Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ИМПОРТА В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ'

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ИМПОРТА В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
215
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ИМПОРТ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / САНКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гуменюк Виктория Петровна

В статье рассматриваются основные тенденции развития и специфика административно-правового регулирования параллельного импорта в условиях современных санкционных вызовов. В отдельный аспект выделен анализ нормативно-правовой базы осуществления таможенного регулирования в государствах-членах Евразийского экономического союза (далее-ЕАЭС). Обращается внимание на актуальность проблемы в связи с возникшими событиями 2022 года. Автор анализирует проблему легализации транзита параллельного импорта Российской Федерации в условиях единого транспортного пространства Евразийского экономического союза. Предпринимается попытка разрешить проблему, связанную с возникшей ситуацией, одним из предложений автора является то, что дальнейшее эффективное развитие и функционирование Евразийского экономического союза возможно лишь при условии единообразного понимания и толкования правоприменительными органами всех государств-членов норм права Союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гуменюк Виктория Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION OF PARALLEL IMPORTS UNDER SANCTIONS

The article discusses the main development trends and the specifics of the administrative and legal regulation of parallel imports in the context of modern sanctions challenges. A separate aspect is the analysis of the regulatory framework for the implementation of customs regulation in the member states of the Eurasian Economic Union (hereinafter referred to as the EAEU). Attention is drawn to the relevance of the problem in connection with the events of 2022. The author analyzes the problem of legalizing the transit of parallel imports of the Russian Federation in the conditions of a single transport space of the Eurasian Economic Union. An attempt is made to resolve the problem associated with the situation that has arisen, one of the author’s proposals is that the further effective development and functioning of the Eurasian Economic Union is possible only if the law enforcement authorities of all Member States have a uniform understanding and interpretation of the Union’s law

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ИМПОРТА В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ»

Административно- правовое регулирование параллельного импорта в условиях санкций

Гуменюк Виктория Петровна,

главный государственный таможенный инспектор правового отдела Новороссийской таможни E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются основные тенденции развития и специфика административно-правового регулирования параллельного импорта в условиях современных санкционных вызовов. В отдельный аспект выделен анализ нормативно-правовой базы осуществления таможенного регулирования в государствах-членах Евразийского экономического союза (далее-ЕАЭС). Обращается внимание на актуальность проблемы в связи с возникшими событиями 2022 года. Автор анализирует проблему легализации транзита параллельного импорта Российской Федерации в условиях единого транспортного пространства Евразийского экономического союза. Предпринимается попытка разрешить проблему, связанную с возникшей ситуацией, одним из предложений автора является то, что дальнейшее эффективное развитие и функционирование Евразийского экономического союза возможно лишь при условии единообразного понимания и толкования правоприменительными органами всех государств-членов норм права Союза.

Ключевые слова: административно-правовое регулирование, параллельный импорт, таможенные органы, административная ответственность, санкционная политика.

Многогранность проблемы механизма правового регулирования транзита параллельного импорта (далее - ПИ) на территории ЕАЭС в условиях действия санкционных режимов предполагает широкий перечень взглядов на понятие и составляющие характеристики механизма правового регулирования. Алексеев С.С. определял механизм правового регулирования следующим образом: «совокупность, взятая в единстве юридических средств, с помощью которых обеспечивается правовое воздействие на общественные отношения» [1]. Механизм административно-правового регулирования таможенных отношений в современных условиях является зеркальным отражением происходящих процессов интеграции в условиях Евразийского экономического союза. Правовая система Российской Федерации подвергается кардинальным изменениям, принятые беспрецедентные санкционные меры оказывают существенное влияние на происходящие процессы внутри ЕАЭС, данная проблема не имеет аналогов с другими государствами-членами Союза. Становление данного механизма происходит под влиянием новых интеграционных процессов в рамках функционирования единой таможенной территории ЕАЭС, выстраивание новых отношений между государствами-членами в настоящий момент происходит под влиянием санкционных режимов действующих исключительно в отношении России и Беларуси. Данные условия обуславливают необходимость переосмысления действующего порядка и устоявшихся традиций, поскольку динамично развивающиеся интеграционные процессы не позволяют оставаться в стороне административному праву.

