Научная статья на тему 'Общественный порядок и общественная безопасность при проведении спортивных мероприятий: правовое обеспечение'

Общественный порядок и общественная безопасность при проведении спортивных мероприятий: правовое обеспечение Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2196
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / СПОРТ / СПОРТИВНЫЕ ОБЪЕКТЫ / PUBLIC SAFETY / PUBLIC ORDER / SPORTING EVENTS / SPORTS / SPORTS FACILITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванов Валентин Дмитриевич

В современном обществе всё чаще возникает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан при проведении спортивных мероприятий. В статье проанализированы нормативные правовые акты, регулирующие обеспечение общественной безопасности и правопорядка в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иванов Валентин Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public Order and Public Safety during Sporting Events: Legal Support

In modern society, increasingly there is a risk of harm to the life and health of citizens during sporting events. The article analyzes normative legal acts regulating the provision of public security and the rule of law in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Общественный порядок и общественная безопасность при проведении спортивных мероприятий: правовое обеспечение»

СПОРТИВНОЕ ПРАВО_

SPORTS LAW

УДК 351.855 ББК Х401.12

общественный порядок и общественная безопасность при проведении спортивных мероприятий: правовое обеспечение

В. Д. Иванов

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

В современном обществе всё чаще возникает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан при проведении спортивных мероприятий. В статье проанализированы нормативные правовые акты, регулирующие обеспечение общественной безопасности и правопорядка в Российской Федерации.

Ключевые слова: общественная безопасность, общественный порядок, спортивные мероприятия, спорт, спортивные объекты.

В связи с тем, что в нашей стране одним из самых популярных и доступных форм проведения досуга является посещение спортивно-массовых мероприятий, рост количества проводимых в России спортивных соревнований, повышение угрозы терактов требуют качественного обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» одним из основополагающих принципов назван принцип обеспечения безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных и спортивных мероприятий [8].

Спортивные мероприятия можно классифицировать по различным основаниям. Так, по степени значимости и масштабу выделяют международные, всероссийские, межрегиональные, областные, городские, районные. По характеру организации —открытые, закрытые, традиционные матчевые; а в зависимости от состава соревновательных действий спортивные мероприятия делят на соревнования по отдельным видам спорта (баскетболу, конькобежному спорту и др.) и комплексные (спартакиады, олимпиады и т. п.).

В России наиболее массовыми являются соревнования по хоккею и футболу. Обеспечение правопорядка на таких мероприятиях осложнено, так как их характерной чертой является особый контингент болельщиков — фанатов, причисляющих себя к определённым спортивным клубам, действия которых порой сравнимы с хулиганством. Охрана правопорядка на международных спортивных мероприятиях также представляет собой сложность из-за наплыва большого количества туристов-болельщиков. Проведение массовых спортивных мероприятий имеет ряд особенностей и факторов, которые влияют на охрану общественного порядка и обеспечение безопасности [1; 3; 5].

К ним можно отнести: большое количество субъектов, помимо зрителей, которые принимают непосредственное участие в подготовке мероприятия и его проведении [3]. Это и организаторы — государственные органы, общественные организации; граждане; а также органы, которые обеспечивают охрану, — органы внутренних дел, общественные формирования и др. [1; 3]. При проведении массовых спортивных мероприятий на территории проведения создаётся особая обстановка, имеющая следующие особенности:

- нарушается повседневный ритм жизнедеятельности населения (например, ограничивается дорожное движение, меняется режим работы торговых предприятий и т. п.);

- появляются большие скопления людей на ограниченной территории, что повышает возможность угрозы жизни и здоровью людей;

- структурные перестройки работы служб и подразделений отделов внутренних дел (могут дополнительно привлекаться силы и средства других подразделений и т.п.) [1; 3; 5].

Анализ федеральных нормативных правовых актов показывает, что на федеральном уровне законодательно урегулированы только единичные вопросы обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении спортивных мероприятий. Так, можно выделить отдельные акты, составляющие правовую основу обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении спортивных мероприятий в Российской Федерации. Одним из таких актов является Распоряжение Правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года». Гл. XI Стратегии «Создание системы обеспечения безопасности на объектах спорта и организация работы с болельщиками и их объединениями» предусматривает разработку комплекса мер по улучшению общественной безопасности на объектах спорта [7]. В свою очередь Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации приказом подготовило план мероприятий по реализации обозначенной Стратегии, в котором одним из мероприятий названа разработка проекта Федерального закона «Об обеспечении правопорядка и общественной безопасности при проведении массовых и иных зрелищных мероприятий в Российской Федерации» [6].

Итогом проведённой работы стало принятие Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований» (далее — ФЗ «О внесении изменений...»). Данным законом был принят ряд поправок в Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» по

вопросам обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на спортивных объектах.

