Научная статья на тему 'Развитие евразийской интеграции: движение от "евразийской тройки" к континентальному Евразийскому партнерству'

Развитие евразийской интеграции: движение от "евразийской тройки" к континентальному Евразийскому партнерству Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1655
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ (ЕАЭС) / КОНТИНЕНТАЛЬНОЕ ЕВРАЗИЙСКОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Лапенко Марина Владимировна

29 мая 2019 г. исполнится пять лет со дня подписания основополагающего документа для развития евразийской интеграции Договора о Евразийском экономическом союзе. За прошедший период проделана серьезная работа по реализации основных задач ЕАЭС. Однако тенденции мировой экономики развиваются настолько стремительно, что обуславливают принятие новых дополнительных инициатив, таких, например, как цифровая повестка. Более того, развитие евразийской интеграции происходит в достаточно агрессивной внешней среде, которая характеризуется усилением конкуренции на мировом рынке, кризисом созданной в рамках ВТО либеральной модели мировой торговли, попытками создания новых преференциальных региональных и трансконтинентальных Зон свободной торговли. Евразийский экономический союз с момента идейного обоснования рассматривался странами-учредителями как новый экономический союз, как субъект мировых экономических отношений и конкурентоспособное интеграционное объединение. В современных реалиях Евразийская экономическая комиссия вынуждена расширять сферу международного сотрудничества для обеспечения интересов бизнеса стран-участниц ЕАЭС на внешних рынках. Документ, который бы четко сформулировал стратегию ЕАЭС по формированию внешнего контура или как его еще называют «широкого интеграционного контура» пока не выработан. Однако все чаще в выступлениях государственных деятелей стран-ЕАЭС и министров ЕЭК встречаются такие понятия как «Большая Евразия» и «Большое евразийское партнерство». Под данными терминами понимается особый формат взаимодействия между ЕАЭС как интеграционным ядром и внешними партнерами, при чем как на Западе, так и на Востоке, как взаимодействие, основанное на комплексном развитии инфраструктуры транспортной, телекоммуникационной и энергетической. В данной статье рассматриваются основные направления развития внешнего контура ЕАЭС через подписание соглашений о сотрудничестве с третьими странами и интеграционными объединениями, а также через формирование Зон свободной торговли. Автор приходит к мнению, что формат создания ЗСТ наилучшим образом отвечает интересам стран-участниц ЕАЭС, расширяет экспортные возможности, делает интеграционное объединение более устойчивым к внешним вызовам и соответствует долгосрочной стратегии развития ЕАЭС до 2030 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие евразийской интеграции: движение от "евразийской тройки" к континентальному Евразийскому партнерству»

РАЗВИТИЕ ЕВРАЗИЙСКОЙ

ИНТЕГРАЦИИ: ДВИЖЕНИЕ ОТ «ЕВРАЗИЙСКОЙ ТРОЙКИ» К КОНТИНЕНТАЛЬНОМУ ЕВРАЗИЙСКОМУ ПАРТНЕРСТВУ

М. В. Лапенко

Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

Саратов, Россия

Аннотация 29 мая 2019 г. исполнится пять лет со дня подписания основополагающего документа для развития евразийской интеграции - Договора о Евразийском экономическом союзе. За прошедший период проделана серьезная работа по реализации основных задач ЕАЭС. Однако тенденции мировой экономики развиваются настолько стремительно, что обуславливают принятие новых дополнительных инициатив, таких, например, как цифровая повестка. Более того, развитие евразийской интеграции происходит в достаточно агрессивной внешней среде, которая характеризуется усилением конкуренции на мировом рынке, кризисом созданной в рамках ВТО либеральной модели мировой торговли, попытками создания новых преференциальных региональных и трансконтинентальных Зон свободной торговли.

Евразийский экономический союз с момента идейного обоснования рассматривался странами-учредителями как новый экономический союз, как субъект мировых экономических отношений и конкурентоспособное интеграционное объединение. В современных реалиях Евразийская экономическая комиссия вынуждена расширять сферу международного сотрудничества для обеспечения интересов бизнеса стран-участниц ЕАЭС на внешних рынках. Документ, который бы четко сформулировал стратегию ЕАЭС по формированию внешнего контура или как его еще называют «широкого интеграционного контура» пока не выработан. Однако все чаще в выступлениях государственных деятелей стран-ЕАЭС и министров ЕЭК встречаются такие понятия как «Большая Евразия» и «Большое евразийское партнерство». Под данными терминами понимается особый формат взаимодействия между ЕАЭС как

интеграционным ядром и внешними партнерами, при чем как на Западе, так и на Востоке, как взаимодействие, основанное на комплексном развитии инфраструктуры - транспортной, телекоммуникационной и энергетической.

