Научная статья на тему 'Трансформация постсоветской евразийской интеграции в условиях санкций: возможности и риски'

Трансформация постсоветской евразийской интеграции в условиях санкций: возможности и риски Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
397
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Россия / ЕАЭС / офшорная интеграция / внешние шоки / санкции / торговля / личные переводы / релокация / Russia / EAEU / offshore integration / external shocks / sanctions / trade / personal transfers / relocation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пылин А.Г.

В работе проводится анализ происходящих под влиянием антироссийских санкций изменений в системе торговых, финансовых и миграционных связей в рамках ЕАЭС. Оцениваются последствия санкций для национальных экономик стран-членов и для процессов евразийской интеграции. Установлено, что в наибольшей степени от активизации торгово-экономических связей с Россией выиграли экономики Армении и Кыргызстана. Автором выдвигается гипотеза о том, что усиление торгово-посреднических функций стран региона для обеспечения внешнеэкономических связей России на фоне релокации бизнеса и эмиграции рабочей силы из РФ в страны ЕАЭС приводит к офшоризации интеграции. В работе показано, что в текущих условиях антироссийские санкции активизировали процессы формальной евразийской интеграции. С учетом сохраняющихся рисков сотрудничества сформулированы основные рекомендации по усилению взаимодействия стран региона в долгосрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of post-Soviet eurasian integration under sanctions: opportunities and risks

The paper analyzes the changes occurring under the influence of anti-Russian sanctions in the system of trade, financial and migration relations within the framework of the EAEU. The consequences of sanctions for the national economies of the member countries and for the processes of Eurasian integration are assessed. It was revealed that the economies of Armenia and Kyrgyzstan have benefited the most from the intensification of trade and economic ties with Russia. Intensifying the trade and intermediary functions of the countries of the region to ensure Russia's foreign economic relations against the backdrop of business relocation and labor emigration from the Russian Federation to the EAEU countries leads to offshorization of integration. The paper shows that in the current conditions, anti-Russian sanctions have intensified the processes of formal Eurasian integration. Taking into account the remaining risks of cooperation, the key recommendations for strengthening the interaction of the countries of the region in the long term are formulated.

Текст научной работы на тему «Трансформация постсоветской евразийской интеграции в условиях санкций: возможности и риски»

Вестник Института экономики Российской академии наук

6/2022

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

А.Г. ПЫЛИН

кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник ФГБУН Институт экономики РАН, доцент Финансового университета при Правительстве РФ

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОСТСОВЕТСКОЙ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ: ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ

В работе проводится анализ происходящих под влиянием антироссийских санкций изменений в системе торговых, финансовых и миграционных связей в рамках ЕАЭС. Оцениваются последствия санкций для национальных экономик стран-членов и для процессов евразийской интеграции. Установлено, что в наибольшей степени от активизации торгово-экономических связей с Россией выиграли экономики Армении и Кыргызстана. Автором выдвигается гипотеза о том, что усиление торгово-посреднических функций стран региона для обеспечения внешнеэкономических связей России на фоне релокации бизнеса и эмиграции рабочей силы из РФ в страны ЕАЭС приводит к офшоризации интеграции. В работе показано, что в текущих условиях антироссийские санкции активизировали процессы формальной евразийской интеграции. С учетом сохраняющихся рисков сотрудничества сформулированы основные рекомендации по усилению взаимодействия стран региона в долгосрочной перспективе. Ключевые слова: Россия, ЕАЭС, офшорная интеграция, внешние шоки, санкции, торговля, личные переводы, релокация. JEL: F15, O57, P27.

DOI: 10.52180/2073-6487_2022_6_127_141. Введение

Масштабные антироссийские санкции привели к значительной трансформации постсоветской евразийской интеграции. С одной стороны, внешние санкции подталкивают страны - члены ЕАЭС к углублению торгово-экономического сотрудничества с Россией за счет активизации промышленной кооперации, развития совместных программ импортозамещения, предоставления посреднических услуг в торговле с третьими странами. В усилении такого взаимодействия заинтересованы прежде всего Беларусь, Армения и Кыргызстан -

страны, в наибольшей степени зависящие от связей с РФ. С другой стороны, наращивание торгово-экономических отношений с Россией несет риски вторичных санкций, что может сдерживать процессы региональной интеграции и даже способствовать переориентации связей на другие, не подпавшие под санкции страны. В этой связи Казахстан, в силу большей зависимости от европейских рынков и западных инвестиций, вынужден проводить более осторожную внешнюю политику, формально соблюдая действующие против РФ жесткие ограничения.

