Научная статья на тему 'Заработная плата работников образования'

Заработная плата работников образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
387
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Заработная плата работников образования»

7. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

7.1. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по видам экономической деятельности

(рубли, 1995 г. - тысячи рублей)

1995 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Всего 472.4 1051.5 1522.6 2223.4 3240.4 4360.3 5498.5 6739.5 8554.9

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 258.5 504.3 691.9 985.1 1434.6 1876.4 2339.8 3015.4 3646.2

Рыболовство, рыбоводство 775.6 1101.6 2021.9 2845.6 3839.3 5031.3 5444.5 7084.9 10233.5

Добыча полезных ископаемых 1110.3 2193.2 3805.0 5940.2 9099.2 11080.9 13912.4 16841.7 19726.9

Обрабатывающие производства 458.4 1055.5 1579.2 2365.2 3446.6 4439.1 5603.4 6848.9 8420.9

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 825.3 1716.6 2300.3 3156.5 4434.8 5869.4 7235.3 8641.8 10637.3

Строительство 587.7 1322.6 1754.1 2639.8 3859.3 4806.9 6176.7 7304.7 9042.8

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 341.3 841.3 1223.4 1584.5 2294.9 3068.9 3974.2 4906.2 6552.1

Г остиницы и рестораны 302.1 787.7 1154.1 1640.0 2403.6 3039.3 3966.7 4737.3 6033.4

Транспорт и связь 716.4 1483.2 2225.0 3220.2 4304.2 5851.5 7471.3 9319.9 11351.1

Финансовая деятельность 705.3 2057.9 3441.1 5232.2 8885.2 13245.9 15561.2 17383.8 22463.5

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 406.9 1091.6 1590.1 2456.7 3545.6 4677.1 6196.3 7795.4 10236.8

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 536.0 1360.4 1900.5 2712.1 3754.9 5200.4 6913.8 7898.6 10958.5

Образование 308.7 662.6 888.3 1240.2 1833.0 2927.3 3386.6 4203.4 5429.7

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 348.5 713.3 949.5 1333.3 1959.9 3141.3 3662.6 4612.0 5905.6

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 500.5 799.7 1099.5 1548.0 2311.7 3183.1 3920.3 4822.7 6291.0

7.2. Соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников образования и других видов экономической деятельности

Проценты

1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005

В процентах к зароботной плате:

□ в экономике в целом (= 100%)

□ в обрабатывющих производствах (= 100%)

■ в строительстве (= 100%)

Ш в здравоохранении и предоставлении социальных услуг (= 100%)

7.3. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников образования по формам собственности учреждений*

(рубли, до 1998 г. - тысячи рублей)

1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Всего Формы собственности: 309.2 551.5 616.2 660.5 885.1 1234.6 1821.0 2922.1 3383.9 4207.6 5429.7

государственная 342.3 574.9 656.5 709.4 1032.3 1466.3 2197.8 3534.1 4236.7 5371.1 7788.5

муниципальная 297.7 502.8 544.0 603.0 762.5 1068.1 1562.8 2540.0 2769.2 3423.9 4379.6

частная 431.2 761.7 1156.1 826.0 1611.0 2086.3 3277.9 4742.1 6161.6 7554.9 9526.8

общественных организаций 366.8 630.4 839.4 946.3 1324.7 1712.5 2669.9 3250.8 4407.1 5087.5 7448.9

смешанная российская 550.8 814.9 862.7 1168.7 1812.6 2580.9 3918.9 5436.4 7519.8 8802.9 11075.1

иностранная, совместная российская и иностранная 475.3 724.1 1427.4 1171.8 1794.7 2168.5 2981.3 5020.2 6980.4 9188.9 12758.4

* Данные за 1995-2004 гг. разработаны в соответствии со структурой ОКОНХ, за 2005 г. - ОКВЭД.

7.4. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников образования: 1995-2004

(рубли, до 1998 г. - тысячи рублей)

1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004

Дошкольные образовательные учреждения 242.3 425.4 473.0 511.9 657.0 935.1 1363.6 2127.2 2406.1 3011.8

Дневные общеобразовательные учреждения 324.0 587.5 620.3 656.8 834.9 1164.0 1700.3 2780.3 3111.9 3864.2

Вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения 377.9 714.0 785.9 838.3 1023.2 1428.5 2111.3 3479.3 3836.1 4825.3

Интернатные учреждения для детей- 296.3 526.6 561.7 678.5 841.1 1186.8 1744.2 2829.1 3241.9 4068.1

сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Учреждения среднего профессионального образования 358.0 639.2 714.0 781.1 1113.1 1512.8 2203.6 3530.0 4065.1 5047.9

Учреждения высшего профессионального образования 365.1 610.6 810.4 848.3 1287.8 1815.5 2748.4 4284.9 5344.1 6518.9

Образовательные учреждения по 356.0 635.1 730.0 790.2 1145.4 1473.7 2186.0 3420.7 3972.5 4957.9

