СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ
И. В. Понкин*, А. И. Редькина**
ЗАРУБЕЖНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ СПОРТИВНЫХ БОЛЕЛЬЩИКОВ1
Аннотация. Статья посвящена исследованию проблемы обеспечения правопорядка на массовых спортивных мероприятиях посредством внедрения систем идентификации личности спортивных болельщиков. В статье показаны результаты исследования опыта 9 зарубежных государств: Аргентины, Болгарии, Бразилии, Испании, Италии, Польши, Словакии, Франции, Чили — по некоторым основным направлениям. В статье исследованы положения зарубежного законодательства, касающиеся сбора организаторами спортивных соревнований данных о зрителях, ведения информационных реестров, хранения информации о посетителях спортивных мероприятий.
Ключевые слова: спорт, спортивное право, спортивные массовые мероприятия, спортивные болельщики, безопасность в спорте, спортивный порядок, идентификация личности спортивных болельщиков.
001: 10.17803/1729-5920.2018.143.10.106-115
Введение
Идентификация личности зрителей на спортивных соревнованиях является одним из эффективных инструментов противодействия противоправному поведению спортивных болельщиков, обеспечения безопасности на спортивных мероприятиях, спортивных объектах2.
Более того, террористические акты 13 ноября 2015 г. в пригороде Парижа — взрывы возле стадиона «Стад де Франс» — поставили вопрос о необходимости использования средств идентификации личности зрителей на спортивных соревнованиях как важного средства превенции террористических актов на спортивных объектах3.
1 Статья подготовлена в рамках НИР Минспорта России (МГЮА, ГК № 39, лот № 5-1770377127118000010).
2 См.: Песков А. Н. Спорт и противоправное поведение. М. : Проспект, 2016. 384 с.; Соловьёв А. А. [и др.] Правовое обеспечение противодействия противоправному поведению спортивных болельщиков / Ко-мис. по спорт. праву Ассоц. юристов России ; кафедра спортивного права Мос. гос. юрид. ун-та имени О.Е. Кутафина (МГЮА). М., 2014 ; Спортивное право России : учебник для магистров / под ред. Д. И. Ро-гачева ; Мос. гос. юрид. ун-т имени О.Е. Кутафина (МГЮА). М. : Проспект, 2016.
3 Государственное управление в сфере спорта : учебник для магистров / Кафедра спортивного права Мос. гос. юрид. ун-та имени О.Е. Кутафина (МГЮА). М. : Буки Веди, 2017.
© Понкин И. В., Редькина А. И., 2018
* Понкин Игорь Владиславович, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры спортивного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected]
125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
** Редькина Алена Игоревна, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры спортивного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected]
125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
В рамках настоящей научно-исследовательской работы был исследован опыт 9 зарубежных государств (Аргентины, Болгарии, Бразилии, Испании, Италии, Польши, Словакии, Франции, Чили) по некоторым основным направлениям, которые были на этапе поиска и обобщения сгруппированы в следующие категории:
— положения зарубежного законодательства, направленные на обеспечение функционирования системы идентификации личности зрителей непосредственно на спортивных соревнованиях;
— положения зарубежного законодательства, регулирующего правовые аспекты получения организаторами спортивных соревнований данных о зрителях, ведения информационных реестров, а также хранения информации о посетителях спортивных мероприятий;
— обязанности организаторов спортивных мероприятий, иных лиц, наделенных определенными полномочиями, ответственность организаторов спортивных мероприятий за невыполнение своих обязанностей.
Некоторые тенденции развития законодательства в области обеспечения безопасности спортивных мероприятий в части обеспечения идентификации личности посетителей
Законодательство Испании предполагает возможность введения дополнительных мер обеспечения безопасности, связанных с идентификацией личности посетителей, на спортивных мероприятиях, которые характеризуются высокой степенью риска. При этом в других государствах такие меры могут являться обязательными для организаторов всех спортивных мероприятий.
Аналогичные подходы реализуются и в Словакии, с тем лишь отличием, что обязанности организаторов спортивных мероприятий, которые характеризуются высокой степенью риска для их безопасности, четко определены заранее, а не остаются на усмотрение компетентного органа публичной власти. Аналогично — в Польше. Кроме того, в Словакии и Польше предусматривается зависимость от уровня спортивного мероприятия и вида спорта.
В Бразилии предусматриваются определенные обязанности организаторов футбольных мероприятий в части организации и реализации рассматриваемых вопросов. В Бразилии соответствующие меры безопасности приме-
няются к крупным спортивным объектам, вместимость которых составляет от 10 тыс. человек.
