Два года Евразийскому экономическому союзу: основные достижения и перспективы развития
УДК 339.924 С.С. Шухно,
ББК 65.5 Евразийская экономическая комиссия,
Ш-983 Департамент развития интеграции - директор
Аннотация
В статье рассматриваются основные достижения и эффекты, связанные с созданием ЕАЭС, движением по пути формирования общего рынка и обеспечения функционирования «четырех свобод», приводятся макроэкономические показатели таких эффектов для пяти государств - членов ЕАЭС; раскрывается международный аспект деятельности Союза. К числу основных достижений автор относит такие факторы, как присоединение двух новых государств к ЕАЭС, либерализация рынка услуг, обеспечение свободы передвижения рабочей силы, запуск зоны свободной торговли с Вьетнамом, принятие Таможенного кодекса ЕАЭС, подписание пакета документов для запуска и полноценной работы общих рынков лекарственных средств и медицинских изделий, принятие концепций формирования общих рынков нефти и газа, активизация международного сотрудничества ЕАЭС.
Автор, подводя некоторые итоги двухлетнего функционирования ЕАЭС, рассуждает о возможных перспективах создания общего экономического пространства от Лиссабона до Шанхая в формате Большого евразийского партнерства.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз; Евразийская экономическая комиссия; эффекты и достижения, валовой внутренний продукт; взаимная и внешняя торговля; «четыре свободы»; меморандумы; взаимодействие; международная деятельность ЕАЭС; Большое евразийское партнерство.
Two years of the Eurasian economic union: main achievements and development prospects
S. S. Shuhno,
Eurasian Economic Commission, Integration Development Department - Director
Abstract
The main achievements and effects associated with the establishment of the Eurasian Economic Union, progress regarding the formation of the common market and ensuring functioning of the «four freedoms» are considered in the article. Macroeconomic indicators of such effects for the five member states of the EAEU and international aspect of the Union's activities are revealed. Among main achievements, the author considers such factors as the accession of two
6 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
3 Q
new Member States to the EAEU, liberalization of the services market, freedom of labor force movement, the launching of a free trade zone with Vietnam, adoption of the Customs Code of the EAEU, the signing of package of documents for the launch and full operation of common markets for medicines and medical products, adoption of concepts for the formation of common oil and gas markets, expanding international cooperation of the EAEU.
Summing up some of the results of the two-year operation of the EAEU, the author discusses the prospects for creating a common economic area from Lisbon to Shanghai in the format of the Bigger Eurasian partnership.
Keywords: The Eurasian Economic Union; The Eurasian Economic Commission; effects and achievements; gross domestic product; mutual and foreign trade; «four freedoms»; memorandums; interaction; international activity of the EAEU; The Bigger Eurasian partnership.
Евразийский экономический союз (ЕАЭС, Союз), договор о создании которого был подписан главами государств Белоруссии, Казахстана и России 29 мая 2014 года, успешно функционирует на протяжении вот уже более двух лет.1 Срок, конечно же, не долгий - даже в масштабах более чем 20-тилетней истории современной евразийской интеграции, однако первые результаты работы Союза уже налицо.
Двухлетний период функционирования ЕАЭС - это важный период, поскольку именно на этом этапе органами ЕАЭС и, прежде всего, Евразийской экономической комиссией (ЕЭК, Комиссия) был получен и обобщен первый опыт реального взаимодействия пяти евразийских государств в условиях работы экономического союза. Судя по количеству принятых решений, опубликованных на правовом портале ЕАЭС, Комиссия совместно с государствами-членами делала и продолжает делать все возможное для достижения главных целей Союза - обеспечения условий стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня населения, формирования единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов. Создав ЕАЭС, его участники получили рынок пяти государств с населением порядка 182 млн человек, функционирующий по понятным нашим партнерам нормам и правилам Всемирной торговой организации. Суммарный ВВП ЕАЭС (по обменному курсу) по итогам 2016 года составил порядка 1,4 трлн долл. США.2
На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что евразийская экономическая интеграция стала реальным драйвером экономического роста и позволяет минимизировать последствия глобальной экономической турбулентности. Так, в
1 Договор о Евразийском экономическом союзе (заключен в г. Астане 29.05.2014). - М., 2014. - 680 с.
