DOI I0.l9l8l/demis.2023.3.2.4 EDN VUPSYZ
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ЕАЭС В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
Долженкова Е.
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия E-mail: [email protected]
Мохорова А. Ю.
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия E-mail: [email protected]
Для цитирования: Долженкова, Е. Интеграционные процессы ЕАЭС в условиях санкций: социально-экономический и демографический аспекты / Е. Долженкова, А. Ю. Мохорова // ДЕМИС. Демографические исследования. 2023. Т. 3, № 2. С. 55-65. DOI 10.1918l/demis.2023.3.2.4. EDN VUPSYZ.
Аннотация. В период турбулентности на политическом уровне особое значение уделяется экономической составляющей регионального сотрудничества государств. На экономическое сотрудничество стран-участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и их внешнеторговые отношения за последние несколько лет влияние оказало санкционное давление, вследствие которого произошли изменения в составе основных внешних партнеров. Цель статьи заключается в определении инструментов, позволявших нивелировать санкционное давление на ранних этапах, а также в поиске решений, которые будут актуальны для всего региона в будущем. Объектом исследования являются внешнеэкономические показатели государств-участников ЕАЭС, предметом исследования - внешнеэкономические отношения между основными экономическими партнерами, как внутри союза, так и между странами-участницами и сторонними партнерами. Для стран-участниц ЕАЭС таким внешним партнером сегодня стала Китайская Народная Республика, на которую приходится основной объем импортно-экспортных операций России, Казахстана и Беларуси. Применяя региональный подход, а также статистические данные по импортно-экспортным операциям за прошедший период 2021-2022 гг., можно выявить снижение внешнеэкономических показателей отдельных стран-участниц ЕАЭС. Для улучшения экономических показателей всех участников союза предлагается разработка общей политико-экономической программы, создание и внедрение нормативно-правовой базы применительно к отношениям с основными внешними партнерами.
Ключевые слова: интеграционная политика; экономическое сотрудничество; санкционное давление; ЕАЭС.
Сотрудничество государств строится в зависимости от национальных интересов, социально-экономического состояния, географического положения. Государства-участники Евразийского экономического союза, помимо перечисленных факторов Щ, имеют общее историческое наследие - Советский Союз. Безусловно, положение в качестве участника Союза ССР оставило за собой сформированную систему ценностей, как на социально-политическом уровне, так и в экономической сфере. В данном случае эти понятия можно охарактеризовать, с одной стороны, с практической точки зрения - использование советских стандартов производства. С другой сторо-
Введение
ны, ментальная близость людей между собой вне зависимости от места проживания на территории СССР, включая восприятие современного пространства ЕАЭС в качестве возможности реализации собственных экономических и социальных интересов. Особое значение имеет и Содружество Независимых Государств (СНГ), которое сплачивает страны одного региона в рамках политико-социальных и экономических процессов.
Нельзя не отметить роль демографических процессов при рассмотрении интеграционной политики союза. В данном случае необходимо определить взаимосвязь роста экономики стран-участниц, повышения уровня жизни населения, усиления миграционных потоков, которые возможно сохранить внутри региона благодаря основе, заложенной, как во времена Советского Союза, так и на основании опыта СНГ. Таким образом, при ускорении роста экономики и при нивелировании проблем, вызванных санкционным давлением, представляется возможным сохранить стабильную демографическую ситуацию в странах-участницах ЕАЭС, создать собственный потенциал специалистов и рабочих, которые смогут реализовать экономические интересы в государствах-участниках союза, тем самым создавая внутренний рынок рабочих и высококвалифицированных специалистов. Обратимся к «Декларации о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза» от 6 декабря 2018 г.1, где особое значение придается развитию человеческого капитала посредством предоставления возможности населению участвовать в бизнес-процессах внутри региона, когда страны-участницы, в свою очередь, создают открытые экономические пространства за счет либерализации экономики и уменьшения барьеров для миграционных потоков внутри ЕАЭС. Внимание также сфокусировано на научной и культурной сферах, которые в декларации рассматриваются в качестве одной из составляющих демографических процессов как инструмент интеграционной политики союза.