В качестве основной тенденции развития законодательства в рассматриваемой области можно обозначить переход к комплексным системам обеспечения идентификации личности посетителей спортивных мероприятий (в перспективе с задействованием нейротехнологий, искусственного интеллекта, облачных технологий), которые предполагают широкое и постоянное сотрудничество между спортивными организациями, органами публичной власти (как осуществляющими управление в сфере спорта, так и правоохранительными органами), а также, в отдельных ситуациях, во взаимодействии с объединениями спортивных болельщиков.
При этом обеспечение функционирования таких систем, как правило, основывается на широком задействовании разнообразных информационных технологий и предполагает автоматизацию определенных действий. Например, посетитель спортивного мероприятия начинает взаимодействовать с такой системой уже при покупке входного билета на спортивное мероприятие, будучи обязанным предоставлять свои идентификационные данные, а иногда и изображение.
В поддержку такого суждения говорит и то, что некоторые государства, например Болгария и Бразилия, где, на наш взгляд, подходы к обеспечению безопасности спортивных мероприятий в части идентификации личности посетителей в целом уже устарели, власти приступили к существенному реформированию своего законодательства в этой сфере.
Опыт Болгарии в области правового регулирования систем идентификации личности зрителей, а также обеспечения функционирования таких систем представляет определенный научный интерес, хотя и представляется недостаточно эффективным.
На наш взгляд, сегодня системы идентификации личности посетителей спортивных мероприятий в Болгарии хотя и функционируют в некоторой степени, но цели обеспечения их поддержания являются весьма ограниченными. Такие системы направлены главным образом на недопущение проникновения на спортивные мероприятия лиц, в отношении которых ранее были применены запретительные меры. В целях сбора и распространения соответствующей информации были созданы Единый автоматизированный реестр и Национальный информационный центр.
LEX IPS»
сравнительное правоведение
При этом необходимо отметить, что законодательное обеспечение идентификации личности посетителей спортивных мероприятий в Болгарии стоит на пороге достаточно серьезных реформ. В настоящее время Парламентская комиссия по вопросам детства, молодежи и спорта совместно с Министерством молодежи и спорта Болгарии разработали проект нового нормативного правового акта в сфере обеспечения безопасности на спортивных мероприятиях, который еще не внесен на рассмотрение в Народное собрание Болгарии, однако в скором времени, как обещают, будет внесен, и вероятность его принятия оценивается как весьма высокая в силу назревшей необходимости обеспечения более серьезных мер безопасности на спортивных мероприятиях, а также того, что действующее законодательство в этой сфере уже устарело. Данный проект закона предусматривает введение дополнительных и более четких мер обеспечения идентификации личности посетителей в целях обеспечения безопасности на спортивных мероприятиях. В частности, организаторам будут предоставлены возможности идентификации личности тех, кто покупает билет на спортивное мероприятие, а также предусматривается обязанность организаторов спортивного мероприятия по установке дополнительных современных камер видеонаблюдения на всех секторах стадионов4.
Сходную ситуацию можно обнаружить в Бразилии.
Предусмотренные в настоящее время в Бразилии на общенациональном (федеральном) уровне меры обеспечения идентификации посетителей спортивных мероприятий представляются довольно неэффективными, поскольку предполагают лишь визуальный контроль.
При этом представляет научный интерес проект Закона Бразилии от 2014 г. «О внесении изменений в Закон № 10.671 от 15 мая 2003 г. касательно мер предосторожности и контроля доступа к секторам, предназначенным для организованных болельщиков», который направ-
лен в том числе на решение одной из основных проблем в этой области, связанной с идентификацией правонарушителей (во многих случаях повторных) и, следовательно, с обеспечением эффективности предотвращения доступа таких лиц на спортивные объекты (стадионы).
Данный законопроект предусматривает меры ответственности спортивных федераций и спортивных конфедераций, а также привлечение спортивных клубов — участников проводимых ими мероприятий к созданию и внедрению электронной базы данных, содержащей информацию о членах организаций спортивных болельщиков и лицах, заинтересованных в доступе к секторам, предназначенных для этих групп на стадионах, а также внедрение системы электронной идентификации болельщиков во время прохода на стадион.
