9.4. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ФУТБОЛЬНЫХ МАТЧЕЙ
Сторублёнкова Елена Геннадиевна, канд.юрид.наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Московский университет МВД РФ имени В.Я.Кикотя. Подразделение: кафедра криминологии. E-mail: [email protected] Самуткин Вячеслав Леонидович. Должность: старший преподаватель. Место работы: Московский университет МВД РФ имени В.Я.Кикотя. Подразделение: учебно-научный комплекс специальной подготовки, кафедра деятельности органов внутренних дел в особых условиях. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье анализируется общий подход к обеспечению безопасности спортивных мероприятий (футбола) на стадионе. Рассмотрены уровни, основные этапы и принимаемые меры обеспечения безопасности. Сформулированы общие положения интегрированной системы обеспечения безопасности спортивных объектов.
Цель написания статьи: Рассмотреть теоретические и методологические основы обеспечения безопасности спортивных объектов.
Методология: Статья выполнена на основе комплексно-междисциплинарного подхода, с использованием комплекса общенаучных и специальных методов исследования: сравнительно-типологического, логико-аналитического, формально-логического, системно-структурного.
Выводы: В формировании системы безопасности спортивного объекта важно применять комплексный подход, начиная от технического оснащения современных стадионов до создания единой стратегии безопасности объекта.
Рамки исследования: Статья подготовлена вне территориальных, хронологических и законодательных рамок научного исследования.
Практическое значение: Положения статьи могут быть использованы в практической деятельности правоохранительных органов в разработке стратегии и тактики обеспечения безопасности спортивных объектов и реализации специального предупреждения преступности.
Социальные последствия: повышение общественной безопасности спортивных объектов.
Оригинальность публикации: статья была проверена в системе антиплагиат МосУ МВД РФ имени В.Я.Кикотя (http://mosu-mvd.antiplagiat.ru). Проверка статьи на оригинальность показала следующие результаты: заимствования 6,72%; цитирования 18,61%; оригинальность 74,67%.
Ключевые слова: спорт, футбол, зрители, болельщики, фанатизм, фанаты, угрозы, правонарушение, безопасность, управление, взаимодействие, FIFA, UEFA служба безопасности, режим безопасности объекта, правоохранительные органы, ответственность.
AN INTEGRATED APPROACH TO THE FORMATION OF A SECURITY SYSTEM AND CRIME PREVENTION DURING FOOTBALL MATCHES
Storublenkova Elena Gennadievna, Phd at law, associate professor. Position: associate professor. Place of employment: Moscow University of MIA Russia named after V.Ya.Kikot'. Department: Criminology chair. E-mail: [email protected]
Samutkin Vyacheslav Leonidovich. Position: senior lecturer. Place of employment: Moscow University of MIA Russia named after V.Ya.Kikot'. Department: educational and scientific special training complex, internal affairs bodies in special circumstances chair. E-mail: [email protected]
Annotation: The article analyzes the general approach to ensuring the safety of sports events (football) at the stadium. The levels, the main stages and the security measures taken are considered. The general provisions of the integrated security system for sports facilities are formulated.
The purpose of writing this article: To consider the theoretical and methodological basis for ensuring the safety of sports facilities.
Methodology: The article is based on a complex-interdisciplinary approach, using a complex of general scientific and special research methods: a comparative-typological, logical-analytical, formal-logical, system-structural.
Conclusions: In the formation of a sports facility security system, it is important to apply an integrated approach, ranging from the technical equipment of modern stadiums to the creation of a unified security strategy for the facility.
Scope of the study: This article was prepared outside the territorial, historical and legal framework of scientific research.
Practical value: The provisions of the article can be used in the practice of law enforcement in the development of strategies and tactics to ensure the safety of sports facilities and the implementation of special crime prevention.
Social consequences: increase public safety of sports facilities.
Original publication: The article was tested in the anti-plagiarism system Moscow University of the MIA of Russia named V.Ya.Kikotya (http://mosu-mvd.antiplagiat.ru). Checking the article for originality showed the following results: borrowing 6,72%; Citing 18,61%; Originality 74,67%.
