Научная статья на тему 'История информатизации музеев, предшествующей появлению мобильных приложений в музее'

История информатизации музеев, предшествующей появлению мобильных приложений в музее Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1221
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕИ / МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КУЛЬТУРА / АУДИОГИДЫ / МУЗЕЙНЫЕ МУЛЬТИМЕДИА / МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО / MUSEUMS / MOBILE APPLICATIONS / INFORMATION TECHNOLOGIES / CULTURE / AUDIO GUIDES / MUSEUM MULTIMEDIA / MUSEUM STUDIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Козлова Анна Сергеевна,

В данной статье рассматривается процесс информатизации музейной деятельности в российских музеях, одним из последних явлений которого стало появление в музее мобильных приложений. Исследование процесса информатизации помогает проследить закономерности в специфике развития музейных ИТ, повлиявшие на современное состояние данной сферы. Автор также рассматривает изменение сайтов музеев от сайтов-визиток до самостоятельных ресурсов, связывая этот прогресс с возможным аналогичным прогрессом мобильных приложений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The history of museum informatization of the previous appearance of mobile applications in the museum

This article discusses the process of informatization of museum activities in Russian museums, one of the last phenomena of which was the appearance of mobile applications in the museum. The study of the process of informatization helps to trace the patterns in the specifics of the development of museum IT that have influenced the current state of this field. The author also considers changing the sites of museums from visiting sites to independent resources, linking this progress with the possible similar progress of mobile applications.

Текст научной работы на тему «История информатизации музеев, предшествующей появлению мобильных приложений в музее»

История информатизации музеев, предшествующей появлению мобильных

приложений в музее

The history of museum informatization of the previous appearance of mobile applications in

the museum

Козлова Анна Сергеевна

бакалавр, кафедры Музейного дела и охраны памятников природного и культурного наследия, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт Философии

Россия, Санкт-Петербург e-mail: aneskha@yandex. ru

Anna Kozlova

Bachelor, Department of Museology and Conservation of Cultural and Natural Heritage Sites Monuments,

St. Petersburg State University, Institution of Philosophy

Russia, St.Petersburg e-mail: aneskha@yandex. ru

Научный руководитель Дриккер А.С.,

Профессор, д. культурологии Санкт-Петербургский государственный университет, Институт Философии

Россия, Санкт-Петербург

Scientific adviser Alexander Drikker,

Full Professor, Dr.Hab St. Petersburg State University, Institution of Philosophy

Russia, St.Petersburg

Аннотация.

В данной статье рассматривается процесс информатизации музейной деятельности в российских музеях, одним из последних явлений которого стало появление в музее мобильных приложений. Исследование процесса информатизации помогает проследить закономерности в специфике развития музейных ИТ, повлиявшие на современное состояние данной сферы. Автор также рассматривает изменение сайтов музеев от сайтов -визиток до самостоятельных ресурсов, связывая этот прогресс с возможным аналогичным прогрессом мобильных приложений.

Annotation.

This article discusses the process of informatization of museum activities in Russian museums, one of the last phenomena of which was the appearance of mobile applications in the museum. The study of the process of informatization helps to trace the patterns in the specifics of the development of museum IT that have influenced the current state of this field. The author also considers changing the sites of museums from visiting sites to independent resources, linking this progress with the possible similar progress of mobile applications.

Ключевые слова: музеи, мобильные приложения, информационные технологии, культура, аудиогиды, музейные мультимедиа, музейное дело.

Key words: museums, mobile applications, information technologies, culture, audio guides, museum multimedia, museum studies.

Становление информатизации музейной деятельности в России пришлось на последнее десятилетие прошлого века. За почти тридцать лет развития информатизации в сфере культуры цели, на достижение которых были направлены информационные технологии, не раз менялись. Отправной точкой в осознании значимости внедрения ИТ в область культуры на международном уровне, можно считать концептуальный документ 1996 года «Юнеско и информационное общество для всех». Особенно важным составители документа считают, открывающиеся перед культурой благодаря грамотному применению мультимедийных технологий возможности по популяризации материального и нематериального культурного наследия. Технологии являются ключом для

воплощения одного из главных лозунгов ЮНЕСКО - обеспечения доступности культуры всего мира для каждого человека. Данная тенденция до сих пор является одной из ведущих, ее поддерживают программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и «Нематериальное культурное наследие». Именно в этот период активизировалась деятельность CIDOC -- Комитета по музейной документации, который был создан при ICOM, и еще с 1960-х особое внимание уделял проблеме применения компьютеров в музейной сфере.

