Научная статья на тему 'Современное состояние и перспективы развития государственной политики в сфере оплаты труда'

Современное состояние и перспективы развития государственной политики в сфере оплаты труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
343
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
минимальный размер оплаты труда / заработная плата / прожиточный минимум / рынок труда / социальная политика. / minimal wage / salary / subsistence minimum / labor market / social policy.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и перспективы развития государственной политики в сфере оплаты труда»

Ильина Е.А?

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОПЛАТЫ ТРУДА2

Ключевые слова: минимальный размер оплаты труда, заработная плата, прожиточный минимум, рынок труда, социальная политика.

Keywords: minimal wage, salary, subsistence minimum, labor market, social policy.

В последние годы вырос интерес к теоретическим и методологическим вопросам развития и трансформации трудовых отношений. Наибольшее освещение получили вопросы трансформации трудовых отношений как фактора производства, рынка труда, социального партнерства как инструмента гармонизации отношений труда и капитала, социальных гарантий.

Несмотря на непростую финансово-экономическую ситуацию в 2016 году, проводимые правительством мероприятия позволили сохранить положительные тенденции в социально-демографической ситуации, занятости населения, повысить размеры оплаты труда ключевых категорий работников учреждений здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания и науки.

По ряду направлений социально-экономического развития страны удалось обеспечить положительные результаты, создана нормативно-правовая база для последующих, более активных действий по повышению качества жизни граждан. Однако, снижение основных показателей развития экономики и инвестиционной активности из-за падения цен на энергоносители и экономических санкций, введенных в отношении России, привело к падению уверенности бизнес-сообщества, ослаблению рубля и росту инфляции. Последнее обстоятельство повлекло за собой снижение реальных денежных доходов населения.

В 2016 году были приняты решения, позволившие увеличить минимальный размер оплаты труда (далее -МРОТ) на 25,7%. Федеральным законом от 2 июня 2016 г. № 164-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 июля 2016 г. МРОТ повышен на 21% и установлен в размере 7500 рублей в месяц. Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. № 460-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» предусматривает увеличение с 1 июля 2017 г. МРОТ на 4% до 7800 рублей, что составляет около 70% от величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (рис. 1) [1,2,3]-_

8500 8000 7500 7000 6500 6000 5500 5000 4500 4000

7800

7500 ^

____ 6204/

-)Уео 5554 —--- 5205

ЛЙ11 4611

4330 4330 % ^

4- »-----

ч\

о

у

ь

гч\

У

л\

л4

л

V&

(V*

У

vS

Рисунок 1.

Динамика изменения величины МРОТ в РФ за 2009-2017 гг., руб. [13]

1 Ильина Екатерина Анатольевна - к.э.н., доцент, Чувашский государственный педагогический университет. E-mail: kaviya [email protected]

2 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта № 17-12-21009

«Выявление новых подходов институционального обеспечения экономической безопасности региона с учетом динамики внешней

среды».

Повышение МРОТ будет способствовать снижению численности низкооплачиваемых работников, заработная плата которых за полностью отработанную норму рабочего времени ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, усилению мотивации труда, росту его производительности.

В 2016 году осуществлялись меры по повышению заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, определенных Указами Президента Российской Федерации. Начиная с 2016 года, реализуется III этап (2016-2018 годы) Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р, включающий:

- обеспечение мониторинга и методического обеспечения работы субъектов Российской Федерации по обеспечению доступности объектов социальной инфраструктуры для населения;

- продолжение работы по оптимизации структуры заработной платы в части увеличения доли условно-постоянной части с учетом Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений;

- продолжение работы по внедрению «эффективного контракта» на уровне государственных (муниципальных) учреждений, а также по разработке и внедрению профессиональных стандартов;

- обеспечение мониторинга оценки достижения целевых показателей, установленных отраслевыми «дорожными картами», а также неснижения номинального уровня и своевременности выплаты заработной платы работникам бюджетных учреждений;

- обеспечение в 2018 году достижения целевых значений соотношения средней заработной платы работников, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указами Президента Российской Федерации, к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) [10].

Обзор среднемесячной заработной платы в странах СНГ и других странах мира в 2016 году показывает, что в России уровень средней заработной платы, составляющий 450 долл. США, ниже таких стран как Грузия, Румыния, Турция, Словакия, Чили, Эстония, Греция, Польша, но выше, чем в Казахстане, Беларуси, Азербайджане, Украине и т.д. Самый высокий уровень заработной платы наблюдается в таких странах как Норвегия (4650 долл. США), США (4460 долл. США). Германия (4150 долл. США). Япония (4100 долл. США). Южная Корея (2560 долл. США) (рис. 2).