Keywords: sports, football, spectators, fans, fanaticism, fans, threats, wrongdoing, security, management, interaction, FIFA, UEFA security service, security mode of the facility, law enforcement agencies, responsibility.
«Болельщики - это живительная сила, сердце профессионального футбола. Без них профессиональный футбол мало чем отличался бы от любительского спорта или развлечения на досуге» [8].
Мишель Платини, президент UEFA
Футбол, из-за своей доступности, зрелищности, способности объединять людей, является наиболее популярным видом спорта современности. Развитие этого вида спорта, приведшее к появлению футбольных команд и профессиональных футбольных клубов, повлекло за собой и возникновение устойчивых групп людей, отдающих предпочтение конкретной команде, так называемых «болельщиков».
Анализируя нормативные акты, мы видим, что законодатель в конструировании норм права использует
термин «зритель», явно давая ему предпочтение перед термином «болельщик». Определение термина «зритель» дано в нескольких нормативных актах:
по Федеральному закону N 329-Ф3 от 04.12.2007 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», называемым законом «О болельщиках»: «зрители - физические лица, находящиеся в месте проведения официального спортивного соревнования, не являющиеся его участниками и иным образом не задействованные в проведении такого соревнования, в том числе в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности при проведении такого соревнования» (п. 3.3. ст. 2);
по определению Российского футбольного Союза (далее - РФС), данному в Дисциплинарном регламенте РФС, зритель - это «лицо, присутствующее на Стадионе до, во время и после Матча, не относящееся к Игрокам, Официальным лицам Клуба и Официальным лицам Матча и обслуживающему персоналу Стадиона» [3], а по определению, данному в «Правилах поведения зрителей на стадионе», зритель - это «физическое лицо, использующее билет на посещение Матча Мероприятия» (п. 1.3.5) [7].
Определение понятия «болельщик» дано только в Дисциплинарном регламенте РФС: «Зрители, расположенные на местах Стадиона, выделенных Клубу принимающей стороной в соответствии с регламентом Соревнования, считаются болельщиками команды гостей, если не будет доказано иного. Зрители, расположенные не на местах Стадиона, выделенных Клубу принимающей стороной в соответствии с регламентом Соревнования, считаются болельщиками команды хозяев, если не будет доказано иного» (ст. 32).
Анализ статьи 32 показывает, что понятие «болельщик» РФС отождествляется с понятием «зритель». С нашей точки зрения, более правильным является применение термина «болельщик», так как он больше соответствует специфике спортивных соревнований. Наша позиция подтверждается толкованием данных терминов в словарях русского языка: по Ожегову С.И. «зритель - это тот, кто наблюдает происходящее со стороны», «болельщик - любитель наблюдать спортивные состязания» [5].
На уровне регулирования Международной федерации футбола FIFA (в Дисциплинарном кодексе) и Союза европейских футбольных ассоциаций UEFA (в Дисциплинарных правилах) понятия «зритель» и «болельщик» не раскрываются и являются открытой концепцией. Такая позиция обосновывается тем, что вопрос ответственности клубов за действия своих болельщиков связан с вопросом принадлежности болельщиков одной из команд. Дисциплинарный кодекс FIFA (ст. 58), также как Дисциплинарные правила UEFA (ст. 8) закрепляют принцип дисциплинарной ответственности ассоциаций или клубов без вины и без причинной связи за действия третьих лиц, т.е. клуб отвечает, как за поведение своих игроков, так и за поведение официальных лиц, болельщиков и других лиц, совершающих действия от имени ассоциации или клуба. Данное положение является юридической основой для обеспечения уважения к цели данных организаций и обеспечением обязательств, налагаемых на его членов и присоединившихся третьих сторон, которые обязаны соблюдать установленные правила.
Поднимая вопрос о праве объединения зрителей (болельщиков) отметим, что Конституция Российской Федерации дает право гражданам на объединение, гарантируя свободу деятельности общественных объ-
единений (ст. 30). Данное право зрителей (болельщиков) поддержано и Правительством Российской Федерации, которое в Постановлении N 1156 от 16.12.2013 г. «Об утверждении Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований» определило: «объединение зрителей» есть «группа лиц, состоящая из более чем 20 человек, поддерживающих одного из участников официальных спортивных соревнований, аккредитованная организатором официального спортивного соревнования в порядке, определяемом самим организатором».
