Юридические науки
УДК 343.9.01
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАССОВЫХ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И ОСНОВНЫЕ МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ФУТБОЛЬНЫХ ФАНАТОВ
П.Н. Кобец, Всероссийский научно исследовательский институт МВД России (г. Москва Россия), E-mail: [email protected].
Аннотация. В представленной публикации на основе сравнительного анализа материалов рассмотрены особенности нормативно-правового регулирования предупреждения противоправного поведения футбольных фанатов и представлены предложения по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по предупреждению рассматриваемых правонарушений. Внедрение настоящего исследования позволит выработать меры противодействия противоправному поведению футбольных фанатов в период организации и проведения массовых спортивных мероприятий. Данный материал предполагается к использованию в подготовке и принятии актов управления по перспективному планированию деятельности органов внутренних дел.
Ключевые слова: административная ответственность, неформальные объединения болельщиков, обеспечение безопасности, массовые спортивные мероприятия, предупреждение преступности.
2 - 3 сентября 2015 года в Минске состоялось очередное заседание СМВД, в ходе которого в числе других рассматривались проблемы предупреждения противоправных деяний со стороны членов неформальных объединений болельщиков спортивных команд, в том числе в период проведения международных массовых спортивных и зрелищных мероприятий.
Министры внутренних дел СНГ на данном заседании: отметили актуальность и социальную значимость проблемы противодействия противоправным актам со стороны болельщиков обозначенной категории; признали необходимость развития информационного обмена о членах указанных неформальных объединений, склонных к противоправным деяниям [6], их перемещении через границы государств-участников СНГ; подтвердили приоритетность охраны общественного порядка во время массовых спортивных и зрелищных мероприятий; решили определить меры, направленные на выработку единых подходов к формированию механизма обмена информацией о членах неформальных объединений болельщиков, склонных к противоправным деяниям.
Согласно официальной статистике, противоправной деятельности футбольных фанатов (данные ГУОООП МВД России), в 2014 году на территории Российской Федерации было проведено 34300 спортивных мероприятий (2013 г. - 35355; 2012 г. - 31545; 2011 г. -32589; 2010 г. - 28427; 2009 г. - 23681), которые посетило 28, 8 млн. зрителей (2013 г. - 31, 28 млн.; 2012 г. - 24, 56 млн.; 2011 г. - 25 млн.; 2010 г. - 23,53 млн.; 2009 г. - 22, 63 млн.). За совершение административных правонарушений при проведении спортивных мероприятий задержано 4417 человек (2013 г. - 4296; 2012 г. - 6040; 2011 г. - 6741; 2010 г. - 3336; 2009 г. - 8273).
На территории 26 субъектов Российской Федерации в 2014 г. было проведено 288 матчей (2013 г. - 303; 2012 г. - 294; 2011 г. - 313; 2010 г. - 291; 2009 г. - 290) с участием 18
клубов Российской футбольной Премьер-Лиги (включая игры на Суперкубок, Кубок России и европейских клубных турниров). Соревнования посетило 3,04 млн. зрителей (2013 г. -3,88 млн.; 2012 г. - 3,71 млн.; 2011 г. - 4,14 млн.; 2010 г. - 3,58 млн.; 2009 г. - 3, 58 млн.), в том числе 150 тыс. болельщиков команд гостей (2013 г. - 214 тыс.; 2012 г. - 257 тыс.; 2011 г. - 270 тыс.; 2010 г. - 187 тыс.; 2009 г. - 312 тыс.). Общее количество болельщиков, привлеченных к административной ответственности за совершение правонарушений в период проведения футбольных матчей с участием клубов РФПЛ, в 2014 году составило 2735 чел. (2013 г. - 2862 чел.; 2012 г. - 4178 чел.; 2011 г. - 4638 чел.; 2010 г. - 3155 чел.; 2009 г. - 7032 чел.) [2].
Более подробный анализ привлечения футбольных фанатов к административной ответственности в 2013 и 2014 гг. показал, что в большинстве случаев им вменяется ст. 20.1. КоАП РФ (мелкое хулиганство) - 75% от общего количества зарегистрированных нарушений. В 15% случаев указанная категория лиц привлекалась к административной ответственности по ст. 20.20 (распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах) и ст. 20.21 КоАП РФ (появление в общественных местах в состоянии опьянения). И лишь 10% задержанных привлекались к ответственности по ст. 12.29 КоАП РФ (нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения), ст. 19.3 КоАП РФ (неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы), ст. 20.2.2 КоАП РФ (организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка), ст. 20.3 (пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами), ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности).
