УДК 343.8
Актуальные проблемы правового регулирования обеспечения правопорядка при проведении спортивных и иных массовых мероприятий в Российской Федерации
Фалькина Татьяна Юрьевна,
доцент кафедры теории и истории государства и права Уральского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент
e-mail: f.t.u.81@mail.ru
Алимпиев Сергей Александрович, доцент кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Уральского юридического института МВД России, кандидат юридических наук e-mail: Alimpuss@mail.ru
В статье исследуются актуальные проблемы правового регулирования обеспечения правопорядка при проведении спортивных и иных массовых мероприятий, чемпионата мира по футболу FIFA 2018, анализируется современное состояние законодательства Российской Федерации на предмет возможности предупреждения и противодействия противоправным действиям зрителей, болельщиков (фанатов) во время их нахождения в местах проведения массовых мероприятий, в том числе и на спортивных объектах.
Ключевые слова: спорт; футбол; болельщик; фанат; правопорядок; общественная безопасность; спортивные соревнования; криминальная субкультура; законодательство; регламент.
Actual problems of legal regulation of ensuring law and order during sports and other mass events in the Russian Federation
Fal'kina Tatyana Yurievna,
Associate professor of the Department of Theory and History of State and Law of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Сandidate of Law, Associate professor
Alimpiev Sergey Alexandrovich,
Associate professor of the Department of Criminology and Penal Law of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Candidate of Law
The article examines the topical problems of legal regulation of law enforcement during sports and other events, the upcoming world Cup 2018 in Russia, analyzes the current state of legislation on the subject of prevention and counteraction to illegal actions of viewers, fans (fans) during their stay in the venues of mass events, including sports facilities.
Key words: sports; soccer; cheerleader; fan, law and order; public security; sports; crime subculture; legislation; regulations.
В современных условиях очень остро стоит проблема обеспечения надлежащего поведения болельщиков во время проведения массовых спортивных мероприятий. Данные действия, как правило, направлены на создание условий для совершения общественно опасных деяний, подрыв общественной безопасности.
Поэтому особенно актуальной представляется проблематика, связанная с преодолением данных негативных тенденций1.
1 См.: Амиров И. М. Обеспечение безопасности участников спортивного мероприятия - важнейшая составляющая спортивной подготовки // Материалы Третьей Международной
В мировом масштабе и на уровне Российской Федерации прослеживается необходимость снизить уровень социальной (общественной) опасности, которую несут в себе агрессивные действия спортивных фанатов.
Формы деструктивных действий фанатов имеют различную окраску: это могут быть нарушения общественного порядка на стадионах и иных территориях, которые располагаются рядом с проводимыми массовыми спортивными мероприятиями; противоборство с сотрудниками органов внутренних дел и конкурирующих групп фанатов.
На современном этапе подобное поведение фанатов представляет собой реальную угрозу общественной безопасности и общественному порядку.
Представляется, что указанная проблема требует комплексного решения, которое будет основано на реализации эффективных мер по предупреждению и противодействию данному негативному явлению.
Любое масштабное спортивное массовое мероприятие представляет собой новую возможность для становления и развития массового спорта. Все это связано с созданием огромной инфраструктуры на основе формирования материально-технических условий для занятий физической культурой и спортом. Возникают условия для подготовки спортивных сборных страны.
Таким образом, крупные международные спортивные мероприятия стимулируют не только развитие спорта, но и в целом регионов, в т. ч. экономическое развитие.
Проблема обеспечения общественной безопасности и общественного порядка особенно актуальна для Российской Федерации в условиях проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году. Соответствующая правовая основа, направленная на решение данной проблемы, постоянно совершенствуется. В Российской Федерации на современном этапе усилена ответственность за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований. Кроме того, усилена ответственность за нарушение запрета на посещение мест соревнований. Ограничен въезд в Российскую Федерацию в момент проведения межнациональных спортивных соревнований агрессивных болельщиков1.