Таджикистан ш 120 Киргизия ™ 170 Украина ™ 200 Азербайджан 310

Беларусь 350

Казахстан 370

Россия 450

Грузия 470

Румыния 660

Турция 920

Словакия к— 1050

Чили 1220

Эстония 1240

Греция ^ш 1320 Польша 1440

Южная Корея 2560

Япония ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ " ""и 4100

Германия 4150

США 4460

Норвегия 465(1

Рисунок 2.

Обзор среднемесячной заработной платы в странах СНГ и других странах мира в 2016 году,

долл. США [13]

Среднемесячная заработная плата в России в 2016 году составила 36,2 тыс. руб. Ниже данного уровня заработная плата опустилась в таких федеральных округах как Южный, Северокавказский, Приволжский и Сибирский федеральный округ. Самый высокий уровень среднемесячной заработной платы согласно данным Росстата составил 43,78 тыс. руб. в Центральном федеральном округе (табл. 1).

Таблица 1

Среднемесячная заработная плата по федеральным округам России в 2016 году [13]

Федеральные округа Российской Федерации Среднемесячная заработная плата, тыс. рублей

Российская Федерация 36,20

Центральный федеральный округ 43,78

Северо-Западный федеральный округ 39,16

Южный федеральный округ 25,08

Северокавказский федеральный округ 20,46

Приволжский федеральный округ 25,08

Уральский федеральный округ 39,16

Сибирский федеральный округ 30,03

Дальневосточный федеральный округ 39,16

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций в целом по экономике Российской Федерации ежегодно увеличивается (рис. 3).

В 2016 году она составила 36746 руб., что на 8% выше уровня 2015 года. Построив полиномиальную линию тренда 3-й степени, получили уравнение с величиной достоверности Я2= 0,9984, что позволяет с высокой точностью прогнозировать уровень среднемесячной заработной платы на ближайшие 2 года.

В 2016 году среднемесячная номинальная заработная плата в образовании выросла на 4,3% (составила 28 094 рубля или 76,5% к средней заработной плате по России), в культуре и искусстве - на 5,7% (составила 31 079 рублей или 84,6% к средней заработной плате по России), здравоохранении - на 6,2% (составила 30 992 рубля или 84,3% к средней заработной плате по России), предоставлении социальных услуг - на 4,3% (составила 23 955 рублей или 65,2% к средней заработной плате по России), в сфере научных исследований и разработок на 9,6% (составила 64 054 рубля или 174.3% к средней заработной плате по России)._

45000 40000 35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000 0

у- 6,8135х3 + 41101Х - 8Е+07х + 6Е+1С

К2 - 0,9 984 34( 32495 , Г92 36746.. 130,..»"'"

29' Г

233 26629..1 69-*'

20952.-* Л8638.,*" *

1з; 17290 1 .*• ¡93 ..*'"

Ю634..' 8555.

,п436054 40 Л 99

2223 •.....1 ......

1999

2001

2003

2005

2007

2009

2011

2013

2015

2017

Рисунок 3.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций в целом по экономике Российской Федерации в 2000-2016гг., руб. [13]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По оценке Росстата, в 2016 году достигнуты целевые показатели соотношения заработной платы по педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений к средней заработной плате в общем образовании (100%) в 71 регионе (в том числе в 33 регионах с учетом 5% отклонения). Более чем на 5% не достигнут целевой показатель по педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений в 14 регионах, что обусловлено структурными изменениями и более высокими темпами роста заработной платы в общем образовании, а также увеличением численности работников на 2,1% к 2015 г. в связи с решением задач по обеспечению доступности дошкольного образования.

По педагогическим работникам дополнительного образования детей достигнуты целевые показатели соотношения заработной платы к средней заработной плате учителей (90%) в 48 регионах (в том числе в 30 регионах с учетом 5% отклонения); по преподавателям и мастерам производственного обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования достигнуты целевые показатели соотношения заработной платы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности (90%) в 84 регионах (в том числе в 4 регионах с учетом 5% отклонения); по

преподавателям образовательных учреждений высшего профессионального образования целевые показатели соотношения заработной платы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности (150%) достигнуты в 78 регионах (в том числе в 3 регионах с учетом 5% отклонения).