2 Здесь и далее приводится официальная статистическая информация Евразийского экономического союза // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/union_stat/Pages/default.aspx (дата обращения 26.04.2017)
Российский внешнеэкономический вестник
6 - 2017
2016 году государствам-членам удалось замедлить темпы снижения важнейших макроэкономических показателей, а по некоторым из них, например по промышленному и сельскохозяйственному производству, выйти на положительную динамику. Получив международную правосубъектность, наш Союз стал крупным геополитическим игроком, который стремится к глубокой интеграции и ведет активную международную деятельность.
В качестве достижений можно было бы отметить такие факторы, как присоединение двух новых членов в лице Армении и Кыргызстана к ЕАЭС, либерализация рынка услуг, обеспечение свободы передвижения рабочей силы, запуск зоны свободной торговли с Вьетнамом, принятие Таможенного кодекса ЕАЭС, подписание пакета документов для запуска и полноценной работы общих рынков лекарственных средств и медицинских изделий, принятие концепции и программы по формированию общего электроэнергетического рынка ЕАЭС. Концепции по формированию общего рынка газа ЕАЭС, концепции по формированию общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС, принятие основных направлений и этапов реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств - членов ЕАЭС, активизация международного сотрудничества ЕАЭС, включая начало переговоров с рядом государств по изучению возможностей и целесообразности создания зон свободной торговли.
Есть ряд существенных эффектов и в других сферах. Конечно, в силу ряда причин оба предыдущих года были экономически сложными для нашего объединения, во многом вследствие падения цен на основные экспортные товары наших стран, отчасти, в связи с санкционной политикой в отношении самой крупной экономики объединения - российской, а также в силу высокой волатильности национальных валют. Все эти факторы, к сожалению, не самым лучшим образом сказались на общих показателях внешней и взаимной торговли ЕАЭС. В то же время, если говорить об эффектах, то 2016 год, несомненно, был по многим показателям лучше, чем предыдущий 2015. Отмеченное дает основание со сдержанным оптимизмом рассчитывать, что в нынешнем году показатели стран ЕАЭС смогут выйти на траекторию устойчивого роста. Возьмем для примера такой показатель, как валовый внутренний продукт (ВВП). В 2016 году он сократился в целом по ЕАЭС в постоянных ценах на 0,2%, тогда как в 2015 году падение составило 2,3%. При этом уменьшение ВВП отмечено только у двух стран Союза - Белоруссии (-2,6%) и России (-0,2%). Все остальные государства показали экономический рост (Армения +0,2%, Казахстан +1%, Кыргызстан +3,8%).
Что касается промышленности, то в 2015 году у нас по Союзу было падение, а в 2016 году зафиксирован рост на 0,9% (в 2015 году по сравнению с 2014 годом было снижение на 3,4%). С целью поддержки промышленного роста в ЕАЭС сформированы Евразийские технологические платформы, задачей которых является обеспечение системной работы по аккумулированию передовых национальных и мировых достижений научно-технического развития, мобилизации научно-
6 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
5 ^
го потенциала государств-членов для решения прикладных задач по разработке инновационных продуктов и технологий, а также их внедрению в промышленное производство. На сегодняшний день насчитывается порядка 11 таких приоритетных евразийских технологических платформ.3 В сельскохозяйственном секторе страны ЕАЭС располагают существенным потенциалом для формирования агропромышленного рынка, обеспечения продовольственной безопасности и устойчивого развития сельских территорий.
В 2016 году в хозяйствах всех категорий государств - членов ЕАЭС производство продукции сельского хозяйства составило порядка 107 млрд долл. и увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в постоянных ценах почти на 4,5%. При этом в минувшем году по основным продовольственным товарам в Союзе достигнут высокий уровень самообеспеченности, в том числе по мясу и мясопродуктам - 93%, молоку и молочным продуктам - 93,4%, сахару - 99,4%, а по зерну и растительному маслу самообеспеченность превышена на 35 и 20,9% соответственно. Валовый сбор зерновых и зернобобовых культур (включая кукурузу) в целом по ЕАЭС в 2016 году вырос на 12,6% и составил порядка 152,7 млн тонн.