В целом текущая ситуация свидетельствует о том, что в кризисных условиях на формальном межгосударственном уровне довольно быстро принимаются решения по углублению постсоветских интеграционных процессов. Россия и ее партнеры быстро находят необходимые решения, на которые в иных условиях, как показывает опыт, потребовалось бы значительно большее время. В то же время антироссийские санкции действуют и в направлении сдерживания развития евразийской интеграции, прежде всего из-за ослабления центрального участника данного объединения - России. Снижение темпов роста российской экономики на фоне введенных жестких ограничений на внешних рынках, уход части западных корпораций и вместе с ними технологий и управленческих практик из РФ, повышение издержек для российского бизнеса - эти факторы будут сдерживать модерни-зационное влияние России и привлекательность ее экономической модели для внешних участников.

Для Евразийского экономического союза (ЕАЭС) текущий кризис стал уже третьим внешним шоком с момента его создания. Первый был связан с украинским кризисом 2014-2015 гг., который во многом привел к заметному снижению и падению темпов роста российской экономики, сокращению внутрирегиональных торгово-экономических связей. Вторым внешним шоком стала пандемия СОУГО-19, которая сопровождалась в 2020 г. падением темпов роста ВВП во всех странах-участницах и снижением их взаимных торговых связей. Нынешний, третий кризис, связанный со специальной военной операцией России в Украине и последующими антироссийскими санкциями, отличается по своим последствиям от двух предыдущих тем, что он, наоборот, сопровождался значительным ростом стоимостных объемов взаимных торговых связей и увеличением денежных переводов из РФ трудовыми мигрантами.

Экономические последствия антироссийских санкций для стран ЕАЭС передаются как по глобальным (прежде всего через изменение конъюнктуры на мировых топливно-сырьевых рынках), так и по региональным (посредством тесных двусторонних связей с Россией и отчасти с Украиной) каналам воздействия. Влияние глобальных каналов воздействия санкций носило неоднозначный характер. С одной стороны,

резкий рост мировых цен на топливно-сырьевые товары поддержал экспорт в странах - чистых экспортерах углеводородов (Казахстан, Россия), а с другой - усилил инфляционное давление и ухудшил счет текущих операций в странах - чистых импортерах нефти и газа (Армения, Беларусь, Кыргызстан). Региональные каналы оказывали положительное воздействие и стимулировали рост экономики стран-членов за счет увеличения торговых и миграционных связей с Россией.

Активизация формальной евразийской интеграции

На формальном межгосударственном уровне в 2022 г. был принят ряд решений, направленных на адаптацию экономик стран-участниц к введенным против России и Беларуси санкциям, а также на активизацию интеграционного взаимодействия по нескольким направлениям. В частности, было принято решение о временном обнулении ставок ввозных таможенных пошлин на отдельные товары критически важного импорта (фармацевтической и химической продукции, изделий из целлюлозы, лекарственных средств, медицинского оборудования, сельхозтехники и др., всего более 1300 товарных групп)1, что позволило оказать поддержку как потребителям готовой продукции, так и импор-тозависимым производителям.

В августе 2022 г. была достигнута договоренность об учреждении Евразийской перестраховочной компании (ЕПК) - международной финансовой организации, направленной на стимулирование взаимной и внешней торговли, а также на реализацию совместных кооперационных проектов за счет дополнительного механизма страхования2. По оценкам Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), появление ЕПК может привести к увеличению объема взаимной торговли ЕАЭС на сумму свыше 6 млрд долл.3

Активизировалась совместная работа по развитию импортозаме-щения в рамках объединения. В октябре 2022 г. были выработаны согласованные в рамках ЕАЭС подходы по источникам и механизму льготного финансирования промышленной кооперации за счет дополни-

1 См. решения Совета ЕЭК от 17 марта 2022 г. № 37, от 5 апреля 2022 г. № 46, от 15 апреля 2022 г. № 76, от 21 июня 2022 № 100, 101, а также решения Коллегии ЕЭК от 12 апреля 2022 г. № 63 и от 19 апреля 2022 г. № 66.

2 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.08.2022 г. № 2403-р «О подписании Соглашения об учреждении Евразийской перестраховочной компании».

3 Завершена работа над Соглашением об учреждении Евразийской перестраховочной компании // ЕЭК. 26.08.2022 г. https://eec.eaeunion.org/news/zavershena-rabota-nad-soglasheniem-ob-uchrezhdenii-evraziyskoy-perestrakhovochnoy-kompanii (дата обращения: 18.11.2022).