подготовке и повышению квалификации рабочих и других работников

7.5. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников образования: 2005

Рубли В процентах от среднемесячной заработной платы в образовании

Всего 5429.7 100

Дошкольное и начальное общее образование 4235.2 78.0

Основное общее, среднее (полное) общее, начальное и среднее профессиональное образование 5237.8 96.5

Высшее профессиональное образование 8503.0 156.6

Образование для взрослых и прочие виды образования 6393.6 117.8

7.6. Распределение численности работников по величине начисленной заработной платы в экономике и в образовании: апрель 2006*

Проценты

о о

о о

СО т-

ё ^

о о 00

о

о

00

о

о

<0

сч

о

о

00

о

о

со

о

о

<0

сч

о

о

сч

2

©

о

со

о

о

о

ю

о

о

00

ю

о

о

о

ю

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

о

о

о

00

ю

о

о

о

о

о

о

о

о

о

о

о

о

о

о

о

00

со

о

о

<0

о

о

о

о

о

о

00

со

о

о

сч

о

сч

о

о

о

о

о

о

ю

сч

о

о

сч

о

сч

о

о

о

ю

со

о

о

о

ю

сч

о

о

о

о

ю

о

о

о

ю

со

о

о

о

ю

о

о

о

о

ю

о

о

0 ю ь-ф 3

1 ш о

-Экономика вцелом

-Образование

* По материалам выборочного обследования организаций о распределении численности работников по размерам заработной платы.

7.7. Средняя заработная плата наиболее и наименее оплачиваемых работников по видам экономической деятельности: апрель 2006*

Средняя заработная плата, руб. Соотношение размеров средней заработной платы 10% наиболее и 10% наименее оплачиваемых работников, раз

10% наименее оплачиваемых работников 10% наиболее оплачиваемых работников Апрель 2006 Справочно: апрель 2005

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 643.9 13701.3 21.3 22.2

Добыча полезных ископаемых 3813.4 63220.5 16.6 17.7

Обрабатывающие производства 2309.8 32075.1 13.9 14.9

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 2859.3 32963.0 11.5 11.3

Строительство 2196.1 36600.5 16.7 18.2

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 1323.5 43232.7 32.7 32.2

Г остиницы и рестораны 1630.7 34342.5 21.1 20.0

Транспорт и связь 2212.7 38978.6 17.6 16.9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Финансовая деятельность 3036.7 95282.8 31.4 33.9

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 1695.7 46009.8 27.1 24.8

Научные исследования и разработки 2034.4 36976.2 18.2 17.9

Государственное управление; обязательное социальное обеспечение 2343.6 34565.8 14.7 14.7

Образование 1125.6 18558.7 16.5 15.6

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 1403.1 20840.0 14.9 12.6

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 1041.6 29375.5 28.2 23.9

Деятельность по организации отдыха, развлечений, культуры и спорта 1035.0 29501.5 28.5 23.3

* По материалам выборочного обследования организаций о распределении численности работников по размерам заработной платы.

7.8. Распределение общей суммы начисленной заработной платы и средняя заработная плата по 10-процентным группам работников образования*

Общая сумма начисленной заработной платы, проценты Средняя заработная плата, руб.

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Всего В том числе по 10-процентным группам работников: 100 100 100 100 1125 1573 2709 2930 3873 4991 6000

первая (с наименьшей заработной платой) 2.1 2.0 2.1 1.9 1.9 205 263 572 594 807 962 1162

вторая 3.4 3.4 3.3 3.2 3.1 339 435 932 981 1287 1592 1836

третья 4.6 4.4 4.4 4.2 474 646 1246 1278 1742 2188 2540

четвертая 6.1 5.6 5.7 5.7 5.5 621 848 1644 1652 2210 2824 3299

пятая 7.2 7.1 7.0 7.0 6.9 777 1060 1947 2079 2701 3474 4117

шестая 8.9 8.6 8.7 8.5 8.4 953 1394 2415 2523 3380 4219 5057

седьмая 10.6 10.3 10.3 10.2 10.2 1182 1441 2860 3002 3978 5102 6119

восьмая 12.6 12.5 12.6 12.6 12.5 1440 2182 3417 3668 4884 6296 7509

девятая 16.0 16.1 16.1 16.5 16.4 1850 2573 4334 4718 6239 8257 9840

десятая (с наибольшей заработной платой) 28.5 30.0 29.7 30.0 30.9 3411 4889 7717 8806 11500 14995 18559

* По материалам выборочного обследования организаций о распределении численности работников по размерам заработной платы за апрель соответствующего года.

7.9. Средняя начисленная заработная плата работников образования

по возрасту: октябрь 2005*

(рубли)

Всего Возраст, лет

18-19 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 50-54 55-59 60-64 65 и старше

Все работники 5405 2976 3987 4711 5187 5266 5618 5665 5803 5811 6194 5645

Руководители учреждений и их структурных подразделений 9734 - 6234 7644 8767 9236 9596 9344 10762 9929 11220 10927

Специалисты высшего уровня квалификации в сфере образования 7041 3844 5319 5774 6432 6625 7401 7263 7574 7567 8001 8264

Специалисты среднего уровня квалификации в сфере образования 4965 2928 3729 4331 4802 4897 5098 5313 5301 5420 5966 5279

* По материалам выборочного обследования организаций о заработной плате работников по профессиям (должностям).