Однако самая интересная статистика - по взаимной торговле. В 2016 году приостановилось начавшееся с 2013 года сокращение взаимной торговли между странами Союза. Объем взаимной торговли составил по итогам прошлого года порядка 42,5 млрд долл. Весьма показательно, что доля взаимных торговых операций стран ЕАЭС в общем внешнеторговом обороте объединения выросла с 13,6% в 2015 году до 14,2% в 2016 году.
За первые три месяца 2017 года объем внутрисоюзной взаимной торговли увеличился на 31,3% по сравнению с соответствующим периодом 2016 года и составил порядка 11,8 млрд долл. (по металлам и изделиям из них отмечен рост в 1,9 раза; по машинам, оборудованию и транспортным средствам - на 40,6%; по продовольственным товарам и сельскохозяйственному сырью - на 32%; по минеральным продуктам - на 19,4%). В свою очередь, внешнеторговый оборот ЕАЭС с третьими странами за указанный период 2017 года вырос на 29,6%, или на 31,8 млрд долл., в том числе экспорт - на 34,3%, или на 23 млрд долл., импорт - на 21,9%, или на 8,8 млрд долл. Такая динамика за первые три месяца позволяет нам надеяться, что и на протяжении всего 2017 года позитивные тенденции в торговле сохранятся.
Положительные экономические эффекты можно наблюдать в государствах, присоединившихся к Союзу в 2015 году. Так, Армения, которая присоединилась к ЕАЭС 2 января 2015 года, уже получает экономический эффект от интеграции и показывает определенные результаты. В частности, экспорт этой республики на территорию ЕАЭС возрос почти на 53%. При этом в 2016 году ЕЭК зафиксирован
3 Распоряжение Совета Евразийской экономической комиссии от 18 октября 2016 года № 32 «О формировании приоритетных евразийских технологических платформ» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01413188/ cnco_06032017_32 (дата обращения: 26.04.2017)
^ 6
Российский внешнеэкономический вестник
6 - 2017
рост экспортных поставок Армении на рынок ЕАЭС по всем товарным группам в 1,5 раза. Увеличились продажи продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на 39,2%, текстиля, текстильных изделий и обуви - в 1,7 раза, машин, оборудования и транспортных средств - в 1,7 раза. Армения кратно увеличила свои поставки в Белоруссия - в 2,1 раза, в Кыргызстан - в 2,8 раза. В 2016 году Армения продолжала наращивать экспорт своей сельскохозяйственной продукции на внутренний рынок стран ЕАЭС. В наибольшей степени возросли поставки фруктов - в 1,6 раза, томатов - в 12 раз, винограда - в 3 раза. При этом основную долю экспортных поставок Армении составили алкогольные и безалкогольные напитки - 57%. Экспорт ветеринарных вакцин из Армении в 2016 году по сравнению с 2014 годом увеличился в 5 раз. В целом за первые два года членства в ЕАЭС производство сельскохозяйственной продукции в республике увеличилось на 5,9%. Промышленное производство также показало рост - на 6,7% (высокие темпы производства продемонстрировали 12 отраслей обрабатывающей промышленности). Объем взаимной торговли продукцией обрабатывающей промышленности со странами ЕАЭС возрос на 40%.
Что касается другого присоединившегося к ЕАЭС государства - Кыргызской Республики, стоит отметить, что период адаптации её экономики к внутрисоюзным условиям ещё не полностью завершен и по ряду позиций пока сохраняются временные переходные положения. Тем не менее, и для Кыргызстана уже вполне ощутимы некоторые эффекты от участия в ЕАЭС. Производство сельскохозяйственной продукции республики в 2016 году увеличилось на 3%. Поставки овощей и корнеплодов из Кыргызстана на рынок стран ЕАЭС выросли в стоимостном выражении в 1,7 раза, в том числе перца и кабачков - в 4 раза, картофеля - на 43%, фруктов - на 24%, сливочного масла - в 3 раза, сыров - в 2,4 раза. Экспорт такого чувствительного для Кыргызстана товара, как фасоль, увеличился в ЕАЭС почти в 10 раз.
