Научная статья на тему 'Международно-правовое регулирование борьбы с насилием и хулиганским поведением зрителей во время спортивных мероприятий'

Международно-правовое регулирование борьбы с насилием и хулиганским поведением зрителей во время спортивных мероприятий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
646
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСИЛИЕ И ХУЛИГАНСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЗРИТЕЛЕЙ / SPECTATOR VIOLENCE AND MISBEHAVIOUR / СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / SPORTS EVENTS / ФУТБОЛЬНЫЕ МАТЧИ / FOOTBALL MATCHES / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERNATIONAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жук Е.И.

Европейская Конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий и, в частности, футбольных матчей 1985 г. была принята с целью обеспечения безопасности при проведении спортивных состязаний. Конвенция обязывает государства-участников применять конкретные меры для предотвращения насилия и хулиганского поведения зрителей, а также содержит положения о мерах по установлению личности и обращению с правонарушителями. Конвенция предусматривает сотрудничество государств между собой, а также со спортивными организациями. В соответствии с Конвенцией был создан Постоянный комитет, который следит за реализацией данного документа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жук Е.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International legal regulation on spectator violence and misbehavior at sports events

The European Convention on Spectator Violence and Misbehaviour at Sports Events and in particular at Football Matches, 1985 aims to ensure the safety at sports events. The Convention commits States parties to take practical measures to prevent spectator violence and misbehaviour and sets out measures for identifying and prosecuting offenders. The Convention stipulates cooperation between the countries and with sports organizations. Under the Convention, the Standing Committee was set up to follow the implementation of the Convention.

Текст научной работы на тему «Международно-правовое регулирование борьбы с насилием и хулиганским поведением зрителей во время спортивных мероприятий»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2011. № 3

Е.И. Жук, аспирантка кафедры международного права юридического факультета МГУ*

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БОРЬБЫ С НАСИЛИЕМ И ХУЛИГАНСКИМ ПОВЕДЕНИЕМ ЗРИТЕЛЕЙ ВО ВРЕМЯ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Европейская Конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий и, в частности, футбольных матчей 1985г. была принята с целью обеспечения безопасности при проведении спортивных состязаний. Конвенция обязывает государства-участников применять конкретные меры для предотвращения насилия и хулиганского поведения зрителей, а также содержит положения о мерах по установлению личности и обращению с правонарушителями. Конвенция предусматривает сотрудничество государств между собой, а также со спортивными организациями. В соответствии с Конвенцией был создан Постоянный комитет, который следит за реализацией данного документа.

Ключевые слова: насилие и хулиганское поведение зрителей; спортивные мероприятия; футбольные матчи; международное сотрудничество.

The European Convention on Spectator Violence and Misbehaviour at Sports Events and in particular at Football Matches, 1985 aims to ensure the safety at sports events. The Convention commits States parties to take practical measures to prevent spectator violence and misbehaviour and sets out measures for identifying and prosecuting offenders. The Convention stipulates cooperation between the countries and with sports organizations. Under the Convention, the Standing Committee was set up to follow the implementation of the Convention.

Keywords: spectator violence and misbehaviour; sports events; football matches; international cooperation.

Совершенно очевидно, что спорт является особым социальным феноменом, который способен объединить людей различного возраста, социального и культурного уровня, проживающих в разных странах. Спортивные мероприятия во всем мире собирают огромную аудиторию как на стадионах, так и перед телеэкранами.

Однако нередко различного рода спортивные соревнования становятся ареной отнюдь не спортивных баталий1. Так, еще древнегреческие авторы считали, что некоторые спортивные состязания спо-

* elizaveta.zhuk@gmail.com

1 Bodin D., RobèneL., Héas S. Sport and violence in Europe. Strasbourg, 2005. P. 13-15.

собны вызвать агрессию не только у атлетов, но и у зрителей2. Впрочем, тогда речь шла главным образом о различных видах единоборств. Тем не менее уже в V в. н.э. в Древнем Риме, чтобы избежать конфликтов во время спортивных состязаний, зрителей, поддерживающих противоборствующие команды, рассаживали в разные секторы амфитеатра3.