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований» N 192-ФЗ от 23.07.2013 г. внесшим поправку в ст. 5 Федерального закона N 329-ФЗ от 04.12.2007 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» изменил статус зрителя (болельщика), сделав его субъектом спорта и полноправным заказчиком услуг. Однако, прописав ответственность зрителей (болельщиков), закон не предусмотрел правового механизма по соблюдению и защите их прав, не закрепил и обязанности организатора спортивного соревнования по обеспечению зрителям (болельщикам) комфорта.
В целях содействия защите прав и законных интересов всех участников спортивного процесса, в том числе и потребителей в сфере спорта - зрителей, в 2013 году была образована Межрегиональная общественная организация «Объединение спортивных болельщиков» (ОСБ). Задачи ОСБ состоят в обеспечении комфортного пребывания зрителей на матчах, нормализации обстановки на стадионах, проведении работы с болельщиками, участии в проектной деятельности по социализации болельщиков, взаимодействии с неформальными молодежными объединениями, предоставлении возможности для самореализации лидеров фан-объединения страны, развитии международных связей болельщиков, спортивного туризма.
Для понимания сущности фан-объединений обратимся к понятию фанатизм. Фанатизм (от лат. fanum — жертвенник) есть «непоколебимая и отвергающая альтернативы приверженность индивида определенным убеждениям, которая находит выражение в его деятельности и общении. Сопряжен с готовностью к жертвам. Преданность идее сочетается с нетерпимостью к инакомыслящим, пренебрежением к этическим нормативам, препятствующим достижению общей цели. Для фанатиков характерна повышенная эмоциональность, некритическое отношение к любой информации, подтверждающей их взгляды, неприятие критики, даже доброжелательной» [2].
В нашем случае, в то время как простой зритель (болельщик) спортивного соревнования - это человек, переживающий за результаты какой-либо команды (клуба) и старающийся всячески поддерживать ее; болельщик, одержимый фанатизмом, - свою приверженность к какой-либо команде (клубу) доводит до крайней степени, сопровождающейся нетерпимостью к соперникам. Фанатское движение, связанное с футболом, есть сообщество активных болельщиков организованное изнутри и функционирующее по своим правилам. Однако, по мнению Петера Концена «Без фанатизма не произошло ни одного великого события за всю историю» [4].
Обратившись к положениям Приказа Минспортту-ризма России от 02.02.2009 г. N 20 «Об утверждении
Порядка признания видов спорта, спортивных дисциплин и включения их во Всероссийский реестр видов спорта и порядка его ведения» мы выяснили, что одним из главных отличительных признаков спорта является состязательность (п.13). Но состязательная суть спорта, выраженная в соревновании, говорит об его агрессивности, так как соперники вынуждены сражаться за победу. Соревнование - это отрегулированное правилами социально неопасное агрессивное поведение, выполняющее зрелищные функции. Зрелищ-ность спортивного соревнования, к которым относится футбол, состязательный дух двух футбольных команд, оказывает эмоциональное воздействие на зрителей (болельщиков), накаляя страсти болельщиков, вызывает у них рост агрессии, приводящей к конфликтам и правонарушениям. Эмоциональные переживания за игру своей команды объединяют болельщиков в организованные группы.
Об этой особенности говорит и Йохан Хёйзинга в работе «Человек играющий», «Игровое сообщества обладает склонностью сохранять свой постоянный состав и после того, как игра уже кончилась. ... присущее участникам игры чувство, что они совместно пребывают в некоем исключительном положении, совместно делают одно важное дело, обособляясь от прочих и порывая с общими для всех нормами, простирает свои чары далеко за пределы продолжительности отдельной игры. Клуб приличествует игре, как голове — шляпа. ... Внутри сферы игры законы и обычаи обыденной жизни не имеют силы. Мы суть, и мы делаем «нечто иное». . Суммируя, мы можем назвать игру с точки зрения формы некоей свободной деятельностью, которая осознается как ненастоящая, не связанная с обыденной жизнью и тем не менее могущая полностью захватить играющего; которая не обусловливается никакими ближайшими материальными интересами или доставляемой пользой; которая протекает в особо отведенном пространстве и времени, упорядоченно и в соответствии с определенными правилами и вызывает к жизни общественные объединения, стремящиеся окружать себя тайной или подчеркивать свою ина-кость по отношению к обычному миру своеобразной одеждой и обликом» [10].