В данной статье рассматриваются основные направления развития внешнего контура ЕАЭС через подписание соглашений о сотрудничестве с третьими странами и интеграционными объединениями, а также через формирование Зон свободной торговли. Автор приходит к мнению, что формат создания ЗСТ наилучшим образом отвечает интересам стран-участниц ЕАЭС, расширяет экспортные возможности, делает интеграционное объединение более устойчивым к внешним вызовам и соответствует долгосрочной стратегии развития ЕАЭС до 2030 г.

Ключевые слова: евразийская интеграция, Евразийский экономический союз (ЕАЭС), континентальное евразийское партнерство.

THE DEVELOPMENT OF EURASIAN INTEGRATION: MOVEMENT FROM THE "EURASIAN THREE" TO THE CONTINENTAL EURASIAN PARTNERSHIP

M.V. Lapenko

Saratov State University Saratov, Russia

Abstract On May 29, 2019, it will be five years since the signing of the basic document for the development of Eurasian integration -the Treaty on the Eurasian Economic Union. Over the past period, serious work has been done on the implementation of the main tasks of the EAEU. However, the trends of the world economy are developing so rapidly that they cause the adoption of new additional initiatives, such as, for example, the digital agenda. Moreover, the development of Eurasian integration occurs in a rather aggressive external environment, which is characterized by increased competition in the world market, the crisis created in the WTO liberal model of world trade, attempts to create new preferential regional and transcontinental Free Trade Zones.

From the moment of ideological justification, the Eurasian Economic Union was considered by the founding countries as a new economic union, as a subject of world economic relations and a competitive integration association. In the modern realities, the Eurasian Economic Commission is forced to expand the scope of international cooperation to ensure the business interests of the EAEU member countries in foreign markets. A document that would clearly formulate the EAEU strategy for the formation of the external contour or, as it is also called, the "wide integration contour" has not yet been developed. However, such notions as "Greater Eurasia" and "Great Eurasian partnership" are more often encountered in speeches by statesmen of the EAEU countries and EEC ministers. These terms are understood as a special format of interaction between the EAEU as an integration core and external partners, and both in the West and in the East, as an interaction based on the integrated development of infrastructure - transport, telecommunications and energy.

This article discusses the main directions of development of the external circuit of the EAEU through the signing of cooperation agreements with third countries and integration associations, as well as through the formation of Free Trade Zones. The author comes to the conclusion that the format of creating an FTA best suits the interests of the EAEU member countries, expanding export opportunities, making integration amalgamation more resilient to external challenges and in line with the long-term development strategy of the EAEU until 2030.

Keywords: Eurasian integration, Eurasian Economic Union (EAEU), continental Eurasian partnership.

В конце года принято подводить некоторые итоги, а также давать прогнозы на будущий год. С точки зрения развития евразийской интеграции в рамках деятельности Евразийского экономического союза год не был простым, в силу сохранения санкционного режима, неустойчивости курса российского рубля и как следствие национальных валют стран-участниц ЕАЭС, напряженных отношений России и

«коллективного Запада», а также политического кризиса в Армении.

Однако, несмотря на возникавшие вызовы, Евразийский экономический союз сохранил устойчивый курс на дальнейшее углубление интеграции, а также расширение международных связей и, фактически, на выход по траектории создания нового формата взаимодействия с внешними партнерами - формата «Большой Евразии» или «большого евразийского партнерства».

2019 г. должен пройти под знаком 25-летия идеи евразийской экономической интеграции и 5-летия Договора о ЕАЭС. В преддверии этих важных юбилейных дат в ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета 6 декабря 2018 г. в г.Санкт-Петербург был принят комплекс документов, в том числе «Декларация о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза»1. В документе отмечается успешное развитие ЕАЭС, который по мнению авторов, «за короткий срок занял позицию полноправного субъекта мировой экономики»2.

Среди основных приоритетов дальнейшего развития ЕАЭС, помимо обеспечения максимальной эффективности единого рынка, формирования «территории инноваций», стимулирования научно-технического прогресса и развития человеческого потенциала, особо выделяется задача «формирования ЕАЭС как одного из наиболее значимых центров развития современного мира, открытого для взаимовыгодного и равноправного сотрудничества с внешними партнерами и выстраивания новых форматов взаимодействия»3.

Является ли данная идея новой, и какое звучание она приобретает в свете тенденций развития мировой экономики? Ко-

1 Документы, подписанные по итогам Высшего Евразийского экономического совета // http://kremlin.ru/supplement/5377 (дата доступа 10.12.2018).

2 Декларация о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза // http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/fr7wTgpT RVZlweOVbjn6GaPih8G1rA1f.pdf (дата доступа 10.12.2018).

3 Там же.

гда появляется геоэкономическая повестка в деятельности Евразийского экономического союза?