7.10. Средняя начисленная заработная плата работников образования по стажу работы: октябрь 2005*

(рубли)

Всего Имеют общий страховой (трудовой) стаж, лет

до 1 года от 1.1 до 5 от 5.1 до 10 от 10.1 до 15 от 15.1 до 20 от 20.1 до 25 от 25.1 до 30 свыше 30

Все работники 5405 3552 4247 4892 5232 5547 5696 5839 5760

Руководители учреждений и их структурных подразделений 9734 6001 7184 8367 8858 9375 10018 10040 10212

Специалисты высшего уровня квалификации в сфере образования 7041 5264 5496 6122 6651 7123 7365 7482 7678

Специалисты среднего уровня квалификации в сфере образования 4965 3019 4013 4662 4792 5045 5282 5313 5385

* По материалам выборочного обследования организаций о заработной плате работников по профессиям (должностям).

7.11. Просроченная задолженность по заработной плате на 1 января 2006 г.

Млн. рублей Просроченная задолженность по заработной плате Численность работников, перед которыми имеется просроченная задолженность по заработной плате, тыс. чел. Число организаций, имеющих задолженность по заработной плате

Всего В том числе

из-за из них из-за

недофинансирования из бюджетов всех уровней феде- раль- ный бюд- жет бюд- жеты субъ- ектов РФ мест- ные бюд- жеты отсутствия собственных средств в процентах к фонду заработной платы организаций, имеющих задолженность

Всего 5755.8 197.9 54.6 16.5 126.9 5557.9 174.5 820.8 7023

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 1778.0 1.1 0.6 0.5 1776.8 212.1 393.3 4122

Рыболовство, рыбоводство 109.7 - - - - 109.7 174.3 6.5 42

Добыча полезных ископаемых 144.1 — - - - 144.1 84.1 15.1 48

Обрабатывающие производства 1955.3 40.1 38.3 0.1 1.7 1915.2 193.4 206.8 727

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 520.6 31.3 0.1 3.1 28.1 489.3 154.4 58.4 521

Строительство 345.7 8.7 0.9 1.5 6.3 337.0 194.5 31.8 296

Транспорт 316.6 12.1 1.7 2.0 1.9 304.6 142.0 28.3 263

Управление недвижимым имуществом 259.3 38.9 2.0 1.9 35.0 220.5 159.3 36.9 383

Научные исследования и разработки 189.9 5.7 5.7 184.2 151.3 13.7 66

Образование 33.7 27.1 3.2 0.9 22.9 6.7 50.1 8.7 173

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 30.3 15.5 1.4 4.8 9.3 14.8 50.5 8.1 135

Удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность 66.7 12.9 12.9 53.8 123.5 10.8 107

Деятельность в области культуры 5.9 4.6 0.6 - 4.0 1.3 77.5 2.4 140

* Без субъектов малого предпринимательства.

7.12. Просроченная задолженность по заработной плате в образовании

на 1 января 2006 г.*

Млн. рублей Просроченная задолженность по заработной Численность работников, перед которыми имеется просроченная задолженность по заработной плате, тыс. чел. Число учреждений, имеющих задолженность по заработной плате

Всего В том числе

из-за из них из-за

недофинансирования из бюджетов всех уровней феде- раль- ный бюд- жет бюд- жеты субъ- ектов РФ мест- ные бюд- жеты отсутствия собственных средств в процентах к фонду заработной платы организаций, имеющих задолженность

Всего 33.7 27.1 3.2 0.9 22.9 6.7 50.1 8.7 173

Дошкольное и начальное общее образование 8.9 8.6 0.1 0.1 8.4 0.3 71.1 2.9 82

Основное общее, среднее(полное) общее, начальное и среднее профессиональное образование 20.4 16.7 1.3 0.9 14.5 3.7 39.4 5.3 71

Высшее профессиональное образование 1.6 0.1 0.1 1.5 109.5 0.2 2

Образование для взрослых и прочие виды образования 2.9 1.7 1.7 1.2 176.3 0.4 18

* Без субъектов малого предпринимательства.

7.13. Структура просроченной задолженности по заработной плате в экономике и в образовании на 1 января 2006 г.*

(проценты)

Экономика в целом Образование

Просроченная задолженность:

□ из-за отсутствия собственных средств из-за недофинансирования из средств:

□ федерального бюджета

■ бюджетов субъектов РФ

□ местных бюджетов

* Без субъектов малого предпринимательства.

Просроченная задолженность:

□ из-за отсутствия собственных средств из-за недофинансирования из средств:

□ федерального бюджета

■ бюджетов субъектов РФ

□ местных бюджетов

7.14. Структура просроченной задолженности по заработной плате по периодам ее возникновения в экономике и в образовании

на 1 января 2006 г.*

(проценты)

Экономика в целом

Образование

□ 2005 П2004 12003 и ранее

* Без субъектов малого предпринимательства.

