Участие РФ в интеграционных объединениях как способ диверсификации глобализационных рисков
г-
сэ
сч
£
Б
а
2 ©
Юнусов Ильдар Альбертович,
к.э.н., доцент кафедры ИпиУП, КНИ-ТУ-КАИ им. А.Н. Туполева
Юнусов Ленар Альбертович,
д.э.н., ректор, Международный университет в Москве, [email protected]
На всем протяжении истории человечества наблюдались интеграционные процессы. Однако, достигнув определенного размера, интеграционные объединения распадались под давление национальных, экономических, управленческих проблем. В дальнейшем интеграционные процессы снова возобновлялись. Как правило, в интеграционные объединения вливались одни и те же государства. На территории Российской империи был образован СССР. После развала СССР, бывшие социалистические страны создали СНГ. Помимо СНГ, РФ активно участвует также в таких интеграционных объединениях как АТЭС, ВТО, БРИКС. Кроме того, РФ является активным участником ОДКБ. Это обеспечивает ей сохранность государственных границ, а также снижения рисков проникновения террористических вооруженных формирований на территорию РФ из Афганистана.
Интеграционные объединения на основе синергетического эффекта обеспечивает диверсификацию глобализационных рисков среди которых влияние мирового финансового кризиса, санкционное давление со стороны других государств. Также интеграционные объединения обеспечивают рынки сбыта для товаров, а также служат источником инвестиций.
После событий на Украине, на экономику РФ началось колоссальное давление со стороны западных стран. Санкции лишили экономику РФ иностранных инвестиций, ограничение доступа к международным кредитам, лишили рынка сбыта оборонные предприятия. Поэтому, в настоящее время, Китай выступает стратегическим партнером для РФ. Китай совместно с РФ участвует в БРИКС, в ОДКБ. Также, Китай в будущем займет лидирующее положение среди стран импортеров российского углеводородного сырья, а также экспортеров капитала в РФ.
Ключевые слова: глобализация, интеграция, объединения, СНГ, БРИКС, Таможенный союз, санкции, консолидированный бюджет, инвестиции, промышленный рост.
Глобализационные процессы в истории человечества были всегда. Подтверждением тому служат миграция гуннов из Китая в Европу, империя Александра Македонского, Золотая Орда, Римская империя. В эти же периоды велась активная торговля Запада и Востока. Изначально эта торговля велась по Великому шелковому пути. Затем, в ХУ-ХУ11в.в. в период Великих географических открытий эти глобализационные процессы усилились через развитие торговли с Китаем, Индией, импорт золота из Латинской Америки, а также работорговлю африканским населением. Однако, до момента активного использования бумажных денег, необходимость в конвертации валют отсутствовала и как следствие не было необходимости и в валютном рынке.
В последующем, в период активного роста и развития капитализма, а также роста политической активности государств, усилились интеграционные процессы.
Вторая половина XX века ознаменовалась «парадом суверенитетов» бывших европейских колоний. Однако в тоже время происходят события интеграционного характера.
Негативные тенденции в мировой экономике, международные риски и стремление некоторых стран доминировать заставляет развивающиеся страны создавать интеграционные группировки.
Как правило, интеграционные объединения включают в себя страны, которые с аналогичным уровнем экономического развития, а также и странами, с дифференцированным уровнем.
В общем виде целью государств, участвующих в интеграционном объединении, вне зависимости от уровня их экономического развития является получение дополнительных экономических выгод от интеграции. Именно приращение экономических результатов за счет участия в интеграционных процессах является основным побуждающим мотивом для формирования экономических интеграционных группировок.
РФ активно участвует во многих интеграционных объединениях:
a. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)
b. Содружество Независимых Государств (СНГ)
c. Союзное государство Россия-Беларусь
^ Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)
е. Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС
I. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)
Большое влияние на участие РФ в интеграционных объединениях сыграли санкции. Санкционное давление на экономику РФ началось 17 марта 2014 г. Были введены санкции против 21 физических лиц. Санкции включают в себя запрет на въезд на территорию Евросоюза или транзит, замораживание средств и экономических ресурсов, которые принадлежат, находятся собственности или контролируются данными лицами.
21 марта «ввиду тяжести ситуации» санкционный список был расширен. В санкци-онный список были включены еще 13 физических лиц.