Промышленное производство увеличилось на 4,9% (рост объемов производства отмечен в 7 отраслях обрабатывающей промышленности). При этом объемы взаимной торговли промышленной продукцией со странами ЕАЭС возросли в 2,4 раза. В совокупности в минувшем году Кыргызстан увеличил объем своего экспорта в страны ЕАЭС на 4,4%. Свои плюсы получил Кыргызстан и в миграционной сфере.
По оценкам ЕЭК, успешное выполнение интеграционных задач может обеспечить совокупный дополнительный прирост ВВП ЕАЭС к 2030 году на 210 млрд долл. в текущих ценах. Эффект от участия в ЕАЭС к 2030 году для ряда государств-членов оценивается нашими экспертами до 13% дополнительного прироста ВВП. Достижение прогнозируемых эффектов будет сопровождаться повышением производительности труда, ростом бюджетной обеспеченности населения.
Потенциал (накопленный к 2030 году эффект) привлечения инвестиций из третьих стран за счет масштабов нашего внутреннего союзного рынка и привлека-
6 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
7 ^
тельности интеграционных проектов может составить около 90 млрд долл., потенциал роста объемов ненефтегазового экспорта ЕАЭС - 71,3 млрд долл. (прирост 11,6%).4
Расширение взаимной торговли будет стимулироваться, в том числе, за счет устранения барьеров, сокращения изъятий и ограничений и создания условий для роста деловой активности. В целом долгосрочное развитие ЕАЭС будет способствовать совершенствованию структуры экономик государств-членов и строиться на лучших практиках регулирования для повышения их конкурентоспособности.
Как отмечалось ранее, ЕАЭС был создан с целью формирования единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, иными словами, для обеспечения «четырех свобод» в рамках Союза. Остановимся на некоторых результатах достигнутых по каждой из свобод. Относительно свободы передвижения товаров стоит отметить, что в рамках ЕАЭС уже сейчас нет практически никаких барьеров: нет таможенных пошлин и таможенного контроля на внутренних границах; действует единый таможенный тариф и единые таможенные правила; осталось лишь несколько чувствительных сфер, где национальное регулирование существует до сих пор (алкоголь, табак, электроэнергия, нефть и нефтепродукты).
В 2016 году завершилось создание общего рынка лекарственных средств и медицинских изделий. 6 мая 2017 года вступили в силу основные нормативные акты ЕАЭС, обеспечивающие функционирование в Союзе общих рынков лекарственных средств и медицинских изделий. ЕЭК также работает над формированием общего рынка электроэнергии к 2019 году, общих рынков нефти, газа и нефтепродуктов к 2025 году. Приняты соответствующие концепции формирования общих рынков нефти и газа.
Устранение препятствий во взаимной торговле стран ЕАЭС является одним из приоритетов в деятельности ЕЭК. Эта работа началась ещё при подготовке проекта Договора о ЕАЭС, по результатам которой значительное число препятствий было устранено (порядка 80), а часть их была зафиксирована в Договоре в качестве изъятий и ограничений, требующих дополнительной проработки.
Комиссией проводится мониторинг препятствий во взаимной торговле государств - членов ЕАЭС и формируются планы по их устранению. С этой целью в марте 2017 года на своем официальном сайте ЕЭК разместила доклад «Барьеры, изъятия и ограничения ЕАЭС» или так называемую «Белую книгу».5 В докладе зафиксировано 60 согласованных всеми странами-участницами препятствий, существующих на внутренних рынках Союза: 17 из них - изъятия, 34 - ограничения, а оставшиеся 9 - барьеры. В этом документе также содержится информация о ме-
4 Евразийский экономический союз: новая реальность - новые возможности: под общ. ред. Валовой Т.Д. - М., 2017. - С. 93
5 Доклад ЕЭК «Барьеры, изъятия и ограничения Евразийского экономического союза» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://barriers.eaeunion.org/api/info/document/38/ file (дата обращения: 26.04.2017)
^ 8
Российский внешнеэкономический вестник
6 - 2017
тодах и механизмах по ликвидации препятствий. Основными станут планы мероприятий - «дорожные карты» с установленными сроками устранения конкретных изъятий и ограничений каждой страной ЕАЭС. Первая «дорожная карта» в скором времени будет представлена главам правительств наших стран. Следует добавить, что на сайте ЕЭК запущен специальный информационный ресурс «Функционирование внутренних рынков Евразийского экономического союза»6, куда представители бизнеса и граждане могут оперативно направлять информацию об имеющихся у них проблемах на внутренних рынках, а также получать сведения о ходе работы с подобными обращениями.