научно-практической конференции «Спортивное право: перспективы развития» / под ред. д-ра юрид. наук, проф. К. Н. Гусова, к.ю.н. А. А. Соловьева; сост. канд. юрид. наук, доц. Д. И. Рогачев, канд. юрид. наук О. А. Шевченко. М., 2010. С. 27-31; Мейтин А. А. Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых футбольными болельщиками, и их предупреждение: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004. С. 1; Миронов А. Н. Идеи концепции Федерального закона «Об обеспечении правопорядка и общественной безопасности при проведении спортивных и иных массовых мероприятий в Российской Федерации» // Административное и муниципальное право. 2009. № 9. С. 32. 1 См.: Федеральный закон от 7 июня 2013 г. № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедерации FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013. № 23. Ст. 2866; Постановление Правительства РФ от 18 апреля 2014 г.
Острота проблемы обеспечения общественной безопасности и общественного порядка вызвана следующими обстоятельствами.
Нормы международного права, нормативные правовые акты федерального и регионального уровней составляют фундаментальный правовой базис регулирования общественных отношений в указанной сфере.
Кроме того, террористическая и экстремистская деятельность, выступающая одной из угроз национальной безопасности страны, вызывает особую тревогу у организаторов и участников массовых спортивных мероприятий и требует создания необходимых правовых механизмов противодействия им2.
В целом состояние общественного порядка и национальной безопасности выступают одним из основных индикаторов эффективности деятельности правоохранительной политики государства, в рамках которой особое внимание должно быть уделено минимизации последствий проявлений нарушений прав и свобод человека и гражданина, снижение вероятности совершения террористических актов, иных общественно опасных деяний на спортивных объектах во время проведения спортивных и иных массовых мероприятий, в частности в период проведения чемпионата мира по футболу в России в июне -июле 2018 года. В этой связи сложно не согласиться с мнением С. И. Гирько, который отмечает, что проблемы обеспечения общественной безопасности возможно рассматривать только в условиях комплексного подхода, который гарантирует обеспечение безопасности на масштабном уровне в ее взаимодействии с другими областями жизнедеятельности общества3.
Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г.4 определяет комплексный механизм обеспечения безопасности на спортивных объектах массового пребывания людей, правила и условия работы с болельщиками и их объединениями.
№ 353 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований» // СЗ РФ. 2014. № 18. Ст. 2194; Федеральный закон от 17 апреля 2017 г. № 78-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования отдельных вопросов обеспечения правопорядка при проведении официальных спортивных соревнований» // СЗ РФ. 2017. № 17. Ст. 2460; Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 50. Ст. 6242.
2 См.: Семенистый А. В. О правовых установлениях (актах), регламентирующих обеспечение правопорядка и законности в период проведения массовых спортивных мероприятий // Труды Академии управления МВД России. 2009. № 1. С. 32.
3 См.: Гирько С. И. Обеспечение общественной безопасности в системе мер защиты личности, общества и государства: состояние, проблемы, перспективы // Административное право и процесс. 2009. № 5. С. 16.
4 См.: Распоряжение Правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г.» // СЗ РФ. 2009. № 33. Ст. 4110.
Механизм реализации стратегии предполагает разработку Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации1 Плана мероприятий, направленного на ее воплощение, связанного в том числе с необходимостью разработки проекта федерального закона «Об обеспеченности правопорядка и общественной безопасности при проведении массовых и иных зрелищных мероприятий в Российской Федерации».
Кроме того, речь идет о принятии межведомственного нормативного правового акта, в основе которого будет осуществляться реализация мер по снижению негативных тенденций в организации правопорядка, сокращение количества насильственных и хулиганских действий на спортивных сооружениях и в непосредственной близости от них.
