УДК 339: 341.65
DOI: 10.18413/2409-1634-2023-9-3-0-4
1Тарарышкина Л. И., 2Шмигирилова Л. Н.
ЗАПАДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ: ВЫСТОИМ ВОПРЕКИ
белорусский государственный университет, Беларусь, 220030, г.Минск, пр. Независимости, 4 ^Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85
e-mail: [email protected], [email protected]
Аннотация
Статья посвящена изучению актуальных вопросов, связанных с применением западных экономических санкций и особенностями противостояния им Россией и Беларусью. Авторами предлагается рассматривать экономические санкции как инструмент международной конкуренции. Исследуя теоретико-методологические подходы к применению экономических санкций и противодействию им, сделан вывод о возможности и необходимости их преодоления. Проводится анализ инструментов внешнеторговой политики, применяемых на таможенной территории ЕАЭС и оказывающих воздействие на внешнюю торговлю. Доказана взаимосвязь между объемами внешней торговли и доходами бюджета от внешнеторговой деятельности. Показано значение евразийских отраслевых рынков в стабилизации экономической ситуации на таможенной территории ЕАЭС и противодействии западному санкционному давлению. Приведены предпринимаемые меры Беларусью и Россией для нивелирования западных экономических санкций. Внесены авторские предложения по противодействию экономическим санкциям в условиях таможенной территории ЕАЭС.
Ключевые слова: международная конкуренция, международное экономическое сотрудничество, внешняя торговля, санкционный режим, запреты, ограничения, единое таможенное регулирование, евразийские отраслевые механизмы, союзные программы.
Информация для цитирования: Тарарышкина Л.И., Шмигирилова Л.Н. 2023. Западные экономические санкции: выстоим вопреки // Научный результат. Экономические исследования. 2023. Т.9. № 3. С. 41-51. DOI: 10.18413/24091634-2023-9-3-0-4
1Lyubov I. Tararyshkina, WESTERN ECONOMIC SANCTIONS:
^Larisa N. Shmigirilova STANDING FIRM IN SPITE OF THEM_
1Belarusian State University, 4 Nezavisimosti Ave., Minsk, 220030, Republic of Belarus, 2Belgorod State National Research University, 85 Pobedy St., Belgorod, 308015, Russia
e-mail: [email protected], [email protected]
Abstract
The article is devoted to the study of topical issues related to the application of Western economic sanctions and the peculiarities of opposition to them by Russia and Belarus. The authors propose to consider economic sanctions as an instrument of international competition. Exploring the theoretical and methodological approaches to the application of economic sanctions and countering them, the conclusion is made about the possibility and necessity of overcoming them. An analysis is made of the instruments of foreign trade policy applied in the customs territory of the EAEU and affecting foreign trade. The relationship between the volume of foreign trade and budget revenues from foreign trade activities is proved. The importance of the Eurasian industry markets in stabilizing the economic situation in the customs territory of the EAEU and countering Western sanctions pressure is shown. The measures taken by Belarus and Russia to levelling Western economic sanctions are presented. The authors' proposals have been made to counter economic sanctions in the conditions of the customs territory of the EAEU.
Key words: international competition; international economic cooperation; foreign trade; sanctions regime; prohibitions; restrictions; unified customs regulation; Eurasian sectoral mechanisms; union programs
Information for citation: Tararyshkina L.I., Shmigirilova L.N. "Western economic sanctions: we will stand despite", Research Result. Economic Research, 9(3), 41-51, DOI: 10.18413/2409-1634-2023-9-3-0-4
Введение
Одной из характеристик развития международных экономических отношений в современном мире является жесткая международная конкуренция. В условиях ковидной пандемии усилилась конкурентная борьба за природные и энергетические ресурсы, рынки сбыта продукции, доминирование в политической, экономической и финансовой сферах. В связи с чем, в особенно открытой форме проявляется международное соперничество с использованием различного рода приемов и мер санк-ционного характера, в том числе в виде экономических санкций, выступающих, по
нашему мнению, в качестве инструмента международной конкуренции. А также, как отмечает И.Н. Тимофеев: «На сегодняшний день экономические санкции представляют собой один из наиболее распространенных инструментов внешней политики» [Тимофеев, 2018].
При введении санкций США, Запад и другие страны, забывая о выстроенном ранее c их участием и достигнутом в достаточно высокой степени взаимовыгодном международном экономическом сотрудничестве, применяют различного рода запреты и ограничения в целях сдерживания внешней торговли, сворачивания произ-
водства продукции (товаров, работ, услуг) и разрыва межнационального человеческого взаимодействия. Введенные санкции против России и Беларуси служат тому ярким примером.
