Научная статья на тему 'Правовой режим обеспечения безопасности в спорте'

Правовой режим обеспечения безопасности в спорте Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1031
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАСИЛИЕ В СПОРТЕ / СПОРТИВНЫЕ ФАНАТЫ / БЕЗОПАСНОСТЬ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ / СПОРТИВНОЕ ПРАВО / ЗАРУБЕЖНОЕ ПРАВО / VIOLENCE IN SPORTS / SPORT FANS / SECURITY / SPORT / SPORTS LAW / FOREIGN LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соловьев Андрей Александрович

Статья посвящена особенностям правового регулирования обеспечения безопасности спортивных мероприятий и борьбы с насилием в спорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Соловьев Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the peculiarities of legal regulation of ensuring the security of sports events and a struggle against violence in sport.

Текст научной работы на тему «Правовой режим обеспечения безопасности в спорте»

Зарубежный ппыт

Андрей СОЛОВЬЕВ

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В СПОРТЕ

Статья посвящена особенностям правового регулирования обеспечения безопасности спортивных мероприятий и борьбы с насилием в спорте.

The article is devoted to the peculiarities of legal regulation of ensuring the security of sports events and a struggle against violence in sport.

Ключевые слова:

насилие в спорте, спортивные фанаты, безопасность спортивных мероприятий, спортивное право, зарубежное право; violence in sports, sport fans, security, sport, sports law, foreign law.

СОЛОВЬЕВ

Андрей

Александрович — к.ю.н, федеральный судья Арбитражного суда Московской области, мастер спорта России. sportlаw2014@rаm-bler.ru

Важнейшим направлением развития законодательства Российской Федерации в области спорта является совершенствование правового режима обеспечения безопасности в спорте (здесь затрагивается только аспект насилия в спорте), создание действенных правовых механизмов предотвращения и пресечения насилия и хулиганского поведения зрителей во время, а также непосредственно до и после спортивных мероприятий (как на самих спортивных объектах и в непосредственной близости от них, так и в местах публичной трансляции спортивных мероприятий).

Так, профессор С.В. Алексеев указывает, что необходима законодательная проработка вопросов, связанных с борьбой против использования спортсменами допинга, обеспечением безопасности и правопорядка на спортивных соревнованиях, исключающих возможность хулиганского поведения болельщиков во время спортивных соревнований, проявление жестокости и насилия, а также других антиобщественных проявлений, оказывающих негативное влияние на спорт1.

Хулиганство, насилие, погромы, массовые беспорядки во время спортивных мероприятий представляют собой весьма существенную угрозу обществу. Причем угроза эта выходит далеко за пределы не только спортивных сооружений и прилегающих к ним территорий, но и спортивной сферы общественных отношений.

Как отмечает заведующий отделением клинической психологии Научного центра психологии здоровья РАМН Сергей Ениколопов, исследования показали, что люди, которые принимают политическое и спортивное насилие, чаще используют насилие в обычной жизни2.

Одни только конфронтации между соперничающими «фанатскими» группировками представляют отдельную проблему: они могут широко варьироваться в масштабе, форме и контексте, в котором они происходят. Они могут принимать форму рукопашного боя между малочисленными группировками, а могут вовлекать в драку до нескольких сотен участников с каждой стороны. Они могут случаться и в пабе, и в его окрестностях, могут включать бросание бутылок и стаканов или использование этих предметов в ближнем бою. В более серьезных инцидентах, в зависимости от контекста, используются и другие виды оружия, включая ножи. Конфронтация

1 Алексеев С.В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта : учебник / под ред. П.В. Крашенинникова. — 2-е изд., стереотип. — М. : Юнити-Дана; Закон и право, 2007, с. 172.

2 Ениколопов С. Пора осознать, что проблема насилия касается всех // <http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&b_id=559&c_id=6638>

футбольных фанов может принимать форму «воздушных атак» с использованием метательных предметов, которые варьируются от безобидных пластиковых стаканчиков и яблочных огрызков до потенциально смертельных дротиков для дартса, кирпичей, бетонных плит, подшипников и фейерверков, дымовых шашек, бильярдных шаров и мячей для гольфа, пластиковых кресел стадионов1.

Европейские страны давно занимаются этой проблемой. Вносятся изменения в законодательство на уровне конкретных стран, принимаются международные документы в этой области2.

Происшедшие в мае 1985 г. на стадионе в бельгийском городе Хейзель драматические события, повлекшие гибель 38 чел., побудили Совет Европы разработать первую Европейскую конвенцию о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей. Вступив в силу 1 ноября того же года, этот международно-правовой акт стал одной из основ борьбы с такими явлениями на континенте. В основном, говоря о футбольных матчах, Конвенция предписывает государствам принимать конкретные меры профилактики насилия и во время спортивных состязаний вообще, предусматривая выявление, уголовное преследование и наказание виновных3.

