Научная статья на тему 'Обеспечение правопорядка на спортивных мероприятиях негосударственными структурами безопасности в преддверии проведения чемпионата мира по футболу в России'

Обеспечение правопорядка на спортивных мероприятиях негосударственными структурами безопасности в преддверии проведения чемпионата мира по футболу в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1284
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / СТЮАРД / НАРОДНЫЙ ДРУЖИННИК / ФУТБОЛЬНЫЕ ФАНАТЫ / СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / SAFETY / PUBLIC ORDER / SPORTS EVENTS / STEWARD / NATIONAL COMBATANTS / FOOTBALL FANS / POLICE OFFICER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новиков Сергей Владимирович

Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности общества одна из основных функций государства, которая реализуется системой государственных и негосударственных органов. Негосударственная система безопасности в Российской Федерации состоит из частных охранных предприятий, общественных организаций, в том числе правоохранительной направленности. Обеспечивая национальную безопасность в сфере государственной и общественной безопасности, Российская Федерация исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй Российской Федерации. Проведение чемпионатов Европы по футболу, согласно требованиям УЕФА, предусматривает качественную и количественную подготовку квалифицированных кадров стюардов, которые будут обеспечивать качественное и безопасное пребывание гостей на стадионе. К Чемпионату мира по футболу в 2018 г., согласно требованиям ФИФА, России необходимо подготовить 12 тыс. стюардов. При этом наличие отлаженных европейских практик подготовки стюардов и их простой перенос на российскую действительность может оказаться неэффективным, так как европейские методики не учитывают наш российский менталитет, законодательную базу, культуру поведения на стадионе и другие локальные особенности. При этом у нас есть традиционно сложившиеся негосударственные средства охраны правопорядка народные дружинники. С нашей точки зрения, совокупность использования негосударственных сил безопасности (стюарды, дружинники, частные охранники) и сотрудников правоохранительных органов может существенно усилить безопасность на спортивных мероприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Новиков Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAINTANCE OF LAW AND ORDER AT SPORTING EVENTS NON-STATE SECURITY STRUCTURES IN ANTICIPATION OF THE WORLD CUP IN RUSSIA

Public order and public safety is one of the main function of the state, which is implemented by the system of state and non-state bodies. Non-state security system in the Russian Federation consisting of private security companies, public organizations, including law-enforcement orientation. Ensuring national security in the sphere of state and public security, the Russian Federation proceeds from the need for continual improvement of law enforcement measures to detect, prevent, combat and disclosure of acts of terrorism, extremism and other criminal attacks on the rights and freedoms of human and citizen, property, public order and public safety, the constitutional system of the Russian Federation. Carrying the European Football Championship according to UEFA requirements provides a qualitative and quantitative training of qualified personnel stewards, who will ensure the quality and safety of guests at the stadium. For the World Cup in 2018, according to the requirements of FIFA, Russia needs to prepare 12 thousand stewards. At the same time, the presence of established European practices of training stewards and their simple transfer to the Russian reality may be ineffective, as the European methods do not take account of our Russian mentality, the legislative framework, satndarts of behavior in the stadium and other local peculiarities. At the same time, we have traditionally established non-state law enforcement, it’s a national combatants. In our point of view, the use of a set of non-state security forces (the stewards, vigilantes, private security guards) and employees of law enforcement agencies can greatly enhance security at sporting events.

Текст научной работы на тему «Обеспечение правопорядка на спортивных мероприятиях негосударственными структурами безопасности в преддверии проведения чемпионата мира по футболу в России»

УДК 351.743 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-11-151-154

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВОПОРЯДКА НА СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ НЕГОСУДАРСТВЕННЫМИ СТРУКТУРАМИ БЕЗОПАСНОСТИ В ПРЕДДВЕРИИ ПРОВЕДЕНИЯ ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ФУТБОЛУ В РОССИИ

НОВИКОВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности общества - одна из основных функций государства, которая реализуется системой государственных и негосударственных органов. Негосударственная система безопасности в Российской Федерации состоит из частных охранных предприятий, общественных организаций, в том числе правоохранительной направленности. Обеспечивая национальную безопасность в сфере государственной и общественной безопасности, Российская Федерация исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй Российской Федерации. Проведение чемпионатов Европы по футболу, согласно требованиям УЕФА, предусматривает качественную и количественную подготовку квалифицированных кадров - стюардов, которые будут обеспечивать качественное и безопасное пребывание гостей на стадионе. К Чемпионату мира по футболу в 2018 г., согласно требованиям ФИФА, России необходимо подготовить 12 тыс. стюардов. При этом наличие отлаженных европейских практик подготовки стюардов и их простой перенос на российскую действительность может оказаться неэффективным, так как европейские методики не учитывают наш российский менталитет, законодательную базу, культуру поведения на стадионе и другие локальные особенности. При этом у нас есть традиционно сложившиеся негосударственные средства охраны правопорядка - народные дружинники. С нашей точки зрения, совокупность использования негосударственных сил безопасности (стюарды, дружинники, частные охранники) и сотрудников правоохранительных органов может существенно усилить безопасность на спортивных мероприятиях.

Ключевые слова: безопасность, общественный порядок, спортивные мероприятия, стюард, народный дружинник, футбольные фанаты, сотрудник полиции

В современной России стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются защита основ конституционного строя Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе. Обеспечивая национальную безопасность в сфере государственной и общественной безопасности, Российская Федерация исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй Российской Федерации [1].

2 декабря 2010 г. в Цюрихе было оглашено имя страны-хозяйки чемпионата мира - Российская Федерация. И в данном случае хотелось вспомнить обстановку на прошедшем чемпионате Европы по футболу во Франции, который проходил на фоне угрозы террористических актов. Впервые в истории чемпионатов Европы количество сотрудников безопасности приблизилось к 100 тысячам. Глава МВД Франции Бернар Казнев обозначил цифру задействованных сил безопасности. 77 тыс. полицейских, жандармов и спецназовцев будут работать на матчах, около стадионов и в фанзонах. Еще 13 тыс. - это частные агенты, интерпол и добровольцы. Больше того, для укрепления безопасности привлекут и силы из-за рубежа. Так, на Евро поедет целая группа британских полицейских. Они будут опекать болельщиков сборных Уэльса и Англии [2].

S. V. NOVIKOV

Несмотря на такое количество задействованных силовиков, Евро-2016 сопровождался самыми громкими побоищами фанатов из различных стран. Нарушения общественного порядка в преддверии или после некоторых матчей, фактически парализовали жизнь добропорядочных граждан Франции. Драки среди футбольных фанатов были как на стадионах, так и на улицах городов Франции, показывая слабость силовых структур Франции против «организованных хулиганов». Охрану порядка на спортивных объектах обеспечивала так же служба стюардов. Согласно положениям ФИФА (Справочник по безопасности. Статья 13), стюардом считается любое лицо, работающее на стадионе по найму на основе трудового соглашения или на добровольческой основе, в обязанности которого входит обеспечение правопорядка и безопасности людей на стадионе. Проведение чемпионатов Европы по футболу согласно требованиям УЕФА предусматривает качественную и количественную подготовку квалифицированных кадров - стюардов, которые будут обеспечивать качественное и безопасное пребывание гостей на стадионе. К Чемпионату мира по футболу в 2018 г., согласно требованиям ФИФА, России необходимо подготовить 12 тыс. стюардов. При этом, треть от этого количества должны быть готов уже к концу 2016 г., отсутствие организованной службы стюардов, не позволяет эффективно реагировать на правонарушения: на стадионах приходится задействовать больше сотрудников МВД, отвлекая их от служебных задач за пределами спортивного объекта.

В соответствии с программой, разработанной Европейской ассоциацией менеджеров спортивных сооружений (ESSMA) функциональные обязанности стюардов:

- обеспечение эффективного и взвешенного решения;

- первая медицинская помощь;

- основные признаки и динамика пожаров;

- индивидуальные и командные действия при чрезвычайных ситуациях;

- реагирование на инциденты расистского или дискриминационного характера и оказания помощи инвалидам;

- определение и разрешение конфликтов, безопасное удаление зрителей со стадиона.

При этом, наличие отлаженных европейских практик подготовки стюардов и их простой перенос на российскую действительность может оказаться неэффективным, так как европейские методики не учитывают наш российский менталитет, законодательную базу, культуру поведения на стадионе и другие локальные особенности. Поэтому

проблема адаптации существующих европейских практик подготовки стюардов в соответствии с требованиями FIFA и UEFA под российскую действительность является одной из основных проблем в процессе подготовки к чемпионату мира в России.