Идея Евразийского союза впервые прозвучала в выступлении Президента Казахстана Н. А. Назарбаева в МГУ 29 марта 1994 г. [Назарбаев 1997: 32]. За неделю до этого, выступая в лондонском институте Chatham House, Н. Назарбаев отметил, что развитие постсоветского пространства определяется двумя тенденциями: с одной стороны, становлением национальной государственности, а с другой - необходимостью интеграции, поэтому «целесообразно строить реальный работающий союз государств на основе «ядра стран». Мысль о том, что разумнее отталкиваться от ограниченного круга стран, позже подтвердилась при практической реализации Евразийского экономического союза на базе «евразийской тройки» или «интеграционного ядра» - Беларуси, Казахстана и России.

В своем московском выступлении Назарбаев прямо указал на две составляющие будущего Евразийского союза: глубокую экономическую интеграцию (именно этой задачей сейчас и занимаются институты ЕАЭС) и оборонный союз (реализовано в форме Организации договора о коллективной безопасности - ОДКБ) [Назарбаев 1997: 44-50]. Кроме того, Н.Назарбаев определил цели, принципы деятельности, организационную структуру Евразийского союза (ЕАС) - такое название презентовал Президент Казахстана [Назарбаев 1997: 44-50].

Кроме того, Назарбаев обосновал идею о том, что евразийский регион может сыграть особую роль в преодолении глобального кризиса. В тот период он был готов даже к более тесной интеграции, чем в настоящее время вплоть до введения «евразийской наднациональной расчетной единицы». Он также предлагал рассматривать вариант движения «от региональной евразийской интеграции - к континентальной и глобальной, от региональных расчетных единиц - к наднациональной мировой валюте» [Назарбаев 1997: 44-50].

Далее последовали многочисленные статьи, выступления, книги Н. Назарбаева

на тему развития Евразийского союза, которые позволили говорить о формировании особой «евразийской доктрины Нурсултана Назарбаева» [Евразийская доктрина 2010]. Президент Казахстана не только теоретически разрабатывал в своих трудах концептуальные основы евразийской интеграции, но и способствовал формированию реальной и эффективно действующей структуры Евразийского союза.

Подготовительным этапом к практической реализации проекта Евразийского экономического союза стало функционирование Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в период с 2000 по 2014 гг. и создание Таможенного союза и Единого экономического пространства «евразийской тройки» - России, Казахстана и Беларуси. ЕврАзЭС продемонстрировал возможность более эффективной экономической интеграции, заложил законодательно-правовые и функциональные основы евразийской интеграции.

Осенью 2011 г. идея евразийской интеграции получила новое звучание и выражение в конкретных практических инициативах. 4 октября 2011 г. в «Известиях» была опубликована статья В.В. Путина «Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня», затем вышли статьи А.Г. Лукашенко «О судьбах нашей интеграции» и Н.А. Назарбаева «Евразийский союз: от идеи к истории будущего»1.

Сравнительный анализ данных публикаций позволяет выделить несколько общих позиций лидеров «евразийской тройки» по развитию евразийской интеграции:

1. Главная цель евразийской интеграции - это создание полноценного конкурентоспособного глобального экономического союза.

1 Путин В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня // Известия. 2011. 3 окт. [Электронный ресурс]. URL: http://izvestia.ru/ news/502761 (дата обращения: 30.10.11); Лукашенко А. О судьбах нашей интеграции // Известия. 2011. 17 окт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.izvestia.ru/ news/504081 (дата обращения: 30.10.11); Назарбаев Н. Евразийский союз: от идеи к истории будущего https://iz.ru/news/504908 (дата обращения: 30.10.11)

2. Евразийский союз должен стать новым рациональным проектом, а не восстановлением СССР.

3. Евразийский союз - это открытый проект и составная часть общеевропейских интеграционных проектов.

4. Евразийский союз - новый геополитический проект и составная часть нового мирового порядка [Лапенко 2013: 70-79].

Опубликованные статьи сыграли важную роль в актуализации идеи евразийской интеграции и дали серьезный импульс к процессам ее всестороннего анализа и реализации на практике. Данные идеи нашли свое отражение и в учредительном Договоре о ЕАЭС от 29 мая 2014 г.1

Настоящим соглашением договаривающиеся стороны (Россия, Казахстан и Беларусь) учредили Евразийский экономический союз, в рамках которого должна быть обеспечена свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в экономической сфере. На основе Договора Союз наделялся международной правосубъектностью, в частности правом осуществлять международное сотрудничество с государствами, международными организациями и международными интеграционными объединениями (Статья 7)2.

Евразийский экономический союз начал функционировать с 1 января 2015 г. Со 2 января 2015 г. после завершения всех ратификационных процедур Республика Армения стала полноправным членом ЕАЭС. 12 августа 2015 г. после реализации «дорожной карты» и завершения ратификационных процедур Кыргызская Республика стала полноправным членом ЕАЭС. Таким образом, к осени 2015 г. завершилось формирование ЕАЭС в составе пяти стран-участниц.