В настоящее время латентность преступности футбольных фанатов очень высока, и официальная статистика не отражает реальной криминогенной ситуации в околофутбольной среде. Также остаются неучтенными одни из самых резонансных и негативно влияющих на престиж нашего государства преступлений, совершаемых футбольными фанатами, а именно - экстремистские. В последнее время к проявлениям расизма, ксенофобии и прочим видам нетерпимости, допускаемым футбольными фанатами, привлекается даже большее внимание, чем к актам проявления околофутбольного насилия.
Деятельность органов внутренних дел по профилактике противоправного поведения во время проведения спортивных массовых мероприятий, в том числе футбольных чемпионатов, осуществляется в соответствии с такими нормативными актами, как Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»; приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»; постановление Правительства Российской Федерации от
16 декабря 2013 г. №1156 «Об утверждении Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований».
Начиная с 20 января 2014 года, арсенал мер административного воздействия был расширен в преддверии Олимпийских игр «Сочи-2014». Федеральным законом от 23 июля
2013 г. № 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований» были введен «правовой инструментарий» в виде административного запрета на посещение спортивных мероприятий, как наказание за допущенные нарушения правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных мероприятий [1].
В частности, в Кодекс Российской Федерации об административные правонарушения (КоАП РФ) дополнительно были введены (начало действия - с 20 января 2014 года): статья 20.31 «Нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований»; статья 20.32 «Нарушение правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований».
Кроме того, вышеуказанным законом скорректирован понятийный аппарат Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» - статья 2 дополнена новыми определениями «зрители» и «контролеры-распорядители». Для последних, функционально усиливающих администрацию проводимых официальных спортивных соревнований (волонтеров), введена обязательность прохождения специальной подготовки (ст.ст. 16 и 16.1), а также определены права и обязанности (ст. 20.2).
Во исполнение вновь введенной части 1.3 ст. 20 Федерального закона от 4 декабря 3007 г. № 329-ФЗ разработаны и введены в действие:
1. Правила обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. № 353), в том числе адресованные к контролерам-распорядителям.
2. Правила поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. № 1156).
При этом, названный закон вводит новые правовые режимы «дисквалифицированных лиц», нарушивших указанные правила. В частности, часть 1 (5) ст. 20 предусматривает на основании судебных решений введение для зрителей-нарушителей административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в день их проведения с включением таких потенциальных правонарушителей в «черный список» -федеральный реестр, ведение которого в списочной форме возложено на МВД России. Непосредственно в Министерстве данная функция приказом МВД России от 14 января
2014 г. № 14 отнесена к компетенции Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ГУОООП МВД России). На территориальные органы МВД России регионального уровня - функции организации ведения аналогичного списка «дисквалифицированных зрителей» возложены на районный уровень (т.е. на уровне принятия решений мировыми судьями и на уровне - ведения административной практики), а на региональном уровне (на уровне субъектов Российской Федерации) - обеспечение установленного порядка передачи информации в ГУОООП МВД России для ведения федерального списка.
В этой части, ГУОООП МВД России ведет практику получения (обмена) указанной информацией с одним из компетентных управлений Европейского союза, также занимающимся аналогичной проблематикой футбольных фанатов в рамках стран, входящих в состав ЕС.
Помимо упомянутых выше правонарушений, к противоправной деятельности футбольных фанатов также можно отнести следующие составы преступлений: ст.ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), 150 (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления), 167 (умышленное уничтожение или повреждение имущества), 212 (массовые беспорядки), 280 (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности), 282 (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства), 2821 (организация экстремистского сообщества), 2822 (организация деятельности экстремистской организации), 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа), 319 (оскорбление представителя власти) УК РФ [7].
Основой национальной правовой оценки преступлений, совершаемых футбольными болельщиками, и их предупреждения должна быть Европейская конвенция «О предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий и в частности футбольных матчей». Указанная Конвенция фиксирует обязанность государств применять (или в случае необходимости принять) законодательство, предусматривающее наказания для лиц, признанных виновными в совершении правонарушений, связанных с насилием или хулиганскими действиями зрителей (п.п. «а», п.1, ст. З). Также в ней рассматриваются меры, способствующие обеспечению правопорядка во время проведения футбольных матчей различного уровня, в т.ч. международного.