В Российской Федерации в рамках реализации п. 12.2 ст. 16 «Права и обязанности общероссийских спортивных федераций », п. 4.1 ст. 16.1 «Права и обязанности региональных спортивных федераций», п. 7.1 ст. 20 «Организация и проведение физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий» Федерального закона от 04.12.2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в части подготовки контролеров-распорядителей организациями, осуществляющими специальную подготовку контролеров-распорядителей и (или) выдачу и учет удостоверений контролеров-распорядителей являются общероссийские спортивные федерации или региональные спортивные федерации, а также иные организации, действующие на основании договора с общероссийскими спортивными федерациями или региональными спортивными федерациями. Подготовка заключается в теоретическом и практическом обучении, прохождении проверки и получении соответствующего документа, подтверждающего прохождение специальной подготовки контролеров-распорядителей.

Контролер-распорядитель - физическое лицо, которое прошло специальную подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.

Гражданин, обратившийся в организацию для прохождения специальной подготовки контролеров-распорядителей, должен соответствовать требованиям, установленным ч. 2 ст. 20.2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»: законопослушный дееспособный гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, не состоящий на учете в организациях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма, наркомании или токсикомании.

При проведении спортивных мероприятий в целях обеспечения безопасности контролеры-распорядители наделены следующими правами:

- осуществление контроля доступа зрителей в места проведения спортивных соревнований, их размещением;

- встреча и сопровождение зрителей до мест, указанных в приобретенных входных билетах или документах, их заменяющих, а после окончания

SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

официальных спортивных соревнований до выхода из мест проведения таких соревнований;

- осуществлять в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности совместно с сотрудниками территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел личный осмотр граждан и осмотр находящихся при них вещей при их входе в места проведения официальных спортивных соревнований с применением в случае необходимости технических средств, а при отказе граждан подвергнуться личному осмотру не допускать их в места проведения таких соревнований;

- ограничивать проход зрителей в зоны, которые определены организатором официальных спортивных соревнований и (или) собственником, пользователем объекта спорта, в соответствии с правилами обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований;

- требовать от зрителей соблюдения общественного порядка, а также правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований;

- информировать зрителей о порядке действий в случае угрозы возникновения или при возникновении чрезвычайной ситуации;

- удаление зрителей из указанных мест в случае нарушения зрителями правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований;

- не допускать в места проведения официальных спортивных соревнований лиц, в отношении которых вступило в законную силу постановление суда об административном запрете на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Вместе с тем, остается открытым вопрос применения мер физического воздействия стюардом в качестве пресечения противоправного поведения болельщика. Отсутствие определенности в данном вопросе, ставит под сомнение эффективность работы стюарда по удалению, при наличии оснований, зрителя со стадиона или недопущению зрителя на стадион, используя лишь только методы убеждения.

Несмотря на это, стюарды - потенциальная возможность усилить безопасность на спортивных мероприятиях, в рамках ограниченного использования сотрудников органов внутренних дел.

Другой потенциальной силой обеспечения безопасности на спортивных мероприятиях могут быть народные дружинники. Данные общественные объединения со 2 апреля 2014 г., в соответствии с Федеральным законом № 44 «Об участии граждан в охране общественного порядка» наделены правами

по поддержанию правопорядка, совместно с органами внутренних дел. В соответствии со статьей 8 пунктом 3 граждане имеют право участвовать в охране общественного порядка при проведении спортивных, культурно-зрелищных и иных массовых мероприятий по приглашению их организаторов. В соответствии со статьей 18 данного Федерального закона, в обязанности народных дружинников входят и следующие обязанности:

- принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений;

- оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков [3].

Они так же наделены правом применения физической силы, в том числе и без предупреждения лица, против которого она применяется (статья 19.3 ФЗ № 44 от 02.04.2014 г. «Об участии граждан в охране общественного порядка»), что, несомненно, позволяет им эффективнее реагировать на потенциальные угрозы общественной безопасности на спортивных мероприятиях. Граждане при исполнении обязанностей народного дружинника находятся под защитой государства. Их законные требования о прекращении противоправных действий, в соответствии с федеральным законодательством, обязательны для исполнения всеми гражданами и должностными лицами. Воспрепятствование осуществляемой на законном основании деятельности народного дружинника в связи с их участием в охране общественного порядка либо невыполнение их законных требований о прекращении противоправных действий влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Стоит заметить, что только на территории Тамбовской области в соответствии с данными информационно-аналитической записки к отчету деятельности Управления МВД России по Тамбовской области за 2015 г. в региональный реестр внесено 47 народных дружин общей численностью 1136 человек [4].

