Научная статья на тему 'Быть или не быть закону о профилактике семейно-бытового насилия?'

Быть или не быть закону о профилактике семейно-бытового насилия? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
209
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСИЛИЕ / НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ / СЕМЬЯ / СУБЪЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ / ЗАЩИТНОЕ ПРЕДПИСАНИЕ / АЛКОГОЛИЗМ / VIOLENCE / FAMILY VIOLENCE / FAMILY / SUBJECTS OF PREVENTION / PROTECTIVE ORDER / ALCOHOLISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пишикина Нина Ивановна

В современном мире применение насилия наблюдается во всех социальных сферах, в том числе и семейной. Разработчики законопроекта «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» ничего нового для противодействия насилию в семье не предлагают. В настоящий момент очевидна потребность в повышении эффективности деятельности субъектов, уполномоченных осуществлять противодействие насилию в семейно-бытовой сфере. Необходимо увеличить количество специализированных социальных учреждений, дооснастить их, расширить систему органов и учреждений досуговой сферы и перечень предлагаемых ими мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAW ON THE PREVENTION OF FAMILY AND DOMESTIC VIOLENCE: TO BE OR NOT TO BE?

In the modern world, the use of violence is observed in all social spheres, including family. The lawmakers of the law project “On the prevention of family and domestic violence in the Russian Federation” do not offer anything new to counter domestic violence. At the moment, there is an obvious need to increase the efficiency of the activities of the subjects authorized to counter family and domestic violence. It is necessary to increase the number of specialized social institutions and to equip them. Expansion of the system of bodies and institutions of the leisure sector and the activities they offer is also needed.

Текст научной работы на тему «Быть или не быть закону о профилактике семейно-бытового насилия?»

УДК 343.9 ББК 67.51

Н.И. Пишикина

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ ЗАКОНУ О ПРОФИЛАКТИКЕ СЕМЕЙНО-БЫТОВОГО НАСИЛИЯ?

Аннотация: В современном мире применение насилия наблюдается во всех социальных сферах, в том числе и семейной. Разработчики законопроекта «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» ничего нового для противодействия насилию в семье не предлагают. Вместе с тем очевидна потребность в повышении эффективности деятельности субъектов, уполномоченных осуществлять противодействие насилию в семейно-бытовой сфере. Необходимо увеличить количество специализированных социальных учреждений, дооснастить их, расширить систему органов и учреждений досуговой сферы и перечень предлагаемых ими мероприятий.

Ключевые слова: насилие; насилие в семье; семья; субъекты профилактики; защитное предписание; алкоголизм.

N.I. Pishikina

LAW ON THE PREVENTION OF FAMILY AND DOMESTIC VIOLENCE: TO BE OR NOT TO BE?

Summary: In the modern world, the use of violence is observed in all social spheres, including family. The lawmakers of the law project "On the prevention of family and domestic violence in the Russian Federation" do not offer anything new to counter domestic violence. At the moment, there is an obvious need to increase the efficiency of the activities of the subjects authorized to counter family and domestic violence. It is necessary to increase the number of specialized social institutions and to equip them. Expansion of the system of bodies and institutions of the leisure sector and the activities they offer is also needed.

Keywords: violence; family violence; family; subjects of prevention; protective order; alcoholism.

Применение насилия - проблема международная, им не брезгуют ни люди, ни государства. Оно встречается почти во всех сферах, начиная с политической и заканчивая социальной. «За последние 3400 лет можно насчитать всего 234 года без войн» [2, с. 43]. Что касается насилия в семье, то оно было, есть и будет. Меняются только его интенсивность и формы. Задача криминологии - предложить меры, способствующие разрешению многочисленных семейных противоречий.

Давайте вспомним наиболее резонансные случаи данного вида насилия. Мгновенно на ум приходят следующие уголовные дела: жителя Нижнего Новгорода Олега Белова, который 25 июля 2015 г., находясь в своей квартире, где проживал с беременной женой и шестью детьми, зарезал их, трупы расчленил и сложил в пакеты, а затем уехал в город Гороховец Владимирской области, где расправился со своей матерью; Дмитрия Грачёва, который в декабре 2017 г., поссорившись с женой

Криминология

ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА

на почве ревности, отвёз её в лес и отрубил ей кисти обеих рук, после этого доставил женщину в больницу, а сам явился в полицию и написал явку с повинной; сестёр Кристины, Ангелины и Марии Хачатурян, которые 27 июля 2018 г., находясь в квартире, где проживали со своим отцом, убили его, нанеся ему множественные удары ножом; Олега Соколова, доцента исторического факультета СПбГУ, который 9 ноября 2019 г. убил свою аспирантку и сожительницу Анастасию Ещенко и расчленил её труп.