По мере развития общества число спортивных дисциплин неизменно увеличивалось, появлялись новые индивидуальные и командные виды спорта. Некоторые становились особенно популярными, обретая все большее число поклонников во всем мире. Безусловно, к числу таковых относится футбол. Уже в начале ХХ в. по популярности футбол опережал прочие виды спорта4. Однако огромная армия поклонников делает данный вид спорта не только крайне популярным, но и зачастую небезопасным для самих зрителей. Хотя с точки зрения истории и социологии точные причины такого явления, как футбольное хулиганство, неизвестны5, беспорядки во время футбольных матчей, согласно исследованиям ряда авторов, были неотделимы от футбола с конца XIX в. в Великобритании и с начала XX в. в континентальной Европе6. Известно, что в 1909 г. 6000 болельщиков учинили погром в Глазго7, а общее число подобных инцидентов в течение двух десятилетий, предшествующих Первой мировой войне, насчитывает более 40 008. Похожие происшествия случались также в других государствах — Нидерландах, Германии, странах Латинской Америки9.

Впервые о необходимости принятия законодательных мер для борьбы с насилием во время спортивных мероприятий, в том числе футбольных матчей, серьезно заговорили в 80-е гг. ХХ в. в связи с рядом трагических инцидентов, произошедших во Франции, Бельгии, Италии, Англии, Китае, Мексике в 1984—1985 гг.10 Необходимость сотрудничества всех заинтересованных в решении данного вопроса сторон стала очевидна. Особенно быстро отреагировали Объединенная европейская футбольная ассоциация (УЕФА), выработав инструкции для национальных футбольных федераций в отношении мер, которые надлежало принимать во время матчей, организованных под эгидой УЕФА, а также Совет Европы (в информационном листе Совета Европы подчеркива-

2 Poliakoff M.B. Combat sports in the ancient world: Competition, violence a. culture. New Haven; London, 1987. P. 94.

3 Vigneau F. Les espaces du sport. Paris, 1998. P. 37.

4 Holt R. Sport and society in modern France. London, 1981. P. 70.

5 Sports law / S. Gardiner et al. Sydney; London, 2006. P. 103-104.

6 Comeron M. La prévention de la violence dans le sport. Strasbourg, 2002. P. 11.

7 MidwinterE. Fair game: Myth a. reality in sport. London, 1986. P. 141.

8 Sports law .P. 103.

9 Там же. P. 104.

10 Nafziger J.A.R. International Sports Law: N.Y., 1988. P. 72.

ется, что борьба с любыми формами насилия, а также его предупреждение являются приоритетными направлениями в его деятельности11). В 1983 г. Совет Европы подтвердил готовность к борьбе с насилием зрителей во время спортивных мероприятий, приняв Рекомендацию Парламентской ассамблеи № 963 (1983), на основании которой в 1984 г. Комитет министров адресовал государствам-членам Рекомендацию № 84/812, предлагавшую ряд конкретных мер, направленных на сокращение правонарушений со стороны болельщиков во время спортивных мероприятий и, в частности, футбольных матчей. При этом с целью увеличения эффективности принимаемых мер государствам-членам было рекомендовано активно сотрудничать с футбольными ассоциациями.

Пожар на английском стадионе в Бредфорде 11 мая 1985 г., в результате которого погибло более 50 зрителей13, а также столкновение английских фанатов Ливерпуля с итальянскими фанатами Ювентуса на Брюссельском стадионе «Эйзель» 29 мая 1985 г. во время матча за Кубок чемпионов, повлекшее десятки убитых и сотни раненых, сделали очевидным необходимость скорейшего принятия дальнейших законодательных мер.

В результате был разработан документ, который вобрал в себя практически все инструкции УЕФА и футбольных клубов, выработанные за многие годы. Таким документом стала Европейская конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий и, в частности, футбольных матчей, от 19 августа 1985 г. ETS № 120 (вступила в силу 1 ноября 1985 г.)14. Конвенция открыта для подписания государствами-членами Совета Европы и другими государствами-участниками Европейской культурной конвенции. На сегодняшний день Конвенция о предотвращении насилия на стадионах ратифицирована 41 государством, в том числе Российской Федерацией (ратифицирована 12 февраля 1991 г., вступила в силу 1 апреля 1991 г.).