Российская Федерация и Республика Беларусь в условиях таможенной территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз) и интеграции в рамках Союзного государства подвергнуты многочисленным санкциям: например, в отношении Российской Федерации принято в совокупности свыше 100 различного рода санкционных решений Европейского союза (ЕС), США, Сингапура, Японии, Исландии, Канады, Лихтенштейна, Новой Зеландии, Норвегии, Швейцарии, Южной Кореи [Информация о введенных, 2022; Какие санкции, 2022]. Санкции в отношении Республики Беларусь ввели ЕС, Канада, Великобритания, Швейцария, Япония и Австралия [Международные санкции, 2022]. При этом сотрудники Международного исследовательского института продовольственной политики (IFPRI) Дж. Глаубер и Д. Лаборде, констатируют, что «и США, и ЕС предусмотрели «исключения» для секторов продуктов питания и удобрений...» [Глаубер, Лаборде, 2022], которые не подпадают под санкции.
В научных исследованиях проблематика экономических санкций выступает очень востребованной. Махмутова Е.В. констатирует, что «экономические санкции, введенные... странами Запада, фактически стали первым серьезным испытанием для ЕАЭС» [Махмутова, 2019]. Однако следует отметить, что в условиях евразийской интеграции преференциальный доступ во взаимной торговле на рынки государств-членов ЕАЭС способствует преодолению кризисных явлений.
Н.В. Воловик отмечает, что «для выхода на новые, «несанкционные» рынки белорусским производителям приходится решать многочисленные проблемы, связанные с затратами, логистикой и цепочками поставок.» [Воловик, 2022]. Вместе
с тем, возможность применения льготных цен на газ и нефть смягчают воздействие этих внешних шоков.
Хейфец Б.А. обращает внимание на необходимость «.переориентации экономической интеграции на потребителя, стимулирования неформальной интеграции «снизу», которая должна стать базой для укрепления формальной интеграции на макроуровне.» [Хейфец, 2019].
Таким образом, западные экономические санкции находятся в центре научных исследований. Вместе с тем, в условиях непрекращающегося потока их введения в отношении России и Беларуси требуются дальнейшие исследования и выработки мер по их нивелированию.
Объектом исследования являются западные экономические санкции. Экономические отношения в процессе применения западных экономических санкций выступают предметом исследования. Целью статьи является исследование экономических аспектов западных санкций и противодействия им в условиях таможенной территории ЕАЭС.
Методы исследования - анализ, синтез, структурный анализ; логический, системный и комплексный подходы; статистический и сравнительный методы.
Посредством анализа исследованы отдельные элементы экономических отношений в ситуации применения санкций. Дать оценку применению западных экономических санкций позволил структурный анализ. Путем синтеза выстроено исследование объекта в целом. Применение логического подхода послужило основой теоретическому построению исследования. Комплексный подход обеспечил исследование экономических отношений в процессе применения западных экономических санкций в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства ЕАЭС. Системным подходом реализована цель исследования. Статистическим методом обоснована эффективность противодействия экономическим санкциям. Срав-
нительный метод применен при сопоставлении характеристик внешней торговли и поступлений доходов от внешнеэкономической деятельности, послуживших наглядным подтверждением преодоления западного санкционного режима.
Таким образом, применение научных методов и подходов познания обеспечило проведение данного исследования и достижение доказательства, что Россия и Беларусь смогут выстоять против внешних вызовов.
Работа актуальна в условиях западного санкционного давления, используемого в целях ограничения экономической деятельности России и Беларуси в условиях таможенной территории ЕАЭС.
Основная часть
Безусловно, как показывает практика, инициаторы санкционного режима победителями не становятся. И понятно, по каким причинам: формируемое десятилетиями международное экономическое сотрудничество зиждется на тесных мирохозяйственных связях, в основе которых выработанные столетиями научные подходы зарубежных и отечественных ученых, направленные на достижение международного экономического эффекта (богатства) и повышения достатка граждан всего мира.
В Послании Федеральному собранию Президент Российской Федерации В.В. Путин затронул темы санкций в отношении России, «назвав происходящие события политикой сдерживания», отметив, что ... «у россиян есть достаточный потенциал, чтобы самим заработать благополучие и процветание» [Путин, 2014]. И как констатирует Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, «...санкции не могут приносить пользы, это не сахар, приятного мало, но мы выстоим» [Лукашенко, 2022].