Экономические санкции являются важнейшим инструментом регулирования внешнеэкономической и торговой деятельности. Принимаемые на непродолжительное время они могут оказывать длительное негативное воздействие на национальную безопасность страны и ее экономику. В этих условиях легализация параллельного импорта является одним из механизмов помощи отечественной экономике, оказавшейся под влиянием внешних вызовов.

Данный аспект крайне актуален для Российской Федерации, находящейся в настоящее время под действием очередного пакета международных санкций, влияние которых, как показывает практика, может регулироваться совокупностью симметричных ответных мер, в том числе легализацией транзита ПИ на территории единого транспортного пространства ЕАЭС.

Подчеркнем, что нормативное закрепление понятия ПИ на международно-правовом уровне

5 -о

сз ж

■с

отсутствует. Под ПИ понимается ввоз с территории иностранных государств на территорию государств-членов ЕАЭС импортерами различных оригинальных товаров, которые маркированы товарным знаком (далее - ТЗ) правообладателя, но при отсутствии соответствующего разрешения с его стороны.

Законодательная система РФ содержит ряд положений, касающихся проблемы исчерпания исключительных прав (далее - ИП).

В ст. 1487 Гражданского Кодекса (далее - ГК РФ) не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации правообладателем или с его согласия.[2]

Попытка сбалансировать интересы сторон была предпринята в решении ВАС Рф от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части КоАП РФ»: «нормы КоАП РФ не распространяются на несанкционированный импорт оригинальных товаров, которые были произведены и выпущены в оборот самим правообладателем, поскольку ст. 14.10 КоАП РФ содержит состав административного правонарушения только за незаконное воспроизведение ТЗ». [3]

В 2022 году по причине существенного усиления санкционного давления на РФ произошли выборочные изъятия из национального принципа исчерпания ИП. Данные изъятия были связаны не только с отдельными группами товаров, а затронули страны, с территории которых осуществляется ввоз товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (государства-члены Европейского союза и еще более 20 государств). [4] Например, ч. 3 ст. 18 ФЗ от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» предусмотрено, что не является нарушение ИП на результаты интеллектуальной деятельности (далее - ИД). В рассматриваемом случае говориться о результатах ИД, что выражено в товарах, перечень которых определен на уровне Правительством РФ [5]. Кроме того, ФЗ № 213-ФЗ конкретизирует, что именно не будет является нарушением иП на результаты ИД, выраженных в группах товарах [6].

Ранее, Правительством РФ в 2022 году [7] были утверждены товары (группы товаров), в отношении которых не применяются пп. 6 ст. 1359 и ст. 1487 ГК РФ при условии их введения в оборот за пределами РФ правообладателями, а помимо этого с их личного и непосредственного на то согласия. Следовательно, может быть восполнен дефицит отдельных групп товаров, поставляемых с территории стран, причисленных к группе недружественных.

— Проблема ПИ применительно к евразийской 2 экономической интеграции (далее - ЭИ) ранее ис-Я следовалась, однако современные трендовые ре° алии позволяют говорить о развитии ЕАЭС в ус-ав ловиях определенных внешних вызовов. ГК РФ

предусматривает национальный принцип исчерпания права, а положения Договора о ЕАЭС - региональный [8].

Помимо этого следует принимать во внимание определенные факторы, такие как участие России в интеграционных процессах, введение санк-ционных режимов и другие обстоятельства, когда традиционные источники перестают работать в условиях определенных внешних воздействий и им на смену приходят другие конкурентные преимущества, новые логистические схемы, которые позволяют найти компромисс между возникшими обстоятельствами.

Согласно основным целям Союза в Договоре о ЕАЭС было провозглашено создание единого экономического и транспортного пространства (далее - ЕТП). В представленном документе упомянутое пространство определяется как «совокупность транспортных систем государств-членов, в рамках которой обеспечиваются беспрепятственное передвижение пассажиров, перемещение грузов и транспортных средств, их техническая и технологическая совместимость, основанные на гармонизированном законодательстве государств-членов в сфере транспорта». Данное понятие охватывает все без исключения виды транспорта. Стремление экономических интеграций осуществлять на своих территориях единую транспортную политику, ориентированную на последовательное создание ЕТП, способствующего усилению ЭИ в целом.

