С.В. Векленко А.И. Якунин
доктор юридических наук, профессор, начальник УВД Новгородской области
заместитель начальника Воронежского института МВД России по научной работе
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА МАССОВЫЕ БЕСПОРЯДКИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Массовые беспорядки - преступление, совершаемое в большинстве стран мира. В каждой из них имеется собственный опыт противодействия массовым беспорядкам. Исследование этого опыта в части регламентации уголовной ответственности представляет несомненный научный интерес. Изучение зарубежного права, по верному замечанию М. Анселя, «открывает перед юристом новые горизонты, позволяет ему лучше узнать право своей страны, ибо специфические черты этого права особенно отчетливо выявляются в сравнении с другими системами. Сравнение способно вооружить юриста идеями и аргументами, которые нельзя получить даже при очень хорошем знании только собственного права» [1]. В рамках настоящей статьи мы не ставили цель изучить уголовное законодательство всех стран по рассматриваемому вопросу, а попытались выявить различные подходы к его решению. Основное внимание было уделено расположению массовых беспорядков (их аналогов) в системе Особенной части уголовных законов, терминологии, обозначающей «массовость» нарушения общественного порядка, описанию объективных признаков состава преступления, средствам дифференциации уголовной ответственности за его совершение.
В Уголовном кодексе Австрии в разделе 20 «Преступные деяния против об-
щественного спокойствия» предусматривается уголовная ответственность за «Нарушение общественного порядка, сопряженное с насильственными действиями группы лиц» (§ 274). Термин «массовые беспорядки» не используется. Ключевой термин - «сборище группы лиц». § 274 УК Австрии содержит два состава преступления:
«1. Всякий, кто сознательно принимает участие в сборище лиц, которое нацелено на то, чтобы под его влиянием совершить тяжкое убийство (§ 75), убийство (§ 76), тяжкое телесное повреждение (§ 126), и если такое насильственное деяние совершается, подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок до двух лет.
2. Всякий, кто принимает участие в сборище в качестве руководителя или, будучи соучастником, выполняет одно из преступных деяний, приведенных в абз. 1, или содействует его проведению (§ 12), подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок от трех лет» [2].
В указанном параграфе содержится норма, согласно которой не подлежит наказанию по абз.1 § 274 тот, кто добровольно покидает данное сборище или настойчиво пытается это сделать, прежде чем оно приведет к применению насильственных действий, помимо случаев, когда он принимал участие в сборище в качестве руководителя [3].
Уголовный кодекс Дании в качестве преступлений против общественного спокойствия и порядка признает подстрекательство, руководство и участие в незаконном собрании.
Так, наказанию в виде простого заключения под стражу или тюремного заключения на любой срок, не превышающий трех лет, подлежит «любое лицо, которое подстрекает к незаконному собранию с намерением осуществления или угрозы насилием в отношении людей или имущества» (абз. 1 § 133) [4].
«То же наказание должно применяться в отношении тех, кто в случае незаконного собрания, цель которого очевидна, действуют в качестве руководителей собрания, и в отношении любого участника, который не выполнил приказа разойтись, законно отданного государственными органами. Однако участникам наказание может быть снижено до штрафа» (абз. 2 § 133) [5].
Более строгое наказание - тюремное заключение до шести лет назначается подстрекателям, руководителям незаконного собрания, если во время такового совершено любое из преступлений, охватываемых его целью. Такому же наказанию подлежат и участники совершенного преступления (абз. 3 § 133) [6]. Таким образом, дифференциация ответственности проводится не в зависимости от роли лица, а от факта совершения преступления в ходе незаконного собрания.
Уголовный кодекс Швеции 1962 г. в главе 16 «О преступлениях против общественного порядка» посвящает массовым беспорядкам две статьи.
В соответствии со статьей 1 за массовые беспорядки подстрекатели и руководители приговариваются к тюремному заключению на срок не более четырех лет, а другие участники толпы - к штрафу или тюремному заключению на срок не более двух лет, «если толпа людей нарушает общественный порядок, демонстрируя намерение совершить групповое насилие против публичной власти или иным образом принудить или воспрепятствовать определенным мерам, и не расходится, когда власти приказывают это делать» [7].
В том случае если толпа разойдется, уголовной ответственности подлежат лишь подстрекатели и руководители (штраф или тюремное заключение на срок не более двух лет).
Статья 2 главы 16 УК Швеции предусматривает ответственность за насильственные массовые беспорядки. «Если толпа с намерением, указанным в Статье
1, приступила к совершению группового насилия против лица или имущества, независимо от присутствия властей», то подстрекатели и руководители подлежат тюремному заключению на срок не более десяти лет, а участники толпы - штрафу или тюремному заключению на срок не более четырех лет [8].
