Научная статья на тему 'Создание зоны свободной торговли между ЕАЭС и Республикой Вьетнам:итоги переговорного процесса'

Создание зоны свободной торговли между ЕАЭС и Республикой Вьетнам:итоги переговорного процесса Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1077
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ (ЕАЭС) / ЕВРАЗИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ВЬЕТНАМ / ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ ЕАЭС ВЬЕТНАМ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Лапенко Марина Владимировна

Несмотря на достаточно сложную социально-экономическую ситуацию в странах-участницах и неблагоприятную мировую экономическую конъюнктуру, Евразийский экономический союз (ЕАЭС) выстраивает устойчивые экономические связи с внешними партнерами, создавая так называемый «внешний контур». В настоящее время интерес к сотрудничеству с ЕАЭС проявили не только страны постсоветского пространства, но и внешние партнеры. Именно поэтому Евразийская экономическая комиссия приступила к выработке наиболее эффективных форм взаимодействия с третьими странами. Одной из таких форм может стать Зона свободной торговли (ЗСТ). В статье анализируются переговорный процесс по созданию Зоны свободной торговли, а также перспективные направления сотрудничества ЕАЭС и Вьетнама. Автор приходит к выводу, что Соглашение о ЗСТ между Евразийским экономическим союзом и Вьетнамом это не только первый успешный опыт создания либерального торгового режима с третьей страной, но и в целом начало реализации более активной политики сотрудничества ЕАЭС с Азиатско-Тихоокеанским регионом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Free Trade Zone EAEU - Vietnam: the Results of the Negotiations Process

Despite a difficult social-economic situation in the participating countries and the adversity of the global economic environment, the Eurasian Economic Union (EAEU) is building stable economic relations with external partners, creating a so-called «external boundary». Today, not only post-Soviet states take interest in cooperation with the EAEU, but external partners as well. That is why the Eurasian Economic Commission has started to work out the most effective forms of cooperation with the third countries. One of these forms can become a Free Trade Zone (FTZ). In this article the negotiating process concerning the establishment of a Free Trade Zone and future-leaning directions of cooperation between the EAEU and Vietnam are analyzed. The author concludes that the agreement between the EAEU and Vietnam is not only the first successful experience of creating a liberal trade regime with a third country, but is in general the beginning of the implementation of a more active policy of cooperation between the EAEU and the Asia-Pacific region.

Текст научной работы на тему «Создание зоны свободной торговли между ЕАЭС и Республикой Вьетнам:итоги переговорного процесса»

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2017. Т. 17, вып. 2

УДК 94 (4+470+571+5)

СОЗДАНИЕ ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ МЕЖДУ ЕАЭС И РЕСПУБЛИКОЙ ВЬЕТНАМ: ИТОГИ ПЕРЕГОВОРНОГО ПРОЦЕССА

М. В. Лапенко

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского E-mail: lapenkomv@mail.ru

Несмотря на достаточно сложную социально-экономическую ситуацию в странах-участницах и неблагоприятную мировую экономическую конъюнктуру, Евразийский экономический союз (ЕАЭС) выстраивает устойчивые экономические связи с внешними партнерами, создавая так называемый «внешний контур». В настоящее время интерес к сотрудничеству с ЕАЭС проявили не только страны постсоветского пространства, но и внешние партнеры. Именно поэтому Евразийская экономическая комиссия приступила к выработке наиболее эффективных форм взаимодействия с третьими странами. Одной из таких форм может стать Зона свободной торговли (ЗСТ). В статье анализируются переговорный процесс по созданию Зоны свободной торговли, а также перспективные направления сотрудничества ЕАЭС и Вьетнама. Автор приходит к выводу, что Соглашение о ЗСТ между Евразийским экономическим союзом и Вьетнамом - это не только первый успешный опыт создания либерального торгового режима с третьей страной, но и в целом начало реализации более активной политики сотрудничества ЕАЭС с Азиатско-Тихоокеанским регионом. Ключевые слова: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Евразия, региональная интеграция, Вьетнам, Зона свободной торговли ЕАЭС - Вьетнам.

Free Trade Zone EAEU - Vietnam: the Results of the Negotiations Process

M. V. Lapenko

Despite a difficult social-economic situation in the participating countries and the adversity of the global economic environment, the Eurasian Economic Union (EAEU) is building stable economic relations with external partners, creating a so-called «external boundary». Today, not only post-Soviet states take interest in cooperation with the EAEU, but external partners as well. That is why the Eurasian Economic Commission has started to work out the most effective forms of cooperation with the third countries. One of these forms can become a Free Trade Zone (FTZ).