ЕАЭС сформировался как единое пространство для реализации социально-экономических интересов государств-участников бывшего Советского Союза, население которых на индивидуальном уровне обладает необходимыми навыками для реализации собственных социально-экономических интересов, включая условия, в которых лидером отношений является Российская Федерация. Республика Казахстан и Республика Беларусь также являются равными партнерами наряду с Республикой Армения и Кыргызской Республикой. Основное различие в данной статье проводится по экономическим возможностям участников союза. В основе ЕАЭС лежат интересы регионального сотрудничества государств, которые имеют под собой запрос на стратегическое развитие, как региона в целом, так и на национальном уровне - для отдельного государства-участника. Как отмечают исследователи [2], ЕАЭС все еще находится на пути своего построения. Влияние санкционного давления на союз сказывается с 2014-2015 гг. - с момента создания ЕАЭС, что, например, выражалось в препятствии по заключению договорных отношений союза и третьих стран. В свою очередь, это привело к усилению интеграционных процессов внутри самого союза и поиску иных партнеров из других регионов.
Роль и место Российской Федерации в ЕАЭС, а также ее положение в условиях двусторонних отношений между государствами-членами сложно переоценить -
1 Декларация о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза // Правовой портал Евразийского экономического союза : [сайт]. URL: https:// docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01522031/ms_10122018 (дата обращения: 30.03.2023).
Россия гораздо более экономически развита, чем иные государства данного региона. Здесь же важно отметить и ее политическую роль на международной арене, благодаря которой, в том числе ЕАЭС может развивать сотрудничество с другими странами (например, Китай, Индия и т. д.) [3]. Отличается Российская Федерация от других стран-участниц и по виду экспортной номенклатуры товаров, в основе которой лежат энергоресурсы.
До 2022 г. ЕАЭС активно развивался2, несмотря на ограниченные санкции в отношении Российской Федерации. После 2022 г. санкционный механизм был усилен, как в отношении России, так и в отношении Республики Беларусь. Между тем направления сотрудничества с внешним миром стран-участниц ЕАЭС развиваются согласно поставленным целям.
Вторая страна в ЕАЭС, которая подвергается санкционному давлению - Республика Беларусь - перестраивает экономику, как в рамках союза, так и самостоятельно с третьими странами [4]. Исходя из условий договорных отношений в ЕАЭС, государства-участники вправе заключать международные договоры в рамках экономических отношений с иными странами. Республика Беларусь также переориентируется на страны, которые не ввели санкции и не поддерживают их - здесь выделяются Турция и Китай, в том числе как наиболее перспективные для развития внешнеэкономических связей партнеры. Е. Б. Стародубцева [5] приводит аргументы о необходимости и целесообразности развития проекта «Большая Евразия», где основными партнерами будут страны Азиатского региона и ЕАЭС. Безусловно, эта же тенденция развития региональной экономики продиктована и положением Китая, который также ищет перспективные направления развития собственной экономики в условиях напряженных отношений с США. А. Н. Спартак [6] отмечает важную роль «Большого Евразийского партнерства», которое при участии Российской Федерации и Китайской Народной Республики позволит ЕАЭС в условиях санкционного давления развиваться в качестве перспективного экономического союза регионального значения.
Многие исследователи [7] обращают внимание и на некоторое стремление к обособленности и/или к уменьшению интеграции с ЕАЭС, в частности, Республики Казахстан, правительство которого стремится к некой самостоятельности политико-экономического развития, что отражается в углублении сотрудничества Казахстана с Китаем, а также со странами, поддерживающими санкционное давление. Г. И. Чуфрин [8] приводит и другие негативные положения политико-экономического развития в регионе ЕАЭС. Например, обозначенное в статье санкционное давление со стороны западноевропейских стран на Российскую Федерацию и Республику Беларусь, безусловно, испытывает на прочность региональный экономический союз. Кроме того, выделяются некоторые проблемы среди стран-участниц ЕАЭС, касающиеся нерешенных политико-экономических вопросов, связанных с национальной позицией, и реализации национальных политико-экономических отношений с третьими странами, поддерживающими санкционное давление.
