торъ въ Сенатъ ведомостей о решеннныхъ и нерешенныхъ делахъ // ПСЗ-1. - Т. 11. - № 8295.
10. О подавании еженедельныхъ рапортовъ изъ Сената о решенныхъ делахъ на Высочайшее усмотрение // ПСЗ-1. — Т. 11. - № 8385.
11. О разделении вступающихъ въ Кабинетъ делъ между Кабинетъ-Министрами, и о порядке производства оныхъ // ПСЗ - 1. - Т. 11. - № 8326.
БЕЛОВА Татьяна Анатольевна, кандидат исторических наук, доцент (Россия), заведующая кафедрой истории Отечества и экономики. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.11.2013 г. © Т. А. Белова
УДК 93:026.07(09)
И. А. СИЛАЕВА
ООО «Научно-Производственное предприятие "Сибгеокарта"», г. Нижневартовск
Н. Н. ОГЛОБЛИН
О ПЕРВЫХ СИБИРСКИХ БИБЛИОТЕКАХ
Труды видного российского историка и архивиста Н. Н. Оглоблина благодаря изучению им громадного массива документов архива Сибирского приказа дают, в частности, широкое представление о книжных собраниях Тобольской епархии в XVII—первые годы XVIII столетий. Исследователь рассмотрел вопросы распространения богослужебной литературы в Сибири и историю появления там первых библиотек, в том числе у старообрядцев.
Ключевые слова: Н. Н. Оглоблин, Сибирь, книжность, Тобольская епархия, XVII столетие, библиотека, раскол.
Видный отечественный архивист и историк рубежа Х1Х-ХХ столетий Николай Николаевич Огло-блин в своих работах зачастую впервые рассмотрел вопросы формирования библиотек и распространения книг в Сибири XVII в. Однако до сих пор вклад ученого в изучение русской сибирской книжности того времени не являлся предметом специального исследования, хотя порой отмечалось, что в его работах, особенно в четырехтомном «Обозрении столбцов и книг Сибирского приказа (1592-1768 гг.)», в научный оборот введен обширный источниковый материал.
Одна из многочисленных статей Н. Н. Оглобли-на была посвящена описи библиотеки архиепископа Тобольского и Сибирского Игнатия Римского-Корсакова [1].
При изучении этого книжного собрания ученый использовал «Описные книги» митрополичьей «домовой и келейной казны», составленные в августе 1700 г. монахом И. Булаковым, дьяками Сибирского приказа и Патриаршего разряда И. Чепелевым и В. Нестеровым.
Рассматривая библиотеку Игнатия, Н. Н. Оглоб-лин пришел к выводу, что книжность Сибири конца XVII века была неразрывно связана и с литературой богослужебного характера (Минеи, Октоихи, Служебники, Прологи, Уставы и Евангелия имелись у митрополита во многих экземплярах), и представлена светскими памятниками, такими, например, как Алфавит, Лечебник, Маргарит.
Библиотека Игнатия Римского-Корсакова, по определению Н. Н. Оглоблина, включала и печатные книги, и рукописные. Среди последних имелись житийные повести, взятые митрополитом для переписки [1, с. 4]. Н. Н. Оглоблин обратил внимание и на формат книг. Так, историк упоминает о нали-
чии у Игнатия книг «в четверть», рукописей «в пол-десть», «в полдесть» в переплете, книг «в тетрадях», книг печатных «в раме», книг печатных «в десть» в переплете, книг в переплете «в осьмушку».
Внимание известного ученого привлекли и челобитные, касающиеся библиотеки последнего тобольского митрополита XVII в. Так, согласно одной из них, вологжанин Иван Слободской передал Игнатию восемь певчих нотных книг (для их переписки), которые митрополит обещал впоследствии вернуть [1, с. 5].