□ 2005 02004 12003 и ранее

7.15. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников образования по субъектам Российской Федерации*

(рубли, 1995 г. - тысячи рублей)

1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 Справочно: 2005 г. в процентах к зарплате в экономике региона

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Российская Федерация 309.2 1234.6 1821.0 2922.1 3383.9 4207.6 5429.7 63.5

Центральный федеральный округ 275.8 1223.7 1927.1 3025.9 3757.5 4747.9 6258.6 65.0

Белгородская область 237.5 903.9 1265.4 2107.0 2410.8 2962.6 3870.2 57.1

Брянская область 214.4 742.2 1140.3 1994.2 2272.0 2883.6 3542.8 67.7

Владимирская область 232.0 884.9 1323.1 2258.3 2617.9 3349.2 4305.4 71.0

Воронежская область 214.4 856.3 1230.7 2077.8 2383.9 2960.5 3748.8 69.7

Ивановская область 224.5 779.1 1133.1 1966.2 2212.0 2861.4 3707.4 72.1

Калужская область 244.0 954.5 1522.1 2495.4 2873.0 3942.3 5140.0 72.7

Костромская область 235.1 872.5 1333.0 2216.9 2443.8 3074.4 3938.9 65.9

Курская область 232.0 857.5 1221.8 2123.2 2389.8 3054.8 3801.6 69.4

Липецкая область 261.6 998.6 1354.6 1988.7 2491.4 3103.1 4276.9 61.7

Московская область 267.2 1233.5 2204.6 3270.8 4672.7 5497.8 7692.7 80.5

Орловская область 220.2 960.4 1537.0 2284.3 2601.3 3163.1 3994.7 73.6

Рязанская область 214.0 791.6 1208.5 2052.7 2428.0 2899.9 3790.9 61.6

Смоленская область 236.1 864.9 1287.5 2212.5 2530.9 3093.9 3898.8 63.0

Тамбовская область 226.0 803.9 1205.0 2173.1 2408.5 3004.8 3675.7 73.4

Тверская область 222.8 870.2 1296.2 2130.4 2525.3 3324.5 4046.6 62.4

Тульская область 241.1 926.5 1424.9 2394.0 2769.3 3462.3 4267.3 66.5

Ярославская область 275.0 1038.5 1513.4 2489.2 3121.4 3895.2 4593.0 62.4

г. Москва 388.5 2003.8 3167.8 4842.3 5988.6 7799.3 10566.4 73.3

Северо-Западный федеральный округ 340.1 1428.7 2127.1 3325.5 3924.3 5021.3 6628.7 69.9

Республика Карелия 377.6 1351.7 1962.3 3374.2 3655.8 4526.4 5758.0 66.0

Республика Коми 466.6 1526.8 2416.6 3962.4 4242.6 5054.2 6311.3 54.4

Архангельская область 400.9 1440.3 2205.5 3363.4 3741.8 4770.1 5978.4 60.5

В том числе Ненецкий 503.7 2477.6 4447.3 6738.9 7557.3 9740.0 11534.5 50.1

автономный округ Вологодская область 330.9 1509.3 2025.2 2892.0 3352.5 4076.3 5431.0 61.5

Калининградская область 262.5 1148.0 1787.4 2803.7 3248.8 3999.1 5008.9 73.9

Ленинградская область 248.6 1142.8 1945.7 2784.4 3394.6 4405.1 6486.2 75.5

Мурманская область 539.9 1901.8 2829.5 4740.8 5295.2 6510.0 7969.9 63.7

Новгородская область 253.3 964.7 1397.2 2401.5 2732.8 3425.0 4374.4 63.0

Псковская область 240.7 858.5 1250.3 2161.0 2515.0 3176.1 4137.6 72.2

г. Санкт-Петербург 299.8 1571.9 2285.2 3519.4 4458.3 5972.8 7953.8 78.5

Южный федеральный округ 226.0 868.2 1253.5 2134.6 2412.7 2991.1 3757.3 64.8

Республика Адыгея 228.7 782.6 1154.0 2057.4 2363.6 2960.9 3660.5 71.5

Республика Дагестан 211.8 777.6 922.4 1756.7 1882.6 2396.6 2931.3 80.1

Республика Ингушетия 219.7 754.6 1331.0 1909.0 2647.1 3049.1 3616.2 66.4

Кабардино-Балкарская Республика 230.4 853.4 1206.4 2097.5 2338.5 2752.5 3683.4 79.2

Республика Калмыкия 230.5 867.1 1252.7 2221.4 2457.8 3072.3 3812.0 84.8

Карачаево-Черкесская Республика 189.4 763.3 1092.3 1959.8 2111.7 2529.0 3175.7 67.4

* Данные за 1995 и 2000-2004 гг. разработаны в соответствии со структурой ОКОНХ, за 2005 г. - ОКВЭД.