Таким образом, исходя из анализа вышеуказанных обстоятельств, можно прийти к выводу, что, во-первых, требуется самостоятельное регулирование вопросов обеспечения безопасности при проведении массовых спортивных мероприятий; во-вторых, назрела необходимость совершенствования нормативной правовой базы, позволяющей эффективно обеспечивать охрану общественного и общественной безопасности при проведении спортивных массовых соревнований; в-третьих, должна быть сформирована комплексная программа, направленная на реализацию правовой политики государства в сфере совершенствования регулирования отдельных вопросов обеспечения правопорядка при проведении официальных спортивных соревнований.
Рекомендации Совета Европы как акт международного характера, созданный для организаторов и органов власти в сфере обеспечения общественной безопасности, играет немаловажную роль при проведении массовых спортивных мероприятий. Рекомендации указывают на особые меры, которые необходимо принимать при проведении мероприятий в спортивных залах и на стадионах. Здесь подчеркивается важность и первостепенность такой задачи, как обеспечение безопасности во время самих соревнований и вокруг них. Только тесное и плодотворное сотрудничество органов власти между собой сможет обеспечить необходимый уровень законности и правопорядка2.
Кроме того, Совет Европы настаивает на необходимости принятия правовых предписаний, которые смогли бы активизировать деятельность органов государственной власти. Органы исполнительной власти могут и обязаны обеспечить реализацию правовых норм, основываясь, в частности, на использовании полицейских сил.
Еще одно положение касается того факта, что вливание Российской Федерации в мировое сообщество
1 См.: Приказ Минспорттуризма РФ от 14 октября 2009 г. № 905 «О Плане мероприятий по реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г.» // СПС «КонсультантПлюс».
2 См.: Миронов А. Н., Васильев Ф. П., Амиров И. М. Правовое регулирование обеспечения правопорядка при проведении
спортивных и иных массовых мероприятий в России // Административное право и процесс. 2011. № 9. С. 51.
вызывает необходимость создания правовой основы, которая соответствовала бы принципам и нормам международного права.
Более эффективно осуществлять правовое регулирование обеспечения безопасности и правопорядка следует именно на федеральном уровне3.
В связи с обозначенным выше представляется возможным высказать некоторые предположения по проблеме совершенствования правовой основы, направленной на обеспечение правопорядка и безопасности в сфере организации массовых спортивных соревнований.
Так, на уровне субъектов Российской Федерации уже сложился определенный опыт правового регулирования вопросов обеспечения общественной безопасности и общественного порядка, который необходимо обязательно проанализировать и учесть. Среди правовых актов, например, можно назвать распоряжение губернатора Санкт-Петербурга от 9 декабря 2000 г. № 1284-р «Об общественном порядке и безопасности при проведении массовых спортивных, культурно-зрелищных мероприятий в Санкт-Петербурге», распоряжение мэра г. Москвы от 5 октября 2000 г. № 1054-РМ «Об утверждении Временного положения о порядке организации и проведения массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий в г. Москве»; Постановление губернатора Московской области от 5 марта 2001 г. № 63-ПГ «О порядке проведения массовых мероприятий на спортивных сооружениях в Московской области». При этом важен опыт решения данных вопросов и в зарубежных странах.
Так, мероприятия по подготовке к зимним Олимпийским играм 2010 г. в Ванкувере были связаны с созданием Концепции обеспечения безопасности.
Данный документ обращает особое внимание на большое количество командного состава, нестабильную ситуацию в международной сфере, наличие угрозы природных и техногенных катастроф, террористическую угрозу.
Концепция уделяет большое значение поясам безопасности, которые предполагают определенный уровень контроля в определенном радиусе вокруг территории соревнований: зоне свободного доступа; зоне, подвергающейся контролю в дневное время; зоне, где контроль осуществляется круглосуточно с проверкой людей и транспортных средств; зоне, строго контролируемой как на земле, так и в воздухе; зоне, закрытой для доступа, охраняемой лицами из отрядов специального назначения.
Наиболее успешным государством в деле обеспечения общественной безопасности и общественного порядка при проведении массовых спортивных соревнований является Великобритания. При этом в этой стране уже давно имеется представление, что данную
3 См.: Миронов А. Н. Идеи концепции Федерального закона «Об обеспечении правопорядка и общественной безопасности при проведении спортивных и иных массовых мероприятий в Российской Федерации» // Административное и муниципальное право. 2009. № 9. С. 32.
