УДК 343.2 ББК 67.408
УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОСЯГАТЕЛЬСТВА
НА ОБЩЕСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ ОФИЦИАЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ
СВЕТЛАНА ВЯЧЕСЛАВОВНА ПОТАПОВА,
адъюнкт Уральского юридического института МВД России
E-mail: [email protected]
Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право Научный руководитель: Базаров Р. А., заслуженный юрист Российской Федерации,
доктор юридических наук, профессор
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Анализируется проблема установления уголовной ответственности организаторов официальных спортивных соревнований, собственников и пользователей объектов спорта за нарушение правил проведения спортивных мероприятий, посягающих на состояние общественной безопасности в период их проведения; раскрывается негативное влияние указанной проблемы на эффективное развитие системы спорта в Российской Федерации, предложены пути ее устранения.
Ключевые слова: общественная безопасность; официальное спортивное соревнование; организатор; уголовная ответственность.
Annotation. In the article the problem of determination of criminal liability of the organizers of official sports competitions, of the owners and users of sports objects for breaking of rules of carrying away the competitions encroaching public safety while holding the competition. In the article also the negative influence of the problem on the effective development of Russian Federation sports system is and the ways of its solving demonstrated.
Keywords: public safety, official sports events, competitions, criminal law responsibility.
Обеспечение безопасности во время проведения спортивных мероприятий становится одной из приоритетных задач государства. Прошедшие XXII Олимпийские зимние игры в г. Сочи стали тому ярким примером. Показательным является тот факт, что за время проведения Зимних игр в г. Сочи не произошло ни одного чрезвычайного происшествия. Однако, с сожалением следует констатировать то, что такой высокий уровень безопасности обеспечивается далеко не на каждом спортивном мероприятии. Зачастую присутствие на том или ином спортивном событии становится небезопасным. Особенно данный тезис применим в отношении официальных спортивных соревнований, отличительной особенностью которых выступает
массовость их проведения, высокая степень эмоциональности среди болельщиков и фанатов, а также самих спортсменов. Указанные обстоятельства становятся основными факторами угроз состоянию безопасности и требуют пристального внимания к вопросам ее обеспечения. Кроме того, такого рода соревнования, как правило, носят международный характер, и факторы, подрывающие состояние безопасности, не только крайне негативно характеризуют систему российского спорта и государства в целом перед мировой спортивной общественностью, но и подрывают статус страны в правовом и политическом смыслах.
Хотелось бы обратить внимание на то, что причина угрозы безопасности в период проведения
официальных спортивных соревнований заключается не только в противоправном поведении групп болельщиков и отдельных их представителей. Зачастую деятельность самих организаторов официальных спортивных соревнований, а также пользователей и собственников объектов спорта, представляет собой непосредственную опасность как для самих спортсменов, так и для всех остальных лиц, присутствующих на объектах спорта до, во время и после проведения спортивного мероприятия.
К сожалению, в РФ не ведется официальный учет происшествий, отражающих количественный показатель случаев причинения вреда жизни и здоровью спортсменов вследствие ненадлежащей организации и соблюдения правил проведения официальных спортивных соревнований. Данное обстоятельство затрудняет изучение проблемы, связанной с определением объема обязанностей данной категории лиц по обеспечению безопасности в период проведения спортивных мероприятий указанной группы, а также установлением конкретного вида ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение таких обязанностей. Проведенный нами анализ позволил сделать вывод о том, что регулярно происходят трагические события, связанные с нарушением правил организации и проведения официальных спортивных соревнований, влекущие причинение вреда жизни и здоровью спортсменов и иных лиц, присутствующих в период их проведения на объектах спорта.
Так, в 2003 г. в Красноярске во время тренировочного заезда экипаж-двойка саночников в составе Ивана Гончарова и Валерия Беспалова вылетел из ледяного жолоба и упал на твердую землю с высоты почти трех метров, при этом сани упали на них сверху, основной удар пришелся на И. Гончарова. В результате спортсменом были получены многочисленные переломы таза и нижних конечностей, итог — ампутация ноги1. По мнению специалистов, «причиной трагедии стали специфические особенности красноярского льда»2. Кроме того, трасса не ремонтировалась с 1982 г.