Таким образом, данный законопроект предусматривает следующие обязанности региональных спортивных организаций, осуществляющих проведение спортивных мероприятий:
— создавать и постоянно актуализировать базы данных электронной регистрации и идентификации членов организаций спортивных болельщиков и спортивных организаций, заинтересованных в доступе к секторам, предназначенным для объединений спортивных болельщиков в местах проведения спортивных мероприятий;
— выдавать удостоверения идентификации личности спортивных болельщиков, зарегистрированные согласно положениям предыдущего параграфа и имеющие соответствующий чип, информация на котором защищена цифровым кодом и зашифрована согласно стандартам, признанным Инфраструктурой открытых ключей Бразилии;
— внедрить электронную систему считывания удостоверений личности, упомянутых в предыдущем параграфе, которая будет использоваться при контроле доступа болельщиков к секторам, предназначенным для объединений болельщиков в местах проведения спортивных мероприятий.
4 Депутати ускоряват приемането на нов закон за футболното хулиганство // Дневник. 21.04.2018.
5 This article was prepared as part of the research of the Ministry of Sports of the Russian Federation (MSAL, GK No. 39, lot No. 5-1770377127118000010).
Положения зарубежного законодательства, направленные на обеспечение функционирования системы идентификации личности зрителей непосредственно на спортивных соревнованиях
Как правило, соответствующие положения законодательства устанавливают обязанности организаторов спортивных мероприятий обеспечивать идентификацию личности посетителей при входе на мероприятие и запрещать доступ на мероприятие тем лицам, которым запрещено их посещение, а также вести видеонаблюдение на спортивном объекте во время проведения спортивного мероприятия.
При этом системы идентификации посетителей при входе на спортивный объект могут быть следующих видов:
— автоматизированные (например, в Аргентине, Польше);
— предполагающие визуальный контроль со стороны лиц, наделенных определенными полномочиями (например, в Бразилии). Важным вопросом является нормативное
обеспечение надлежащего пропускного режима при входе на спортивный объект, на котором проводится спортивное мероприятие, позволяющего идентифицировать посетителей и обеспечивать недопуск на мероприятие тех лиц, в отношении которых применен запрет на посещение мероприятий подобного рода.
Статья 10 Закона Автономного города Буэнос-Айрес от 2017 г. № 5.847 «Единый режим футбольных мероприятий в Автономном городе Буэнос-Айрес» предусматривает, что организаторы футбольных мероприятий вправе ограничивать доступ конкретных лиц на спортивное мероприятие при условии соответствия критериям объективности и недискриминации. При этом списки таких лиц передаются в соответствующий правоприменительный орган не позднее чем за 72 часа до начала мероприятия для включения их в базу данных о насилии на футбольных мероприятиях. При этом в соответствии со ст. 14 указанного Закона личность посетителей футбольных мероприятий должна подтверждаться через специальную систему доступа, позволяющую четко и точно определять право на доступ на мероприятие. Эта система должна гарантировать ограничение доступа на мероприятия тех лиц, данные которых были внесены в базу данных о насилии на футбольных мероприятиях.
В соответствии с п. «m» ч. 1 ст. 6 Закона Словакии от 2014 г. № 1/2014 «Об организации массовых спортивных мероприятий и внесении
изменений в некоторые нормативные правовые акты», организатор спортивного мероприятия обязан обеспечить недопуск на спортивное мероприятие тех лиц, доступ которым на мероприятия такого рода был запрещен.
Статья 13 Закона Испании от 11.07.2007 № 19/2007 «О борьбе с насилием, расизмом и нетерпимостью в спорте» устанавливает, что Государственная комиссия Испании по борьбе с насилием, расизмом и нетерпимостью в спорте вправе принять решение о введении дополнительных мер безопасности для ряда спортивных соревнований или мероприятий, характеризующихся высокими рисками, либо для объектов, в отношении которых были применены санкции, предусмотренные вторым и третьим титулами данного Закона. К таким дополнительным мерам безопасности отнесено, в частности, обеспечение систем подтверждения личности лиц, которые стремятся получить доступ на спортивные объекты (п. «Ь» ч. 1 данной статьи).
В соответствии со ст. 18 Закона Бразилии от 15.05.2003 № 10.671 «О статусе и защите прав болельщиков и о других мерах предосторожности» стадионы вместимостью более 10 тыс. человек должны быть оснащены центром технической и информационной поддержки с инфраструктурой, способной обеспечить визуальный мониторинг и контроль присутствующей аудитории. При этом ст. 25 данного нормативного правового акта предусматривает, что досмотр публики и контроль доступа к стадиону вместимостью более 10 тыс. человек должны осуществляться с помощью визуального контроля турникетов.
