п;
*
Чебышев С.Н.,
кандидат юридических наук (КЮИ МВД России)
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ, СОВЕРШАЕМЫМ В СВЯЗИ С ПРОВЕДЕНИЕМ МАССОВЫХ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Данная публикация, базирующаяся на оригинальных иностранных первоисточниках, посвящена международному опыту обеспечения безопасности на массовых спортивных мероприятиях. Представлен анализ законодательных актов в этой сфере и правоприменительная практика зимних Олимпийских игр 2010 года в Ванкувере.
Важнейшим направлением развития законодательства Российской Федерации в области спорта является совершенствование правового режима обеспечения безопасности во время проведения спортивных мероприятий, создание действенных правовых механизмов предотвращения и пресечения насилия и хулиганского поведения зрителей во время, а также непосредственно до и после спортивных мероприятий, как на самих спортивных объектах и в непосредственной близости от них, так и в местах публичной трансляции спортивных мероприятий.
Хулиганство, насилие, погромы, массовые беспорядки во время спортивных мероприятий представляют собой весьма существенную угрозу обществу. Причем угроза эта выходит далеко за пределы не только спортивных сооружений и прилегающих к ним территорий, но и спортивной сферы общественных отношений.
Одни только конфронтации между соперничающими «фанатскими» группировками представляют отдельную проблему: они могут широко варьироваться в масштабе, форме и контексте, в котором они происходят. Они могут принимать форму рукопашного боя между малочисленными группировками, а могут вовлекать в драку до нескольких сотен участников с каждой стороны. Они могут случаться и в пабе, и в его окрестностях, могут включать бросание бутылок и стаканов или использование этих предметов в ближнем бою. В более серьезных инцидентах, в зависимости от
контекста, используются и другие виды оружия, включая ножи. Конфронтация футбольных фанов может принимать форму «воздушных атак» с использованием метательных предметов, которые варьируются от безобидных пластиковых стаканчиков и яблочных огрызков до потенциально смертельных дротиков для дартса, кирпичей, бетонных плит, подшипников и фейерверков, дымовых шашек, бильярдных шаров и мячей для гольфа, пластиковых кресел стадионов.
В настоящее время спортивное право, являясь молодой и динамично развивающейся комплексной отраслью, привлекает к себе внимание все большего числа ученых, государственных и спортивных руководителей, спортсменов, тренеров и других участников спортивного движения, особенно в преддверии XXII Олимпийских игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, а также XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в Казани. Эти события, как и многие другие вопросы развития спортивной сферы, ставят перед отечественной юридической наукой, законодательными и правоприменительными органами новые задачи [1].
Такая ситуация является одной из главных предпосылок формирования в России полномасштабной научно-практической (в т.ч. правоохранительной) школы спортивного права, которая включает в себя уже три уровня:
- спортивное право России;
- международное спортивное право;
- олимпийское право.
Теория спортивного права и одноименная школа активно развиваются в русле усиления их практической направленности, включая актуальнейшие проблемы безопасности спортивных мероприятий. В этой связи немаловажно, чтобы научное сообщество экспертов в области спортивного права пополнялось “свежими силами”, которые бы оказывали содействие и в решении наиболее значимых и сложных правоохранительных задач данной социальной сферы жизнедеятельности.
Учитывая многообразие и существенную разрозненность норм спортивного права (что определяется комплексным характером регулирования), требуется его систематизация, наиболее эффективным и последовательным видом которой является кодификация. Немаловажно при этом изучать и позитивный опыт зарубежных стран.
К сожалению, многие важнейшие зарубежные источники законодательства о спорте, изданные, в частности, на французском, испанском, итальянском, португальском языках, до сих пор остаются неизвестными широкому кругу отечественных исследователей и практических работников.
При разработке правоохранительного законодательства Российской Федерации в области спорта обоснованно обратиться к аналогичному иностранному опыту правового регулирования.