Одним из основных стратегических направлений выступает устранение всех существующих барьеров, а помимо этого сокращение изъятий и ограничений обеспечения соблюдения общих принципов и правил конкуренции для свободного передвижения товаров, капитала и рабочей силы на рынке Союза. Выполнение закрепленных договоренностей существенно укрепит основы деятельности Союза, а отсутствие каких-либо барьеров и препятствий увеличит эффективность взаимодействия и уровень доверия участников Союза по отношению друг к другу. Подчеркивается, что ЕТП является частью единого экономического пространства, призванного обеспечить свободное движение ранее упомянутого перечня [9].

Введенные в отношении нашего государства санкции привели к существенным изменениям в области логистических маршрутов, вследствие чего основные внешнеторговые грузопотоки были переориентированы из Европы на Ближний Восток. Обострение экономического кризиса в России, политика санкций со стороны США и ЕС, ответные российские санкции не могли не отразиться на внешнеторговых морских перевозках и грузовой базе.

Одной из особенностей механизма административно-правового регулирования транзита ПИ на территории Евразийского экономического союза в условиях действия санкционных режимов является - единая таможенная территория ЕАЭС, что предполагает существенное влияние и изменение всех элементов в структуре. Предмет

таможенного регулирования определен в ст. 1 ТК ЕАЭС: «отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Союза по единой таможенной территории Союза».

В ст. 2 ТК ЕАЭС раскрывается понятие ввоза товаров на таможенную территорию Союза. Под представленным понятием понимается совершение таких действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза».

Принимая во внимание, что каждое государство, являющееся участником ЕАЭС в непосредственной зависимости от своих приоритетов, само определяет курс обеспечения национальных интересов, защиту внутреннего рынка, зеркальную возможность применения ограничительных мер, «разумное» реагирование на возникающие вызовы и угрозы современных мировых тенденций.

Важно подчеркнуть, что ранее санционнная политика действовала только в отношение России. В настоящий момент она затронула и Республику Беларусь, которая в противовес введению санкций приняла соответствующие ответные меры [10].

Объем ПИ в Россию с мая по декабрь 2022 года превысил 20 млрд долларов, 2,4 млн тонн. [11]. Согласно данным Eurostat, экспорт товаров из стран Евросоюза в Россию с марта по декабрь 2022 года упал на 47%, а экспорт европейских товаров в соседние с Россией страны (Беларусь, Армению, Казахстан, Кыргызию) вырос на 45% [12]. Опубликованное исследование Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) представляет доказательства, что посредническая торговля через соседние с Россией страны используется для обхода санкций, а прозрачность границ между государствами, являющимися участниками ЕАЭС, способствует решению данного вопроса [13].

Однако, тенденции относительно ПИ в государствах-членах ЕАЭС различные. Так, в Республике Казахстан, с 1 апреля 2023 года работает система онлайн-отслеживания товаров, которые ввозятся на территорию страны для дальнейшей отправки в другие страны, чтобы не допустить обхода санкций против России [14]. Нейтральной позиции, относительно введенных санкций придерживаются Республики Армения и Кыргызстан, однако, все страны, являющиеся участниками ЕАЭС (за исключением Республики Казахстан, борющейся с параллельным импортом) стали основными хабами поставки товаров по параллельному импорту в РФ.

ПИ успешно функционирует в странах ЕС, США, Бразилия, Канада, Турция. Статьей 36 Договора о функционировании ЕС [15] установлена возможность запретов или ограничений импорта, экспорта или транзита товаров, если такие действия являются оправданными по соображениям общественной морали, порядка и безопасности. Суд ЕС подчеркивал, что цель статьи 36 Договора о функционировании ЕС (далее - Договор) заключается в том, чтобы позволить национальному законодателю отступать от принципа свободного перемещения товаров настолько, насколько это оправдано для

достижения целей [16]. Меры, разрешенные вышеуказанной нормой, несколько отступают от фундаментального принципа свободного движения товаров, они не противоречат Договору лишь по той причине, что они являются полностью оправданными, а если быть точнее, то необходимыми для обеспечения соответствующей защиты здоровья и жизни человека и общественной безопасности [17]. Таким образом, приведенный пример, показывает полное и единое функционирование союзного образования, в котором каждое государство полностью следует курсу выбранного Союзом.