In this article the negotiating process concerning the establishment of a Free Trade Zone and future-leaning directions of cooperation between the EAEU and Vietnam are analyzed. The author concludes that the agreement between the EAEU and Vietnam is not only the first successful experience of creating a liberal trade regime with a third country, but is in general the beginning of the implementation of a more active policy of cooperation between the EAEU and the Asia-Pacific region.

Key words: Eurasian Economic Union (EAEU), Eurasia, regional integration, Vietnam, Free Trade Zone EAEU - Vietnam.

DOI: 10.18500/1819-4907-2017-17-2-212-215

Евразийский экономический союз, созданный на основе подписанного в Астане 29 мая 2014 г. Договора о ЕАЭС, не только поступательно реализует заявленные в Договоре основные цели и задачи по созданию общего рынка, но и, несмотря на достаточно сложную социально-экономическую ситуацию в странах ЕАЭС и неблагоприятную мировую экономическую конъюнктуру, выстраивает устойчивые экономические связи с внешними партнерами, создавая так называемый «внешний контур».

В настоящее время интерес к сотрудничеству с ЕАЭС проявили не только страны постсоветского пространства, но и внешние партнеры из дальнего зарубежья. Именно поэтому Евразийская экономическая комиссия приступила к выработке наиболее эффективных форм взаимодействия с третьими странами. Одной из таких форм может стать Зона свободной торговли (ЗСТ).

По словам премьер-министра России Дмитрия Медведева, около 40 государств заявили о готовности провести переговоры по аналогичному сотрудничеству с Евразийским экономическим союзом. При этом уже сейчас есть позитивный пример завершения переговорного процесса и начала создания Зоны свободной торговли между ЕАЭС и правительством Социалистической Республики Вьетнам.

Переговорный процесс между Евразийской экономической комиссией и правительством Вьетнама начался еще на этапе функционирования Таможенного союза, для чего была создана совместная исследовательская группа по изучению возможности и целесообразности заключения соглашения о Зоне свободной торговли между государствами - членами Таможенного союза и Вьетнамом.

Осенью 2012 г. работа совместной исследовательской группы была завершена. В совместном заявлении для СМИ по поводу завершения работы стороны отметили многолетний высокий уровень сотрудничества между странами в различных торгово-экономических и инвестиционных сферах деятельности, приверженность всестороннему развитию торговли и сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и выразили уверенность, что заключение соглашения укрепит сотрудничество сторон в качестве стратегических партнеров1.

Завершение работы совместной исследовательской группы позволило сторонам перейти непосредственно к началу переговорного процесса по тексту соглашения о ЗСТ, который состоял из

© Лапенко М. В., 2017

М. В. Лапенко. Создание зоны свободной торговли между ЕАЭС и Республикой Вьетнам

восьми раундов2. Итогом переговоров стало подписание соответствующего заявления 15 декабря 2014 г. на о. Фукуок (Вьетнам) главой делегации ЕЭК членом коллегии (министром) по торговле Андреем Слепневым и министром промышленности и торговли Вьетнама Ву Хюи Хоангом.

Комментируя достигнутые результаты, министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев отметил, что стороны завершили обсуждение всех существенных положений будущего соглашения, при этом смогли достичь справедливого баланса выгод для обеих сторон и разработать необходимые инструменты минимизации рисков для бизнеса. «Конечно, наша работа на этом не закончена, -отметил министр, - остающиеся вопросы будут согласовываться в режиме консультаций. Кроме того, экспертам и юристам с обеих сторон предстоит доработать технические вопросы по тексту соглашения с тем, чтобы в первой половине будущего года мы смогли бы подписать соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Вьетнамом»3.

Соглашение об образовании Зоны свободной торговли между Вьетнамом и Евразийским экономическим союзом было подписано 25 мая 2015 г. в Бурабае (Республика Казахстан) на заседании глав правительств ЕАЭС. Соглашение стало первым международным документом о Зоне свободной торговли между ЕАЭС и третьей страной. Председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко назвал подписание данного документа историческим актом4.

Основной целью данного соглашения стало создание режима свободной торговли. Причем на половину товарных позиций, находящихся в сфере регулирования ЕЭК, таможенные пошлины должны были обнулиться с момента вступления в силу соглашения по оставшейся группе товаров - в течение переходного периода до 2025 г. (перечень товарных групп был представлен в отдельном документе, утвержденным решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 апреля 2016 г.)5. Первоочередной практической задачей стала необходимость повышения уровня товарооборота между странами - участницами ЕАЭС и Республикой Вьетнам с 4 млрд долл. (текущий объем) до 10 млрд долл. (к 2020 г.).

При этом соглашение не ограничивается только торговлей, но охватывает все основные направления торгово-экономического сотрудничества: устойчивое развитие, единые принципы конкуренции (транспарентность, недискриминация, справедливость, приоритетность интересов потребителей), защиту интеллектуальной собственности, электронную коммерцию, торговлю услугами, перемещение физических лиц, взаимные инвестиции и другие сферы6.

