ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК: 341 ББК: 67.412.1
ОСНОВНЫЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ В СПОРТЕ
СЕРГЕЙ АНА ТОЛЬЕВИЧ ГРИЦАЕВ,
заместитель начальника кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат юридических наук, доцент, E-mail: [email protected]; ЮЛИЯ ЮРЬЕВНА ТРУБИЦЫНА,
адъюнкт кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.10 — международное право; европейское право
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Международное спортивное движение на современном этапе развития общества представляет собой сложную систему отношений, требующих урегулирования с помощью норм международного права. На сегодняшний день существует большое количество правонарушений в спорте, на борьбу с которыми направлена деятельность государств. В процессе осуществления указанной деятельности возникает ряд теоретических и практических проблем; некоторые из них рассмотрены в данной статье.
Ключевые слова: международное сотрудничество, региональное сотрудничество, борьба с правонарушениями в спорте, Совет Европы, Международный олимпийский комитет, Европейский олимпийский комитет, Интерпол, допинг.
Annotation. International sports movement at the present stage of development of a society is a complex system of relationships that require resolution through international law. Today, there are a large number of offences in sport, against which directed the activities of States in the implementation process which occurs a number of theoretical and practical problems, in part discussed in this article.
Keywords: international cooperation, regional cooperation, the fight against crime in the sport, Council of Europe, International Olympic Committee, European Olympic Committees, Interpol, the doping.
В современном виде спорт носит массовый характер, несет в себе огромный экономический потенциал, В этих условиях важным явлением социальной жизни общества выступает сотрудничество государств в сфере противодействия совершению правонарушений в спорте становится все более актуальным.
О серьезности проблемы правонарушений в спорте говорил Президент Международного олимпийского комитета (МОК) Томас Бах на церемонии открытия внеочередной, 127-й сессии МОК в Монако, прошедшей 7 декабря 2014 г.: «Нужно учитывать каждый цент в борьбе с этим злом (договорными матчами, допингом, коррупцией) и расценивать это не как трату, а как инвестиции в будущее спорта. Мы хотим поддерживать инновационные анти-
допинговые исследования. Мы хотим разработать предупреждающие программы против договорных матчей, коррупции и махинаций. Время перемен — сейчас. Для нас перемены — это не просто косметическая процедура. У нас есть цель — прогресс, укрепление спорта в обществе»1.
Существующие проблемы требуют необходимого регулирования деятельности государств в этой области, о чем свидетельствует большое количество совершаемых правонарушений в спорте различных видов, таких как посягательство на принцип равенства прав и свобод спортсменов, манипуляции спортивными соревнованиями, употребление допинговых препаратов, насилие и хулиганское поведение зрителей при проведении спортивных мероприя-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
тии, коррупция и иные экономические преступления в международных спортивных отношениях.
Для Российской Федерации данное направление деятельности представляет огромную значимость, так как здесь пройдет Чемпионат мира по футболу в 2018 г., а также ряд других спортивных мероприятий международного масштаба, с чем в последнее время пытаются связывать большое количетво скандалов; все это, в любом случае, приковывает пристальное внимание международной общественности.
В целом государства как на международном, так и на региональном уровне уделяют деятельности по борьбе с правонарушениями в спорте большое внимание. При этом следует отметить, что на сегодняшний день универсальный документ, охватывающий все виды таких правонарушений, не разработан, регулируются лишь отдельные виды таких правонарушений в соответствующих конвенциях и противодействие им. Следует кратко раскрыть эти международные и региональные документы.
Международно-правовым документом в области борьбы с допингом, который стал первым в этой сфере, является Конвенция против применения допинга ETS № 1352, подписанная 16 ноября 1989 г. в Страсбурге государствами—членами Совета Европы и иными государствами—участниками Европейской культурной конвенции, ратифицированная постановлением Совета Министров СССР от 28 декабря 1990 г. № 13513 (действует для России и в настоящее время). Основное содержание указанной Конвенции говорит о том, что стороны координируют политику и деятельность своих правительственных и других заинтересованных государственных организаций, занимающихся борьбой против применения допинга в спорте, а также следят за практическим применением Конвенции.
Важным документом по борьбе с допингом стала принятая в марте 2003 г. Копенгагенская декларация о борьбе с допингом в спорте4. Основной целью указанной декларации является поддержка роли Всемирного антидопингового агентства и принятого им Всемирного антидопингового кодекса5. К текущему моменту Копенгагенская декларация подписана правительствами 163 государств, однако она не является юридически обязательным документом и не охватывает в полном объеме всех проблем допинга в спорте, в том числе тех, решение которых входит в компетенцию правительств.
Стоит отметить, что в связи с быстрыми переменами в области борьбы с допингом была принята Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте, цель которой, в рамках стратегии и программы деятельности ЮНЕСКО в области физического воспитания и спорта, заключается в содействии предотвращению применения допинга в спорте и борьбе с ним в интересах его искоренения. Данная конвенция основана на положениях Всемирного антидопингового кодекса, который был принят Всемирным антидопинговым агентством 5 марта 2003 г. в Копенгагене и включенный в Добавление 1 к Конвенции. Олимпийская хартия и Международная конвенция «О борьбе с допингом в спорте»6 признают предотвращение допинга и борьбу с допингом в спорте важнейшей составляющей в работе МОК и ЮНЕСКО. Тем не менее, Международный олимпийский комитет не может в полной мере реализовывать данное направление деятельности в связи со своим статусом неправительственной организации, которая не может обеспечить всестороннее выполнение международных договоров в указанной области.