проблематику невозможно решить усилением какого-то одного из ведомств. Только тесное сотрудничество различных субъектов (правительства, полиции, спортивных организаций и добросовестных фанатов) сможет выработать действенные меры по решению проблемы футбольного хулиганства.
Общество и власть должны в полной мере осознавать тяжесть последствий, которые могут наступить в случае совершения даже незначительных правонарушений при массовом скоплении людей во время проведения матчей по футболу. Такие нарушения должны караться самым суровым образом, необходимо ужесточать ответственность вплоть до уголовной.
Если учитывать зарубежный опыт, то можно обратиться к Великобритании, где существуют жесткие требования к спортивным сооружениям:
- спортивное оборудование должно располагать интерактивной системой контроля за проходом болельщиков и их численным составом;
- необходимо наличие как индивидуальных входов по секторам трибун, так и отдельных выходов, обеспечивающих быструю эвакуацию граждан;
- спортивное оборудование должно быть представлено в основном сидячими местами, а стоячие места необходимо минимизировать;
- технические средства досмотра болельщиков должны быть в таком количестве, которое обеспечит беспрепятственный выход и вход зрителей;
- технические средства видеонаблюдения должны в полной мере обеспечивать полный контроль с возможностью фиксации конкретного человека в радиусе 400 м;
- обязательно наличие помещения, оборудованного средствами аудиовизуального наблюдения, радиосвязи и оповещения, мониторами;
- минимизировать использование оградительных сооружений, ограничивающих входы и выходы зрите-лей1.
Подобные правовые нормы содержатся и в французских законах, в том числе в уголовном законодательстве Франции, Кодексе о здравоохранении Франции, Законе Франции от 21 января 1995 г. № 95-73 относительно порядка организации мер в области безопасности, Законе Франции от 12 июля 1983 г. № 83-629 о частной охранной деятельности и др.2
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что при проведении чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года в России важно быть готовым к возрастанию размеров противоправных деяний фанатов футбола, их объединению в неформальные группировки криминальной направленности, формированию элементов агрессивной субкультуры.
Такие отрицательные явления имеют тенденцию к увеличению и на территории Российской Федерации.
1 См.: Миронов А. Н., Васильев Ф. П., Амиров И. М. Указ. соч. С. 51.
2 См.: Соловьев А. А. Актуальные вопросы правового регу-
лирования обеспечения общественной безопасности при проведении спортивных мероприятий во Франции // Спорт: экономика, право, управление. 2010. № 1. С. 22.
Опасность и масштабность негативных последствий можно проследить на примере событий на Манежной площади в Москве 9 июня 2002 г. после футбольного матча «Россия - Япония». В результате более 50 человек пострадали, один погиб, шестеро госпитализированы, 106 автомобилей повреждены. Общий ущерб оценивается в размере свыше 15 млн рублей.
Повышение интереса у населения к футболу опосредованно отразилось не только на увеличении числа фанатов. Поклонники постепенно начинают вливаться в ряды организаций и объединений, представляющих собой зачастую неформальные молодежные группы с антисоциальной направленностью3.
При этом возрастание неправомерной деятельности фанатов имеет непосредственное отражение на состоянии общественного порядка и общественной безопасности, что не может не вызывать тревогу у населения. Отсутствие способов и методов борьбы с данным негативным явлением отрицательно сказывается на результативности превентивной деятельности. Все это может испортить «настоящий праздник футбола», которого так все ждут.
Библиографический список
1. Амиров И. М. Обеспечение безопасности участников спортивного мероприятия - важнейшая составляющая спортивной подготовки // Материалы Третьей Международной научно-практической конференции «Спортивное право: перспективы развития» / под ред. д.ю.н., проф. К. Н. Гусова, к.ю.н. А. А. Соловьева; сост. к.ю.н., доц. Д. И. Рогачев, к.ю.н. О. А. Шевченко. - М., 2010. - С. 27-31.