Цель статьи заключается в определении инструментов благодаря, которым удается нивелировать санкционное давление на государства, оказывающие ключевое влияние на развитие региона ЕАЭС, и в определении благоприятной внутрирегиональной политики на будущее.
2 О перспективах интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза // Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации : [сайт]. URL: http://council.gov.ru/ activity/documents/128320/ (дата обращения: 30.03.2023).
Материалы и методы
Используя региональный подход, выделим азиатский регион в широком смысле, где государства, которые вышли на высокие показатели собственного экономического развития, стремятся к достижению экономического и политического влияния. Здесь выделяются Китай, Индия и Турция. В данном исследовании не делается акцент по виду импортной и экспортной продукции, а учитывается лишь общий объем продукции. Среди трех государств внешнего сотрудничества ЕАЭС особняком стоит Турецкая Республика, которая. по итогам 2022 г. признана главным реэкспортером товаров в Российскую Федерацию3. Главным внутренним реэкспортером в ЕАЭС стала Республика Казахстан. Основными сведениями по импортно-экспортным операциям являются статистические данные открытого доступа4 («Основные показатели Российской Федерации годы (с 1994 г.)», «Внешняя торговля Российской Федерации с основными странами, месяцы (с 2006 г.), «ЕМИСС/1.31.1/Внешнеторговый оборот», «ЕМИСС/1.31.1/Экспорт товаров», «ЕМИСС/1.31.1/Импорт товаров»), включая те, что представлены на официальном сайте Федеральной таможенной службы Российской Федерации5 («Экспорт России важнейших товаров за январь 2022 года» и «Импорт России важнейших товаров за январь 2022 года»). Доля импортно-экспортных операций ЕАЭС за 2022 г. отображена на официальном сайте Евразийской экономической комиссии в «Аналитическом обзоре от 21 марта 2022 г.»6.
Результаты
Интеграционные процессы в странах ЕАЭС опираются на экономический блок отношений. По статистическим данным за 2022 г. по сравнению с 2021 г. между государствами-участниками выросли показатели импортно-экспортных операций. Например, наибольший объем импортно-экспортных операций между Российской Федерацией и странами-участницами ЕАЭС пришелся на Республику Казахстан и Республику Беларусь. В условиях санкционного давления на Россию и Беларусь Казахстан также является и основным внутренним государством, через которое проходит параллельный импорт товаров. По итогам внешней торговли ЕАЭС лидерами являются Россия, Казахстан и Беларусь. Внешние торговые отношения этих же трех государств наблюдаются со странами азиатского региона. Лидер в данных отношениях - Китайская Народная Республика. Именно с Китаем страны-участницы ЕАЭС
3 Тектонический сдвиг: как изменилась внешняя торговля России в 2022 году // РБК : [сайг].та^ https://www.rbc.ru/economics/05/01/2023/63a449789a79477778972b81 (дата обращения: 02.04.2023).
4 Информационно-аналитические материалы // Федеральная служба государственной статистики : [сайт]. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium (дата обращения: 02.04.2023). Внешняя торговля // Федеральная служба государственной статистики : [сайт]. URL: https://rosstat. gov.ru/statistics/vneshnyaya_torgovlya (дата обращения: 02.04.2023).
Динамические ряды по разделам статистики // Евразийская экономическая комиссия : [сайт]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/union_stat/Pages/series/sections. aspx (дата обращения: 02.04.2023).
5 ФТС России: данные об экспорте-импорте России за январь 2022 г. // Федеральная таможенная служба : [сайт]. URL: https://customs.gov.ru/press/federal/document/329649 (дата обращения: 02.04.2023).
6 О внешней торговле товарами Евразийского экономического союза со странами вне ЕАЭС // Евразийская экономическая комиссия : [сайт]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/analytics/Documents/2022/Analytics_E_202201.pdf (дата обращения: 02.04.2023).
развивают основные экономические связи. Внешним хабом параллельного импорта для России и Беларуси является Турецкая Республика.
В 2022 г. санкционное давление на Российскую Федерацию усилилось. В то же время Казахстан, как один из главных российских партнеров, в рамках ЕАЭС увеличил объемы импортно-экспортных операций7, в том числе и из государств западноевропейского региона. Импорт в Республику Казахстан за 2022 г. составил на 20,8% больше, чем за 2021 г., доход от экспортных операций возрос на 36,9%. Экспортные операции в страны ЕАЭС выросли более чем на 24%.
