Научная статья на тему 'Информационные технологии в развитии музейного маркетинга'

Информационные технологии в развитии музейного маркетинга Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1132
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЕВЕДЕНИЕ / МУЗЕЙНЫЙ МАРКЕТИНГ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DIGITAL-ИНСТРУМЕНТЫ / MUSEOLOGY / MUSEUM MARKETING / INFORMATION TECHNOLOGIES / DIGITAL TOOLS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Клячина Анжелла Равиловна

Рассматриваются социокультурные функции музеев, формы и методы работы с посетителями. Анализируются некоторые вопросы организации музейного маркетинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information Technologies in the Development of Museum Marketing

The article discusses the socio-cultural functions of museums, as well as forms and methods of work with visitors. It also examines some issues of the organization of museum marketing.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в развитии музейного маркетинга»

DOI: 10.17805Л1^у.2017.1.3

информационные технологии в развитии музейного маркетинга

А. Р. Клячина Московский гуманитарный университет

Аннотация: Рассматриваются социокультурные функции музеев, формы и методы работы с посетителями. Анализируются некоторые вопросы организации музейного маркетинга.

Ключевые слова: музееведение; музейный маркетинг; информационные технологии; digital-инструменты

information technologies in the development of

museum marketing

A. R. Klyachina Moscow University for the Humanities

Abstract: The article discusses the socio-cultural functions of museums, as well as forms and methods of work with visitors. It also examines some issues of the organization of museum marketing.

Keywords: museology; museum marketing; information technologies; digital tools

За последние четверть века в Российской Федерации выросла и окрепла сеть государственных (муниципальных) учреждений культуры (по сравнению с аналогичными показателями в РСФСР) — количество театров выросло в 1,7 раза (с 382 театров в 1990 г. до 661 театра в 2014 г.), количество музеев — в 2 раза (с 1315 музеев в 1990 г. до 2731 музея в 2014г.) (Стратегия ... , Электр. ресурс).

В последние годы отмечается рост театральных постановок, возрастание интереса к музейным экспозициям и выставкам. Достаточно вспомнить какие очереди выстраивались в 2016 г. в Третьяковскую галерею на Крымском Валу, чтобы все желающие смогли посетить выставку одного из самых популярных в России художника-мариниста И. Айвазовского.

Значимой акцией является бесплатное посещение музеев страны в один общий для всех день. Не менее интересна акция под названием «Ночь в музее». Очень важным направлением в музейном маркетинге

НАУЧНЫЕ труды Московского ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

2017 № 1

является партнёрство — взаимное сотрудничество между музеями, в т. ч. зарубежными. Это способствует расширению аудитории, с его помощью происходит обмен экспозициями и знакомство посетителей с фондами музеев мира.

Главной задачей музейных учреждений является сохранение исторических материалов и популяризация знаний. Фонды музеев всегда были источниками информации об истории страны и ценностях мировой культуры. Возможности музеев в решении наиболее актуальных образовательных и воспитательных задач огромны. Благодаря музеям формируются гражданские и патриотические качества граждан.

Музеи проводят большую просветительскую работу. Как правило, это осуществляется во время экскурсий, экспозиций, выставок, организаций встреч с интересными людьми и др. Однако предоставление всей накопленной информации широким слоям населения часто бывает проблематичным. В прошлом все формы работы сводились только к взаимодействию посетителя и гида (либо музейного работника).

В современных условиях возможности получения знаний значительно расширены. Сегодня большое распространение получило виртуальное взаимодействие наряду с непосредственным диалогом с посетителем посредством информационных технологий. Для популяризации и продвижения музейного продукта существует множество различных digital-инструментов: веб-сайты; интерактивные панели и экраны; игровые консоли; компьютеры и планшеты, смартфоны, гаджеты; цифровое телевидение; мобильные приложения и др.

Веб-сайты необходимы для создания контента, т. е. наполнения медийного пространства информацией. Это могут быть статьи, видео, изображения, различные приложения, блоги и т. д. Весь контент должен быть интересным и понятным для пользователей. Когда информация будет для них полезной, то посетители заинтересуются и воспользуются. Если же контент будет малоинформативным, тогда посетитель заходить на этот сайт больше не станет. Дизайн контента должен соответствовать теме сайта, быть привлекательным, доступным понятным. На веб-сайтах можно использовать рекламные материалы. Активно используются также Е-mail рассылки.

Социальные сети необходимы для привлечения внимания и расширения аудитории, для увеличения активности пользователей. Они являются эффективными как каналы распространения информации. Здесь возможны построения сообществ, необходимых для музейного продвижения, общение с пользователями. Социальные сети отличаются мобильностью — быстрым перемещением информации среди пользователей (вирусный контент). Благодаря социальным сетям есть возможность ин-

дивидуально общаться с каждым посетителем, который может находиться за многие километры от музея.