(продолжение)

1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 Справочно: 2005 г. в процентах к зарплате в экономике региона

Республика Северная Осетия - Алания 184.2 720.4 1126.2 2147.3 2303.9 2793.1 3482.1 73.7

Чеченская Республика 2550.9

Краснодарский край 231.1 928.8 1415.5 2358.4 2664.0 3299.4 4154.4 64.3

Ставропольский край 226.8 884.2 1282.0 2135.3 2425.2 3020.0 3872.0 71.5

Астраханская область 241.1 1052.3 1505.7 2506.9 2728.2 3326.4 4250.3 61.7

Волгоградская область 263.7 938.2 1339.3 2105.2 2385.9 2999.3 3802.9 61.7

Ростовская область 212.9 814.9 1216.6 2099.2 2459.3 3106.3 3833.6 64.5

Приволжский федеральный округ 266.3 1010.3 1452.7 2306.2 2606.9 3212.4 4076.3 63.0

Республика Башкортостан 272.1 1143.9 1520.4 2410.5 2694.2 3248.2 4018.7 60.8

Республика Марий Эл 213.7 771.4 1153.5 2018.7 2331.3 2867.3 3639.6 73.7

Республика Мордовия 216.8 733.1 1060.6 1868.3 2123.6 2635.3 3314.9 65.5

Республика Татарстан 303.8 1099.7 1546.0 2422.1 2663.3 3267.2 4473.7 63.3

Удмуртская Республика 253.9 1018.1 1536.9 2603.9 2923.7 3539.5 4419.9 69.4

Чувашская Республика 201.6 723.8 1052.8 1809.5 2077.6 2573.6 3345.8 66.0

Пермский край 296.0 1274.2 1881.7 2562.6 2931.4 3679.9 4660.9 60.1

Кировская область 242.8 886.4 1375.4 2380.1 2517.3 3102.8 3933.6 69.1

Нижегородская область 272.8 1048.4 1503.6 2318.1 2570.3 3285.7 4283.6 65.6

Оренбургская область 265.4 938.6 1442.8 2151.1 2379.5 2961.2 3605.0 58.5

Пензенская область 223.5 783.8 1133.2 2040.2 2756.8 2870.2 3563.2 68.4

Самарская область 330.2 1129.3 1623.1 2637.1 3055.4 3944.0 4894.6 63.0

Саратовская область 215.9 791.9 1128.8 1940.1 2193.0 2719.1 3444.6 63.3

Ульяновская область 227.6 828.1 1248.5 1995.0 2256.3 2794.4 3511.0 65.7

Уральский федеральный округ 398.3 1808.4 2572.8 3803.2 4324.2 5231.2 6788.4 58.1

Курганская область 247.0 877.5 1312.7 2253.0 2484.9 3116.9 3914.0 68.8

Свердловская область 321.9 1306.7 1906.1 3099.5 3580.5 4425.2 5570.7 64.2

Тюменская область 650.4 3276.3 4537.7 6127.9 6853.5 8130.2 10887.0 54.9

В том числе:

Ханты-Мансийский автономный 911.4 5031.1 7057.4 8703.2 9270.3 10662.7 14095.6 61.7

округ - Югра

Ямало-Ненецкий автономный округ 801.8 3042.4 4098.9 6508.5 7577.1 9346.9 11372.2 41.3

Челябинская область 303.7 1156.2 1626.8 2591.9 3047.9 3761.6 4738.2 63.5

Сибирский федеральный округ 348.2 1249.9 1821.3 3102.9 3461.7 4217.1 5390.2 66.5

Республика Алтай 321.1 1001.1 1514.2 2808.4 3082.6 3721.7 4715.0 82.2

Республика Бурятия 289.3 1044.7 1648.5 2827.9 3114.1 3891.5 4771.7 62.4

Республика Тыва 299.1 1108.1 1813.4 3119.3 3363.6 4208.6 5120.5 75.1

Республика Хакасия 348.4 1179.0 1605.3 2914.5 3166.1 3855.3 4906.7 63.1

Алтайский край 265.3 968.0 1350.1 2330.1 2611.7 3243.4 3996.8 81.3

Красноярский край 449.3 1675.4 2501.1 3985.7 4310.5 5159.4 6498.7 61.9

В том числе:

Таймырский (Долгано-Ненецкий) 843.3 3042.1 4088.2 6495.8 7119.9 8586.9 15108.5 74.3

автономный округ

Эвенкийский автономный округ 570.1 2226.4 2860.2 5521.9 5756.1 7301.3 10336.4 73.4

(окончание)

1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 Справочно: 2005 г. в процентах к зарплате в экономике региона

Иркутская область 462.8 1361.4 1928.1 3571.0 3930.7 4627.6 6078.1 66.6

В том числе Усть-Ордынский 295.4 1002.6 1405.8 2604.7 2787.1 3357.2 4132.0 93.6

Бурятский автономный округ

Кемеровская область 370.1 1297.0 1788.7 2993.2 3303.5 4139.6 5293.1 61.2

Новосибирская область 278.4 1182.8 1728.0 2906.1 3422.7 4236.1 5532.1 76.2

Омская область 274.9 952.0 1408.5 2440.6 2809.8 3389.0 4538.0 63.7

Томская область 340.3 1488.9 2226.8 3678.9 4340.0 5257.0 6633.9 69.0

Читинская область 311.4 1121.6 1676.0 2919.0 3259.4 4039.8 5149.9 63.2

В том числе Агинский Бурятский 321.8 1061.5 1666.9 2849.0 3099.7 3825.2 4804.6 92.0