2. Гирько С. И. Обеспечение общественной безопасности в системе мер защиты личности, общества и государства: состояние, проблемы, перспективы / С. И. Гирько // Административное право и процесс. -2009. - № 5.
3. Мейтин А. А. Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых футбольными болельщиками, и их предупреждение: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А. А. Мейтин. - Ростов н/Д, 2004.
4. Миронов А. Н. Идеи концепции Федерального закона «Об обеспечении правопорядка и общественной безопасности при проведении спортивных и иных массовых мероприятий в Российской Федерации» / А. Н. Миронов // Административное и муниципальное право. - 2009. - № 9.
5. Миронов А. Н. Правовое регулирование обеспечения правопорядка при проведении спортивных и иных массовых мероприятий в России / А. Н. Миронов, Ф. П. Васильев, И. М. Амиров // Административное право и процесс. - 2011. - № 9.
6. Семенистый А. В. О правовых установлениях (актах), регламентирующих обеспечение правопорядка и законности в период проведения массовых спортив-
3 См.: Мейтин А. А. Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых футбольными болельщиками, и их предупреждение: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004. С. 1.
ных мероприятий / А. В. Семенистый // Труды Академии управления МВД России. - 2009. - № 1.
7. Соловьев А. А. Актуальные вопросы правового регулирования обеспечения общественной безопасности при проведении спортивных мероприятий во Франции / А. А. Соловьев // Спорт: экономика, право, управление. - 2010. - № 1.
Bibliograficheskij spisok
1. Amirov I. M. Obespechenie bezopasnosti uchastnikov sportivnogo meropriyatiya - vazhnejshaya sostavlyayushchaya sportivnoj podgotovki // Materialy Tret'ej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Sportivnoe pravo: perspektivy razvitiya» / pod red. d.yu.n., prof. K. N. Gusova, k.yu.n. A. A. Solov'eva; sost. k.yu.n., doc. D. I. Rogachev, k.yu.n. O. A. SHevchenko. - M., 2010. - S. 27-31.
2. Gir'ko S. I. Obespechenie obshchestvennoj bezopasnosti v sisteme mer zashchity lichnosti, obshchestva i gosudarstva: sostoyanie, problemy, perspektivy / S. I. Gir'ko // Administrativnoe pravo i process. - 2009. - № 5.
3. Mejtin A. A. Kriminologicheskaya harakteristika prestuplenij, sovershaemyh futbol'nymi bolel'shchikami, i ih preduprezhdenie: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk / A. A. Mejtin. - Rostov n/D, 2004.
4. Mironov A. N. Idei koncepcii Federal'nogo zakona «Ob obespechenii pravoporyadka i obshchestvennoj bezopasnosti pri provedenii sportivnyh i inyh massovyh meropriyatij v Rossijskoj Federacii» / A. N. Mironov // Administrativnoe i municipal'noe pravo. - 2009. - № 9.
5. Mironov A. N. Pravovoe regulirovanie obespecheniya pravoporyadka pri provedenii sportivnyh i inyh massovyh meropriyatij v Rossii / A. N. Mironov, F. P. Vasil'ev, I. M. Amirov // Administrativnoe pravo i process. - 2011. - № 9.
6. Semenistyj A. V. O pravovyh ustanovleniyah (aktah), reglamentiruyushchih obespechenie pravoporyadka i zakonnosti v period provedeniya massovyh sportivnyh meropriyatij / A. V. Semenistyj // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. - 2009. - № 1.
7. Solov'ev A. A. Aktual'nye voprosy pravovogo regulirovaniya obespecheniya obshchestvennoj bezopasnosti pri provedenii sportivnyh meropriyatij vo Francii / A. A. Solov'ev // Sport: ehkonomika, pravo, upravlenie. - 2010. - № 1.