Создание ЕАЭС стало результатом поиска формата и направлений равновыгодного сотрудничества. Государства-члены

1 Договор о Евразийском экономическом союзе http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1 63855/ (дата доступа 10.12.2018).

2 Там же.

ЕАЭС пошли по пути объединения («синергии») потенциалов национальных экономик в интересах их устойчивого развития. В связи с приобретением Евразийским экономическим союзом международной правосубъектности, государства-участники и Евразийская экономическая комиссия приступили к формированию «внешнего контура» ЕАЭС и укреплению авторитета интеграционного объединения на международной арене.

За рассматриваемый период (20142018 гг.) Евразийская экономическая комиссия выработала несколько основных механизмов формирования взаимоотношений с третьими странами: первый - это выстраивание особых партнерских отношений между интеграционными объеди-нениями3, второй - подписание Меморандумов о сотрудничестве для расширения экономического взаимодействия, третий вариант - создание Зон свободной торговли.

Сотрудничество с Европейским союзом, который для каждого государства-члена ЕАЭС выступает приоритетным партнером4, является важной целью реализации евразийской интеграции и формирования ЕАЭС как конкурентноспособного союза, а в перспективе и создание платформы для построения новой, равновесной экономической системы на континенте. Перспектива развития взаимоотношений по линии ЕС - ЕАЭС на теоретическом уровне рассматривается и обосновывается экспертами как «интеграция интеграций». Однако практической реализации данной идеи препятствует политический кризис вокруг Украины и санкционный режим. При этом, несмотря на сложные отноше-

3 Здесь рассматривается переговорный процесс именно с региональными экономическими блоками. Помимо этого, ЕЭК подготовило и подписало ряд соглашений с международными организациями - ЕЭК и МОМ, ЕЭС и ЕАБР, ЕЭК и ЮНКТАД и другие.

4 На момент создания Евразийского союза на долю ЕС приходилось более 50% всего товарооборота ЕАЭС // Министр ЕЭК К. Минасян: «Установление диалога между ЕС и ЕАЭС даст дополнительный импульс их экономическому развитию» http ://www. eurasiancommission. org/ru/nae/news/Pages /03-11-2015-1.aspx (дата доступа 10.12.2018).

ния, ряд европейских чиновников, уже заявили о возможности сотрудничества между ЕС и ЕЭАС, а европейский бизнес пытается получить возможность ведения переговоров с представителями Евразийской экономической комиссии.

Возможные перспективы сотрудничества между Евразийским экономическим и Европейским союзами обсуждались на прошедшей 18 декабря 2018 г. в Вене конференции «Соединяя Европу и Азию», организованной обновленным Бретон-Вудским комитетом и Национальным банком Австрии в завершающий период председательства этой страны в ЕС. Официальную позицию ЕЭК по этому вопросу представила член Коллегии (министр) по интеграции и макроэкономике ЕЭК Татьяна Валовая. «В условиях меняющейся мировой экономической архитектуры отсутствие диалога между нашими союзами недопустимо», - заявила Т. Валовая в ходе своего выступления. - «Нам следует начать контакты без оглядки на политический контекст, и, уверена, экономические дивиденды и усиление позиций наших стран в мировой экономике, особенно на волне протекционистских тенденций, не заставят себя ждать»1.

Достаточно часто необходимость налаживания конструктивного диалога между двумя интеграционными объединения представители ЕЭК озвучивают и на площадке Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Так, например, на заседании Экономико-экологического комитета ОБСЕ в Вене 9 ноября 2018 г. заместитель директора Департамента развития интеграции ЕЭК Г. Барсегян отметила, что «евразийская экономическая интеграция вносит практический вклад в развитие экономической связанности и стабильности в Евразии. Региональная экономическая интеграция сегодня выступает драйвером сотрудничества между государствами, способствуя выравниванию диспропорций в экономическом развитии, и в итоге положительно влияет на рост уровня

1 ЕАЭС - ЕС: перспективы диалога обсуждены в Вене

http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages /18-12-2018-3.aspx (дата доступа 10.12.2018).

жизни населения». Она также подчеркнула, что «связанность на евразийском континенте необходимо рассматривать сквозь призму традиций партнерства стран ЕАЭС и ЕС»2.

Традиционно широкие связи Евразийской экономической Комиссии с правительствами и бизнес-структурами целого ряда государств Латинской Америки позволили выйти на новый уровень взаимодействия с региональными интеграционными группировками. Первым региональным интеграционным экономическим объединением, с которым Евразийская экономическая комиссия подписала Меморандум о взаимопонимании, стало Андское сообщество [Lagutina, Lapenko 2017: 168171].

Меморандум о взаимопонимании между ЕЭК и Генеральным секретариатом Андского сообщества был подписан министром по интеграции и макроэкономике ЕЭК Т. Валовой и генеральным секретарем Андского сообщества Уолкером Сан-Мигелем Родригесом 23 марта 2017 г.