За процедурой подписания последовала серьезная подготовительная работа по реализации данного соглашения. План мероприятий по имплементации соглашения был утвержден

решением Совета ЕЭК от 21 августа 2015 г. и предусматривал такие мероприятия, как подготовка к ратификации соглашения, разработка и внедрение электронной системы происхождения и верификации происхождения товаров, принятие порядка взаимодействия между государствами - членами ЕАЭС и ЕЭК по вопросам торговых споров с третьими сторонами, ежегодный мониторинг хода реализации соглашения и подготовка соответствующего доклада и др.7

Для популяризации идеи создания ЗСТ, развития взаимной торговли и повышения осведомленности об экономическом потенциале заинтересованных сторон в конце ноября 2015 г. в Ханое был организован первый бизнес-форум «Евразийский экономический союз - Вьетнам».

В данном форуме приняли участие более 50 компаний стран - участниц ЕАЭС (в том числе «российские тяжеловесы» - «Газпром нефть», «Камаз», «Русал», «ОАК», банк «ВТБ», «РЖД»), около 100 вьетнамских компаний (в том числе Утасотт, Ре1гоу1еШат, У1е180уре1х0, У1е1:МАц-, Вьетнамский банк инвестиций и развития), представители совместных бизнес-ассоциаций, сотрудники дипломатических миссий, представители профильных министерств и ведомств. В качестве организаторов выступили: Евразийская экономическая комиссия, Министерство промышленности и торговли Вьетнама, Министерство экономического развития Российской Федерации, Центр международной торговли г. Москвы и Торгово-промышленная палата Вьетнама. В ходе мероприятия состоялись презентации таких отраслей, как сельское хозяйство, машиностроение, авиастроение, автомобилестроение, нефтехимия, строительство и финансы, отдельная часть форума была посвящена установлению бизнес-контактов между предпринимателями.

В рамках работы Евразийской экономической комиссии было подготовлено несколько изданий, среди них: «Особенности ведения бизнеса в Социалистической Республике Вьетнам. Справочник участника внешнеэкономической деятельности» и «Экспорт во Вьетнам. Особенности ведения бизнеса во Вьетнаме». Здесь в простой и доступной форме предприниматели из стран -участниц ЕАЭС могут узнать о ведении бизнеса во Вьетнаме: особенностях государственного регулирования, налогообложения, сертификации, санитарного и фитосанитарного контроля, этапах либерализации таможенных пошлин, формах иностранных инвестиций, регулировании труда, а также необходимую справочную информацию по заполнению таможенной декларации во Вьетнаме, нормативно-правовым актам, имеющим отношение к экспортно-импортным операциям и контактные данные по экспортно-импортным процедурам во Вьетнаме8.

Почему именно Вьетнам оказался на передовой линии по выстраиванию Зоны свободной торговли с ЕАЭС? Какой интерес представляет

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2017. Т. 17, вып. 2

Социалистическая Республика Вьетнам для стран - участниц ЕАЭС? Во-первых, Вьетнам -это одно из наиболее динамично развивающихся государств Юго-Восточной Азии. Конкурентными преимуществами являются: потенциальный рынок в 90 млн человек, дешевая рабочая сила, формирование благоприятного инвестиционного климата, политическая стабильность. Во-вторых, серьезный интерес представляют интеграционные связи Вьетнама, а именно лидерство в Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), участие в АТЭС и Транстихоокеанском партнерстве.

Поскольку все страны - участницы ЕАЭС были заинтересованы в интенсификации сотрудничества с Вьетнамом, процедура ратификации соглашения о ЗСТ проходила в рабочем порядке. Первым к процедуре ратификации приступил Сенат Республики Казахстан в начале февраля 2016 г.

24 февраля президент Казахстана Н. Назарбаев подписал закон «О ратификации Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны».

1 мая 2016 г. президент Республики Беларусь А. Лукашенко подписал закон «О свободной торговле между Вьетнамом и Евразийским экономическим союзом» на основе принятого ранее законопроекта о ратификации данного договора Палатой представителей Национального собрания Беларуси. Первый заместитель главы МИД Беларуси Александр Михневич, комментируя данное событие, отметил, что ратификация соглашения о ЗСТ и его реализация будут способствовать развитию торгово-экономического сотрудничества между Беларусью и Вьетнамом. По его словам, членство Вьетнама в Ассоциации Юго-Восточной Азии создаст белорусским экспортёрам благоприятные условия для доступа к рынкам других стран этого региона.

Президент РФ В. Путин 2 мая 2016 г. подписал указ о ратификации Соглашения и двух протоколов о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Вьетнамом (в первом российско-вьетнамском протоколе уточняется перечень обязательств РФ и Вьетнама по торговле услугами, учреждению и деятельности компаний, а также перемещению физических лиц, вторым протоколом регулируются взаимоотношения России и Вьетнама с учетом обязательств обеих стран в рамках ВТО).