тельно сформированных бюджетных средств Союза. Речь идет о субсидировании процентных ставок по кредитам за счет 10%-ных отчислений от антидемпинговых и иных защитных пошлин в ЕАЭС4. По данным ЕЭК, в 2021-2022 гг. в ЕАЭС было реализовано 25 совместных проектов в автомобильной, станкоинструментальной, электротехнической, химической, медицинской и целлюлозно-бумажной промышленности на общую сумму свыше 20 млрд долл. В целом Карта индустриализации ЕАЭС включает 158 проектов в 25 отраслях на общую сумму более 270 млрд долл.5

Стремление увеличить взаимную торговлю и кооперацию требует соответствующего уровня развития транспортной связанности стран Союза и обеспечения их выхода на внешние рынки. В ближайшие годы ключевым интеграционным мегапроектом может стать развитие Евразийского транспортного каркаса, образующего сеть международных транспортных коридоров на всем евразийском пространстве по направлениям Восток-Запад и Север-Юг. В этой связи странами -участницами ЕАЭС был одобрен перечень из семи приоритетных инфраструктурных транспортных проектов, который предполагает развитие евразийских транспортных коридоров и маршрутов, транзитного потенциала и транспортной инфраструктуры стран региона.

В условиях санкций США и Евросоюза значительно возрастает важность более широкого использования национальных валют государств - членов ЕАЭС во взаимной торговле. За период 20152021 гг. доля платежей в национальных валютах во взаимных расчетах за экспорт и импорт товаров и услуг возросла с 69,7 до 73,2%, в том числе доля российского рубля - с 68,0 до 71,5% (см. табл. 1). Ранее отмечалось, что основные барьеры, препятствующие более широкому использованию национальных валют, носят экономический характер; однако существуют также политические и норма-тивно-регуляторные ограничения. При этом директивный подход, направленный на увеличение доли расчетов в национальных валютах, контрпродуктивен, а позитивный результат может быть достигнут лишь путем сокращения трансакционных издержек при их использовании за счет укрепления экономик стран ЕАЭС и углубления интеграции [1].

4 Итоги заседания Евразийского межправительственного совета 20-21 октября 2022 г. // ЕЭК. 21.10.2022 г. https://eec.eaeunion.org/news/itogi-zasedaniya-evraziyskogo-mezhpravitelstvennogo-soveta-20-21-oktyabrya-2022-g/?ysclid=larbblrvu683682926 (дата обращения: 20.11.2022).

5 В 2021-2022 годах в ЕАЭС реализовано 25 проектов в автопроме, станкостроении, электротехнике и ряде других отраслей // ЕЭК, 21.10.2022 г. https://eec.eaeunion.org/ news/v-2021-2022-godakh-v-eaes-realizovano-25-proektov-v-avtoprome-stankostroenii-elektrotekhnike-i-ryade (дата обращения: 20.11.2022).

Таблица 1

Валютная структура платежей за экспорт и импорт товаров и услуг между государствами - членами ЕАЭС, 2013-2021 гг., %

Взаимные платежи государств - членов ЕАЭС 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

в армянских драмах 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1

в белорусских рублях 0,4 0,3 0,5 0,4 0,4 0,3 0,3

в тенге 0,4 0,5 1,1 0,7 0,9 0,7 1,0

в сомах 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,1 0,1

в российских рублях 61,8 67,4 68,0 74,1 74,9 72,7 72,4

в долларах США 30,3 26,3 25,0 19,3 18,3 19,2 19,4

в евро 6,8 5,2 5,1 5,2 5,2 6,8 6,6

в других валютах 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,1 0,1

Источник: Евразийская экономическая комиссия. Экспресс-информация 23 мая 2022 г. http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/fin_stat/ express_information/Documents/ei_payments/express_payments_2021 .pdf (дата обращения: 20.11.2022).

Выделяются три приоритетных направления взаимодействия в валютно-финансовой сфере: 1) развитие в рамках ЕАЭС независимых платежных инфраструктур (национальные системы платежных карт, корреспондентские счета банков в национальных валютах, обмен финансовой информацией без использования SWIFT через подключение к Системе передачи финансовых сообщений (СПФС) Банка России); 2) развитие организованной торговли в национальных валютах (торги валютными парами национальных валют, запуск организованной торговли товарно-сырьевыми активами в национальных валютах); 3) активизация взаимодействия с бизнес-сообществом по вопросам расширения использования национальных валют6.

Усиление взаимной торговли стран ЕАЭС

На фоне введенных многочисленных торговых и логистических ограничений со стороны недружественных государств против РФ [2], активно развивалась торговля России со странами ЕАЭС, прежде всего с малыми экономиками - с Арменией и Кыргызстаном (см. табл. 2)

6 Распоряжение №20 Евразийского межправительственного совета «О дальнейшей работе по расширению использования национальных валют государств - членов Евразийского экономического союза при осуществлении расчетов в рамках взаимной торговли» от 26 августа 2022 г.