В европейской копилке положительного опыта борьбы с насилием в спорте4 существенный интерес с точки зрения правового регулирования и опыта предотвращения беспорядков во время, до и непосредственно после проведения спортивных мероприятий, пресечения насилия и погромов, осуществляемых т.н. спортивными фанатами, представляет Французская Республика.

Правовые нормы, регулирующие эти вопросы, содержатся в большом количестве французских законов, в т.ч. в уголов-

1 Конфронтация футбольных фэнов // Сайт футбольных болельщиков La Guardia SS Lazio: http://sslazio-guardia.com/textshowfull-1161583502---5-articles>. — 23.10.2006.

2 См.: Европейская конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий и, в частности, футбольных матчей. ETS, № 120. Страсбург, 19 августа 1985 г. // Бюллетень международных договоров, 2000, № 1.

3 Спорт, насилие и расизм в Европе // <http:// www.coe.int/t/dc/files/themes/violence_sport/ default_RU.asp>

4 Spectator violence // <http://www.coe.int/t/dg4/ sport/resources/violencetexts_EN.asp

ном законодательстве Франции, в Кодексе

о здравоохранении Франции, Законе Франции № 95-73 от 21 января 1995 г. относительно порядка организации мер в области безопасности, Законе Франции № 83-629 от 12 июля 1983 г. о частной охранной деятельности и мн. др.

Однако основная «тяжесть» нормативного правового регулирования вопросов обеспечения безопасности спортивных мероприятий во Франции приходится на Спортивный кодекс Франции, прежде всего — гл. II «Безопасность спортивных мероприятий» ч. III «Спортивные мероприятия» кн. III «Занятия спортом» законодательной части указанного Кодекса, а также на целый ряд иных статей этого нормативного правового акта.

Нормы французского законодательства по обеспечению безопасности при проведении спортивных мероприятий могут быть условно сведены по предметному критерию в следующие группы.

1. Требования к организаторам спортивных мероприятий по организации охраны и осуществлению мер безопасности.

Это наиболее обширная совокупность норм французского законодательства по обеспечению безопасности при проведении спортивных мероприятий.

Уполномоченные спортивные федерации или, за неимением таковых, признанные спортивные федерации могут определять для своего вида спортивной дисциплины нормы технической классификации, безопасности и требования к оборудованию территорий, мест и трасс, служащих для занятия естественным спортом (ст. L.311-2 Спортивного кодекса Франции).

Согласно ст. К212-1 Спортивного кодекса Франции, на коммерческой основе могут руководить спортивной деятельностью лица, в обязательном порядке обладающие дипломом, документом о прохождении профессиональной подготовки или квалификационным сертификатом, в т.ч. подтверждающим компетенцию его владельца в вопросах безопасности занимающихся спортом и третьих лиц в рассматриваемой деятельности. Если указанная деятельность осуществляется в «специфической среде», предполагающей соблюдение особенных мер безопасности, ее осуществление позволяется только обладателям специализированного диплома. Этот диплом, внесенный в особый установленный ко-

дексом (п. III ст. К212-1) список, выдается административной властью после обучения в учреждениях, подлежащих государственному контролю в рассматриваемой деятельности и координируемых службами министра по делам спорта. Декрет Государственного Совета определяет вышеозначенный список видов деятельности и уточняет для каждого вида деятельности условия и особые правила подтверждения полученной квалификации.

2. Особые требования к спортивным сооружениям и помещениям, иным местам проведения спортивных мероприятий.

На спортивных объектах, где осуществляется один или несколько видов физкультурной или спортивной деятельности, должны предоставляться гарантии гигиены и безопасности для каждого такого вида деятельности, определенные в нормативных документах (ст. L.322-2).

Особый порядок может действовать применительно к местам с повышенным риском. Так, согласно ст. К322-9, правила гигиены и безопасности, относящиеся к устройству, оборудованию и эксплуатации мест для купания и бассейнов, определены в ст. К1332-1 - К1332-4 и К1337-1 Кодекса о здравоохранении.

3. Требования о привлечении охранных агентств и служб к обеспечению проведения спортивных мероприятий.

Согласно ст. L.332-1 Спортивного кодекса Франции, на организаторов коммерческих спортивных мероприятий может быть возложена обязанность по обеспечению присутствия службы охраны на условиях, предусмотренных в ст. 23 Закона № 95-73 от 21 января 1995 г. относительно порядка организации мер в области безопасности.