Таким способом законодатель Швеции дифференцирует ответственность за массовые беспорядки по двум критериям: роль в преступлении, а также факт совершения насильственного преступления в ходе беспорядков. Сходный подход имеет место в уголовном законодательстве Японии.
Уголовный кодекс Японии 1907 г. (в редакции Закона № 91 от 12 мая 1995 года) в главе 8 «Преступление, состоящее в беспорядках» предусматривает ответственность за беспорядки и невыполнение требования разойтись. В соответствии со ст. 106 УК Японии лица, осуществившие насилие или угрозы, собравшись толпой, признаются совершившими преступление, состоящее в беспорядках, и наказываются в соответствии со следующей градацией:
1. Главари наказываются лишением свободы с принудительным физическим трудом или тюремным заключением на срок от одного года до десяти лет.
2. Лица, которые усиливали беспорядки тем, что командовали другими или возглавляли других людей, наказываются лишением свободы с принудительным физическим трудом или тюремным заключением на срок от шести месяцев до семи лет.
3. Следовавшие за другими лица наказываются денежным штрафом на сумму до ста тысяч иен [9].
В случае если собралась толпа с целью совершения насилия или угроз и, хотя от соответствующего публичного должност-
ного лица трижды и более поступило приказание разойтись, все же не разошлась, главари наказываются лишением свободы с принудительным физическим трудом или тюремным заключением на срок до трех лет, остальные лица наказываются денежным штрафом на сумму до ста тысяч иен (ст. 107) [10].
Раздел 7 «Наказуемые деяния против общественного порядка» УК ФРГ предусматривает ответственность за «нарушение общественного спокойствия, сопряженное с насильственными действиями группы лиц:
Кто участвует как исполнитель или участник в
1. насильственных действиях против людей или разрушительных действиях против вещей или
2. угрозах применения насильственных действий по отношению к людям, совершаемых сообща группой людей, угрожающих общественной безопасности, или кто, воздействуя на группу людей, способствует ее готовности к совершению таких действий, наказывается лишением свободы на срок до трех лет или денежным штрафом, если деяние согласно другим предписаниям не подлежит более тяжкому наказанию» (§ 125) [11].
§ 125а УК ФРГ содержит квалифицированный состав рассматриваемого преступления: «В особо тяжких случаях, предусмотренных § 125, наказанием является лишение свободы на срок от шести месяцев до десяти лет. Особо тяжкий случай, как правило, имеет место, если лицо, совершившее деяние,
1. имеет при себе огнестрельное оружие,
2. имеет при себе другое оружие для применения его при совершении деяния,
3. насильственными действиями подвергает другое лицо смертельной опасности или опасности причинения тяжкого вреда его здоровью или
4. мародерствует или наносит существенный вред чужому имуществу» [12].
В Уголовном кодексе Франции глава I «О посягательствах на общественное спокойствие» раздела Ш «О посягательствах на государственную власть» содержит отдел II «О противоправном участии в сборище».
Статья 431-3 дает понятие сборища: «любое скопление людей на каком-либо общественном пути или в каком-либо общественном месте, способное нарушить общественный порядок» [13].
Данная статья регламентирует также условия применения силы публичными силовыми ведомствами для рассеивания сборища [14].
Статьи 431-4, 431-5, 431-6 УК Франции предусматривают ответственность за участие в сборище и провоцирование вооруженного сборища.
Ответственность за участие в сборище дифференцируется в зависимости от вооруженности участника. Статья 434-4 предусматривает ответственность за невооруженное участие в сборище, а статья 434-5
- за вооруженное участие в сборище.
Деяние, совершенное тем, кто не имеет при себе оружия, выразившееся в умышленном продолжении участвовать в сборище после требований разойтись, наказывается одним годом тюремного заключения и штрафом в размере 100 000 франков [15] (ст. 434-4) [16].
Участие в сборище, совершенное вооруженным лицом, наказывается тремя годами тюремного заключения и штрафом в размере 300 000 франков (абз. 1 ст. 434-5) [17].
Ответственность за вооруженное участие в сборище повышается в случае
умышленного продолжения такого участия после требований разойтись - пять лет тюремного заключения и штраф в размере 500 000 франков (абз. 2 ст. 434-5) [18].
В статье 431-6 признается преступлением прямое провоцирование вооруженного сборища, выраженное либо в публичных выступлениях или криках, либо в
расклеенных или распространенных
листовках, либо совершенное любым другим способом передачи текста, речи или изображения. Данное деяние наказывается одним годом тюремного заключения и штрафом в размере 100 000 франков (абз. 1 ст. 431-6) [19].