для которых открылись новые возможности в части замещения выпадающих с российского рынка европейских товаров и выполнения тор-гово-посреднических функций. Более высокие темпы прироста экспорта в Россию по сравнению со встречным импортом отмечались во всех странах региона, что во многом было обусловлено укреплением курса российского рубля к доллару и к другим национальным валютам стран ЕАЭС.

За первые восемь месяцев 2022 г. армянский экспорт в РФ удвоился и впервые превысил 1 млрд долл., а доля России в экспорте страны выросла с 27,3% (в январе-августе 2021 г.) до 36,3%. При этом наиболее высокие темпы роста пришлись на такие значимые товарные группы, как бумага и изделия из нее (3,7 раз), машины, оборудование и механизмы (7,3 раз), средства наземного, воздушного и водного транспорта (6,4 раз), приборы и аппараты (2,3 раз)7. Столь значительный рост армянского экспорта в РФ и его структура косвенно свидетельствуют об использовании разрешенного в России механизма параллельного импорта. В январе - августе 2022 г. экспорт Кыргызстана в ЕАЭС вырос на 53,8% и достиг 765 млн долл., а встречный импорт из стран Союза увеличился на 27,6% и составил 2,1 млрд долл. Значительный рост внутрирегионального экспорта привел к увеличению доли ЕАЭС в общем экспорте Кыргызстана с 26,0% до 62,7% (расчеты по данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики).

В первом полугодии 2022 г. стоимостной экспорт Беларуси в Россию вырос на 23,1%, а встречный импорт - на 4,4%. При этом увеличение торговли с Россией во многом было обусловлено более высокими ценами, а не физическими объемами8, что лишь частично компенсировало Беларуси потери европейского и украинского рынков в условиях санкций. Проанализировать товарную структуру белорусско-российской торговли не представляется возможным ввиду приостановки публикации соответствующих данных с обеих сторон.

Как видно из табл. 2, за январь-август 2022 г. экспорт Казахстана в Россию вырос на 8,6% и составил почти 5 млрд долл. (8,8% от общего экспорта), тогда как встречный импорт из РФ увеличился лишь на 2,6% и составил почти 11 млрд долл. (36,7% от общего импорта). При этом по отдельным товарным позициям прирост взаимной торговли был весьма существенным. По данным Бюро национальной статистики Республики Казахстан, экспорт смартфонов (код 8517130000) в Россию

7 Социально-экономическое положение Республики Армения в январе-августе 2022 г. // Статистический комитет РА, 2022. С. 107-108.

8 Europe and Central Asia Economic Update. Office of the Chief Economist. Fall 2022. Social Protection for Recovery. Washington, DC. International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank. October 2022. P. 123.

Таблица 2

Внешняя торговля товарами стран ЕАЭС, млн долл.

Страны Показатели 2019 г. 2020 г. 2021 г. Январь-август 2021 г.* Январь-август 2022 г.** Январь-август 2022 г. к январю-августу 2021 г., о/ /о

Армения экспорт общий 2 648,6 2 537,0 3 022,4 1 912,0 2 923,3 52,9

импорт общий 5 537,6 4 583,3 5 356,8 3 097,0 4 900,0 58,2

экспорт в Россию 742,7 680,4 847,3 521,9 1 062,2 103,5

импорт из России 1 490,0 1 495,2 1 782,4 1 017,1 1 579,9 55,3

Беларусь экспорт общий 32 955,1 29 179,4 39 987,0 17 788,5 17 136,7 -3,7

импорт общий 39 476,7 32 767,4 41 784,8 18 871,4 17 187,2 -8,9

экспорт в Россию 13 685,8 13 156,8 16 370,3 7 390,5 9 097,7 23,1

импорт из России 22 016,4 16 510,5 23 659,5 10 429,9 10 888,8 4,4

Казахстан экспорт общий 58 065,6 47 540,8 60 321,0 37 403,6 56 344,5 50,6

импорт общий 39 709,3 38 929,1 41 415,4 25 921,8 29 952,8 15,6

экспорт в Россию 5 670,9 5 007,1 7 018,7 4 588,1 4 984,6 8,6

импорт из России 14 312,1 13 768,2 17 605,5 10 714,3 10 997,8 2,6

Кыргызстан экспорт общий 1 986,1 1 973,2 2 752,2 1 910,0 1 219,8 -36,1

импорт общий 4 989,0 3 718,9 5 580,2 3 401,2 6 025,7 77,2

экспорт в Россию*** 641,7 554,5 791,5 497,0 764,6 53,8

импорт из России*** 2 100,8 1 885,3 2 634,9 1 625,4 2 074,2 27,6

* - январь-июнь 2021 г. для Беларуси; ** - январь-июнь 2022 г. для Беларуси; *** - страны ЕАЭС.

Источник: составлено и рассчитано автором по: данные официальных сайтов национальных статистических служб Армении, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана.