Согласно Конвенции, государства-участники обязуются принимать меры, призванные предотвратить насилие и хулиганское поведение зрителей на стадионах и вблизи них (И.И. Лукашук15 относит хулиган-

11 Information leaflet on the Convention on spectator violence. P. 3: URL: http://www.coe.int/t/dg4/sport/Source/T-RV/livret_violence_en221209.pdf

12 Recommendation of the Committee of Ministers to Member States on the Reduction of Spectator Violence at Sporting Events and in particular at Football Matches (Rec (1984) 8) // www.coe.int www.coe.int/t/dg4/sport/resources/violencetexts_EN.asp? (сайт Совета Европы «Насилие зрителей»).

13 Football Violence in Europe. Paper by the Social Issues Research Centre, July 1996. P. 122: URL: http://www.sirc.org/publik/football_violence.pdf

14 Полный текст документа на русском языке доступен на официальном интернет ресурсе Совета Европы: http://conventions.coe.int/Treaty/rus/Treaties/Html/120.htm

15 Международное уголовное право: Учебник / И.И. Лукашук, А.В. Наумов. М., 1999. С. 132.

ское поведение во время спортивных мероприятий к конвенционным преступлениям, посягающим на общественную безопасность). Часть мер, на наш взгляд, можно отнести к долгосрочным, часть же применяется непосредственно перед, во время и после спортивного мероприятия. Так, в числе долгосрочных мер ст. 3 предусматривает:

• применение или принятие законодательства, предусматривающего соответствующие наказания или соответствующие административные меры для лиц, признанных виновными в совершении правонарушений, связанных с насилием или хулиганскими действиями зрителей;

• проектирование и планирование стадионов таким образом, чтобы гарантировать безопасность зрителей, препятствовать насилию среди них, обеспечивать эффективный контроль за толпой, делать возможным установление соответствующих заграждений или перекрытий и позволять обеспечить вмешательство служб безопасности и сил порядка;

• пропаганда в средствах массовой информации, направленная на предупреждение насилия в спорте и во время спортивных мероприятий.

К мерам, применяемым непосредственно до, во время, а также после спортивного состязания, относятся:

• обеспечение мобилизации сил по поддержанию порядка как на стадионах, так и в непосредственной близости от них, а также вдоль путей следования зрителей;

• содействие тесному сотрудничеству и обмену соответствующей информацией между задействованными силами полиции различных населенных пунктов или теми силами, которые могут быть задействованы;

• размещение болельщиков команд противников на отдельные трибуны за счет строгого контроля продажи билетов;

• выведение со стадионов и с матчей или отказ в допуске на них, насколько это юридически возможно, известных или потенциальных зачинщиков беспорядков и лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения или наркотического воздействия;

• установка на стадионах эффективной системы связи с публикой и ее использование в полном объеме, а также обеспечение зрителей программами матчей и другими проспектами, поощряющими их правильное поведение;

• запрет проносить на стадионы алкогольные напитки, ограничение и, предпочтительно, запрет на продажу и любое распространение алкогольных напитков на стадионах и обеспечение, чтобы все имеющиеся напитки находились в безопасных емкостях;

• контроль за тем, чтобы зрители не проносили на стадионы предметы, которые можно использовать для актов насилия, а также пиротехнические средства или другие подобные предметы;

• обеспечение до матча сотрудничества между лицами, ответственными за связь, и заинтересованными властями в целях принятия

мер по контролю за толпой, с тем чтобы благодаря согласованным действиям применялись соответствующие правила.

Принимая во внимание число международных спортивных состязаний, а также то обстоятельство, что риск вспышек насилия во время их проведения может быть весьма высок (например, по политическим причинам), особое внимание уделяется сотрудничеству между государствами, направленному на предупреждение актов насилия и хулиганства во время международных соревнований и спортивных меро-приятий16. В частности, в соответствии со ст. 4 Конвенции 1985 г. спортивным организациям предлагается указать матчи, в связи с которыми следует опасаться актов насилия или хулиганского поведения зрителей. В этом случае компетентные власти принимающей стороны принимают меры для организации консультаций между соответствующими властями не позднее чем за две недели до установленной даты матча, касающиеся распоряжений, действий и мер предосторожности, которые необходимо принять до и после матча.