В начале процесса информатизации ИТ были задействованы во внутренней работе музея: в фондовой деятельности (в учетно-хранительской работе, создании электронных каталогов музейных собраний), реже - в реставрационной сфере, в административно-хозяйственной. Технологический прогресс, расширение компьютерного парка, совершенствование программного обеспечения привели к тому, что ИТ начали применяться и в экспозиционно-выставочной деятельности, стали важным инструментом пропаганды музейных коллекций, работы с разными категориями посетителей в музее и вне его стен.

Самый значительный этап на пути развития музейных ИТ - создание интернет-сайтов, на основе опыта которого уже позже появились новые медиа-расширения и форматы, в том числе предназначенные для мобильных устройств, такие как мобильные приложения и адаптированные сайты. Первый в мире сайт появился 20 декабря 1990 года, на нем была размещена информация о технологии World Wide Web, а также описание работы и инструкция по установке серверов и браузеров. Именно в 1990-х годах началось активное освоение интернета музеями всего мира, ставшее следствием долгого пути, начавшегося с создания специалистами Национального музея истории (SELGAM) первой автоматизированной каталогизации музейных коллекций в 1963 г. в США. А уже в 2001 году ICANN выделил специальный домен высшего уровня - museum. Важнейший этап внедрения ИТ в музейную жизнь - создание на протяжении полувека внутримузейных баз. Музейные базы данных первоначально представляли собой текстовые базы, с развитием мультимедиа их дополнили оцифрованные изображения, видео и аудио документы. На сегодняшний момент, наиболее развитую музейно-информационную сеть имеют США.

Знакомство с этой сетью следует начать с сайта «Американской ассоциации музеев» и портала «Музеи США». Американская ассоциация музеев (AAM) опубликовала стратегический план развития Ассоциации на 2016-2020 годы. Одна из целей, указанных в плане, - создание цифровой платформы для музейных работников для поиска и обмена профессиональным контентом, в том числе различными методическими пособиями, и знакомства с ведущимися в музеях разных стран исследованиями. Один из этапов перехода Ассоциации на глобальный уровень - подписание соглашения о партнерстве с Международным Советом музеев (ICOM), которое создает основу для широкого международного сотрудничества в музейном деле.

Портал «Музеи США» позволяет посетителям найти ссылку на сайт большинства американских музеев, используя для этого алфавитный, географический или типологический поиск. Также на портале размещены обзоры актуальных музейных конференций, представлены музеи и музейные ассоциации в каждом штате.

В России становление ИТ в музейном деле шло непростым путем. Началом можно считать середину 1970-х. В 1975 году директор Государственного Эрмитажа Б.Б. Пиотровский предложил сотруднику Эрмитажа, археологу Я.А. Шеру, использовать компьютерную технологию для обработки коллекций. Спустя два года, используя ЭВМ «МИР-2», Я. А. Шер подготовил компьютерные демонстрации двух коллекций. Таким образом, впервые в СССР с помощью ИТ были представлены коллекции античной художественной бронзы и петроглифы Центральной Азии. В этот же период группа специалистов Русского музея под руководством Ю.А. Асеева предприняла попытку создания компьютерного каталога коллекции живописи. Подобные исследования были

экспериментальными, скорее частным опытом крупнейших музеев, и не носили системного характера. Работа даже в этих музеях была ограничена небольшим опытом работы с ЭВМ и недостатком финансирования.

С началом 1990-х внедрение компьютерных систем уже носило планомерный, а не одиночный экспериментальный характер. Особые группы, созданные из музейных специалистов и программистов, были вовлечены в разработку компьютерных баз данных о памятниках культуры и истории. Был создан Научно-исследовательский Центр по проблемам автоматизации в сфере культуры при Министерстве культуры СССР.