Отметим, что агрессивность в футболе проявляется не столько среди игроков, сколько среди зрителей (болельщиков). Для борьбы с неправомерным поведением болельщиков национальные и международные футбольные организации приняли конкретные дисциплинарные правила, по которым клубы, несут прямую ответственность за поведение их фан-объединений.
Дисциплинарный кодекс FIFA содержит раздел об обязанностях клубов и ассоциаций, в котором можно выделить два основных положения закрепленных: статьей 65 - об обязательствах ассоциаций (клубов), организующих соревнования, состоящих в соблюдении правил безопасности и применении мер предосторожности в зависимости от обстоятельств до, во время и после матча, и в случаях наступления инцидентов; и статьей 67 - предусматривающей ответственность клубов за поведение зрителей, согласно которой организующая ассоциация (клуб) несет ответственность за любое неправомерное поведение зрителей, а приглашенная - только за ненадлежащее поведение собственной группы зрителей.
UEFA в Дисциплинарных правилах (ст. 16) также проводит различие между организующей и посещающей стороной: принимающие ассоциации и клубы от-
вечают за порядок и безопасность как внутри и вокруг стадиона до, во время и после матчей за инциденты любого рода и могут подлежать дисциплинарным мерам, в случаях, если не могут доказать, отсутствие халатности в организации матча. Однако все ассоциации и клубы несут ответственность за правонарушающие действия своих болельщиков. Они могут подвергаться дисциплинарным мерам ответственности, даже в случаях, если они могут доказать отсутствие халатности со своей стороны в отношении организации матча за следующие действия со стороны их группы зрителей (болельщиков): вторжение или попытка вторжения в поле игры; бросание предметов; освещение от фейерверков или любых других объектов; использование лазерных указателей или аналогичных электронных устройств; использование жестов, слов, предметов или любых других средств для передачи любых сообщений, которые не подходят для спортивного мероприятия, особенно сообщений, носящих политический, идеологический, религиозный, оскорбительный или провокационный характер; стихийные бедствия; нарушение национальных или конкурсных гимнов; любой другой недостаток порядка или дисциплины, наблюдаемый внутри или вокруг стадиона.
Для предотвращения правонарушений до, во время и после спортивных соревнований, которые могут иметь разброс от актов вандализма и мелкого хулиганства до массовых нарушений общественного порядка, на всех уровнях: от международных правовых актов, национального законодательства до спортивных федераций, ассоциаций, организаций и клубов принимаются Правила должного поведения болельщиков, за нарушение которых налагаются соответствующие санкции. Принятию решений о наложении санкций способствует вывод юрисдикционого органа UEFA Спортивного арбитражного суда (CAS) 2007/A/1217: «поведение болельщиков и их расположение на стадионе и его окрестностях являются важными критериями для определения того, какую команду или клуб они поддерживают».
Конвенция Совета Европы «О едином подходе к безопасности, охране и обслуживанию спортивных матчей», 2016 г. (далее Конвенция 2016 г.) определила «единый подход» (an integrated approach) в обеспечении безопасности, признав в ст. 3, что безопасность, охрана и обслуживание на спортивных соревнованиях взаимосвязаны, взаимозависимы и должны планироваться и реализовываться в комплексе. При этом управление стадионом должно содержать меры взаимодействия с полицией, аварийными службами и партнерскими организациями (ст.5).
В качестве контрольного органа Конвенцией 2016 г. (ст.13) был учрежден Комитет по безопасности и охране и спортивных мероприятий (Committee on Safety and Security at Sports Events). В РФС за обеспечение безопасности проведения спортивных мероприятий и работу с болельщиками отвечает Комитет по безопасности и работе с болельщиками (п.3 ст. 35 Устава РФС).