По данным Н. Н. Оглоблина, 14 марта 1700 г. сибирский митрополит взял две книги — Хрисмо-логион и Историю Скифийскую — у Алексея Коро-бовского, о чем известно по челобитной последнего. Исследователь привел подробные сведения о передаче А. Коробовским книг митрополиту и свидетельства очевидцев о том, что Игнатием не были уплачены деньги за упомянутые книги (разыскать их А. Ко-робовскому не удалось) [2].
Н. Н. Оглоблиным рассматривались и ценовные росписи библиотеки Игнатия Римского-Корсакова. Указанные исследователем цены на книги были определены торговыми людьми книжного ряда Федором Харитоновым и Стефаном Филипповым [1, с. 7].
Прослеживая судьбу библиотеки Игнатия Римско-го-Корсакова, Н. Н. Оглоблин поясняет, что 10 сентября 1701 г. книги и прочие предметы быта передали в дом «поставленного» в Сибирь нового митрополита Димитрия, хотя уже через полгода, 8 февраля 1702 г., по причине перевода этого владыки в Ростов Великий часть имущества Игнатия перешла преемнику Димитрия, другая же часть предположительно была отписана в государеву казну. Как полагал Н. Н. Оглоб-лин, книги Игнатия Римского-Корсакова остались у митрополита Димитрия [1, с. 8].
Н. Н. Оглоблиным опубликованы описи, содержащие сведения о приобретении книг в 1651 г. на Московском печатном дворе и отправке их в Тобольск [3].
«Товарные ценовные росписи», составленные Иваном Пивоваровым, были использованы Н. Н. Оглоблиным при изучении книг, бытовавших в Енисейске в XVII в. В основу показаний о ценах, как указывается в работе Н. Н. Оглоблина, легли свидетельства многих торговцев, контролировавших друг друга, результатом чего стало получение достоверных сведений. На взгляд ученого, «росписи» свидетельствуют о том, что книги в Енисейске были востребованы населением, а также позволяют судить о цене, в которую обходилась литература жителям этого сибирского города.
По определению Н. Н. Оглоблина, товарные ценовные росписи состояли из трех частей, каждая из которых фиксировала цены за тот или иной период. Любопытно, что в 1648/49 г. книги, поскольку они были исключительно богослужебного содержания, в Енисейске относили к церковным предметам. По ценовной росписи середины XVII в. Н. Н. Оглоблин устанавливает, что книгами торговали те же лица, которые имели лавку с церковными принадлежностями [4, с. 282].
Анализ товарных ценовных росписей приводит Н. Н. Оглоблина к выводу о том, что в 1648/49 г. книжный рынок в Енисейске был гораздо богаче, чем в 1686/87 г. Так, из 38 поначалу книг к исходу XVII в. осталось только 19 названий.
Н. Н. Оглоблиным выявлено падение цен на 14 книг и незначительный подъем цен на 2 вида книг, продававшихся в Енисейске в XVII в.; зато Евангелие запрестольное, Евангелие толковое и Октоих чет-верогласный продавались в Енисейске в 1686/87 г. по той же цене, что и 38 лет тому назад. С точки зрения Н. Н. Оглоблина, литература была доступна только зажиточным горожанам [4, с. 284].
Им выяснялись и цены на церковные книги относительно 1651 г. Данные об их приобретении исследователь заимствовал из челобитной сибирского архиепископа Симеона, просившего прислать для церкви богослужебные книги [5, с. 26], что и было сделано. Среди них имелось непереплетенное Евангелие напрестольное, взятое в Сибирский приказ с Печатного двора [5, с. 26].
Как отмечал Н. Н. Оглоблин, на Печатном дворе для нужд Сибирского приказа были куплены переплетенные книги: Евангелие напрестольное, четыре экземпляра Учительной Псалтыри, двенадцать Миней месячных. Кроме того, Сибирскому приказу предназначались купленные в Овощном ряду Москвы переплетенные книги: Апостол, два Октоиха на восемь голосов, четыре Часовника, Устав Большой, два Потребника.