17 апреля Европарламент принял резолюцию рекомендательного характера, которая повлияла на инвестиционную привлекательность Российской Федерации. В данной резолюции Европарламент призвал отказаться от строительства газопровода «Южный поток».
В общей сложности под санкции попали 151 физических лиц и 37 юридических лиц.
18 июля 2014 г.Европейский инвестиционный банк, по рекомендации Европейского совета, прекратил новое финансирование проектов в России.
Таблица 1
Основные социально-экономические показатели стран СНГ в январе-июне 2016 года[8]
Январь-июнь 2016 г. в % к январю-июню Сальдо внешней
2015 г. торговли, млн.
валовой индексы индексы долларов США
внутренний промыш- потребительских
продукт(в ленного цен
постоянных ценах) производства
РОССИЯ 99,1 100,4 107,8 44759
Азербайджан 96,6 100,6 110.5 -225,8
Армения 102,8 108,9 98,5 -649,8
Беларусь 97.5 98.4 112,4 -1823,8
Казахстан 100,1 98,4 115,9 5543,1
Киргизия 97.7 80,5 100.8 -1283,4
Республика 101,3 100,0 109,4 -963,6
Молдова
Таджикистан 106,6 112,1 105,7 -1060,5
Туркмения 106,2 100,4
Узбекистан 107,8 106,7
Украина 101.4 102,0 118,1 -682,6
В первом полугодии 2015 года обострилась рецессия в РФ, оказав серьезное давление на домохозяйства. На фоне напряженной геополитической ситуации и сохранения международных санкций экономика продолжила приспосабливаться к шоку, обусловленному ухудшением условий внешней торговли в 2014 году. На протяжении первого полугодия 2015 года цены на нефть и газ оставались низкими, усилив уязвимость России к волатильности на сырьевых рынках. Ослабление рубля обеспечило некоторые отрасли относительным ценовым преимуществом, что обеспечило им нарастание экспорта и привлечение инвестиции в ряд несырьевых отраслей. Но данное обстоятельство не было использовано в полной мере, и не был обеспечен существенный рост экспорта в несырьевых отраслях. Для сравнения, после дефолта 17 августа 1998 г. и последующей девальвации наблюдался рост экспорта и снижение импорта. Экспорт в 1998 г. составил74444 млн. долл. США, в 1999 г. - 75551 млн. долл. США. Рост составил 1,4%. Импорт в 1998 г. 58015 млн. долл. США, в 1999 г. - 39537 млн. долл. США. Это свидетельствует о том, что правительство РФ во главе с Е.М. Примаковым эффективно использовало возможности для обеспечения роста реальной экономики.
С сожалением, следует отметить, что столь же положительно нельзя оценить деятельность правительства РФ возглавляемого Д.А. Медведевым. Инвестиционный спрос продолжает сокращаться. Неопределенность экономической поли-
тики в условиях сохраняющейся геополитической напряженности и санкций является основанием длящегося снижения инвестиций в частном секторе на фоне роста капитальных издержек и сокращения потребительского спроса. Снижение потребительского спроса вызвано резким падением реальных зарплат и доходов, которые в первой половине 2015 года упали на 8,5%.Сокращение реальных зарплат также стало центральным механизмом, посредством которого рынок труда адаптировался к резкому падению спроса, в связи, с чем уровень безработицы возрос незначительно - с 5,3% в 2014 году до 5,6% в первом полугодии 2015 года. На фоне обесценения реальных доходов существенно повысился уровень бедности, что еще более усугубило уязвимость 40% наименее обеспеченных домохозяйств.
Предпринятые правительством и центральным банком ответные меры экономической политики относительно стабилизировали условия хозяйственной деятельности в экономике РФ. В условиях перехода к плавающему валютному курсу, импорт сократился в результате девальвации реального эффективного курса рубля на 17% в первом полугодии 2015 года. Для сравнения, снижение импорта в 1999 г. по сравнению с 1998 г. составило 32%.
Снижение импорта обеспечило укрепление сальдо счета текущих операций. Меры по поддержке финансового сектора, обеспечили снижение системных рисков. Тем не менее, на фоне эффекта от девальвации рубля в декабре 2014г. ин-
фляция возросла в значительной степени. В 2014 г. инфляция достигла показателя 11,36 %, что в 1,76 раза больше инфляции 2013 г. За год российский рубль подешевел по отношению к доллару США в 1,98 раза.