На уровне муниципалитетов реализуются аналогичные меры.
Статья 13 Закона Польши от 20.03.2009 «О безопасности массовых мероприятий» устанавливает, что организатор футбольного матча, проводимого в рамках одного из трех соревнований высшей лиги, независимо от статуса соревнования (внутреннего или международного) обеспечивает идентификацию лиц, участвующих в мероприятии.
При этом спортивные объекты, предназначенные для проведения таких матчей, должны быть оборудованы совместимыми электронными системами, предназначенными для идентификации лиц, продажи билетов, контроля пребывания на месте и во время проведения футбольного матча, контроля доступа к конкретным местам и проверки информации.
да трэж
сравнительное правоведение
В соответствии со ст. 17 Закона Польши от 20.03.2009 «О безопасности массовых мероприятий» министр внутренних дел по согласованию с министром физической культуры и министром по вопросам инфраструктуры и строительства определяет критерии безопасности, которым должны соответствовать стадионы, где будут проводиться футбольные матчи, в частности наличие системы идентификации лиц, участвующих в футбольных матчах в качестве зрителей.
Статья L332-1 Спортивного кодекса Франции устанавливает, что в целях содействия безопасности спортивных мероприятий организаторы этих мероприятий могут отказать или отменить выдачу документов, дающих право доступа к этим мероприятиям, либо запретить доступ лицам, которые нарушили или нарушают общие условия продажи или правил внутреннего распорядка, касающиеся безопасности этих мероприятий.
Часть 1 ст. 3 Декрета Министерства внутренних дел Италии от 15.08.2009 «Определение полицейскими управлениями наличия факторов, препятствующих предоставлению доступа в места проведения спортивных соревнований» предусматривает способы проверки оснований, исключающих возможность доступа посетителя на спортивное соревнование. В частности, устанавливается, что в целях проверки в реальном времени наличия препятствующих оснований полицейские управления получают от спортивных организаций удаленным образом через информационные системы имена и фамилии посетителей, которым запрещен доступ. Согласно ч. 4 ст. 3 названного Декрета с целью проведения проверок посетителей, осуществляемых перед предоставлением им входных билетов на спортивные мероприятия, используемые организацией или уполномоченной организацией, компьютеры должны быть оснащены программами для проведения электронных проверок.
В соответствии со ст. 5 Закона Чили № 19.327 от 1994 г. (в ред. от 10.06.2015) «О правах и обязанностях, связанных с организацией профессиональных футбольных мероприятий», организатор профессионального футбольного матча должен обеспечивать на спортивном объекте, где проводится такое мероприятие, соблюдение следующих условий: 1) обеспечение наличия систем контроля доступа и идентификации посетителей, которые позволяют идентифицировать их личность, а также количество; 2) наличие системы видеонаблюдения,
камеры которой имеют достаточное разрешение для идентификации тех, кто посещает профессиональные матчи, а также контролируют периметр места проведения мероприятия. Изображение с этих камер должно постоянно отслеживаться организаторами во время матча, а запись с камер должна храниться в течение не менее 90 дней.
Статья 42 Регламента № 1.046 от 05.07.2016 к Закону Чили № 19.327 от 1994 г. «О правах и обязанностях, связанных с организацией профессиональных футбольных мероприятий», утвержденного Министерством внутренних дел и общественной безопасности Чили, определяет также, что организатор профессионального футбольного матча обязан установить: 1) систему видеонаблюдения, камеры которой имеют достаточное разрешение для идентификации болельщиков, посещающих как дневные, так и вечерние матчи, наряду с мониторингом по крайней мере периметра и секторов, доступных для общественности; 2) контроль доступа и идентификацию каждого сотрудника, прежде чем он попадет в помещение.
Согласно указанному Регламенту, в рамках системы контроля доступа и идентификации могут использоваться такие меры, как контроль отпечатков пальцев, распознавание лиц, использование турникетов.
Обеспечение надлежащего функционирования систем видеонаблюдения на спортивном объекте
Законодательство Болгарии не предусматривает непосредственной обязанности организатора спортивного мероприятия вести видеонаблюдение на спортивном объекте в целях идентификации личности посетителей такого мероприятия. Часть 1 ст. 16 Закона Болгарии от 2004 г. (ред. от 30.01.2018) «Об охране общественного порядка при проведении спортивных мероприятий» гласит, что организатор спортивного мероприятия обязан лишь уведомлять посетителей о том, что ведется видеонаблюдение в целях обеспечения безопасности. При этом видеозаписи уничтожаются не ранее чем через три месяца после их создания, за исключением случаев, когда они содержат данные о совершенных правонарушениях.
