Научная статья на тему 'Зарождение и развитие предпринимательства в СССР в 50-80-х гг. Хх в'

Зарождение и развитие предпринимательства в СССР в 50-80-х гг. Хх в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2324
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ДЕФИЦИТ / ТОРГОВЛЯ / СФЕРА УСЛУГ / ПРОИЗВОДСТВО / ENTREPRENEURSHIP / DEFICIT / TRADE / SERVICE INDUSTRIES / PRODUCTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Андрюхин Евгений Александрович

Рассматриваются факторы зарождения и развития предпринимательства в СССР в 50-80-х гг. ХХ в. Автор разделяет их на две группы: экономические и индивидуально-личностные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Origin and Development of Entrepreneurship in the Soviet Union at the 50-80s of the XX Century

The present article considers the factors favored the appearing and developing entrepreneurship in the Soviet Union in the 50-80s of the ХХ century. The author marks out two groups of key factors: economic and individual.

Текст научной работы на тему «Зарождение и развитие предпринимательства в СССР в 50-80-х гг. Хх в»

ББК 63.3(2)63

Е.А. Андрюхин

Зарождение и развитие предпринимательства в СССР в 50-80-х гг. ХХ в.

E.A. Andryukhin

The Origin and Development of Entrepreneurship in the Soviet Union at the 50-80s of the XX Century

Рассматриваются факторы зарождения и развития предпринимательства в СССР в 50-80-х гг. ХХ в. Автор разделяет их на две группы: экономические и индивидуально - лично стные.

Ключевые слова: предпринимательство, дефицит, торговля, сфера услуг, производство.

The present article considers the factors favored the appearing and developing entrepreneurship in the Soviet Union in the 50-80s of the ХХ century. The author marks out two groups of key factors: economic and individual. Key words: entrepreneurship, deficit, trade, service industries, production.

Одним из перспективных направлений развития российской экономики сегодня видится поддержка среднего и малого бизнеса в сфере услуг и производстве. В этой связи представляет интерес изучение опыта деятельности малых предприятий и предпринимателей советского периода. На протяжении десятилетий существования Советского государства идеологически частный сектор в народном хозяйстве рассматривался как враждебный целям социалистического общества, подлежащий ликвидации, а потому находился под налоговым, административным и уголовным гнетом. Причем само существование предпринимательства в СССР в 50-80-е гг. ХХ в. лишь недавно стало признаваться постсоветской отечественной историографией, хотя зарубежные исследователи отмечали данный факт гораздо раньше.

К предпринимательской мы будем относить производственную, торговую или посредническую деятельность, которая позволяла выражать частнохозяйственную инициативу и извлекать доход. Но, не вдаваясь в юридическую специфику, термин «предпринимательство» и смежные ему понятия мы будем использовать относительно условно. Главное здесь в том, что лица, занимавшиеся предпринимательством, хотели работать активно, творчески, рискованно с целью получения как основного, так и дополнительного дохода. В силу такого подхода мы можем индивидуально-трудовую и частнохозяйственную деятельность отнести к предпринимательской.

В данном случае можно говорить о двух группах предпринимательской деятельности. Это официальное и неофициальное предпринимательство.

Действительно, легальная индивидуально-трудовая деятельность в СССР допускалась. В Конституции

СССР декларировалось, что «... наряду с социалистической системой хозяйства, являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, допускается законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда.» [1, с. 3-23]. Кроме того, официальное предпринимательство в СССР непосредственно регулировалось Правилами регистрации некооперативных кустарей и ремесленников, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР [2, с. 216-218; 3, с. 169-171; 4, с. 153-157]. Говоря о неофициальном предпринимательстве, необходимо отметить, что анализ законодательства и источниковой базы позволяет нам с уверенностью утверждать, что нормативно-правовая база официального предпринимательства не могла позволить легально развивать частнохозяйственную инициативу граждан, что порой и выталкивало предпринимателей в неофициальное поле деятельности. Следует подчеркнуть, что неофициальное предпринимательство было более масштабным явлением в советской хозяйственной жизни. Неофициальные предприниматели преследовались уголовным законодательством, в соответствии с которым наказания за данный вид хозяйственной активности были крайне суровыми, вплоть до смертной казни. И крайне важно, на наш взгляд, определить сущностные факторы, которые способствовали формированию и стимулировали развитие предпринимательства. Поэтому в данной работе мы постараемся определить факторы, которые способствовали зарождению и развитию предпринимательства в СССР в 50-80-х гг. ХХ в.

На наш взгляд, их можно разделить на две группы. К первой следует отнести экономические, а ко второй - индивидуально-личностные.