автономный округ

Дальневосточный федеральный округ 513.4 1776.6 2504.3 4299.2 4807.7 5891.0 7268.5 63.2

Республика Саха (Якутия) 702.6 2288.6 3184.7 5439.3 5776.0 6850.9 7812.3 58.1

Приморский край 394.7 1503.3 2120.6 3515.7 3998.6 4931.9 6098.0 68.3

Хабаровский край 453.2 1629.1 2360.8 4222.4 4771.6 5966.1 7646.2 67.5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Амурская область 422.1 1226.2 1785.1 3153.2 3554.6 4308.8 5779.6 61.5

Камчатская область 690.8 2471.7 3420.4 5969.4 6719.7 8434.3 10294.2 66.5

В том числе Корякский 814.2 2600.6 3840.7 5686.5 6453.3 9019.2 10363.8 58.6

автономный округ

Магаданская область 743.3 2291.4 3219.8 5131.7 6204.3 7408.1 9675.0 65.9

Сахалинская область 520.8 1866.1 2630.6 4351.0 4990.8 6325.7 7876.7 51.7

Еврейская автономная область 350.7 1126.7 1720.0 2999.3 3475.5 4283.9 5438.1 66.4

Чукотский автономный округ 861.6 2852.3 3778.9 7419.0 9516.3 11458.6 14604.0 62.6

Методологические комментарии

Валовой внутренний продукт (ВВП) - один из важнейших показателей Системы национальных счетов, характеризующий конечный результат производственной деятельности экономических единиц-резидентов. Он отражает стоимость конечных товаров и услуг, произведенных этими единицами в течение отчетного периода в ценах конечного покупателя. Валовой внутренний продукт при расчете производственным методом представляет собой сумму валовой добавленной стоимости всех отраслей (или секторов) плюс чистые налоги на продукты (налоги на продукты за вычетом субсидий на продукты).

Валовая добавленная стоимость исчисляется на уровне отраслей как разность между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением.

Выпуск товаров и услуг представляет собой суммарную стоимость товаров и услуг, являющихся результатом производственной деятельности единиц-резидентов национальной экономики в отчетном периоде.

В Системе национальных счетов различают два типа выпуска (производства): рыночный и нерыночный. Рыночные услуги включают все услуги, реализуемые на рынке по экономически значимым ценам. Услуги, финансируемые полностью или в значительной степени за счет государственного бюджета, внебюджетных фондов, средств предприятий и организаций, некоммерческих организаций, относятся к нерыночным услугам.

Промежуточное потребление состоит из стоимости товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в процессе производства в отчетном периоде.

В Системе национальных счетов используется группировка экономических единиц по институциональным секторам. Сектор представляет собой совокупность институциональных единиц (т.е. хозяйствующих субъектов, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами), однородных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования. Выделяются следующие секторы национальной экономики: нефинансовые корпорации; финансовые корпорации; государственное управление; некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства; домашние хозяйства.

Выпуск вида деятельности «Образование»

охватывает:

- рыночные услуги коммерческих предприятий и частных лиц (например, частных преподавателей);

- услуги учреждений, финансируемых из государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов;

- услуги некоммерческих организаций.

Коммерческие (в том числе малые) предприятия относятся к сектору «Нефинансовые корпорации»; учреждения, финансируемые за счет средств госбюджета и государственных внебюджетных фондов, принадлежат к сектору «Государственное управление»; некоммерческие организации, а также самостоятельные подразделения коммерческих предприятий, оказывающие услуги своим работникам, - к сектору «Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства»; индивидуальные предприниматели без образования юридического лица - к сектору «Домашние хозяйства».

Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Консолидированный бюджет Российской Федерации образуют федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации (без учета межбюд-жетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов).

Государственный внебюджетный фонд -форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Российской Федерации.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый

год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации образуют бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами).

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Расходы бюджета Российской Федерации на образование - финансирование дошкольного, общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации и прочие расходы в области образования. Расходы бюджета Российской Федерации на образование за 2005 г. приведены в структуре новой функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации (приказ Минфина России от 27.08.2004 № 72н), которая по сравнению с предыдущими годами дополнена следующими подразделами: молодежная политика и оздоровление детей (расходы по организации оздоровительной кампании детей и подростков и молодежной политике), прикладные научные исследования в области образования (расходы на руководство и управление государственными учреждениями, осуществляющими прикладные исследования и экспериментальные разработки, относящиеся к образованию, а также предоставление грантов и субсидий для поддержки указанных разработок, выделяемых научно-исследовательским институтам, академиям, университетам), другие вопросы в области образования (расходы на руководство и управление в сфере образования, разработку и осуществление общей политики, планов, программ и бюджетов в области образования, управление ими и др.). Расходы, связанные с организацией мероприятий на проведение летней оздоровительной кампании, ранее (до 2005 г.) финансировались по разделу «Социальная политика»; расходы, связанные с проведением прикладных научных исследований в области образования, ранее устанавливались по разделу «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу»; ассигнования на осуществление руководства и управления в сфере образования ранее включались в раздел «Государственное управление и местное самоуправление», на обучение студентов за рубежом - в раздел «Международная деятельность».