Статья 12 Закона Автономного города Буэнос-Айрес № 5.847 от 2017 г. «Единый режим футбольных мероприятий в Автономном городе Буэнос-Айрес» предусматривает определенные требования к инфраструктуре стадионов, на
которых проводятся футбольные мероприятия, например наличие систем получения и записи изображений на физические носители внутри и снаружи стадиона, которые облегчают идентификацию посетителей (при этом получаемая таким образом информация должна храниться, использоваться и обрабатываться в соответствии с законодательством о защите персональных данных).
Часть 1 ст. 21 Закона Словакии от 2014 г. № 1/2014 «Об организации массовых спортивных мероприятий и внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты» устанавливает, что организатор спортивного мероприятия, характеризующегося высокой степенью риска, обязан установить на входах и выходах из спортивного объекта, а также в помещениях системы видеонаблюдения, позволяющие обеспечивать мониторинг спортивного объекта и идентификацию физических лиц и производить видеозапись в цифровом виде. Такая обязанность устанавливается и для организаторов некоторых футбольных и хоккейных спортивных мероприятий. При этом ч. 2 указанной статьи предусматривает, что подобные системы видеонаблюдения должны быть настроены таким образом, чтобы не нарушать конфиденциальность других лиц.
Основные положения по данному вопросу содержатся в Законе Испании от 11.07.2007 № 19/2007 «О борьбе с насилием, расизмом и нетерпимостью в спорте».
В преамбуле к названному Закону отмечается необходимость наличия на спортивных стадионах постоянных систем наблюдения с помощью видеокамер, позволяющих находить, идентифицировать и наказывать лиц, виновных в совершении насилия на спортивных мероприятиях.
Часть 1 ст. 12 данного Закона предусматривает, что с учетом степени риска, которым характеризуется спортивное мероприятие, на организаторов мероприятия могут быть наложены, например, следующие обязанности:
— установить камеры по периметру, у входных дверей и на спортивном объекте в целом для того, чтобы осуществлять запись поведения зрителей;
— реализовывать личную, случайную или систематическую запись всех лиц, которые осуществляют доступ к месту проведения мероприятия, или тех, которые осуществляют вход на трибуны или зрительские зоны, где должно пресекаться определенное противоправное поведение, при полном уваже-
нии их достоинства и основных прав и при соблюдении положений Органического закона Испании № 4/1997 от 04.08.1997; — установить системы наблюдения, позволяющие охватить всю территорию, где проводится спортивное мероприятие, на протяжении всего времени его проведения, от началадомомента покиданияегопубликой. Часть 2 данной статьи предусматривает, что на дверях соответствующего объекта, а также на специальных знаках и плакатах должны располагаться предупреждения зрителей о ведении такого наблюдения.
Статья 13 рассматриваемого Закона устанавливает, что Государственная комиссия Испании по борьбе с насилием, расизмом и нетерпимостью в спорте вправе принять решение о введении дополнительных мер безопасности для ряда спортивных соревнований или мероприятий, характеризующихся высокими рисками, либо для объектов, в отношении которых были применены санкции, предусмотренные вторым и третьим титулами данного Закона. К таким дополнительным мерам безопасности отнесены, в частности, установка камер по периметру, в окрестностях и в дверях по всему объему, а также осуществление личной, случайной или систематической записи всех лиц, которые осуществляют доступ к месту проведения мероприятия, или тех, которые осуществляют вход на трибуны или зрительские зоны, где должно пресекаться поведение, определенное в п. 1 и 2 ст. 2, при полном уважении их достоинства и основных прав (п. «а» и ч. 1 ст. 13).
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона Испании, из соображений безопасности организаторы спортивных мероприятий, определенных Государственной комиссией Испании по борьбе с насилием, расизмом и нетерпимостью в спорте, должны устанавливать системы видеонаблюдения, охватывающие всю территорию спортивного объекта, включая его окрестности, а также принимать необходимые меры для обеспечения их надлежащего функционирования.
Отдельное указание на инфраструктуру стадионов, содержащееся в ст. 18 Закона Бразилии от 15.05.2003 № 10.671 «О статусе и защите прав болельщиков и о других мерах предосторожности», позволяет сделать вывод о необходимости наличия систем видеонаблюдения в целях визуального контроля посетителей. Однако прямого указания на такие системы данный нормативный правовой акт не содержит.