Квалифицированный состав провоцирования - если провокация привела к результату - наказывается семью годами
тюремного заключения и штрафом в размере 700 000 франков (абз. 2 ст. 431-6) [20].
Уголовный кодекс Франции, помимо преступного участия в сборищах, признает преступным участие в иных массовых мероприятиях, например, в манифестации.
Отличие преступного сборища от незаконной манифестации в уголовном законодательстве не разъясняется. Можно согласиться с А. А. Меньших в том, что «под преступным сборищем подразумевается стихийное объединение случайных людей (то есть заранее не договаривавшихся об участии в сборище), а незаконной манифестацией является заранее организованное, запланированное собрание людей, объединенных общей целью» [21].
В Уголовном кодексе Испании среди преступлений против общественного порядка (Раздел XXII), в главе III «О публичных беспорядках» статьей 557 предусмотрена ответственность за групповое нарушение общественного порядка: «Тот, кто, действуя в группе, с целью совершения посягательства против общественного спокойствия, нарушит общественный порядок, причинив телесные повреждения людям, причинив ущерб собственности, создав препятствия на общественных дорогах или подступах к ним с опасностью для лиц, передвигающихся по ним, захватив сооружения или здания, наказывается тюремным заключением на срок от шести месяцев до трех лет, независимо от наказания, которое может быть назначено по другим статьям настоящего Кодекса» [22].
На наш взгляд, норма, содержащая состав преступления, близкий к «массовым беспорядкам» в их российском понимании, расположена в главе IV «О преступлениях, связанных с осуществлением основных прав и публичных свобод и обязанностью исполнения социальных работ», отделе I «О преступления, совершенных по поводу осуществления основных прав и публичных свобод, гарантированных Конституцией» (статьи 513, 514). Так, в статье 513 УК Испании признаются наказуемыми незаконные собрания или манифестации:
1) имеющие цель совершения какого-либо преступления;
2) с участием лиц, имеющих оружие, взрывные устройства, предметы для нанесения ударов и любые другие опасные объекты [23].
Статья 514 предусматривает ответственность зачинщиков, руководителей, участников незаконного собрания или манифестации и исполнителей преступлений во время таковых.
Так, в ч. 1 ст. 514 УК Испании сказано: «Зачинщик или руководитель собрания или манифестации, описанных в пунктах 1 и 2 предыдущей статьи, не стремившийся всеми способами нейтрализовать негативные обстоятельства, наказывается тюремным заключением на срок от одного года до трех лет и штрафом на сумму от двенадцати до двадцати четырех месячных заработных плат. Зачинщиком или руководителем собрания и манифестации признается лицо, их созвавшее или ведущее» [24].
Примерный Кодекс США к посягательствам на публичный порядок и благопристойность относит «Учинение беспорядков. Неподчинение приказу разойтись» (ст. 250.1) [25]. Особенностью первого состава преступления является указание на количество людей, принимающих участие в беспорядках: «Лицо виновно в учинении беспорядков, являющемся фелонией третьей степени, если оно принимает участие совместно с двумя или более лицами в осуществлении нарушающего общественный порядок поведения:
а) с целью совершения или облегчения совершения фелонии или мисдиминора;
б) с целью предотвратить или вынудить должностную акцию; или
с) в случае когда деятель или кто-либо иной из участников заведомо для деятеля применяет или собирается применить огнестрельное или иное смертоносное оружие» (ч. 1 ст. 250.1) [26].
В Своде законов США массовым беспорядкам посвящена глава 102 Riots части 1 раздела 18. Данная глава содержит два параграфа. В § 2101 устанавливается ответственность в виде штрафа и (или) лишения
свободы до 5 лет за практически любую причастность к массовым беспорядкам:
«Кто, перемещается по штатам, ведет внешнюю торговлю или использует любую возможность, связанную с перемещением по штатам или такой торговлей, с целью
(1) разжигания беспорядков, или
(2) организации, поощрения, одобрения, участия, или продолжения беспорядков, или
(3) совершения любых актов насилия для содействия беспорядкам, или
(4) оказания содействия любому лицу, в подстрекательстве к совершению или участию в них, или продолжению беспорядков, или совершению каких-либо актов насилия в ходе беспорядков» [27].