Разные государства, основываясь на национальном законодательстве о спорте, в зависимости от их политического и социально-экономического устройства, формируют условия для развития физической культуры и спорта в своей стране. Это, прежде всего, обеспечение законности и правопорядка путём объединения усилий государства, его правительственных, общественных и частных организаций, учреждений и институтов. Поэтому в зависимости от используемой “модели спорта” в каждой стране применяются различные формы его управления - от итальянской региональной автономии до германских федеральных структур, что сказывается и на полицейских функциях по обеспечению общественного порядка [2].
К сожалению, в мире действует не так много кодифицированных нормативноправовых актов в сфере спорта, чтобы это можно было считать обычной или массовой тенденцией.
В частности, можно выделить целый ряд кодексов (Сводов законов) различных штатов США, среди которых:
- Титул 5 “Развлечения и спорт” Свода законов штата Аризона;
- Титул 67 “Спорт и отдых- обустройство” Свода законов штата Вашингтон;
-Титул 13 “Спорт, развлечения и увеселительные мероприятия” Кодекса о профессиональной деятельности Свода законов штата Техас;
-Титул 13а “Развлечения и спорт” Свода законов штата Оклахома;
-Титул 8 “Развлечения и спорт” Свода законов штата Мэн;
-Титул 5 “Развлечения и спорт” Свода Законов штата Аляска;
-Титул 28 “Спорт и развлечения” Свода законов штата Делавэр (США)
Уместно упомянуть также такие заслуживающие внимания источники, как Бразильский кодекс спортивной юстиции и Бразильский кодекс профессиональной этики в сфере физического воспитания.
Однако в этих актах вопросы безопасности и правоохраны отражены весьма поверхностно.
Европейские страны давно занимаются этой проблемой. Вносятся изменения в законодательство на уровне конкретных стран, принимаются международные документы в этой области. Происшедшие в мае 1985 г. на стадионе в бельгийском городе Хейзель драматические события, повлекшие гибель 38 человек, побудили Совет Европы разработать первую Европейскую конвенцию о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей. Вступив в силу 1 ноября того же года, этот международно-правовой акт стал одной из основ борьбы с такими явлениями на континенте. В основном, говоря о футбольных матчах, Конвенция предписывает государствам принимать конкретные меры профилактики насилия и во время спортивных состязаний вообще, предусматривая выявление, уголовное преследование и наказа-
ние виновных. В европейской копилке положительного опыта борьбы с насилием в спорте существенный интерес с точки зрения правового регулирования и опыта предотвращения беспорядков во время, до и непосредственно после проведения спортивных мероприятий, пресечения насилия и погромов, осуществляемых т.н. спортивными фанатами, представляет Французская Республика.
Поэтому, по нашему мнению, наибольший интерес вызывает правовой аргумент только одной страны - Спортивный кодекс Франции (Code du sport) по следующим основаниям:
- данный нормативно-правовой акт впервые и (пока) уникально закрепляет в систематизированном изложении основные проблемы обеспечения безопасности на спортивных мероприятиях (пусть кратко, но весьма содержательно);
- несомненно, именно французский опыт в этом плане может стать весьма полезным для развития и регулирования российской физкультурно-спортивной сферы, ибо отечественная правовая система относится к романо-германской правовой семье, что создает дополнительные возможности для учета положительного зарубежного опыта этих стран как в отечественном законотворческом процессе, так и в правоприменительной (не в последнюю очередь
- правоохранительной) деятельности.
Предлагаем обратить внимание даже не на то, что регулирует Кодекс (в этих вопросах достаточно много национальной специфики, познавательной, но не всегда “переносимой” на российскую основу [3]), а на то, как регулируются спортивно-правоохранительные отношения, на разнообразные приемы и способы, в совокупности составляющие метод правового регулирования обеспечения законности на спортивных соревнованиях.
