Зарубежный опыт использования мобильных приложений в музее
Foreign experience in using mobile applications in the museum
Козлова Анна Сергеевна
бакалавр, кафедры Музейного дела и охраны памятников природного и культурного наследия, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт Философии
Россия, Санкт-Петербург e-mail: aneskha@yandex. ru
Anna Kozlova
Bachelor, Department of Museology and Conservation of Cultural and Natural Heritage Sites Monuments,
St. Petersburg State University, Institution of Philosophy
Russia, St.Petersburg e-mail: aneskha@yandex. ru
Научный руководитель Дриккер А.С.,
Профессор, д. культурологии Санкт-Петербургский государственный университет, Институт Философии
Россия, Санкт-Петербург
Scientific adviser Alexander Drikker,
Full Professor, Dr.Hab St. Petersburg State University, Institution of Philosophy
Russia, St.Petersburg
Аннотация.
Данная статья посвящена изучению опыта разработки, внедрения и использования мобильных приложений в зарубежных музеях. Автор прослеживает эволюцию музейных приложений, изменения в их целях и задачах с 2009 года и до настоящего момента. В статье приводятся не только конкретные приложения, подвергнутые контент-анализу и их статистические данные, но и критические статьи зарубежных исследователей и разработчиков. Также автор приводит годовые отчеты некоторых музеев, чтобы проследить какое место в политике музея в разные года занимало мобильное приложение и какое место оно может занимать на данный момент.
Annotation.
This article is devoted to the study of experience in the development, implementation and use of mobile applications in foreign museums. The author traces the evolution of museum applications, changes in their goals and objectives from 2009 to the present. The article provides not only specific applications subjected to content analysis and their statistical data, but also critical articles by foreign researchers and developers. The author also cites the annual reports of some museums in order to track what place in the politics of the museum in different years the mobile application occupied and what place it may occupy at the moment.
Ключевые слова: музеи, мобильные приложения, информационные технологии, культура, аудиогиды, музейные мультимедиа, музейное дело.
Key words: museums, mobile applications, information technologies, culture, audio guides, museum multimedia, museum studies.
Обращение к зарубежному опыту в вопросе изучения музейных мобильных приложений необходимо для понимания общемировых тенденций в данной области, которые влияют и на политику российских музеев. По запросу «museum» в AppStore можно найти 214 приложений, и 244 в GooglePlay на 07.04.2019. В это число входят также сторонние мобильные приложения для музеев и приложения никак не связанные с реальными музеями, однако, их процент невелик, относительно общего числа. Также определенный процент приложений размещен на обеих платформах, как на Android, так и на iOS, таким образом, можем отметить, что в обоих магазинах
мобильных приложений размещено около 200 уникальных музейных мобильных приложений, среди которых приложения Британского музея, Музея современного искусства Австралии, Национального музея Токио, Музея наследия Индонезии, Лувра, Музея Линкольна, Музея банка Таиланда, Музея Оксфордского университета, Национального музея Швеции, Музея искусств Гонолулу, Музея Джорджии О'Киф, Музея искусства Сиама, Национального музея Республики Бангладеш и многие другие. Мобильные приложения создаются для музеев во всем мире, и следует предположить, что как музейные сотрудники, так и разработчики сталкиваются со схожими проблемами, а значит и достижения зарубежных музеев могут быть применены для российского сегмента.
Для того чтобы проанализировать опыт использования музейных мобильных приложений за рубежом, обратимся к конкретным примерам и работам. Как отмечает исследователь Лестерского университета Росс Пэрри, существует некая точка отсчета, с которой для музеев начинается эпоха «постдиджитал», это момент, когда новые медиа адаптируются к музейной среде и информационные технологии становятся нормой. Конечно, нельзя сказать, что внедрение прошло одинаково во всех музеях, однако проиллюстрировать это принятие технологий, и в частности мобильных приложений, можно на примере крупных музеев. Анализ отчетов Британского музея позволяет отметить, как постепенно все большее место в них уделяется музейным ИТ продуктам. Так, в 2004-2006 веб-сайту была посвящена лишь часть одного абзаца, в 2007 появился отдельный параграф, а за 2010-2011 год публикуются отдельные отчеты, один из которых посвящен мобильным приложениям. Согласно исследованию Пэрри, постепенно диджитал-расширения, такие как сайт, приложения, соц-сети, все больше отражают основную деятельность музея, следуют его главным задачам, а не являются цифровой деятельностью, которая существует сама по себе. Именно с помощью диджитал музей становится более открытым для взаимодействия с публикой.