В сложившейся ситуации, когда западный санкционный режим тормозит развитие международного экономического сотрудничества, инструменты внешнеторго-
вой политики на таможенной территории ЕАЭС подвержены осмыслению и пересмотру. Единый таможенный тариф ЕАЭС (ЕТТ ЕАЭС), сформированный на основании тарифных обязательств Российской Федерации перед Всемирной торговой организацией (ВТО) требует гибкого выстраивания с целью повышения его привлекательности для ввоза стратегических важных импортных товаров. Так, временно по свыше 1 500 товарным позициям установлены нулевые ставки ЕТТ ЕАЭС, включая продовольствие и товары, используемые в их производстве (мясо, молочная продукция, овощи, сахар, какао-порошок и др.) [Мяс-никович, 2022], а также предоставлены тарифные льготы в отношении товаров для производства фармацевтической, металлургической, электронной и другой отраслевой продукции, направленные на приток критического импорта.
В соответствии со статьями 34 и 35 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее - Договор о ЕАЭС) неотъемлемыми элементами внешнеторговой политики ЕАЭС являются режим наибольшего благоприятствования и режим свободной торговли [лаубер, Дж., Лаборде, Д., 2023]. Внешняя торговля в рамках зоны свободной торговли со странами Содружества Независимых Государств (СНГ), Сербией, Ираном, Вьетнамом обеспечивает беспрепятственный ввоз импортных товаров в ЕАЭС. Однако заявленная в отношении России санкционная позиция Сингапура в рамках достигнутых договоренностей о создании зоны свободной торговли с ЕАЭС и его государствами-членами свидетельствует об отсутствии конструктивности и искренности намерений в международном экономическом сотрудничестве.
Предоставляемые тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран и (или) наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций Союза требуют ревизии на условиях взаимности согласно списку пользователей стран, приме-
нивших санкции в отношении России и Беларуси. Также необходимо пересмотреть на условиях зеркального отражения предоставление режима наибольшего благоприятствования, определяемого на взаимной основе путем заключения много- и двусторонних международных договоров в целях предоставления другой стороне не менее благоприятных условий в области экономических, торговых и иных отношений по аналогии с любым третьим государством.
Санкционный режим в отношении России и Беларуси вынуждает шире использовать единые меры нетарифного регулирования, закрепленные Договором о ЕАЭС, в торговле с со странами-инициаторами экономических санкций, включая широкое использование запрета ввоза/вывоза товаров, количественных их ограничений; автоматическое лицензирование экспорта/ импорта товаров и разрешительный порядок их ввоза/вывоза в целях достижения экономической безопасности на таможенной территории ЕАЭС.
Индикатором результативности проводимой внешнеторговой политики на таможенной территории Союза и эффективности применения ее инструментов служат объемы внешней торговли товарами. По данным Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), оборот внешней торговли товарами государств-членов ЕАЭС с третьими странами за 2021 год составил 846,4 млрд долл. США, в том числе экспорт товаров - 527,9 млрд долл. США, импорт -318,5 млрд долл. США. По сравнению с 2020 годом объем внешнеторгового оборо-
та увеличился на 35,5%, или на 221,8 млрд долл. США, экспорт - на 44,7% (163,1 млрд долл. США), импорт - на 22,6 % (58,7 млрд долл. США). При этом основным покупателем экспортируемых государствами-членами ЕАЭС товаров выступает ЕС - 41,9% (в 2020 г. - 37,6%). В страны Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества поставлено 28,4% всех экспортированных товаров (в 2020 г. - 29,7%), из них, в Китай - 15,2% (16,4%), США - 3,6% (3,2%), Южную Корею - 3,6% (3,7%). В государства-участники СНГ направлено 5,8% экспорта ЕАЭС (в 2020 г. - 6,3%) [О внешней торговле, 2023].
Единое таможенное регулирование на таможенной территории Союза выступает эффективным инструментом внешнеторговой политики и позволяет наполнять доходы бюджетов государств-членов ЕАЭС, регулировать спрос и предложение, достичь стабильности цен на импортируемые и производимые отечественные товары и в целом - равновесия во внешнеторговой деятельности, осуществлять защиту интересов отечественных товаропроизводителей, обеспечивать экономическую безопасность [Тарарышкина, 2021].
Доходы от внешнеторговой деятельности государств-членов ЕАЭС находятся в тесной взаимосвязи с объемами внешней торговли и, несмотря на внешние вызовы, в последнее время наметилась тенденция их роста (таблица).