Подвергая краткому анализу интересующий нас раздел Спортивного кодекса Франции, мы предлагаем не обращаться к вопросу о том, чья система организации правоохраны спорта лучше - французская или российская, а предпочитаем и рекомендуем обратить внимание на уровень и качество юридического регулирования
правообеспечительных отношений в сфере спорта, которые демонстрирует французский Спортивный кодекс.
Кстати, во Франции (в отличие от России) кодификация понимается как собрание, объединение постоянно действующих правовых норм, относящихся к определенной сфере общественных отношений. В общем виде французский кодекс не создает новые правила, а объединяет только существующее право, в то же время нормы актов, не включенные в кодекс, утрачивают юридическую силу. Данный кодекс в целом включает в себя в общей сложности 1675 статей (больше чем четыре части Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из специфических свойств французской правовой системы, в состав Спортивного кодекса Франции входят как законодательные правоположения, так и нормы подзаконного характера.
Правовые нормы, регулирующие эти вопросы, содержатся в большом количестве французских законов, в т.ч. в уголовном законодательстве Франции, в Кодексе о здравоохранении Франции, Законе
Франции № 95-73 от 21 января 1995 г. относительно порядка организации мер в области безопасности, Законе Франции № 83-629 от 12 июля 1983 г. о частной охранной деятельности и мн. др.
Однако основная «тяжесть» нормативного правового регулирования вопросов обеспечения безопасности спортивных мероприятий во Франции приходится на Спортивный кодекс Франции, прежде
всего - гл. II «Безопасность спортивных мероприятий» ч. III «Спортивные мероприятия» кн. III «Занятия спортом» законодательной части указанного Кодекса, а также на целый ряд иных статей этого нормативного правового акта. Нормы
французского законодательства по обеспечению безопасности при проведении спортивных мероприятий могут быть условно сведены по предметному критерию в следующие группы.
1. Требования к организаторам спортивных мероприятий по организации охраны и осуществлению мер безопасности. Это наиболее обширная совокупность
норм французского законодательства по обеспечению безопасности при проведении спортивных мероприятий. Уполномоченные спортивные федерации или, за неимением таковых, признанные спортивные федерации могут определять для своего вида спортивной дисциплины нормы технической классификации, безопасности и требования к оборудованию территорий, мест и трасс, служащих для занятия естественным спортом (ст. L.311-2 Спортивного кодекса Франции). Согласно ст. Ь.212-1 Спортивного кодекса Франции, на коммерческой основе могут руководить спортивной деятельностью лица, в обязательном порядке обладающие дипломом, документом о прохождении профессиональной подготовки или квалификационным сертификатом, в т.ч. подтверждающим компетенцию его владельца в вопросах безопасности занимающихся спортом и третьих лиц в рассматриваемой деятельности. Если указанная деятельность осуществляется в «специфической среде», предполагающей соблюдение особенных мер безопасности, ее осуществление позволяется только обладателям специализированного диплома. Этот диплом, внесенный в особый установленный кодексом (п. III ст. L.212-1) список, выдается административной властью после обучения в учреждениях, подлежащих государственному контролю в рассматриваемой деятельности и координируемых службами министра по делам спорта. Декрет Государственного Совета определяет вышеозначенный список видов деятельности и уточняет для каждого вида деятельности условия и особые правила подтверждения полученной квалификации.
2. Особые требования к спортивным сооружениям и помещениям, иным местам проведения спортивных мероприятий. На спортивных объектах, где осуществляется один или несколько видов физкультурной или спортивной деятельности, должны предоставляться гарантии гигиены и безопасности для каждого такого вида деятельности, определенные в нормативных документах (ст. L.322-2).Особый порядок может действовать применительно к местам с повышенным риском. Так, согласно ст.
Ь.322-9, правила гигиены и безопасности, относящиеся к устройству, оборудованию и эксплуатации мест для купания и бассейнов, определены в ст. L. 1332-1 - Ь.1332-4 и Ь.1337-1 Кодекса о здравоохранении.