Конвенция содержит положения о санкциях в отношении лиц, совершающих акты насилия и другие противоправные деяния. Помимо указанных выше возложенных на государства обязательств принятия и применения законодательства, предусматривающего наказания и административные меры в отношении виновных лиц, в документе содержится отдельная статья, посвященная порядку установления личности нарушителей и обращения с ними (ст. 5). Так, стороны предусматривают:

— передачу судебного разбирательства, начатого в отношении лиц, задержанных в связи с актами насилия и другими наказуемыми действиями, совершенными во время спортивных мероприятий, стране, в которой проживают эти лица;

— требование о выдаче лиц, подозреваемых в совершении актов насилия или других наказуемых действий, совершенных в ходе спортивных мероприятий;

— передачу лиц, признанных виновными в насильственных действиях или других наказуемых актах, совершенных в ходе спортивных мероприятий, соответствующей стране для отбытия там наказания.

Безусловно, положительным фактом является создание предусмотренного Европейской конвенцией 1985 г. Постоянного комитета — органа, который следит за реализацией Конвенции, постоянно пересматривает ее положения и формулирует предложения, направленные на повышение ее эффективности. При этом Постоянный комитет может принятым единогласно решением предложить любому государству, не

16 Подробнее о международном сотрудничестве в области спорта см.: Международное публичное право: Учебник / Отв. ред. К.А. Бекяшев. М., 2010. С. 936—939.

являющемуся членом Совета Европы или участником настоящей Конвенции, а также любой заинтересованной спортивной организации направить своего наблюдателя на одно или несколько заседаний в качестве своего представителя (ч. 4 ст. 8). Это представляется особенно важным, поскольку присутствие на заседаниях представителей спортивных организаций (в частности, футбольных ассоциаций, федераций, клубов) позволяет обратить внимание на самые актуальные проблемы и совместно найти пути их решения. Этой же цели служит предусмотренный механизм консультаций Постоянного комитета с заинтересованными спортивными организациями (п. «Ь» ч. 1 ст. 9). Важной функцией Комитета является направление сторонам рекомендаций относительно необходимых мер по осуществлению Конвенции (п. «с» ч. 1 ст. 9). После каждого заседания (не реже 1 раза в год) Постоянный комитет направляет доклад о своей работе и функционировании Конвенции непосредственно Комитету министров Совета Европы.

После вступления в силу Европейской конвенции о предотвращении насилия на стадионах и начиная с первого заседания в 1986 г. Постоянный комитет проводит интенсивную деятельность, благодаря которой был принят целый ряд важных рекомендаций, развивающих отдельные положения Конвенции: Рекомендация 89/117 и Рекомендация 2002/118 о контроле за продажей билетов с целью повышения безопасности на спортивных мероприятиях; Рекомендация 90/119 и Рекомендация Т^у/99/320 об установлении личности нарушителей и обращения с ними; Рекомендация 87/321, Рекомендация 88/122, Рекомендация 91/223, Рекомендация Т-КУ/97/124 о сотрудничестве (в том числе международном) и обмене информацией между силами полиции; Рекомендация 93/125 о мерах, которые следует принять организаторам

17 Recommendation on guidelines for ticket sales (Rec (1989)1) // www.coe.int www.coe.int/t/dg4/sport/resources/violencetexts_EN.asp? (сайт Совета Европы «Насилие зрителей»).

18 Recommendation of the Standing Committee on guidelines for ticket sales at international football matches (teams and nations) (Rec (2002) 1) // Ibid.

19 Recommendation on guidelines to the Parties for the implementation to Article 5 of the Convention: identification and treatment of offenders (Rec (1990)1) // Ibid.

20 Recommendation on the identification and treatment of offenders and the exchange of intelligence at the European Football Championships (EURO 2000) (Rec (1999)3) // Ibid.

21 Recommendation on police co-operation (Rec (1987) 3) // Ibid.

22 Recommendation on police co-operation (Rec (1988) 1) // Ibid.

23 Recommendation on Article 4 of the Convention: international co-operation (Rec (1991)2) // Ibid.

24 Recommendation on the use of standard forms for the exchange of police intelligence concerning high risk sports events (Rec (1997) 1) // Ibid.

25 Recommendation on Measures to be taken by the organisers of Football Matches and Public Authorities (Rec (1993)1) // Ibid.