В ряде случаев такое привлечение охранных служб является обязательным. Так, организации, указанные в ст. 1 Закона № 83-629 от 12 июля 1983 г., регламентирующего частную охранную деятельность, обеспечивают контроль за допуском в помещение, где организовано спортивное мероприятие, на котором присутствует более 1 500 зрителей, в порядке, предусмотренном в ст. 3-2 этого закона (ст. К332-2 Спортивного кодекса Франции).

4. Требования к обеспечению мест проведения спортивных мероприятий техническими средствами охраны, в т.ч. электронными средствами наблюдения.

Статья К332-2-1 устанавливает, что если в помещении, где проходит спортивное

мероприятие, установлена система видеонаблюдения, лица, ответственные за ее эксплуатацию, в соответствии с разрешением, выданным префектурой согласно ст. 10 Закона № 95-73 от 21 января 1995 г. относительно порядка организации мер в области безопасности, и организатор спортивного мероприятия должны предварительно, до начала проведения вышеуказанного мероприятия, проверить правильность работы системы видеонаблюдения. За несоблюдение этого требования налагается штраф в размере 15 000 евро.

5. Ограничения на распространение и употребление алкогольных напитков в спортивных сооружениях и помещениях, в помещениях проведения публичных трансляций спортивных мероприятий, а также установление ответственности за нарушение этих ограничений.

В общем виде режим продажи и распространения напитков на стадионах, в физкультурных и гимнастических залах, а также на иных спортивных объектах предусмотрен в ст. К3335-4 Кодекса о здравоохранении и в ст. К322-6 Спортивного кодекса Франции.

Распространение или попытка распространения, насильно или путем обмана, в спортивном помещении во время проведения или публичной трансляции спортивного мероприятия алкогольных напитков, согласно ст. К3321-1 Кодекса о здравоохранении Франции, наказывается, в соответствии со ст. К332-3 Спортивного кодекса Франции, 1 годом тюремного заключения и штрафом в размере 7 500 евро. (Исключения составляют случаи, оговоренные в абзацах с третьего по шестой ст. L.3335-4 Кодекса о здравоохранении Франции.)

При этом, согласно ст. К332-4 и L.332-5 Спортивного кодекса Франции, пребывание в состоянии алкогольного опьянения в спортивном помещении во время проведения или публичной трансляции спортивного мероприятия наказывается штрафом в размере 7 500 евро. Лицо, совершившее это нарушение, признанное виновным в насильственных действиях, повлекших полную потерю трудоспособности на срок менее недели, наказывается 1 годом тюремного заключения и штрафом в размере 15 000 евро. Проникновение или попытка проникновения в состоянии алкогольного опьянения силой или путем обмана в спортивное помещение во время

проведения или публичной трансляции спортивного мероприятия наказывается

1 годом тюремного заключения и штрафом в размере 15 000 евро.

6. Установление запрета на возбуждение вражды и призывы к насилию.

Разжигание каким бы то ни было способом ненависти или побуждение зрителей к насилию по отношению к арбитру, спортивному судье, игроку или любому другому лицу или группе лиц во время спортивного мероприятия или его публичной трансляции в спортивном помещении наказывается, в соответствии со ст. L.332-6 Спортивного кодекса Франции, 1 годом тюремного заключения и штрафом в размере 15 000 евро.

Пронос, распространение или демонстрация на спортивном объекте во время проведения или публичной трансляции спортивного мероприятия значков, эмблем или средств наглядной агитации, призывающих к расизму или ксенофобии, наказывается 1 годом тюремного заключения и штрафом в размере 15 000 евро. Даже за попытку совершения этого правонарушения предусмотрены те же наказания (ст. L.332-7 Спортивного кодекса Франции).

7. Установление запрета на незаконные пронос на публичное спортивное мероприятие и использование там взрывных устройств и любых предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия.

Пронос взрывных устройств или пиротехнических средств или, без наличия на то законного основания, любых предметов, способных быть использованными в качестве оружия, на спортивный объект во время проведения или публичной трансляции спортивного мероприятия, согласно ст. 132-75 Уголовного кодекса Франции, наказывается 3 годами тюремного заключения и штрафом в размере 15 000 евро. За попытку совершения правонарушения, указанного в первом абзаце, предусмотрены те же наказания. Суд может также вынести решение о конфискации предмета, который послужил или был предназначен для совершения правонарушения (ст. L.332-8 Спортивного кодекса Франции).

8. Установление ответственности за незаконное проникновение на территорию спортивного объекта во время проведения спортивного мероприятия, за посягательство на безопасность людей или

имущество, в т.ч. за бросание предметов, представляющих опасность для людей, на спортивном объекте во время проведения или публичной трансляции спортивного мероприятия.