Говоря о первой группе предпосылок, отметим, что основным фактором зарождения и развития предпринимательства в СССР был дефицит. Под дефицитом применительно к теме нашего исследования мы будем понимать недостаток товаров (товарный дефицит) и дефицит услуг. Сегодня финансисты достаточно просто определяют данное понятие: дефицит - это несоответствие товарного предложения спросу. Но в данном случае дефицит в СССР в исследуемый нами период мы рассмотрим с исторической точки зрения. При этом мы сначала дадим более широкую характеристику товарному дефициту, а затем вычленим основные черты и специфику понятия «дефицит услуг».

В начале 1950-х гг. одной из основных причин товарного дефицита было восстановление послевоенного народного хозяйства. Но одновременно с данным процессом набирал силу дефицит, вызванный иными причинами [5, с. 101-106]. Среди них выделяются:

• недостатки планирования выпуска товаров народного потребления;

• недостаточный объем ввоза в страну импортных товаров;

• неравномерное распределение продукции по отдельным регионам страны;

• нарушение товарно-денежного равновесия;

• недостаточный уровень качества выпускаемой отечественными предприятиями продукции;

• нарушения законодательства в сфере торговли.

Плановая советская экономика в настоящее время

достаточно часто подвергается критике. Особенно остро этот процесс проходил на рубеже 80-90-х гг. ХХ в. В то время для подчеркивания негативных процессов, происходящих в советской экономике, достаточно просто было добавить термин «плановое» ведение хозяйства. Сегодня мы можем утверждать, что план в советской экономике действительно был необходим и играл положительную роль. Но, безусловно, реализация плановых принципов осуществлялась не всегда грамотно и рационально.

Важно подчеркнуть, что недовыполнение планов промышленными и сельскохозяйственными предприятиями происходило по различным причинам. Некоторыми из них были: погоня за «цифрой», т.е. показательные цифры на бумаге не всегда подтверждались фактически; поставленные плановыми органами планки не всегда являлись выполнимыми. Вместе с тем недостатки в работе плановых органов как фактор формирования дефицита и одновременно стимулирующий предпринимательство факт хорошо охарактеризовал С.В. Трофимов в своей работе «Ответственность за занятие запрещенным промыслом», вышедшей в 1968 г. Он отмечал, что «. отсутствие в продаже нужных населению товаров или недостаток этих товаров является условием, способствующим оживлению и распространению количества случаев

занятием запрещенным промыслом. Нередко отсутствующие товары имеются в наличии. Промышленность производит их в достаточном количестве, но из-за недостатков планирования, неоперативности работников торгующих организаций они в продажу своевременно не поступают.» [6, с. 69].

Также, на наш взгляд, одним из серьезных недостатков в планировании народного хозяйства в СССР было полное отрицание и отсутствие как идеологически чуждого советской экономике понятия «маркетинг». Часто говорилось о том, что маркетинг применим только при капитализме в условиях избыточного предложения, а в реальных условиях советской экономики при дефиците многих товаров его изучение и применение представлялось излишним. Но именно советская экономика в изучаемый нами период своего развития нуждалась во внедрении концепции маркетинга. Применимо к регулированию развития народного хозяйства в СССР маркетинг можно определить, как эффективный инструмент перестройки подхода хозяйственных руководителей к управлению, перехода от ориентации на всемерный рост производства к ориентации на максимальное удовлетворение потребностей, «экономизации» народного хозяйства. Именно он, по мнению профессора А. Горячева, мог помочь «.преодолеть крайне негативное и парадоксальное положение, когда наряду с нехваткой многих видов продукции наблюдается крупномасштабное затоваривание, практически на склад работают многие производства; впустую расходуются колоссальные объемы доброкачественного (и к тому же остродефицитного) сырья, труд десятков и даже сотен тысяч людей.» [7, с. 8].

Более полная увязка спроса и предложения в процессе разработки управленческих решений, по мнению А. Горячева, позволила бы ускорить реальную отдачу и результативность производства без привлечения дополнительных ресурсов. Использование лежащих на поверхности резервов могло бы существенно содействовать ускорению социально-экономического развития государства в целом.

Безусловно, маркетинг в социалистической экономике не должен был быть слепой копией всего зарубежного опыта, существовавшей в мире практики. Маркетинг в СССР был приемлем лишь в случае принципиального переосмысления этой концепции, адаптации её к существовавшим в то время в стране условиям. Таким образом, сегодня уже не вызывает сомнения тот факт, что природа социалистического хозяйства всецело позволяла развивать действительно рациональные начала маркетинга, обеспечивать предпосылки для его целенаправленного использования в рамках всего народнохозяйственного комплекса страны в интересах удовлетворения потребностей населения.