Результативность работы народных дружинников в своем ежегодном докладе отметил глава региона, указав, что дружинники только за 2015 г. помогли раскрыть тамбовским полицейским 30 преступлений и пресечь 486 административных правонарушений [5].

В дни проведения больших спортивных мероприятий, стадионы превращаются в маленькие города. Количество зрителей и обслуживающего персонала на стадионе доходит до 80 000 человек. В связи с этим обеспечение безопасности на данном

S. V. NOVIKOV

мероприятии исключительно сотрудниками полиции может фактически оставить незащищенной оставшуюся часть города [6]. Насущная потребность в поиске сил и средств обеспечения безопасности на спортивном мероприятии привела к появлению на стадионах Российской Федерации стюардов. При этом у нас есть традиционно сложившиеся негосударственные средства охраны правопорядка - народные дружинники. С нашей точки зрения, совокупность использования негосударственных сил безопасности (стюарды, дружинники, частные охранники) и сотрудников правоохранительных органов может существенно усилить безопасность на спортивных мероприятиях в преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 г. в России.

Литература

1. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html

2. URL: http://echo.msk.ru/news/1772612-echo.html

3. URL: https://rg.ru/2014/04/04/poryadok-dok.html

4. URL: https://68.xn--b1aew.xn--p1ai/folder/7387843

5. Лосев А. Н., Новиков С. В. Добровольные народные дружины как фактор воспитания социально активной личности // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2014. Т. 9. № 12. С. 307-310.

6. URL: http://vtambove.ru/news/society/128065/

References

1. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html

2. URL: http://echo.msk.ru/news/1772612-echo.html

3. URL: https://rg.ru/2014/04/04/poryadok-dok.html

4. URL: https://68.xn--b1aew.xn--p1ai/folder/7387843

5. Losev A. N., Novikov S. V. Dobrovol'nye narod-nye druzhiny kak faktor vospitaniya social'no aktivnoj lichnosti [National combatant as a factor of education of socially active person. Socio-economic phenomena and processes] // Social'no-ehkonomicheskie yavleniya i process. Tambov, 2014. T. 9. № 12. S. 307-310.

6. URL: http://vtambove.ru/news/society/128065/

* * *

MAINTANCE OF LAW AND ORDER AT SPORTING EVENTS NON-STATE SECURITY STRUCTURES IN ANTICIPATION OF THE WORLD CUP IN RUSSIA

NOVIKOV SERGEY VLADIMIROVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, e-mail: [email protected]

Public order and public safety is one of the main function of the state, which is implemented by the system of state and non-state bodies. Non-state security system in the Russian Federation consisting of private security companies, public organizations, including law-enforcement orientation. Ensuring national security in the sphere of state and public security, the Russian Federation proceeds from the need for continual improvement of law enforcement measures to detect, prevent, combat and disclosure of acts of terrorism, extremism and other criminal attacks on the rights and freedoms of human and citizen, property, public order and public safety, the constitutional system of the Russian Federation. Carrying the European Football Championship according to UEFA requirements provides a qualitative and quantitative training of qualified personnel - stewards, who will ensure the quality and safety of guests at the stadium. For the World Cup in 2018, according to the requirements of FIFA, Russia needs to prepare 12 thousand stewards. At the same time, the presence of established European practices of training stewards and their simple transfer to the Russian reality may be ineffective, as the European methods do not take account of our Russian mentality, the legislative framework, satndarts of behavior in the stadium and other local peculiarities. At the same time, we have traditionally established non-state law enforcement, it's a national combatants. In our point of view, the use of a set of non-state security forces (the stewards, vigilantes, private security guards) and employees of law enforcement agencies can greatly enhance security at sporting events..

Key words: safety, public order, sports events, steward, national combatants, football fans, police officer

Т 11 № 11 2016 SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.