23 ноября 2009 г. во время тренировочных заездов юниоров на трассе в Кенигзее, Германия, столкнулись два российских экипажа. Женская двойка, которой управляли Надежда Филина и Ирина Сквор-цова, стартовала по указанию регулировщика в тот
момент, когда был зажжен запрещающий сигнал светофора. При этом боб девушек при прохождении трассы перевернулся. Несмотря на то, что девушки еще находились на площадке, по сигналу светофора уже стартовал болид с мужской двойкой. В результате произошло столкновение мужской команды с женской, и все спортсмены получили травмы, самые серьезные из которых перенесла И. Скворцова, так как именно она приняла на себя удар 390-килограммового боба, получив многочисленные повреждения позвоночника и тазобедренного сустава. Очевидно, что данная ситуация произошла из-за ошибки, которую допустили организаторы при проведении соревнования, не обеспечив надлежащие меры безопасности участников.
Незадолго до старта XXI Зимних Олимпийских игр в Ванкувере 12 февраля 2010 г. во время тренировочного заезда разбился насмерть 21-летний грузинский спортсмен Нодар Кумариташвили. Он не удержался на трассе, вылетел за ее пределы и ударился о железный столб; спортсмен потерял сознание и скончался в больнице. В ходе проверки вина проектировщиков трассы не была установлена, а сама трагедия признана несчастным слу-чаем3. Однако, данное обстоятельство выступает еще одним доказательством того, что необходимо разработать систему эффективных мер по персональной ответственности организаторов спортивных соревнований за обеспечение безопасности участников.
10 декабря 2012 г. во время проведения Чемпионата и Первенства России по спортивному ориентированию на лыжах на территории спортивного комплекса в Сыктывкаре погиб 19-летний участник этих соревнований Александр Архипов. Трагедия произошла вследствие столкновения А. Архипова со спортсменом-лыжником, который проводил тренировку на территории того же комплекса, где проходило соревнование по спортивному ориентированию. Как утверждают организаторы спортивного соревнования, тренировка лыжника не была санкционирована, при этом порядок организации и проведения спортивного соревнования был соблюден полностью4. Однако, возникает вопрос о том, как все-таки спортсмен-лыжник оказался на территории, где проходило официальное спортивное соревнование. Приведенные в качестве примеров случаи
напрямую свидетельствуют о первостепенной значимости действий организаторов, а также собственников и пользователей спортивных объектов по обеспечению безопасности в процессе подготовки, проведения, а также непосредственно после проведения официальных спортивных соревнований.
Данное обстоятельство обуславливает необходимость постановки вопроса о правовой регламентации обязанности обеспечения безопасности организаторов официальных спортивных соревнований, а также собственников и пользователей объектов спорта и свидетельствует о необходимости анализа проблемы ответственности указанных лиц за нарушение или неисполнение указанной обязанности.
Хотелось бы отметить, что отечественный законодатель не оставил без внимания проблему отсутствия правовой регламентации обязанности указанных лиц по обеспечению безопасности. Основным документом, регламентирующим общественные отношения в сфере спорта, является Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»5 (далее — Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3). До недавнего времени указанный нормативный акт не содержал положений, регламентирующих персональную ответственность субъектов спортивных отношений за обеспечение безопасности при проведении спортивных мероприятий. Но 20 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 193-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований»6. Указанный нормативный акт, в частности, внес существенные изменения в ст. 20 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ, регламентирующую порядок организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий. Так, законодатель в ч. 1 установил, что организаторы физкультурных или спортивных мероприятий при проведении официальных спортивных соревнований обеспечивают меры общественного порядка и общественной безопасности. При этом указал, что такую обязанность организаторы несут совместно с собственниками и пользователями объектов спорта.
