СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД A FRESH VIEW
Вестник Челябинского государственного университета.
2019. № 9 (431). Экономические науки. Вып. 66. С. 217—224.
УДК 339.9 DOI 10.24411/1994-2796-2019-10925
ББК 65.59
ЕАЭС: АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
ВЕКТОРЫ СОТРУДНИЧЕСТВА
К. Ю. Подкина
Институт экономики Уральского отделения РАН, Екатеринбург, Россия
Актуальным направлением в развитии международных отношений является поиск наилучших государств-партнеров. Рассматривается Евразийский экономический союз (ЕАЭС) как пример международной экономической интеграции (МЭИ). Анализируется текущее состояние союза; как на качественном уровне (SWOT-анализ), так и на количественном рассматриваются экономические взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик через призму социально-экономических показателей. Автор поясняет, что образование ЕАЭС открывает новые перспективы для многостороннего сотрудничества, поэтому сформулированы предложения по дальнейшему развитию международного сотрудничества ЕАЭС, направленные на максимизацию экономических эффектов как для России, так и для союза.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), интеграция, национальная экономика, сотрудничество, социально-экономические показатели, SWOT-анализ.
Евразийский экономический союз — новая интеграционная группировка на постсоветском пространстве — вызывает повышенный интерес как субъект мирового хозяйства, потенциально способный стать новым региональным и мировым игроком. ЕАЭС — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе 1 января 2015 г. На территории Евразийского экономического союза гарантируется свободное перемещение услуг, капитала, товаров и кадровой (рабочей) силы и осуществление единой, согласованной или скоррелированной политики во всех экономических сферах. Членами ЕАЭС являются РФ, Казахстан, Беларусь, Армения, Кыргызстан.
Союз образован для многостороннего преобразования, кооперации и повышения уровня экономик стран-участниц на международной арене, обеспечения условий непрерывного развития с целью укрепления и повышения уровня жизни населения на территории ЕАЭС.
ЕАЭС в процессе становления, развития и углубления интеграции способен влиять на международные процессы, как экономические, так и политические, на основании следующего:
1) страны союза в совокупности распоряжаются огромными ресурсами, как человеческими (4,4 % населения земного шара проживает на территории
ЕАЭС), так и природными (на территорию ЕАЭС приходится 16,4 % земной суши, 25 % основных видов полезных ископаемых). Около 40 % мировых запасов природного газа, 25 % леса, 25 % каменного угля, 20 % нефти, 13 % пахотных земель и 11 % пресной воды располагается на территории ЕАЭС;
2) ЕАЭС обладает исключительным трансконтинентальным географическим положением, что способствует укреплению конкурентоспособности союза на мировой арене и созданию транспортных коридоров на региональном и глобальном уровнях. Все это увеличивает масштабы торговых потоков между Европой и Азией.
3) на территории ЕАЭС в текущее время формируется новейшая точка экономической активности, которая в будущем, вероятнее всего, сможет стать двигателем и гейзером мирового развития.
Цель работы состоит в анализе текущего состояния ЕАЭС и перспектив дальнейшего развития для союза в целом. На взгляд автора, необходимо применить такую социально-экономической оценку, чтобы учитывались качественные и количественные показатели, а затем подвести итоги последствий от участия стран в интеграции.
Методом качественного анализа выбран SWOT-анализ ЕАЭС: в табл. 1 автором представлены сильные и слабые стороны интеграционного объединения, проанализированы возможности и угрозы блока.