Таблица
Доходы от внешнеторговой деятельности государств-членов ЕАЭС (в млн долл. США)
Table
Годы/страны ЕАЭС 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Армения 127,0 114,0 149,0 167,0 198,3 130,7 137,5
Беларусь 2 110,3 1 750,9 1 800,3 2 547,0 2 238,1 1 589,1 1 787,5
Казахстан 2 592,0 2 853,0 3 612,0 3 739,0 4 100,9 2 206,2 3 137,5
Кыргызстан 127,8 199,3 239,7 262,0 315,9 209,3 250,0
Россия 42 515,0 42 960,8 45 140,5 53 387,1 48 743,3 26 193,8 27 450,0
Всего 47 472,1 47 878 50 941,5 60 102,1 55 596,5 30 329,1 32 762,5
Примечание: составлено на основе [Финансовая статистика, 2023]
Как видно из таблицы, доходы от внешнеторговой деятельности государств-членов ЕАЭС имеют положительную динамику роста в период с 2015 по 2018 годы. В период ковидной пандемии в 2019 году в связи с закрытием границ соседних европейских государств на локдаун, наметилась тенденция снижения доходов и особенно ощутимым оно было в 2020 году. При ослаблении ковидной пандемии рост доходов в 2021 году увеличился на 8% по сравнению с 2020 годом. В целом, в республиканских бюджетах государств-членов ЕАЭС доходы от внешнеторговой деятельности составляют до 40% [Финансовая статистика, 2023].
Важным инструментом в проведении внешнеторговой деятельности служит также расширение возможности применения международных расчетов в национальных валютах государств-членов ЕАЭС, что ослабевает валютную конкурентоспособность доллара США и евро, в которых, как правило, заключались внешнеторговые контракты.
Введенные санкции в отношении России и Беларуси в условиях таможенной территории ЕАЭС вынуждают выстраивать новые направления взаимодействия с иностранными государствами, усиливать реализацию стратегических планов функционирования ЕАЭС, внедрять механизмы обеспечения экономической безопасности государств-членов ЕАЭС в целях противодействия внешним вызовам на таможенной территории ЕАЭС. Разумеется, что применение санкций в отношении двух государств (России и Беларуси) вносит сложности в торговлю других государств-членов ЕАЭС. Вместе с тем, в рамках многосторонней торговой системы государства-члены ЕАЭС с пониманием относятся к сложившейся ситуации санкционной политики в отношении России и Беларуси и поддерживают решения ЕЭК в части проводимой работы по снижению последствий санкционного режима [Мясникович, 2022].
Мощным инструментом противодей-
ствия западным санкциям выступают евразийские отраслевые механизмы при полном их запуске, установленные Договором о ЕАЭС, нацеленные на снижение зависимости от иностранных товаров и услуг в целях повышения устойчивости и роста экономики государств-членов ЕАЭС [Тарарышкина, 2022]. Наряду с функционирующими с 1 января 2016 года общими рынками лекарственных средств и медицинских изделий в ЕАЭС проводится работа по запуску других стратегических рынков: газа, нефти и нефтепродуктов, общих энергетического, транспортного, финансового рынка и скоординированной промышленной политики без барьеров, изъятий и ограничений. Это позволит развивать совместную инновационную и инвестиционную деятельность, выстроить кооперационные связи и наладить качественный выпуск электроники и замену импортных товаров, использование санк-ционных сырья, материалов и готовых товаров на благо участников евразийской интеграции, тем самым противодействуя западным экономическим санкциям.
В условиях жесткой международной конкурентной политики и беспрерывного введения западных санкций в целях их противодействию Россия и Беларусь вынуждены вводить аналогичные ответные меры по поддержке национальной экономики.
Так, в Беларуси установлены меры поддержки экономики в отношении экспорта и расширения кредитования экспортеров; выстраивания новых транспортно-логистических цепочек для перенаправления экспортных потоков; создания совместных с Россией импортозамещающих производств и т.д. [О дополнительных мерах, 2022]. Также приняты меры по поддержке промышленности, строительной отрасли, сельского хозяйства, транспорта и туризма [О поддержке экономики, 2022]. Определен запрещенный к ввозу и реализации перечень товаров, происходящих из стран ЕС, США, Канады, Норвегии, Ав-
стралии, Новой Зеландии, Албании и других недружелюбных стран [О применении специальных мер, 2022; 2021].
Основной поток западных санкций направлен на Российскую Федерацию. В качестве ответных мер зеркально принят ряд российских государственных решений по применению специальных экономических мер. Запрещены международные банковские операции в иностранной валюте, введена обязательная продажа экспортерами 80% валютной выручки и др. [Какие санкции вводили, 2022].