В целом предпринимаемые ЕЭК совместно с национальными правительствами усилия по созданию единого рынка, снятию барьеров и ограничений, формированию эффективного законодательства повышают международную конкурентоспособность и привлекательность наших государств. По последним данным рейтинга «Doing Business 2017» (рейтинг благоприятности условий ведения бизнеса), Армения, которая была в 2016 году на 43-м месте, поднялась в этом году на 38-е место, Белоруссия - с 50-го на 37-е, Казахстан - с 51-го на 35-е, Кыргызстан занимает 75-е место, а Россия - 40-е место.
ЕАЭС существенно продвинулся и в обеспечении свободного перемещения услуг. Единый рынок услуг в ЕАЭС формируется поэтапно. Это один из приоритетов евразийской экономической интеграции, цель которого в том, чтобы предоставить услугодателям в дополнение к уже имеющимся режимно-защитным механизмам максимальный уровень свободы.
В современном понимании единый рынок услуг - такое состояние конкретного сектора услуг, в котором сторонами не применяются дискриминационные, количественные и иные ограничения, т.е. действует полноценный национальный режим для поставщиков и получателей услуг, плюс предусмотрены взаимное признание разрешений, профессиональных квалификаций и возможность оказания услуг без дополнительного учреждения, то есть путем открытия филиала или представительства. Это означает, что каждая компания из ЕАЭС сможет на всем пространстве Союза осуществлять деятельность, как у себя дома, - без дополнительных регистраций, лицензий и прочего.
С 1 января 2015 года единый рынок функционирует в 43 наиболее значимых секторах услуг, в которых производится порядка 50% совокупного объема услуг в ЕАЭС. Еще в 21 секторе услуг формирование единого рынка будет осуществлено в соответствии с планами либерализации (в течение переходного периода). В этом сегменте производится порядка 10% совокупного объема услуг. По завершению переходных периодов (2017 - 2021 годы, для Республики Казахстан - не позднее 1 января 2025 года) единый рынок будет охватывать 3/5 объема производимых в ЕАЭС услуг.
6 Функционирование внутренних рынков Евразийского экономического союза / Информационный портал Евразийского экономического союза - https://barriers.eaeunion.org
6 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
9 Q
Кроме того, Комиссией проводится значительная работа по формированию общего рынка финансовых услуг, обеспечению свободы движения капитала и недискриминационного доступа инвесторов из ЕАЭС на финансовые рынки государств-членов Союза. На сегодняшний день подготовлены проекты нескольких соглашений, касающихся создания надлежащей правовой базы и условий для полноценного запуска общего финансового рынка в рамках ЕАЭС.
Ожидается, что к 2025 году заработает наднациональный орган по регулированию финансового рынка. Договором определено, что его штаб-квартира будет находиться в Казахстане, в Алматы. Решение вопроса свободного передвижения граждан и свободы выбора места их работы также является одним из важных приоритетов сотрудничества в рамках ЕАЭС. Свободное передвижение рабочей силы уже установлено для всех категорий работников. Любая дискриминация в сфере занятости на территории Союза исключается, независимо от гражданства работника.
На сегодня единый рынок трудовых ресурсов в ЕАЭС в основном сформирован. Цель согласованной политики в этой сфере - обеспечить развитие данного рынка, последовательно ликвидируя барьеры, препятствующие свободному перемещению трудовых мигрантов, и создавая условия, способствующие росту занятости. В числе таких условий - предоставление социального обеспечения и медицинского обслуживания для трудящихся-мигрантов, засчет трудового (страхового) стажа, содействие организованному набору и привлечению трудящихся-мигрантов для работы в ЕАЭС.