Две богослужебные книги — Евангелие и По-лууставие — были приобретены тем же приказом для отправки в церковь Демьянского яма Тобольского уезда [5, с. 27].
Н. Н. Оглоблин опубликовал сведения о покупке книг в 1690 г. в московском книжном ряду для отсылки в мангазейский Троицкий монастырь. Торговым человеком Федором Турчанином были проданы Евангелие напрестольное, Псалтырь с восследованием, Минея общая, Октоих, Шестод-нев, Часослов, Пролог годовой, Требник большой, Требник в четверть, Служебник и Ермолой. При их перечислении Н. Н. Оглоблиным названы цены книг [5, с. 63 — 64].
К 1652 г. относится дело о «ворожебных письмах», опубликованное ученым [6, с. 234 — 235]. Эти «письма» скопировали Никифор Андреев и Иван Микишкин. Роспись «ворожебных писем», найденных таможенным целовальником Иваном Крюковым и соборным попом Обросимом, была составлена ими сразу после осмотра и прочтения запрещенной литературы. Выяснилось, что «ворожебные письма» Никифора Андреева содержали 5 молитв, 8 заговоров, 4 письма и стихи Миколы Чудотворца. Такие письма были запрещены духовенством, ибо считались проявлением опасного колдовства. Н. Н. Оглоб-лин замечает, что Никифора Андреева подвергли пытке, допросу, после чего посадили в тюрьму до последующего решения его судьбы.
Н. Н. Оглоблиным приведены сведения о знакомстве с книгами грамотных жителей Красноярска. В отписке 1649 г. местный воевода М. Дурново доложил в Сибирский приказ о Е. Розникове, «чернившем псалтырь» московской печати и «приписывавшем» к ней «с литовские псалтыри», так как первая из них была «в речах не исполнена» [7, с. 682]. К отписке прилагались «расспросные речи», по которым мы можем судить о том, что Е. Розников не считал свои действия еретическими.
Н. Н. Оглоблиным опубликована грамота от 30 ноября 1627 г. тобольским воеводам о розыске и изъятии ходивших по рукам «литовской печати книг Учительных и Евангелиевых архимандрита Кирилла Транквилиона Старовецкого ево слогу». Эти книги приказывалось сжечь «на пожарах», а перечни названных сочинений и списки лиц, владевших ими, прислать в Москву [8, с. 26].
Рассмотренные Н. Н. Оглоблиным документы о посылке сибирским владыкам «церковных оби-ходов» свидетельствуют о пополнении тобольского Софийского дома помимо церковных треб книгами, частично присланными с Печатного двора, а частично купленными в Овощном ряду Москвы. К примеру, в деле о «церковном строении и обиходах» 1625/26—1626/27 гг. говорится о посылке церковных книг архиепископу Макарию из «Печатного книжного приказа» («двора») [9, с. 84 — 85].
Список книг, найденных в разных помещениях владычной резиденции, содержится в «Книге переписной Тобольского города архиепископа домовой казны», составленной после смерти архиепископа Макария по распоряжению тобольских воевод стольника князя М. М. Темкина-Ростовского «с то-варыщи» (1635 г.) [10, с. 11].
Население первых сибирских городов и острогов порой сознавало потребность в поступлении печатных книг. Так, согласно грамоте от 6 июля 1624 г., в тобольском Знаменском монастыре недоставало книг, не было даже Евангелия [9, с. 230]. В оценке Н. Н. Оглоблина из «челобитий», поданных сибирскими архимандритами, наиболее примечательна просьба 1627—1628 гг. о разных «монастырских нуждах», в том числе присылке церковных книг для Знаменского монастыря под Тобольском [9, с. 84]. Евангелие направили в эту обитель, в которую высылались и другие книги, например, по челобитью архимандрита Тарасия. Так, к 1627—1628 гг. относятся его просьбы о разных монастырских нуждах, в том числе о присылке церковных книг [9, с. 137].