да трэж
сравнительное правоведение
Часть 1 ст. 11 Закона Польши от 20.03.2009 «О безопасности массовых мероприятий» устанавливает, что организатор спортивного мероприятия имеет право осуществлять запись хода массового мероприятия, включая поведение участвующих в нем людей с помощью видео-и звукозаписывающих устройств.
Положения зарубежного законодательства, регулирующего правовые аспекты получения организаторами спортивных соревнований данных о зрителях, ведения информационных реестров, а также хранения информации о посетителях спортивных мероприятий
Для облегчения идентификации личности посетителей на спортивных мероприятиях, а также для обеспечения недопуска на спортивные мероприятия лиц, в отношении которых был применен соответствующий запрет, в ряде государств предусматривается ведение специальных информационных реестров.
Такие реестры используются также для целей расследования случаев противоправного поведения на спортивных мероприятиях.
Обязанность по ведению таких реестров может быть возложена и на компетентные органы публичной власти, и на спортивные организации (как это предусмотрено, к примеру, законодательством Словакии и Испании).
Подобные реестры можно разделить на две основные категории:
— реестры, содержащие информацию о всех посетителях спортивных мероприятий, сбор которой осуществляется при приобретении входных билетов на такие мероприятия (либо в целом идентифицирующую информацию о болельщиках и об их объединениях, как, например, в Испании);
— реестры, содержащие информацию о лицах, которым ограничен доступ на спортивные мероприятия, и/или о лицах, совершавших ранее правонарушения на спортивных мероприятиях (в качестве примера можно привести Болгарию, Аргентину).
Так, в соответствии со ст. 6 Закона Болгарии от 2004 г. (ред. от 30.01.2018) «Об охране общественного порядка при проведении спортивных мероприятий», в рамках Министерства внутренних дел создается и ведется Единый автоматизированный реестр, в котором содержатся данные, в том числе о следующих лицах: 1) физических и юридических лицах, в отношении которых были применены соответствующие
меры или санкции в соответствии с данным Законом; 2) лицах, которые были привлечены к ответственности за совершение умышленных преступлений общего характера при проведении спортивных соревнований; 3) лицах, совершивших антиобщественные деяния при проведении спортивных мероприятий, проводимых иностранными государствами или международными организациями в соответствии с международными договорами и соглашениями, участником которых является Болгария.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона Испании от 11.07.2007 № 19/2007 «О борьбе с насилием, расизмом и нетерпимостью в спорте» клубы и лица, осуществляющие организацию спортивных соревнований, должны иметь специальный журнал, регулирование ведения которого осуществляется на регламентном уровне, в котором содержится общая и идентифицирующая информация об объединениях, ассоциациях и о группах болельщиков, которые поддерживают соответствующую организацию. Часть 2 указанной статьи предусматривает, что данный журнал предоставляется соответствующим органам публичной власти, в частности Государственной комиссии по борьбе с насилием, расизмом и нетерпимостью в спорте. При получении, обработке и передаче такой документации должны соблюдаться правила обеспечения защиты персональных данных.
Статья 13 Закона Польши от 20.03.2009 «О безопасности массовых мероприятий» устанавливает, что организатор футбольного матча создает следующие системы: 1) систему идентификации посетителей футбольных матчей; 2) центральную систему идентификации участников футбольных матчей, проходящих в рамках высшей лиги чемпионата; 3) центральную систему идентификации участников футбольных матчей, проводимых во втором и третьем дивизионе чемпионата. Администрированием данных, хранящихся в этих системах, занимается организатор спортивного мероприятия. Кроме того, эти системы должны позволять идентифицировать лицо по номеру социального страхования или, если он не был предоставлен, по типу, серии и номеру документа, удостоверяющего личность. Данные, необходимые для идентификации лиц, участвующих в футбольном матче, включают в себя имена и фамилии и номера социального страхования либо типы, серии и номера документов, удостоверяющих личность, а также сведения об установленных в отношении посетителей запретах, в том числе
запретах, определенных организаторами массовых мероприятий.