Благодаря созданию единого рынка труда, жители государств Союза получили равные права при трудоустройстве в любой из стран и теперь платят подоходный налог по той же ставке, что и резиденты. Им не требуется получать разрешение на осуществление трудовой деятельности, а национальные ограничения на привлечение иностранных рабочих не распространяются на граждан наших стран. Единое законодательство обеспечивает взаимное признание дипломов и квалификаций по абсолютному большинству специальностей (кроме деятельности в педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической сферах). Определен порядок признания ученых степеней и званий, что значительно повышает мобильность высококвалифицированных специалистов. Кроме того, дети трудящихся-мигрантов имеют право посещать дошкольные учреждения и получать образование наряду с гражданами государства трудоустройства.
В этом году страны ЕАЭС подошли вплотную к решению вопросов пенсионного обеспечения трудящихся государств-членов и членов их семей. С принятием специального международного договора наши граждане смогут получать пенсии за период своей трудовой деятельности от государства Союза, где они трудились, на всей территории Союза. Таким образом, очевидно, что граждане и бизнес государств-членов Союза уже ощутили преимущества от свободного передвижения рабочей силы.
^ 10
Российский внешнеэкономический вестник
6 - 2017
Но не только на решении внутренних задач сконцентрирована деятельность ЕЭК. Внешние связи развиваются не менее динамично, чем внутренний блок. Международное сотрудничество - это одно из ключевых направлений деятельности Департамента развития интеграции. Работа ЕЭК на внешнем треке выстраивается в соответствии с ежегодно определяемыми Высшим советом основными направлениями международной деятельности Союза.7 Комиссия активно взаимодействует с правительствами третьих стран в формате меморандумов о взаимопонимании или сотрудничестве, в том числе с Перу, Чили, Монголией, Камбоджей, Сингапуром, Республикой Кореей, Республикой Молдовой.
На основе таких меморандумов формируются совместные рабочие группы для ведения дискуссии и углубления сотрудничества по направлениям, представляющим взаимный интерес. Взаимодействие в данном формате институциализирует международные связи Союза, позволяет вести диалог по всему кругу вопросов, переданных в компетенцию Комиссии, не ограничиваясь лишь вопросами торговой повестки. На сегодняшний день - это самый распространенный формат международной деятельности Комиссии. Так, за время функционирования ЕЭК подписано порядка 26 меморандумов, как с международными организациями, так и с правительствами третьих стран. ЕЭК взаимодействует с третьими странами также в формате торговых соглашений. В этом ключе ведутся переговоры с Китаем по подготовке масштабного непреференциального соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве. Развивается трек переговоров о зоне свободной торговле (ЗСТ) с рядом стран, включая Израиль, Индию, Иран, Сингапур, Египет.
Первое соглашение о ЗСТ было подписано Союзом совместно с государствами-членами в мае 2015 года с Вьетнамом (вступило в силу 5 октября 2016 года). По оценкам экспертов, в ближайшие годы товарооборот государств - членов ЕАЭС с Вьетнамом может возрасти с текущего уровня в 4 млрд долл. до 8-10 млрд долл. Экономия на таможенных пошлинах для экспортеров ЕАЭС может составить около 40 млн долл. в первый год функционирования соглашения. По истечении всех переходных периодов положительный эффект от отмены таможенных пошлин будет достигать 55-60 млн долл. ежегодно.8
В целом интерес к сотрудничеству с ЕАЭС проявляют порядка 50 государств Европы, Азии и Латинской Америки. Особое внимание Комиссия уделяет взаимодействию с региональными интеграционными объединениями, в частности, в
7 См., в частности, Решение Высшего Евразийского экономического совета от 26 декабря 2016 года № 18 «Об Основных направлениях международной деятельности Евразийского экономического союза на 2017 год» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01413540/scd_11042017_18 (дата обращения: 25.04.2017)
8 Вопросы и ответы по Соглашению о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Социалистической Республикой Вьетнам // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eurasiancommissюaorg/ш/act/trade/dotp/Pages/Соглашения-о-свободной-торговле-с-третьими-странами^рх (дата обращения: 25.04.2017)
6 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
11 Q
Латинской Америке. В конце марта 2017 года Комиссией был подписан первый межблоковый меморандум о взаимопонимании - с Генеральным секретариатом Андского сообщества. Обсуждается также возможность сотрудничества с Тихоокеанским альянсом, МЕРКОСУР; в Азии, в первую очередь, с АСЕАН; в Африке - с Африканским союзом.