Итоги внешней торговли Республики Беларусь за 2022 г. носят отрицательный характер. В данном случае можно предположить, что негативные результаты связаны с санкционной политикой западноевропейских стран в отношении Российской Федерации и высокой степенью интеграции России и Беларуси. Показатели импорта и экспорта услуг8 за 2022 г. по отношению к 2021 г. опять-таки снизились - экспорта с Ю,3 до 9,2 млн долл. США, импорта - с 5,7 до 5,1 млн. В Республике Беларусь отмечают, что основными партнерами, с которыми экономические отношения уже налажены, являются страны ЕАЭС и СНГ. В качестве перспективного развития экономических отношений с Республикой Беларусь называют страны Азии, Африки, Америки и Океании.
По итогам 2022 г. показатели импорта-экспорта по всем государствам-участникам ЕАЭС различается. Как следует из статистических данных, показатели Республики Беларусь и Российской Федерации по сравнению с 2021 г. снизились. Необходимо уточнить, что данные, представленные по обеим странам, доступны лишь частично. Федеральная таможенная служба России временно ограничила публикацию данных по внешней торговле с апреля 2021 г.9 Данные по Республике Беларусь также доступны в ограниченной форме10. По данным, доступным за январь-февраль 2022 г.11, основная доля импорта Республики Беларусь приходилась на Россию (рост на начало 2022 г. составил 33,7%), Китай (рост на 6,6%), Украину (рост на 20,7%), Германию (падение на 8,7%), Польшу (падение на 7,1%). Основные направления экспорта за тот же период приходились на Россию (рост на 24,5%), Украину (рост 73,8%), Нидерланды (рост 35,4%), Польшу (рост 21,7%), Китай (рост 17,8%). Положительная динамика за 2022 г. наблюдается у Республики Казахстан12, как в импорте, так и в экспорте. Основными
7 В 2022 г. положительное сальдо внешней торговли Казахстана увеличилось в 1,8 раза // ИА «Финмаркет» : [сайт]. URL: http://www.finmarket.ru/database/news/5899761 (дата обращения: 29.04.2023).
8 Общая информация о внешней торговле: направления, задачи, итоги за актуальный период // Министерство иностранных дел Республика Беларусь : [сайт]. URL: https://mfa. gov.by/trade (дата обращения: 29.04.2023).
9 Экспорт из РФ в 2022 году подскочил на 19,9%, импорт снизился на 11,7% // Интерфакс : [сайт]. URL: https://www.interfax.ru/business/890735 (дата обращения: 30.04.2023).
10 Внешняя торговля товарами // Национальный статистический комитет Республики Беларусь : [сайт]. URL: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/ vneshnyaya-torgovlya/vneshnyaya-torgovlya-tovarami/ (дата обращения: 30.04.2023).
11 Внешняя торговля товарами Республики Беларусь в январе-феврале 2022 г. // Национальный статистический комитет Республики Беларусь : [сайт]. // URL: https://www.belstat.gov.by/upload-belstat/upload-belstat-pdf/oficial_statistika/2022/infografics-foreign_trade-2202.pdf (дата обращения: 30.04.2023).
12 Внешняя торговля Казахстана: исторический рекорд и новые вызовы // Международное информационное агентство «Kazinform» : [сайт]. URL: https://www.inform.kz/ru/vneshnyaya-torgovlya-kazahstana-istoricheskiy-rekord-i-novye-vyzovy_a4046134 (дата обращения: 30.04.2023).
государствами-партнерами Казахстана по импорту являются Россия - рост на 34,7% за 2022 г., Китай - 21,9%, Германия - 4,5%, США - 3,8%, Турция - 3,2%, Республика Корея - 3,1%. По экспорту страны-партнеры Казахстана: Италия - рост на 16,4% за 2022 г., Китай - 15,6%, Россия - 10,4%, Нидерланды - 6,5%, Турция - 5,6%, Республика Корея - 5,4%. Сводные данные по импортно-экспортным операциям государств-участников ЕАЭС представлены в табл. 1.