Таблица 1
SWOT-анализ ЕАЭС
1. В целом объединение имеет самую мощную географическую территорию 1. Отсутствие союзной общности (сохранились стереотипы и страхи тоталитарного прошлого)
2 2. Рынок потребителей (170 млн) 2. Слабо развит реальный сектор экономики, НИОКР, туризм, так как превалирует сырье-
я о вая экономика я
& о н и 3. Мощнейшие природно-энергетический потенциал союза 3. Повышен уровень коррупции, клановости, бюрократии & о н и
Л я 4. ЕАЭС унаследовал инфраструктуру, развитое с/х, ВПК, человеческий капитал от бывшего СССР 4. Зависимость от санкций Запада, валютного о ю
£ курса (Я ч у
и 5. Выгодное геостратегическое положение ЕАЭС на мировой арене (между Западом и Востоком: Китай, Индия, ЕС, Центральная Азия и Ближний Восток) 5. Несогласованность законодательства и межгосударственных структур
1. Потенциал расширения за счет новых участников союза 1. Социально-экономические проблемы,
связанные с разностью в экономическом развитии стран-членов
— 2. Мировой поставщик сырья, товаров и ус- 2. Зависимость от ценовой конъюнктуры на при-
и о Я И о г м О СО луг при рациональном использовании ресурсов блока родно-энергетические позиции, так как эти позиции составляют основу экономики блока м О
3. Транзитные возможности высоки, особенно с запуском ТТК «Западная Европа — Западный Китай» 3. Чрезмерная долларизация национальных экономик отдельных стран ЕАЭС несет экономическую угрозу а *
4. Финансовый центр с развитой экономической зоной и благоприятным инвестиционным 4. Угроза терроризма, сепаратизма
климатом
При анализе региональных экономических связей и оценке потенциала интеграции представляет интерес система показателей, которая выступает инструментом мониторинга и оценки интеграционных процессов на постсоветском пространстве и представляет собой комплексную систему, состоящую из ряда показателей, охватывающих различные аспекты: экономический и социальный. По мнению автора, эта система должна включать динамику следующих социально-экономических показателей: население, трудовую миграцию, показатели ВВП стран-участниц, продолжительность жизни, рынок труда, уровень заработной платы в странах-участницах союза, показатели внешней и внутренней торговли, на территории как стран-участниц, так и союза. Новизна статьи заключается в том, что автор классифицирует эти показатели на социально-экономические блоки для наглядности и структурированности, также в дальнейшем использовании можно будет делать экспресс-оценку по отдельно взятым блокам (рис. 1).
За годы существования данного интеграционного объединения произошли существенные изменения, в связи с чем большой интерес вызывает вопрос оценки результатов сотрудничества в рамках объединения.
По представленной на рис. 1 схеме, которая комплексно иллюстрируют социально-экономическое
положение стран и объединения в целом, автор производит расчеты по следующим показателям, которые дадут общее представление о социально-экономическом потенциале ЕАЭС:
1. Население.
Показатель численности населения государств союза за последние два года увеличился на 12,4 млн чел., таким образом, на 01.01.2016 составил 182,7 млн чел., что занимает 2,5 % от общего мирового показателя численности населения (рис. 2). А вот показатель численности экономически активного населения в 2014 году составил 92,9 млн чел., что занимает 2,8 % общего мирового показателя.
2. Продолжительность жизни.
Ожидаемая продолжительность жизни в странах — участницах ЕАЭС, по данным национальных статистических служб государств, в 2017 г. по сравнению с 2015 г. имеет положительный рост (рис. 3.)
3. Рынок труда.
Показатель численности экономически активного населения (безработные и занятые) в 2017 г. на территории ЕАЭС составил 93,9 тыс. чел. (рис. 4). Показатель уровня безработицы с 2013 по 2017 г. снизился, соответственно, показатель численности экономически активного населения в этот же период увеличилась на 5,3 тыс. чел. на территории союза.
Социально-экономические показатели оценки объединения
Степень интегрированности страны в МТ: Показатели: 1. Внешнеторговый оборот
3. Экспорт/импорт 3. Сальдо торгового баланса
Степень участия
в международном движении факторов производства Показатели:
1. Инвестиции в основной капитал
2. Миграция населения
страны Показатели:
1. ВВП
2. ВВП на душу населения
3. Численность населения
4. Занятость населения
Рис. 1. Социально-экономические блоки
11111
2013 2014 2015 2016 2017
□ Армения 3 3 3 3 3,1
■ Беларусь 9,5 9,5 9,5 9,5 9,5
□ Казахстан 16,1 17,2 17,4 18 18,6
□ Кыргызстан 5,7 5,1 5,9 6,2 6,3
■ Россия 143,3 143,7 146,3 146,5 146,5
Рис. 2. Численность постоянного населения, в млн чел. Источник: составлено автором на основе данных Евразийской экономической комиссии
2013
2015
□ Армения 74,3 72,4 72
■ Беларусь 72,2 70,2 72,4
□ Казахстан 69,6 67,4 70
□ Кыргызстан 70 68,9 71,1
■ Россия 70,2 66,1 71,2
□ ЕАЭС 71,3 69 71,3
2017
Рис. 3. Продолжительность жизни стран-участниц ЕАЭС (в годах) Источник: составлено автором на основе данных Евразийской экономической комиссии
100
Рис. 4. Численность экономически активного населения, млн чел. Источник: составлено автором на основе данных Евразийской экономической комиссии
4. Заработная плата.