Внесению в Совет Федерации обсуждаемого на беседе в Клубе проекта Федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» [7] (далее по тексту также - ПФЗ или законопроект) предшествовала деятельность рабочих групп. В них входили представители от Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ, президентского Совета по правам человека Конституционного Суда РФ, Следственного комитета

РФ, а также общественные деятели. В числе последних: адвокат Мари Давтян, создатель сети взаимопомощи для женщин «#ТыНеОд-на» («Проект W») Алёна Попова. Как видим, состав разработчиков довольно серьёзный, и для этого должны быть веские основания.

Нельзя оставить без внимания и тот факт, что в июле 2019 г. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) объединил жалобы Натальи Туниковой, Маргариты Грачёвой, Елены Гершман и Ирины Петраковой в дело «Туни-кова против России». Эти женщины серьёзно пострадали от своих мужей. В рамках рассмотрения дела эксперты ЕСПЧ направили Правительству РФ обращение по поводу проблемы насилия в семье в нашей стране [4].

В октябре 2019 г. Минюстом России был дан ответ. В частности, сообщалось, что Российское государство полностью выполнило обязательства по созданию законодательной базы, эффективно решающей проблему домашнего насилия; нет необходимости в принятии конкретных нормативных актов, касающихся явления насилия в семье, до тех пор, пока существующие средства правовой защиты такого же характера остаются эффективными. Законодательство РФ полностью соответствует семейно-охранительному подходу, согласно которому чрезмерное вмешательство государства в частную и семейную жизнь нарушает право личности на неприкосновенность частной жизни, препятствует мирному урегулированию конфликтных ситуаций с обидчиком, способствующему сохранению отношений в семье, не оставляя этот вопрос на усмотрение органов государственной власти [6].

В рамках обсуждения ПФЗ необходимо напомнить о том, что 7 февраля 2017 г. Президентом России был подписан Федеральный закон «О внесении изменений в статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации» [8], в результате чего нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в ст. 115_УК РФ, в отношении близких лиц было исключено из диспозиции ст. 116 УК РФ. Ранее включение в данную статью формулировки «в отношении близких лиц» справедливо критиковалось криминологами [3].

Учитывая позицию представителей власти, можно сделать вывод о том, что наси-

лие в семье в России не является серьёзной проблемой. Тем не менее Совет Федерации опубликовал для общественного обсуждения законопроект. Выделим две его важные составляющие: нормативно-правовую и психологическую. Подробно остановимся на первой из них.

28 сентября 2016 г. в Государственную Думу РФ уже вносился подобный законопроект - № 1183390-6 «О профилактике семей-но-бытового насилия». Его инициаторами выступили депутат Госдумы С.Ш. Мурзаба-ева и член Совета Федерации А.В. Беляков [5]. Данный проект был отклонён по причине его «нестыковки» с действующим законодательством: отдельные положения документа противоречили Семейному кодексу РФ и Конституции РФ, а другие, по сути, дублировали существующие нормы.

29 ноября 2019 г. ПФЗ был размещён на сайте Совета Федерации для обсуждения, которое длилось две недели. В итоге поступило 11 186 комментариев, отражающих различные точки зрения. Их изучение позволило прийти к выводу, что подавляющее большинство людей, высказавших свою позицию, отрицают необходимость принятия закона о профилактике семейно-бытового насилия. При этом основная масса таковых - это женщины. Отрадно, что на сайте размещено достаточно много объёмных, содержательных и весьма юридически грамотных комментариев1. Значительно меньше высказываний в поддержку законопроекта, но в них всегда присутствуют указания на недостатки ПФЗ, требующие устранения2.

Нет смысла вновь перечислять те права участников семейно-бытовых конфликтов, которые могут быть нарушены в случае принятия законопроекта, поскольку об этом подробно говорится в очень глубокой работе А.В. Швабауэр [9] и комментариях на сайте Совета Федерации [7].

Однако сделать несколько замечаний всё же необходимо. Во-первых, разработчики ПФЗ, просто обязанные являться профессионалами своего дела, с удивительной точно-

1 См., например, комментарии И.В. Волынец, Е.Г. Харюковой-Добролюбовой, М. Вирцевой, Н.А. Кузнецова [7].