футбольных матчей и публичным властям, и Рекомендация 94/126 о мерах, которые следует принять организаторам и публичным властям в связи с проведением спортивных соревнований, сопряженных с повышенным риском, в которые были включены списки мер по безопасному проведению соревнований; Рекомендация 2003/127 о роли социальных и образовательных мер в предотвращении насилия в спорте; ряд рекомендаций, касающихся конкретных мер, направленных на обеспечение безопасности во время спортивных соревнований: Рекомендация 87/128 о продаже алкоголя, Рекомендация 91/129 об обеспечении безопасности стадионов, Рекомендация 2008/330 о запрете использования пиротехнических средств на спортивных аренах, Рекомендация 2009/131 об организации публичных мест для просмотра спортивного мероприятия теми, кто не попал на стадион, и др.

После подписания Европейской конвенции о предотвращении насилия на стадионах 1985 г. многие страны-участники (Бельгия, Великобритания, Испания, Италия, Франция, Чехия) приняли внутригосударственные меры, направленные на решение проблем, связанных с поведением болельщиков32.

В 1998 г. была запущена программа мониторинга за соблюдением обязательств, возложенных на стороны Европейской конвенцией о предотвращении насилия на стадионах. Основной задачей данной программы является контроль за тем, как государства-участники исполняют положения Конвенции, оказание помощи в реализации данного документа, а также анализ и оценка принимаемых государствами мер. Основным механизмом подобного контроля являются консультативные посещения, а также посещения с целью оценки стран-участниц, по результатам которых публикуются доклады, в которых содержатся адресованные государствам рекомендации. Кроме того, каждая из стран-участниц Конвенции обязана предоставлять Постоянному комитету ежегодный отчет о мерах, предпринятых для реализации данного документа.

Важной составляющей международного сотрудничества по борьбе с насилием во время спортивных мероприятий является создание По-

26 Recommendation on measures to be taken by organisers and public authorities concerning high-risk indoor sports events (Rec (1994) 1) // Ibid.

27 Recommendation of the Standing Committee on the role of the social and educative measures in the prevention of violence in sport and the handbook on the prevention of violence in sport (Rec (2003)1) // Ibid.

28 Recommendation on alcohol sales and consumption (Rec (1987) 1) // Ibid.

29 Recommendation on the promotion of safety at stadia (Rec (1991) 1) // Ibid.

30 Recommendation on the use of pyrotechnical devices at sports events (Rec (2008) 3) //

Ibid.

31 Recommendation on the use of public viewing areas at large scale sports events (Rec (2009)1) // Ibid.

32 Подробнее см.: Гостев Р.Г. Спорт и законодательство. М., 2001. С. 202—205.

стоянным комитетом специальных рабочих групп ad hoc на время важнейших спортивных состязаний (чемпионатов Европы, мировых кубков). Данные рабочие группы оценивают принятые меры предосторожности, а также выносят заключения после окончания состязаний, что позволяет совершенствовать методы предотвращения актов насилия и беспорядков, а также способствует сотрудничеству и обмену опытом между организаторами спортивных мероприятий.

Нужно отметить тот факт, что Конвенция Совета Европы 1985 г. предусматривает борьбу не только с насилием, но и с «хулиганским поведением» на стадионах, что представляется весьма важным уточнением. И хотя европейские страны уже имеют опыт обмена информацией об известных хулиганах в преддверии крупнейших континентальных соревнований, это, однако, не всегда помогает.

В качестве иллюстрации можно привести два случая, произошедших в 2004 г. на летней Олимпиаде в Афинах. Наиболее ярким примером является инцидент, произошедший через 1 час 50 минут после начала марафонского забега, венчающего программу Олимпийских Игр, когда один из зрителей прорвался через полицейское ограждение и бросился на лидера забега бразильца Вандерлея де Лиму. С помощью зрителей и полиции бегун смог освободиться от нападавшего, который был задержан. Спортсмен продолжил бег, однако сбил дыхание, потерял лидерство и в итоге финишировал лишь третьим. Мужчина, лишивший Лиму золотой медали, оказался 57-летним бывшим священником из Великобритании, страдающим психическим расстройством. Свой поступок в Афинах он объяснил тем, что «готовился ко второму пришествию». Бывший священник уже не раз пытался сорвать соревнования высокого уровня (например, в 2003 г. выскочил на трассу гонок «Формулы-1» в Сильверстоуне). Между тем п. «d» ч. 4 ст. 3 Европейской конвенции 1985 г. в качестве одной из наиболее эффективных мер борьбы с подобными инцидентами предусматривает исключение доступа на стадионы и матчи, когда это юридически возможно, известным или потенциальным зачинщикам беспорядков. Это же положение повторяется в Рекомендации 94/1 (п. 28).