В этой же статье законодатель предусмотрел и то, что за нарушение правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований указанные субъекты несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 9.1 ст. 20 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ). Ст. 2 указанного Федерального закона дополняет ст. 20.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая предусматривает наступление административной ответственности за нарушение правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований. Так, по ч. 1 данной статьи предусмотрена ответственность за совершение двух альтернативных деяний в виде:
ф нарушения правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований;
ф использования для проведения таких соревнований объектов спорта, сведения о которых отсутствуют во Всероссийском реестре объектов спорта.
Субъектами правонарушения в рамках указанной нормы выступают организаторы проведения официальных спортивных соревнований, а также собственники и пользователи объектов спорта. Также указанная норма предусматривает наличие квалифицирующих признаков указанного административного правонарушения, содержащихся в ч. 2, в виде наступления общественно вредных последствий в форме причинения вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Принятие указанных норм свидетельствует о положительной тенденции по разработке и принятию мер совершенствования законодательной базы в вопросах регулирования спортивной сферы.
Однако, комплекс принятых мер, на наш взгляд, не способен на достаточном уровне обеспечить надежную систему обеспечения безопасности лиц, присутствующих на спортивных объектах до, во время и после проведения спортивных соревнований. В первую очередь, это обусловлено несовершенством законодательной конструкции предлагаемой нормы. Представляется, что отсылка к уголовному закону, содержащаяся в диспозиции ч. 2
ст. 20.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предполагает наличие в действующем Уголовном кодексе РФ норм, предусматривающих ответственность за нарушение правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований. Высказанная позиция подтверждается также мнением В.В. Сараева, который при анализе данной нормы применительно к наступлению последствий в виде причинения вреда здоровью человека или имуществу, делает вывод о том, что оценка таких действий «ставится в зависимость от отсутствия содержания в совершенных действиях уголовно наказуемого деяния»7. Кроме того, говоря об уголовно-правовых средствах применительно к охране общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований, необходимо, на наш взгляд, обратить внимание на наличие специфической группы общественных отношений. К такой группе отношений мы относим общественные отношения в сфере спорта8. При этом в науке уголовного права общественные отношения в сфере спорта не выделяются в качестве объекта преступного посягательства, что указывает на отсутствие в структуре Уголовного кодекса РФ и соответствующих норм. Включенная в Уголовный кодекс ст. 184, предусматривающая ответственность за подкуп участников и организаторов официальных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов, лишь частично касается непосредственно отношений в сфере спорта, ставя под охрану лишь финансовую сторону спорта.
Таким образом, можно сделать вывод, что отсылка законодателя к действующему уголовному законодательству представляется неэффективной ввиду отсутствия в структуре Уголовного кодекса РФ специальной нормы, устанавливающей ответственность организаторов официальных спортивных соревнований, а также пользователей и собственников объектов спорта за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по обеспечению безопасности в период проведения такого рода соревнований. Такая ситуация образует пробел как в системе административного, так и в системе уголовного права, что негативно влияет на эффективность мер по охране общественных отношений в сфере спорта, а именно на состоя-
ние защищенности участников, а также иных лиц, присутствующих на объектах спорта до, во время и после проведения официальных спортивных соревнований.
В связи с этим мы полагаем, что в структуру Уголовного кодекса Российской Федерации необходимо включить норму, направленную на охрану общественных отношений в сфере спорта, а именно на обеспечение общественной безопасности в период проведения официальных спортивных соревнований.
Говоря о целесообразности криминализации указанного деяния, следует сказать о положительном опыте зарубежных стран в вопросах обеспечения общественной безопасности в период проведения официальных спортивных соревнований. В большинстве европейских стран, где развита система спорта, уже давно на законодательном уровне закреплена не только обязанность организаторов официальных спортивных соревнований, собственников и пользователей спортивных объектов обеспечивать необходимые меры безопасности в период проведения спортивного соревнования, но и уголовная ответственность за неисполнение или не надлежащее исполнение такой обязанности.