Вопросы обеспечения безопасности при проведении спортивных массовых мероприятий в большинстве стран - участниц СНГ регламентированы правовыми актами общего характера, определяющими административно-правовой статус правоохранительных органов в рассматриваемой сфере, в большей степени органов внутренних дел, на которые традиционно возложена ответственность за обеспечение общественного порядка, безопасности [5] участников и зрителей во время проведения спортивных соревнований и физкультурно-оздоровительных мероприятий. При этом такая ответственность может быть прямо предусмотрена действующим законодательством в сфере физической культуры и спорта, как, в частности, в Законе Азербайджанской Республики от 30 июня 2009 года № 847-ПЮ «О физической культуре и спорте», либо вытекать из установленных законодательством общих целей и задач деятельности органов внутренних дел и иных правоохранительных органов (например, Закон Республики Молдова от 27 декабря 2012 г. № 320 «О деятельности полиции и статусе полицейского», Закон Республики Молдова от 12 декабря 1991 г. № 806 «О войсках карабинеров (внутренних войсках) Министерства Внутренних Дел», Закон Кыргызской Республики от 11 января 1994 года № 1360-ХП «Об органах внутренних дел Кыргызской Республики» и др.).
Возложение ответственности за обеспечение безопасности при проведении спортивных соревнований на правоохранительные органы в странах СНГ несколько не соответствует мировой практике решения этого вопроса, которая в наиболее развитых странах идет по пути возложения подобной ответственности на организаторов массовых спортивных мероприятий.
Более подробно функциональные обязанности органов внутренних дел при обеспечении безопасности массовых спортивных соревнований изложены в подзаконных нормативно-правовых актах, в том числе и ведомственного характера (например, Уставе патрульно-постовой службы Полиции Республики Армения при Правительстве Республики Армения» от 11 января 2007 г., Приказе МВД Республики Казахстан от 28 октября 2013 г. № 53дсп «Об утверждении Инструкции по организации патрульно-постовой службы органов внутренних дел Республики Казахстан» и др.), а также планах, внутренних распоряжениях, которые предусматривают модель и особенности действий силовых органов при обеспечении и восстановлении общественного порядка, во время проведения массовых мероприятий.
В настоящее время только Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (ст. 12) наиболее приближен к общеевропейским традициям и предусматривает не ответственность, а «содействие» организаторам спортивных мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка.
В направлении организации мер безопасности при реализации тренировочного процесса и проведения спортивных мероприятий большинство стран - участниц СНГ не имеет в своем арсенале средств нормативного правового регулирования, либо до настоящего времени использует переработанные положения нормативных актов, принятых еще в период СССР. В частности, в Российской Федерации до настоящего времени действуют: Приказ Спорткомитета СССР от 17 октября 1983 г. № 786 «О введении в действие Положения о мерах по обеспечению общественного порядка и безопасности, а также эвакуации и оповещению участников и зрителей при проведении массовых спортивных мероприятий»; Постановление Совмина РСФСР от 14 апреля 1983 г. № 171 «О порядке проведения массовых спортивных мероприятий в РСФСР». Во многом сходные с вышеназванными нормативными актами положения содержат Приказ МВД Республики Казахстан от 6 ноября 2003 г. № 619 «Об утверждении Инструкции по обеспечению общественного порядка и пожарной безопасности при проведении спортивных, культурных и иных массовых мероприятий», Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 6 октября 2014 г. № 61 «Об утверждении Правил безопасности проведения занятий физической культурой и спортом» и иные нормативные акты государств-участников СНГ в рассматриваемой сфере [4]. Вместе с тем, в отдельных государствах - участниках СНГ происходит совершенствование правового регулирования обеспечения безопасности при проведении массовых спортивных мероприятий.
Так, некоторое обновление законодательства в сфере обеспечения безопасности массовых мероприятий следует отметить в «докризисной» Украине. Прежде всего, это связано с тем, что в 2012 году Республика Польша и Украина принимали финальную часть Чемпионата Европы по футболу. Все принимаемые решения нормативного характера касались проведения массовых спортивных мероприятий в рамках Чемпионата и не были рассчитаны на длительную перспективу или применение в отношении каких-либо иных соревнований. Вместе с тем, данный положительный опыт может быть использован при планировании нормативного правового обеспечения проведения массовых спортивных мероприятий в рамках СНГ. В частности, значительного внимания заслуживает сама система построения нормативного правового обеспечения проведения Чемпионата и решения всех вопросов, связанных с его безопасностью.