В 1985 была разработана Концепция Автоматизированной информационной системы о памятниках истории и культуры СССР «АИС-памятник». Одним из первых работы над созданием баз данных начали крупные столичные музеи: Русский Музей, Эрмитаж, Центральный Музей Революции, Третьяковская галерея, музеи Кремля. АИС была нацелена на модернизацию и автоматизацию учетно-фондовой работы, а также научной, реставрационной, экспозиционно-выставочной и даже издательской деятельности музея. В 1990-х годах происходит качественно новый рывок - программы обработки текстов дополнились технологиями мультимедиа, что открыло возможность использовать звук, видео, изображения.

С распространением в России интернета появились первые музейные интернет-сайты (например, сайт Дарвиновского музея). Одним из важнейших шагов в освоении музеями интернет-пространства стало создание в 1996 году ресурса «Российская сеть культурного наследия». Этот ресурс содержит подробную информацию о российских и зарубежных музеях, в том числе о коллекциях, фондах, выставках, предоставляет доступ к электронной музейной энциклопедии. А также ставит целью формирование среды, способствующей развитию и кооперации интернет-ресурсов. На данный момент ресурс предоставляет наиболее полно сайты музеев и галерей, в нем представлено более 500 сайтов российских музеев.

Музейные сайты уже давно перестали являться зеркальным отображением реальной жизни музея, и приобрели самостоятельный характер. Буквально за два десятилетия, сформировалась уникальная сфера музейной деятельности, требующая особого подхода, основанного на взаимодействии посетителей и сотрудников. Несмотря на то, что эта сфера являлась относительно новой, в 2000-2010 годах, сайты российских музеев высоко оценивались на международном уровне, например, в 2000 году сайт Эрмитажа был признан лучшим среди всех представленных в Интернете электронных публикаций о музеях (как российских, так и зарубежных) на престижной международной конференции Museums and the Web в Миннеаполисе.

Однако путь ИТ, проложенный от основания Ассоциации по документации и новым информационным технологиям (АДИТ - национальный комитет по проблемам музейной информатики) до распространения общедоступного программного обеспечения по созданию виртуального музея еще рано считать завершенным. Несмотря на всеобщее осознание необходимости прочного синтеза информационных и музейных технологий, практическое воплощение поставленных задач требует усиленного внимания специалистов. Еще в своем докладе 2001 года «Музейные образовательные ресурсы и ресурсы по культуре в Интернет: обзор, типология, особенности, перспективы» А.А. Артамонов, И.М. Музалевская отмечали, что необходимо объединить силы российских профессионалов для поиска единого решений проблем музейной информатики. К этому объединению устремлены усилия АДИТ на ежегодных национальных конференциях. АДИТ активно участвует в деятельности международного комитета СИДОК. В 2016 году прошла XX конференция, получившая название «Музей цифровой эпохи: возможности и вызовы». Тематика конференции была представлена следующими направлениями - «Музейные информационные сервисы для публики» и «IT-сервисы для сотрудников музеев», что характеризует признание необходимости комплексного подход к использованию ИТ, продиктованного необходимостью представлять музей в информационной среде наиболее полно как для исследователей, так и для

посетителей. За последние десятилетие ИТ подверглись значительным изменениям, новые потребности появились как у профессионального сообщества, так и у музейных посетителей. Современный развивающийся музей оказался вовлечен в интернет-коммуникацию не только через собственный сайт, но и через социальные сети, популярные специализированные интернет-платформы (такие как Google Arts & Culture, Яндекс.Большой музей, портал Культура.РФ), через мобильные приложения.

Чтобы достичь успеха в развитии данных ресурсов необходимо определить потребности аудитории, использующей сайты или мобильные приложения. В начале 2000-х большинство музейных сайтов представляли собой статичную информационную страницу, дающую общее представление о музее, предлагая такие данные как: местонахождение, часы работы, контактные данные, цены на билеты и услуги, сведения о транспорте.