При анализе ФЗ «О внесении изменений.» выделяются два направления совершенствования спортивного законодательства в сфере обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных мероприятий:

- нормы, затрагивающие сами спортивные объекты, на которых осуществляются официальные физкультурно-спортивные мероприятия;

- нормы, осуществляющие регулирование обеспечения общественного порядка и общественной безопасности на спортивных объектах во время проведения официальных физкультур-но-спортивных мероприятий [10].

Так, ст. 2 Федерального закона «О культуре и спорте в Российской Федерации» дополняется таким понятием: «место проведения официального спортивного соревнования—объект спорта, а также территории, специально подготовленные для проведения официального спортивного соревнования, в том числе участки автомобильных дорог, площадей, улиц, водных объектов» [9]. Общеизвестно, что накануне проведения спортивного мероприятия администрация города (муниципального образования) совместно с проводящей соревнования организацией и территориальным органом управления по физической культуре и спорту должны подписать акт о готовности спортивного сооружения [2]. Согласно ст. 20 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» место проведения официальных соревнований, не отвечающее требованиям правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований, не может использоваться для проведения указанных соревнований [8].

Также вводится такое понятие, как «контролёр-распорядитель», закрепляются его права и обязанности. Это «физическое лицо, которое прошло специальную подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и которое привлекается организатором официального спортивного соревнования и (или) собственником, пользователем объекта спорта на договорной основе для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при прове-

86

Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. Т. 1, 4

дении официального спортивного соревнования» [8]. За контролёром-распорядителем закрепляются следующие права:

- контроль за доступом зрителей в места проведения официальных спортивных соревнований, их размещением;

- встреча и сопровождение зрителей до мест, указанных в приобретённых входных билетах или документах, их заменяющих, а после окончания официальных спортивных соревнований до выхода из мест проведения таких соревнований;

- осуществление в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности совместно с сотрудниками территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел личного осмотра граждан и осмотра находящихся при них вещей при их входе в места проведения официальных спортивных соревнований с применением в случае необходимости технических средств, а при отказе граждан подвергнуться личному осмотру недопущение их в места проведения таких соревнований и др. [8].

Помимо контролёров-распорядителей обеспечением правопорядка при проведении спортивных мероприятий занимается и полиция, причём обеспечение правопорядка в общественных местах является одним из направлений деятельности полиции (ст. 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»). Федеральным законом на полицию возлагается обязанность обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах и в других общественных местах [9].

За нарушение общественного порядка и общественной безопасности при проведении спортивных мероприятий в Российской Федерации установлена юридическая ответственность.

Действующий КоАП предусматривает ответственность за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований (ст. 20.31 КоАП РФ) и нарушение правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований (ст. 20.32 КоАП РФ). В первом случае устанавливается административный штраф в размере от 3 до 10 тыс. р. или обязательные работы на срок до 160 ч с наложением административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения

на срок от 6 мес. до трёх лет либо без такового; во втором случае — административный штраф на должностных лиц в размере от 50 до 100 тыс. р.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридическо -го лица,—от 50 до 100 тыс. р. или административное приостановление деятельности на срок до 90 сут.; на юридических лиц—от 100 до 300 тыс. р. или административное приостановление деятельности на срок до 90 сут. [4].

Список литературы

1. Алексеева, А. П. Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при проведении спортивных массовых мероприятий /

A. П. Алексеева // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер. Право. - 2012.- № 2 (13).- С. 436-441.

2. Зуев, В. Н. Нормативное правовое регулирование отечественной сферы физической культуры и спорта: (История и современность) / В. Н. Зуев,

B. А. Логинов.- М. : Совет. спорт, 2008.- С. 161-162.

3. Кобец, П. Н. Сравнительный анализ применения законодательных актов, регулирующих обеспечение безопасности при проведении массовых спортивных мероприятий, и основные меры предупреждения противоправного поведения футбольных фанатов / П. Н. Кобец // Наука. Мысль.- 2016.-№ 5-1. - С. 65-74.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 15.02.2016, с изм. от 17.02.2016).

5. Михайлов, А. В. Организация обеспечения общественной безопасности проведения спортивных мероприятий / А. В. Михайлов // Интеллектуал. системы в производстве. - 2010.- № 2. - С. 227-235.

6. Приказ Минспорттуризма РФ от 14 октября 2009 г. № 905 «О Плане мероприятий по реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года».

7. Распоряжение Правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года».

8. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

9. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.12.2015) «О полиции».

10. Федеральный закон от 23 июля 2013 года № 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований».

Поступила в редакцию 1 апреля 2016 г.