Базовым документом международно-правового регулирования, заслуживающим особого внимания, является Соглашение о проведении Финального турнира Чемпионата
Европы УЕФА 2010/12 по футболу между УЕФА, Польской футбольной ассоциацией и Федерацией футбола Украины Приложение 1 которого посвящено вопросам обеспечения безопасности и правопорядка, а также организации сотрудничества между всеми заинтересованными сторонами.
На уровне системы национального законодательства был принят Закон Украины от 19 апреля 2007 г. № 962^ «Об организации и проведении финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу в Украине». Ст. 2 данного закона предопределила полномочия центральных органов исполнительной власти в рамках разработки и утверждения отраслевых программ проведения Чемпионата, в том числе, по обеспечению безопасности и правопорядка, с учетом требований УЕФА.
Значительный вклад в обеспечение безопасности проведения Чемпионата внесли нормативные документы Президента Украины. В частности, были приняты: Распоряжение Президента от 4 июля 2007 г. № 136/2007-рп «Об антитеррористическом обеспечении подготовки и проведения в Украине финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу» (в основу реализации всех антитеррористических мероприятий был положен Закон Украины от 20 марта 2003 г. № 638-М «О борьбе с терроризмом»); Указ от 14 февраля 2011 г. № 202 «Вопросы Межведомственного координационного штаба по вопросам безопасности и правопорядка»; Указ от 10 декабря 2010 г. № 1117/2010 «О межведомственном координационном штабе по вопросам безопасности и правопорядка»; Указ от 10 марта 2011 г. № 278/2011 «О создании Штаба обеспечения международного взаимодействия и координации мероприятий по безопасности подготовки и проведения финальной части чемпионата Европы 2012 г. по футболу» и др.
Системный подход к обеспечению безопасности проведения футбольных матчей, а также обеспечению общественного порядка на прилегающих территориях был обеспечен разработкой Концепции безопасности, содержащей детализированный План безопасности внутри официальных мест проведения турнира с учетом требований УЕФА (предусмотрен п. 1.2 Приложения 1 международного Соглашения), а также Концепции правопорядка, включающей План правопорядка и обеспечения общественного порядка (предусмотрен п. 1.3 Приложения 1 международного Соглашения). В дальнейшем указанные концепции легли в основу Распоряжения Кабинета Министров Украины от 17 сентября 2008 г. № 1244-р «Об одобрении Интегрированной концепции обеспечения безопасности и правопорядка во время подготовки и проведения в Украине финальной части чемпионата Европы 2012 г. по футболу», а также Распоряжения от 27 февраля 2012 г. № 119-р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Интегрированной концепции обеспечения безопасности и правопорядка».
В рамках разработки Интегрированной концепции были спрогнозированы и указаны все потенциальные риски и угрозы безопасности проведения Чемпионата, что позволило поставить перед правоохранительными органами и организаторами соревнований ряд обоснованных задач, определивших впоследствии основные направления обеспечения безопасности. Среди них особую значимость представляли: обеспечение соблюдения правил безопасности и правопорядка; обеспечение подготовки объектов и инфраструктуры стадионов и прилегающей к ним территории в соответствии с требованиями УЕФА; предотвращение и пресечение хулиганских проявлений, нарушений общественного порядка; предотвращение причинения вреда
международному имиджу государства; обеспечение уровня безопасности на стадионах в
соответствии с требованиями УЕФА; предотвращение человеческих жертв и чрезвычайных ситуаций.
Следует отметить, что несмотря на рассмотренный положительный опыт Украины, дальнейшего развития в стране вопросы нормативного обеспечения безопасности проведения спортивных мероприятий в отношении иных видов спорта не получили, а затяжной политический кризис практически свел на нет дальнейшую интеграцию страны в европейскую систему спортивной безопасности.