Даже в условиях углубления рецессии основной стратегической задачей Банка России в первом полугодии2015 году стало снижение инфляции. Снижение цен на нефть повлекло за собой сложный период консолидации бюджета, обусловленный дальнейшим сокращением доходов федерального бюджета. В 2015 г. бюджеты всех уровней столкнулись с падением доходов, в результате чего дефицит консолидированного расширенного бюджета составил 3% ВВП. Для сравнения, в 2014 г. дефицит составил- 1%ВВП. В реальном выражении доходы и расходы консолидированного бюджета снизились, значительно достигнув показателя 11%.
Падение нефтяных доходов ограничивает возможности государства по сдерживанию спада реальных доходов населения. Это форсировало негативную тенденцию повышения уровня бедности, который поднялся с 13,1% в первом полугодии 2014 года до 15,1% в первом полугодии 2015 года. Инфляция за период с января по октябрь 2016 года составила 7,4% - это более чем вдвое ниже уровня в 15,9% за аналогичный период 2015 года.
Неблагоприятная внешнеэкономическая конъюнктура создает серьёзные барьеры для краткосрочных перспектив экономического роста РФ. Снижение реального ВВП в первом полугодии 2016 г. на 0,9% нельзя позитивно оценивать, несмотря на то, что в аналогичный период 2015 г. снижение реального ВВП на 3,7%. В этих негативных внешнеэкономических условиях РФ предпринимает попытки увеличение взаимодействия с азиатскими интеграционными объединениями, среди которых можно выделить АТЭС. АТЭС является перспективным рынком сбыта для сырьевых товаров РФ, а также высокотехнологической продукции.
Содружество Независимых Государств (СНГ) - межгосударственная региональная организация, объединяющая 11 независимых, суверенных государств. Возникло на территории бывшего СССР, за исключением прибалтийских республик.
8 декабря 1991 года лидерами России, Белоруссии и Украины было подписано двухстороннее Соглашение о создании Содружества Независимых Госу-
© 3
Ю i
2 е
7
г-
сэ
см
£
Б
а
2 ©
дарств. 21 декабря 1991 года в Алма-Ате к этим странам присоединилось большинство государств Содружества.
В состав СНГ входят Республика Азербайджан, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизия, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан; Украина и Туркменистан на правах ассоциированного членства.
Грузия вышла из СНГ в августе 2009 г.
Страны-участницы СНГ в своем развитии находятся на одном уровне.
Как видно из данных табл. 1, позитивные тенденции в экономики наблюдаются в Армении. Рост ВВП Армении в 1 полугодии 2016 г. составил 2,8% по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. В этот же период в экономике Армении наблюдались тенденции к возникновению дефляции. Падение потребительских цен за 1 полугодие 2016 г. составило 1,5% по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. В остальных странах-участницах СНГ наблюдался рост потребительских цен. Максимальный рост потребительских цен наблюдался на Украине - 18,1% в первом полугодии 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. В РФ в этот же период рост потребительских цен составил 7,8%.
РФ является привлекательной для инвесторов из стран СНГ в силу исторических связи. Некоторые государства СНГ являлись составной частью Российской империи, а затем уже СССР.
Лидером по инвестированию в экономику РФ является Казахстан. На втором месте Беларусь. Это объясняется тем, что именно эти государства наиболее экономически развиты, после РФ. А также тем, что именно с ними РФ имеет наиболее тесные экономические связи на сегодняшний день.
Еще одним интеграционным объединением, которое функционирует на территории бывшего СССР и где РФ играет-преобладающую роль, является ЕврАзЭс. На основе Таможенного союза 10 октября 2010 г. было образовано Евроазиатское экономическое сообщество. ЕврАзЭ-сэто экономическое и политическое объединение государств, организованное на принципах единой таможенной территории и наличия однотипного механизма регулирования экономик государств-участников, базирующегося на рыночных принципах хозяйствования и гармонизированном законодательстве.