К сожалению, пока нет активности на треке ЕАЭС-ЕС, но со своей стороны ЕЭК предпринимает все усилия для развития данного диалога, используя, в том числе, каждую подходящую информационную площадку с тем, чтобы повысить интерес к этому вопросу как со стороны официальных лиц, так и со стороны экспертного и делового сообщества ЕС.
При этом можно наблюдать, что европейский бизнес заинтересован в налаживании сотрудничества, и многие его представители высказываются о необходимости взаимодействия в формате ЕАЭС - ЕС. Деловые круги европейских стран выступают за углубление сотрудничества с ЕАЭС, и подобного рода сигналы Комиссия получает, в том числе, в рамках конференций, организуемых по евразийской тематике для экономических ведомств и деловых кругов - в Чехии, Словакии, Греции, Германии, Австрии, Норвегии, ряде других европейских стран.
Бизнес-сообщество европейских стран заинтересовано в существовании эффективных партнерских отношений между европейским и евразийским интеграционными объединениями. Об этом свидетельствует состоявшийся в апреле текущего года в Берлине Восточный форум, в рамках которого выступил Председатель Коллегии ЕЭК Т.С. Саркисян. На Форуме присутствовало более 400 представителей органов власти, топ-менеджеров и владельцев крупных европейских компаний, членов бизнес-ассоциаций как из Западной Европы, так и из стран бывшего Советского Союза.
Чуть ранее, в январе 2017 года, состоялся визит Т.С. Саркисяна в Афины, были проведены рабочие встречи с Президентом и Премьер-министром Греческой Республики. Руководство Греции выразило заинтересованность в скорейшем налаживании прямых контактов между ЕС и ЕАЭС. В целях развития взаимного сотрудничества греческая сторона предложила создать Греко-Евразийский совет, в рамках которого будут обсуждаться практические вопросы расширения и углубления экономических связей между ЕАЭС и Грецией. Наши партнеры также выступили с инициативой провести бизнес-форум Греция-ЕАЭС, пригласив туда всех, кто видит потенциал для кооперации.
ЕЭК пытается выстроить диалог с ЕС и использует для этого все возможности, ищет новые форматы для контактов с ЕС. Так, началом диалога могло бы послужить проведение международного форума по вопросам сотрудничества ЕАЭС и ЕС. Эта идея была высказана Президентом Казахстана Н.А. Назарбаевым на встрече с господином Юнкером 30 марта 2016 года. Вполне может быть, что данная инициатива в обозримом будущем получит практическое развитие.
Комиссия взаимодействует и с многосторонними международными организациями, в том числе системы ООН (ЮНКТАД, ЕЭК ООН, Центрально-европей-
^ 12
Российский внешнеэкономический вестник
6 - 2017
ской инициативой, ФАО, ЭСКАТО, ВОЗ, ЮНИДО и рядом других). ЕЭК активно использует площадки международных организаций для обсуждения вопросов региональной интеграции и налаживания взаимодействия ЕАЭС с другими экономическими объединениями. Например, на полях состоявшейся в июле 2016 года Министерской конференции ЮНКТАД Комиссия выдвинула идею проведения совместно с ЮНКТАД форума с участием представителей ведущих интеграционных объединений из различных регионов мира. Как видится, данная инициатива очень актуальна, так как позволяет установить диалог между различными интеграционными группировками и профессионально обсудить актуальные международные вопросы, в том числе касающиеся самой региональной интеграции (фрагментация или путь к созданию новой глобальной архитектуры, региональная экономическая интеграция и ВТО, региональная интеграция и устранение барьеров в торговле, и др.). Комиссией подготовлен проект доклада «Евразийский экономический союз и достижение государствами-членами Целей устойчивого развития ООН». Указанный доклад планируется представить в рамках Политического форума высокого уровня по устойчивому развитию под эгидой Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС) в июле 2017 года.