за этот период составил свыше 294 тыс. штук на сумму более 116 млн долл. (данные по этому коду за аналогичный период прошлого года отсутствуют). Республика также стала поставлять в РФ такую высокотехнологичную продукцию, как процессоры, контроллеры, карты памяти и смарт-карты9.

В то же время, несмотря на некоторые сбои в работе новороссийского терминала Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), общий казахстанский экспорт вырос на 50,6% и достиг 56,3 млрд долл., что во многом стало результатом роста мировых цен на нефть. Временные перебои с работой КТК вызывали определенную напряженность в российско-казахстанских отношениях.

По оценкам ЕБРР, в странах Центральной Азии наблюдается значительный рост реэкспорта компьютеров, бытовой электроники и бытовой техники, автозапчастей, электрических и электронных компонентов в Россию. В частности, реэкспорт китайских товаров в Россию стал основным видом деятельности, часто осуществляемой небольшими кыргызскими компаниями и физическими лицами10. Таким образом, ввоз из стран региона некоторых импортных комплектующих для обрабатывающей промышленности отчасти помогает российским компаниям. В то же время перестраивание транспортно-логи-стических цепочек в направлении дружественных стран ЕАЭС и СНГ влечет за собой повышение издержек для российских импортеров. Так, страны-партнеры устанавливают наценки на продукцию, которые в среднем составляют 5%, а в отдельных случаях могут достигать 15-20%11.

Транспортная блокада российских компаний со стороны Евросоюза в виде закрытия портов и дорог запустила процесс перестройки логистических схем поставок продукции, в том числе за счет роста спроса на транспортные услуги в странах ЕАЭС. Российский бизнес начал адаптироваться: часть перевозчиков перерегистрировала свои транспортные средства в Казахстане, а большинство компаний перестроили логистику через соседние страны, в том числе Казахстан и Армению.

9 Егорова Е. Токаев на встрече с Путиным послал казахам скрытый сигнал // МК. 19.08.2022. https://www.mk.ru/politics/2022/08/19/tokaev-na-vstreche-s-putinym-poslal-kazakham-skrytyy-signal.html (дата обращения: 05.11.2022).

10 Regional Economic Prospects in the EBRD Regions. A cold winter ahead? Confronting the energy crunch. London. European Bank for Reconstruction and Development. September 2022. Рр. 18-19.

11 Ткачёв И., Виноградова Е. Страны бывшего СССР нарастили поставки в Россию на фоне санкций // РБК. 14 сентября 2022 г. https://www.rbc.ru/economics/14/09/2022/632 060399a79477752abc4f5 (дата обращения: 05.11.2022).

Новое качество миграционных процессов

Значительные изменения произошли в миграционных потоках и в связанных с ними личных денежных переводах трудовых мигрантов. Аномально высокие объемы переводов из России в некоторые страны ЕАЭС во II—III кварталах 2022 г. стали результатом целого ряда факторов и заметно различались по странам региона. Наибольший прирост денежных переводов отмечался в Армении и Казахстане. За январь-август 2022 г. трансграничные переводы физических лиц в Армению из РФ выросли в 3,5 раза и достигли рекордных 1,9 млрд долл. (65,3% всех поступлений в республику)12. Личные трансферты из РФ в Казахстан во II квартале 2022 г. выросли в 3,2 раза и достигли 60,5 млн долл. (43,2% всех денежных переводов физических лиц в страну)13. Более высокий рост переводов в Армению и Казахстан во многом был обусловлен приездом в эти страны самих российских граждан.

По данным пограничной службы ФСБ, количество визитов граждан РФ в Казахстан увеличилось во II квартале 2022 г. к тому же периоду прошлого года в 2,9 раза (до 568 тыс.), в Армению — в 1,5 раза (до 180 тыс.), а в Грузию — в 5,7 раза (до 163 тыс.). Большинство поездок в эти три страны совершено официально не с целью туризма14. По оценкам экспертов, именно эти страны стали одним из основных маршрутов релокации россиян и отечественных компаний, а также «карточных туров» — поездок за оформлением международных банковских карт. По данным Renaissance Capital, Армения стала главным бенефициаром переезда россиян из-за конфликта на Украине15. При этом Казахстан не смог получить столь же сильного положительного эффекта от массовой релокации граждан РФ ввиду более крупных размеров своей экономики.

В III квартале 2022 г. общее число выездов россиян за рубеж по сравнению с предыдущим кварталом практически удвоилось — уехало 9,7 млн человек. В этот период Казахстан занял третье место по числу

12 Расчеты автора по данным ЦБ РА. https://www.cba.am/ru/SitePages/statexternalsector. aspx (дата обращения: 07.11.2022).