По врачам достигнуты целевые показатели соотношения заработной платы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности (159,6%) в 70 регионах (в том числе в 17 регионах с учетом 5% отклонения); по среднему медицинскому персоналу достигнуты целевые показатели соотношения заработной платы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности (86,3%) в 78 регионах (в том числе в 12 регионах с учетом 5% отклонения); по младшему медицинскому персоналу целевые показатели соотношения заработной платы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности (70,5%) достигнуты в 22 регионах (в том числе в 12 регионах с учетом 5% отклонения).

По работникам учреждений культуры достигнуты целевые показатели соотношения заработной платы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности (82,4%) в 39 регионах (в том числе в 13 регионах с учетом 5% отклонения).

По социальным работникам достигнуты целевые показатели соотношения заработной платы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности (79%) в 26 регионах (в том числе в 10 регионах с учетом 5% отклонения).

Показатели заработной платы в 2017 году должны были составить по работникам учреждений культуры 90%, педагогическим работникам учреждений дополнительного образования детей, педагогам и мастерам производственного обучения учреждений среднего профессионального образования - 95%. С начала 2018 года у этих категорий планировалось соотношение средней заработной платы на уровне 100% к среднемесячному доходу от трудовой деятельности по региону.

Показатели заработной платы преподавателей вузов, научных работников, врачей с 1 октября 2017 г. должны были составить 180%, среднего и младшего медицинского персонала 90 и 80%, а начиная с 1 января 2018 г. - соответственно 200 и 100%.

Политика государства в области регулирования заработной платы и доходов должна строиться с учетом не только особенностей кризисного развития экономики России, но и необходимости динамичного формирования рыночных механизмов хозяйствования. От степени развития рынка труда зависят как уровень цивилизованности отношений между объединениями работодателей и профсоюзами, обеспечивающих достойный гарантированный заработок, так и возможность учета изменяющегося спроса и предложения труда при регулировании заработной платы.

За период перехода к рынку сформировались основные направления (объекты) государственного регулирования доходов: минимальная заработная плата; оплата труда в бюджетной сфере и государственных служащих; районное регулирование заработной платы; антиинфляционная политика и политика занятости; налоговая политика; система социальных гарантий и всей системы социальной защиты в обществе (включая социальное обеспечение, страхование, обслуживание и т.д.); обеспечение законодательной базы в области регулирования доходов, занятости, коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, налоговой политики, создание соответствующих органов и институтов и т. д.

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. № 1449 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации планов деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации» утвержден План деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2016 год и плановый период до 2021 года [5].

Приоритетные задачи Министерства труда и социальной защиты РФ на 2017 год определены Планом деятельности Министерства на 2016 год и плановый период до 2021 года, в документах стратегического планирования, важнейших поручениях Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в государственных программах Российской Федерации «Содействие занятости населения» (новая редакция утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 298), «Социальная поддержка граждан» (новая редакция утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 296), «Доступная среда» на 2011-2020 гг. (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № 1297) [6,7,8].

Проанализируем ход реализации государственной социальной политики в сфере оплаты труда на примере Чувашской Республики. Среднедушевые денежные доходы населения Чувашской республики в 2016 г. составили 264 660,3 млн. рублей или 96,4% к соответствующему периоду предыдущего года, при этом реальные располагаемые денежные доходы населения составили 90,5%. В сложившихся экономических условиях в Чувашии, как и в целом по России, наблюдается снижение денежных доходов населения. Во всех субъектах Приволжского федерального округа в январе-ноябре 2016 г. не достигнут уровень соответствующего периода 2015 года по реальным располагаемым денежным доходам населения. При этом наименьший уровень показателя отмечен в Пермском крае (77,2%).

В структуре использования денежных доходов населения увеличилась доля денежных доходов, направленных на покупку товаров и оплату услуг (73,6 против 71,3% в 2015 г.), оплату обязательных платежей и взносов (11,9 против 11,2%), вместе с тем снизалась доля денежных доходов, направленных на сбережения (13,9 против 17,5%).

Основным источником доходов населения республики является заработная плата. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в 2016 году в среднем по Чувашской Республике составила 22 736,3 рубля и увеличилась на 6,9% по сравнению с 2015 годом.

Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, в 2016 году в среднем по Чувашии составила 24940,8 рубля и повысилась на 7,0% по сравнению с 2015 годом. Повышение заработной платы отмечено во всех городах и в 21 районах республики (рис. 4).

Рисунок 4.

Среднемесячная заработная плата работников организаций, не относящихся к субъектам малого

предпринимательства, в 2016 году, руб. [13]

Выше, чем в среднем по республике, среднемесячная заработная плата работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, сложилась в городах Чебоксары (28 396,9 рубля, или на 13,9% выше, чем в среднем по республике), Шумерле (27 134,3 рубля, или на 8,8% выше).