В § 2102 разъясняется, что термин «массовые беспорядки» означает нарушение общественного порядка, включающее: 1) какой-либо акт или акты насилия одного или более лиц из скопления трех и более лиц, если акт или акты создают явную и налично существующую опасность или реально причиняют вред имуществу или личности какого-либо иного индивида, или 2) угрозу либо угрозы совершения какого-либо акта или актов насилия одним или более лицам из скопления трех и более лиц, способных, индивидуально или коллективно, немедленно исполнить такую угрозу или угрозы, когда выполнение угрозы или актов насилия может создать очевидную и наличную опасность или реально причинить вред имуществу или личности какого-либо иного индивида [28].
В Великобритании Законом об общественном порядке 1986 года для обозначения массовых беспорядков так же, как и в законодательстве США, используется количественный признак: «Если двенадцать или более лиц применяют или угрожают применить насилие в отношении других лиц или собственности, имея общее намерение и действуя таким образом, что человек, обладающий умеренной твердостью духа, испытывал бы страх за свою личную безопасность, то каждый применяющий незаконную силу будет обвиняться в учинении массовых беспорядков с назначением наказания до десяти лет тюрьмы» [29]. Далее в параграфе указы-
вается, что если трое или более лиц ведут себя так грубо, что человек будет испытывать страх за свою безопасность, то каждый применяющий или угрожающий применить незаконно силу будет виновен в грубом нарушении общественного порядка [30].
В Законе оговорено, что общая цель может предполагаться, исходя из поведения нарушителей, а противоправные действия, выражающиеся в учинении беспорядков, являются таковыми независимо от того, совершаются ли они в частном или общественном месте [31].
Уголовный кодекс Республики Кореи в главе V «Преступления против общественного порядка» предусматривает два состава преступления, сходных с массовыми беспорядками, не конкретизируя при этом количество их участников:
- Лица, собравшиеся в большом количестве и использующие насилие или запугивание либо совершающие разрушительные действия, подлежат наказанию в виде каторжных работ или лишения свободы на срок не менее одного года и не более десяти лет либо штрафа в размере не более пятнадцати миллионов вон (ст. 115).
- Лица, собравшиеся в большом количестве и использующие насилие или запугивание либо совершающие разрушительные действия и не расходящиеся после отдачи соответствующего приказа должностными лицами, уполномоченными осуществлять контроль за вышеперечисленными действиями, подлежат наказанию в виде каторжных работ или лишения свободы на срок не более двух лет либо штрафа в размере не более трех миллионов вон (ст. 116).
В Уголовном кодексе Китайской Народной Республики ответственности за массовое нарушение общественного порядка не предусмотрено. Статья 278 УК КНР предусматривает ответственность лишь за «призыв народных масс к выражению силового протеста против выполнения государственных законов и административных нормативных актов». Наказывается данное преступление лишением свободы на срок до 3 лет, краткосрочным
арестом, надзором или лишением политических прав.
При наличии квалифицирующего состава: «то же деяние, приведшее к серьезным последствиям», - наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет.
Анализ зарубежного законодательства в части регламентации уголовной ответственности за массовые беспорядки позволяет сделать некоторые выводы.
1. В большинстве стран массовые беспорядки признаются преступлением против общественного порядка.
2. Существует несколько вариантов определения «массовости» нарушения общественного порядка:
- указывается конкретное число участников массовых беспорядков (Великобритания, США);
- используется оценочный термин: «сборище» - Австрия, Франция; «незаконное собрание» - Дания, Испания; «толпа» -Швеция, Япония; «группа лиц» - ФРГ, «народные массы» - Китай; «лица, собравшиеся в большом количестве» - Корея.
Несмотря на то, что указание на конкретное количество человек, возможно, упорядочивает правоприменительную практику, второй из указанных вариантов, используемый и отечественным законодателем, представляется предпочтительным. Вряд ли указание конкретной цифры позволит во всех реальных случаях отграничить массовые беспорядки от группового хулиганства.
3. Признаками, характеризующими «сборище», «незаконное собрание» или иным образом обозначенное некое скопление людей, являются:
- насилие в отношении людей или имущества либо угроза такого насилия (США, Великобритания, ФРГ, Дания, Япония, Корея);
- цель совершения конкретных видов преступлений и факт их совершения (Австрия);
- цель совершения преступлений и вооруженность участников либо нарушение общественного порядка с причинением телесных повреждений людям, причинением ущерба собственности, созданием
препятствия на общественных дорогах или подступах к ним с опасностью для лиц, передвигающихся по ним, захватом сооружения или здания (Испания);
- нарушение общественного порядка путем демонстрации намерения совершить групповое насилие против публичной власти или иным образом принудить или воспрепятствовать определенным мерам, и невыполнение требования власти разойтись (Швеция);
- общественное место и способность нарушить общественный порядок (Франция).
