субъектов отсутствует обязанность сообщать в правоохранительные органы о фактах бытового насилия.

В этой связи, считаем целесообразным, закрепить в ведомственных актах вышеуказанных субъектов обязанность по сообщению в правоохранительные органы о любых фактах, либо угрозе совершения бытового насилия.

Таким образом, нами предложены ряд законодательных и организационных мер, которые по нашему мнению, позволят повысить эффективность применения мер индивидуальной профилактики, улучшить оперативность взаимодействия субъектов профилактики бытового насилия, а также в целом существенно повлиять на совершенствование защиты и укрепления института семьи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Попова А. Об эффективном способе борьбы с домашним насилием [Электронный ресурс] //Режим доступа: https://ria.ru/20181102/ 1532046427.html. (дата обращения: 20.03.2020).

2. Самохина С. «Декриминализацию УК поставили в рамки» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/2988966 (дата обращения: 24.03.2020).

3. Мамай Е.А. Практика реализации процедур задержания и ареста органами полиции в США и Великобритании // Вестник Нижегородской академии МВД России, 2013, № 21. С.123-129.

4. Муратбаева Г.Н. Кыргызстандагы Yй-бYлвлYк Жана Тиричилик мамилелеринин чвй-рвсундвгу укук бузууларга каршы. //Наука новые технологии и инновации Кыргызстана. №11, 2011. Режим доступа: http: // www.science-journal.kg/media/Papers/nntiik/2017/11/68-71.pdf (дата обращения: 24.03.2020).

5. Костакова И.В. Психологическая коррекция личности: элек-трон. учеб. пособие / И.В. Костакова. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2016. - 1 оптический диск.

REFERENCES

1. Popova A. Ob effektivnom sposobe bor 'by s domashnim nasiliem [Elektronnyj resurs]//Rezhim dostupa: https://ria.ru/20181102/ 1532046427.html. (data obrashcheniya: 20.03.2020).

2. Samohina S. «Dekriminalizaciyu UK postavili v ramki» [Elektronnyj resurs] //Rezhim dostupa: https://www.kommersant.ru/doc/2988966 (data obrashcheniya: 24.03.2020).

3. Mamaj E.A. Praktika realizacii procedur zaderzhaniya i aresta organami policii v SSHA i Velikobritanii // Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii, 2013, № 21. S.123-129.

4. Muratbaeva G.N. Kyrgyzstandagy yj-bylelyk ZHana Tirichilik mamilelerinin chojrosyndogy ukuk buzuularga karshy. // Nauka novye tekhnologii i innovacii Kyrgyzstana. №11, 2011. Rezhim dostupa: http: // www.science-journal.kg/media/Papers/nntiik/2017/11/68-71.pdf (data obrashcheniya: 24.03.2020).

5. Kostakova I.V. Psihologicheskaya korrekciya lichnosti: elek-tron. ucheb. posobie / I.V. Kostakova. - Tol'yatti: Izd-vo TGU, 2016. - 1 opticheskij disk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.