3. Требования о привлечении охранных агентств и служб к обеспечению проведения спортивных мероприятий. Согласно ст. L.332-1 Спортивного кодекса Франции, на организаторов коммерческих спортивных мероприятий может быть возложена обязанность по обеспечению присутствия службы охраны на условиях, предусмотренных в ст. 23 Закона № 95-73 от 21 января 1995 г. относительно порядка организации мер в области безопасности.
В ряде случаев такое привлечение охранных служб является обязательным.
Так, организации, указанные в ст. 1 Закона № 83-629 от 12 июля 1983 г., регламентирующего частную охранную деятельность, обеспечивают контроль за допуском в помещение, где организовано спортивное мероприятие, на котором присутствует более 1 500 зрителей, в порядке, предусмотренном в ст. 3-2 этого закона (ст. Ь.332-2Спортивного кодекса Франции).
4. Требования к обеспечению мест проведения спортивных мероприятий техническими средствами охраны, в т.ч. электронными средствами наблюдения. Статья Ь.332-2-1 устанавливает, что если в помещении, где проходит спортивное мероприятие, установлена система видеонаблюдения, лица, ответственные за ее эксплуатацию, в соответствии с разрешением, выданным префектурой согласно ст. 10 Закона № 95-73 от 21 января 1995 г. относительно порядка организации мер в области безопасности, и организатор спортивного мероприятия должны предварительно, до начала проведения вышеуказанного мероприятия, проверить правильность работы системы видеонаблюдения. За несоблюдение этого требования налагается штраф в размере 15 000 евро.
5. Ограничения на распространение и употребление алкогольных напитков в спортивных сооружениях и помещениях, в помещениях проведения публичных трансляций спортивных мероприятий, а также установление ответственности за
нарушение этих ограничений. В общем виде режим продажи и распространения напитков на стадионах, в физкультурных и гимнастических залах, а также на иных спортивных объектах предусмотрен в ст. Ь.3335-4 Кодекса о здравоохранении и в ст. L.322-6 Спортивного кодекса Франции. Распространение или попытка распространения, насильно или путем обмана, в спортивном помещении во время проведения или публичной трансляции спортивного мероприятия алкогольных напитков, согласно ст. L.3321-1 Кодекса о здравоохранении Франции, наказывается, в соответствии со ст. L.332-3 Спортивного кодекса Франции, 1 годом тюремного заключения и штрафом в размере 7 500 евро. (Исключения составляют случаи, оговоренные в абзацах с третьего по шестой ст. L.3335-4 Кодекса о здравоохранении Франции.)
При этом, согласно ст. L.332-4 и L.332-5 Спортивного кодекса Франции, пребывание в состоянии алкогольного опьянения в спортивном помещении во время проведения или публичной трансляции спортивного мероприятия наказывается штрафом в размере 7 500 евро. Лицо, совершившее это нарушение, признанное виновным в насильственных действиях, повлекших полную потерю трудоспособности на срок менее недели, наказывается 1 годом тюремного заключения и штрафом в размере 15 000 евро. Проникновение или попытка проникновения в состоянии алкогольного опьянения силой или путем обмана в спортивное помещение во время проведения или публичной трансляции спортивного мероприятия наказывается 1 годом тюремного заключения и штрафом в размере 15 000 евро.
6. Установление запрета на возбуждение вражды и призывы к насилию.
Разжигание, каким бы то ни было способом ненависти или побуждение зрителей к насилию по отношению к арбитру, спортивному судье, игроку или любому другому лицу или группе лиц во время спортивного мероприятия или его публичной трансляции в спортивном помещении наказывается, в соответствии со ст. L.332-6 Спортивного кодекса Франции, 1 годом тюремного заключения и штрафом в размере 15 000 евро. Пронос, распростране-
ние или демонстрация на спортивном объекте во время проведения или публичной трансляции спортивного мероприятия значков, эмблем или средств наглядной агитации, призывающих к расизму или ксенофобии, наказывается 1 годом тюремного заключения и штрафом в размере 15 000 евро. Даже за попытку совершения этого правонарушения предусмотрены те же наказания (ст. L.332-7 Спортивного кодекса Франции).