В работах Н. Н. Оглоблина говорится о поступлении книг не только в Тобольск, но и в Енисейск. Так, исследователь писал, что в 1625/26—1626/27 гг. по челобитной для новопостроенных енисейских церквей Введенской и Михаила Малеина были присланы вме-
сте с церковной утварью и требуемые книги [9, с. 118].
Из «Обозрения столбцов и книг Сибирского приказа (1592-1768 гг.)», подготовленного Н. Н. Оглоблиным, можно почерпнуть ценные сведения о поступлении богослужебных книг из Москвы в восточные уезды России. Чаще всего ученый перечисляет книги церковного характера - богослужебные и «четьи», зачастую закупавшиеся Сибирским приказом в Книжном и Овощном рядах Москвы или непосредственно на Печатном дворе [11, с. 93].
Исследователь упоминает о том, что в Тобольск привозились книги, предназначенные для церковного пения, — Октоихи. Например, два Октоиха в переплете на восемь гласов в 1651 г. были куплены Сибирским приказом в Овощном ряду столицы.
Н. Н. Оглоблин обращал особое внимание на присылку книг в центр сибирской книжности XVII в. — Тобольский архиерейский дом.
По сведениям Н. Н. Оглоблина, о принадлежности этому Софийскому дому сказано в записи на такой книге, как Устав церковный (М., 1682) [5, с. 21]. Церковные книги посылались в тобольский Софийский собор в 1626-1627 гг. [9, с. 84-85].
При рассмотрении библиотеки Тобольского архиерейского дома XVII в. Н. Н. Оглоблин отметил, что там имелись книги, содержащие молитвосло-вия — Псалтыри. Вкладная запись на одной из них любопытна упоминанием об известном московском купце Ф. И. Мошенникове, занимавшемся скупкой пушнины в Сибири, и о церкви, построенной в ознаменование чуда явления иконы Знамения Богородицы вдове Марии из окрестностей села Абалак близ Тобольска в 1636 г. В 1652 г. книга была куплена священником этой церкви. Годом раньше по просьбе сибирского архиепископа Симеона, обратившегося в Москву за необходимой для богослужения литературой, с Печатного двора в Тобольск были посланы 4 экземпляра Учительной Псалтыри (непереплетенные) [5, с. 26].
По наблюдению Н. Н. Оглоблина, в конце XVII века заметна относительная регулярность присылки книг из европейской России в Сибирь. По-видимому, тобольские митрополиты в то время практически почти ежегодно давали своим доверенным людям, посылавшимся в Москву за различными товарами, поручения по приобретению книг.
Дела о посылке сибирским владыкам «церковных обиходов» свидетельствуют о пополнении фондов тобольского Софийского дома помимо церковных треб книгами, частично присланными с Печатного двора, а частично купленными в Овощном ряду московского гостинного двора [9, с. 85].
По заключению ученого, крупным сибирским монастырем был тобольский Знаменский, основанный еще в конце XVI века. Судя по описям следующего столетия, он уже тогда имел библиотеку всевозможного репертуара [9, с. 230].
Как замечал Н. Н. Оглоблин, сохранились сведения о книгах Рождественского женского монастыря, церквей Николая Чудотворца и Преображенской церкви, а также церкви Рыбинской волости Енисейского уезда.
По данным исследователя, в 1625/16261626/1627 гг. в енисейские церкви — Введенскую и Михаила Малеина — поступили книги, в том числе Евангелие Толковое (литовской печати), «Полууста-вие письмянное», которые были куплены в Москве в Овощном ряду у Д. Онцыфорова [9, с. 118-119].
Н. Н. Оглоблиным указано, что богослужебная литература присылалась и в Тару. Известно о по-
сылке богослужебной литературы в 1631-1632 гг. в Пятницкую церковь [9, с. 84].