«Андское сообщество - первое региональное интеграционное экономическое объединение, с которым Евразийская экономическая комиссия подписала Меморандум о взаимопонимании», - отметила Татьяна Валовая. - «Он позволит не только обмениваться опытом, но и находить новые возможности для экономического развития. Уверена, учитывая историю интеграционного строительства наших союзов, нам будет чему друг у друга поучить-ся»3.

Обсуждение процессов развития региональной экономической интеграции в Евразии и Латинской Америке состоялось в рамках международного семинара, организованного Латиноамериканской экономической системой и Экономической ко-

2 Страны ЕАЭС и ЕС могут развивать экономическую связанность в Евразии http ://www. eurasiancommission. org/ru/nae/news/Pages /09-11-2018-Laspx (дата доступа 10.12.2018).

3 Меморандум о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Генеральным секретариатом Андского сообщества https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01413381/ms_29032017 (дата доступа 10.12.2018).

миссией ООН для стран Латинской Америки и Карибского бассейна в г. Мехико 67 марта 2018 г. В мероприятии приняли участие представители таких интеграционных объединений, как Андское сообщество, КАРИКОМ, МЕРКОСУР, Тихоокеанский Альянс, а также международных и региональных организаций, включая ЭКЛАК, ЭКА, ЛАИ и ЛАЭС.

Переговорный процесс с представителями МЕРСКОСУР позволил выйти на подписание Меморандума о торгово-экономическом сотрудничестве 17 декабря 2018 г. в Монтевидео в рамках саммита Южноамериканского общего рынка. Свои подписи под документом поставили министр по торговле ЕЭК Вероника Никишина и министры иностранных дел Аргентинской Республики, Федеративной Республики Бразилия, Республики Парагвай и Восточной Республики Уругвай.

Документ предполагает, что полномочные ведомства будут вести широкоформатный диалог в области торговли, таможенного администрирования, технического регулирования и стандартизации, цифровизации экономики, а также по другим направлениям, представляющим взаимный интерес. Стороны отметили наличие взаимного интереса к расширению торговых отношений и обсудили потенциал для диверсификации торговли, договорились способствовать регулярному взаимодействию бизнеса. Министр иностранных дел Уругвая выразил надежду на дальнейшее тесное сотрудничество между интеграционными объединениями и предложил в перспективе рассмотреть возможность выхода на соглашение о свободной торговле1.

В рамках международной деятельности ЕЭК рассматриваются возможности интенсификации сотрудничества и с Тихоокеанским альянсом как интеграционной группировкой.

«Системное взаимодействие с Тихоокеанским альянсом является логичным продолжением развития сотрудничества

ЕЭК с государствами Латинской Америки. Оно будет способствовать большей диверсификации экспорта государств ЕАЭС и альянса», - заявила Татьяна Валовая на состоявшей в Москве встрече с послами государств-членов Тихоокеанского альянс. - «Нам есть, что обсудить, особенно с учетом масштабных задач по углублению интеграции, стоящих перед ЕАЭС и Тихоокеанским альянсом, а также в связи с необходимостью эффективного встраивания наших объединений в мировую эко-номику»2.

Особый интерес для расширения внешнего формата сотрудничества имеют экономические связи с Ассоциацией Юго-Восточной Азии. ЕЭК и секретариат АСЕАН ведут взаимодействие и переговоры на уровне руководителей организаций с 2014 года. С 2016 года действует Соглашение о Зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом, которое в перспективе создаст механизм для выхода бизнеса стран-членов ЕАЭС на весь рынок Юго-Восточной Азии. Кроме того, к финалу подходит и переговорный процесс о Зоне свободной торговли с Сингапуром.

Первый бизнес-диалог в формате ЕАЭС - АСЕАН состоялся в рамках Петербургского экономического форума 2018 г. Дискуссия представителей деловых и официальных кругов, бизнес-ассоциаций Евразийского экономического союза и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии прошла 23 мая в формате делового ланча «Торгово-экономическое сотрудничество ЕАЭС - АСЕАН. Роль России». Председатель Делового совета Россия - АСЕАН Иван Поляков отметил необходимость и пользу обмена опытом между двумя интеграционными объединениями с учетом во многом совпадающих потенциалов и темпов развития экономик.

Меморандум о взаимопонимании между ЕЭК и АСЕАН был подписан 14 ноября 2018 г. в Сингапуре. Свои подписи под документом поставили Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии

1 ЕЭК и МЕРКОСУР договорились интенсифицировать сотрудничество http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages /18-12-3018-1.aspx (дата доступа 10.12.2018).

2 ЕЭК и Тихоокеанский альянс подтверждают настрой на развитие сотрудничества http ://www. eurasiancommission. org/ru/nae/news/Pages /16-03-2018-1.aspx (дата доступа 10.12.2018).