Сразу после окончания забега Олимпийский комитет Бразилии подал запрос в Международный олимпийский комитет (МОК) с просьбой выдать Лиме вторую золотую медаль. МОК ограничился лишь присуждением марафонцу почетной медали имени Пьера де Кубертена. Хулиган же был приговорен афинским судом к 12 месяцам тюрьмы условно и штрафу в 3 тыс. евро. Однако вряд ли эти меры способны в должной мере компенсировать тот моральный и материальный вред, который был причинен атлету33.

33 Новиков К., Пугаченко Д., Сухманский М., Урбан К. Олимпийские волнения—2004 // Коммерсант Власть. 2004. № 35 (588). С. 67.

Еще один курьезный случай Олимпиады в Афинах произошел во время соревнований по синхронным прыжкам в воду с трехметрового трамплина. Главными претендентами на награды высшей пробы был китайский дуэт. Перед последним раундом прыжков на трамплин внезапно вбежал неизвестный мужчина в голубой балетной пачке и белых рейтузах и нырнул в воду. Выяснилось, что это нетрезвый канадский турист. Вновь обратимся к Конвенции 1985 г.: п. ч. 4 ст. 3 предусмотрено исключение доступа на стадионы и матчи лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения или наркотического воздействия. Аналогичное положение содержится в Рекомендации 94/1 (п. 29). После подобной выходки канадца у спортсменов началась серия неудач. Китайцы, которые к тому моменту лидировали, во время заключительного раунда не смогли выполнить заявленный прыжок и оказались на последнем месте. Похожая участь постигла также российских прыгунов, серебряных призеров Олимпиады в Сиднее. В результате российский дуэт оказался седьмым, обойдя лишь китайских спортсменов, которые до появления на трамплине канадского туриста являлись лидерами. Хулиган был задержан властями и приговорен к 5 месяцам тюрьмы, но вышел на свободу, подав апелляцию и заплатив штраф в 2 тыс. евро34. Очевидно, что при большем внимании организаторов соревнований к мерам безопасности подобных инцидентов можно было бы избежать.

Европейская конвенция 1985 г. является в настоящее время основным международным документом, направленным на борьбу с насилием и хулиганским поведением во время спортивных мероприятий. Конвенция содержит целый комплекс мер по обеспечению безопасности как на спортивных сооружениях, так и за их пределами. Соблюдение государствами положений Конвенции и принятие соответствующих внутригосударственных мер способно существенно сократить число инцидентов, связанных с хулиганским и агрессивным поведением зрителей. Огромное значение имеет сотрудничество между европейскими странами, обмен опытом, а также меры по совершенствованию законодательства в данной области, принимаемые Советом Европы, а также общеевропейские встречи и семинары, проводимые под эгидой данной международной организации. Представляется, что это поможет приблизиться к первоначальным спортивным идеалам.

Список литературы

1. Гостев Р.Г. Спорт и законодательство. М., 2001.

2. Новиков К., Пугаченко Д., Сухманский М, Урбан К. Олимпийские вол-нения—2004 // Коммерсант Власть. 2004. № 35. С. 67.

34 Там же. С. 68.

3. Bodin D., Robène L., Héas S. Sport and violence in Europe. Strasbourg, 2005.

4. Comeron M. La prévention de la violence dans le sport. Strasbourg, 2002.

5. HoltR. Sport and society in modern France. London, 1981.

6. MidwinterE. Fair game: Myth a. reality in sport. London, 1986.

7. Nafziger J.A.R. International Sports Law. N.Y., 1988.

8. PoliakoffM.B. Combat sports in the ancient world: Competition, violence and culture. New Haven; London, 1987.

9. Sports law / S. Gardiner et al. Sydney; London, 2006.

10. Vigneau F. Les espaces du sport. Paris, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.