В ст. 32 Договора предусматривается, что «в Союзе осуществляется единое таможенное регулирование согласно ТК ЕАЭС и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Союза, а помимо этого согласно положениям настоящего Договора». Аналогичная норма содержится в ТК ЕАЭС [18].

На осуществление таможенного регулирования напрямую влияют все интеграционные процессы ЕАЭС, однако, до настоящего времени до конца не решена проблема единообразного применения административного законодательства в государствах Союза. Как уже неоднократно отмечалось, сам Договор предусматривает внесение изменений в национальное законодательство. Однако новые реалии времени, новые политические и социальные условия функционирования ЕАЭС оказывают очень сильное влияние на возникающие внутри него процессы.

Государствами-членами ЕАЭС нарушается сам Договор о ЕАЭС, воздействующие «санкции» нарушают принцип равноправного сотрудничества стран, являющимися участницами Союза. Нарушается закрепленный в Преамбуле Договора принцип «суверенного равенства государств» [19].

Итак, одним из более эффективных средств охраны национальных интересов является создание интеграционных союзов. Данные образования могут обеспечить взаимовыгодное сотрудничество собственной национальной безопасности в экономической сфере. Согласно основным целям Союза в Договоре о ЕАЭС было провозглашено создание единого экономического пространства и ЕТП, однако, данное единство нарушается внешними вызовами.

Понятие санкционных режимов, безусловно, лежит в плоскости международных отношений, однако их соблюдение накладывает определенные правовые обязательства на граждан и юридических лиц, находящихся под юрисдикцией государства, которое их вводит в рамках специальных административно-правовых режимов. Сочетая административно-правовые средства регулирования, опосредованные централизованным порядком, подобные режимы содержат специальные правовые регламенты деятельности органов государственной власти и управления, позволяющие ограничивать правосубъектность физических и юридических лиц в определенных услови-

5 -а

сз ж

<

ях. Как правило, они вводятся в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяемой сложившимися конкретными обстоятельствами с учетом начал законности и целесообразности. Так, вопрос о сроке действия или об отмене ограничительных мер, параллельного импорта в настоящий момент трудно прогнозируемый и будет зависеть от текущей ситуации в государстве. Принятые государством меры позволяют снизить неблагоприятные последствия санкцион-ного режима для российской экономики с учетом угроз, которые несет легализация ПИ на определенные товары из отдельных государств.

С учетом того обстоятельства, что большинство составов административных правонарушений, предусматривающих ответственность за нарушение таможенного законодательства в государствах-членах ЕАЭС, содержат в описании диспозиции определение «..за ввоз товаров..», поднятая проблематика транзита ПИ на ЕТП, не дает возможность полностью определиться с составами некоторым административных правонарушений.

Происходящие интеграционные процессы подвергают изменениям существующую правовую систему Российской Федерации, поскольку система функционирует не сама по себе, а в составе единого механизма Союза, внешние факторы (санкции) способствуют активному развитию нового прогрессивного законодательства в отношении параллельного импорта товаров, который нуждается в теоретическом переосмыслении. Ранее действующие правовые механизмы функционирования единой транспортной территории Союза в настоящий момент не отменены, а продолжают действовать под влиянием определенных обстоятельств, однако, ранее действующая система не может функционировать в полную силу, поскольку правоприменительная практика вскрывает существующие законодательные проблемы в регулировании таможенных отношений, что нередко приводит к возникновению спорных ситуаций.

Новаторский подход к параллельному импорту в Российской Федерации позволяет сместить вектор за пределы территории Российской Федерации, на границу государств-членов Союза, что позволяет утверждать о возникновении новой ситуации в правовом, экономическом, транспортном, таможенном управлении государством, находящимся под влиянием внешних вызовов.