Номинальная заработная плата, по данным Евразийской экономической комиссии, в 2017 г. во всех государствах — членах ЕАЭС имела положительный рост [10]. Среднемесячная номинальная заработная плата выросла в период с января по декабрь 2017 г. по сравнению с соответствующим периодом 2016 г.: в Армении — на 2,9 %, в Казахстане — 5,1, в Кыргызстане - 6,7, в России — 7,2, в Беларуси — на 12,6 %. Показатель реальной заработной платы упал в Казахстане на 2,1 %;
прирос в Армении на 1,9 %; в России на 3,4 %; в Кыргызстане на 3,5 % и в Беларуси на 6,2 %, (табл. 2).
5. Валовой внутренний продукт (ВВП).
Совокупный валовой внутренний продукт стран ЕАЭС в 2016 году составил 4469,3 млрд долларов США [10], что составило около 3,81 % мирового объема ВВП. Начиная с 2015 года наблюдается небольшое падение показателя, что объясняется снижением ВВП РФ и Белоруссии в 2015 и 2016 гг. (рис. 5).
Таблица 2
Номинальная заработная плата в национальной валюте*
Страна 2013 2014 2015 2016 2017
Армения не вступила 184 441 187 850 194 259
Беларусь 5 139,4 6 091,3 6 718,7 722 815
Казахстан 108 640,0 120 455 125 335 142 351 149 663
Кыргызстан не вступила 12 848 14 017 14 874
Россия 29 960 32 600 33 925 36 703 39 085
ЕАЭС
Источник: составлено автором на основе данных Евразийской экономической комиссии. * Армения — армянских драмов, Беларусь — белорусских рублей, Казахстан — тенге, Кыргызстан — сомов, Россия — российских рублей.
^ЕАЭС ^Россия ^Кыргызстан ^Казахстан И Беларусь ■ Армения
Рис. 5. Динамика совокупного ВВП стран ЕАЭС в 2013—2016 гг. Источник: составлено автором на основе данных Евразийской экономической комиссии.
6. Взаимная и внешняя торговля товарами стран-участниц ЕАЭС.
Под внешней торговлей ЕАЭС понимается торговля государств — членов ЕАЭС с третьими странами; под взаимной торговлей ЕАЭС — торговля между государствами — членами ЕАЭС [8]. Это является важным показателем степени вовлеченности членов ЕАЭС в интеграцию.
На рис. 6 и в табл. 3 представлены показатели объемов взаимной торговли товарами стран — участниц ЕАЭС (по данным Евразийской экономической комиссии [10]). 70000
60000 50000 40000 30000 20000 10000 0
Столбец1 2014 2016
Рис. 6. Объем взаимной торговли товарами стран — участниц ЕАЭС, млн долл. США
В 2017 г. удельный вес взаимной торговли в общем объеме внешней торговли вырос незначительно по ЕАЭС в сравнении с 2016 г. В 2016 г. удельный вес взаимной торговли в общем объеме внешней торговли по ЕАЭС по сравнению с 2015 г. увеличился с 13,6 до 14,4 %, в 2015 г. — с 12,3 до 13,5 %. Сокращение наблюдалось в 2014 г. (с 12,1 до 11,7 %) [2].
Начиная с 2013 г. прослеживается отрицательная динамика во взаимной торговле стран — членов ЕАЭС. Большой объем снижения в стоимостном выражении наблюдается в 2015 г. (на 25,5 %) [11]. Увеличение объемов взаимной торговли наблюдается в 2016 г. В 2017 г. тенденция сохранилась. Объем взаимной торговли
1600
1400
1200
1000
800
600
400
200
вырос на 26,9 %. Результаты взаимной торговли между странами — участницами ЕАЭС оказались лучше итогов внешней торговли с третьими странами [5]. В качестве свидетельства динамики интеграционного объединения выступает положительный прирост в доле продаж России товаров на рынке союза (с 2013 по 2016 г. с 6,9 до 9,2 % соответственно) и Казахстана (с 7,8 до 10,7 % соответственно). Показатель доли закупок России на рынке интеграционного блока возрос с 6,4 до 7,8 %. Доля товаров третьих стран на рынке ЕАЭС показывает отрицательный прирост — с 26 до 23,4 % в сравнении с 2014 г.
