Научная статья на тему 'Записи XVII века на Евангелиях учительных московской печати XVII века в собрании Российской государственной библиотеки'

Записи XVII века на Евангелиях учительных московской печати XVII века в собрании Российской государственной библиотеки Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
190
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПИСИ XVII ВЕКА / ЕВАНГЕЛИЯ УЧИТЕЛЬНЫЕ / МОСКОВСКАЯ ПЕЧАТЬ XVII ВЕКА / СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дракунова Марина Сергеевна

Евангелие учительное сборник поучений и толкований евангельских текстов, включающий разные произведения византийской, болгарской и древнерусской письменности. Сборник был широко известен в Древней Руси, поскольку сохранилось достаточно много его рукописных списков. Евангелие учительное являлось книгой, которую читали и в церкви, и дома. Во время воскресных служб его тексты выполняли функцию проповеди. Неслучайно поэтому оно попало в число книг, изданных Иваном Федоровым в 1569 оно было напечатано в Заблудове.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дракунова Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Записи XVII века на Евангелиях учительных московской печати XVII века в собрании Российской государственной библиотеки»

М.С.Дракунова (МГУ) ЗАПИСИ XVII ВЕКА НА ЕВАНГЕЛИЯХ УЧИТЕЛЬНЫХ МОСКОВСКОЙ ПЕЧАТИ XVII ВЕКА В СОБРАНИИ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

БИБЛИОТЕКИ.

Евангелие учительное — сборник поучений и толкований евангельских текстов, включающий разные произведения византийской, болгарской и древнерусской письменности. Сборник был широко известен в Древней Руси, поскольку сохранилось достаточно много его рукописных списков. Евангелие учительное являлось книгой, которую читали и в церкви, и дома. Во время воскресных служб его тексты выполняли функцию проповеди. Неслучайно поэтому оно попало в число книг, изданных Иваном Федоровым — в 1569 оно было напечатано в Заблудове.

В нашей статье мы хотим представить и проанализировать информацию записей XVII в., содержащуюся на страницах экземпляров Евангелий учительных московской печати XVII в. Таких изданий было восемь: 1629, 1633, 1639, 1652, 1662, 1681, 1686 и 1697 гг. Коллекция Российской Государственной библиотеки отличается особой полнотой старопечатных книг, но она до сих пор не имеет своего печатного каталога, поэтому информация записей на книгах малодоступна для широкого круга ученых и интересующихся отечественной историей в разных ее проявлениях. А ведь значимость записей на книгах уже достаточно давно является доказанной истиной. Они очень важны для истории книги, генеалогии, краеведения. Свое внимание мы обратили на записи XVII в., поскольку они позволяют отобразить историю бытования книги непосредственно после ее выхода.

Появление первого издания Евангелия учительного в Москве явилось следствием борьбы московских властей с распространением влияния униатской церкви, а также откликом на появление в начале XV!^ Евангелия учительного Кирилла Транквиллио-на, которое было осуждено столичным духовенством. Борьба с книгами литовской печати началась именно с приказа об уничтожении книг Кирилла Транквиллиона, в дальнейшем указы о запрете, конфискации и замене были наложены на все остальные книги «литовской» печати, куда попали даже белорусские и украинские издания Ивана Федо-рова1. После указа о замене книг встал вопрос о необходимости своих печатных изданий. Евангелие учительное 1629 г. стало одним из них. В свете вышесказанного особое внимание привлекает запись 1630 г., которая иллюстрирует происходивший процесс замены книг: «Лета 7139 го декабря в 25 день сия книга глаголемая Евангелие толковое воскресное печать московская домовая церковная Воздвижения честнаго креста и Покрова Пречистыя Богородицы и Николы чюдотворца Великорецкого у Соли Вычегодц-кой на посаде куплено на те денги, что продали церковное ж старое Евангелие печать литовскую, а взяли за литовское два рубли и те денги даны на сем Евангелии, а третей рубль денег приложил в сию книгу Евангелие толковое Калина Исаков сын Редякинъ»2. На эту запись обращала внимание еще А.С. Зернова3. Она, однако, акцентировала внимание только на том факте, что книги московской печати ценились выше книг «литовской» печати. Но новые исследования показывают, что перед нами конкретный пример

1 Подробнее см. Булычев А.А. История одной политической кампании XVII века: законодательные акты второй половины 1620-х гг. о запрете свободного распространения «литовских» печатных и рукописных книг в России. М., 2004.