Одним из наиболее существенных региональных документов в области борьбы с правонарушениями в спорте является многосторонняя Конвенция Совета Европы против манипуляций в сфере спортивных соревнований (Council of Europe Convention on the Manipulation of Sports Competitions)7, которая была открыта для подписания 18 сентября 2014 г., основывающаяся на ряде ранее принятых документов в сфере международного спортивного движения. Примечательно также, что Советом Европы на 67-м пленарном заседании Европейского комитета по проблемам преступности (ЕКПП), прошедшем в Страсбурге 1—4 декабря 2014 г. был обозначен вопрос о принятии Дополнительного протокола к Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию в вопросах, касающихся манипуляции результатов спортивных соревнований. Безусловно, этот шаг говорит о важности противодействия этому виду правонарушений, так как повышенная общественная опасность, а также масштаб их распространения, требуют соответствующего нормативного урегулирования.
Что касается деятельности государств по обеспечению правопорядка при проведении спортивных мероприятий, то следует отметить такой регио-
№ 12 / 2015
Вестник Московского университета МВД России
73
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
нальный документ, как Европейская конвенция Совета Европы № 120 «О предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий и в частности футбольных матчей (ETS № 120)»8. В данной Конвенции предусмотрена обязанность государств — участников принимать в рамках их соответствующих конституционных положений необходимые меры для претворения в жизнь положений этой Конвенции в целях предотвращения и подавления насилия и хулиганского поведения зрителей во время футбольных матчей. Также в документе указано, что государства — участники будут применять положения этой Конвенции к другим видам спорта и спортивным мероприятиям, с учетом особых требований последних, в отношении которых имеются опасения насилия или хулиганского поведения. Это положение обосновано, так как крупные спортивные мероприятия в настоящее время распространены повсеместно и требуют соответствующего уровня обеспечения безопасности не только для зрителей, но и для спортсменов.
Большую обеспокоенность мировое сообщество проявляет в отношении проявления расовой дискриминации в спорте. В связи с этим ООН призывает все государства мира уделять пристальное внимание ранним проявлениям расовой дискриминации, которые могут привести к конфликту и серьезным нарушениям прав человека. Эксперты ООН подчеркивают, что акты расизма, ксенофобии и нетерпимости часто проявляются по отношению к лицам африканского происхождения и членам меньшинств, таких как, цыгане, евреи, мусульмане и мигранты. Для предотвращения этих проявлений государствам следует пресекать любые попытки такой дискриминации, а также своевременно и эффективно реагировать на подобные посягательства.
Проблеме правонарушений в международном спортивном движении уделяют внимание не только Совет Европы и МОК и различные международные спортивные федерации, но и Интерпол, Европол, иные специализированные полицейские организации, которые тесно сотрудничают между собой, заключая ряд соглашений и оказывая практическое содействие государствам в борьбе с правонарушениями в спорте. Так, Интерпол заключила соглашение о взаимопонимании с Всемирным антидопинговым агентством. Также у Интерпола имеются со-
глашения о сотрудничестве с МОК, ФИФА, УЕФА и рядом других международных ассоциаций в различных видах спорта (Континентальная хоккейная лига (КХЛ), Международный союз биатлонистов (1Ви)) в области борьбы с расизмом, договорными матчами, манипуляциями в спорте, употреблением допинга и коррупцией.
В заключение можно сделать вывод о том, что анализ имеющихся к настоящему времени международных и региональных конвенций в области борьбы с правонарушениями в спорте в их различных проявлениях и формах позволяет говорить о существующей системе нормативного регулирования в области спорта, но, тем не менее, требующей модернизации и создания универсальных международных конвенций для наиболее эффективного противодействия указанным явлениям в современном международном спортивном движении. Решение теоретических и практических проблем противодействия совершению правонарушений в спорте возможно при разработке международно-правовой нормативной базы и совершенствовании механизмов сотрудничества государств как на международном, так и на региональном уровнях.
1 См. подробнее: Бах: борьба с допингом, коррупцией - это инвестиции в будущее спорта, URL: http://m.championat.com/news/ sport/other/2005249/ (дата обращения: 20 февраля 2015 г.).
2 Конвенция Совета Европы о манипуляции спортивных соревнований (СДСЕ № 215) (Council of Europe Convention on the Manipulation of Sports Competitions, Magglingen/Macolin, 18.IX.2014), URL: http://www.conventions.coe.int (дата обращения^ апреля 2015 г.).
3 СССР присоединился к Конвенции Постановлением СМ СССР от 28 декабря 1990 г. № 1351. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 1 апреля 1991 г., СПС «Гарант».
4 Мир объединяется против допинга, Парламентская газета, 13 декабря 2006, URL: http://www.pressmon.com/ru/ (дата обращения: 10 мая 2015 г.).
5 Всемирный антидопинговый кодекс: Примечание, URL: www.rusada.ru (дата обращения: 10 мая 2015 г.).
6 Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте, принята 19 октября 2005 года. Документ вступил в силу, в том числе для России, 1 февраля 2007 г. // Собрание законодательства РФ. 11 июня 2007 г. № 24. Ст. 2835.
7 Конвенция Совета Европы о манипуляции спортивных соревнований (СДСЕ № 215) (Council of Europe Convention on the Manipulation of Sports Competitions, Magglingen/Macolin, 18.IX.2014), URL: http://www.conventions.coe.int (дата обращения: 10 мая 2015 г.).
8 Европейская конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий и, в частности футбольных матчей, принята в Страсбурге 19 августа 1985 года. (Официальный перевод Российской Федерации для подготовки к ратификации), URL: http://conventions.coe.int/ treaty/rus/Treaties/Html/120.htm (дата обращения: 1 апреля 2015 г.).