Таблица 1
Изменения в импортно-экспортных операциях стран-участниц ЕАЭС в 2022 г.
Table 1
Changes in import and export operations of the EAEU member states in 2022
Страна Импорт Экспорт
Российская Федерация Падение на 11,7% Рост на 19,9%
Республика Беларусь Падение на 7,6% Падение на 4,2%
Республика Казахстан Рост на 20,8% Рост на 36,9%
Республика Армения Рост на 63,5% Рост 77,7%
Кыргызская Республика Рост на 76,4% Падение на 23,1%
Источник: составлено авторами по данным статистических комитетов стран-участниц ЕАЭС13
В условиях санкционного давления на основные страны-участницы ЕАЭС, с одной стороны, эти государства укрепляют собственную экономическую интеграцию, с другой стороны, сосредотачивают основное внимание на странах Азии, основным бенефициаром которых можно назвать Китайскую Народную Республику. Нельзя не отметить того факта, что китайский рынок давно стал приоритетным для развития государств-участников ЕАЭС, как в рамках реализации продукции, так и для открытия собственных отраслей экономики с привлечением китайских инвестиций [9].
Обсуждение
Страны-участницы ЕАЭС в рамках союза и в рамках национальных политико-экономических отношений имеют разных экономических партнеров. По итогам 2022 г. эти различия значительно отразились на импортно-экспортных показателях государств-участников. С одной стороны, это предоставляет дополнительные возможности для стран- участниц ЕАЭС, на которые оказывается санкционное давление. Например, позволяет реэкспортировать в эти страны санкционные товары в рамках союза. С другой стороны, государства, которые поддерживают экономические санкции и являются внешними партнерами стран-участниц союза, могут использовать экономические отношения в качестве инструмента давления, тем самым разобщая союз и препятствуя процессам политико-экономической интеграции.
Наиболее значимым представляется положение Республики Казахстан. Казахстан стремился и стремится поддерживать внешние политико-экономические отношения с партнерами в различных регионах, в том числе с государствами, которые
13 ВВП Армении в 2022 году вырос на 14,5% // Интерфакс : [сайт]. URL: https://www.interfax. ru/business/884025 (дата обращения: 08.05.2023); В 2022 году импорт Кыргызстана в страны ЕАЭС вырос на 81,7% // Информационное агентство «Акчабар» : [сайт]. URL: https://www.akchabar.kg/ru/ news/import-kyrgyzstana-v-strany-eaes-vyros-na-817/ (дата обращения: 08.05.2023).
поддерживают санкционное давление в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь. Как показывают результаты исследования, одними из значимых партнеров во внешних экономических отношениях для Казахстана являются США, Германия и Италия. Политика Казахстана в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь в рамках ЕАЭС может быть подвержена влиянию внешнеэкономических партнеров, что, безусловно, в перспективе может негативно сказаться на интеграционных процессах союза. Нельзя не отметить, что в условиях турбулентности с 2022 г. любые дополнительные осложнения в отношениях стран-участниц ЕАЭС не приведут к положительным результатам, а лишь осложнят положение остальных участников. Справедливым представляется то, что для усиления положения союза, включая укрепление союзной интеграции, необходимо разработать общую политико-экономическую программу, как для внешних партнеров, так и для внутренних, и создать обязательные условия для реализации этой программы. В данном случае существует риск «снижения суверенитета», но как показывает практика других экономических союзов, без подобного рода «жертв», экономические интеграционные процессы не приносят значительной выгоды участникам союзных образований.