13 Расчеты автора по данным Национального Банка Казахстана. https://www. nationalbank.kz/ru/news/platezhnyy-balans-vn-sektora (дата обращения: 07.11.2022).

14 Ткачёв И. ФСБ раскрыла количество приехавших из ДНР и ЛНР // РБК, 17 августа 2022 г. https://www.rbc.ru/society/17/08/2022/62fcca2f9a79473c83a92d7a (дата обращения: 05.11.2022).

15 Терентьев А. Экономические чудеса: как российская эмиграция влияет на соседние страны // Forbes, 19 ноября 2022 г. https://www.forbes.ru/finansy/481301-ekonomiceskie-cudesa-kak-rossijskaa-emigracia-vliaet-na-sosednie-strany (дата обращения: 05.11.2022).

въехавших граждан РФ - количество пересечений границы россиянами составило почти 1,3 млн раз, что стало самым большим квартальным показателем как минимум с 2018 г.; происходило это на фоне объявленной в сентябре частичной мобилизации в России. За этот же период количество въехавших в Армению российских граждан (количество пересечений границы россиянами) составило чуть более 267 тыс., что также стало квартальным максимумом по меньшей мере с 2018 г. В Кыргызстане зафиксировано 167 тыс. фактов прибытия россиян, что на 91% превышает показатель аналогичного периода 2021 г. и на 100% - 2019 г.16

В 2022 г. россияне также стремились сохранить свои сбережения в иностранной валюте за пределами страны. В частности, банки в Казахстане имели существенный приток новых клиентов из России. Отметим, что из-за санкций казахстанские дочерние предприятия российских банков (Сбербанк и Альфа-банк) столкнулись с трудностями при проведении валютных операций и были проданы казахстанским банкам. По данным ЕБРР, узкие места в платежах между казахстанскими и российскими компаниями в целом были устранены, бизнес перешел на платежи в национальных валютах.

Темпы прироста денежных переводов из России в Кыргызстан носили умеренный характер. За январь-август 2022 г. они выросли на 8,2% и составили 1,8 млрд долл. (см. рис.), что во многом было обусловлено укреплением усилением курса рубля и ростом спроса на дешевую рабочую силу на фоне отмены ковидных ограничений. Во II квартале 2022 г. на заработки в РФ приехало 3,12 млн иностранцев, что на треть больше прошлогоднего показателя и стало рекордным квартальным значением как минимум за последние 6 лет17. Половина всех трудовых мигрантов (1,54 млн человек, или 49,6% от всех трудовых мигрантов) прибыла из Узбекистана, около трети - из Таджикистана (952 тыс. человек, или 30,5%), далее следуют граждане Кыргызстана (223,4 тыс. человек, или 7,2%) и Армении (108,2 тыс. человек, или 3,5%)18. Сохранение спроса на иностранную рабочую силу обусловлено ее востребованностью в строительной, жилищно-коммунальной сферах и в секторе услуг.

16 Ламова Е., Цвирова Т., Сухорукова Е. ФСБ раскрыла число выездов россиян за границу // РБК, 05 ноября 2022 г. https://www.rbc.ru/society/05/11/2022/6363d2d49a794742e4 а5е6сЬ (дата обращения: 05.11.2022).

17 Количество въехавших в Россию трудовых мигрантов достигло шестилетнего максимума // FinExpertiza, 8 августа 2022. https://finexpertiza.ru/press-service/ researches/2022/trud-migr-max/?sphrase_id=30931 (дата обращения: 05.11.2022).

18 Там же.

500 450

^^ X / / •

ГН S IN гН S СМ 2021 S ts т—< S см гН S (N гН S сЧ ГН S Гч| ГН S СМ гН S [N т—< S СМ ГН S (N CN a СЧ CN S СМ СЧ CN Й Я о о гЧ см CN s CN CN a CN CN S CN CN a CN

@ <и март. а в л >3 (0 S А Д Я S А a s (н Я Я S 8 й 0 ю 1 * Й-ч @ я ф ф * f ns 2 A Д 2 s A a s U я я

————Армения ....... Грузия Кыргызстан

Источник: составлено автором по: данные официальных сайтов национальных (центральных) банков Армении, Грузии и Кыргызстана.

Рис. Трансграничные переводы физических лиц из России в Армению, Грузию и Кыргызстан в 2021-2022 гг., млн долл.

Релокация российского бизнеса в страны ЕАЭС

Новым направлением в инвестиционных связях стран ЕАЭС стала релокация российского бизнеса и перенос части работающих в РФ западных компаний в страны Союза, прежде всего в Армению и Казахстан. Отсутствие языкового барьера, сравнительно низкая стоимость проживания, наличие безвизового режима и единого таможенного пространства во многом предопределили популярность этих стран в данном вопросе. Российские компании путем регистрации в иностранных юрисдикциях стремятся минимизировать санкционные риски и сохранить прежние поставки комплектующих, предоставление бизнес-услуг со стороны западных государств. Приток человеческого капитала из России расширяет внутренний спрос в странах региона, а релокация российского бизнеса увеличивает поступления налогов в национальные бюджеты государств объединения.