7. Установление запрета на незаконные пронос на публичное спортивное мероприятие и использование там взрывных устройств и любых предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия. Пронос взрывных устройств или пиротехнических средств или, без наличия на то законного основания, любых предметов, способных быть использованными в качестве оружия, на спортивный объект во время проведения или публичной трансляции спортивного мероприятия, согласно ст. 132-75 Уголовного кодекса Франции, наказывается 3 годами тюремного заключения и штрафом в размере 15 000 евро. За попытку совершения правонарушения, указанного в первом абзаце, предусмотрены те же наказания. Суд может также вынести решение о конфискации предмета, который послужил или был предназначен для совершения правонарушения (ст. L.332-8 Спортивного кодекса Франции).
8. Установление ответственности за незаконное проникновение на территорию спортивного объекта во время проведения спортивного мероприятия, за посягательство на безопасность людей или имущество, в т.ч. за бросание предметов, представляющих опасность для людей, на спортивном объекте во время проведения или публичной трансляции спортивного мероприятия. Нарушение порядка проведения соревнования или посягательство на безопасность людей или имущество в результате проникновения на территорию спортивного объекта во время проведения соревнования, в соответствии со ст. L.332-10 Спортивного кодекса Франции, наказывается 1 годом тюремного заключения и штрафом в размере 15 000 евро. Бросание предмета, представляющего опасность для
людей, на спортивном объекте во время проведения или публичной трансляции спортивного мероприятия, согласно ст. Ь.332-9 Спортивного кодекса Франции, наказывается 3 годами тюремного заключения и штрафом в размере 15 000 евро. Использование или попытка использования движимого или недвижимого оборудования спортивного объекта в качестве предмета для бросания влечет за собой то же наказание.
Считаем обоснованным обратить внимание и на такую меру, как расформирование организаций спортивных болельщиков.
Так, согласно ст. L.332-18 Спортивного кодекса Франции, любые ассоциации или объединения, целью которых является поддержка спортивной ассоциации, указанной в ст. L.122-1 Спортивного кодекса Франции, чьи члены совместно во время проведения спортивного мероприятия или в связи с его проведением совершили действия, нанесшие ущерб имуществу, насильственные действия или действия, направленные на разжигание ненависти или дискриминации в отношении людей по причине их происхождения, сексуальной ориентации, пола, а также их действительной или предполагаемой национальной и религиозной принадлежности, могут быть расформированы на основании постановления, после уведомления консультативной национальной Комиссии по предупреждению насильственных действий во время проведения спортивных мероприятий. Представители ассоциаций или объединений и руководители клубов могут представить комиссии свои замечания.
В комиссию входят:
1) два члена Государственного Совета, назначенные вице-президентом Государственного Совета, один из которых является председателем комиссии;
2) два работника судебного ведомства, назначенные первым председателем Кассационного суда;
3) представитель Французского национального олимпийского и спортивного комитета, представитель спортивных федераций и представитель профессиональных лиг, которых назначает министр по делам спорта;
4) специалист, компетентный в вопросах противодействия насильственным действиям во время спортивных мероприятий, назначенный министром по делам спорта. Порядок работы комиссии устанавливается декретом Государственного Совета Франции. Участие в открытом или тайном продолжении или возобновлении деятельности ассоциаций или объединений, расформированных в соответствии со ст. Ь.332-18 Спортивного кодекса Франции, наказывается, согласно ст. L.332-19 Спортивного кодекса Франции, 1 годом тюремного заключения и штрафом в размере 15 000 евро. Организация открытого или тайного продолжения или возобновления деятельности указанных расформированных ассоциаций или объединений наказывается 2 годами тюремного заключения и штрафом в размере 30 000 евро. Обозначенные в этом абзаце наказания увеличиваются соответственно до 3 лет тюремного заключения и штрафа в размере 45 000 евро и до 5 лет тюремного заключения и штрафа в размере 75 000 евро, если нарушения, ставшие причиной для расформирования ассоциации или объединения, были совершены в связи с происхождением, сексуальной ориентацией, полом, а также действительной или предполагаемой национальной и религиозной принадлежностью пострадавших лиц (ст. L.332-19 Спортивного кодекса Франции). Статья Ь332-20 Спортивного кодекса Франции устанавливает, что юридические лица, признанные в порядке, предусмотренном в ст. 121 -2 Уголовного кодекса Франции, виновными в совершении правонарушений, установленных настоящей главой, подвергаются следующим наказаниям:
1) штраф в порядке, предусмотренном в ст. 131-38 Уголовного кодекса Франции;
2) в случаях, предусмотренных ст.