Одним из показательных в этом вопросе является опыт Франции, где, начиная с 2006 г., действует Спортивный кодекс Франции (далее — Кодекс). В рамках исследуемого вопроса наибольший интерес для нас представляют нормы Спортивного кодекса Франции, устанавливающие уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение организаторами официальных спортивных соревнований, собственниками и пользователями объектов спорта обязанности по обеспечению безопасности.
Так, в соответствии со ст. L312-14 Законодательной части Спортивного кодекса Франции уголовной ответственности подлежат организаторы официальных спортивных соревнований за совершение действий по организации спортивного мероприятия в помещении, не получившем официального согласования, или с нарушением предписаний, содержащихся в официальном согласовании. Санкция нормы устанавливает наказание в виде двух лет тюремного заключения и штрафа в размере 75 000 евро.
Кроме того, законодатель предусмотрел увеличение наказания до пяти лет тюремного заключения и штрафа в размере 150 000 евро за повторное совершение указанного деяния. Согласно ст. L.312-14 в случае, если при совершении действий по организации спортивного мероприятия на таком спортивном объекте его организатором будет совершено «преднамеренное убийство» или по неосторожности причинены телесные повреждения, санкция увеличивается вдвое9.
Применительно к отраслевой системе отечественного законодательства в целях решения вопроса о повышении уровня безопасности в период проведения официальных спортивных соревнований следует говорить об установлении самостоятельной уголовной ответственности для организаторов, пользователей и собственников объектов спорта, для чего необходимо установить объективное наличие оснований, позволяющих криминализовать указанное деяние. Следует отметить, что вопросы криминализации противоправных деяний, посягающих на общественные отношения в сфере спорта, являются дискуссионными и вызывают множество споров о целесообразности принятия таких мер. Мы разделяем мнение М.В. Спирева, который обосновывает необходимость охраны таких отношений уголовно-правовыми мерами, в частности, существующими угрозами коммерческого характера, которые посягают на нормальный процесс организации и проведения официальных спортивных со-ревнований10.
В рамках рассмотрения возможного установления уголовной ответственности за нарушение организаторами официальных спортивных соревнований, собственниками и пользователями объектов спорта правил их проведения, в качестве одного из оснований криминализации выступает общественная опасность. Именно наличие общественной опасности позволяет отграничить состав административного правонарушения, предусмотренного законодателем в ст. 20.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, от состава преступления. Применительно к нарушению правил проведения официальных спортивных соревнований фактором, обуславливающим наличие общественной опасности, выступают возможные последствия в виде причинения вреда здоровью
человека, а в некоторых случаях и смерти лица. В науке уголовного права такого рода последствия принято относить к категории тяжких последствий. Относительно решения вопроса о том, какая степень тяжести вреда здоровью будет расценена как «тяжкие последствия», Л.Л. Кругликов справедливо отмечает, что позиция законодателя распространяется как на причинения тяжкого, средней тяжести вреда здоровью, так и легкого11. Так, автор, проанализировав нормы Особенной части Уголовного кодекса РФ, в которых законодателем используется термин «тяжкие последствия», определил десять видов12. Из составленного автором списка к числу последствий, наступающих в результате нарушения организаторами официальных спортивных соревнований, а также пользователями и собственниками объектов спорта и представляющими повышенную общественную опасность, мы относим: причинение смерти человеку; нанесение вреда здоровью человека; значительный и крупный имущественный ущерб. На наш взгляд, указанные последствия должны найти отражение в законодательной конструкции предлагаемой нормы. При этом, в зависимости от степени тяжести вреда здоровью, мы определяем простой, квалифицированный и особо квалифицированный составы преступления.
Таким образом, общественная опасность криминализируемой нормы как признак объективной стороны характеризуется наличием общественно опасных последствий в виде причинения легкого, среднего и тяжкого вреда здоровью человека, а также причинения смерти.
Еще одним элементом, требующим отдельного рассмотрения в рамках криминализируемой нормы, выступает субъективная сторона.