Наиболее высокая заработная плата относительно среднереспубликанского уровня сохраняется в компаниях, занимающихся научными исследованиями и разработками (в 2,0 раза), в организациях финансовой деятельности (в 1,6 раза), по производству электрооборудования, электронного и оптического оборудования (на 56,5%), химического производства (на 24,3%), социального страхования (на 50,0%) и др.

По основным видам экономической деятельности среднемесячная заработная плата распределяется следующим образом: производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 26 103,3 рубля (106,0% по отношению к 2015 г.), строительство - 24 376,2 рубля (108,1%), обрабатывающие производства - 24 172,5 рубля (110,3%), транспорт и связь -22 603,2 рубля (107,2%), добыча полезных ископаемых - 22 369,6 рубля (102,5%), здравоохранение и предоставление социальных услуг - 20 463,4 рубля (104,7%), оптовая и розничная торговля - 19 357,7 рубля (107,3%), образование -18 104,7 рубля (103,4%), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 15 974,2 рубля (107,8%).

По состоянию на 1 февраля 2017 г. просроченная задолженность по заработной плате по данным Чувашстата отмечена в 3 организациях (не относящихся к субъектам малого предпринимательства) и составила 16,5 млн. рублей перед 253 работниками. По сравнению с данными на 1 января 2017 г. задолженность снизилась на 49,9 млн. рублей, или на 75,1%. Вся сумма задолженности по заработной плате сложилась из-за отсутствия у организаций собственных средств. Просроченная задолженность по заработной плате на 1 февраля 2017 г. отсутствовала в 19 районах и в 4 городах республики.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по группам населения в целом по Чувашской Республике рассчитывается ежеквартально на основании данных Чувашстата об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам (постановлением Правительства РФ от 29 января 2013 г. № 56 утверждены Правила исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации) [9].

В Чувашской Республике состав и объемы потребления продуктов питания, включенных в потребительскую корзину, определяется Законом Чувашской Республики от 6 марта 2013 г. № 7 «О потребительской корзине в Чувашской Республике» для основных социально-демографических групп населения. Потребительская корзина состоит из 11 групп, которая включает в себя 42 наименования продуктов питания [11].

Величина прожиточного минимума в I квартале 2017 года по сравнению с показателем IV квартала 2016 года почти во всех регионах ПФО увеличилась. Так, величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в Чувашии увеличилась на 1,2%, или 102 рубля, и составила 8448 рублей. Наибольший рост величины прожиточного минимума произошел в Ульяновской области (на 403 рубля). Чувашская Республика среди регионов ПФО находится на 12 месте по установлению величины прожиточного минимума.

По социально-демографическим группам населения величина прожиточного минимума за I квартал 2017 г. для трудоспособного населения составила 8931 рубля, что на 1,06%, или на 94 рубля выше соответствующего периода прошлого года, для пенсионеров - 6917 рублей, что выше на 0,99%, или на 68 рублей соответствующего периода

прошлого года, для детей - 8591 рубля, что выше на 2,03%, или на 171 рубля соответствующего периода прошлого года (таблица 3).

Таблица 3

Величина прожиточного минимума в Чувашской Республике, руб. [13]

Величина прожиточного минимума в Чувашской Республике В расчете на душу населения Для трудоспособного населения Для пенсионеров Для детей

I квартал 2017 года 8448 8931 6917 8591

IV квартал 2016 года 8346 8837 6849 8420

III квартал 2016 года 8376 8888 6847 8409

II квартал 2016 года 8434 8922 6873 8596

I квартал 2016 года 8375 8854 6828 8555

IV квартал 2015 года 8071 8555 6597 8142

III квартал 2015 года 8191 8695 6677 8236

II квартал 2015 года 8591 9120 6995 8649

I квартал 2015 года 8352 8844 6796 8496

IV квартал 2014 года 6988 7425 5732 6954

III квартал 2014 года 6793 7230 5577 6713

II квартал 2014 года 6968 7402 5689 6980

I квартал 2014 года 6472 6866 5291 6509

IV квартал 2013 года 6049 6430 4963 6011

III квартал 2013 года 6176 6576 5051 6116

II квартал 2013 года 6226 6603 5167 6162

I квартал 2013 года 5961 6291 5005 5943

На оплату труда учителя влияет его образование, стаж работы, квалификация, учебная нагрузка, личные достижения, в том числе наличие государственных наград или ведомственных знаков отличия, ученой степени и т.д., а также качество и результаты труда и другие факторы.