2 Евангелие учительное (ЕУ), 1629 г. Инв. 1660. Л.1-30. Запись приводится с раскрытием титлов, без надстрочных знаков и неупотребляемых букв кириллицы, чтобы не затруднять восприятие смысла записи.

3 Зернова А.С. Надписи на книгах московской печати XVI-XVII вв. в собрании отдела редких книг государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина // Книга. Исследования и материалы. Сб. 62. М., 1991. С. 126.

государственной борьбы с «литовскими» книгами и его конкретное воплощение, которое сильно отличалось от заявленного в документах, по которым книги должны были быть заменены безвозмездно.

В ходе работы было просмотрено 39 экземпляров Евангелий учительных: 6 экземпляров 1629 г., 3 — 1633 г., 6 — 1639 г., 5 — 1652 г., 8 — 1662г., 5 — 1681 г., 3 — 1686 г. и 4 — 1697 г. — из которых на двух экземплярах не было записей4: На 37 экземплярах было обнаружено 153 записи, из которых к XVII веку относятся 53 записи (18 датированных и 35 недатированных). Преобладание в XVII в. недатированных записей может вызвать удивление, поскольку в это время преобладают вкладные записи, в которых говорится о даре книги в церковь или монастырь одним лицом или группой лиц и которые практически всегда содержат дату вклада. В нашем случае такой перевес в сторону недатированных записей связан, в первую очередь, с большим количеством обнаруженных подписей работников печатного двора, которые априори не содержали даты.

Всего было обнаружено 16 подписей работников Московского печатного двора, что составляет одну треть от всех записей XVII в. Подписи трех людей встречаются по два раза на книгах одного и того же года издания. На экземплярах 1629 и 1633 гг. подписей не обнаружено. Аналогичный результат был получен при обработке печатных каталогов, содержащих описания Евангелий учительных московской печати XVII в., что позволяет заключить, что на этих двух изданиях подписей работников МПД не было.

Обработанные данные Архива Московского Печатного двора5 позволяют определить, в какой должности состоял тот или иной работник в момент выхода книги. Информация подобного рода позволяет подтвердить архивные данные, а иногда расширить и уточнить их. В силу того, что некоторые имена сохранились лишь фрагментарно, удалось найти точные данные о семи работниках. На экземплярах Евангелия учительного 1662 г. находятся подписи Ермолы Сысоева, работающего в тот период разборщиком Никольской палаты, Романа Аврамова, тередорщика Отворотной палаты и Семена Гаврилова, наборщика Никольской палаты. Следует отметить, что фамилию последнего удалось установить, зная только его имя и должность. Несмотря на то, что на Печатном дворе в это время работало несколько Семенов, наборщик среди них был только один. Также хотелось бы обратить внимание на подпись Романа Аврамова, которая в отличие от всех остальных подписей, выполненных скорописью, написана неумелым, корявым полууставом, причем фамилия сокращена до 4 букв: «Амрв». На экземпляре 1681 г. была найдена подпись Федора Иванова, работающего тередорщиком Отворотной палаты. На экземпляре 1686 г. встречается подпись тередорщика Ивана Прокофьева, а на книгах 1697 г. разборщика Терентия Титова и наборщика Андрея Иванова.

Отдельно следует сказать о расположении подписей на экземплярах издания 1662 г. Если обычно подписи располагались на последнем листе книги, то здесь из шести пять находятся на обороте гравюры между листами первого и второго счета, а только одна находится на обороте сохранившегося пустого листа в конце книги.

Еще одну треть записей XVII в. составляют записи вкладные (17 записей). Сведения, полученные из этих записей, позволяют в 14 случаях определить социальное по-

4 ЕУ 1629 г. Инв. 8418; ЕУ 1652 г. Инв. 1666.