Темпы роста (снижения) расходов на образование из средств консолидированного бюджета Российской Федерации в сопоставимых ценах показывают изменение объемов этих расходов в текущем периоде по сравнению с базисным в неизменных ценах. Для расчета расходов на образование из средств консолидированного бюджета Российской Федерации в сопоставимых ценах применен дефлятор элементов использования валового внутреннего продукта.

Расходы на образование из средств консолидированного бюджета Российской Федерации в расчете на одного учащегося (студента) по уровням образования определяются как отношение расходов на соответствующий уровень образования из средств консолидированного бюджета Российской Федерации к численности учащихся (студентов), обучающихся на бюджетной основе на этом уровне образования.

Инвестиции в основной капитал - совокупность затрат, направленных на создание и воспроизводство основных средств (новое строительство, расширение, а также реконструкция и модернизация объектов, которые приводят к увеличению первоначальной стоимости объектов и относятся на добавочный капитал организации; приобретение машин, оборудования, транспортных средств и т.д.). Начиная с 2001 г инвестиции в основной капитал учитываются без налога на добавленную стоимость.

Объем платных услуг, оказанных населению в системе образования, измеряется суммой денежных средств, полученных от населения за обучение и содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях; предоставление платных образовательных услуг в системе общего и профессионального образования; обучение на различных курсах и в кружках; предоставление услуг по репетиторству. При этом оплата может производиться как самим потребителем, так и организацией, в которой работает данный потребитель, полностью или частично оплачивающей расходы по потреблению им услуги. Соответствующая информация формируется на основании данных форм федерального государственного статистического наблюдения и оценки скрытой и неформальной деятельности на рынке образовательных услуг по утвержденной методике.

Темпы роста (снижения) объема платных услуг населению системы образования в сопоставимых ценах показывают изменение объемов этих услуг в текущем периоде по сравнению с базисным при исключении влияния динамики цен.

Информация о целях сбережений подготовлена по материалам обследования потребительских ожиданий населения, проводимого органами государственной статистики с IV квартала 1998 г Сбор первичной информации осуществляется методом формализованного персонального интервью по месту жительства респондентов. Опрос проводится во втором месяце каждого квартала в 88 субъектах Российской Федерации. Применяемая стратифицированная многоступенчатая выборка репрезентативна населению России в возрасте 16 лет и старше по основным социально-демографическим признакам. Общий объем выборки составляет 5000 респондентов.

Обследование бюджетов домашних хозяйств проводится органами государственной статистики во всех субъектах Российской Федерации по выборочному методу, охватывает 49.2 тыс. домашних хозяйств и строится на принципе их добровольного участия. Программа обследования основывается на ведении в домохозяйстве дневниковых записей о текущих расходах и опросе (интервьюировании) членов домохозяйства по окончании учетного периода обследования, охватывающего квартал.

С 2001 г сбор и обработка статистической информации, характеризующей уровень и структуру потребительских расходов населения, при проведении бюджетного обследования производится с использованием Классификатора индивидуального потребления по целям (КИПЦ-ДХ). Классификатор разработан Росстатом на основе Международной статистической классификации индивидуального потребления по целям -Classification of Individual Consumption by Purpose (COICOP), которая является одной из функциональных классификаций СНС и служит средством стандартного группирования затрат домашних хозяйств на личное потребление.

Домашнее хозяйство (домохозяйство) представляет собой совокупность лиц, проживающих в одном жилом помещении или его части, как связанных, так и не связанных отношениями родства, совместно обеспечивающих себя всем необходимым для жизни, полностью или частично объединяя и расходуя свои средства. Домохозяйство может состоять из одного человека, проживающего самостоятельно.

Потребительские расходы домашних хозяйств являются частью денежных расходов, которые направляются на приобретение потребительских товаров и услуг. Потребительские расходы состоят из расходов на покупку продуктов питания (включая расходы на питание вне дома), алкогольных

напитков, непродовольственных товаров и расходов на оплату услуг. В их составе не учитываются расходы на покупку произведений искусства, антиквариата и ювелирных изделий, приобретаемых в качестве капиталовложений, оплату материалов и работ по строительству и капитальному ремонту жилых или подсобных помещений, являющиеся инвестициями в основной капитал.

