УДК 327-7(47+57)
ЕАЭС: ПРОТИВОРЕЧИВАЯ ПОСТУПЬ ИНТЕГРАЦИИ THE EEU IS CONTRADICTORY PACE OF INTEGRATION
В.В. Огнева V.V. Ogneva
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Орловский филиал, Россия, Орловская обл., г. Орел, 302028, бульвар Победы, д. 5а
The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Orel branch, Russian Federation, Orel region, Orel, 302028, Victory b., 5a
E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена анализу реализации евразийского экономического проекта с участием России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Армении. На основе фактологических и статистических данных установлено, что, несмотря на установление единого таможенного пространства, разработку нормативных основ интеграционного взаимодействия, расширение сферы международных связей с другими интеграционными площадками, качественных изменений в сотрудничестве стран ЕАЭС, характерных для динамического эффекта, связанного с экономическим ростом и поступательным развитием экономик этих стран, не произошло. Среди проблемных аспектов ЕАЭС выделяются состояние взаимной торговли, сложности в передвижении граждан, формировании единых технических регламентов в сфере санитарного, ветеринарного, фитоконтроля. Отмечается неоднозначность подходов «евразооптимистов» и «евразоскептиков» к видению перспектив евразийского экономического союза. Предлагается обратить внимание на показатели региональной концентрации торговли; важность разработки общей стратегии евразийского экономического союза (ЕАЭС); необходимость дальнейшего улучшения регулирования процессов миграции, оптимизации деятельности Евразийской Экономической Комиссии (ЕЭК), создания единой таможенной службы и др.
Resume. This article analyzes the implementation of the Eurasian economic project with participation of Russia, Belarus, Kazakhstan, Kyrgyzstan, Armenia. On the basis of factual and statistical data found that despite the imposition of uniform customs space, the development of regulatory frameworks of integration, expansion of international ties with other integration sites, qualitative changes in cooperation of the EAEU countries, characteristic of the dynamic effect associated with economic growth and progressive development of the economies of these countries did not happen. Among the problematic aspects of the EAEU are allocated to the state of mutual trade, the movement of citizens, the formation of uniform technical regulations in the sphere of sanitary, veterinary and phytocontrol. It is noted the ambiguity of approaches "eurazo-optimists" and "evrazoskeptics" to the vision of the future Eurasian economic Union. It is proposed to pay attention to the indicators of regional concentration of trade; the importance of developing a common strategy of the Eurasian economic Union (EAEU); the need to further improve the regulation of migration processes, optimization of activity of the Eurasian Economic Commission (EEC), the establishment of a uniform customs service, etc.
Ключевые слова: ЕАЭС, интеграционные процессы, проблемы интеграции, перспективы евразийского экономического союза
Keywords: EAEU, integration processes, problems of integration, prospects of the Eurasian economic Union.
Образованный изначально в формате трех государств - России, Беларуси и Казахстана, Евразийский экономический союз в течение первого года своего существования, как известно, пополнился членством в нем Республики Кыргызстан и Республики Армения. В ЕАЭС предприняты меры по созданию Зоны свободной торговли (ЗСТ), интерес к которой проявили более 30 торговых партнеров-государств, среди которых Вьетнам, Израиль, Египет, Индия и др.
Меморандумы о сотрудничестве по вопросам торговли заключены с Китаем, региональными интеграционными объединениями и международными организациями, в частности Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Общим рынком государств Южной Америки (Меркосур), Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), форумом Азиатского ТихоОкеанского сотрудничества (АТЭС), БРИГС и другими что дает возможность не только для изу-
1 Евразийская экономическая комиссия. Каталог документов. URL: http://www.eurasiancommission.org
чения мирового опыта интеграционного взаимодействия государств, но и оптимизации применяемых в ЕАЭС практик экономического сотрудничества.
Государства-члены Евразийского экономического союза выступают за развитие взаимовыгодных отношений между ЕАЭС и Европейским союзом 2. В качестве основных целей такого сотрудничества рассматриваются, прежде всего, дальнейшее развитие взаимной торговли, расширение сферы внешнеэкономической деятельности.
Прорабатывается возможность создания масштабного экономического партнерства между странами Евразийского экономического союза, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) з. И это не случайно: вместе эти страны составляют почти треть мировой экономики по паритету покупательной способности.
Заметны результаты партнеров по ЕАЭС, связанные с совершенствованием таможенного законодательства. Наконец-то появился единый таможенный кодекс, унифицирующий таможенные операции и таможенное декларирование. Сформулированы основные направления внешнеторговой политики в целях стимулирования деловой активности. Вступило в силу около 40 технических регламентов. Согласованы многие требования к санитарному, ветеринарному, фитоконтро-лю. Расширена область взаимодействия в сфере достижения полноформатной свободы передвижения услуг, капитала, рабочей силы. Разработан проект программы транспортной политики, проекты концепций общего рынка электроэнергии, промышленной и аграрной политики.
Важное значение имеет принятие модельного закона «О конкуренции», определяющего единые подходы к основным положениям национального законодательства в сфере конкурентной политики государств-членов интеграционного проекта ЕАЭС. Это решение направлено на гармонизацию процессов интеграции, облегчение условий внешнеэкономической деятельности, устранение административных барьеров ведения бизнеса, обеспечения свободного передвижения граждан, столь необходимого для расширения гуманитарных контактов
В качестве достижения первого этапа движения по пути интеграции следует рассматривать обеспечение в рамках договора ЕАЭС определенной свободы передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Единый рынок услуг ЕАЭС вобрал более 40 секторов (это строительные услуги, услуги в области оптовой и розничной торговли, услуги, относящиеся к сельскому хозяйству и др.) и имеет тенденцию к поэтапному и согласованному расширению.
На территориях государств-членов Союза начал функционировать общий рынок труда, основанием которого выступает свобода передвижения рабочей силы. Граждане государств имеют право работать на единых условиях: трудящимся стран ЕАЭС не требуется получение разрешений на работу в рамках Союза. Гражданам стран ЕАЭС не нужно заполнять миграционные карты при пересечении внутренних границ стран ЕАЭС, если срок их пребывания не превышает 90 суток с даты въезда. Кроме того, трудящиеся и члены их семьи освобождаются от регистрации (постановки на учет) в органах внутренних дел на срок пребывания до 90 суток. Все это указывает на определенный эффект прилагаемых интеграционных усилий.
Кроме того, следует иметь в виду, что у евразийской интеграции имеется колоссальная общественная поддержка. Опросы Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития показывают, что значительное большинство населения входящих в ЕАЭС стран поддерживает экономическую интеграцию. В Казахстане, России и Кыргызстане уровень одобрения ЕАЭС зафиксирован на уровне 78-86% опрошенных. В Армении и Беларуси интеграцию с ЕАЭС поддерживают 56% и 60% граждан соответственно Следовательно, есть вероятность конвертации этого потенциала общественного доверия в общие экономические успехи.
Однако как это сделать в условиях, когда продекларированные возможности евразийской интеграции на деле сталкиваются с огромным количеством проблем объективного и субъективного характера? Об этом ярче всего свидетельствуют показатели - количественные и качественные.
Можно с очевидностью констатировать, что в рамках договоренностей стран ЕАЭС так и не состоялся продекларированный к 1 января 2016 года рынок лекарственных средств и общий рынок медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники). На фоне резкого падения рубля укрепление экономических связей с Россией вызывает у ее партнеров тем большие опасения, что их собственные экономики весьма уязвимы для воздействия внешних факторов. В 2015 году резко упала взаимная торговля между странами-участниками ЕАЭС. Большая часть торговли в рамках ЕАЭС по-прежнему принадлежит России и Белоруссии (57%), России и
2 См.: Лавров призвал к сближению Евросоюза и ЕАЭС. URL: http: //vz.ru/news/ 2015/5/6/743738.html; Улю-каев: В Еврокомиссию направлено предложение о возобновлении диалога с ЕАЭС// http://www.anews.eom/p/i3503470/
3 См.: Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 03.12.2015. URL: http: //www.kremlin.ru/events/president/news/ 47173
4 Совместная статья аккредитованных в Вене послов стран-участниц Евразийского экономического союза (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия): «От Атлантического до Тихого Океана: ЕАЭС развивается и создает новые возможности для сотрудничества, в том числе с ЕС», «Ди Прессе» (Австрия), 14 июля 2015 года. URL: http: //www.mid.ru/integraeionnye-struktury-prostranstva-sng/-/asset_publisher/ rl7Fzr0mbE6x/ content/id/1621421
5 Интеграционный барометр ЕАБР - 2015. URL: http://russianeouneil.ru/library/?id_4=858
Казахстану (34%); объемы торговли России и Армении не превышают 2,6%, а России и Кыргызстана - 3,1%. Это во многом связано со слабостью экономик Армении и Кыргызстана. Так, по данным Евразийской Экономической Комиссии, за 9 месяцев 2015 года объем торговли государств-членов ЕАЭС с третьими странами упал на 34,5%, а объем взаимной торговли составил 38 млрд. долларов, или 73,5% к уровню соответствующего периода 2014 года 6 (см. таблицу). По минеральным продуктам показатель снизился на 4 138,1 млн. долларов (на 24,3%), машинам, оборудованию и транспортным средствам - на 3 748,8 млн. долларов (на 38,2%), металлам и изделиям из них - на 1 950,6 млн. долларов (на 32%).
Объемы взаимной торговли товарами государств-членов Евразийского экономического союза за январь—октябрь 2015 года Volumes of mutual trade in the goods of member states of the Eurasian economic union for January - October, 2015
Страны Объем, млн. долл. США Объем, в % к январю-октябрю 2014 года Удельный вес в объеме, %
ЕАЭС 38 013,3 73,5 100,00
в том числе
Армения-Беларусь 28,6 90,8 0,08
Армения-Казахстан 4,9 85,1 0,01
Армения - Кыргызстан 0,4 114,2 0,00
Армения - Россия 1017,3 91,0 2,68
Беларусь-Казахстан 512,6 69,6 1,35
Беларусь-Кыргызстан 45,0 54,1 0,12
Беларусь-Россия 21724,4 72,3 57,15
Казахстан-Кыргызстан 650,8 71,4 1,71
Казахстан-Россия 12823,3 74,4 33,73
Кыргызстан-Россия 1206,0 80,6 3,17
Источник: ЕЭК (Евразийская экономическая комиссия). Департамент статистики. Экспресс-информация. 15.12.2015 г. 7
Цифры, представленные в таблице, наглядно свидетельствуют о состоянии экономик субъектов ЕАЭС. Экономический прагматизм не позволил им присоединиться к введенным Россией санкциям против Украины. В условиях экономического кризиса партнеры России по ЕАЭС предпочли не терять имеющийся канал экспортных поставок. Однако для функционирования единого таможенного пространства союза это создало немалые проблемы, в частности, угрозу реэкспорта запрещенных к ввозу товаров через Белоруссию или Казахстан. Для нейтрализации этих угроз Россия была вынуждена ввести специальный режим проверки товаров на границе с Белоруссией. Для решения данной проблемы в первом полугодии 2016 г. все союзные государства приняли решение перейти на электронное декларирование перемещаемых через границу товаров. Однако смогут ли эти меры помочь предотвратить реэкспорт запрещенных украинских товаров, остается большим вопросом.
В этих непростых условиях необходима более активная деятельность Евразийской экономической Комиссии (ЕЭК), куда входят представители всех стран ЕАЭС, и основное назначение которой состоит в обеспечении условий функционирования и развития союза, разработке предложений по дальнейшему развитию интеграции. Комиссия призвана поддерживать отношения с национальными органами власти в процессе выработки и принятия решений, активно работать с бизнес-сообществом, что, как представляется, является ее слабым местом. Основными направлениями деятельности комиссии являются:
• зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;
• установление торговых режимов в отношении третьих стран;
• статистика внешней и взаимной торговли;
• макроэкономическая политика;
• конкурентная политика;
• промышленные и сельскохозяйственные субсидии;
• энергетическая политика;
• естественные монополии;
• государственные и (или) муниципальные закупки;
• взаимная торговля услугами и инвестиции;
6 Об итогах внешней и взаимной торговли товарами Евразийского экономического союза. Январь - октябрь 2015 года. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/ analyt-ics/Documents/express/Oct2015.pdf
7 Там же.
• транспорт и перевозки;
• валютная политика;
• охрана и защита результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации товаров, работ и услуг;
• трудовая миграция;
• финансовые рынки (банковская сфера, сфера страхования, валютный рынок, рынок ценных бумаг);
• таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;
• таможенное администрирование и др. 8
К сожалению, решения Комиссии в этих сферах не всегда исполняются. Здесь вплетается множество неформальных, коммерческих интересов. В связи с этим становится важным не только принятие наднациональных решений, но и их строгое исполнение на национальном уровне. Чтобы этого добиться, целесообразно, видимо, создание Единой таможенной, единой ветеринарной, санитарной и фитосанитарной служб. Тогда, вероятно, появится и реальная ответственность за исполнение решений наднационального органа. Риски в работе Комиссии в немалой степени связаны с пробуксовкой разработки общей стратегии развития экономического пространства в силу нерешенных межгосударственных экономических проблем, что с очевидностью наносит ущерб качеству принимаемых решений и интеграционным возможностям в целом 9.
Оценивая уровень интеграции в сфере внешнеэкономической деятельности стран-партнеров союза, организаторам проекта следует, на наш взгляд, обратить более серьезное внимание на показатели региональной концентрации торговли; индексы интенсивности внутрирегиональной торговли для экспорта и импорта; показатели способности поглощения экспорта и способности насыщения импорта и др.
Довольно значимым результатом интеграции могло бы стать облегчение процессов миграции, в том числе путем решения визовых и других административных вопросов. Как нам представляется, можно было бы обсудить возможность продления срока обязательной регистрации по месту пребывания до одного года при условии, что гражданин обозначит четкую цель своего визита.
В условиях реализации общей экономической политики необходимо поднять на новый уровень сотрудничество в научно-технической сфере и сфере образования. Признание дипломов об образовании, привлечение иностранных студентов стран-партнеров на обучение и стажировки, предоставление грантов и стипендий - все это не просто позволит повысить уровень профессиональной подготовки будущего кадрового потенциала стран-партнеров, но и в определенной степени создаст предпосылки для успешного развития интеграционного объединения в целом.
Неоднозначные результаты деятельности ЕАЭС вызывают активную полемику в экспертных кругах относительно перспектив данного интеграционного объединения. «Евразооптимисты» апеллируют к масштабности проекта, ведь евразийский союз - это пять стран с населением 182,5 млн. человек, с огромным экономическим потенциалом. Страны ЕАЭС занимают первое место в мире по добыче нефти; второе - по добыче газа, общей протяженности железных дорог; третье -по выплавке чугуна, четвертое - по выработке электроэнергии, пятое - по выплавке стали, шестое - по добыче угля 10. Следовательно, интеграция придает практический смысл образованному союзу. Манкофф, к примеру, полагает, что уровень интеграции в Евразийском Союзе «будет значительно глубже чем в ЕврАзЭС... Вашингтон должен признать право этих республик на выбор без давления извне организаций и союзов, в которых они желали бы участвовать» 11. М. Эмирсон отмечает, что евразийскую идею не следует считать иллюзией. Повестка сотрудничества может включать транспортные и энергетические коридоры, торговлю, долосрочные социально-экономические проблемы 12. Г. Глисон, не отрицая саму возможность евразийского союза, обращает внимание на то, что участники объединения преследуют «в значительной степени разные цели и обладают разными возможностями» 13. Авторитетные российские экономисты - А. Улюкаев, С. Глазьев, М. Делягин и др. считают, что у евразийской интеграции большие экономические преимущества 14. «Евразоскептики» не верят в успех евразийского проекта, а некоторые из них счита-
8 О Евразийской экономической комиссии. URL: http: / /www.eurasiancommission.org/ru/Pages/about.aspx
9 ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В 2014 ГОДУ: ЭКСПЕРТНЫЙ ВЗГЛЯД. URL: http://CSFPS.BY/NEWS/20i4-02-05
10 Экономический потенциал ЕАЭС. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/Pages/ses.aspx
11 Сила влияния России на Среднюю Азию URL: http://rus.azattyk.org/content/central_asia_moscow /24560499.html
12 Зарубежные аналитические центры о евразийской интеграции. URL: http: / / zviazda.by/be/news/ 20140226/ 1393362921-analyze-it-zarubezhnye-analiticheskie-centry-o-evraziyskoy-integracii-v
13 Глисон Г. ТЕОРИЯ ИНТЕГРАЦИИ И ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-integratsii-i-evraziyskoe-ekonomicheskoe-soobschestvo#ixzz3wseYhFpV
14 Сергей Глазьев: У нас есть шанс стать равноправным участником ядра нового центра глобального экономического развития. URL: http://www.glazev.ru/sodr_eep/434/; Улюкаев считает совместимыми форматы «Шелкового пути» и ЕАЭС. URL: http://evraz-news.com/ulyukaev-schitaet-sovmestimymi-formaty-shelkovogo-puti-i-eaes/
ют его даже злом. Так, Британский институт международных исследований видит в Евразийском экономическом союзе стремление России реинтегрировать соседние государства в сферу своего господства и влияния 15. Эксперты Американского фонда «Наследие» делают вывод о том, что евразийский экономический союз может угрожать региональной стабильности 16. Советскую угрозу в евразийской интеграции видят З. Бжезинский и Х. Клинтон 17. Российский ученый Л. Гозман убежден, что ЕАЭС - это тупиковый выбор России 18.
Тем не менее, несмотря на имеющиеся сложности, евразийский экономический союз, как представляется, неизбежен. Он важен и необходим хотя бы потому, что сырьевые ресурсы, за счет чего держится экономика стран-участниц, продолжают дешеветь на мировых рынках, и ставка делается на производство переработанной продукции. Сбыт же этой продукции возможен на уже освоенных рынках, с которыми отсутствуют таможенные барьеры. В связи с этим уместно напомнить слова Президента Казахстана Н.А. Назарбаева на встрече с Президентом России В.В. Путиным 21 декабря 2015 года после саммита ЕАЭС в Москве: «Мы знали, какие будут издержки. Все равно, считаю, что мы сделали правильно, что объединились, мы должны двигаться дальше. Общение, открытые границы, совместные предприятия играют свою очень большую роль...» 19. Действительно, настало, наконец, время собирать, а не разбрасывать камни.
15 Евразийская интеграция в исследованиях иностранных «фабрик мысли». URL: http://csfps.by/new-research/evraziyskaya-integraciya-v-issledovaniyah-inostrannyh-fabrik-mysli-za-2013-god
16 Там же.
17 См.: Клинтон разглядела советскую угрозу в Евразийском союзе. URL: http://russian.rt.com/inotv/ 2012-12-07/Klinton-razglyadela-sovetskuyu-ugrozu-v; Советолог Збигнев Бжезинский считает, что Евразийский союз распадется. URL: http://news.bcm.rU/russia/2014/1/16/701747/1
18Леонид Гозман: Евразийский путь приведет Россию в тупик. URL: http: / / maxpark.com/ community/politic/content/2843701
19 Путин и Назарбаев подтвердили приверженность ЕАЭС. URL: http://ea-monitor.kz/ekspertnyy-vzglyad/putin-i-nazarbaev-podtverdili-priverzhennost-eaes