Членами Евроазиатского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в настоящее
Таблица 2
Инвестиции из стран СНГ в экономику РФ
2012 2013
Тыс. долл. США В процентах к итогу Тыс. долл. США В процентах к итогу
Все инвестиции 7335718 100 7299192 100
в том числе из стран:
Азербайджан 147294 2,0 250448 3,4
Армения 82777 1,1 71640 1,0
Беларусь 2558441 34,9 1456720 20,0
Казахстан 3010666 41,1 3937085 53,9
Киргизия 601467 8,2 314476 4,3
Республика Молдова 56418 0,8 34400 0,5
Таджикистан 60139 0,8 73041 1,0
Туркмения 9837 0,1 9526 0,1
Узбекистан 68010 0,9 84789 1,2
Украина 740669 10,1 1067067 14,6
Таблица 3
Объемы внешней торговли государств-членов ЕАЭС по группам стран за 2015 год млн. долл. США [1]
Группа стран Оборот Экспорт Импорт Сальдо
АТЭС 171708,9 88429,2 83279,7 5149,5
ЕС 283078,3 199109,4 83968,9 115140,5
МЕРКОСУР 8242,7 3122,7 5120,0 -1997,3
ОПЕК 12047,2 9632,7 2414,5 7218,2
ОЭСР 369252,6 249455,6 119797,0 129658,6
СНГ 33033,4 22652,0 10381,4 12270,6
Таблица 4
Объем внешней торговли товарами государств - членов ЕАЭС с третьими странами за январь - сентябрь 2016 года (миллионов долларов США).[10]
Экспорт Импорт Сальдо В % к январю - сентябрро 2015 года
экспорт импорт
ЕАЭС в том числе: 218542,2 143211,4 75330,8 76,5 94,7
Армения 1018,5 1543,6 -525,1 112,7 97,2
Беларусь 9179,5 8529,4 650,1 75,5 89,5
Казахстан 23470,4 11128,9 12341,5 73,6 74,5
Кыргызстан 735,1 1775,5 -1040,4 99,9 119,0
Россия 184138,7 120234,0 63904,7 76,8 97,2
время являются Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан.
Форсирование процесса гармонизации налоговых законодательств стран-участниц ЕврАзЭс обеспечит формирование единого экономического пространства, а также устойчивого развития сообщества в целом.
В целом страны ЕврАзЭс имеют хороший промышленный потенциал для обеспечения роста реальной экономики. Объем промышленного производства ЕАЭС в январе - октябре 2016 года составил 681,5 млрд. долларов США; индекс промышленного производства - 100,1% (в январе - октябре 2015 года по сравнению с январем-октябрем 2014 года -96,7%). Что может свидетельствовать о некоторой позитивной динамики. Хотя
не стоит строить радужных планов относительно краткосрочных перспектив, в условиях неснижаемого санкционного давления на экономику РФ.
В структуре промышленного производства ЕАЭС в январе - октябре 2016 года наибольший удельный вес занимала обрабатывающая промышленность (66,0%). Ее доля увеличилась по сравнению с январем - октябрем 2015 года на 0,7%. Удельный вес горнодобывающей промышленности и разработки карьеров составил 24,1% (снизился на 1 %). Доля электроснабжения, подачи газа, пара и воздушного кондиционирования; водоснабжения; канализационной системы, контроля над сбором и распределением отходов увеличилась на 0,3% и составила в январе-октябре текущего года 9,9%.
Таблица 5
Объемы внешней торговли товарами с третьими странами ЕАЭС млрд. долл.[6]
2011 2012 2013 2014 2015
Оборот 912,1 938,8 937,6 873,1 579,4
экспорт 581,6 592,7 586,5 555,6 373,9
импорт 330,5 346,1 351,1 317,5 205,5
сальдо 251,1 246,6 235.4 238,1 168,4
В обрабатывающей промышленности в январе - октябре 2016 года объем производства составил 449,5 млрд. долларов США; индекс промышленного производства - 99,2% (в январе - октябре 2015 года по сравнению с январем - октябрем 2014 года - 94,9%).
В январе-октябре 2016 года по сравнению с январем - октябрем 2015 года в общем объеме произведенной продукции сельского хозяйства ЕАЭС увеличились доли России на 3,7%, Беларуси и Кыргызстана - на 0,1%, сократилась доля Казахстана на 3,9%, доля Армении не изменилась.
Страны ЕврАзЭс ведут активную торговлю как внутри сообщества, так и с третьими странами. Для сравнения в таблице 2 продемонстрированы объемы внешней торговли государств-членов ЕАЭС.