2 См., например, комментарии Е.С. Трофимовой, Т.В. Тунь, Л.Е. Щербак, Е.А. Юсуповой [7].

1(56)2020

стью повторили ошибки составителей предыдущего законопроекта 2016 г., внимательное знакомство с которым позволяет сделать вывод о том, что он составлен юридически грамотнее ПФЗ!

Во-вторых, исключая деяния, относящиеся к преступлениям и административным правонарушениям, в качестве оснований для принятия законопроекта его разработчики приводят данные именно уголовно-правовой статистики. При этом не представлено статистических сведений медицинских организаций, учреждений специализированного социального обслуживания: кризисных центров, социальных гостиниц, приютов, центров социальной помощи семье и детям, психолого-педагогической помощи населению, экстренной психологической помощи. Иначе говоря, отсутствует информация о деятельности тех субъектов, через которые, по смыслу законопроекта, как раз и проходят жертвы семейно-бытового насилия. Материалы же этих организаций имеют важнейшее значение, поскольку в них речь идёт о количестве пострадавших лиц, причинах их обращения, нахождения в соответствующих учреждениях, а также об оценке сложившейся ситуации в семейно-бытовой сфере.

В-третьих, разработчики ПФЗ, обосновывая необходимость принятия нового закона, ссылаются не на отсутствие специальных норм, полномочий у каких-либо специализированных субъектов для разрешения семей-но-бытовых конфликтов, а на равнодушие, непрофессионализм, халатность должностных лиц и работников, уполномоченных совершать необходимые правовые действия.

Вряд ли дополнительный закон что-то изменит в лучшую сторону. Это понятно и неспециалистам. Например, Юлия Викторовна Осинина - одна из участниц обсуждения ПФЗ - написала следующее: «...Я полагаю нужным составление дополнительной инструкции или разъяснений для органов полиции, опеки и т. д., где будут классифицированы возможные ситуации и перечислены применимые в таких случаях нормы. Также необходимо усилить борьбу с основными причинами

семейных конфликтов: алкоголизмом, наркоманией, стеснёнными условиями проживания, бедностью, низким уровнем культуры и образования, отсутствием здорового и культурного досуга в провинции» [7].

В-четвёртых, по сути, разработчики законопроекта ничего нового не предлагают для профилактики насилия в семье. Во многих статьях прямо ссылаются на уже имеющиеся правовые акты. Условной новацией можно считать лишь положения о защитном предписании (ст. 24), оформляемом должностным лицом органа внутренних дел, и судебном защитном предписании (ст. 25), выносимом судьёй. Однако для применения данных мер не обязательно принимать отдельный закон, можно дополнить действующие акты, регламентирующие деятельность соответствующих субъектов.

Таким образом, нормативно-правовая составляющая ПФЗ вызывает множество вопросов и замечаний. Следовательно, говорить о принятии закона рано. Вместе с тем очевидна потребность в повышении эффективности деятельности субъектов, уполномоченных осуществлять противодействие насилию в се-мейно-бытовой сфере. Необходимо увеличить количество специализированных социальных учреждений, дооснастить их, расширить систему органов и учреждений досуговой сферы и перечень предлагаемых ими мероприятий.

Особое внимание нужно уделить противодействию алкоголизации населения. Несмотря на существенное снижение потребления алкоголя в России (почти вдвое за период с 2011 по 2018 г.: с 18 до 9,3 литра на человека в год), его уровень всё ещё очень высок (рекомендованная Всемирной организацией здравоохранения норма составляет 8 литров) [1].

При определении мер, направленных на разрешение криминогенных противоречий в семейной сфере, целесообразно сосредоточить внимание не только на криминологических новациях, но и обратиться к дельным преступностиведческим предложениям последних десятилетий, озвученным, в частности, представителями невско-волжской криминологической школы.

ПРИСТАТЕЙНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выступление Министра Вероники Скворцовой на заседании итоговой коллегии Минздрава России. URL: https://minzdrav.gov.ru/news/2019/04/24/11389-vystuplenie-ministra-veroniki-skvortsovoy-na-zasedanii-itogovoy-kollegii-minzdrava-rossii (дата обращения: 20.02.2020).

Криминология

ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА

2. Денисов В.В. Философия насилия // Философия и общество. 2008. № 1 (49). С. 39-56.