В отношении рассматриваемой тематики исследования весьма показателен опыт Республики Беларусь, в которой в последние годы был принят ряд важных документов, во многом не имеющих аналогов на пространстве СНГ, направленных на решение проблем межведомственного взаимодействия субъектов обеспечения безопасности спортивных мероприятий: Указ Президента Республики Беларусь от 19 октября 2010 г. № 542 «Об организации и проведении культурно-зрелищных мероприятий»; постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 марта 2012 г. № 207 «Об утверждении Положения о порядке организации взаимодействия правоохранительных органов, организаторов массовых мероприятий и представителей общественности, выполняющих обязанности по охране общественного порядка, по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при проведении массовых мероприятий» [3]; распоряжение МВД Республики Беларусь от 4 апреля 2008 г. № 43 «Об обеспечении охраны общественного порядка при проведении футбольных матчей».
Кроме того, с целью выработки своевременных решений по снижению экстремистской активности фанатских движений, их разобщению и предотвращению их дальнейшей радикализации, координации действий заинтересованных государственных органов и общественных организаций издано распоряжение МВД Республики Беларусь от 13 декабря 2013 г. № 19 «О создании межведомственной рабочей группы».
Особого внимания заслуживает Проект Спортивного кодекса Республики Беларусь, разрабатываемый с 2013 года. Анализ данного документа позволяет утверждать, что в нем удачным образом использован зарубежный опыт составления подобного рода документов, прежде всего действующий Спортивный кодекс Франции, по признанию специалистов являющийся, на сегодняшний день, наиболее действенным правовым регулятором правоотношений в спорте.
Проект Спортивного кодекса Республики Беларусь содержит в себе две части (Общую и Особенную), объединяющие 16 глав, максимально затрагивающие все возможные проявления физкультурно-спортивных правоотношений.
Большим достоинством Проекта является подробное дефинирование ряда ключевых понятий, таких как: профессиональный и любительский спорт, договор о спортивной деятельности, трансфер, организатор спортивного или физкультурного мероприятия, профессиональный спортсмен, профессиональный тренер, профессиональный судья и многие другие, которые могли бы быть использованы при разработке общих положений Модельного закона СНГ.
Совершенствование правового регулирования обеспечения безопасности при проведении массовых спортивных мероприятий происходит в настоящее время и в Республике Казахстан. Так, МВД Республики Казахстан разрабатывается проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам обеспечения безопасности при проведении спортивно-массовых, культурно-зрелищных и
других мероприятий», в котором планируется регламентировать порядок организации проведения крупных спортивно-массовых, культурно-зрелищных и других мероприятий.
Проведение в нашей стране XXI Чемпионата мира по футболу ФИФА в 2018 году (ПРД-2018), а также Кубка конфедераций ФИФА в 2017 году ^^А-2017) потребует от сотрудников правоохранительных органов повышенного внимания к обеспечению охраны общественного порядка, как на объектах транспортной инфраструктуры, используемых автодорогах и иных маршрутах передвижения спортивных команд, официальных зарубежных делегаций и футбольных болельщиков, в местах их размещения (гостиницах, кемпингах, клубах, домах отдыха, спорт- и интернет-кафе и т.п.), непосредственно на спортивных объектах, так и на культурно-развлекательных площадках (фан-зонах) и в местах, прилегающих к ним (500-600 метровых зонах).
Перед началом международных матчей между представителями клубов необходимо указать матчи, в связи с которыми следует опасаться актов насилия или хулиганского поведения зрителей. Необходимо проводить в рамках оперативных совещаний встречи с представителями клубов, местного самоуправления и организаторами, принимающими команды на спортивном объекте. Такие встречи должны проводиться в возможно короткий срок, не позже чем за две недели до установленной даты матча и касаться распоряжений, действий и мер по недопущению совершения противоправных действий со стороны футбольных болельщиков как до, вовремя, так и после матча.
Необходимо обеспечить заблаговременное информирование лиц, непосредственно осуществляющих обеспечение и охрану общественного порядка на стадионе, сведениями о личностях зрителей, совершающих акты насилия.