Например, педагог высшей категории с трудовым стажем более 20 лет, учебной нагрузкой 24 часа в неделю, и достигший высоких результатов в своей деятельности, получает в среднем заработную плату в размере более 27,0 тысяч рублей.

Молодой специалист первого года работы с учебной нагрузкой 18 часов в неделю получает заработную плату в среднем 14,0 тысяч рублей, а уже третьего года работы, с учетом учебной нагрузки 24 часа в неделю с определенными результатами работы, около 19,0 тысяч рублей.

В республике для молодых специалистов общеобразовательных учреждений размер оклада (ставки) определяется с коэффициентом 0,5 до наступления трехлетнего стажа работы. Молодым педагогам, имеющим диплом о высшем или среднем профессиональном образовании с отличием, - 0,75 до наступления трехлетнего стажа работы. С 2016 года молодой специалист, проработавший в школе не менее одного года, имеет право на дополнительную социальную поддержку - получение единовременной денежной выплаты в размере 10 окладов. Рядом муниципалитетов также предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки молодых специалистов.

В республике создана система поддержки педагогов - новаторов в виде грантов, премий, стипендий. Ежегодно в конкурсных процедурах участвуют около 40 процентов педагогических работников.

В соответствии с Указом Главы Чувашской Республики в 2016 году были учреждены денежные поощрения в размере 250 тыс. рублей педагогам, подготовившим победителей заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, и в размере 150 тыс. рублей педагогам, подготовившим призеров олимпиады. Денежные поощрения в 2016 году получили 48 педагогов [12].

С 2016 года Распоряжением Главы Чувашии каждая школа республики, вошедшая во всероссийские рейтинги лучших общеобразовательных организаций, достигшая высоких результатов в осуществлении образовательной деятельности, получила денежное поощрение в размере 1 млн. рублей. Таким образом, 17 школ республики, которые вошли в ТОП 500 и ТОП 200 лучших школ страны, направили денежное поощрение на премирование трудового коллектива.

Ежегодно педагогические работники становятся лауреатами премии Президента России, грантов и премий Главы Чувашии (с 2006 года государственную поддержку из федерального бюджета получили 519 учителей, из республиканского - 528 педагогов).

Ежегодно молодые люди становятся лауреатами стипендий за особую творческую устремленность. В 2017 году стипендии получают 27 молодых педагогов.

В ходе реализации Государственной программы «Содействие занятости населения» по цели «Достойный труд, справедливая заработная плата» в области заработной платы необходимо обеспечить выполнение следующих приоритетных задач:

1. Разработка законопроекта о повышении минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения.

2. Завершение работы по внедрению «эффективного контракта» на уровне государственных (муниципальных) учреждений в рамках реализации III этапа (2016-2018 годы) Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы [10].

3. Проведение мониторинга оценки достижения целевых показателей, установленных Планом мероприятий «дорожной картой» «Обеспечение эффективного контроля за своевременной выплатой заработной платы в субъектах Российской Федерации».

4. Усиление взаимодействия органов Федеральной службы по труду и занятости с органами прокуратуры, территориальными правоохранительными и налоговыми органами, отделениями внебюджетных фондов по вопросам погашения задолженности по заработной плате.

Список источников

1. Федеральный закон от 19.12.2016 № 460-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"».

2. Федеральный закон «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"» от 02.06.2016 № 164-ФЗ.

3. Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 № 82-ФЗ.

4. Постановление Правительства РФ от 10.12.2016 № 1339 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

5. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2015 г. № 1449 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации планов деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации».

6. Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 № 1297 (ред. от 31.03.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы».

7. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 298 (ред. от 30.03.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения"».

8. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 296 (ред. от 31.03.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан"».

9. Постановление Правительства РФ от 29.01.2013 № 56 (ред. от 06.12.2013) «Об утверждении Правил исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации».

10. Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р О программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 гг.

11. Закон ЧР от 06.03.2013 № 7 «О потребительской корзине в Чувашской Республике» (принят ГС ЧР 26.02.2013).

12. Распоряжение Главы Чувашской Республики № 309-рг от 31 августа 2016 г. «О присуждении в 2016 году ежегодного денежного поощрения Главы Чувашской Республики педагогическим работникам, подготовившим победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников, международных олимпиад по общеобразовательным предметам, а также Всероссийской олимпиады профессионального мастерства обучающихся по профессиям и специальностям среднего профессионального образования».

13. gks.ru - Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.