По официальным оценкам, после начала спецоперации на Украине к сентябрю в Армению переехало от 50 тыс. до 70 тыс. 1Т-специалистов из России. В РА было открыто 850 компаний и зарегистрировано 350 индивидуальных предпринимателей с российскими корнями19. Популярность Армении для релокации российских граждан и компаний

19 Даббах А. Как устроен венчурный рынок Армении и к чему готовиться российским предпринимателям // Forbes, 25 октября 2022 г. https://www.forbes.ru/svoi-biznes/480218-kak-ustroen-vencurnyj-rynok-armenii-i-k-cemu-gotovit-sa-rossijskim-predprinimatelam (дата обращения: 05.11.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

во многом определяется благоприятным инвестиционным режимом, признанием банковских карт платежной системы «Мир», прямыми авиарейсами Москва - Ереван, налоговым законодательством в сфере информационных технологий. Например, в IT-секторе Армении ставка подоходного налога составляет лишь 10%, тогда как для других сфер - 21%. В республике действуют четыре свободные экономические зоны, среди которых ориентированные на сферу IT и высокие технологии «Альянс» и «Экос».

В целях привлечении российских высокотехнологичных компаний Армения конкурирует с Казахстаном20. По данным Бюро национальной статистики Казахстана, с марта по июль 2022 г. в стране появилось более 2 тыс. компаний с российскими собственниками. Еще в апреле 2022 г. российская компания Ural Motorcycles, занимающаяся выпуском тяжелых мотоциклов с коляской, одной из первых сообщила о переносе сборочного производства в Петропавловск (Северо-Казах-станская область) из-за нехватки подпадающих под санкции комплектующих и запрета на импорт техники из России21.

Многие граждане РФ переезжают и переносят свой бизнес в Центральную Азию, пользуясь преимуществами «ИТ-парков» и особых экономических зон, обслуживающих цифровых кочевников и экспортеров ИТ-услуг22. Казахстан стремится привлечь IT-специалистов из России в свои технологические компании за счет предоставления им льгот и преференций. По оценкам официальных властей, о желании переместить свои офисы из России в Казахстан уже заявили 56 международных компаний, а всего в списке более 300 крупных бизнесов23. При этом власти Казахстана ведут целенаправленную работу по созданию условий для релокации в страну ушедших из России зарубежных компаний путем развития индустриальных и специальных экономических зон на территории республики.

20 Бардуева С. Гонконг, Казахстан или Грузия: куда лучше перевозить ГГ-компанию из России // Forbes, 06 мая 2022 г. https://www.forbes.ru/svoi-biznes/464815-gonkong-kazahstan-ili-gruzia-kuda-lucse-perevozit-it-kompaniu-iz-rossii (дата обращения: 05.11.2022).

21 Гендиректор Ural Motorcycles сообщил о переносе производства в Казахстан // Российская газета, 26.04.2022 г. https://rg.ru/2022/04/26/gendirektor-ural-motorcycles-soob-shchil-o-perenose-proizvodstva-v-kazahstan.html (дата обращения: 01.11.2022).

22 Regional Economic Prospects in the EBRD Regions. A cold winter ahead? Confronting the energy crunch. London. European Bank for Reconstruction and Development. September 2022. Р. 18—19.

23 Мартынова П. Из России в Казахстан переместились более 50 международных компаний // РБК. 19 октября 2022 г. https://www.rbc.ru/business/19/10/2022/634fcd0c9a794 78441f37f5a (дата обращения: 05.11.2022).

Заключение

Введенные против РФ масштабные санкции со стороны недружественных государств привели к значительной трансформации торговых, инвестиционных, миграционных и транспортно-логистических связей в рамках ЕАЭС. Нейтральный статус стран региона по отношению к антироссийским санкциям позволил им получить существенные экономические преимущества, которые могут иметь как краткосрочный, так и долгосрочный характер.

Наиболее зависящие от экономических связей с РФ страны ЕАЭС (Армения и Кыргызстан) в 2022 г. получили наибольший эффект от наращивания связей с Россией по основным каналам взаимодействия (торговля, инвестиции, миграция, транспортные услуги). Для Беларуси позитивные эффекты от развития связей с РФ сдерживались антибелорусскими санкциями со стороны ЕС и США. Позитивные эффекты антироссийских санкций для Казахстана носили скорее косвенный характер - через существенный рост стоимостных объемов экспорта в Евросоюз и Китай на фоне подъема мировых цен на нефть и металлы. При этом в более долгосрочной перспективе Казахстан может выиграть от релокации части работавших в России западных корпораций, на что правительство страны делает особый упор.