Президент КР Алмазбек Атамбаев 2 июня 2016 г. подписал закон о ратификации соглашения о торговле между ЕАЭС и Вьетнамом на основе соответствующего закона, принятого ранее Жо -горку Кенешем (25 мая 2016 г.).

Национальное собрание Армении ратифицировало соглашение о создании Зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Вьетнамом 17 июня 2016 г. На

этом ратификационные процедуры были завершены. По условиям соглашения о ЗСТ документ вступает в силу через 60 дней после его ратификации всеми сторонами.

Подводя итог, необходимо отметить, что в целом соглашение о ЗСТ между Евразийским экономическим союзом и Вьетнамом - это не только первый опыт создания либерального торгового режима с третьей страной, но и начало реализации более активного экономического сотрудничества ЕАЭС со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Соглашение о ЗСТ дает не только возможности увеличить товарооборот, но и открывает новые перспективные направления перед производителями стран-ЕАЭС по выстраиванию и углублению производственной кооперации.

Вьетнам уже сейчас активно участвует в развитии производственно-сбытовых цепочек в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В свою очередь, углубление торгово-экономических связей с Вьетнамом позволит производителям и поставщикам стран ЕАЭС получить доступ к участию в уже налаженных производственно-сбытовых связях в АТР. При этом, что не менее важно в условиях острой конкурентной борьбы, соглашение о ЗСТ предусматривает и механизмы защиты внутреннего рынка через триггерный механизм, квотирование объемов беспошлинно ввозимой продукции и других мер нетарифного регулирования.

Примечания

1 Совместное заявление для СМИ о завершении работы совместной исследовательской группы по изучению возможности и целесообразности заключения Соглашения о зоне свободной торговли между государствами - членами ТС и Социалистической Республикой Вьетнам. URL: http://www.eurasiancommission.org/ ru/nae/news/Pages/10-09-2012.aspx (дата обращения: 15.10.2012).

2 Там же.

3 Делегации Таможенного союза и Социалистической Республики Вьетнам завершили на переговорах обсуждение принципиальных вопросов Соглашения о свободной торговле. URL: http://www.eurasiancommission.org/ ru/nae/news/Pages/15-12-2014-1.aspx (дата обращения: 20.12.2014).

4 По итогам второго заседания Евразийского межправительственного совета подписано Соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Социалистической Республикой Вьетнам. URL: http://www. eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/29-05-2015-5. aspx (дата обращения: 29.05.2015).

5 Перечень отдельных товаров, в отношении которых применяются ставки ввозных таможенных пошлин в соответствии с Соглашением о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны, от

214

Научный отдел

М. В. Лапенко. Создание зоны свободной торговли между ЕАЭС и Республикой Вьетнам

29 мая 2015 года, и размеров таких ставок. URL: http:// www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/dotp/sogl_torg/ Documents/Актуальный%20перечень%20Вьетнам.pdf (дата обращения: 02.12.2016).

6 Обзор соглашения о Зоне свободной торговли между странами ЕАЭС и Вьетнамом. URL: /act/trade/dotp/ sogl_torg/Documents/Обзор%20Соглашения%20о%20 свободной%20торговле%20между%20странами%20 ЕАЭС%20и%20Вьетнамом.pdf (дата обращения: 02.12.2016).

7 Решение Совета ЕЭК №№ 53. URL: https ://docs.eaeunion.

org/docs/ru-ru/0158506/cncd_10092015_53 (дата обращения: 02.12.2016).

8 Особенности ведения бизнеса в Социалистической Республике Вьетнам. Справочник участника ВЭД. М., 2015. URL: http://www.eurasiancommission.org/ ru/act/trade/dotp/sogl_torg/Documents/EEC_Vietnam_int-cont.pdf ; Экспорт во Вьетнам. Особенности ведения бизнеса во Вьетнаме. М., 2015. URL: http://www. eurasiancommission.org/ru/act/trade/dotp/sogl_torg/ Documents/Vietnam_Preview.pdf (дата обращения: 02.12.2016).

Образец для цитирования:

Лапенко М. В. Создание зоны свободной торговли между ЕАЭС и Республикой Вьетнам: итоги переговорного процесса // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2017. Т. 17, вып. 2. С. 212-215. DOI: 10.18500/1819-4907-2017-17-2-212-215.

Cite this article as:

Lapenko M. V. Free trade Zone EAEU - Vietnam: the results of the negotiations process. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. History. International Relations, 2017, vol. 17, iss. 2, рр. 212-215 (in Russian). DOI: 10.18500/1819-4907-2017-17-2-212-215.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.