Совокупный объем внешней торговли товарами на территории союза с третьими странами в 2012 г. составил 939,3 млрд долл. США; в 2013 г. — 931 млрд; в 2014 г. — 868,5 млрд; в 2015 г. — 579,5 млрд; в 2016 г. — 509,4 млрд; в 2017 г. — 633,8 млрд долл. США (рис. 7).
С 2013 г. объем внешнеторгового оборота сократился на 0,4 %, в 2014 г. — еще на 6,9 %. Эти изменения обусловлены, во-первых, выходом из системного кризиса, а во-вторых, обострением внешнеполитического фона, связанного с Украиной.
139,4 247,3
386,6
— Сальдо
— Импорт
— Экспорт
2013
2014
2015
2016
2017
Рис. 7. Суммарный внешнеторговый оборот ЕАЭС с третьими странами в 2013—2017 гг.
Таблица 3
Объем взаимной торговли товарами стран-участниц ЕАЭС, млн долл. США
0
Страна 2013 2014 2015 2016 2017
ЕАЭС в том числе: 64136,1 57448,3 45379,8 42958,7 54157,2
Беларусь 17698,1 16223,9 10998,2 11384,8 13586,3
Казахстан 5863,6 5207,3 4886,7 3930,2 5118,4
Россия 40574,4 36017,1 28718,6 26804,3 34329,3
Армения - - 236,6 393,9 555,2
Кыргызстан - - 539,7 445,5 568
Источник: составлено автором на основе данных Евразийской экономической комиссии.
Однако в 2017 г. наблюдается рост внешнеторгового оборота стран — участниц ЕАЭС на 24,4 %.
Географическая структура внешней торговли практически не менялась:
1) страны Европейского Союза (ЕС);
2) страны — члены Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).
В 2013—2017 гг. основным покупателем экспортируемых странами — участницами ЕАЭС товаров были страны ЕС (рис. 8).
в % соотношении от общего внешнеторгового оборота
в %
соотношении
2013 2014 2015 2016 2017
Рис. 8. Динамика экспорта товаров ЕАЭС в ЕС с 2013 по 2017 г.
Среди европейских стран наиболее существенны поставки за 2013—2017 гг. были в Нидерланды, Германию, Италию, Польшу.
Некоторые перспективные варианты сотрудничества для ЕАЭС, выделенные различными учеными-исследователями:
1) Особое внимание ЕАЭС нужно уделить восточному и южному направлениям внешней экономики и, как следствие, это будет способствовать наилучшему использованию общих возможностей и образованию иных конкурентных преимуществ. Например, проект создания сухопутного транспортного коридора — Нового шелкового пути, выступающего связующим звеном между Китаем и европейскими странами через евразийское экономическое пространство, что на перспективу облегчит и увеличит объемы перевозок международных грузов (см.: И. В. Шарошенко [8]).
2) В 2015 г. ЕАЭС и Вьетнам подписали соглашение о создании ЗСТ, предполагающее в течение 10 лет обнуление пошлин почти на 90 % товаров, что позволит не только удвоить товарооборот между ними, но и будет способствовать последующей интеграции ЕАЭС со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (см.: А. Цветов [9]).
3) Сотрудничество между ЕАЭС и странами Латинской Америки. 2 октября 2015 г. в Сантьяго (Чили) состоялось первое установочное заседание совместной комиссии по взаимодействию между
Евразийской экономической комиссией и правительством Чили, на котором руководители делегаций высоко оценили возможности развития сотрудничества между сторонами, а также обсудили перспективы и основные направления дальнейшего взаимодействия. По заявлениям представителя Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), товарооборот государств — членов ЕАЭС с Чили сохраняет позитивную динамику. В частности, по итогам 2014 г. рост товарооборота составил 19,2 % (экспорт государств — членов ЕАЭС вырос на 24 %, импорт — на 18,9 %), а по итогам семи месяцев 2015 г. рост составил 9,1 % по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. (экспорт государств — членов ЕАЭС вырос на 17,5 %, импорт — на 8,3 %) (см.: Г. В. Подбиралина [6]).
4) Интерес к созданию ЗСТ с ЕАЭС проявляют также Индия, Иран, Монголия, Израиль, Египет, Новая Зеландия и ряд других стран, тем не менее кроме Вьетнама, такие соглашения не были заключены ни с одной из вышеупомянутых стран, таким образом, существует масса вариантов для сотрудничества ЕАЭС с третьими странами и региональными объединениями на мировой арене (подробнее см.: Г. В. Подбиралина [6]).
Как показал проведенный комплексный анализ, давать однозначную оценку ЕАЭС на этом этапе крайне сложно. Союз Евразии уже сделал первые шаги, которые показали как сильные, так и слабые стороны интеграционных процессов, из чего, несомненно, нужно извлечь выводы и своевременно устранять возникающие проблемы сотрудничества.
Вот некоторые рекомендации по устранению выявленных проблем:
1. Выработка единой согласованной макроэкономической политики в рамках ЕАЭС.
2. Наращивание экспорта ЕАЭС.
3. Импортозамещение промышленных товаров на рынке союза.
4. Унификация законодательства.
5. Создание единой транспортно-логистической магистрали между членами объединения.
6. Минимизация зависимости от сырьевой экономики, укрепление реального сектора экономики.
7. Увеличение взаимной и внешней торговли товарами на территории ЕАЭС.
8. Повышение инвестиционной активности, что будет способствовать выходу единой экономики из состояния стагнации.
9. Расширение перечня стран — членов союза, поиски всевозможных вариантов плодотворного сотрудничества с третьими странами и интегра-
ционными блоками мирового пространства для Все эти действия, несомненно, будут способ-торговли и привлечения прямых иностранных ствовать быстрому укреплению и экономическому инвестиций. росту ЕАЭС в мировом пространстве.
Список литературы
1. Анализ стратегий интеграционного сотрудничества (моделей реализации интеграционного потенциала) наиболее известных интеграционных объединений мира. М., 2014.
2. Взаимная торговля товарами. Статистика Евразийского экономического союза. 2016 год : стат. сб.; Евразийская экономическая комиссия. — М. : СамПолиграфист, 2017.
3. Евразийская экономическая комиссия. Об итогах и перспективах социально-экономического развития государств — членов Евразийского экономического союза и мерах, предпринятых государствами — членами Евразийского экономического союза в области макроэкономической политики : годовой докл. за 2014 г. — М., 2015.
4. Евразийская экономическая интеграция: 20 наиболее часто задаваемых казахстанцами вопросов (по материалам СМИ, социальных сетей, срезов общественного мнения, экспертных опросов). — Астана, 2014.
5. Кузьмина, Е. М. Экономическое развитие стран ЕАЭС и перспективы экономической интеграции до 2025 г. Аналитическая записка. — М., 2017. — 23 с.
6. Подбиралина, Г. В. Основные направления внешнеторгового сотрудничества стран Евразийского экономического союза / Г В. Подбиралина // Междунар. торговля и торг. политика. — 2016. — № 1 (5). — С. 15—26.
7. Позиции России на новом этапе международной интеграции / отв. ред. Р. И. Хасбулатов. — М. : Ваш формат. — 2015.
8. Шарощенко, И. В. Анализ влияния взаимной торговли стран — участниц ЕАЭС на их экономическое развитие / И. В. Шарощенко, М. М. Апанасенко, И. А. Стадник // Интернет-журн. «Науковедение». — 2017. — № 1 (9).
9. Цветов, А. Шесть вопросов о ЗСТ ЕАЭС — Вьетнам. 29 июня 2015 г. Российский совет по международным делам [Электронный ресурс] / А. Цветов. — URL: http://www.RussianCouncil.ru.
10. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии [Электронный ресурс]. — URL: www. eurasiancommission.org.
11. Официальный сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]. — URL: http://www. customs.ru.
Сведения об авторе
Подкина Ксения Юрьевна — экономист, аспирантка Института экономики Уральского отделения Российской академии наук, Екатеринбург, Россия. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University.
2019. No. 9 (431). Economic Sciences. Iss. 66. Pp. 217—224.
EAEU: ANALYSIS OF THE CURRENT STATE AND PERSPECTIVE
VECTORS OF COOPERATION
K.Y. Podkina
Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Ekaterinburg, Russia. [email protected]
The actual direction in the development of international relations is the search for the best partner states. The article considers the Eurasian Economic Union (EAEU), as an example, international economic integration (MPEI). The current state of the union is analyzed, both at a qualitative level (SWOT analysis) and at a quantitative level, the economic interconnections and interdependencies of national economies are examined through the prism of social economic indicators. The author explains that the formation of the EAEU opens up new prospects for multilateral cooperation, therefore, proposals have been formulated for the further development of the EAEU's international cooperation aimed at maximizing economic effects for both Russia and the union.
224
K. W. nodKUHa
Keywords: Eurasian economic union (EAEU), integration, national economy, cooperation, socio-economic
indicators, SWOT-analysis.
References
1. Analiz strategij integracionnogo sotrudnichestva (modelej realizacii integracionnogopotenciala) naibo-lee izvestnyh integracionnyh ob "edinenij mira [Analysis of integration cooperation strategies (models for the implementation of integration potential) of the most famous integration associations of the world], Moscow, 2014, p.3. (In Russ.).
2. Vzaimnaya torgovlya tovarami. Statistika Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza. 2016 god: Statis-ticheskij sbornik; Evrazijskaya ekonomicheskaya komissiya [Mutual trade in goods. Statistics of the Eurasian Economic Union. 2016: Statistical Digest; Eurasian Economic Commission]. — Moskva: Izdatel'stvo OOO «SamPoligrafist» Publ., 2017. 212 p. (In Russ.).
3. Evrazijskaya ekonomicheskaya komissiya. Ob itogah i perspektivah social'no-ekonomicheskogo razviti-ya gosudarstv - chlenov Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza i merah, predprinyatyh gosudarstvami - chle-nami Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza v oblasti makroekonomicheskoj politiki: godovoj doklad za 2014 g [The Eurasian Economic Commission. On the results and prospects of the socio-economic development of the member states of the Eurasian Economic Union and the measures taken by the member states of the Eurasian Economic Union in the field of macroeconomic policy: annual report for 2014.]. Moscow, 2015. (In Russ.).
4. Evrazijskaya ekonomicheskaya integraciya: 20 naibolee chasto za-davaemyh kazahstancami voprosov (po materialam SMI, social 'nyh setej, srezov obshchestvennogo mneniya, ekspertnyh oprosov) [Eurasian economic integration: the 20 most frequently asked questions by Kazakhstanis (based on media, social networks, sections of public opinion, expert surveys)]. Astana, 2014. (In Russ.).
5. Kuz'mina E.M. Ekonomicheskoe razvitie stran EAES i perspektivy ekonomicheskoj integracii do 2025 g [Economic development of the EAEU countries and prospects for economic integration until 2025.]. Anal-iticheskaya zapiska [Analytical note]. - Moscow, 2017. 23 p. (In Russ.).
6. Podbiralina G.V. Osnovnye napravleniya vneshnetorgovogo sotrudnichestva stran Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza [The main directions of foreign trade cooperation of the countries of the Eurasian Economic Union]. Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika [International trade and trade policy]. 2016. No. 1 (5). pp. 15-26. (In Russ.).
7. Pozicii Rossii na novom etape mezhdunarodnoj integracii [he position of Russia at a new stage of international integration]. Mosocw, Vash format Publ., 2015. (In Russ.).
8. Sharoshchenko I.V., Apanasenko M.M., Stadnik I.A. Analiz vliyaniya vzaimnoj torgovli stran-uchastnic EAES na ih ekonomicheskoe razvitie [Analysis of the impact of mutual trade of the EAEU member countries on their economic development]. Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIE» [Internet journal "SCIENCE"]. 2017. Vol. 9, no.1. (In Russ.).
9. Cvetov A. SHest' voprosov o ZSTEAES — V'etnam [Six questions about the EAEU FTA - Vietnam.]. 29 iyunya 2015 g. Rossijskij sovet po mezhdunarodnym delam [Elektronnyj re-surs]. - URL: http://www.Russian-Council.ru (accessed: 13.08.2019). (In Russ.).
10. Oficial'nyj sajt Evrazijskoj ekonomicheskoj komissii [Elektronnyj resurs] URL: www. eurasiancommis-sion.org. (accessed: 13.08.2019).
11. Oficial'nyj sajt Federal'noj tamozhennoj sluzhby [Elektronnyj resurs] URL: http://www.customs.ru (accessed: 13.08.2019).