Российскому бизнесу запрещены вывоз из России и ввоз на ее территорию отдельной продукции и сырья, ограничен экспорт некоторых видов лесоматериалов, удобрений, сырья для химической промышленности, зерновых культур [О применении специальных экономических, 2022]. В отношении поставок природного газа в недружественные страны установлен порядок расчетов за российские рубли и др. [Импортоза-мещение, 2023].
Заключение
В условиях нагнетающейся мировой обстановки в отношении экономической изоляции Беларуси и России, и желания недружелюбных государств достичь краха наших экономик большую роль играет противодействие санкционному режиму в рамках развития тесного межгосударственного экономического сотрудничества при выполнении Основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021-2023 гг. [Об Основных направлениях, 2022]. Реализация 28 союзных программ по унификации законодательства Беларуси и России позволит достичь не только укрепления двухсторонней союзной интеграции Беларуси и России, но и углубления евразийской интеграции путем усиления сотрудничества между Союзным государством и ЕАЭС.
Слаженное взаимодействие правительств Беларуси и России будет способ-
ствовать преодолению западных санкций, созданию импортозамещения и выработке новых направлений внешнеторговой политики в целях укрепления не только двухстороннего, но и многостороннего сотрудничества в рамках ЕАЭС.
Считаем также целесообразным интеграционным институтам СНГ, Союзного государства и ЕАЭС, а также структурам общественной дипломатии наладить взаимодействие с институтами ВТО, публично заявляя о необходимости восстановления порядка в применении экономических санкций на международном уровне в целях развития, а не сворачивания внешней торговли. В противном случае имеет смысл инициировать вопрос о возможности создания новой независимой от западного влияния региональной торговой организации.
Список литературы
1. Воловик Н.П., 2022. Экономика стран ЕАЭС в условиях антироссийских санкций // Экономическое развитие России. - 2022.
- Т. 29. - № 11: 20-27.
2. Ваганова О.В., 2019. Влияние экономических санкций на инновационное развитие России/Ваганова О.В.//Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2019. Т. 46. № 1. С. 21-30.
3. Ваганова О.В. Россия и санкции // Научный результат. Экономические исследования. 2022. Т.8. № 1. С. 4-11. DOI: 10.18413/2409-1634-2022-8-1-0-1
4. Ваганова, О. В. Динамика научного потенциала и изменение технологической структуры Белгородской области // В сборнике: социально-экономическое развитие организаций и регионов Беларуси: Эффективность и инновации. Материалы докладов Международной научно-практической конференции. Витебский государственный технологический университет, 2017. - С. 142-147.
5. Глаубер, Дж., Лаборде, Д., 2023. Как санкции против России и Беларуси сказываются на экспорте сельхозпродукции и удобрений
- IFPRI [Электронный ресурс]. URL: https://www.agbz.ru/articles/kak-sanktsii-protiv-rossii-i-belarusi-skazyvayutsya-na-eksporte-
selkhozproduktsii-i-udobreniy-ifpri/ (Дата обращения: 07.02.2023).
6. Договор о Евразийском экономическом союзе (вместе с Приложениями 1-33) (ред. от 01.10.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.04.2022): [подписан в г.Астане 29.05.2014] [Электронный ресурс] // Консуль-тантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. -Минск, 2023.
7. Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы [Электронный ресурс]: [подписан в г. Минске 19.05.2011] // Консуль-тантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. -Минск, 2023.
8. Импортозамещение, рост платежей в нацвалютах: как ЕАЭС противостоит санк-ционному давлению Запада [Электронный ресурс]. URL: https://eec.eaeunion.org/news/speech/importozam eschenie-rost-platezhey-v-natsvalyutah-kak-eaes-protivostoit-sanktsionnomu-davleniyu-zapada/ (Дата обращения: 07.02.2023).
9. Информация о введенных санкциях в отношении Российской Федерации: Торгово-промышленная палата Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://uslugi.tpprf.ru/ru/sanctions_2022/ (Дата обращения: 07.02.2023).
10. Какие санкции вводили против России в 2022 году и как отвечала Москва [Электронный ресурс]. URL: https://tass .ru/info/14538591 (дата обращения: 07.02.2023).
11. Лукашенко о санкциях: это не сахар, приятного мало, но мы выстоим [Электронный ресурс]. Интервью информационному агентству Associated Press. БЕЛТА. 5 мая 2022 г. URL: https://www.belta.by/president/view/lukashenko-o-sanktsiyah-eto-ne-sahar-priyatnogo-malo-no-my-vystoim-499969-2022/ (дата обращения: 07.02.2023).