Ь.312-14 Ь.312-15, Ь.312-16, Ь.332-8,
Ь.332-9, Ь.332-10,Ь.332-11 (второй абзац) и Ь.332-19 Спортивного кодекса Франции, применяются наказания, указанные в ст. 131-39 Уголовного кодекса Франции. Физические или юридические лица, виновные в совершении правонарушений, предусмотренных ст. L.332-19, также подвергаются следующим наказаниям:
1) конфискация движимого и недвижимого имущества, принадлежащего или используемого ассоциацией или объединением, деятельность которых продолжена или возобновлена;
2) конфискация формы, значков, эмблем, средств наглядной агитации и любых материалов, используемых или предназначенных для использования ассоциацией или объединением, деятельность которых продолжена или возобновлена (ст. L.332-21 Спортивного кодекса Франции).
Таким образом, подготовка к проведению спортивных мероприятий неминуемо поставит вопрос об обеспечении их безопасности. И вышеописанные подходы вполне могли бы быть учтены при совершенствовании российской правовой базы в области спорта.
Весьма ценный для российских правоохранительных структур опыт обеспечения общественного порядка и законности представляют превентивные и реактивные меры, предпринятые в Канаде во время подготовки и проведения XXI зимних Олимпийских игр (город Ванкувер, январь
- февраль 2010 г.)
В начале января были закономерно усилены меры безопасности не только в пределах города, но и всего округа Британская Колумбия.
Общие расходы на обеспечение безопасности были заранее установлены в 900 миллионов долларов США. Тем не менее, уже 4 февраля 2010 г. глава интегрированной группы по безопасности проведения Олимпиады, помощник комиссара Канадской королевской конной полиции Бад Мерсер заявил, что данной суммы окажется недостаточно, если внезапно возрастет уровень риска угрозы террористических актов, “мы не сумеем перегруппироваться и задействовать т.н. план В (по антитеррору)” [4]. Финансирование покрыло затраты интегрированной группы по безопасности на содержание и оснащение 1700 офицеров и 4300 нижних чинов полиции, передислоцированных со 118 департаментов всей страны, а также 4500 военнослужащих. В то же время на 4 февраля 2010 г. уровень угрозы террора оценивался как явно пониженный.
Отличительной особенностью мер безопасности на Олимпиаде было активнейшее привлечение к их обеспечению вооруженных сил (т.е. армии) Канады. Их координатор в Ванкувере адмирал Тайрон Пил заявил, что военнослужащие способны обеспечить весь спектр потребностей безопасности [5].
В резерве сил безопасности на Олимпиаде находились около 1000 офицеров полиции по всей стране.