Для цитирования: Иванов, В. Д. Общественный порядок и общественная безопасность при проведении спортивных мероприятий: правовое обеспечение / В. Д. Иванов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация.- 2016.- Т. 1, № 4.- С. 85-89.

Сведения об авторе

Иванов Валентин Дмитриевич—кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. vdy-55@mail.ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2016, vol. 1, no. 4, pp. 85-89.

Public Order and Public Safety during Sporting Events: Legal Support V. D. Ivanov

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia vdy-55@mail.ru

In modern society, increasingly there is a risk of harm to the life and health of citizens during sporting events. The article analyzes normative legal acts regulating the provision of public security and the rule of law in the Russian Federation.

Keywords: public safety, public order, sporting events, sports, sports facilities.

References

1. Alekseyeva A.P. Obespecheniye obschestvennogo poryadka i obschestvennoy bezopasnosti pri provedenii sportivnyh massovyh meropriyatiy [To Ensure Public Order and Public Safety during Mass Events]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Pravo [Herald of the Voronezh State University. Series: Right], 2012, no. 2 (13), pp. 436-441. (In Russ.).

2. Zuyev V.N., Loginov V.A. Normativnoye pravo-voye regulirovaniye otechestvennoy sfery fizicheskoy kul'tury i sporta: (Istoriya i sovremennost') [Normative Legal Regulation of the Domestic Sphere of Physical Culture and Sport (History and Modernity)]. Moscow, 2008. Pp. 161-162. (In Russ.).

3. Kobets P.N. Sravnitel'nyy analiz primeneniya zakonodatel'nyh aktov, reguliruyuschih obespecheniye bezopasnosti pri provedenii massovyh sportivnyh meropriyatiy i osnovnyye mery preduprezhdeniya protivo-pravnogo povedeniya futbol'nyh fanatov [Comparative Analysis of Application of Legislative Acts Regulating the Security during Mass Sporting Events and the Main Measures of Prevention of Illegal Behaviour of Football fans]. Nauka. Mysl' [Science. The Idea], 2016, no. 5-1, pp. 65-74. (In Russ.).

4. Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administra-tivnyh pravonarusheniyah ot 30.12.2001 № 195-FZ (red. ot 15.02.2016, s izm. ot 17.02.2016) [Code of the Russian Federation about Administrative Offences from 30.12.2001 № 195-®3]. (In Russ.).

5. Mihaylov A.V. Organizatsiya obespecheniya obschestvennoy bezopasnosti provedeniya sportivnyh meropriyatiy [Organization of Public Security of Sporting Events]. Intellektual'nyye sistemy v proizvodstve [Intelligent Systems in Manufacturing], 2010, no. 2, pp. 227235. (In Russ.).

6. Prikaz Minsportturizma RF ot 14 oktyabrya 2009 goda № 905 «O Plane meropriyatiy po realizatsii Strategii razvitiya fizicheskoy kul'tury i sporta v Rossiyskoy Federatsii na period do 2020» [The Order of Minsportturizma of the Russian Federation from October 14, 2009 no. 905 "About the Plan of measures on realization of Strategy of development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2020"]. (In Russ.).

7. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 7 avgusta 2009 goda № 1101-r «Ob utverzhdenii Strategii razvitiya fizicheskoy kul'tury i sporta v Rossiyskoy Federatsii na period do 2020» [The Decree of the RF Government dated 7 August 2009 no. 1101-R "On Approval of Strategy of development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period till 2020"]. (In Russ.).

8. Federal'nyy zakon ot 04.12.2007 № 329-FZ (red. ot 03.07.2016) «O fizicheskoy kul'ture i sporte v Rossiyskoy Federatsii» [Federal Law dated 04.12.2007 no. 329-®3 (ed. from 03.07.2016) "On physical culture and sport in the Russian Federation"]. (In Russ.).

9. Federal'nyy zakon ot 07.02.2011 № 3-FZ (red. ot 13.07.2015, s izm. ot 14.12.2015) «O politsii» [Federal

88

Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. Т. 1, N№ 4

Law of 07.02.2011 no. З-ФЗ (as amended on 13.07.2015, Rev. from 14.12.2015) "On police"]. (In Russ.).

10. Federal'nyy zakon ot 23.07.2013 № 192-FZ «O vnesenii izmeneniy v otdel'nyye zakonodatel'nyye akty Rossiyskoy Federatsii v svyazi s obespecheniyem obschestvennogo poryadka i obschestvennoy bezopas-

nosti pri provedenii ofitsial'nyh sportivnyh sorev-novaniy» [The Federal Law from 23.07.2013 no. 192-®3 "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in Connection with Providing Public Order and Safety during Official Sports Competitions"]. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.