Однако наряду с полученными странами - членами ЕАЭС (по крайней мере краткосрочными) преимуществами от активизации связей с Россией, введенные жесткие антироссийские санкции существенно меняют характер экономических отношений внутри данного объединения за счет усиления рисков взаимодействия в долгосрочной перспективе. Рост опасений чрезмерной зависимости от России в условиях ожидающегося спада или рецессии российской экономики может снизить готовность стран региона поддерживать более глубокую интеграцию в рамках ЕАЭС [3]. Выполнение странами региона посреднических торговых функций на фоне релокации бизнеса и эмиграции рабочей силы из РФ в страны ЕАЭС может привести к офшоризации интеграции, которая вряд ли будет носить устойчивый характер. Антироссийские санкции снижают инвестиционную привлекательность стран - членов ЕАЭС для западных инвесторов, которые теперь могут быть ограничены в своих инвестициях в экономики Армении и Казахстана для последующего выхода на российский рынок. Кроме того, релокация части работавших в России западных корпораций в другие страны региона может изменить баланс экономических интересов стран - участниц данного объединения. Ограничиваются возможности заключения соглашений о свободной торговле ЕАЭС с некоторыми третьими странами (например, с Южной Кореей).

Несмотря на то что антироссийские санкции активизировали на данном этапе процессы евразийской интеграции, необходим поиск новых инструментов и проектов для последующего развития интеграционных процессов в рамках ЕАЭС, СНГ и между ними. В частности, необходимо ускоренно устранять сохраняющиеся национальные барьеры на пути взаимной торговли и инвестиций, расширять использование во взаиморасчетах национальных валют, создавать единые отраслевые рынки, проводить широкую межгосударственную координацию развития новых специализаций и производственных компетенций. Среди перспективных направлений расширения взаимного сотрудничества также следует отметить вовлечение стран региона в российские программы импортозамещения, совместное развитие новых транспортно-логистических путей, а также создание евразийских корпораций и компаний с участием трех и более стран.

ЛИТЕРАТУРА

1. Данилов Ю.А., Буклемишев О.В., Седнев В.П., Коршунов Д.А. Национальные валюты во взаиморасчетах в рамках ЕАЭС: препятствия и перспективы. СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2018.

2. УшкаловаД.И. Внешняя торговля России в условиях санкционного давления // Журнал Новой экономической ассоциации. 2022. № 3 (55). С. 218-226.

3. Libman A, Obydenkova A. How the War Affects the Eurasian Economic Union // Russian Analytical Digest. 2022. 30 October. No. 287. Pp. 2-6.

REFERENCES

1. Danilov YuA., Buklemishev O.V., Sednev V.P., Korshunov D.A. National Currencies in Mutual Payments within the EAEU: Barriers and Prospects. St. Petersburg: EDB Centre for Integration Studies, 2018. (In Russ.).

2. Ushkalova D.I. Russia's foreign trade under sanctions pressure // Journal of the New Economic Association. 2022. No. 3 (55). Pp. 218-226. (In Russ.).

3. Libman A, Obydenkova A. How the War Affects the Eurasian Economic Union // Russian Analytical Digest. 2022. 30 October. No. 287. Pp. 2-6.

Дата поступления рукописи: 11.11.2022 г.

ABOUT THE AUTHOR

Pylin Artem Gennadievich - Cand. Sci. (Econ.), Leading Researcher at the Institute of Economics, Russian Academy of Sciences; Associate Professor at the Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia artem-pylin@yandex.ru

TRANSFORMATION OF POST-SOVIET EURASIAN INTEGRATION UNDER SANCTIONS: OPPORTUNITIES AND RISKS

The paper analyzes the changes occurring under the influence of anti-Russian sanctions in the system of trade, financial and migration relations within the framework of the EAEU. The consequences of sanctions for the national economies of the member countries and for the processes of Eurasian integration are assessed. It was revealed that the economies of Armenia and Kyrgyzstan have benefited the most from the intensification of trade and economic ties with Russia. Intensifying the trade and intermediary functions of the countries of the region to ensure Russia's foreign economic relations against the backdrop of business relocation and labor emigration from the Russian Federation to the EAEU countries leads to offshorization of integration. The paper shows that in the current conditions, anti-Russian sanctions have intensified the processes of formal Eurasian integration. Taking into account the remaining risks of cooperation, the key recommendations for strengthening the interaction of the countries of the region in the long term are formulated. Keywords: Russia, EAEU, offshore integration, external shocks, sanctions, trade, personal transfers, relocation. JEL: F15, O57, P27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.