По заключению исследователя, в начале XVII в. в Сибирь, в частности, в Нарымский острог, церковные книги присылались из казны [8, с. 139,141].
Рассматривая документы об основании Якутского острога, Н. Н. Оглоблин упомянул об отправке в два якутских храма в 1637-1638 и 1640-1641 гг. богослужебной литературы вместе с церковными принадлежностями [10, с. 84, 267-268].
Ученым отмечались и факты утраты книг в результате пожаров. Так, в пожаре тобольской Вознесенской церкви (1641/42 г.) сгорели «Устав письмяный, писан съ старые печати царя Василия Ивановича» и «Служебник печатный» [9, с. 84].
Н. Н. Оглоблин показал, что С. У. Ремезов, работая над «Историей Сибирской», пользовался многими рукописями, содержащими сибирские материалы, — Есиповской летописью Распространенной редакции, Кунгурской летописью, Шлецеровской редакцией «Повести о Сибири», возможно, Книгой записной. Ему были известны синодик «ермаковым казакам», «Сказание о человецах незнаемых» [4, с. 73], «первое чертежное описание Сибири», составленное в 1668 г. в Тобольске, когда велено было «всю Сибирскую землю описати, грани земель и жилищ, межи, реки и урочища, и всему учинити чертеж». (Этот чертеж даже «печати предаша».) [12, с. 4].
Н. Н. Оглоблин показал, что при митрополитах Корнилии и Павле противником официального православия становится раскол. Возникла и противо-раскольничья литература, самыми яркими образами которой считаются послания митрополита Игнатия Римского-Корсакова [8, с. 26].
Н. Н. Оглоблин писал о появлении староверов в Тюмени, их самосожжениях, поиске у раскольников запрещенной литературы. Так, в 1702 г., после рождественских праздников, отряд из 20 служилых людей под руководством воеводы О. Я. Тухачевского выступил на поиски Авраамия Венгерского [11, с. 101-105]. По свидетельству ученого, при попытке задержания группы старообрядцев в Аврамиевой пустыни они бросали тяжелые церковные книги [11, с. 110]. В результате были отобраны, как указано Н. Н. Оглоблиным, 22 «пустынные» книги, доставленные в приказную избу. Часть печатных книг (Октай 1616 г., Шестоднев 1637 г., Книга Ефрема Сирина 1653 г., Требник 1655 г., Книга Апостол в десть 1658 г., Псалтырь неизвестного года издания, ветхая дестевая) была передана протопопу тюменского собора с целью восполнения книжного фонда после пожара. Еще 6 печатных и 10 рукописных книг, как заметил Н. Н. Оглоблин, запечатали в приказной избе [11, с. 113].
Итак, Н. Н. Оглоблиным опубликован и проанализирован обширный материал по истории сибирской книжности XVII в., в частности, о путях проникновения книг в Сибирь, их распространении, стоимости книг, создании первых сибирских библиотек и «хождении» запрещённой литературы, в частности, старообрядческой. В работах Н. Н. Оглобли-на, целиком основанных на архивных документах, определяются репертуар и способы комплектования этих библиотек, прослежена динамика книжного рынка Енисейска, выявлено соотношение рукописных и печатных книг, установлены центры сибирской книжности, главным из которых являлся Тобольский архиерейский дом, очерчен круг сибирских книжников XVII в., включавший не только священнослужителей, начиная с владык, но и посад-
ских, служилых и торговых людей, раскрыта роль московских властей, прежде всего Сибирского приказа, в обеспечении книгами церквей и монастырей азиатской России, что позволяет судить о месте библиотек и распространении литературы, подчас и светской, в культурной жизни Сибири первых десятилетий ее русской колонизации, одним из каналов которой в представлении ученого и являлось развитие книжного дела.
Библиографический список
1. Оглоблин, Н. Н. Библиотека Сибирского митрополита Игнатия: 1700 г. / Н. Н. Оглоблин. - СПб. : Б. и., 1893. — 8 с.