Тигран Саркисян и генеральный секретарь Ассоциации государств Юго-Восточной Азии Лим Джок Хой.

«Заключение меморандума будет способствовать всестороннему расширению торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия между государствами-членами ЕАЭС и странами-участницами АСЕАН», - заявил Тигран Саркисян журналистам во время пресс-подхода1.

Стороны договорились сотрудничать по таким направлениям, как таможенное регулирование и упрощение процедур торговли, санитарные и фитосанитарные меры, техническое регулирование, электронная торговля, торговля услугами и инвестиции, а также развитие предпринимательства. Кроме того, установление особых отношений между ЕАЭС и АСЕАН в дальнейшем может дать выход на Восточ-ноазиатское сообщество (ВАС) и Азиатско-тихоокеанское экономическое сообщество (АТЭС).

Не стал исключением и африканский континент с точки зрения активизации диалога с региональными объединениями. Возможности установления контактов и развития особых отношений между Евразийским экономическим союзом и Восточноафриканским сообществом

(ВАС) обсудили впервые 12 марта 2018 г. в ходе встречи Татьяны Валовой с послами государств-членов ВАС в РФ. Представитель ЕЭК подчеркнула, что ЕАЭС и ВАС во многом имеют совпадающие интеграционные повестки и решают схожие задачи. Следовательно, диалог между объединениями позволит не допускать возможных ошибок и более эффективно реагировать на возникающие вопросы в ходе интеграционного строительства.

Таким образом, данный обзор позволяет говорить о том, что ЕЭК развивает взаимодействие со всеми основными региональными экономическими группировками.

Второй формат установления особых отношений с внешними партнерами - это

1 ЕАЭС и АСЕАН углубляют торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages /14-11-2018-1.aspx (дата доступа 10.12.2018).

подписание меморандумов о сотрудничестве / взаимопонимании с третьими странами. Такой тип соглашений подписан Евразийской экономической комиссией с Чили, Перу, Сингапуром, Южной Кореей, Молдовой, Таиландом, Монголией и др. Данные соглашения фиксируют стремление к расширению взаимовыгодного экономического сотрудничества.

Наибольшее значение в этой группе соглашений играет договор с Китайской Народной Республикой2. Договор подписан 17 мая 2018 г. в рамках Астанинского экономического форума и начинает действовать с 2019 г. Китай является крупнейшим торговым партнером всех стран-участниц ЕАЭС и объем взаимного товарооборота в 2017 г. превысил 100 млрд. долл. Для стран ЕЭАС данное соглашение с одной стороны отвечает национальным интересам, с другой - позволяет выйти на новый рынок. Создаваемый механизм взаимодействия - это не Зона свободной торговли и непреференциальная зона, но особый формат взаимоотношений. Ключевое место в сотрудничестве с Китаем занимает сфера развития транспортной инфраструктуры и взаимодействие в реализации китайской инициативы «Один пояс - один путь» (создание транспортно-

логистических хабов и развитие ключевых транспортных узлов). Для стран ЕАЭС важно четкое определение транспортных коридоров в рамках сотрудничества ЕАЭС и КНР в рамках так называемого сопряжения ЕАЭС с «Экономическим поясом Шелкового пути» [Кузьмина 2017: 229239]. Кроме того, проект сопряжения должен быть направлен не только на развитие инфраструктуры, но и освоение прилега-

2 Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и китайской народной республикой, с другой стороны

http ://www. eurasiancommission. org/ru/act/trade/dotp/s ogl_torg/Documents/%D0%A1%D0%BE%D0%B3% D0%BB%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0 %B8%D0%B5%20%D1%81%20%D0%9A%D0%B8 %D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%BC/%D0%A2%D 0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82%20%D1%80%D 1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B 9%20%28EAEU%20alternate%29%20final.pdf (дата доступа 10.12.2018).

ющих территорий. Китай в свою очередь делает акцент на приоритете сотрудничества сторон в сфере электронной торговли.

И, наконец, еще один формат взаимоотношений - возможно, самый важный, но самый труднодостижимый - это создание Зон свободной торговли. Первый позитивный опыт Евразийского экономического союза в этом направлении - это Зона свободной торговли с Республикой Вьетнам. Договор ЕАЭС о ЗСТ с Вьетнамом был подписан 29 мая 2015 г. и до сих пор остается единственным полноценным договором такого рода [Лапенко 2017: 212-215]. Таможенные ставки с Вьетнамом были обнулены более чем на 50% товарной номенклатуры, далее установлен переходный период от 5 до 10 лет для дальнейшего обнуления. За короткий период ЗСТ способствовало росту товарооборота на 35%, и он обеспечен абсолютно равнозначно, потому что абсолютно симметричны как рост экспорта, так и рост импорта.