Важно отметить положение Республики Беларусь, которая до недавнего времени имела значительное количество внешних партнеров, в том числе из государств западноевропейского региона несмотря на то, что изначально являлась страной-участницей ЕАЭС. В целом существовала перспектива становления Беларуси хабом для товаров из Китая в Европу, что, безусловно, влекло за собой значительную прибыль как для транзитного государства. В настоящее время Беларусь в качестве внешнего партнера ориентируется на Китай, но в то же время рассматривает и другие рынки, в том числе экспортные. Здесь наблюдается общая с Россией политико-экономическая ориентация, например, налаживание экономических связей со странами Африки и Ближнего Востока. Уместно заметить, что географическое положение государств-участников ЕАЭС позволяет наладить тесное сотрудничество со странами Ближнего Востока, в том числе при участии стран СНГ, не входящих в союз. Государства Ближнего Востока, к примеру, Иран также находится под влиянием санкционного давления, соответственно страна заинтересована в поиске новых стабильных экономических партнеров, которым мог бы стать единый союз ЕАЭС. В целом страны Ближнего Востока представляют собой значительный потенциал, как в экономическом, так и в политическом отношении. Здесь возможно отметить и выстраивание в дальнейшем общей политико-экономической повестки по международным вопросам, создание международной коалиции по тем или иным вопросам стратегического планирования.
Еще одним важным партнером для ЕАЭС является Турция, которая может стать общим партнером для всего союза в рамках политики глубокой интеграции. Турецкая Республика претендует, прежде всего, на роль экономического партнера, который обладает потенциалом глобального экспортера собственной продукции, а также партнером по реэкспорту товаров из других стран, в том числе товаров из санкцион-ного списка.
Общими партнерами для ЕАЭС могут стать и государства Латинской Америки, с которыми и сейчас страны-участницы союза поддерживают политические, социальные и экономические отношения. В целом, рассматривая направления общего сотрудничества ЕАЭС, реально создать некоторый противовес государствам, поддерживающим экономическое давление на доминирующие страны-участницы союза -
Россию и Беларусь. Что предоставит возможность для формирования международной коалиции и приведет к созданию сильных и независимых союзных образований не только по экономическим вопросам, но и по вопросам международных отношений.
Безусловным лидером является Китай, который стремится к доминирующей позиции по экспорту в страны ЕАЭС, одновременно с этим открывает пути для импорта продукции, произведенной в государствах-участниках союза, и энергоресурсов. Положение КНР в качестве актора, стремящегося к доминированию на международной арене в условиях непростых отношений с США и их союзниками в Западной Европе, заставляет эту страну искать новых глобальных партнеров. Нельзя исключать и географическую близость Китая к государствам ЕАЭС, что также является одним из факторов в пользу сближения с регионом. В таком контексте положительный характер имеет и давняя политика России, Беларуси и Казахстана в отношениях с Китаем - налаживание экономических, политических, социальных и культурных связей между странами. Выстраиванию более тесных отношений между государствами способствует и переориентация самого Китая, который давно инвестирует в различные отрасли экономики всех стран ЕАЭС. Необходимо подчеркнуть и глобальную роль Китая для государств Европы, которые также ориентируются на международное сотрудничество с ним. Китайские инвестиционные и экономические возможности оказывают положительный эффект для стран европейского региона, в том числе и в качестве государств-транзитеров. Здесь возможно возобновление проектов, направленных на улучшение и удешевление логистических цепочек поставок товаров из Китая в Западную Европу.
Заключение
Актуальной проблемой для интеграционной политики ЕАЭС сегодня является некая разобщенность в политико-экономических отношениях стран-участниц с внешними партнерами. Для решения данной проблемы возможно предложить более углубленные условия сотрудничества в рамках союза, а также определить общих для всего ЕАЭС партеров по политико-экономическим отношениям, которыми могут стать государства Ближнего Востока, Латинской Америки и Африки. Здесь же уместно разработать общую для союза и его партнеров нормативно-правовую базу, которая будет регулировать экономические процессы всех участников, предварительно уделив особое внимание сближению законодательства в сфере экономических отношений стран ЕАЭС, при условии, чтобы на начальном этапе развития союза предпринимались попытки унификации и стандартизации. Если продолжить данную работу в современных условиях и при имеющих место вызовах, то будет возможно добиться результатов, которые только усилят интеграционные процессы ЕАЭС.
Выстраивание единой политико-экономической конъюнктуры станет возможным после определения общих интересов сотрудничества, при которых каждый участник отношений сможет отстоять свои национальные интересы. Безусловно, подобный консенсус возможен только после принятия политического решения действовать согласованно и в интересах союза, результаты деятельности которого приведут к получению большей выгоды, чем если бы действия государства-участника были вне рамок союзных отношений.