3. Дмитрий Шестаков: «Статью о ненадлежащем воспитании нужно исключить из Уголовного кодекса, тогда не будет и вопросов о её толковании». URL: http://katyusha.org/view?id=2978 (дата обращения: 20.02.2020).

4. ЕСПЧ коммуницировал жалобы по делам о домашнем насилии: что дальше? URL: http://wcons. net/novosti/espch-kommunicirovl-zhaloby-po-delam-o-domashnem-nasilii-chto-dalsh (дата обращения: 20.02.2020).

5. Законопроект № 1183390-6 «О профилактике семейно-бытового насилия». URL: https://sozd.duma. gov.ru/bill/1183390-6 (дата обращения: 20.02.2020).

6. Правительство защищает мужчин от женщин. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4163633 (дата обращения: 20.02.2020).

7. Проект закона о профилактике семейно-бытового насилия. URL: http://council.gov.ru/services/ discussions/themes/110611/ (дата обращения: 22.02.2020).

8. Федеральный закон № ФЗ-8 «О внесении изменений в статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации» от 7 февраля 2017 г. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201702070049?i ndex=0&rangeSize=1 (дата обращения: 20.02.2020).

9. Швабауэр А.В. Угрозы и истоки законопроекта о профилактике семейно-бытового насилия // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2020. № 1 (56). С. 13-22.

REFERENCES

1. Vystuplenie Ministra Veroniki Skvortsovoy na zasedanii itogovoy kollegii Minzdrava Rossii [Speech by Minister Veronika Skvortsova at the meeting of the final board of the Ministry of Health of Russia]. URL: https:// minzdrav.gov.ru/news/2019/04/24/11389-vystuplenie-ministra-veroniki-skvortsovoy-na-zasedanii-itogovoy-kollegii-minzdrava-rossii (date of access: 20.02.2020).

2. Denisov V.V. Filosofiya nasiliya [Philosophy of violence]. Filosofiya i obshchestvo - Philosophy and Society. 2008, No. 1 (49), pp. 39-56.

3. Dmitry Shestakov: "Statyu o nenadlezhashchem vospitanii nuzhno isklyuchit iz Ugolovnogo kodeksa, togda ne budet i voprosov o ee tolkovanii" [Dmitry Shestakov: "The article on improper upbringing must be excluded from the Criminal Code, and then there will be no questions on its interpretation"]. URL: http:// katyusha.org/view?id=2978 (date of access: 20.02.2020).

4. ESPCH kommunitsiroval zhaloby po delam o domashnem nasilii: chto dalshe? [The ECHR communicated complaints about domestic violence cases: what next?]. URL: http://wcons.net/novosti/espch-kommunicirovl-zhaloby-po-delam-o-domashnem-nasilii-chto-dalsh (date of access: 20.02.2020).

5. Zakonoproekt No. 1183390-6 "O profilaktike semeyno-bytovogo nasiliya" [Law project No. 1183390-6 "On the prevention of family and domestic violence"]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1183390-6 (date of access: 20.02.2020).

6. Pravitelstvo zashchishchaet muzhchin ot zhenshchin [The government protects men from women]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4163633 (date of access: 20.02.2020).

7. Proekt zakona o profilaktike semeyno-bytovogo nasiliya [Law project on the prevention of family and domestic violence]. URL: http://council.gov.ru/services/discussions/themes/110611/ (date of access: 22.02.2020).

8. Federalniy zakon No. FZ-8 "O vnesenii izmeneniy v statyu 116 Ugolovnogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii" ot 7 fevralya 2017 goda [Federal Law No. FZ-8 "On amendments to Article 116 of the Criminal Code of the Russian Federation" of February 7, 2017]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201 702070049?index=0&rangeSize=1 (date of access: 20.02.2020).

18. Schwabauer A.V Ugrozy i istoki zakonoproekta o profilaktike semeyno-bytovogo nasiliya [Threats and origins of the law project on the prevention of family and domestic violence]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra - Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow. 2020, No. 1 (56), pp. 13-22.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Нина Ивановна Пишикина - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры правоведения Северо-Западного института управления РАНХиГС (Санкт-Петербург, Россия); e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT AUTHOR

Nina Ivanovna Pishikina - PhD in Laws, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Law of the North-West Institute of Management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint Petersburg, Russia); e-mail: [email protected]

1(SS)2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.