17 мая 2018 г. В Астане подписано временное соглашение об образовании Зоны свободной торговли между государствами-членами Евразийского экономического союза и Ираном. Переговоры о снижении таможенных пошлин с Ираном велись с 2016 г. Временный характер соглашения обусловлен тем, что Исламская Республика Иран находится в условиях санкционного режима и механизмы сотрудничества с этим государством необходимо апробировать. Если за три года удастся добиться позитивного результата, то соглашение станет постоянным. Иран достаточно перспективный партнер для стран ЕАЭС. И, в особенности, учитывая реализацию проекта международного транспортного коридора Север- Юг, Иран может стать важным звеном на пути движения товаров, услуг и технологий из Юго-Восточной Азии в Европу и обратно. Кроме того, важно максимально задействовать механизм особых экономических зон, которые создает Иран, Россия и Казахстан на Каспии.

На завершающей стадии переговоров ЕЭК находятся соглашения о ЗСТ с Сингапуром и Сербией. В стадии обсуждения находятся соглашения о ЗСТ с Египтом,

Израилем и Индией. Необходимо отметить, что каждое соглашение является отдельным и уникальным. Основная задача -это согласовать интересы 5 стран-участниц, расширить экспортные возможности, но при этом защитить наиболее чувствительные группы товаров. Иногда согласовать национальные интересы стран-участиц ЕАЭС оказывается гораздо сложнее, чем вести переговоры с третьей стороной. Долгие месяцы уходят на то, чтобы подготовить список товарной номенклатуры. Кроме того, нужно проанализировать все возможные преимущества и риски. Например, в случае с Египтом важно учитывать перспективы создания российской промышленной зоны в экономической зоне Суэцкого канала, а также то, что в Африке идет процесс создания Континентальной зоны свободной торговли в составе 44 африканских стран - это крупнейшее соглашение о ЗСТ со времени формирования ВТО. Поэтому ЕЭК практически не использует классический вариант соглашения о ЗСТ, а разрабатывает расширенный вариант соглашения «ЗСТ+», в котором помимо снижения таможенных пошлин, включаются и другие механизмы, стимулирующие торговлю, например, таможенное администрирование, интеллектуальная собственность, защита прав потребителей и так далее.

В целом более 60 стран проявили интерес к созданию ЗСТ с ЕАЭС и обратились в ЕЭК с просьбой рассмотреть такую возможность. Некоторые страны уже получили отказ, например, Монголия и Южная Корея. Но, в целом, создание ЗСТ - это наиболее эффективный из всех существующих на данный момент вариантов расширения экспортных возможностей и повышения конкурентоспособности стран-ЕАЭС. В рамках ВТО экспортные возможности гораздо хуже, а ввозные таможенные ставки для России, Казахстана, Армении и Киргизии значительно ниже, чем, например, для того же Китая. При этом в последние годы наблюдается не только кризис ВТО, но и попытки США инициировать новые глобальные проекты по пересмотру сложившейся системы ВТО - в формате Трансатлантического и Транс-

Тихоокеанского торгового партнерств. Временный отход от этих проектов, действующий администрации Д. Трампа не снимает их с повестки. Кроме того, обновленный вариант НАФТА только подтверждает убежденность в том, что США продолжат пересмотр существующих торговых соглашений. Кроме того, как показывает мировой опыт - страны, имеющие большое количество соглашений о ЗСТ, имеют и большой уровень инвестиций.

Данные инициативы ЕЭК являются важными шагами на пути формирования более широкого интеграционного формата, который уже принято назвать «евразийским континентальным партнерством». Впервые обсудить идею создания Большого Евразийского партнерства с участием Евразийского экономического союза, государств ШОС и АСЕАН предложил Президент Российской Федерации В. Путин на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума еще в 2016 г.

Директор Департамента развития интеграции Евразийской экономической комиссии С. Шухно, выступая на международной конференции «Россия и Китай: к новому качеству двусторонних отношений» в июне 2017 г., дал такое определение: «по сути, Большое Евразийское партнерство - расширенная до континентального масштаба идея формирования единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока. В 2010 г. ее озвучил Президент России В. Путин и в 2015 г. поддержал и развил до концепции «интеграции интеграций» Президент Беларуси А. Лукашенко. Успех воплощения этой идеи зависит во многом от готовности ЕАЭС, ЕС, АСЕАН, ШОС и крупнейших экономик региона - Китая и Индии - вести открытый диалог и находить взаимоприемлемые решения»1.

В настоящее время данная идея видится еще более актуальной, прежде всего,

1 Цит. по: Сергей Шухно: «В основе Большого Евразийского партнерства - сотрудничество ЕАЭС, ЕС, АСЕАН, ШОС и ключевых национальных экономик континента» http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages /2-06-2017.aspx (дата доступа 10.12.2018).