Как видно по данным таблицы 3, больший внешнеторговый оборот составил со странами ОЭСР. Страны ОЭСР это 35 государств, среди которых страны ЕС, США, Австралия, Турция. И традиционно, в 2015 г. был низкий внешнеторговый оборот со странами МЕРКОСУР. Это обусловлено тем, что страны МЕРКОСУР нацелены на сотрудничество с США, а также со странами Латинской Америки.
Объем внешней торговли товарами государств-членов ЕАЭС со странами вне ЕАЭС за январь-сентябрь 201б года составил 361,7 млрд. долларов США, в том числе экспорт товаров - 218,5 млрд. долларов США, импорт - 143,2 млрд. долларов США. По сравнению с январем - сентябрем 2015 года объем внешнеторгового оборота сократился на 17,2%, или на 75,2 млрд. долларов США, экспорт - на 23,5% (на 67,1 млрд. долларов США), импорт - на 5,3% (на 8,1 млрд. долларов США). Профицит внешней торговли составил 75,3 млрд. долларов США против 134,3 млрд. долларов США в январе -сентябре 2015 года.
В январе - сентябре 2016 года на долю России приходилось 84,1% общего объема внешней торговли товарами государств - членов ЕАЭС со странами вне ЕАЭС, Казахстана - 9,6%, Беларуси - 4,9%, Армении и Кыргызстана по 0,7%.
Суммарный объем внешней торговли товарами государств - членов Евра-
зийского экономического союза (далее - ЕАЭС) с третьими странами за 2015 год составил 579,5 млрд. долл. США, в том числе экспорт товаров - 374,1 млрд. долл., импорт - 205,4 млрд. долл. По сравнению с 2014 годом объем внешнеторгового оборота сократился на 33,6%, или на 293,6 млрд. долл., экспорт - на 32,7% (на 181,5 млрд. долл.), импорт -на 35,3% (на 112,1 млрд. долл.). Профицит внешней торговли составил 168,7 млрд. долл. против 238,1 млрд. долл. в 2014 году.
В товарной структуре экспорта государств - членов ЕАЭС в третьи страны преобладают минеральные продукты (65,6% общего объема экспорта государств - членов ЕАЭС в третьи страны), металлы и изделия из них (9,7%), продукция химической промышленности (6,5%). Более 80% этих товаров продает на внешнем рынке Российская Федерация.
Наибольшую долю в импорте занимают машины, оборудование и транспортные средства (42,9% совокупного импорта), продукция химической промышленности (18,2%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (14,1%). Около 80% объема закупок этих товаров за пределами ЕАЭС осуществляет Российская Федерация.
Основная доля экспорта государств -членов ЕАЭС (88%) приходится на промежуточные товары, из которых энергетические товары занимают 64,2%, прочие промежуточные товары - 23,8%.
В импорте государств - членов ЕАЭС преобладают промежуточные (41,9% общего объема импорта) и потребительские (33,3%) товары. Доля инвестиционных товаров составляет 22,3%.
Основным покупателем экспортируемых государствами - членами ЕАЭС товаров выступает Европейский союз (53,2% совокупного экспорта). Среди стран Европейского союза наиболее существенны поставки товаров в Нидерланды (12,6%), Италию (8,2%), Германию (7,2%), Соединенное Королевство и Польшу (по 3%). В страны АТЭС продано 23,6% экспортируемых товаров, из них в Китай - 9,4%, Японию - 4,1%, Южную Корею - 3,8%. Экспортные поставки в
Турцию составили 5,6% общего объема экспорта государств - членов АЭС. Странам СНГ реализовано 6,1% экспортированных товаров, из них Украине - 3,5%.
Импортные закупки сосредоточены в странах АТЭС и Европейского союза (40,5% и 40,9% совокупного импорта товаров соответственно). Среди стран АТЭС значимы поставки товаров из Китая (21,3%), Соединенных Штатов (6,6%), Японии (3,7%), Южной Кореи (2,6%). Среди европейских стран наибольшие объемы импорта приходятся на Германию (11,7%), Италию (5%), Францию (3,4%). В странах СНГ приобретено 5,1% товаров, из них в Украине - 3,7%. На долю Турции приходится 2,7% совокупного импорта государств - членов ЕАЭС.