12. Махмутова Е.В., 2019. Влияние антироссийских санкций на Евразийский экономический союз // Вестник международных организаций. - 2019. - Т. 14. - № 3. - С. 99-116. https:// doi 10.17323/1996-7845-2019-03-05.
13. Международные санкции (актуальная информация): Белорусская торгово-промышленная палата [Электронный ресурс]:
URL:
https://www .cci .by/probiznes/mezhdunarodnye -sanktsii-aktualnaya-informatsiya/ (Дата обращения: 07.07.2023).
11. Мясникович, 2022: надо проводить согласованную политику, а не закрывать глаза пеленой санкций [Электронный ресурс]. URL: https://eec.eaeunion.org/news/speech/myasnikovic h-nado-provodit-soglasovannuyu-politiku-a-ne-zakryvat-glaza-pelenoy-sankciy/ (Дата обращения: 07.02.2023).
12. О внешней торговле товарами Евразийского экономического союза со странами вне ЕАЭС [Электронный ресурс]. URL:
http : //www .eurasiancommission.org/ru/act/integr_ i_makroec/dep_stat/tradestat/analytics/Documents /2021/Analytics_E_202112_180.pdf (дата
доступа: 07.02.2023).
13. О дополнительных мерах по обеспечению
стабильного функционирования экономики [Электронный ресурс] : Указ Президента Республики Беларусь от 14 марта 2022 г. № 93. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/22bl0093/ (Дата обращения: 07.02.2023).
14. О поддержке экономики [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 года № 143. URL: https://president.gov.by/ru/documents/ukaz-143-ot-24-aprelya-2020-g-23485 (Дата обращения: 07.02.2023).
15. О применении специальных мер [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Беларусь от 30 марта 2021 г. № 128. URL:
https://etalonline .by/document/?regnum=p321001 28/ (Дата обращения: 07.02.2023).
16. О применении специальных мер в отношении отдельных видов товаров [Электронный ресурс]: Постановление Совета Министров Республики Беларусь 6 декабря 2021 г. № 700 // Нац. правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 07.12.2021, 5/49707.
17. О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций [Электронный ресурс] : Указ Президента Российской Федерации от 28.02.2022 № 79. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0
001202202280049 (Ддата обращения: 07.02.2023).
18.Об Основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021-2023 годы [Электронный ресурс]: Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства, 4 ноября 2021 г. № 6, Минск - Москва // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2022.
19. Послание Путина Федеральному собранию: Украина, санкции, рубль и налоги [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20141204/1036615333.html (Дата обращения 07.02.2023).
20. Тарарышкина Л.И., 2022. Евразийские экономические механизмы в публичном управлении в условиях таможенной территории ЕАЭС/Л.И.Тарарышкина//Экономико-управленческий конгресс: сборник статей по материалам Международного научно -практического мероприятия НИУ «БелГУ», 10-11 ноября 2022 года/отв. ред. В.М.Захаров. - Белгород: ИД «БелГУ» НИУ «БелГУ», 2022: 448-454.
21. Тарарышкина Л.И., 2021. Единое таможенное регулирование в Евразийском эко-номическ союзе как инструмент обеспечения экономической безопасности // Вестник БГЭУ, научно-практический журнал. - 2021. - № 6 (149). - Минск, БГЭУ, 2021: 5-14.
22. Тимофеев И.Н., 2018. Экономические санкции как политическое понятие // Вестник МГИМО-Университета. - 2018. - № 2 (59). -С. 26-42. https:// doi 10.24833/2071-8160-2018-2-5926-4224.Тимофеев, И.Н. Экономические санкции как политическое понятие // Вестник МГИМО -Университета. - 2018. - № 2 (59):26-42. https:// doi 10.24833/2071-8160-2018-2-5926-42.(Дата обращения: 07.02.2023).
23. Финансовая статистика Евразийского экономического союза. Оперативные данные за 2021 год. Статистический сборник; Евразийская экономическая комиссия. -Москва: 2022: 125. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_ i_makroec/dep_stat/fin_stat/statistical_publication s/Doc.ments/finstat/finstat_2021.pdf/ (Дата обращения: 07.02.2023).
24. Хейфец Б.А., 2019. Евразийский экономический союз - время для модернизации // Контуры глобальных трансформаций: полити-
ка, экономика, право. - 2019. - Т. 12. - № 2: 29-50. https:// doi 10.23932/2542-0240-2019-122-29-5.