Расходы домашних хозяйств на оплату услуг образования включают расходы: на дошкольное и начальное образование (плата за обучение в начальных школах, подготовительных группах детских садов и школ и т. п.); среднее общее образование (плата за обучение в средних школах, гимназиях, лицеях и других средних учебных заведениях, в том числе плата за услуги уборщиц, посещение группы продленного дня (без питания), охрану и т. п.), включая внешкольное среднее образование для молодежи и взрослых; среднее профессиональное образование (плата за обучение в техникумах и других учреждениях среднего профессионального образования); высшее образование (плата за обучение в университетах, академиях, институтах и других высших учебных заведениях), а также расходы на образование, не определенные по уровню (плата за получение образовательных услуг в области профессионально-технического обучения, не требующего предшествующего специального образования, а также на других направлениях обучения: компьютерные курсы, курсы иностранного языка, бухгалтерского учета и т. п.).

Платные дополнительные образовательные услуги - образовательные услуги, оказываемые сверх основной образовательной программы, гарантированной Государственным образовательным стандартом. Платные дополнительные образовательные услуги осуществляются за счет внебюджетных средств (средств сторонних организаций или частных лиц, в том числе родителей, на условиях добровольного волеизъявления) и не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из бюджета. К платным дополнительным образовательным услугам относятся: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия углубленным изучением предметов и другие услуги.

Средние цены по Российской Федерации определяются как среднеарифметические взвешенные величины из уровней цен отдельных регионов.

Индекс потребительских цен (тарифов) на платные услуги населению измеряет отношение стоимости фиксированного набора услуг в ценах

текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода и характеризует изменение во времени общего уровня цен и тарифов на услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Наблюдение за изменением цен (тарифов) проводится на территории всех субъектов Российской Федерации. Ценовая информация собирается в столицах республик, центрах краев, областей, автономной области, автономных округов, городах федерального значения и выборочно в районных центрах, отобранных с учетом их представительности в отражении социально-экономического и географического положения регионов и степени насыщенности потребительского рынка товарами и услугами.

Информация о затратах на рабочую силу подготовлена по материалам выборочных обследований организаций, проводимых органами государственной статистики. Сведения о затратах на рабочую силу за 2002 г. представили около 28 тысяч организаций производственных отраслей (кроме сельского и лесного хозяйства), жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания населения, страхования, пенсионного обеспечения, финансовокредитных организаций. Сведения, полученные от организаций на выборочной основе, распространялись на генеральную совокупность организаций обследованных отраслей.

Затраты организаций на рабочую силу - сумма вознаграждений в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время, расходы организаций, связанные, в частности, с обеспечением работников жильем, профессиональным обучением, культурно-бытовым обслуживанием, социальной защитой, включая расходы на пенсионное, медицинское и другие виды страхования, командировочные расходы, а также налоги и сборы, определяемые использованием наемной рабочей силы.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за год исчисляется делением фонда начисленной заработной платы работников на среднесписочную численность работников и на 12.

Выборочное обследование распределения численности работников по размерам начисленной заработной платы проводится органами государственной статистики в организациях всех видов экономической деятельности и всех форм собственности без субъектов малого предпринимательства. Обследованию подлежат постоянные, временные и сезонные работники, состоящие в списках организаций, за исключением принятых и выбывших, отсутствующих по болезни или ухо-

ду за больными, находящихся в отпусках по беременности и родам, дополнительных отпусках по уходу за ребенком, находящихся в отпусках без сохранения заработной платы. В обследование включались работники, которым была начислена заработная плата за апрель, отработавшие полное, а также неполное рабочее время в соответствии с трудовым договором, а также переведенные по письменному заявлению работника или по инициативе администрации на работу с неполным рабочим временем.

В заработную плату работников, подлежащих обследованию, включались суммы, начисленные только за дни апреля, в денежной и неденежной формах из всех источников финансирования, независимо от того, выплачены они фактически или нет. Если работник совмещал две должности (профессии) в одной организации, то в его заработок включалась общая сумма, начисленная по основной и совмещаемой должности (профессии). При ежеквартальных выплатах (в частности премий) в заработную плату включалась одна треть квартальной суммы, начисленной по результатам работы за I квартал. Не включались единовременные премии и поощрения, носящие разовый характер.

Выборочное обследование организаций о заработной плате работников по профессиям (должностям) проведено органами государственной статистики за октябрь 2005 г. По профессиям и должностям обследованию подлежали работники списочного состава, отработавшие на полной ставке (должностном окладе) все рабочие дни октября. В заработную плату работников не включались следующие выплаты: вознаграждения по итогам работы за год, за выслугу лет, выплачиваемые раз в году, единовременные премии и поощрения, включая стоимость подарков, материальная помощь к отпуску, а также другие выплаты, носящие разовый характер. При ежеквартальных выплатах (в частности, премий) в заработную плату включалась одна треть квартальной суммы, начисленной по результатам работы за квартал.

Группировка работников по профессиональным группам осуществлена на основании Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ).

Просроченной задолженностью по заработной плате считаются фактически начисленные работникам суммы заработной платы, но не выплаченные в срок, установленный коллективным договором или договором на расчетно-кассовое обслуживание, заключенным с банком (расчетнокассовым центром). Число дней задержки зарплаты исчисляется, начиная со следующего дня после истечения этого срока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.