Спортивные организации и клубы, хозяева стадионов и органы государственной власти в пределах своих полномочий, установленных внутренним законодательством, должны предпринимать конкретные действия вокруг стадионов и на стадионах для предупреждения противоправного поведения спортивных болельщиков. К таким действиям следует отнести: контроль за проектированием и планированием стадионов, гарантирующими безопасность зрителей, позволяющими обеспечить эффективный контроль за толпой, включая установку отдельных заграждений и перекрытий, с целью обеспечения своевременного вмешательства служб безопасности и правоохранительных органов; надежное разделение групп болельщиков команд противников; выделение для групп приезжающих болельщиков, когда они допускаются на стадион, отдельных трибун; обеспечение такого разделения осуществляется за счет строгого контроля за продажей билетов и принятия мер предосторожности в период, непосредственно предшествующий матчу; вывод со стадионов и с матчей или не допущение на них известных или потенциальных зачинщиков беспорядков и лиц, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения; установка на стадионах эффективной системы связи с публикой и слежение за ее использованием в полном объеме, а также обеспечение зрителей программами матчей и другими проспектами, поощряющими их правильное поведение; недопущение проноса зрителями на стадионы алкогольных напитков; наложение запрета на продажу алкогольных напитков на стадионе и в непосредственной близости от него, а также контроль за тем, чтобы напитки, имеющиеся в продаже на стадионе, находились в безопасных емкостях; обеспечение досмотрового контроля с целью недопущения проноса на стадион предметов, которые могут быть использованы для актов насилия, а также пиротехнических средств и других предметов, представляющих потенциальную угрозу.
В настоящее время единого алгоритма действий всех служб, направленного на недопущение совершения правонарушений и дискредитации России в лице мирового сообщества, не существует. Совместно обеспечивают правопорядок сотрудники подразделений уголовного розыска, охраны общественного порядка, по противодействию экстремизму, которые осуществляют свою деятельность на основании ведомственных нормативно-правовых актов, должностных инструкций и временных нормативных документов, создающихся и действующих в период проведения мероприятий.
Литература
1. Понкин И.В., Соловьев А.А., Понкина А.И. Правовое обеспечение противодействия противоправному поведению спортивных болельщиков / Под ред. И.В. Понкина / Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России; Национальное объединение спортивных юристов Российской Федерации; кафедра спортивного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). - М., 2014. -207 с. (серия: «Актуальные проблемы спортивного права» - Вып. 22).
2. Письмо ГУОООП МВД России от 29.10.2015 № 12/5413 «О направлении протокола заседания Оперативного штаба МВД России по профилактике правонарушений».
3. Ярыгин И.И. Административная ответственность за нарушение установленного порядка организации либо проведения публичных мероприятий: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015.
4. Сравнительно-правовой анализ законодательства государств - участников СНГ в сфере обеспечения безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий // Аналитический обзор: ФГКУ «ВНИИ МВД России», М., 2015.
5. Порядок взаимодействия правоохранительных органов, судебных органов и органов исполнительной власти в период подготовки и проведения на территории Приморского края общественно-политических, культурно-массовых и спортивных мероприятий. Особенности применения административного законодательства в период их подготовки и проведения // Методические рекомендации: ФГУ «ВНИИ МВД России», Владивосток, 2010.
6. Аналитический обзор нормативных правовых актов в области предупреждения совершения противоправных деяний членами неформальных объединений болельщиков спортивных команд (в том числе во время проведения международных массовых спортивных и культурно-зрелищных мероприятий) и результатов правоприменения в практической деятельности органов внутренних дел: Академия МВД Республики Беларусь, Минск, 2015.
7. К вопросу об основных способах совершения футбольными фанатами преступлений и правонарушений экстремистской направленности. Трофимов Д.А. // Научный портал МВД России. 2015 № 3 (31).
^ Kobec P.N. Sravnitel'nyj analiz primenenija zakonodatel'nyh aktov, regulirujushhih
obespechenie bezopasnosti pri provedenii massovyh sportivnyh meroprijatij i osnovnye mery preduprezhdenija protivopravnogo povedenija futbol'nyh fanatov // Nauka. Mysl'. - № 5-1. -2016.
© П.Н. Кобец, 2016.
© «Наука. Мысль», 2016.
— • —
Abstract. The article based on a comparative analysis of materials describes the features of legal regulation of prevention of illegal behaviour of football fans and presents proposals on improvement of activity of internal affairs agencies on prevention of the given offences. Implementation of this study will develop measures against illegal behaviour of the football fans during the period of organizing and holding of mass sports events. This material is supposed to be used in preparation and adoption of acts of management of forward-planning activities of the internal affairs agencies.
Keywords: administrative responsibility, informal associations of fans, security, mass sports events, prevention of crime.
— • — Сведения об авторе
Петр Николаевич Кобец, доктор юридических наук, профессор, главный научный
сотрудник, ФГКУ «ВНИИ МВД России» (Москва, Россия).
— • —
Подписано в печать 10.04.2016.
© Наука. Мысль, 2016.