Международный вектор деятельности ЕАЭС тесным образом перекликается с инициативой по формированию общего экономического пространства от Лиссабона до Шанхая, получившего название - «Большое евразийское партнерство» или «Всеобъемлющее евразийское партнерство». В поддержку данной инициативы выступили главы наших государств. Так, Президент Белоруссии А.Г. Лукашенко, выступая на 70-й сессии Генассамблеи ООН в сентябре 2015 года, предложил в качестве основы всеобщего взаимовыгодного сотрудничества идею «интеграции интеграцию». Президент Казахстана Н.А. Назарбаев также, выступив на юбилейной сессии Генассамблеи ООН, призвал сплотиться вокруг идеи «Большой Евразии». Президент России В.В. Путин в ходе XX Петербургского международного экономического форума предложил подумать о создании «Большого евразийского партнерства».
Данная инициатива представляет собой крупный мегарегиональный проект, открытый для участия всех заинтересованных партнеров ЕАЭС - государств и интеграционных объединений континента. Она находится в русле сопряжения строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути и усиления присутствия ЕАЭС в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Смысл партнерства заключается в ускорении социально-экономического развития Евразии путем поэтапной либерализации торговли и других форм сотрудничества, сближения систем регулирования, а также осуществления совместных проектов.
Долгосрочная цель Большого евразийского партнерства - это создание общего экономического пространства в масштабах Евразии. При этом очень важно обеспечить сбалансированное развитие данного проекта, с равной степенью вовлеченности в него и Европы, и Азии.
6 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
13 ^
В XXI веке мы становимся свидетелями становления новой архитектуры международного экономического сотрудничества. Процесс регионализации мировой экономики охватывает все большее количество стран и характеризуется высокой степенью динамизма и разнообразия форматов взаимодействия. Новые экономические реалии, риски и угрозы побуждают мир к поиску мер, которые могли бы остановить замедление темпов роста мировой экономики и генерировать импульсы, обеспечивающие развитие и прогресс. В этом контексте углубление региональной экономической интеграции при сохранении ее открытости для третьих стран является эффективным и адекватным ответом на вызовы мировой экономики и кризис институтов глобального управления.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Вопросы и ответы по Соглашению о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Социалистической Республикой Вьетнам // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/dotp/Pages/Соглашения-о-свободной-торговле-с-третьими-странами^рх (Voprosy i otvety po Soglasheniju o svobodnoj torgovle mezhdu Evrazijskim jekonomicheskim sojuzom i Socialisticheskoj Respublikoj V'etnam)
2. Договор о Евразийском экономическом союзе (заключен в г. Астане 29.05.2014). -М., 2014. - 680 с. (Dogovor o Evrazijskom jekonomicheskom sojuze (zakljuchen v g. Astane 29.05.2014). - M., 2014. - 680 s.)
3. Доклад ЕЭК «Барьеры, изъятия и ограничения Евразийского экономического союза» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://barriers.eaeunion.org/api/info/document/38/ file (Doklad EJeK «Bar'ery, iz#jatija i ogranichenija Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza»)
4. Евразийский экономический союз: новая реальность - новые возможности: под общ. ред. Валовой Т.Д. - М., 2017. - 168 с. (Evrazijskij jekonomicheskij sojuz: novaja real'nost' -novye vozmozhnosti: pod obshh. red. Valovoj T.D. - M., 2017. - 168 s. )
5. Распоряжение Совета Евразийской экономической комиссии от 18 октября 2016 года № 32 «О формировании приоритетных евразийских технологических платформ» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01413188/cnco_06032017_32 (Rasporjazhenie Soveta Evrazijskoj jekonomicheskoj komissii ot 18 oktjabrja 2016 goda № 32 «O formirovanii prioritetnyh evrazijskih tehnologicheskih platform»)
6. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 26 декабря 2016 года № 18 «Об Основных направлениях международной деятельности Евразийского экономического союза на 2017 год» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.eaeunion.org/docs/ ru-ru/01413540/scd_11042017_18 (Reshenie Vysshego Evrazijskogo jekonomicheskogo soveta ot 26 dekabrja 2016 goda № 18 «Ob Osnovnyh napravlenijah mezhdunarodnoj dejatel'nosti Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza na 2017 god»)
^ 14
Российский внешнеэкономический вестник
6 - 2017