Особое беспокойство канадских спецслужб вызвал инцидент 6 января, когда фирма “Киндер Морган” (по строительству нефтепроводов и энергообъектов) сообщила о неожиданном обнаружении аммиачной селитры - сырья для изготовления взрывчатых веществ в двух однотонных контейнерах на корабле с 6 тысячами контейнеров. Вскоре фирма связалась с полицией и уверила в “добросовестном заблуждении” насчет опасности находки, заявив о ранее запланированном (и оплаченном) контракте. КККП (полиция) совместно Канадской службой экологических расследований убедились в законном характере груза, прибывшего в порт Ванкувер - Северный из провинции Альберта. Обоснованность опасений была вызвана тем, что данный химический состав использовался ранее в попытке подрыва Всемирного торгового центра в Нью-Йорке (1993 г., 675 кг бомба убила 6 человек и ранила более тысячи) и в подрыве административного центра в Оклахома-Сити (1995 г., убито 168 человек, воронка 6 м в ширину и 2,5 м в глубину) [6].
Одновременно предпринимались усиленные мероприятия по линии противодействия наркотизму. 6 января в международном аэропорту Ванкувера при осмотре надгробного камня, высланного из Ирана в загородное поместье Коквитлэм, обнаружен самый крупный в истории провинции Британская Колумбия груз наркотиков -57 кг опиума [7]. (Обычно количество задерживаемых наркотиков составляло до 2 кг). В последующие дни были арестовано 5 человек, включая женщину. Министр здравоохранения Канады Вик Тойюс выразил глубокую благодарность полиции, экологической и пограничной службам,
особо отметив высокий уровень их оперативного взаимодействия.
Серьезные меры обеспечения публичного порядка предпринимались и для профилактики уличных противоправных акций. Во избежание различного рода инцидентов на торжественных церемониях открытия Игр 12-13 февраля было задействовано такое количество сил правопорядка (цифры до сих пор засекречены), какое оказалось бы вполне достаточным для эффективного противодействия толпе в 1500 демонстрантов [8], прежде всего из различных антиглобалистских объединений. Шефы ванкуверской полиции заявили о ежегодном сопровождении массовых демонстраций с числом их участников не более 175 человек. Ответственные за безопасность Олимпиады со стороны полиции
- Бад Мерсер и его заместитель Стив Суини заявили об убежденности ответа полиции на любые угрозы со стороны толпы демонстрантов. Во время 106-дневной эстафеты олимпийского огня по Канаде были задержаны 13 протестующих из антиолимпийских обществ. Полиция в Ванкувере передвигалась на мотороллерах, велосипедах, мотоциклах и лошадях. Был создан резерв полиции города из 370 офицеров и 127 сотрудников дорожно-патрульной службы.
Наибольшую угрозу безопасности руководители спецслужб усматривали, однако, не на сухопутной территории Ванкувера, а с моря, где размещались 3 круизных судна (каждое из них в среднем насчитывало 1258 пассажиров и 580 членов экипажа). Была установлена т.н. зона морской безопасности (с корректным названием - “затон для судов”) в 50 метрах вокруг кораблей. Кроме того, усиленно охранялась пятимильная зона вокруг всего тихоокеанского побережья Ванкувера [9]. Ответственный за безопасность прибрежной зоны констебль полиции Мэнди Эдвардс распорядился установить даже постоянное проживание групп полицейских в максимальной приближенности к стоянкам круизных лайнеров, а некоторых сотрудников - даже на их борту.
Общая сумма расходов на обеспечение безопасности вокруг трех кораблей была
заранее запланирована в 76 миллионов долларов США.
Зимняя Олимпиада в Ванкувере доказала актуальную неизбежность и уникальную возможность не просто активного постоянного взаимодействия, а многогранного сотрудничества трех организационнокадровых компонентов обеспечения надлежащего общественного порядка и безопасности:
- специально подготовленных подразделений полиции из 1700 офицеров (как провинциальных, так и муниципальных департаментов) без униформы;
- 4500 военнослужащих канадской армии;
- добровольческих объединений обеспечения правопорядка из 4300 альпинистов и 4800 сотрудников частных охранных предприятий).
Журналист Лори Калберт так образно описывала такое постоянное взаимодействие: “Вы совсем не удивились бы тому, если одновременно увидели бы, как полицейские офицеры присутствуют на каждом углу, военнослужащие непременно патрулируют водные пространства, а частные охранники-секьюрити находятся на постах на каждом олимпийском объекте” [10].