5 Дадыкин А.В. Подьячие, справщики, мастеровые люди и сторожа Московского Печатного двора. 1614—1652 гг. / Поздеева И.В., Дадыкин А.В., Пушков В.П. Московский печатный двор — факт и фактор русской культуры. 1618—1652 гг. М., 2001. С. 445—511; Он же. Мастеровые и сторожа Московского печатного двора в 1651—1700 гг. / Поздеева И.В., Дадыкин А.В., Пушков В.П. Московский печатный двор — факт и фактор русской культуры 1653—1700 гг. В печати.

ложение вкладчика. Четыре записи — это вклады духовенства: архимандрита Нижнего Благовещенского монастыря, игумена Улейминского монастыря, наместницы Новодевичьего монастыря, а также священноиерея. Говоря о светских вкладах, следует начать с вклада царского. В 1665 г. царем Алексеем Михайловичем было сделано пожертвование в ц. Богоявления Ниловой пустыни. (ЕУ 1662 г., инв.9164). Два боярских вклада принадлежат Борису Ивановичу Морозову (1590-1661) и Василию Федоровичу Одоевскому (ум. 20 декабря 1686). Интересно отметить, что оба вклада являются посмертными, что, по всей видимости, было выполнением воли усопших. Но если после смерти Одоевского прошел всего лишь год (запись 1687/88 г.), то со смерти Морозова прошло около семи лет (запись 1668 г.). Во вкладах также упоминаются жены бояр: Анна Ильинична Морозова (Милославская), которая была сестрой царицы, и Акулина Федоровна Одоевская (Ртищева). К 1685 г. относится вклад в Преображенскую церковь с. Сивково, вотчину думного дворянина Тимофея Петровича Савелова, расположенную неподалеку от Можайска. Интерес представляет то, что Т.П. Савелов приходился родным братом патриарху Иоакиму. Также известно, что упомянутая во вкладе церковь Преображения была по личному приказу патриарха перестроена в 1683-1687 гг. московскими мастерами из Каменного приказа, храм сохранился до наших дней. В 1651 г. был сделан вклад окольничим Иваном Остафьевичем Выговским. Одна из вкладных записей принадлежит патриаршему боярину Ивану Федоровичу Лызлову. В 1683 г. он вложил книгу в Оптину пустынь. Помимо личных заслуг, он известен как отец Андрея Ивановича Лызлова — составителя «Скифской истории» 1692 г. Кроме упомянутых лиц, вклады были сделаны государевым дворовым человеком Иваном Васильевичем Титовым, приказчиком с. Варварское Афанасием Порецким вотчины Троице-Сергиева монастыря, а также было сделано два коллективных крестьянских вклада. Как мы видим, несмотря на то, что во вкладных записях представлены разные слои общества, в данном случае в качестве вкладчиков преобладает верхушка общества и светская, и церковная.

Важно обратить внимание на то, что в случае с Евангелиями учительными не произошло разделения на книги дониконовской и послениконовской печати. Книги 1629 и 1633 гг. издания продолжали бытовать и использоваться в церквях вплоть до XX в. Также нужно отметить, что данные записей на экземплярах РГБ показывают, что между изданием книги и ее вкладом проходил достаточно длительный период в среднем от двух до пяти лет, а в ряде случаев эта цифра достигает 15—20 лет, когда книга до этого принадлежала какому-нибудь частному лицу.

В XVII в. встречается не так много владельческих записей, поскольку в этот период книги только обретают своих владельцев. На экземплярах Евангелий учительных в собрании РГБ таких записей восемь. Семь из них связаны с церковью: на книгах выявлены записи четырех коллективных владельцев (церквей и монастырей) и трех индивидуальных. В первую очередь надо выделить владельческую запись архиепископа Афанасия Холмогорского. Другие две принадлежат старцу Серапионовой палаты Тро-ице-Сергиева монастыря Тихону и ключарю Благовещенского собора «что у великого государя на сенях» Иоанну Афанасьеву. Запись, говорящая о принадлежности книги светскому лицу, всего одна: в ней сообщается о принадлежности книги государеву дворовому человеку Ивану Васильевичу Титову, который позднее вложил книгу в Вык-синский монастырь, о чем уже упоминалось выше.