РФ также активно принимает участие в БРИКС. БРИКС это аббревиатура ассоциации пяти основных развивающихся национальных экономик таких как Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. Группа была первоначально известна как «БРИК» перед включением Южной Африке в 2010 году.
Снижение темпов экономического роста мировой экономики отразилось также на БРИКС. Экономика ЮАР выросла только на 1% в 2015 году по сравнению с 1,6% в среднем в год в период с 1994 по 2009 год, в Бразилии в худший спад с 1930-х годов, экономика Россия находится в рецессии по причине падения цен на нефть и санкций, а замедление Китая стало тормозом роста мировой экономики. Исключением является только Индия, темп роста составляет 78% в год.
Вследствие экономических трудностей в ряде государств группы, средний рост ВВП БРИКС снизился почти до нуля.
С 2009 года страны БРИКС ежегодно встречались на официальных встречах на высшем уровне. В России был проведен седьмой саммит группы в июле 2015 года. Индия провела конференцию БРИКС на Гоа в октябре 2016 года. По состоянию на 2015 год, пять стран BRICS населяют более 3 млрд. человек, или 42% населения мира; все пять членов находятся в топ-25 в мире по численности населения, а четыре находятся в топ-10. Эти пять стран имеют общий номинальный ВВП в размере $16,039 трлн., что эквивалентно примерно 20% от мирового валового продукта, и, по оценкам, $4 трлн. комбинированных валютных резервов.
После саммита в Екатеринбурге страны БРИК объявили о необходимости введения новой глобальной резервной ва-
© £
Ю
5
9
2 е
7
г-
сэ
сч
£
Б
а
2 ©
люты, которая должна быть «диверсифицированной, стабильной и предсказуемой». Хотя опубликованное заявление непосредственно не содержало критики мирового доминирования доллара США
- то, что Россия критиковала в прошлом
- оно стало причиной некоторого падения стоимости доллара по отношению к другим основным валютам.
В 2010 году ЮАР стала предпринимать попытки для присоединения к БРИК, и процесс официального допуска данной страны к форумам БРИК стартовал в августе того же года. ЮАР официально стала страной членом группы 24 декабря
2010 года, после того, как была официально приглашена странами БРИК. С присоединением к группе ЮАР сама группа была переименована в БРИКС. В апреле
2011 года президент ЮАР Джейкоб Зума принял участие в саммите БРИКС в городе Санья, Китай, в 2011 году в качестве полноправного члена.
На сегодняшний день имеются два компонента, лежащие в основе финансовой системы БРИКС. Речь идет о Новом банке развития (NDB) и Пуле условных валютных резервов (CRA).
В 2015 году на саммите БРИКС в России, министры из стран БРИКС, приступили к проведению консультаций по созданию платежной системы, которая была бы альтернативой системе SWIFT. В 2014 г. ЕС грозил ограничить доступ контрагентам из РФ к платежной системе SWIFT, как это было сделано в 2012 г. по отношению к Ирану.
Западная Европа во главе с США монополизировали многие элементы мировой экономики. Речь идет в первую очередь о сети Интернет, платежных системах Visa, MasterCard, Swift. Всеобщая информатизация вкупе с монополизацией делает уязвимым любое государства. Как это было с банком «Россия» в марте 2014 г., который отключили от платежных систем. Ответом на эту «диверсию» было создание платежной системы «Мир».
Несмотря на различные препятствия со стороны «западного мира», БРИКС демонстрирует уникальную способность к росту экономики, и задача состоит в удержании данного темпа, невзирая на различные «козни».
На рисунке 1 демонстрируется сравнительный анализ ВВП ЕС и ВВП БРИКС.
Как видно из рисунка 1, ВВП БРИКС активно приближается к ВВП ЕС. В 2015 г. ВВП ЕС составил 18460,6 млрд. долл. США, а ВВП БРИКС в том же году составил - 16983,54 млрд. долл. США. За 10 лет ВВП ЕС вырос в 1,3 раза. За анало-
Рис. 1. Сравнительный анализ ВВП ЕС и ВВП БРИКС 2006-2015 г.г.