В сравнении с большинством норм зарубежного законодательства, выступивших предметом исследования, ч. 1 ст. 212 УК РФ содержит более широкий и детализированный перечень деяний, сопровождающих массовые беспорядки. Эти деяния должны осуществляться, а не составлять предмет цели незаконного скопления людей. Таким образом, не все разновидности массовых беспорядков, признаваемые преступными по законодательству зарубежных стран, влекут уголовную ответственность в соответствии с российским уголовным законодательством.
4. Для описания признаков основных составов массовых беспорядков используется два приема. В соответствии с первым, акцент делается на объективной стороне (деяниях):
- участие, руководство (Австрия);
- участие, провокация (Франция);
- разжигание, организация, поощрение, участие, совершение насилия для содействия беспорядкам, содействие (США);
- призыв (Китайская Народная Республика).
В соответствии со вторым приемом,
указывается роль виновного лица:
- подстрекатель, руководитель, участник (Дания, Швеция);
- главари, командиры, следующие за другими лица (Япония);
- зачинщик, руководитель, участник (Испания);
- кто участвует, как исполнитель или участник, кто способствует (ФРГ).
Для действующего отечественного уголовного законодательства характерен
первый из обозначенных приемов юридической техники. Хотя дореволюционное уголовное законодательство России совмещало оба этих приема при регламентации ответственности за исследуемое преступление.
5. Основанием дифференциации уголовной ответственности за массовые беспорядки в зарубежном законодательстве ряда стран является не только характер деяния (роль виновного), но и квалифицирующие признаки. Среди них:
- факт совершения любого из преступлений, охватываемых целью незаконного собрания людей (Дания, Швеция);
- наличие огнестрельного или иного оружия для применения его при совершении деяния, насильственные действия, подвергающие другое лицо смертельной опасности или опасности причинения
тяжкого вреда его здоровью, мародерство или нанесение существенного вреда чужому имуществу (ФРГ);
- вооруженность (Франция).
Статья 212 УК РФ не содержит квалифицирующих признаков. Совершение конкретных преступлений, угроз, вооруженность - признаки основного состава (ч. 1 ст. 212 УК РФ). Придание «вооруженности» статуса квалифицирующего признака - вопрос, заслуживающий внимания, но требующий дополнительных исследований, также как и вопрос о необходимости дополнения ст. 212 УК РФ другими квалифицирующими признаками.
6. Особенностью уголовного законодательства некоторых зарубежных стран, например, Франции, является регламентация порядка применения полиции для противодействия массовым беспорядкам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ансель М. Методологические проблемы сравнительного права// В сб.: Очерки сравнительного права. -М., 1981. -С. 38.
2. Уголовный кодекс Австрии. -СПб., 2004. -С. 300.
3. Там же. -С.300-301.
4. Уголовный кодекс Дании. -СПб., 2001.- С. 123.
5. Там же.
6. Там же.
7. Уголовный кодекс Швеции. -СПб., 2001.- С. 125.
8. Уголовный кодекс Швеции.- СПб., 2001. - С. 125-126.
9. Уголовный кодекс Японии. - СПб., 2002. -С. 77-78.
10. Уголовный кодекс Японии. - СПб., 2002. - С. 78.
11. Уголовный кодекс Федеративной Республики Германии. -СПб., 2003. - С. 281.
12. Там же. -С. 281-282.
13. Уголовный кодекс Франции. -СПб., 2002. -С. 368.
14. Там же. -С. 368-369.
15. В настоящее время штрафы взимаются в евро.
16. Уголовный кодекс Франции. -СПб., 2002. - С. 369-370.
17. Там же. - С. 370.
18. Там же.
19. Там же.
20. Там же.
21. Меньших А. А. Уголовная ответственность за нарушения общественного порядка по законодательству Франции // Журнал российского права. -2004. -№ 11.
22. Уголовный кодекс Испании. -М., 1998. -С. 169-170.
23. Уголовный кодекс Испании.- М., 1998. -С. 158.
24. Там же.
25. Примерный Уголовный кодекс (США)/ под ред. Б. С. Никифорова.- М., 1969.- С. 184.
26. Там же.
27. U.S. Code http://www.law.comell.edu/uscode/
28. Там же.
29. Цит. по: Демидов Ю. Н. Массовые беспорядки: уголовно-правовой и криминологический аспекты. -М., 1994. -С. 15.
30. См.: Там же.
31. Pablik Order Act 1986. Chapter 64? Part 1? 1 (3, 5), 2 (4) // Цит. по: Князев В. В., Стефанишин С. С. Борьба с массовыми беспорядками за рубежом. -М., 1992. -Ч. 1. -С. 45.