Очень редкими и оттого еще более ценными являются записи о покупке и продаже книг. На экземплярах Евангелий учительных РГБ обнаружено три записи о продаже и две записи о покупке книг. Наиболее интересными являются парные записи о покупке и продаже на Евангелии учительном 1629 г. (инв. 4062), в которых сообщается о продаже в 1688 г. безместным вологодским дьяконом данной книги на Макарьевской ярмарке крестьянину в вотчину боярина Михаила Яковлевича Черкасского, находив-

шуюся в Нижегородском уезде. Можно предположить, что покупка данной книги была связана со строительством Св. Троицкого Острово-Езерского Ворсменского монастыря, начатым М.Я. Черкасским в своей нижегородской вотчине, и, возможно, покупка была инициирована именно им. Казус заключается в том, что продавец и покупатель указали разные даты: дьякон сообщает о продаже 8 июля 1688 г., а крестьянин говорит о покупке 5 июля того же года.

Также нам известно имя покупателя Евангелия учительного 1686г. (инв. 1332) — им был вышеупомянутый старец Тихон из Троице-Сергиева монастыря, и имя продавца Евангелия учительного 1639 г. (инв. 4708) — площадной подьячий Карп Иванов (1659 г.).

По всей видимости, связана с записью о покупке книги старцем Тихоном запись с ценой на экземпляре Евангелия учительного 1686 г. (инв. 1332): «2 руб. 16 алт. 4 де.», что равняется 2,5 руб. (при себестоимости 1, 55 руб.).

В книгах практически нет маргиналий и помет к тексту, относящихся к XVII в. Таких записей выявлено всего три. Кроме того, выделено 11 записей, являющимися пробами пера, две из которых представляют собой искаженную поговорку и загадку-притчу.

К не связанным с непосредственным содержанием книги записям относятся записи информационные, которые часто дают уникальные данные и интересные сведения. Таких записей выявлено 2 в самих книгах и, кроме того, в экземпляр Евангелия учительного 1633 г. (инв. 4506) вложен лист с распиской от 1643 г. о займе рядом крестьян хлеба на февраль. Запись на экземпляре 1639 г. (инв. 8134) от 1682 г. сообщает о новом священнике Сергии в церкви Воскресения Галичского уезда Унжеской осады Верховской области. В качестве обклейки нижней крышки другого экземпляра 1639 г. (инв. 8697) было использовано заявление о нанесении оскорблений одним крестьянином другим.

Если рассматривать географию распространения книг по записям XVII в., то первое, что можно заметить, это практически равномерное распределение книг по территории страны с небольшим преобладанием центрального региона. Отсутствуют лишь Юг, Сибирь и Поволжье. Всего было найдено 22 географических названия, относящихся к XVII в. Конечно же, большинство топонимов связано с названиями монастырей и церквей. Это монастыри: Михалицкий в Новгороде, Выксинский в Пошехонье, Улей-минский недалеко от Углича, Новодевичий в Москве, а также Оптина и Нилово-Столобенская пустыни. В записях упомянуты следующие церкви: Архангела Михаила в Ростовском уезде, Крестовоздвиженская в Сольвычегодске, Успения Богородицы в Соли Галицкой, Успения Богородицы в Вяземском уезде, ц. Воскресения в Галицком уезде Унжеской осады, Благовещенский собор в Москве, а также московская церковь Иоанна Богослова под Вязом, которая, будучи перестроенной во второй четверти 19 в., сохранилась и по сей день — в ней располагается Музей истории и реконструкции Москвы. Помимо этого в записях упоминаются Холмогоры, оз. Сюрзи, Макарьевская ярмарка, нижегородские вотчины боярина М.Я.Черкасского и Троице-Сергиева монастыря.

Вышеприведенный анализ записей еще раз позволил подчеркнуть огромную источниковедческую ценность данного материала. Как отмечает И.В. Поздеева, подобная работа важна для «решения всего комплекса вопросов о бытовании рукописной и ран-непечатной книги, социальных особенностях чтения, географическом движении книги, отношение к различным текстам разных категорий читателей... Записи сохраняют пе-

чать той неповторимой личности, которая их сделала, и своего, часто очень далекого от нас, времени»6.

6 Поздеева И.В. Человек — книга — история. О чем могут рассказать записи на древних книгах // Библиофил. Люди, рукописи, книги. Сб. 1(4). М., 2001. С. 22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.