В отчете Британского музея за 2017-2018 год раздел «Digital» внесены несколько параграфов, каждый из которых посвящен отдельной теме - работе цифрового центра, веб-сайтам музея, совместной работе с Google Art Project, новому аудиогиду, музею в соц-сетях. Отдельно стоит отметить параграф, посвященный адаптации музейных продуктов для возрастающего потока туристов из Китая. Для этого Британский музей создал дополнительный веб-сайт, а также аккаунты на платформе Weibo и в китайской социальной сети WeChat. Однако существующему с 2012 года мобильному приложению уже не посвящатся отдельный параграф, оно не упоминается как самостоятельная разработка, а последнее обновление приложения было создано в марте 2016 года. Гораздо больше места в отчете занимает описание целей, ради которых создаются все диджитал технологии - сделать коллекцию и всю музейную информацию доступной для каждого в любом уголке земли, независимо от степени подготовленности или иных факторов. Следует предположить, что интерес к мобильному приложению, как к программному обеспечению, пик которого за рубежом приходился примерно на 2010 -2011 год, а в России на 2013-2014 года, снизился и его задачи и функции в некоторых случаях делегируются веб-платформам, которые имеют ряд преимуществ, например, не требуют установки, а соответственно не занимают места на мобильном устройстве. Однако, музейные мобильные приложения все еще создаются и развиваются, и для исследователей является важной задача предположить какие перспективы могут быть у данного вида ИТ.
Директор мадридского Центра искусства королевы Софии в одном из интервью отметил, что современная тенденция такова - для музея важнее «позволить вещи генерировать истории», чем просто владеть ею. Основной задачей музея он называет необходимость найти новый язык, которым и будут рассказываться истории. Вероятно, именно этим языком стремились стать приложения в 2010 -2012 годах, в период наиболее интенсивного развития. Насколько этот опыт был успешным и какие реальные задачи музеи возложили на мобильные приложения?
Согласно газете The Guardian, Дана Аллен-Грейл в своем музейном блоге, отмечает следующие шесть правил, применимых для любого музея, собирающегося использовать мобильные технологии: сохранять продукт простым и понятным, обращать внимание на дизайн для мобильных устройств, ответственно подходить к выполнению поставленных задач, уделяя визуальности не меньше внимания, чем качеству, знать свою аудиторию, исследовать и изменять те данные, которые необходимы для развития продукта. Это замечание и сегодня является актуальным, поскольку большинство исследований мобильных приложений в музее по -прежнему связано только с проблемой актуальности технологий. Как отмечает в той же статье Эндрю Льюис, глава департамента цифровых медиа музея Виктории и Альберта, преимущество и актуальность мобильных приложений уже очевидны, и это не тот вопрос, которым должны задаваться современные исследователи. Наиболее важным является содержание приложений, цели и задачи, вложенные разработчиками и музейными специалистами.
В 2012 году в Университете Вашингтона американские исследователи отметили интересную тенденцию в эволюции музейных мобильных приложений. Согласно их прогнозам, опыт использования мобильных приложений для поддержания социального опыта посетителей в музее может быть достаточно перспективным. Игровой контент приложений может не только способствовать социальному взаимодействию посетителей, но и привлечь их внимание к музейным предметам, включая интерактивные приемы. Но каким образом изменялись способы вовлечения посетителя в зарубежных приложениях с момента создания первых приложений до сегодняшнего дня? Обратимся к исследованиям первых версий и анализу современных приложений.
Эдвард Ротштейн посвятил статью проблемам музейных мобильных приложений, которые могут возникнуть у посетителя. В 2010 году он исследовал приложения крупнейших музеев Нью -Йорка, таких как MoMA, Бруклинский музей, Музей Естественной истории. Журналист посетил музеи с использованием музейных мобильных приложений и описал проблемы и недостатки, с которыми столкнулся. Например, наполнение приложения МоМА, хоть и зрительно привлекательное, он назвал не более информативным, чем аудиогид, так как лишь немногие предметы в нем рассматриваются подробно, и в основном это те предметы, на которых и так сделан акцент на экспозиции. Кроме того, предоставленная информация являлась малозначимой и несогласованной с другими источниками информации в музее, такими как этикетки, аннотации и буклеты. Если проводить параллель с российскими музеями, то та же проблема на сегодняшний день очевидна и для приложения «Музей Эрмитаж», и именно с целью ее разрешения планируется создание приложения «Другие шедевры», которое будет акцентировать внимание на менее популярных, но не менее ценных уникальных предметах из собрания Государственного Эрмитажа.