Как правило, наступление последствий в виде причинения вреда здоровью человека любой степени тяжести, а также смерти возможно вследствие недобросовестного отношения организаторов, пользователей или собственников объектов спорта к выполняемым им обязанностям при отсутствии осознания и желания их наступления. В доктрине уголовного права такое отношение лица к наступившим в результате совершения деяний последствиям расценивается как неосторожная форма вины. В соответствии с ч. 2 ст. 24 Уголов-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ного кодекса РФ деяние, совершенное по неосторожности, признается преступлением только в случае, когда это прямо предусмотрено Особенной частью Уголовного кодекса РФ. В связи с чем, при моделировании юридической конструкции предлагаемого состава преступления форма вины имеет первостепенное значение и требует законодательного закрепления. Кроме того, форма вины выступает еще одним фактором, обуславливающим необходимость криминализации указанного деяния. Так, в случае умышленного причинения тяжких последствий действия могут быть квалифицированы по нормам Особенной части Уголовного кодекса РФ, предусматривающим ответственность за умышленное причинение вреда жизни и здоровью человека. Вопрос возникает тогда, когда такие последствия наступили в результате преступной неосторожности, при этом общественная опасность таких последствий не становится меньше по отношению к последствиям, которые причинены лицом умышленно.
Таким образом, при моделировании законодательной конструкции нормы, предусматривающей наступление уголовной ответственности за нарушение организаторами официальных спортивных соревнований, а также пользователями и собственниками объектов спорта правил их проведения, полагаем необходимым включить в диспозицию указание на наступление последствий, т.е. сконструировать состав как материальный. Кроме того, обязательно указать форму вины по отношению к наступившим последствиям.
Учитывая, что указанные действия посягают на общественную безопасность, основываясь на результатах проведенного анализа, полагаем целесообразным дополнить гл. 24 УК РФ «Преступления против общественной безопасности» ст. 216.1 в следующей редакции:
Ст. 216.1. Нарушение правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований.
1. Нарушение организатором официального спортивного соревнования или собственниками, пользователями объектов спорта правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований либо использование объекта спорта, сведения о котором отсутствуют
во Всероссийском реестре объектов спорта, для проведения официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, либо крупного ущерба — наказывается ... .
2. Те же деяния, повлекшее по неосторожности смерть человека, — наказываются . .
3. Деяния, предусмотренные настоящей статьей, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, — наказываются . .
Криминализация такого деяния представляется наиболее актуальной, поскольку, по нашему мнению, способна существенно снизить уровень безответственного отношения указанной категории лиц к соблюдению мер безопасности при проведении официальных спортивных соревнований.
1 Саночнику Ивану Гончарову оторвало ногу // www.sovsport.
2 Спортсмену-саночнику оторвало ногу // www.kp.ru
3 Гибель грузинского саночника признана несчастным случаем // www.news.sportbox.ru
4 Светлая память Александру Архипову // www.azimut-o.ru
5 Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 50. Ст. 6242.
6 Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 193-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 3. Ст. 4025.
7 Сарав В.В. Хулиганский мотив и хулиганские побуждения в спорте: сравнительно-отраслевой аспект // Российский следователь. 2013. № 4. С. 24.
8 См.: Потапова С.В. К вопросу об общественных отношениях в сфере спорта как объекте преступного посягательства // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 110. С. 95—98.
9 См.: Соловьев А.А. Спортивный кодекс Франции (Законодательная часть) / Пер. с фр., вступ. ст. к.ю.н. А.А. Соловьева; предисл. д.ю.н., проф. С.В. Алексеева; Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России. М., 2009 // www.sportscrime.ru
10 См.: Спирев М.В. Основания криминализации отношений в сфере спорта и международный опыт борьбы с преступностью в сфере спорта: практический анализ // Спорт: экономика, право, управление. 2007. № 2. С. 19—28.
11 См.: Кругликов Л.Л. Тяжкие последствия в уголовном праве: объективные и субъективные признаки // Уголовное право. 2010. № 5. С. 40.
12 См.: Там же. С. 40.