Игровые консоли часто устраиваются в залах музея для того, чтобы посетители (особенно дети) могли с помощью игры понять то или иное историческое событие или более внимательно рассмотреть какой-то исторический продукт.

Одним из видов digital-инструментов является современное цифровое телевидение. Оно получило большое распространение, т. к. включает в себя не только передачу информации, но и возможность взаимодействия между носителем этой информации и телезрителем. Через цифровое телевидение можно, например, заказать и даже купить билет в музей или узнать об участии в акциях, проводимых музейными работниками.

Гаджеты и смартфоны представляют такие возможности, как просмотр различных видеоизображений, получая информацию далеко от основного источника этой информации. С помощью планшетов можно сфотографировать музейные экспонаты, передавая снимки в интернет и распространяя их.

Одним из digital-инструментов, которым успешно пользуются многие музеи, являются мобильные приложения. На их основе создаются музейные аудиомаршруты, которые могут использоваться как игры и как виртуальные экскурсии. Например, в Российском этнографическом музее в приложении можно рассмотреть интерьер музеев, коллекции и выставки. Некоторые приложения содержат навигаторы, в которых есть подробные карты галерей и музеев. Посетитель может сам для себя наметить маршрут, по которому он может его посетить. В навигаторы включаются записи художников, экспертов, предложения по составлению наиболее интересных маршрутов и многое другое.

Некоторые музеи, например, Русский музей в Санкт-Петербурге предлагает приложение — аудиогиды, которые помогают получить об экспонатах более подробную информацию. Московский музей на Остро-женке (МАММ) использует электронные «маячки» iBeacon, они способны загружать информацию на сматрфоны посетителей, а специальное приложение — гид под названием «ТвойМАММ» даёт пояснение по экспонатам автоматически при приближении к ним (Благовещенский, 2015: Электр. ресурс).

Ещё один digital-инструмент был предложен разработчиками цифровых технологий, это OR-код, но он не получил распространения в нашей стране, т. к. для его прочтения необходимо использование дополнительных программ.

Хорошо зарекомендовала себя digital-стратегия. Музейная digital стратегия отвечает на вопрос, как привлечь внимание широких слоёв населения к музейным ценностям через интернет.

Работать с digital-инструментами не так просто. Каждый из них имеет свои тонкости и настройки. Прежде чем использовать цифровые технологии необходимо продумать стратегию работы с ними, разработать чёткий план продвижения. Для этого необходимо решить следующие задачи: четко определить и сформулировать цель; определить целевую аудиторию (дети, подростки, студенты, иностранцы и т. д); подготовить контент-статьи, видео- и аудиоматериалы, электронные презентации и всё, что будет предлагаться на цифровых носителях; сформировать уникальные предложения (то, что должно заинтересовать посетителя). Затем можно приступать к выбору digital-инструментов.

Эффективное использование digital-инструментов зависит от ряда условий. Во-первых, для музеев очень важным является наличие опытных специалистов, которые имеют опыт создания и использования цифровых технологий. К сожалению, пока нет стандартов в области digital-стратегий, поэтому именно от этих специалистов зависит, как будут работать все её направления. Более того, пока некоторые из инструментов начнут работать и дадут положительный эффект должно пройти некоторое время.

Во-вторых, для решения намеченных целей приходится использовать сразу несколько digital-инструментов, при этом они должны меняться и совершенствоваться. Если какой-то инструмент запущен и работает, его постоянно нужно проверять, анализировать, поправлять. В-третьих, крайне сложно составить точный бюджетный план для реализации digital-стратегии, т. к. стоимость инструментов может меняться со временем.

Сохранение исторических материалов, популяризация знаний, привлечение и удержание посетителей — это главная цель деятельности любого музея. Улучшение технической и материальной оснащённости музея, привлечение посетителей с помощью digital-инструментов, постоянное их обновление, чёткий план стратегии приведут к эффективной реализации намеченных музеем планов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29.02.2016 года № 326-р. [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации. URL: http://government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2 xm.pdf (дата обращения: 12.11.2016).

Благовещенский, А. (2015) Музей без проводов [Электронный ресурс] // Российская газета. 18 июня. URL: http://www.rg.ru/2015/06/18/mamm. html (дата обращения: 12.11.2016).

Дата поступления: 08.12.2016 г.

Клячина Анжелла Равиловна — магистрант кафедры теории рекламы и массовых коммуникаций Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (903) 710-9139. Эл. адрес: klyachina_a@inbox.ru

Klyachina Angela Ravilovna, Graduate Student, Department of Theory of Advertising and Mass Communications, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5 Yunosti St., Moscow, Russian Federation 111395. Tel.: +7 (903) 710-91-39. E-mail: klyachina_a@inbox.ru

Для цитирования:

Клячина А. Р. Информационные технологии в развитии музейного маркетинга [Электронный ресурс] // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2017, № 1. URL: http://journals.mosgu.ru/trudy/article/view/394 (дата обращения: дд.мм. гг.). DOI: 10.17805/trudy.2017.1.3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.