Подобные сайты-визитки, сайты-афиши, полностью соответствовали требованиям своего времени, но этот этап уже пройден. Несмотря на то, что размещение служебной информации необходимо, на музейный сайт сейчас возложена гораздо более серьезная функция - представление коллекций и предметов, информации о них и о жизни музея. Музейный сайт, как и прежде, обладает огромным потенциалом, он позволяет предъявить коллекции во всей полноте, включая музейные предметы, находящиеся на хранении в фондах. Речь идет в том числе и о тех из них, которые в силу своего состояния, особой хрупкости или необходимых специфических мер хранения, никогда не смогут быть выставлены на реальной экспозиции. Сайт - это не только инструмент для продвижения актуальной информации, как об этом писали в 2001 году, он необходим, как самостоятельный ресурс, как стимул к переосмыслению деятельности музея. В статье «Коммуникационное пространство региональных музеев» в развитии музейной деятельности выделяются три этапа: внутримузейная (фонды, экспозиции, архивы, выставки) до середины ХХ века, с 1950-тых годов внемузейная (акции и мероприятия, в том числе вне стен музея) и глобальная музейная деятельность (возникшая с использованием интернета). Возникновение последней - естественное следствие адаптации музея к условиям информационного общества, рынка, новым информационным потребностям и глобализации в целом, такое изменение - залог перспективного развития музея в изменившейся внешней среде.

Можно сказать, что подобные этапы развития можно выделить и в динамике развития музейных сайтов, а теперь и в музейных мобильных приложениях. Активное развитие отечественных мобильных приложений в музейной сфере началось с развитием этого сегмента рынка в 2010 году, и за последние годы приложения успели пережить несколько периодов расцвета и упадка, ориентируясь на те или иные виды контента, круг их главных задач неоднократно изменялся. Эти процессы пока не стали материалом для серьезных исследовательских работ, но анализ состояния музейных мобильных приложений имеет большое значение для развития этого важного и перспективного направления.

Как сайты, так и мобильные приложения выводят музей за пределы его стен, это их важная особенность, Однако следует помнить, что приложение ни коим образом неспособно заменить реальный музей, но способно его дополнить.

Список используемой литературы:

1. Артамонов А. А., Музалевская И. М. Музейные образовательные ресурсы и ресурсы по культуре в Интернет: обзор, типология, особенности, перспективы. // Тезисы доклада на VIII конференции представителей региональных научно-образовательных сетей «RELARN-2001».

2. Асеев Ю.А, Киссель О.М., Поднозова И.П.. Автоматизированные информационные системы для хранения, поиска и анализа данных о произведениях советской графики // Вопросы комплексного исследования художественных музеев. - Л., 1986.

3. Асеев Ю.А., Поднозова И.П., Шер Я.А. Каталогизация музейных коллекций и информатика. // Современный художественный музей. Проблемы деятельности и перспективы развития: Сб. научных трудов ГРМ. - Л.: ГРМ, 1980.

4. Белькевич Д. А. Музей, как content-provider: IT в выставочном пространстве. Часть первая. Мобильные приложения // Art Ukraine. 8 февраля 2011. URL: http://artukraine.com.ua/a7muzey-kak-content-provider-it-v-vystavochnom-prostranstve--chast-pervaya~mobilnye-prilozheniya/#.XBF2LyMuddj (дата обращения 13.12.2018)

5. Информационное письмо Юбилейной XX международной научно-практической конференции АДИТ-2016: «Музей цифровой эпохи: возможности и вызовы» // АДИТ. URL: http://www.adit.ru/conf/2016/informacionnoe-pismo.html (дата обращения 02.02.2019).

6. Музеи России. URL: http://www.museum.ru/ (дата обращения 18.03.2019).

7. Ноль Л.Я. Информационная политика Юнеско // Сборник статей. / сост. Лебедев А.В. - М.: Музей будущего, 2001.

8. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» : отчет // ЮНЕСКО, [ООН по вопросам образования, науки и культуры, Сектор коммуникации и информации; пер.: Л.В. Петрова]. -М., Париж, 2006.

9. Российский комитет по сохранению нематериального культурного наследия // Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры: Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. URL: http://unesco.ru/ru/?module=pages&action=view&id=142 (дата обращения 30.01.2019).

10. Специальные домены // White Whois: о доменах черным по белому. URL: http://wwhois.ru/special-domains.html (дата обращения: 24.02.2019).

11. Шелегина О.Н. Коммуникационное пространство региональных музеев // Культурологический журнал. - 2012. - №4.

12. American Alliance of Museums. URL: http://www.aam-us.org/home (дата обращения: 25.12.2018).

13. MuseumsUSA. URL: http://www.museumsusa.org (дата обращения 25.02.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.