Россия начала изменять правовую архитектонику безопасности на стадионах начиная с 2013 года:
внесением изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (приняты поправки в Федеральный закон № 329-Ф3 от 04.12.2007 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и др. нормативные акты) [9];
утверждением постановлениями Правительства Российской Федерации: «Правил поведения зрителей на спортивных соревнованиях» № 1156 от 16.12.2013 г.; «Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований» № 353 от 18.04.2014 г.; «Требований к объектам спорта, предназначенным для проведения чемпионата мира по футболу FIFA 20128 года Кубка конфедераций FIFA 2017 года» № 485 от 20.05.2015 г.; «Требований к антитеррористической защищенности объектов спорта» № 202 от 06.05.2015 г.;
на основе постановлений Правительства России изданием ведомственных приказов: Министерством спорта России «Об утверждении Типовой инструкции по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности на объекте спорта при проведении официальных спортивных соревнований» № 948 от 26.11.2014 г.; МВД России «Об утверждении требований к отдельным объектам инфраструктуры мест проведения официальных спортивных соревнований и техническому оснащению стадионов для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности» № 1092 от 17.11.2015 г.
Благодаря принятым нормативным актам в Российской Федерации произошла реформа в сфере обеспечения безопасности на спортивных соревнованиях, ядром которой стало перераспределение зон ответственности между правоохранительными органами, собственниками, пользователями объектов спорта и организаторами спортивных соревнований. В настоящее время безопасность на стадионе обеспечивается четким взаимодействием органов местной власти, футбольного клуба, полиции и частного охранного предприятия спортивного сооружения (стадиона). Относительно полиции, то она на основании ст. 12 Федерального закона Российской Федерации «О полиции» № З-ФЗ от 07.02.2011 г. оказывает лишь содействие организаторам спортивных мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка. Режим безопасности до, во время и после футбольного матча сегодня должен организовать и обеспечить собственник (пользователь) футбольной арены.
Режим безопасности объекта базируется на создании двух комплексов и умелом управлении ими: комплекса сил реагирования - службы безопасности, службы стюардов (контролеров-распорядителей) и подразделения охраны; и комплекса инженерно-технических средств охраны (ИТСО), включающем инженерно-технические средства физической защиты (ИТСФЗ). Комплекс ИТСО довольно обширен, в него входят: системы контроля и управления доступом (СКУД); системы видеонаблюдения и видеоаналитики; системы оперативной связи и оповещения; система охранной сигнализации (СОС); система пожарной сигнализации (СПС); системы детекции и автоматического тушения пожара; система технических средств ограничения; система охранного освещения; обеспечивающие системы (освещения, электропитания и др.). Интеграция названных систем, позволяющих осуществлять совместное использование ресурсов подсистем, ведет к созданию комплексных (интегрированных) систем безопасности (ИСБ), что позволяет использовать имеющиеся ресурсы и управлять системами жизнеобеспечения объектов на качественно новом уровне.
Несмотря на хорошее техническое оснащение современных стадионов, главными в деле обеспечения безопасности объекта является создание единой
стратегии безопасности, определяющей пути и методы решения задач безопасности, отвечающей на вопросы «что?», «когда?», «от кого?» и «как?» защищать, помогающей предусмотреть все необходимые структурные меры безопасности, а также скоординировать деятельность всех служб, привлекаемых к обеспечению безопасности и правопорядка.
Определяя предмет защиты, и отвечая на вопрос «Что?» защищать, укажем, что к предмету защиты относятся: а) люди - игроки команд, официальные лица клуба и официальные лица матча, зрители, технический и обслуживающий персонал [6]; б) имущество -материальные и финансовые ценности, оборудование и сооружения, документация (договорные документы и обязательства); в) информация - находящаяся в кабинетах официальных лиц на материальных носителях, а также свободно циркулирующая во внутренних коммуникационных каналах связи.
Ответ на вопрос «Когда?» дан в Дисциплинарном кодексе FIFA (ст. 65), предусматривающей обязанности ассоциаций и клубов обеспечить безопасность «до, во время и после матча».