Рис. 2. Сравнительный анализ ВВП по ППС всего мира, стран БРИКС, ЕС*
гичный период ВВП БРИКС вырос в 3,39 раза. В 2014 г. ВВП БРИКС по паритету покупательной способности опережал ВВП ЕС в 1,8 раза. Западная Европа и США давно исчерпали потенциал для своего роста на нынешнем уровне технологии. Китай же в свою очередь только приближается к своему потенциалу. РФ после развала СССР отстала от уровня 1990 г. и поэтому, ей придется наверстать упущенное время. Это будет сделать весьма затруднительно. Это связано с тем, что многие страны ушли далеко в своем развитии. ВВП Китая в конце 80-х гг. XX в. составлял всего 60% от ВВП СССР. В 2000 -х г.г. ВВП Китая намного опередил ВВП РФ.
Локомотивом БРИКС выступает Китай с его бывшими до настоящего времени высокими темпами роста. Но они начали снижаться. Так, МВФ отмечало уменьшение прироста ВВП в Китае с 7,7% в 2013 г. до 7,4% в 2014 г. и давало про-
гноз на его дальнейшее снижение до 7,1% в 2015 г. Нельзя не заметить, что этот прогноз оправдался.
Значительно ухудшилась экономическая ситуация в Бразилии: страна оказалась в состоянии рецессии после сокращения ВВП в течение первых двух кварталов 2014 г. В I квартале 2014 г. ВВП Бразилии сократился на 0,2%, а во II квартале 2014 г. - на 0,6%. В условиях отрицательных темпов роста промышленного производства и инвестиций в первом полугодии темпы прироста ВВП в Бразилии в 2014 г. в целом составили только 1,6%. В 2015 году аналогичная динамика экономического роста сохранилась.
Проведем сравнительный анализ привлечения прямых иностранных инвестиций в страны БРИКС.
Как видно из таблицы 6на привлечение ПИИ активное влияние оказали санкции, введённые против РФ после событий на Украине и присоединение полуос-
Таблица 6
Сравнительный анализ прямых иностранных инвестиций в страны БРИКС (млрд. долл. США)[3]
Страны 2012 2013 2014
РФ 51 79 21
Китай 12] 124 129
Бразилия 65 64 62
Индия 26 28 34
ЮАР 4,6 8,3 5,7
трова Крым. ПИИ в РФ в 2014 г. снизились в 3,8 раза по сравнению с 2013 г. В целом, на РФ санкции со стороны Западной Европы и США висят как «дамоклов меч». Поводом для продления санкций служат, и невыполнение договоренностей по Донбассу, и события в Сирии. Китай является весьма привлекательным для притока ПИИ. Позитивную динамику в привлечении ПИИ демонстрирует также Индия.
Интеграционные объединения обеспечивают государства дополнительными рынками сбыта, диверсифицируют внешнеэкономические риски, обеспечивают доступ к ресурсам. Также, интеграционные объединения снижают негативное влияние доминирование одних государств, либо одних интеграционных объединений, реализуя принцип многополярности мира обеспечивают устойчивое развитие большинства государств и мировой экономики в целом.
Литература
1. Внешняя торговля товарами. Статистика Евразийского экономического союза. 2015 год: Статистический бюллетень; Евразийская экономическая комиссия. - Москва: Издательство ООО «Сам Полиграфист» , 2016. - 356 с.
2. Лузянин, С.Г.Шанхайская организация сотрудничества: модель 20142015: рабочая тетр. № 21/2015 / [С.Г. Лузянин(рук.) и др.]; [гл. ред. И.С. Иванов]; Российский совет по международным делам (РСМД). - М.: Спецкни-га,2015. - 36 с.
3. БРИКС. С овместная статистическая публикация. 2015; Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР/ Росстат. - М.: ИИЦ «Статистика России», 2015. - 235 с.
4. Россия и страны - члены Европейского союза. 2015.: Стат.сб./ Росстат. -М., 2015. - 271 с
5. Всемирный банк, 2015 год. «Низкие цены на сырье и слабые валюты», Доклад об экономике ЕЦА, осень 2015 года (октябрь), Всемирный банк, Вашингтон, округ Колумбия
6. Евразийский экономический союз в цифрах: статистический ежегодник; Ев-
разииская экономическая комиссия. -Москва: 2016. - 412 с.