References
1. Agreement on the functioning of the Customs Union within the framework of the multilateral trading system [Electronic resource]: [signed in Minsk on May 19, 2011] // Consultant-Plus. Belarus / YurSpektr LLC, Nat. Register of Legal Acts of the Republic of Belarus. - Minsk, 2023 (in Russian).
2. Financial statistics of the Eurasian Economic Union. Operational data for 2021. Statistical compendium; Eurasian Economic Commission. - Moscow: 2022. - 125 p. [Electronic resource]. URL: http : //www .eurasiancommission.org/ru/act/integr_ i_makroec/dep_stat/fin_stat/statistical_publication s/Doc.ments/finstat/finstat_2021.pdf/ (Accessed 07 February 2023) (in Russian).
3. Glauber, J., Laborde, D., (2023). How sanctions against Russia and Belarus affect the export of agricultural products and fertilizers -IFPRI [Electronic resource]. URL: https://www.agbz.ru/articles/kak-sanktsii-protiv-rossii-i-belarusi-skazyvayutsya-na-eksporte-selkhozproduktsii-i-udobreniy-ifpri/(date of access: 07.02.2023) (in Russian).
4. Import substitution, the growth of payments in national currencies: how the EAEU resists the sanctions pressure of the West [Electronic resource]. URL: https://eec.eaeunion.org/news/speech/importozam eschenie-rost-platezhey-v-natsvalyutah-kak-eaes-protivostoit-sanktsionnomu-davleniyu-zapada/ (Accessed 07 February 2023) (in Russian).
5. Information about the imposed sanctions against the Russian Federation: Chamber of Commerce and Industry of the Russian Federation [Electronic resource]. URL: https://uslugi .tpprf.ru/ru/sanctions_2022/ (Accessed 07 February 2023 (in Russian).
6. International sanctions (up-to-date information): Belarusian Chamber of Commerce and Industry [Electronic resource]: URL: https://www .cci .by/probiznes/mezhdunarodnye -sanktsii-aktualnaya-informatsiya/ (Accessed 07 February 2023) (in Russian).
7. Kheifets, B.A. Eurasian Economic Union - time for modernization // Outlines of global transformations: politics, economics, law. - 2019. - Vol. 12. - No. 2. - Pp. 29-50. https:// doi
10.23932/2542-0240-2019-12-2-29-5. (Accessed 07 February 2023). (in Russian).
24. Lukashenko on sanctions: its not sugar, its not pleasant, but we will stand [Electronic resource]. Interview with the Associated Press news agency. BELTA. May 5, 2022 URL: https://www.belta.by/president/view/lukashenko-o-sanktsiyah-eto-ne-sahar-priyatnogo-malo-no-my-vystoim-499969-2022/ (Accessed 07 February 2023) (in Russian).
8. Makhmutova, E.V. The impact of anti-Russian sanctions on the Eurasian Economic Union // Vestnik mezhdunarodnykh organizatsii. -2019. - Vol. 14. - No. 3. - P. 99-116. https:// doi 10.17323/1996-7845-2019-03-05. (Accessed 07 February 2023). (in Russian).
9. Myasnikovich: we must pursue a coordinated policy, and not close our eyes with the veil of sanctions [Electronic resource]. URL: https://eec.eaeunion.org/news/speech/myasnikovic h-nado-provodit-soglasovannuyu-politiku-a-ne-zakryvat-glaza-pelenoy-sankciy/ (Accessed 07 February 2023) (in Russian).
10.0n foreign trade in goods of the Eurasian Economic Union with countries outside the EAEU [Electronic resource]. URL: http: //www.eurasiancommis sion.org/ru/act/integr_ i_makroec/dep_stat/tradestat/analytics/Documents /2021/Analytics_E_202112_180.pdf (Accessed 07 February 2023). (in Russian).
11. 0n additional measures to ensure stable functioning of the economy [Electronic resource]: Decree of the President of the Republic of Belarus dated March 14, 2022 No. 93. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/22bl0093/ (Accessed 07 February 2023) (in Russian).
12.0n supporting the economy [Electronic resource]: Decree of the President of the Republic of Belarus of April 24, 2020 No. 143. URL: https://president.gov.by/ru/documents/ukaz-143-ot-24-aprelya-2020- g-23485 (Accessed 07 February 2023). (in Russian).
13. 0n the application of special measures [Electronic resource]: Decree of the President of the Republic of Belarus of March 30, 2021 No. 128. URL:
https://etalonline.by/document/?regnum=p321001 28/ (Accessed 07 February 2023).) (in Russian).