Говоря о недостаточном объеме ввоза в страну импортных товаров, мы, с одной стороны, считаем, что увеличение объема ввоза зарубежных товаров народного потребления должно было заполнить тот недостаток товаров, который пока не могла обеспечить советская промышленность. А, с другой стороны, небольшой ассортимент и объем поставок иностранных товаров народного потребления не способствовал широкой конкуренции отечественных товаров с зарубежными в силу монополизма отечественного государственного товаропроизводителя.

Неравномерное распределение продукции по отдельным регионам страны порой доходило до абсурда. Так, регионы, абсолютно не нуждавшиеся в отдельных видах товаров в силу климатических и иных условий, получали их сполна, а некоторые нуждающиеся в данных товарах регионы практически не получали данной продукции.

Эти нарушения вызывали порой тяжелые последствия. Указанный фактор стимулировал предпринимательскую активность граждан, как напрямую, так и косвенно. Рассмотрим эти два пути. Недостаток товаров в конкретном регионе порождал спрос на отсутствующие товары, причем достаточно часто находились предприимчивые люди, которые реагировали на образовании этого вакуума быстрее, чем государственные структуры. Только в первом (прямой путь) случае предприниматели восполняли недостаток путем торговли, а во втором (косвенный путь) - находились не только предприимчивые, но и способные люди, которые производили недостающие товары. Данный фактор порой достаточно сильно расширял географические рамки предпринимательской деятельности. К примеру, гражданка Зуркова, проживающая в городе Таллине, скупала в магазинах в большом количестве китайский трикотин и посылала его в город Херсон. Там ее «коллеги» шили из присланного ею материала женские полупальто и отправляли их своим родственникам, которые непосредственно занимались сбытом произведенной продукции в херсонских селах [6, с. 66-67].

Говоря о нарушении товарно-денежного равновесия, мы отметим тот факт, что цены на товары в СССР были фиксированными, причем гораздо ниже цен равновесия, которые должны были быть включены в систему плановой экономики. И именно потому, что советские розничные цены были фиксированы, то они в большинстве случаев порождали очереди, с одной стороны, и затоваривание товарами, с другой стороны. Одной из проблем товарного рынка в СССР было то, что потребители не могли подействовать на него.

Дефицит также формировался по причине недостаточного уровня качества выпускаемой отечественными предприятиями товаров народного потребления. В данном случае недостаточный уровень качества отдельных товаров стимулировал спрос на более

качественные товары, которые в большинстве своем отсутствовали или имелись в ограниченном количестве [8, с. 23].

Нарушения нормативно-правовой базы в сфере торговли в разной степени присутствовали в стране повсеместно. Они проявлялись в обмане покупателей (обвешивании, обмеривании); нарушении установленных правил получения товаров, имеющихся в ограниченном количестве, например автомобили; сокрытие товаров от покупателей и иные незаконные действия торговых работников. Советы Министров союзных республик неоднократно издавали постановления, направленные на борьбу с противоправными явлениями в советской торговле. В Постановлении Совета Министров Киргизской ССР «О грубых нарушениях в торговле легковыми автомобилями» говорилось о «. наличии грубых нарушений в торговле легковыми автомобилями. Вместо организации продажи легковых автомобилей по предварительным заказам населения Министерство торговли, Киргиз-потребсоюз, Фрунзенский горисполком принимают при реализации практику распределения, которая дискредитирует советскую торговлю и устраняет контроль со стороны общественности и покупателей. В результате создается привилегированное положение в торговле для отдельных личностей. А некоторые из данных лиц используют всякие нелегальные пути и занимаются покупкой и перепродажей автомобилей. В то же время передовики производства и сельского хозяйства, имеющие ходатайства от администрации и профсоюзных организаций с места работы, не могут приобрести автомобиль.» [9, с. 22-24].

Мы выделили лишь наиболее значимые причины, способствующие появлению и развитию товарного дефицита в СССР. Важно подчеркнуть, что все приведенные нами причины в большинстве случаев не встречались отдельно сами по себе, а присутствовали в сочетании друг с другом.

Отметим, что дефицит услуг также создавал благоприятную почву для предпринимательства. Безусловно, дефицит услуг имел свою специфику в сравнении с товарным дефицитом. Среди причин, вызывающих дефицит услуг в СССР, можно назвать:

• недостатки в работе предприятий и организаций сферы обслуживания;

• неравномерное распределение продукции по отдельным регионам страны;

• недостаточное количество предприятий сферы обслуживания;

• товарный дефицит;

• нарушения правил работы предприятий сферы обслуживания населения.

