Научная статья на тему 'Правовое регулирование противодействия семейно-бытовому насилию в России и за рубежом: сравнительный анализ'

Правовое регулирование противодействия семейно-бытовому насилию в России и за рубежом: сравнительный анализ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5046
384
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СЕМЬЯ / FAMILY / ГОСУДАРСТВО / GOVERNMENT / СЕМЕЙНО-БЫТОВОЕ НАСИЛИЕ / FAMILY AND DOMESTIC VIOLENCE / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / MINOR / ЖЕРТВА НАСИЛИЯ / VICTIM OF VIOLENCE / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATION / ЗАКОН / LAW / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTION / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ПРАВОЗАЩИТНИКИ / HUMAN RIGHTS DEFENDERS / OFFENCE / COMBATING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Атагимова Эльмира Исамудиновна

В статье автором рассмотрены особенности правового регулирования отношений в сфере предупреждения и профилактики семейно-бытового насилия в современной России. Проанализированы действующие правовые нормы, направленные на защиту от семейного насилия. Приводится сравнительный экспресс-анализ международного законодательства в данной сфере. Представлен зарубежный опыт создания необходимых условий безопасности семьи. Обозначены страны, где действуют специальные законодательные акты, направленные на противодействие насилию в семье. Раскрыты социальные и правовые проблемы, способствующие семейно-бытовому насилию. С учетом мнения некоторых правозащитников и должностных лиц, обоснован вывод о необходимости совершенствования законодательства по вопросам предупреждения семейно-бытового насилия в России. Обращено внимание на то, что принятие специального закона, направленного на предупреждение и профилактику семейно-бытового насилия, является социально обусловленной необходимостью. Отмечается, что данный закон может стать дополнительным инструментом предупреждения семейно-бытового насилия, правовой защиты пострадавших от семейно-бытового насилия и неотвратимости наказания виновных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Атагимова Эльмира Исамудиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF COMBATING FAMILY AND DOMESTIC VIOLENCE IN RUSSIA AND ABROAD: A COMPARATIVE ANALYSIS

In this paper the author considers features of legal regulation of relations in the field of prevention of family and domestic violence in today’s Russia. An analysis of provisions of current laws directed at protection from family violence is made. A comparative express analysis of international law in this field is given. Foreign experience in creating conditions required for the safety of the family is presented. Countries where special laws and regulations directed at combating family violence are in force, are noted. Social and legal problems contributing to family and domestic violence are expounded. Considering the opinions of some human rights defenders and officials, a justification is given for the conclusion that the laws on preventing family and domestic violence in Russia should be improved. Attention is drawn to the fact that passing a special law directed at the prevention of family and domestic violence is a socially conditioned necessity. It is noted that such a law can become an additional tool for the prevention of family and domestic violence, legal protection of victims of family and domestic violence, and inevitability of punishment of the guilty.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование противодействия семейно-бытовому насилию в России и за рубежом: сравнительный анализ»

Правовое регулирование противодействия семейно-бытовому насилию в России и за рубежом: сравнительный анализ

Атагимова Э. И.1

Ключевые слова: семья, государство, семейно-бытовое насилие, права человека, несовершеннолетний, жертва насилия, правовое регулирование, закон, преступление, профилактика, противодействие, правозащитники.

Аннотация. В статье автором рассмотрены особенности правового регулирования отношений в сфере предупреждения и профилактики семейно-бытового насилия в современной России. Проанализированы действующие правовые нормы, направленные на защиту от семейного насилия. Приводится сравнительный экспресс-анализ международного законодательства в данной сфере. Представлен зарубежный опыт создания необходимых условий безопасности семьи. Обозначены страны, где действуют специальные законодательные акты, направленные на противодействие насилию в семье. Раскрыты социальные и правовые проблемы, способствующие семейно-бытовому насилию. С учетом мнения некоторых правозащитников и должностных лиц, обоснован вывод о необходимости совершенствования законодательства по вопросам предупреждения семейно-бытового насилия в России. Обращено внимание на то, что принятие специального закона, направленного на предупреждение и профилактику семейно-бытового насилия, является социально обусловленной необходимостью. Отмечается, что данный закон может стать дополнительным инструментом предупреждения семейно-бытового насилия, правовой защиты пострадавших от семейно-бытового насилия и неотвратимости наказания виновных.