На вопрос «От кого?» защищать объект ответить не так уж просто, потому что ничего отрицательного и угрожающего безопасности в понятиях «зритель», «болельщик», объединения зрителей (болельщиков), фан-объединения - нет. Понимая, что субъектом любой деятельности является лицо, сформулируем вопрос иначе «От чего?» необходимо защищать объект, так как согласно требованиям FIFA, «все части стадиона, включая входы, выходы, лестницы, двери, пути эвакуации, крыши, зоны общего пользования, закрытые секторы и помещения, прилегающая территория» [1] - должны соответствовать безопасности.
Защита, прежде всего, осуществляется от угроз объекту: природных, техногенных, коммунально-бытовых, криминальных, террористических, информационных, психологических; внутренних и внешних; реальных и потенциальных; от несанкционированных действий физических лиц - диверсантов, террористов, преступников, экстремистов и даже от простых нарушений общественного порядка (как курение в запрещенном месте, проникновение посторонних лиц в подсобные помещения стадиона).
Для предотвращения угроз на этапе анализа при предварительном обследовании объекта необходимо на основе поступающей информации формировать модель вероятностных исполнителей угроз (нарушителей), закладывая в создаваемую модель количественные и качественные характеристики нарушителей (их мотивацию, оснащенность, способы реализации, тактику действий и т.п.).
Вопрос «Как?» обеспечить безопасность, частично раскрывает Конвенция 2016 г., говоря о стратегии безопасности, Конвенция выделяет отдельно, как свою составную часть, стратегию по охране правопорядка, осуществляемую правоохранительными органами (п. 2 ст. 9). Правоохранительные органы в своей деятельности должны учитывать надлежащую практику; производить на постоянной основе оценку рисков; с учетом выявленных рисков корректировать свою деятельность; вести работу с болельщиками, налаживая диалог и повышая качество общения с ними; умело выстраивать диалог с общественностью; собирать и анализировать оперативную информацию, в том числе информацию об имевших место инцидентах; осуществлять обмен информацией между правоохранительными органами; снабжать службы, задействованные в
обеспечении безопасности, оперативной информацией для предупреждения правонарушений, предотвращения эскалации беспорядков и привлечения виновных к ответственности.
Следуя девизу Иосифа фон Бергманна «В единстве - сила» (Viribus unitis), приоритетным в деле обеспечения безопасности на стадионе является эффективное взаимодействие и координация деятельности всех служб безопасности объекта, соблюдение баланса между всеми элементами в комплексе образующими единую систему безопасности объекта. Но даже самую лучшую команду при неумелом управлении ждет поражение.
Список литературы:
1. FIFA. Футбольные стадионы. Технические рекомендации и требования. - 5-е изд., 2011 г. - С.50. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://resour-ces.fifa.com.
2. Большая психологическая энциклопедия. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://psycho-logy.academic.ru.
3. Дисциплинарный регламент РФС. Утвержден: Постановлением Бюро Исполкома Общероссийской общественной организации «Российский футбольный союз» № 65/2 от 23.12.2010 г. (послед.ред. 29.06.2018 г.). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rfs.ru/subject/1/documents.
4. Концен П. Фанатизм. Психоанализ этого ужасного явления. - М.: Изд-во Гуманитарный центр, 2011.
5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - 4-е изд. - М., 1997.
6. Федеральный закон № 329-Ф3 от 04.12.2007 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» п. 6 ст. 3.
7. Правила поведения зрителей на стадионе Кубка Конфедераций FIFA 2017 года и Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года в России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://spb2018.com/ru/pages/ stadium-rules.
8. Справочник UEFA для сотрудников по работе с болельщиками. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.uefa.com/MultimediaFiles/Download/Tech/ uefaorg/General.
9. См.: Федеральный закон № 192-ФЗ от 23.07.2013 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований»; Федеральный закон № 108-Фз от 07.06.2013 года «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Федеральный закон № 284-ФЗ от 03.07.2016 года «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и статью 32.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»; Федеральный закон № 78-ФЗ от 17.04.2017 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования отдельных вопросов обеспечения правопорядка при проведении официальных спортивных мероприятий».
10. Хёйзинга Йохан. Homo ludens. Человек играющий / Сост., предисл. X 35 и пер. с нидерл. Д. В. Сильвест-рова; Коммент., указатель Д.Э. Харитоновича. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. - С. 26 - 27.
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 74,67%.