Это всего лишь некоторые причины дефицита в сфере услуг. Но, как мы отметили, одной из причин появления дефицита в сфере услуг являлся товарный дефицит. Подчеркнем, что товарный дефицит не

всегда вызывал дефицит в сфере услуг населению. Причины, порождающие дефицит в сфере обслуживания населения, как следствие, и зарождение предпринимательства в данной сфере назывались еще в отчетах советских государственных и общественных структур. Так, в материалах проверки выполнения Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 10 августа 1962 г. «О дальнейшем улучшении бытового обслуживания населения» говорилось, что «. недостаточное качество работы государственной сферы услуг, а особенно в сельской местности ведет к тому, что трудящиеся вынуждены прибегать к услугам частных лиц...» [10, с. 132-133].

Необходимо охарактеризовать индивидуальноличностные факторы, которые способствовали появлению и развитию предпринимательства в СССР в исследуемый период. Основными среди них были следующие:

• желание предпринимателей получать доходы, превышающие среднестатистические по стране;

• готовность работать активно, творчески, реализовывая те способности и задатки, которые было бы невозможно воплотить в жизнь в рамках обобществленного хозяйства;

• отрицание правовых запретов, направленных на ограничение предпринимательской активности граждан.

Желание предпринимателей получать доходы, превышающие среднестатистические по стране, с одной стороны, можно было бы отнести к группе экономических факторов, но все же мы относим их ко второй группе.

Готовность работать активно, творчески, реализовывая свои способности и задатки, безусловно, присутствовала в целях и мотивах большинства предпринимателей советской эпохи. Мы не ставим перед собой цель «романтизировать» образ предпринимателя в СССР, но несмотря ни на что, эти

люди, подвергая опасности свою жизнь, свободу и личное имущество, занимались предпринимательством. Да, с одной стороны, можно утверждать, что предприниматели, имея корыстный умысел, нарушали закон лишь с целью наживы. Но все же предпринимательская деятельность советских граждан, на наш взгляд, была направлена на удовлетворение потребностей населения в определенной группе товаров и услуг.

По нашему мнению, отрицание правовых запретов, направленных на ограничение предпринимательской активности граждан, было присуще лишь некоторым предпринимателям. В данном случае желание пойти наперекор закону, чтобы заработать, создать свой товар, подчеркивало лишь сильные стороны личности предпринимателей.

Таким образом, предпринимательская активность в СССР в 50-80-х гг. ХХ в. формировалась под воздействием многих факторов. В общем, все они делились на две группы: экономические и индивидуально-личностные (психологические). Представители двух этих групп формировали и создавали предпринимателей в большинстве отраслей народного хозяйства, так или иначе связанных индивидуальными запросами и потребностями населения. Отметим, что факторы, составляющие как первую, так и вторую группу, стимулировали граждан на индивидуально-трудовую активность, органически дополняя друг друга. Желание создавать свой собственный продукт, безусловно, могло и само быть причиной занятия гражданином предпринимательством, но все же такие причины, как дефицит и иные смежные факторы в совокупности, формировали появление и развитие предпринимательства в стране. На наш взгляд, чем сильнее предприниматель формировался под воздействием индивидуально-личностных факторов, тем больше у него было перспектив для развития своего дела, его масштабов и уровня.

Библиографический список

1. Сборник законов СССР. - М., 1959.

2. Государственный архив Курской области. - Ф. Р-3322. - Оп. 28. - Д. 42.

3. О частичном изменении правил регистрации некооперативных кустарей и ремесленников : Постановление Совета Министров СССР от 22 апреля 1958 г. // Собрание Постановлений Правительства СССР. - 1958. - №7.

4. Об утверждении Положения о кустарно-ремесленных промыслах граждан : Постановление Совета Министров СССР от 3 мая 1976 г. // Собрание Постановлений Правительства СССР. - 1976. - №7.

5. Сидоров В.В., Смирнов Г.Г. Товарный дефицит и его криминогенные последствия // Социологические исследования. - 1990. - №7.

6. Трофимов С.В. Ответственность за занятие запрещенным промыслом. - Киев, 1968.

7. Эванс Д. Берман Б. Маркетинг : сокр. пер. с англ. / авт. предисл. и науч. ред. А.А. Горячев. - М., 1990.

8. Эвельсон Е. Судебные процессы по экономическим делам в СССР. - Лондон, 1986.

9. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). - Ф. Р-8131. - Оп. 28. - Д. 4886.

10. ГАРФ. - Ф. Р-9527. - Оп. 1. - Д. 577.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.