На обеспечении безопасности Игр было задействовано (в общей сложности) 15300 лиц, причем, по словам пресс-представителя Канадской полиции на Играх сержанта Лео Монбуркетта, “представлена каждая провинция страны”. Он также утверждал, что введение весьма жестких стандартов обеспечения безопасности обусловлено последствиями событий 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке, а также боевыми действиями в Ираке и Афганистане.
Кроме того, 6 тысяч офицеров полиции были направлены в Ванкувер (в парадной униформе полицейских сил каждой из провинций Канады) для поддержания общественного порядка. Они условно подразделялись на две категории:
- т.н. “генералисты” (большинство откомандированных полицейских) для организации дорожного движения, защиты объектов и охраны почетных гостей;
- т.н. “специалисты” - сравнительно небольшое количество сотрудников из: а) подразделений оперативного реагирования
на экстренные ситуации; б) подводных полицейских; в) кинологов; г) офицеров по срочных вызовам физических лиц.
Особо необходимо отметить, что помимо собственно секьюрити - функций непосредственно по охране Игр, полицейские и иные правоохранительные службы во время этих Игр резко активизировали реализацию своих конституционно-правовых полномочий и выполнение своих непосредственных функционально-служебных обязанностей по следующим (т.н. “рутинным”) направлениям:
- противодействие организованному криминалитету, что коснулось, прежде всего, наркотраффика (26 января было конфисковано 34 кг кокаина - с помощью собак - в партии апельсинов; а перед Новым годом - сразу 310 кг кокаина);
- все туристы и участники Игр подробно и высококвалифицированно были
предупреждены об угрозе карманных краж (как вербально, так и с помощью разнообразных красочных визуальных средств);
- полиция предъявила 125 обвинений 14 членам арестованной организованной преступной группы с их лидером Мэнни Буттар;
- серьезно усилились требования к служебной дисциплине полисменов (за появление на работе при наличии даже незначительных доз алкоголя в крови был немедленно отстранен от службы 19 лет проработавший заслуженный сотрудник полиции) [11].
- активизировались и антикоррупционные мероприятия (причем резко расширены полномочия собственных служб безопасности, что встретило серьезную поддержку канадского общественного мнения) [12].
ЛИТЕРАТУРА
1. См.: “В спорте, во многих сферах творится беззаконие ”: интервью с председателем Комиссии Ассоциации юристов России по спортивному праву С.В. Алексеевым //Юрист.2009.№°7. С.4-19.
2. См.: Юткин В. Индустрия спорта: правовые условия развития //<http//www.bg-
znanie.ru/article.php2nid-4843> - 11.10.2007
3. См., например: De Silva I.L’adoption du Code du sport, consecration pour le Droit du, sport?// AJDA, Dossier Actualite du droit du sport, 2007.
4. Inwood D. $900 m security budget won’t cover looming/terrorist attack// Metro Vancouver. 4.2.2010. P.A15.
5. Ibid.
6. Woo A., Sherlock T. Police unable to confirm that missing explosive has been accounted for//The Vancouver Sun (Vancouver). 18.1.2010. P.A7.
7. Bolan K. Record opium shipment intercepted at YVR// The Vancouver Sun (Vancouver). 27.1.2010. P.A5.
8. Matas R. Vancouver girds for protests// The Globe and Mail (Toronto). 6.2.2010. P.A12.
9. Pynn L. Cruise ship “conglomerate” of police and military at risk// The Vancouver Sun (Vancouver). 29.1.2010. P.A13.
10. Culbert L. There’s a cop on every corner// The Vancouver Sun (Vancouver). 8.2.2010. P.A4.
11. Cop cut from Olympic team for drinking//The Vancouver Sun (Vancouver). 13.2.2010. P.A16.
12. Garr A. Powerful policy lobby likes cops investigating cops//The Vancouver Courier (Vancouver). 29.1.2010. P.D08.