Недостаточное наполнение контентом и его низкое качество Эдвард Ротштейн также отмечает и для приложения Музея Естественной истории, говоря о том, что зачастую информации о конкретном экспонате в приложении меньше, чем на реальной музейной этикетке, и поиск информации в приложении занимает больше времени, чем обращение к этикетажу. Приложение Бруклинского музея также обладало рядом недостатков, связанных как с техническими сложностями, так и с удобством интерфейса. Чтобы получить информацию о предмете, необходимо было набрать восьми- или девятизначный код, который не всегда срабатывал, также в здании не всегда было возможно обнаружить сигнал мобильной связи, без которой приложение не работало. Ротштейн отметил долгий и сложный поиск необходимой информации и невостребованный формат внутренней соцсети, так как ей мало кто пользуется, что ограничивало возможности свободного поиска, привязывая пользователя к определенному набору тегов, навязывая ему систему лайков. Идею внедрить в музейное мобильное приложение элементы соцсети в виду популярности мессенджеров и сейчас используют другие музеи,
например, Музей Гуггенхайма и Музей Русского импрессионизма, однако это уже не попытки создать собственную внутреннюю сеть, а взаимодействие приложений и известных социальных сетей Facebook, ВКонтакте, Instagram посредством возможности поделиться в соцсети описанием интересного предмета из приложения.
Что же касается приложений МоМА, Музея Естественной истории и Бруклинского музея в 2010 году, по мнению Эдварда Ротштейна, в них были слабо реализованы лучшие качества мобильных приложений -собственно, мобильность, и возможность наполнить их интересным, сложно построенным контентом с применением индивидуального подхода к каждому посетителю. Как мы можем наблюдать, проблемы, характерные для зарубежных приложений в 2010 году, сейчас актуальны и для большинства отечественных разработок.
Критика, сформировавшаяся благодаря сравнению реального визита в музеи и использования мобильных приложений, не осталась без внимания со стороны музейных специалистов. На своем сайте Музей Бруклина опубликовал ответ на статью Ротштейна. Музей объясняет технические трудности создания точной геолокации в приложении, из-за которых необходимо использование длинных номеров для идентификации произведений, говоря о том, что разработчики рассматривали QR-коды или более короткие номера, но признали этот поход нереалистичным для выполнения основной задачи - демонстрации в приложении информации о более чем 6000 объектов. Бруклинский музей признает также низкую популярность приложения, но дает важный комментарий: эта ситуация должна измениться, и музей делает первый шаг в этом направлении. Однако, музей согласен и с тем, что им не хватает многого для популяризации приложения - недостаточно вывесок, нет сотрудников-консультантов, которые могли бы помогать посетителям при использовании приложения, но Бруклинский музея работает над этим, размещая новые вывески и баннеры, добавляя значок приложения на уже существующую полиграфию. Также Шелии Бернштейн, заместитель директора департамента Цифрового взаимодействия и технологиям Бруклинского музея, приводит статистику использования мобильного приложения и отмечает, что большинство посетителей используют его для поиска предварительной информации о посещении, данная тенденция характерна и для сайта музея. Бернштейн предположил, дело не в том, что посетители вовсе не хотят использовать приложение непосредственно не экспозиции, но в том, что предложенные возможности не совсем понятны, и более удобный интерфейс мог бы решить эту задачу. В конце ответа на статью Эдварда Ротштейна, Бруклинский музей описывает те задачи, которые он ставит для дальнейшего развития своих приложений. Коллективная обязанность сотрудников и разработчиков - опробовать новые подходы и обеспечить как можно больше точек входа в контент музея, приложение, как и музей в целом, должно ориентироваться на посетителей. Кроме того содержания, которое предлагает музей в виде этикеток, экспозиционных решений, дополнительных материалов, приложение должно давать что-то дополнительное. Бруклинский музей признает, что их приложение далеко от идеала, но они должны пытаться сделать его лучше.
Эта дискуссия посвящена приложению 2010 года, и как мы видим, проблемы, затронутые в ней, характерны и для некоторых современных разработок. Обратимся к современной версии приложения Бруклинского музея, чтобы проследить каких целей им удалось достигнуть и с какими новыми вызовами пришлось столкнуться.