7. Молодежные обмены между странами участницами Шанхайской Организации Сотрудничества: нормативно-правовые аспекты и социальные практики [Текст] : монография / под.общ. ред. С.Г. Максимовой. - Барнаул: Изд-во ООО «Типография Триада», 2015. - 126 с
8. Евразийскаяэкономическаякомис-сия.Аналитический обзор 25 февраля 2016 г
9. Абсалямова С.Г., Биктагиров И.А. Россия в современной системе мирохозяйственных связей: Учебное пособие. Казань, 2012 - 400 с.
10. http://www.gks.ru/bgd/regl/ b16_05/IssWWW.exe/Stg/2kv/01-00.doc
11. Официальный сайт Ассоциации стран Юго-Восточной Азии www.aseansec.org
12. Официальный сайт АТЭЭДНр:// www.apec.org/
13. Официальный сайт Евразийского экономического сообществаhttp:// www.evrazes.com
The participation of Russia in integration associations as a way to diversify the risks of globalization Yunusov I.A. Yunusov L.A. KNRTU-KAI named. A N. Tupolev, International University in Moscow Throughout the history of mankind has observed the integration processes. However, after reaching a certain size, integration Union disintegrated under the pressure of national, economic, and administrative problems. In the future, the integration process was again resumed. As a rule, in the integration of enterprises was influenced by the same state. On the territory of the Russian Empire, was replaced by the Soviet Union. After the collapse of the Soviet Union, former socialist countries have created the CIS. In addition to the CIS, the Russian Federation is also actively involved in such integration unions as APEC, WTO, BRICS. In addition, Russia is an active participant of the CSTO. This ensures the preservation of state borders, as well as reducing the risk of infiltration by terrorist armed groups on the territory of the Russian Federation from Afghanistan.
Integration of enterprises on the basis of the synergetic effect ensures diversification of the globalization of risks among which the impact of the global financial crisis, sanctions pressure from other States. Also integration enterprises provide markets for the goods, and also serve as a source of investment. After the events in Ukraine, the Russian economy began the enormous pressure from Western countries. Sanctions have deprived the Russian economy of foreign investments, limiting access to international credit, was deprived of a market for defense companies. Therefore, at present, China serves as a strategic partner for the Russian Federation. China together with Russia participates in BRICS and CSTO. Also, in the future China will take a leading position among the countries-importers of Russian hydrocarbons, as well as exporters of capital to Russia Keywords: Globalization, integration, Union, CIS, BRICS, the Customs Union, the sanctions, the consolidated budget, investment, industrial growth. References
1. External trade in goods. Statistics of
the Eurasian Economic Union. 2015: Statistical Bulletin; Eurasian Economic Commission. - Moscow: Publishing Ltd. «The printer itself», 2016. - 356 p.
2. Luzianin, S.G.Shanhayskaya Cooperation Organization: 20142015 Model: Operating Temp. № 21/ 2015 / [SG Luzianin (hands.), Etc.].; [Ch. Ed. IS Ivanov]; Russian Council on International Affairs (INF). - M .: Spetskniga 2015. - 36.
3. BRICS. With ovmestnaya statistical
publication. 2015; Brazil, Russia, India, China, South Africa / Rosstat.
- M .: IPC «Statistics of Russia»,
2015. - 235 p.
4. Russia and the countries - EU members. .: 2015 Stat.sb. / Rosstat.
- M., 2015. - 271
5. The World Bank, 2015. «Low commodity prices and weak currencies,» the ECA Economic Report, Fall 2015 (October), World Bank, Washington, DC
6. Eurasian Economic Union in figures:
Statistical Yearbook; Eurasian Economic Commission. - Moscow:
2016. - 412 p.
7. Youth exchanges between member
countries of the Shanghai Cooperation Organization: legal aspects and social practices [Text]: monograph / pod.obsch. Ed. SG Maximova - Barnaul: Publishing house LLC «Printing Triad», 2015. -126
8. Evraziyskayaekonom icheskayako missiyaAnalitichesky review 25 February 2016 r
9. Absalyamova SG Biktagirov IA Russia
in the modern system of global economic relations: Textbook. Kazan, 2012 - 400 p.
10. http://www.gks.ru/bgd/regl/ b16_05/IssWWW.exe/Stg/2kv/01-00.doc
11. The official website of the Association of Southeast Asian www.aseansec.org
О
3
Ю
5
2
e
7