2. Оглоблин, Н. Н. Бытовые черты начала XVIII в. / Н. Н. Оглоблин. - М., 1904. — 21 с.
3. Оглоблин, Н. Н. Из архивных мелочей XVII века / Н. Н. Оглоблин // Библиограф. — 1890. — № 2. — 2 с.
4. Оглоблин, Н. Н. Книжный рынок в Енисейске в XVII в. / Н. Н. Оглоблин // Библиограф. — 1888. — № 7-8. — 4 с.
5. Оглоблин, Н. Н. Из архивных мелочей XVII века / Н. Н. Оглоблин // Библиограф. — 1890. — № 5—6. — 69 с.
6. Оглоблин, Н. Н. Дело о «ворожебных письмах», 1652 г. Бытовые черты XVII века / Н. Н. Оглоблин // РС. — 1894. — № 3. — 2 с.
7. Оглоблин, Н. Н. Бытовые черты XVII века, XV. Вольный справщик церковных книг. 1649 г. / Н. Н. Оглоблин // Русская старина. — 1892. — № 3. — 16 с.
8. Обозрение столбцов и книг Сибирского приказа (1592 — 1768 гг.) / Н. Н. Оглоблин. — М. : Университетская типография. Страстной бульвар, 1901. — Ч. 4. Документы центрального управления. — 287 с.
9. Обозрение столбцов и книг Сибирского приказа (1592 — 1768 гг.) / Н. Н. Оглоблин. — М. : Университетская типография. Страстной бульвар, 1900. — Ч. 3. Документы по сношениям местного управления с центральным. — 389 с.
10. Обозрение столбцов и книг Сибирского приказа (1592 — 1768 гг.) / Н. Н. Оглоблин. — М. : Университетская типография. Страстной бульвар, 1895. — Ч. 1. Документы воеводского управления. — 421 с.
11. Оглоблин, Н. Н. Старец Аврамий Венгерский (очерк из жизни старообрядцев начала XVIП века) / Н. Н. Оглоблин // На сибирские темы. Сборник в пользу Томских воскресных школ и Гоголевского народного дома / Под ред. М. Н. Соболева. — СПб., 1905. — 23 с.
12. Оглоблин, Н. Н. Источники «Чертежной книги Сибири» Семена Ремезова / Н. Н. Оглоблин. — СПб., 1891. — 12 с.
СИЛАЕВА Ирина Александровна, кандидат исторических наук, начальник отдела кадров. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.04.2014 г. © И. А. Силаева
удк 940.3 О. В. ЧУДАКОВ
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ПЕРИОД ЛИКВИДАЦИИ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И СТАНОВЛЕНИЯ ВЛАСТИ СОВЕТОВ
(ОКТЯБРЬ 1917- ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 1918 гг.)
Рассматривается взаимодействие старых органов городской власти с местными Советами в период установления Советской власти (октябрь 1917—первая половина 1918 гг.).
Ключевые слова: органы городского самоуправления, Первая мировая война, Советы рабочих депутатов, общественно-политические процессы. Работа проведена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках государственного задания вузам в части проведения научно-исследовательских работ на 2014—2016 гг., проект 2619.
25 октября 1917 г. в Петрограде II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов заявил о смещении Временного правительства и переходе власти в руки Советов. После этих событий начинается новый этап во взаимодействии городского самоуправления и общественности. Образовавшийся на I Общесибирском съезде Советов Исполнительный комитет Советов Сибири (Центроси-
бирь) 25 октября принял резолюцию о немедленном переходе власти этому органу. В результате во многих сибирских городах состоялись собрания рабочих по вопросу о передаче власти Советам. Например, на первом собрании рабочих в здании Управления Омской железной дороги была принята резолюция: «Немедленно передать всю власть в руки Советов рабочих, солдатских и крестьянских де-