Нарушение порядка проведения соревнования или посягательство на безопасность людей или имущество в результате проникновения на территорию спортивного объекта во время проведения соревнования, в соответствии со ст. L.332-10 Спортивного кодекса Франции, наказывается 1 годом тюремного заключения и штрафом в размере 15 000 евро.

Бросание предмета, представляющего опасность для людей, на спортивном объекте во время проведения или публичной трансляции спортивного мероприятия, согласно ст. К332-9 Спортивного кодекса Франции, наказывается 3 годами тюремного заключения и штрафом в размере 15 000 евро. Использование или попытка использования движимого или недвижимого оборудования спортивного объекта в качестве предмета для бросания влечет за собой то же наказание.

Считаем обоснованным обратить внимание и на такую меру, как расформирование организаций спортивных болельщиков. Так, согласно ст. L.332-18 Спортивного кодекса Франции, любые ассоциации или объединения, целью которых является поддержка спортивной ассоциации, указанной в ст. L.122-1 Спортивного кодекса Франции, чьи члены совместно во время проведения спортивного мероприятия или в связи с его проведением совершили действия, нанесшие ущерб имуществу, насильственные действия или действия, направленные на разжигание ненависти или дискриминации в отношении людей по причине их происхождения, сексуальной ориентации, пола, а также их действительной или предполагаемой национальной и религиозной принадлежности, могут быть расформированы на основании постановления, после уведомления консультативной национальной Комиссии по предупреждению насильственных действий во время проведения спортивных мероприятий.

Представители ассоциаций или объединений и руководители клубов могут представить комиссии свои замечания.

В комиссию входят:

1) два члена Государственного Совета,

назначенные вице-президентом Государственного Совета, один из которых является председателем комиссии;

2) два работника судебного ведомства, назначенные первым председателем Кассационного суда;

3) представитель Французского национального олимпийского и спортивного комитета, представитель спортивных федераций и представитель профессиональных лиг, которых назначает министр по делам спорта;

4) специалист, компетентный в вопросах противодействия насильственным действиям во время спортивных мероприятий, назначенный министром по делам спорта.

Порядок работы комиссии устанавливается декретом Государственного Совета Франции.

Участие в открытом или тайном продолжении или возобновлении деятельности ассоциаций или объединений, расформированных в соответствии со ст. L.332-18 Спортивного кодекса Франции, наказывается, согласно ст. L.332-19 Спортивного кодекса Франции, 1 годом тюремного заключения и штрафом в размере 15 000 евро. Организация открытого или тайного продолжения или возобновления деятельности указанных расформированных ассоциаций или объединений наказывается

2 годами тюремного заключения и штрафом в размере 30 000 евро. Обозначенные в этом абзаце наказания увеличиваются соответственно до 3 лет тюремного заключения и штрафа в размере 45 000 евро и до 5 лет тюремного заключения и штрафа в размере 75 000 евро, если нарушения, ставшие причиной для расформирования ассоциации или объединения, были совершены в связи с происхождением, сексуальной ориентацией, полом, а так-

же действительной или предполагаемой национальной и религиозной принадлежностью пострадавших лиц (ст. L.332-19 Спортивного кодекса Франции).

Статья L332-20 Спортивного кодекса Франции устанавливает, что юридические лица, признанные в порядке, предусмотренном в ст. 121-2 Уголовного кодекса Франции, виновными в совершении правонарушений, установленных настоящей главой, подвергаются следующим наказаниям:

1) штраф в порядке, предусмотренном в ст. 131-38 Уголовного кодекса Франции;

2) в случаях, предусмотренных ст. L.312-14, Ь.312-15, Ь.312-16, Ь.332-8, Ь.332-9, Ь.332-10, L.332-11 (второй абзац) и L.332-19 Спортивного кодекса Франции, применяются наказания, указанные в ст. 131-39 Уголовного кодекса Франции.

Физические или юридические лица, виновные в совершении правонарушений, предусмотренных ст. L.332-19, также подвергаются следующим наказаниям:

1) конфискация движимого и недвижимого имущества, принадлежащего или используемого ассоциацией или объединением, деятельность которых продолжена или возобновлена;

2) конфискация формы, значков, эмблем, средств наглядной агитации и любых материалов, используемых или предназначенных для использования ассоциацией или объединением, деятельность которых продолжена или возобновлена (ст. К332-21 Спортивного кодекса Франции).

Приготовления к проведению Олимпийских игр в России неминуемо поставит вопрос об обеспечении их безопасности. И вышеописанные подходы вполне могли бы быть учтены при совершенствовании российской правовой базы в области спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.