В соответствии со ст. 1_. 332-1 Спортивного кодекса Франции организаторы спортивных мероприятий вправе ввести автоматизированную обработку персональных данных посетителей. Согласно ст. R. 332-14 Спортивного кодекса Франции, при автоматизированной обработке персональных данных, касающихся нарушения положений общих условий продажи или правил внутреннего распорядка, касающихся безопасности, которую может осуществлять любой организатор коммерческих спортивных мероприятий, упомянутый в ст. 1_. 332-1 Спортивного кодекса Франции, должны соблюдаться следующие условия. Цель такой обработки информации — способствовать обеспечению безопасности спортивных мероприятий, позволяя организаторам отказать или отменить выдачу документов, дающих право доступа к этим мероприятиям, или запретить доступ лицам, которые нарушили или нарушают общие условия продажи или правил внутреннего распорядка, касающиеся безопасности этих мероприятий. Статья ^ 33215 Спортивного кодекса Франции устанавливает, что при обработке информации, предусмотренной ст. ^ 332-14 этого Кодекса, могут быть сохранены и использованы только следующие персональные данные и сведения:
1) учетные данные: имя, фамилия, дата и место рождения, адрес или место жительства, адрес электронной почты, номер телефона, номер абонемента с фотографией (в случае необходимости);
2) основания для регистрации нарушения положений общих условий продажи или правил внутреннего распорядка, касающихся безопасности на спортивных мероприятиях, которые обусловлены, в частности, наличием следующих фактов: акт подстрекательства к ненависти или насилию на территории спортивного объекта или в его непосредственной близости; действия, угрожающие безопасности людей и имущества на территории спортивного объекта или в его непосредственной близости в ходе спортивного мероприятия; вход на территорию спортивного объекта в состоянии алкогольного опьянения или под действием наркотических средств; пронос и употребление спиртных напитков и/или наркотических средств на территории спортивного объекта; пронос на территорию спортивного объекта любого предмета, который может использоваться в качестве ору-
жия или ставить под угрозу безопасность людей и имущества;
3) принимаемые решения: тип меры: приостановление, прекращение или невозможность приобретения нового абонемента; отказ в продаже документов, дающих право доступа; аннулирование такого документа; отказ в доступе на территорию спортивного объекта; дата принятия решения; продолжительность меры.
Такие данные записываются лицами, ответственными за безопасность, под руководством организатора коммерческих спортивных мероприятий.
В соответствии с ч. 7 ст. 3 Декрета Министерства внутренних дел Италии от 15.08.2009 «Определение полицейскими управлениями наличия факторов, препятствующих предоставлению доступа в места проведения спортивных соревнований» спортивные организации создают и обеспечивают функционирование информационных систем, позволяющих следующее: указывать имена, фамилии, даты и места рождения получателей входных билетов на спортивные мероприятия; сообщать в полицейские управления о возможных изменениях в программах проведения уже запланированных спортивных событий; создавать пользовательский интерфейс для защищенного и конфиденциального отправления онлайн-запросов, в том числе и через системы выдачи, распространения, продажи билетов, используемые организаторами футбольных соревнований, напрямую или через компании, предоставляющие соответствующие услуги.
Выводы
Согласно нашей концепции, обоснованно выделять следующие основные компоненты системы идентификации личности зрителей:
— система сбора и хранения информации о посетителях спортивного мероприятия, приобретающих входные билеты;
— система сбора и хранения информации о лицах, в отношении которых была применена мера ответственности в виде административного запрета на посещение спортивных мероприятий либо которые, в силу совершения ранее противоправных действий на спортивных мероприятиях, могут представлять собой определенную опасность для общественного порядка, но к которым не был применен запрет на посещение спортивного мероприятия;
LEX 1Р?Ж
сравнительное правоведение
— система идентификации личности посетителей непосредственно при входе на спортивное мероприятие;
— система видеонаблюдения на спортивном мероприятии;
— обеспечение взаимодействия всех указанных систем между собой и обмена информацией в рамках всех этих систем.