Современное приложение значительно изменило свой формат. «ASK Brooklyn Museum» - это площадка, через которую посетители могут задать вопросы, и команда специалистов ответит на них в режиме реального времени. Приложение было презентировано в марте 2016 года и за время работы было скачано более 1000 раз на платформе Android. Как подчеркивается на сайте музея, работа команды специалистов, послов ASK имеет
решающие значение. Что интересно, основной аудиторией, использующей это приложение, являются семьи с детьми, энтузиасты: любители искусства и люди, с которыми команда ASK взаимодействовала вживую. После обращения за помощью к послу команды посетители наиболее склонны установить приложение. В группу посетителей, которых можно убедить использовать приложение попали студенты, туристы, посетители, которые хотели бы использовать приложение, но имеют некоторые трудности с установкой приложения и с интерфейсом. Посетителями, которые вряд ли будут использовать мобильное приложение, были признаны эксперты, которые обладают достаточным знанием музея, посетители, которые пришли со строго определенной целью, например, посмотреть на конкретную работу, и, наконец, те, кто полностью отвергает использование технологий по время посещения музея.
В целом можно отметить, что музей предложил тот самый персональных подход, к которому стремился в 2010 году, решил ряд технических проблем, привлек новую команду специалистов, создав штат послов ASK. В конце концов, приложение Бруклинского музея перестало быть просто программным обеспечением, став провайдером для посетителя, возможно, некоторым аналогом мессенджера или службы поддержки. В отношении Бруклинского музея предположение исследователей Университета Вашингтона о том, что приложение может стать способом новой социализации посетителей, оправдались.
Сложно сказать, станет ли общение через приложение в таком формате следующим шагом в эволюции музейных мобильных приложений. Большинство музеев придерживается более классической модели, при которой приложение напоминает интерактивный каталог с описанием экспонатов и справочной информацией, необходимой для посещения. Среди них, как отечественные приложения: Музей Русского импрессионизма, Кирилло-Белозерский музей-заповедник, Летний сад, приложения ГМИИ и Оружейной палаты, так и зарубежные, например, приложение Британского музея, Лувра, Музея кораблей викингов в Осло, Рейксмусема, Королевского Тирреловского паленологического музея и многих других. Одно в развитии музейных мобильных приложений останется неизменным - ему должны сопутствовать исследования публики и реакция на обратную связь в ходе его внедрения, приложение должно обновляться по мере необходимости, наполняться качественным контентом, с высоким уровнем оформления, дизайна и привлекательными интерактивным возможностями.
Список используемой литературы:
1. Рымарь А. Мануэль Борха-Вильель: «Музеи, основанные на владении вещами, останутся в прошлом» // The Art Newspaper Russia. Декабрь-январь 2018. URL: http://www.theartnewspaper.ru/posts/6466/ (дата обращения 23.12.2018).
2. A Response to Rothstein's "From Picassos to Sarcophagi, Guided Along by Phone Apps" // BKM TECH. URL: https://www.brooklynmuseum.org/community/blogosphere/2010/10/05/a-response-to-rothsteins-from-picassos-to-sarcophagi-guided-along-by-phone-apps/ (дата обращения: 13.03.2019).
3. Caines M. Mobile in museums: the good, the bad and the future - live chat // The Guardian. 14 Aug 2013. URL: https://www.theguardian.com/culture-professionals-network/culture-professionals-blog/2013/aug/14/mobile-museums-good-bad-future-live-chat (дата обращения: 16.12.2018).
4. Initial Insights from ASK Data // BKM TECH. URL: https://www.brooklynmuseum.org/community/blogosphere/2019/04/11/initial-insights-from-ask-data/ (дата обращения 13.04.2019).
5. Parry R. The End of the Beginning Normativity in the Postdigital Museum // Museum Worlds. - 2013. - Vol. 1. - P. 24-39.
6. Rothstein E. From Picassos to Sarcophagi, Guided by Phone Apps // The New York Times. 1 Oct 2010. URL: https://nyti.ms/2k7Lntl (дата обращения: 16.12.2018).
7. The British Museum: review 2017-2018 // The British Museum. URL: https ://www.britishmuseum. org/pdf/The%20British%20Museum_Annual%20Review%202017_ 18_text%20pages_v 10 _lowres.pdf (дата обращения 11.03.2019).
8. Tsai H., Sung K. Mobile Applications and Museum Visitation // Computer. - Vol. 45, №4. - 2012. - P. 9598