DOI: 10/21681/2226-0692-2018-2-49-53

П проблема семейно-бытового насилия является одной из самых сложных и серьезнейших проблем современного общества. Она очень актуальна для многих стран, в том числе и для России, соответственно заслуживает серьезного рассмотрения и анализа.

В настоящее время проявление насилия в семье в различных его формах приобрело угрожающие масштабы. Это говорит о том, что процесс криминализации семьи не только не ослабевает, а, наоборот, с каждым годом усиливается. К сожалению, мы очень часто слышим из средств массовой информации сообщения об уже свершившемся факте насилия в семье и жертвами насильников становятся женщины, дети, престарелые, инвалиды, не способные защищать себя вследствие зависимого положения в семье. Семейное насилие — один из самых латентных видов преступлений. В силу латент-ности явления, о реальных масштабах насильственных преступлений в семье мы можем только догадываться, особенно если учесть и то, что одной из главных особенностей семейного насилия — это ее систематичность.

Насилие, проникая в жизнь семьи, оказывает негативное воздействие и на подрастающее поколение. В силу своего возраста дети являются самой незащищенной социальной группой. Уязвимость детей к насилию объясняется их физической, психической и социальной

незрелостью, а также зависимым, подчиненным положением по отношению к взрослым, будь то родители, опекуны, воспитатели, учителя [2, с. 8—27]. Наблюдаемые с детства сцены семейно-бытового насилия могут привести к формированию агрессивного поведения во взрослом состоянии.

Заслуживают поддержки суждения ряда авторов, которые отмечают, что в силу особенностей психического и физического развития ребенка, насильственные посягательства оставляют неизгладимый след не только на физическом здоровье ребенка, но и на его нравственном развитии [9, с.179]; функциональное состояние организма у ребенка находится в стадии развития и наряду со здоровьем несовершеннолетних негативному воздействию совокупно подвергается нормальное физическое, психическое и нравственное развитие [10, с. 178]; психологическая травма как следствие осуществленного преступного посягательства всегда представляет собой сильные эмоциональные переживания человека [4], то есть жертва преступления испытывает наравне с физическими страданиями и психические, нравственные [1, с. 124—134]. Иными словами, преступные последствия таких посягательств — это тяжелые психологические травмы, оказывающие подчас негативное влияние на всю дальнейшую жизнь ребенка-жертвы.

1 Атагимова Эльмира Исамудиновна, кандидат юридических наук, советник аппарата Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация.

E-mail: [email protected]

Правовое регулирование противодействия семейно-бытовому насилию в России..

Здесь на наш взгляд заслуживает внимание мнение ученых о том, что насилие унижает человеческое достоинство личности ребенка, как и взрослого, и грубо нарушает его право на физическую неприкосновенность. Оно не только влечет физические и нравственные страдания ребенка, но и закрепляет в его представлениях ложный стереотип поведения сильного (взрослого и здорового) в отношении слабого (ребенка, старика, инвалида, животного), то есть поведения, характерного для негуманного и непросвещенного общества. В результате у ребенка и в обществе в целом формируется и культивируется жестокость, и этот стереотип воспроизводится в последующих поколениях [5]. Ведь именно семья является важнейшим институтом становления личности, ребенка, формирования его неповторимых, персональных качеств [6, с. 20—25].