В качестве основных целей обеспечения функционирования систем идентификации личности зрителей спортивных мероприятий, исходя из исследованных подходов ряда зарубежных государств, можно выделить нижеследующие:
— предотвращение доступа на спортивное мероприятие посетителей, в отношении которых применен запрет на посещение спортивных мероприятий (а также, как дополнительная опция, — посетителей, находящихся в общегосударственном и/или розыске за совершение преступлений, в том числе как средство превенции террористических актов на спортивных объектах);
— предотвращение совершения противоправных действий посетителями спортивных мероприятий;
— содействие расследованию случаев противоправного поведения спортивных болельщиков, в частности применения насилия зрителями на спортивных соревнованиях, обеспечение необходимой доказательной базы. При этом проблема обеспечения функционирования наиболее эффективных систем идентификации личности посетителей таких мероприятий, позволяющих собирать всю релевантную информацию о посетителях, использовать ее и хранить, неизбежно сталкивается с проблемой обеспечения защиты персональных данных и обеспечения права на приватность. Однако данный аспект в исследованных нами зарубежных нормативных правовых актах урегулирован достаточно поверхностно: как правило, устанавливается лишь обязанность субъекта, осуществляющего сбор и хранение такой информации, соблюдать нормы соответствующего законодательства. При этом подробное исследование этого вопроса не входило в цели и задачи настоящего научного исследования. Данный аспект обеспечения идентификации личности посетителей спортивных мероприятий может быть предметом отдельного научного исследования в силу его объемности и комплексности.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Государственное управление в сфере спорта : учебник для магистров / кафедра спорт. права Мос. гос. юрид. ун-та имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — М. : Буки Веди, 2017. — 485 с.
2. Депутати ускоряват приемането на нов закон за футболното хулиганство // Дневник.— URL: https:// www.dnevnik.bg. — 21.04.2018.
3. Песков А. Н. Спорт и противоправное поведение. — М. : Проспект, 2016. — 384 с.
4. Соловьёв А. А. [и др.] Правовое обеспечение противодействия противоправному поведению спортивных болельщиков / Комис. по спорт. праву Ассоц. юристов России ; Нац. объединение спорт. юристов РФ; кафедра спорт. права Мос. гос. юрид. ун-та имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — М., 2014. — 207 с.
5. Спортивное право России : учебник для магистров / под ред. Д. И. Рогачева ; Мос. гос. юрид. ун-т имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — М. : Проспект, 2016. — 640 с.
Материал поступил в редакцию 12 июля 2018 г.
FOREIGN LEGISLATION ON THE IDENTIFICATION OF SPORTS FANS5
PONKIN Igor Vladislavovich — Doctor of Law, Professor of the Department of Sports Law of the Kutafin
Moscow State Law (MSAL), Professor
125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9
REDKINA Alena Igorevna — PhD in Law, Senior Lecturer of the Department of Sports Law of the Kutafin
Moscow State Law (MSAL)
125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9
Abstract. The article is devoted to the study of the problem of law enforcement at mass sports events through the introduction of systems of identification of sports fans. The article shows the results of the case study of 9 foreign countries: Argentina, Bulgaria, Brazil, Chile, France, Italy, Poland, Slovakia, Spain - in some main areas. The article investigates the provisions of foreign legislation concerning the collection of data on spectators by the organizers of sports competitions, maintenance of information registers, storage of information about the visitors of sports events.
Keywords: sports, sports law, sports mass events, sports fans, safety in sports, sports order, identification of sports fans.
1. Gosudarstvennoe upravlenie v sfere sporta: uchebnik dlya magistrov [Public administration in the field of sports: Textbook for Master Students]. Kafedra sport. prava Mos. gos. yurid. un-ta im. O.E. Kutafina (MGYuA) [Department of Sports Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)]. Moscow: Buki Vedi Publ., 2017. 485 p.
2. Deputati uskoryavat priemaneto na nov zakon za futbolnoto khuliganstvo [Deputies facilitate a new law on football]. Dnevnik [Diary]. URL: https://www.dnevnik.bg. (accessed 21.04.2018)
3. PeskovA.N. Sport iprotivopravnoepovedenie [Sports and illegal behavior]. Moscow: Prospect Publ., 2016. 384 p.
4. Solovyov A. A. [and others] Pravovoe obespechenie protivodeystviya protivopravnomu povedeniyu sportivnykh bolelshchikov [Legal support of counteraction to illegal behavior of sports fans]. Komis. po sport. pravu assots. yuristov Rossii; Nats. obedinenie sport. yuristov RF; Kafedra sport. prava Mos. gos. yurid. un-ta im. O.E. Kutafina (MGYuA) [Comission on Sports Law, Association of Lawyers of Russia; National Association of Sports Lawyers of the Russian Federation; Department of Sports Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)]. Moscow, 2014. 207 p.
5. Sportivnoe pravo Rossii: uchebnik dlya magistrov [Russian sports law : Textbook for Master Students]. Edited by D. I. Rogacheva. Mos. gos. yurid. un-t im. O.E. Kutafina (MGYuA) [Moscow State Law University (MSAL)]. Moscow: Prospect Publ., 2016. 640 p.
REFERENCES