вследствие наличия глобальных рисков. Более детальное объяснение перспектив установления стабильных партнерских отношений с зарубежными компаниями в глобальном масштабе и развития континентального партнерства для бизнес-кругов ЕАЭС презентовали на стратегической сессии «Евразийское континентальное партнерство: расширяя пространство для бизнеса ЕАЭС», организованной в рамках форума «Евразийская неделя», который проходил в Ереване с 22 по 24 октября 2018 г.

Резюмируя выступления участников сессии, можно дать общее определение того, что сейчас понимается под термином «евразийское континентальное партнерство» - это новый формат экономического мегапартнерства, ядром которого является территория Евразии; - это пространство современного технологического процесса, промышленной кооперации и новых производственных цепочек; - пространство, связанное консолидированной топливно-энергетической и общей транспортной инфраструктурой, предоставляющее конкурентные преимущества странам-участницам (упрощение таможенных процедур, гармонизация технических регламентов) и обеспечивающее эффективное подключение ЕАЭС к глобальным логистическим цепочкам.

На данном этапе формирование партнерства находит отражение в системе создаваемых Зон свободной торговли и механизме сопряжения ЕАЭС с Экономическим поясом Шелкового пути. Поиск консенсуса и обеспечение выгоды для всех стран-участниц ЕАЭС является задачей весьма непростой, однако если не стремиться к ее реализации, значит заведомо потерять позиции в новой мировой экономической конъюнктуре. Важно подчеркнуть, что при создании всех ЗСТ следовало бы разработать единую концептуальную линию, и определить экспортную стратегию ЕАЭС. В международной повестке ЕАЭС на 2019 год прописаны все рассмотренные направления, при этом важно, чтобы все страны ЕАЭС разделяли цели интеграционного объединения и придержива-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лись разработанной Стратегии развития экономического союза до 2030 г.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Lagutina M., Lapenko M. Eurasian Economic Union and the Latin America: Framework of the Cooperation // Eurasia-Latin America Strategic Engagement and Comparative Perspectives in Politics and Economics. Astana: Kultegin, 2017. P. 168-171.

2. Евразийская доктрина Нурсултана Назарбаева / Сост.: А.Н. Нысанбаев, В.Ю. Дунаев /. - Алматы: 2010.

3. Кузьмина Е.М. «Большая Евразия»: интересы и возможности России при взаимодействии с Китаем // Проблемы постсоветского пространства. 2017; 4(3). С. 229- 239.

4. Лапенко М. В. Создание Зоны свободной торговли между ЕАЭС и Республикой Вьетнам: итоги переговорного процесса // Известия Саратовского университета. Серия. История. Международные отношения. 2017. Т. 17, вып. 2. С. 212-215.

5. Лапенко М.В. Проект создания Евразийского Союза и его восприятие в политической элите и экспертном сообществе перспективных стран-участниц // Известия Саратовского университета. Серия. История. Международные отношения. 2013. Т. 13, вып. 2. С. 70-79.

6. Назарбаев Н. А. Евразийский союз: идеи, практика, перспективы 19941997. - М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук. 1997.

Сведения об авторе: Лапенко Марина Владимировна - к.и.н., доцент кафедры международных отношений и внешней политики России, Саратовский государственный университет им.Н.Г. Чернышевского (e-mail: lapenkomv@mail.ru).

REFERENCES

1. Evraziiskaya doktrina Nursultana Naz-arbaeva / Sost.: A.N. Nysanbaev, V.Yu. Dunaev. Almaty. 2010.

2. Kuz'mina E.M. «Bol'shaya Evraziya»: in-teresy i vozmozhnosti Rossii pri vzai-modeistvii s Kitaem // Problemy postso-

vetskogo prostranstva. 2017; 4(3). S. 229239.

3. Lagutina M., Lapenko M. Eurasian Economic Union and the Latin America: Framework of the Cooperation // Eurasia-Latin America Strategic Engagement and Comparative Perspectives in Politics and Economics. Astana: Kultegin, 2017. P. 168-171.

4. Lapenko M. V. Sozdanie Zony svobodnoi torgovli mezhdu EAES i Respublikoi V'etnam: itogi peregovornogo processa // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Seri-ya. Istoriya. Mezhdunarodnye otnosheni-ya. 2017. T. 17, vyp. 2. S. 212-215.

5. Lapenko M.V. Proekt sozdaniya Evraziis-kogo Soyuza i ego vospriyatie v politich-eskoi elite i ekspertnom soobshestve per-spektivnyh stran-uchastnic // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Seriya. Istoriya. Mezhdunarodnye otnosheniya. 2013. T. 13, vyp. 2. S. 70-79.

6. Nazarbaev N. A. Evraziiskii soyuz: idei, praktika, perspektivy 1994-1997. □ M.: Fond sodeistviya razvitiyu social'nyh i politicheskih nauk. 1997.

About the author: Lapenko Marina, PhD in History, Associate Professor of Saratov State University (e-mail: lapen-komv@mail.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.