Основным экономическим партнером, который сегодня объединяет все страны ЕАЭС, является Китай. Экономическое сотрудничество с КНР у всех участников ЕАЭС затрагивает наиболее значимые отрасли экономики. Таким образом, сотруд-
ничество с Китаем можно предложить в качестве основы сотрудничества для других партнеров.
Список литературы
1. Вартанова, М. Л. Исследование интеграционных процессов стран ЕАЭС: социально-экономические тенденции и перспективы развития // Вестник Академии знаний. 2020. № 40 (5). С. 80-91. DOI 10.24412/2304-6139-2020-10597. EDN WKNYBZ.
2. Померлян, Е. А. Будущее Евразийского экономического союза в контексте антироссийских санкций // Горизонты экономики. 2022. № 3 (69). С. 72-78. EDN IEBLVV
3. ЕАЭС - большое историческое достижение и перспектива // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2020. № 3 (33). С. 125-126. EDN RLIVKL.
4. Мазулина, А. Н. Развитие региональной торговой интеграции ЕАЭС в условиях санкционно-го давления // Гармонизация интеграционных процессов на евразийском пространстве: материалы международного круглого стола по инновациям в международных исследованиях. Минск, 20 апреля 2022 г. Минск : Белорусский государственный университет, 2022. С. 40-45. EDN GTPGMF.
5. Стародубцева, Е. Б. Большая Евразия: взаимовыгодное сотрудничество // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2019. Т. 5 (71), № 3. С. 151-157. EDN BQFKTS.
6. Спартак, А. Н. Переформатирование международного экономического сотрудничества России в условиях санкций и новых вызовов // Российский внешнеэкономический вестник. 2023. № 4. С. 9-35. DOI 10.24412/2072-8042-2023-4-9-35.EDN BPMQHS.
7. Махмутова, Е. В. Влияние антироссийских санкций на Евразийский экономический союз // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2019. Т. 14, № 3. С. 99116. DOI 10.17323/1996-7845-2019-03-05. EDN SIGPIV.
8. Чуфрин, Г. И. К вопросу о перспективах развития ЕАЭС // Россия и новые государства Евразии. 2020. № 4 (49). С. 11-24. DOI 10.20542/2073-4786-2020-4-11-24. EDN MEQCYO.
9. Фурсова, Т. В. Инвестиционная деятельность государств участников ЕАЭС в условиях глобального кризиса / Т. В. Фурсова, С. Ж. Пралиева // Форум. 2020. № 1 (20). С. 33-44. EDN HFQGJC.
Сведения об авторах:
Долженкова Екатерина, кандидат политических наук, доцент Высшей школы юриспруденции и судебно-техни-ческой экспертизы, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия.
Контактная информация: e-mail: [email protected]; ORCID ID: 0 0 0 0-0 0 03-0261-763X; Web of Science Researcher ID: AAI-2755-2021; РИНЦ Author ID: 866134;
Мохорова Анна Юрьевна, кандидат политических наук, доцент Высшей школы международных отношений, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия.
Контактная информация: e-mail: [email protected]; ORCID ID: 0000-0001-9161-6959; Web of Science Researcher ID: AAK-3609-2021; РИНЦ Author ID: 3888 67.
Статья поступила в редакцию 10.04.2023; принята в печать 12.06.2023.
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
EAEU INTEGRATION PROCESSES IN CONDITIONS OF SANCTIONS: SOCIO-ECONOMIC AND DEMOGRAPHIC ASPECTS
Ekaterina Dolzhenkova
Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russia E-mail: [email protected]
Anna Yu. Mokhorova
Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russia E-mail: [email protected]
For citation: Dolzhenkova, Ekaterina. EAEU Integration Processes in Conditions of Sanctions: Socio-Economic and Demographic Aspects / E. Dolzhenkova, A. Yu. Mokhorova. DEMIS. Demographic Research. 2023. Vol. 3, No. 2. P. 55-65. DOI 10.1918l/demis.2023.3.2.4.