14.0n the application of special measures in relation to certain types of goods [Electronic resource]: Decree of the Council of Ministers of the Republic of Belarus on December 6, 2021 No. 700 // Nat. legal Internet portal of the Republic of
Belarus, 07.12.2021, 5/49707. (Accessed 07 February 2023). (in Russian).
15. On the application of special economic measures in connection with the unfriendly actions of the United States of America and the foreign states and international organizations that have joined them [Electronic resource]: Decree of the President of the Russian Federation of February 28, 2022 No. 79. Official Internet portal of legal information. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0 001202202280049 (Accessed 04 November 2022)
16.Decree of the President of the Russian Federation of February 28, 2022 No. 79. Official Internet portal of legal information. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0 001202202280049 (Accessed 07 February 2023). (in Russian).
17. On the Main Directions for Implementing the Provisions of the Treaty on the Establishment of the Union State for 2021 -2023 [Electronic resource] : Decree of the Supreme State Council of the Union State, November 4, 2021 No. 6, Minsk - Moscow // ConsultantPlus. Belarus / YurSpektr LLC, Nat. center of legal information. Rep. Belarus. - Minsk, 2022 (in Russian).
18.Putin's message to the Federal Assembly: Ukraine, sanctions, ruble and taxes [Electronic resource]. URL: https://ria.ru/20141204/1036615333.html (Accessed 07 February 2023) (in Russian).
19.Tararyshkina, L.I. Eurasian economic mechanisms in public administration in the conditions of the customs territory of the EAEU/L.I. ed. V.M. Zakharov. - Belgorod: Publishing House "BelGU" NRU "BelGU", 2022. - Pp. 448-454 (in Russian).
20. Tararyshkina, L.I. Unified customs regulation in the Eurasian Economic Union as a tool for ensuring economic security // Vestnik BSEU, scientific and practical journal. - 2021. - No. 6 (149). - Minsk, BSEU, 2021 (in Russian).
21. Timofeev, I.N. Economic sanctions as a political concept // Bulletin of MGIMO-University. - 2018. - No. 2 (59). - P. 26-42. https:// doi 10.24833/2071-8160-2018-2-5926-42 (in Russian).
22. Treaty on the Eurasian Economic Union (together with Appendices 1-33) (as amended on 10.01.2019) (as amended and supplemented, entered into force on 04.05.2022): [signed in Astana on 05.29.2014] [Electronic resource]// ConsultantPlus. Belarus / YurSpektr LLC, Nat. center of
legal information. Rep. of Belarus. - Minsk, 2022 (in Russian).
23.Vaganova O.V., (2019). The impact of economic sanctions on the innovative development of Russia / Vaganova O.V. // Scientific bulletin of Belgorod State University. Series: Economics. Computer science. 2019. Vol. 46. No. 1. Pp. 21-30.
24.Vaganova O.V. (2022)/ "Russia and sanctions", Research Result.Economic Research, 8(1), 4-11, DOI: 10.18413/2409-1634-2022-8-10-1
25.Vaganova, O. V., (2017). Dynamics of scientific potential and changes in the technological structure of the Belgorod region // In the collection: socio-economic development of organizations and regions of Belarus: Efficiency and innovation. Materials of reports of the International Scientific and Practical Conference. Vitebsk State Technological University, 2017. - Pp. 142-147
26.Volovik N.P., (2022). Economics of the EAEU countries in the context of anti-Russian sanctions // Economic development of Russia. -2022. - Vol. 29. - No. 11. - Pp. 20-27 (in Russian).
27.What sanctions were imposed against Russia in 2022 and how Moscow responded [Electronic resource]. URL: https://tass.ru/info/14538591 (Accessed 07 February 2023). (in Russian).
Информация о конфликте интересов:
авторы не имеют конфликта интересов для декларации.
Conflicts of Interest: the authors have no conflict of interest to declare.
Тарарышкина Любовь Ивановна, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедры евразийских исследований Белорусского государственного университета, (г. Минск, Беларусь)
Lyubov I. Tararyshkina, Candidate of Economics Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Eurasian Studies of the Belarusian State University, Minsk, Republic of Belarus
Шмигирилова Лариса Николаевна,
кандидат социологических наук, доцент, заместитель директора по международной деятельности Института экономики и управления Белгородского государственного национального исследовательского университета, (г. Белгород, Россия)
Larisa N. Shmigirilova, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Deputy Director for International Activity of the Institute of Economics and Management, Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia