Румянцев В.А.1
зав. сектором, Институт экономики НАН Беларуси, Минск
Гончарик Н.В.2
с.н.с., Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики РБ, Минск
О РОЛИ ЕАЭС ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ НЕДРУЖЕСТВЕННЫМИ СТРАНАМИ САНКЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Ключевые слова: ЕАЭС, Беларусь, экономика, санкции, противодействие санкциям.
Keywords: EAEU, Belarus, economy, sanctions, opposition to sanctions.
В современных условиях социально-экономического развития Республики Беларусь с учетом применения санк-ционной политики недружественными странами наше государство, с одной стороны, укрепило интеграционные связи в рамках Союзного государства Беларуси и России и, с другой стороны, изучает возможные пути выхода из сложившейся ситуации. Одним из таких направлений может стать использование потенциала Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз). Участие в ЕАЭС открывает для нашего государства большие возможности в сфере торгово-экономического сотрудничества.
Факторы, способствующие ЕАЭС принимать совместные меры по минимизации
санкционного давления на Беларусь
В настоящее время из пяти стран-участниц ЕАЭС на две оказывается санкционное давление недружественными государствами - на Беларусь после выборов Президента в августе 2020 г. и на Россию после начала Специальной военной операции 24 февраля 2022 года. Вместе с тем, Союз вместе с остальными странами имеет возможность оказать серьезную поддержку Беларуси и России по минимизации последствий применения санкций. Для этого имеется ряд факторов.
В Договоре о ЕАЭС одной из целей формирования интеграционного объединения определено «создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населе-ния»3. Это подразумевает и совместную деятельность при наступлении неблагоприятных внешних вызовов, в том числе и применения санкций к государствам-участникам. В мае 2016 г. в период, когда санкционному давлению подвергалась Россия, а к Беларуси еще санкции не применялись, Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко было предложено выработать единую политику в отношении третьих стран при применении санкций к одной из стран-участниц ЕАЭС4.
Одним из основных факторов, способствующих ЕАЭС принимать совместные меры по минимизации санкци-онного давления на Беларусь, является то, что остальные страны-участницы - Армения, Казахстан, Кыргызстан и Россия - отказались присоединяться к санкциям, примененным к Республике Беларусь, и поддержали дальнейшее развитие евразийской интеграции. Непосредственно к этим странам за исключением России санкционное давление со стороны недружественных стран не применяется. Вместе с тем, происходит косвенное негативное влияние на экономику данных стран.
Россия является одним из ключевых участников объединения. Как страна-участница Союзного государства, а не только ЕАЭС Российская Федерация после применения санкций в отношении Республики Беларусь в 2020 г. поддержала Беларусь и показала «всему миру, что одной из наиболее эффективных форм минимизации негативных процессов от введения санкций является развитие и консолидация интеграционных процессов»5. Результатом данной поддержки стало подписание 5 ноября 2021 г. Декрета Союзного государства, который включил 28 программ по дальнейшей экономической интеграции.
1 Сфера научных интересов: внешнеэкономическая интеграция на постсоветском пространстве.
2 Сфера научных интересов: внешнеэкономическая интеграция на постсоветском пространстве.
3 Договор о Евразийском экономическом союзе // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. -М1р8://ргауо.ЪуМосишеп^ша=3871&р0=Ю1400176
4 Суслин Д.Е. ЕАЭС в условиях действия санкций и контрсанкций // Инновации и инвестиции. 2016. - № 8. - С. 154-156.
5 Румянцев В. А., Гончарик Н. В. Экономическая безопасность Союзного государства Беларуси и России в современных реалиях // Актуальные проблемы экономической безопасности государства и бизнеса: материалы Международной научно-практической конференции; Новосиб. гос. ун-т экономики и управления. - Новосибирск: НГУЭУ, 2022. - С. 72-78.
К тому же высокая зависимость экономик стран-участниц ЕАЭС от России не позволяет странам-участницам отдаляться от интеграционных процессов на площадке Союза.
Республика Беларусь глубоко интегрирована в ЕАЭС. По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь доля стран ЕАЭС в общем торговом обороте государства в 2021 г. составила 50,5%, т.е. более половины, в том числе в экспорте - 43,6%, в импорте - 57,1%.
Одним из факторов является и то, что страны-участницы ЕАЭС «имеют возможности для маневра в случае внешнего негативного влияния на их политико-экономическое развитие»1. Так, начало деятельности ЕАЭС уже проходило в условиях санкций, применяемых в отношении России в 2012 г. в связи с «делом Магнитского». Продление и расширение санкций в 2014 г. обосновывалось присоединением Крыма к России, а в 2016 г. - сообщениями о поставках ядерного оружия Ирану, КНДР и Сирии. По этой причине в 2016 г. произошло снижение ВВП России. Однако и у других стран-участниц ЕАЭС - Беларуси и Казахстана - произошло большее снижение. Тем не менее, в дальнейшем государства не только вышли на прежний уровень, но и достигли роста ВВП.
Потенциал ЕАЭС в развитии сотрудничества по противодействию санкциям,
применяемым к Беларуси
Поддержка дальнейшего развития евразийской интеграции Арменией, Казахстаном и Кыргызстаном вне зависимости от проводимой санкционной политики со стороны недружественных стран позволила к настоящему времени в ЕАЭС выработать существенный ряд мер реагирования на внешние вызовы, который будет способствовать минимизации последствий от воздействия санкций.
Принято решение, что в случае поступления обращения от одного из государств-членов ЕАЭС, оно будет проанализировано, о подготовленных предложениях будет проинформирован Высший Евразийский экономический совет, который примет решение о запуске инструментария из шести мер, среди которых консультации, оценка ущерба, который наносится той стране, которая страдает от экономических санкций, и соответственно мультипликативное воздействие на весь ЕАЭС, переговоры с третьими странами и ряд других направлений2.
В рамках Союза оперативно сформирована специальная рабочая группа и принят перечень мер по повышению внутренней устойчивости экономик. Для поддержки социально значимых отраслей одобрено три пакета мер. Комплекс мер по повышению устойчивости экономик государств ЕАЭС включает 33 меры, сгруппированные по четырем направлениям:
- таможенное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, защитные меры. Данный блок включает такие вопросы, как снижение ставок ввозных таможенных пошлин и предоставление тарифных льгот на товары критического импорта, а также единые меры нетарифного регулирования в отношении экспорта для сохранения целостности внутреннего рынка и меры по сокращению сроков таможенных операций и их упрощению;
- внутренний рынок и кооперация. К примеру, формирование новых логистических цепочек, создание условий для беспрепятственного перемещения граждан в рамках Союза, стимулирование взаимных инвестиций, оптимизация процедуры регистрации лекарственных средств и медицинских изделий и т.д.;
- расширение использования национальных валют во взаимной торговле, взаимодействие национальных систем передачи финансовых сообщений, формирование Евразийской перестраховочной компании - финансового института, который призван способствовать выходу на внешние рынки;
- международное экономическое сотрудничество с третьими странами и интеграционными объединениями3.
Снижает эффективность санкционного воздействия на Беларусь стратегия углубления взаимодействия и дальнейшего формирования договорно-правовой базы Союза и его государств-членов с третьими странами и их интеграционными объединениями по вопросам формирования преференциальных торговых режимов, развития и всестороннего углубления торгово-экономического сотрудничества, предусмотренная Стратегическими направлениями развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.
Антисанкционная политика ЕАЭС демонстрирует определенную устойчивость к негативным внешним факторам. К примеру, в первом полугодии 2022 г. объем промышленного производства ЕАЭС составил 101,8% к уровню января-июня 2021 года. Наиболее существенно производство увеличилось в горнодобывающей промышленности и разработке карьеров - на 3,9%4.
Вместе с тем, в ЕАЭС имеются и проблемы, которые сдерживают Союз от активных действий по минимизации последствий санкционного давления.
Несмотря на то, что остальные государства ЕАЭС в 2020 г. не поддержали санкции, которые были применены к Беларуси «страны-члены заинтересованы в развитии альтернативных проектов, укрепляющих их национальный суве-
1 Махмутова Е.В. Влияние антироссийских санкций на Евразийский экономический союз // Вестник международных организаций. - М., 2019. - Т. 14, № 3. - С. 99-116.
2 В ЕАЭС выработаны меры по реагированию на санкции - вице-премьер Беларуси. - https://primepress.by/news/ekonomika/ v_eaes_vyrabotany_mery_po_reagirovaniyu_na_sanktsii_vitse_premer_belarusi-38672/
3 Импортозамещение, рост платежей в нацвалютах: как ЕАЭС противостоит санкционному давлению Запада. - https://eec. eaeunion.org/news/speech/importozameschenie-rost-platezhej-v-natsvalyutah-kak-eaes-protivostoit-sanktsionnomu-davleniyu-zapada/
4 Как странам ЕАЭС удается нивелировать последствия санкционного давления. - https://www.sb.by/articles/uvesti-soyuz-ot-sanktsionnogo-shtorma.html
ренитет»1. Все страны-участницы Союза к настоящему времени активно сотрудничают с государствами, проводящими санкционную политику в отношении Беларуси. К примеру, Казахстан расширяет сотрудничество с США, используя свое транзитное положение. США является вторым после Нидерландов крупнейшим инвестором в экономику Казахстана, их прямые инвестиции на начало 2019 г. составили 31,2 млрд долл. США. Армения взаимодействует с ЕС на основе ратифицированного парламентом страны в апреле 2018 г. соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве. Примером сотрудничества является предоставление ЕС финансовой помощи Армении в количестве 175 млн евро2. В данный момент остальным странам-участницам приходится искать пути к балансу между экономическими интересами в рамках интеграционных процессов и дальнейшим развитием контактов с внешним миром без потерь для национальной экономики.
Небольшой совокупный ВВП ЕАЭС по сравнению с ведущими экономиками мира, низкие темпы роста ВВП стран-участниц, недостаточный уровень взаимной торговли, сравнительно низкая динамика роста численности населения являются препятствиями для динамичного развития Союза3. Так, в 2021 г. совокупный ВВП стран ЕАЭС составил 2057,3 млрд долл. США4. Это низкие показатели по сравнению с общемировыми. Например, ВВП только США в 2021 г. составил 22 996 млрд долл. США, Китая - 17 734 млрд долл. США, Германии - 4223 млрд долл. США, Великобритании - 3187 млрд долл. США, Индии - 3173 долл. США5. В 2021 г. объем взаимной торговли ЕАЭС составил 14,6% к общему объему торговли6, что указывает на приоритет торговли в Союзе с третьими странами. И в то же время значение показателя существенно уступает минимальному порогу интеграционной устойчивости в 25%7.
Таким образом, несмотря на наличие в ЕАЭС проблем в своем развитии можно согласиться с мнением, что Союз «может стать новым полюсом глобальной экономики, который будет представлять интересы всего постсоветского пространства на мировой арене»8. ЕАЭС для Республики Беларусь может сыграть существенную роль для минимизации последствий санкционного давления недружественными странами и в настоящее время уже предпринимает серьезные меры в этом направлении. ЕАЭС является перспективным образованием для реализации совместных экономических проектов.
Беларусь получает преференциальный доступ на рынки стран-партнеров по ЕАЭС (в первую очередь, на наиболее крупный российский рынок), что может заметно способствовать минимизации последствий санкционного давления недружественными странами. У Беларуси появляется большая маневренность в торгово-экономической сфере по сравнению с государствами, не входящими в Союз.
1 Махмутова Е.В. Влияние антироссийских санкций на Евразийский экономический союз // Вестник международных организаций. - М., 2019. - Т. 14, № 3. - С. 99-116.
2 Хейфец Б.А. Евразийский экономический союз - время для модернизации // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - М., 2019. - Т. 12, № 2. - С. 29-50.
3 Махмутова Е.В. Влияние антироссийских санкций на Евразийский экономический союз // Вестник международных организаций. - М., 2019. - Т. 14, № 3. - С. 99-116.
4 Экономические индикаторы. Статистика Евразийского экономического союза. 2021 год. - М1р://%'%'%г.еига81апсотт188юп. org/ru/act/integr_i_шakroec/dep_stat/econstat/Docuшents/I-IV_quarter_2021.pdf
5 По данным https://take-profit.org/statistics/countries
6 10 лет евразийской интеграции. - http://www.eurasiancoшшission.org/ru/act/integr_i_шakroec/dep_stat/econstat/Docuшents/ Booklets/Brochura_10_year.pdf
7 Хейфец Б.А. Евразийский экономический союз - время для модернизации // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - М., 2019. - Т. 12, № 2. - С. 29-50.
8 Дробот Е.В., Абросимова А.С., Савицкая К.С. Влияние санкций на формирование Евразийского экономического союза // Экономические отношения. 2017. - Т. 7, № 1. - С. 55-64.