Abstract. During the period of turbulence at the political level, special attention is paid to the economic component of regional cooperation between states. The economic cooperation of the EAEU member states, as well as their foreign trade relations over the past few years, has been influenced by sanctions pressure, through which there have been changes in the composition of the main external partners. The purpose of the article is to identify the tools that made it possible to level the sanctions pressure at the early stages, as well as to find solutions that will be relevant in the future for the entire region. The object of the research is the foreign economic indicators of the EAEU member countries, the subject of the research is the foreign economic relations between the main economic partners, both within the union and between the participating countries and third-party partners. For the EAEU member countries, such an external partner today is the People's Republic of China, which accounts for the bulk of import and export operations of Russia, Kazakhstan, and Belarus. Applying a regional approach, as well as statistical data on import-export operations for the past period of2021-2022, a decrease in the external economic indicators of individual EAEU member countries is revealed. To improve the economic performance of all members of the union, it is proposed to develop a common political and economic program, develop, and implement a regulatory framework in relation to relations with major external partners.
Keywords: integration policy; economic cooperation; sanctions pressure; EAEU.
References
1. Vartanova, M. L. Research of Integration Processes in the EEU Countries: Socio-Economic Trends and Development Prospects. Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. No. 40 (5). P. 80-91. DOI 10.24412/2304-6139-2020-10597. (In Russ.).
2. Pomerlyan, E. A. Future ofthe Eurasian Economic Union amid the Anti-Russian Sanctions. Horizons of Economy. 2022. No. 3 (69). P. 72-78. (In Russ.).
3. EAES - bolshoe istoricheskoe dostizhenie i perspektiva [The EAEU is a great historical achievement and perspective]. Evrazijskaya integratsiya: ekonomika, pravo, politika [Eurasian integration: economics, law, politics]. 2020. No. 3 (33). P. 125-126. (In Russ.).
4. Mazulina, A. N. Development of Regional Trade Integration of the EAEU under Sanctions // Harmonization of Integration Processes in the Eurasian Space. Materials of the international round table on innovations in international research. Minsk, April 20, 2022. Minsk : Belorussian State University, 2022. P. 4045. (In Russ.).
5. Starodubtseva, E. B. Bolshaya Evraziya: vzaimovygodnoe sotrudnichestvo [Big Eurasia: mutually beneficial cooperation]. Uchenye zapiski Krymskogo federalnogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Ekonomika i upravlenie. [Scientific notes of the V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Economics and management]. 2019. Vol. 5 (71), No. 3. P. 151-157. (In Russ.).
6. Spartak, A. N. Reshaping Russia's International Economic Cooperation amid Sanctions and New Challenges. Russian Foreign Economic Bulletin. 2023. No. 4. P. 9-35. DOI 10.24412/2072-8042-2023-4-9-35. (In Russ.).
7. Makhmutova, E. V. Sanctions Against Russia and their Impact on the Eurasian Economic Union. International Organisations Research Journal. 2019. Vol. 14, No. 3. P. 99-116. DOI 10.17323/1996-7845-201903-05. (In Russ.).
8. Chufrin, G. I. K voprosu o perspektivakh razvitiya EAES [On the issue of the prospects for the development of the EAEU]. Rossiya i novyegosudarstva Evrazii [Russia and the new States of Eurasia]. 2020. No. 4 (49). P. 11-24. DOI 10.20542/2073-4786-2020-4-11-24. (In Russ.).
9. Fursova, T. V. Investment Activities ofthe EAEU in the Conditions ofthe Global Crisis / T. V. Fursova, S. Zh. Pralieva. Forum. 2020. No. 1 (20). P. 33-44. (In Russ.).
Bio note:
Ekaterina Dolzhenkova, Candidate of Political Sciences, Associate Professor, Higher School of Law and Forensic Technical Expertise, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russia.
Contact information: e-mail: [email protected]; ORCID ID: 0000-0003-0261-763X: Web of Science Researcher ID: AAI-2755-2021: RSCI Author ID: 866134.
Anna Yu. Mokhorova, Candidate of Political Sciences, Associate Professor, Graduate School of International Relations, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russia.
Contact information: e-mail [email protected]; ORCID ID: 0000-0001-9161-6959; Web of Science Researcher ID: AAK-3609-2021; RSCI Author ID: 388867.
Received on 10.04.2023; accepted for publication on 12.06.2023. The authors have read and approved the final manuscript.