Прошедшие десятилетия характеризуются усилением поддержки государства и общества института семьи, материнства, ответственного родительства [8, с 359]. Особо остро стоит вопрос повышения уровня жизни семей с детьми, оказания своевременной адресной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, профилактики семейного неблагополучия, домашнего насилия, жестокого обращения с детьми. На наш взгляд справедливо мнение, что современное российское общество и государство стоит перед реализацией задач принципиального характера, в частности дальнейшего цивилизационного развития России [7, с. 32]. В Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р, отмечается, что «трудности, которые испытывает семья, в том числе связанные с экономическими проблемами, нередко приводят к внутрисемейным конфликтам, в результате которых могут оказаться нарушенными права и законные интересы детей. Важным элементом в преодолении таких ситуаций является предоставление социальных услуг и реализация мер, направленных на профилактику семейного неблагополучия»2.

Основными международными документами, декларирующими право на защиту от насилия в семье являются: «Всеобщая декларация прав человека»; «Декларация прав ребенка»; «Декларация о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин»; «Конвенция о политических правах женщин»; «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах»; «Международный пакт о гражданских и политических правах»; «Декларация об искоренении насилия в отношении женщин»; «Конвенция о согласии на вступление в брак, минимальном брачном возрасте и регистрации брака»; «Конвенция о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» и т.д. Многие из обозначенных документов ратифицированы Российской Федерацией.

2 Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года». URL: http: // www.pravo. gov.ru

11 мая 2011 г. в Стамбуле (Турция) была открыта для подписания Конвенция Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием (Council of Europe Convention on preventing and combating violence against women and domestic violence — СDСЕ No. 210), также известная как Стамбульская конвенция3. В настоящее время Конвенция еще не вступила в силу. Из 47 государств — членов Совета Европы подписали договор Албания, Андорра, Австрия, Бельгия, Босния и Герцеговина, Хорватия, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Исландия, Италия, Люксембург, Мальта, Монако, Черногория, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Сербия, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Бывшая Республика Югославии Македония, Турция, Украина и Соединенное Королевство. Конвенция была ратифицирована Албанией (4/2/2013), Португалией (5/2/2013), Турцией (14/3/2012) и Черногорией (22/4/2013). 18 января 2018 г. Армения тоже подписала Стамбульскую конвенцию. Российская Федерация до настоящего времени Конвенцию не ратифицировала.

Конвенция Совета Европы носит комплексный характер и содержит практический инструментарий для решения проблем насилия в отношении женщин с помощью создания специального механизма контроля. Главной целью Конвенции является предотвращение всех форм насилия в отношении женщин, в том числе защита женщин от преследования и насилия в семье (домашнего насилия), однако государства-участники могут также распространить ее действие на мужчин и детей4.

В России пока нет специального закона, направленного на защиту жертв семейного насилия, на профилактику и предупреждение семейного насилия. Те международные документы, которые действуют на территории Российской Федерации, такие как «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948), «Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (Заключена 18.12.1979) и др., носят декларативный характер.

Проблемы насилия в семье, насилия в отношении женщин и детей рассматривается в России как нарушение прав человека. Уголовный кодекс РФ (далее — УК РФ) содержит нормы, направленные на защиту от различных форм насилия, однако специальных норм о защите от семейного насилия УК РФ не содержит. Положения действующего УК РФ устанавливают ответственность за умышленные преступления против жизни, здоровья и половой неприкосновенности граждан, но его положения начинают действовать после факта совершения преступления, соответственно направлены не на профилактику семейного насилия, а на демпфирование уже случившихся последствий.

Вопрос о необходимости принятия закона о борьбе с семейным насилием в последние годы неоднократно поднимался. Данная необходимость обусловлена отсут-

3 Статус Конвенции Совета Европы о насилии в отношении женщин. URL: http: // conventions.coe.int/Treaty/ Commun/ QueVoulezVous.asp?NT=210&CM=1&CL=ENG .

4 Конвенция Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием // Конвенция от 11 мая 2011 года - http: // docs.cntd.ru/document/420206767

ствием системного подхода к обозначенной проблеме. В настоящее время общегосударственная политика по борьбе с семейным насилием, механизмы профилактики и пресечения семейного насилия на федеральном уровне практически не разработаны. Действующие на сегодняшний день правовые нормы могут быть применены уже после совершения правонарушения или преступления. К сожалению, законопроекты, внесенные в Государственную Думу ФС РФ в 1996 (проект федерального закона № 96700121-2 «О предотвращении насилия в семье»5) и 1997 (проект федерального закона № 97700685-2 «Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье» (не действует)6) годах, были сняты с рассмотрения. А проект федерального закона № 1183390-6 «О профилактике семейно-бытового насилия»7, внесенный в Государственную Думу ФС РФ 2016 году возвращен субъекту права законодательной инициативы для выполнения требований Конституции Российской Федерации и Регламента Государственной Думы.

В 2012 г. в Общественной палате прошли слушания по вопросу проекта федерального закона «О предупреждении и профилактике насилия в семье». Как отмечается на сайте Общественной палаты, «домашнее насилие является одним из самых распространенных и грубейших нарушений прав и свобод человека. В Российской Федерации 40% всех тяжких насильственных преступлений совершается в семье. Ежегодно более десяти тысяч женщин погибают от рук мужей или других близких. По официальной статистике МВД в России 26 тысяч детей ежегодно становятся жертвами преступных посягательств со стороны родителей. Еще две тысячи детей и подростков, спасаясь от жестокого обращения в семье, кончают жизнь самоубийством, десятки тысяч убегают из дома». В ходе обсуждений этого вопроса на общественных слушаниях было предложено несколько моделей закона8.

Тем не менее, проблема не решена: специальный закон, направленный на профилактику семейно-быто-вого насилия, пока еще не принят. На наш взгляд, эта сложная социальная проблема требует скорейшего решения на законодательном уровне.

В настоящее время в 124 государствах мира действуют специальные законодательные акты о борьбе с домашним насилием [3]. В последние годы уголовные кодексы были дополнены уголовно-правовыми запретами психологического и экономического насилия (США, Великобритания, Канада, Франция, Польша); приставание и запугивание (stalking) в настоящее время также во многих странах преследуется в уголовном порядке (США, Великобритания, Канада, Польша), как и калечащие операции на женских половых органах (Великобритания, США, Канада).

В США в 1994 г. Национальным советом судей по вопросам молодежи и семьи был издан Модельный кодекс по домашнему и семейному насилию, сыграв-

5 http: // sozd.parlament.gov.ru/bin/96700121-2

6 http: // sozd.parlament.gov.ru/bill/97700685-2

7 http: // sozd.parlament.gov.ru/bill/1183390-6

8 http: // www.oprf.ru/press/news/2013/newsitem/20553.

ший большую роль в формировании дальнейшей законотворческой работы по борьбе с домашним насилием (практически во всех штатах США в настоящее время приняты такие законы). В этом же году в США был принят Федеральный закон о борьбе с насилием в отношении женщин 1994 г., Закон Малайзии о домашнем насилии 1994 г., Закон Кыргызстана о социально-правовой защите от насилия в семье 2003 г., Комплексный закон Польши о противодействии насилию в семье 2005 г., Закон Ганы о семейном насилии 2007 г., Закон Словении о предотвращении насилия в семье 2008 г., Закон Казахстана о профилактике бытового насилия 2009 г., Закон Азербайджана о предотвращении бытового насилия 2010 г., Закон Великобритании о домашнем насилии, преступлениях и жертвах преступлений, принятый в 2004 г., Органический закон Королевства Испании о комплексных мерах по защите от гендерного насилия 2004 г., бразильский Закон Марии да Пенья 2006 г., названный по имени женщины, погибшей от домашнего насилия, и другие законы. В Германии в 1997 году были приняты «Судебные директивы по уголовному судопроизводству в сфере домашнего насилия»9. Кроме того, в Великобритании в борьбе с домашним насилием в разной степени используются следующие акты, регулирующие гражданско-правовые отношения: Закон о семейном праве 1996 года; Закон о защите от запугивания 1997 г., который также содержит уголовно-правовые нормы; Закон о детях 1989 г.; Закон об усыновлении и детях 2002 года; Закон о детях 2004 года; Закон о гражданском партнерстве 2004 года; Закон о детях и усыновлении 2006 г. и Закон о насильственном браке (гражданские меры защиты) 2007 г. [3].

Масштабы проблемы семейного насилия в Российской Федерации очень велики — это тысячи погибших и десятки тысяч избитых и искалеченных женщин, детей, стариков, инвалидов. Преступления и правонарушения в семье носят скрытый характер, так как некоторые пострадавшие от семейного насилия обращаются в правоохранительные органы, когда уже становится слишком поздно и здоровью причинён тяжкий вред, либо вовсе не обращаются. Заслуживает внимание суждение депутата Госдумы О.В. Пушкиной, которая объясняет это тем, что «Большинство жертв терпят, потому что им зачастую не к кому обратиться за помощью, а полиция не принимает от них заявлений, не возбуждает уголовные дела, спускает расследования на тормозах. Чтобы чего-то добиться, требуются юридическая грамотность, знание норм Уголовно-процессуального кодекса, умение правильно написать заявление и собрать доказательства — все это для большинства практически невозможно. И жертва продолжает жить в одном доме с тем, кто издевается над ней каждый день. Даже если суд над агрессивным супругом все-таки состоится, то после заседания все равно предстоит возвращение до-

9 Аналитический обзор на тему: «Соответствие российского законодательства требованиям международной организации труда» / кол. авторов Азарова Е.Г., Андриченко Л.В., Бочарникова М.А., Голованова Н.А., Захаров М.Л., Коршунова Т.Ю., Ломакина Л.А., Плюгина И.В., Серегина Л.В., Чиканова Л.А. / отв. ред. Л.А. Чиканова // СПС КонсультантПлюс. 2014.

Правовое регулирование противодействия семейно-бытовому насилию в России...

мой, где будет все тот же мучитель. Замкнутый круг»10. Действительно, многие жертвы семейно-бытового насилия не информированы о своих правах и, как следствие, не могут дать правовую оценку той ситуации, в которой они оказались. Все вышеизложенное свидетельствует о том, что имеющиеся на сегодняшний день правовые механизмы недостаточны для борьбы с семейно-бытовым насилием.

Ситуация в сфере семейного насилия усугубилась по мнению многих с принятием закона о декриминализации побоев. Данный закон вывел семейное насилие из действия УК РФ в категорию административных нарушений. В результате «семейных дебоширов» за оставленные синяки и ссадины теперь не привлекают к уголовной ответственности, а штрафуют.

Уголовное наказание сохранили лишь для побоев из хулиганских побуждений или тех, что наносились по причине розни (национальной, религиозной или социальной). Для семейных правонарушителей уголовная ответственность наступает лишь при административной преюдиции, иными словами, если дебошир уже был привлечен к административному наказанию и побил человека вновь (статья 116.1 УК РФ). Максимальное наказание за такое действие УК РФ предусматривает три месяца ареста.

Глава Следственного комитета РФ А.И. Бастры-кин, выступая на коллегии ведомства, предложил вернуться к вопросу о декриминализации домашнего насилия, полагая, что преступность переместилась с улиц в семьи, причем в приемные. Он также подчеркнул, что со стороны экспертного сообщества многократно высказывалось мнение, что гуманизация законодательства в данном контексте спровоцирует увеличение «семейных» агрессоров, но данный посыл также не был воспринят законодателем11.

О том, что декриминализация побоев в семье привела к возникновению новых трудностей, подчеркнул на заседании правительственной комиссии по профилактике правонарушений и глава МВД В.А. Колокольцев. По словам министра, к концу сентября 2017 года (закон о декриминализации побоев в семье вступил в силу в феврале 2017 года), сотрудниками полиции было зарегистрировано свыше 164 тыс. правонарушений по фактам нанесения побоев, при этом в качестве преступлений расследовалось лишь около 7 тыс. таких случаев. «Более чем в 70% случаев по административным делам о побоях судами принимаются решения о назначении штрафа, что не в полной мере отвечает целям наказания. Зачастую данная мера не является серьезным сдерживающим фактором, а когда речь идет о близких людях, накладывает на семью еще и дополнительную финансовую нагрузку»12. Проблемой, по словам В.А. Колокольцева, стало то, что, хотя закон дает возможность отправлять нарушителей под административный арест (до 15 суток)

или привлекать к обязательным работам (до 120 часов), суды назначают штраф (от 5 тыс. до 30 тыс. руб.).

Многие правозащитники и депутаты Госдумы предлагают принять закон против домашнего насилия. «Внутрисемейные конфликты — материя тонкая, поэтому, как показывает мировая практика, нуждаются в специальном регулировании. У нас такого нет, «традиция» — иная. Человек, пострадавший от домашнего насилия, в лучшем случае может обратиться в полицию, после чего, возможно, участковый проведет профилактическую беседу с агрессором. ... необходим специальный закон, более эффективный по сравнению с существующими отдельными статьями из Уголовного, Гражданского и Административного кодексов»13, — утверждает парламентарий О.В. Пушкина.

Выступая на конференции «Женщины против насилия» в Москве, Уполномоченный по правам человека в РФ Т.Н. Москалькова призвала разработать и принять закон о противодействии насилию в семье и предложила открыть горячую линию по проблеме домашнего наси-лия14. Она также подчеркнула необходимость ратификации Конвенции Совета Европы «О предупреждении и пресечении насилия в отношении женщин и насилия в семье» (Стамбульская конвенция от 11 мая 2011 года).

Поддержал идею принятия в России закона о профилактике семейного насилия и Председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) М.А. Федотов. Московский омбудсмен Т.А. Потяева тоже отметила, что к ней поступает огромное количество обращений по поводу насилия в семье, поэтому необходим закон о профилактике подобных ситуаций, и сообщила, что уже обращалась в Совет Федерации с вопросом о пересмотре поправок о декриминализации побоев в семье15.

В аспекте обсуждаемой проблемы считаем необходимым затронуть и вопросы недостаточной защищенности малолетних и несовершеннолетних от насильственных преступлений, в особенности от преступлений против их половой неприкосновенности, уровень современного состояния которых характеризуется крайне негативными тенденциями, что свидетельствует о необходимости применения более эффективного и действенного уголовно-правового механизма защиты детей от сексуальных посягательств. Многие дети сталкиваются с проблемой насилия именно в собственной семье. В целях борьбы с указанными преступлениями 14 февраля 2018 г. в Государственную Думу внесен комплексный законопроект «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов борьбы с преступлениями против половой неприкосновенности несовершеннолетних»16, направленный на усиление мер защиты детей от сексуального насилия, в том числе педофилии.

10 «Защита должна быть системной». Огонек. № 4 (5500) от 05.02.2018 г. URL: http: // www.kommersant.ru/ doc/3521225

11 https: // www.znak.com/2018-02-06/glava_skr_aleksandr_ bastrykin_raskritikoval_dekriminalizaciyu_ domashnih_poboev

12 https: // www.rbc.ru/society/20/12/2017/5a3a41e49a7947039b52

377d

13 «Защита должна быть системной». Огонек № 4 (5500) от 05.02.2018 г. URL: https: // www.kommersant.ru/ doc/3521225

14 https: // www.asi.org.ru/news/2017/12/07/nasilie-v-seme/

15 https: // news.rambler.ru/community/39083786-fedotov-neobhodim-zakon-o-profilaktike-nasiliya-v-seme/?updated

16 http: // sozd.parlament.gov.ru/ по состоянию на 14.02.2018

Один из авторов законопроекта Заместитель Председателя Госдумы И.А. Яровая17 объяснила законодательную инициативу тем, что в 2017 году 9,6 тысячи несовершеннолетних стали объектами половых посягательств, из них 4245 несовершеннолетних пострадали от сексуального насилия, около 1800 детей в возрасте до 10 лет подверглись сексуальному насилию. Следственный комитет фиксирует рост сексуального насилия в отношении детей. В 2017 году возбуждено более 7 тысяч уголовных дел о насильственных преступлениях сексуальной направленности, в 2016 году таких дел было 5835.

Проект предусматривает пожизненное заключение за преступления сексуального характера в отношении детей до 14 лет, влекущие тяжкие последствия для жизни и здоровья. Важно отметить, что впервые устанавливается дополнительное отягчающее вину обстоятельство, когда преступление совершается лицами, совместно проживающими с детьми и подростками, что, на наш взгляд, подтверждает актуальность принятия специального закона направленного на профилактику семейно-бытового насилия.

Авторы законопроекта также предлагают приостановить сроки давности по преступлениям, которые совершены в отношении малолетних, до достижения

ими совершеннолетия. Это они объясняют тем, что из-за высокой латентности таких преступлений, психологической подавленности и замкнутости детей, находящихся в ситуации постоянного насилия, информация о преступлениях появляется значительно позже.

Полагаем, данная законодательная инициатива, в случае одобрения парламентариями, будет соответствовать целям борьбы с сексуальными посягательствами на малолетних и несовершеннолетних.

В заключении хотелось бы отметить, что семей-но-бытовое насилие не только подрывает основы жизнедеятельности самой семьи, но разрушает и фундамент социального общества. Проведенный анализ проблем в сфере профилактики семейно-бытового насилия подтверждает, что данной проблеме необходимо уделять пристальное внимание и разработка специального закона, направленного на профилактику и предотвращение насилия в семье, является социально обусловленной необходимостью. Принятие данного законопроекта, на наш взгляд, станет важным дополнительным инструментом предупреждения семейно-бытового насилия, правовой защиты пострадавших от семейно-бытового насилия и неотвратимости наказания виновных.

Литература

1. Атагимова Э.И., Потемкина А.Т., Цопанова И.Г. Конфликт интересов в уголовном праве (частный случай) // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 6 (79). С. 124—134.

2. Атагимова Э.И. Роль института семьи при формировании нравственности и правосознания личности в условиях современного информационного пространства России // Правовая информатика. 2017. № 2. С. 18—27.

3. Домашнее насилие по законодательству зарубежных стран: ответственность и превенция / отв. ред. канд. юрид. наук Н.А. Голованова. М.: Юстицинформ, 2011. 384 с.

4. Магомедов Г.Б. Уголовно-правовая характеристика обстоятельств, влияющих на объем кары как содержания наказания. Монография. М., Юрлитинформ, 2013. 160 с.

5. Научные концепции развития российского законодательства: монография. 7-е изд. доп. и перераб. / С.Е. Нарышкин, Т.Я. Хабриева, А.И. Абрамова и др.; отв. ред. Т.Я. Хабриева, Ю.А. Тихомиров; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М.: ИД Юриспруденция, 2015. 544 с.

6. Ростова О.С. Семейное воспитание несовершеннолетних — приоритетное направление государственно-правовой политики Российской Федерации // Правовая информатика. 2016. № 3. С. 20—25.

7. Рыбаков О.Ю. Стратегии правовой политики России // Юридическое образование и наука. 2015. № 1. С. 30—33.

8. Рыбакова О.С. Поддержка материнства и детства в Российской Федерации: приоритеты законодательного регулирования / В сборнике: Основные тенденции и перспективы развития современного права материалы ежегодной Международной научной конференции памяти профессора Феликса Михайловича Рудинского. Москва, 2018. С. 358—362.

9. Степанова О. Ю. Спорные моменты дифференциации уголовной ответственности за сексуальные преступления в отношении детей и подростков // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 2 (63). С.178—182.

10. Челябова Э.И. Уголовно-правовой и криминологический анализ неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего: дис.... канд. юрид. наук. Махачкала, 2006. 223 с.

17 http: // www.duma-er.ru/news/v-gosdumu-vnesen-zakonoproekt-predlagayushchiy-ustanovit-pozhiznennoe-zaklyuchenie-dlya-pedofilov/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.