Возникающие динамично развивающиеся интеграционные процессы позволяют выявить существующие законодательные проблемы и урегулировать дисбаланс путем внедрения в правовую систему Российской Федерации на основании высокого уровня обобщения законодательства государств-членов ЕАЭС, новых норм, позволяющих говорить об опережающем развитии правовой — системы Союза.

2 Государства-члены любого интеграционного Я Союза, тем более с учетом внешних вызовов долж-° ны быть заинтересованы и ориентированы на со-ав трудничество и экономической взаимосвязи госу-

дарств на международной арене. Для успешного экономического сотрудничества государств необходимо в том числе успешное участие в Союзе. Изменение логистических цепочек, произошедшее в 2022-2023 гг. позволяют говорить о возможности создания новых Союзных образованиях с государствами, с которыми в настоящий момент налажены тесные экономические связи и взаимовыгодное сотрудничество в транспортной сфере.

В соответствии с приказом ФТС России в качестве одной из мер предусмотрено совершенствование законодательства об административных правонарушениях, практики правоохранительной деятельности таможенных органов [20].

Проведенное исследование выявило разнообразие существующих структурных и терминологических подходах к названной проблематике. В заключении необходимо сказать, что дальнейшее эффективное развитие и функционирование ЕАЭС возможно лишь при условии единообразного понимания и толкования правоприменительными органами всех государств-членов норм права Союза. По общему правилу торговые эмбарго, иные ограничительные меры устанавливают общий запрет поставки соответствующих товаров на единую таможенную территорию. Параллельный импорт из пяти государств-членов таможенного Союза легализован только в двух. По мнению автора, идеальным правовым решением является разработка специальных правовых норм, регламентирующих поведение государств-членов ЕАЭС внутри Союза, а также разработка четких предписаний по ведению единой скоординированной политики. Отсутствие того или иного положения в законодательстве государств Союза будет допускать дискрецию, возможность произвольного толкования той или иной нормы правоприменителем и не будет отвечать требованиям законности. Несогласованность и различие принимаемых основополагающих подходов в государствах-членах Союза оказывает негативное развитие на внешнеэкономические отношения и затрудняет достижения цели, согласно которой данный Союз создавался - создание единого экономического пространства и ЕТП.

Литература

1. Алексеев С.С. Общая теория права. Учебник. М., 2009. С. 267.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. 05.12.2022) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс».

3. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части КоАП РФ» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Картотека Арбитражных дел».

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 № 430-Р «Об утверждении перечня иностранных государств и терри-

тории, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц» // Собрание законодательства Российской Федерации. 14.03.2022. № 11. ст. 1748.

5. Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс».

6. Федеральный закон от 28.06.2022 № 213-Ф3 «О внесении изменения в статью 18 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Феде-рации»//Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 11, ст. 1596; № 13 ст. 1960; № 16 ст. 2594.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2022 № 506 «О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применятся отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средствах индивидуализации, которыми такие товары маркированы»// Собрание законодательства Российской Федерации. 04.04.2022 № 14.ст. 2286.

8. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации URL: http://www. economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/ mer/about/structure/depsng/agreement-eurasian-economic-union.: (дата обращения 01.04.2023).

9. Чеботарева А.А. Основные направления правового обеспечения единого защищенного цифрового транспортного пространства//Ма-териалы Международной научно-практической конференции. Под.ред Чеботаревой А.А., КорякинА В.Е., Чеботарева В.Е.. 2019. С. 77-82.

10. Закон Республики Беларусь от 03.01.2023 № 241-З «Об ограничении исключительных права на объекты интеллектуальной собствен-ности»//Национальный правовой интернет-портал. [Электронный ресурс]. URL: https://pra-vo.by/ (дата обращения 10.04.2023).

11. Объем параллельного импорта превысил 20 млрд долларов. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5733787 (дата обращения 10.04.2023).

12. Как легализация параллельного импорта в РФ повлияла на Беларусь. [Электронный ресурс]. URL: https://belrus.ru/info/kak-legalizaciya-parallelnogo-importa-v-rf-povliyala-na-belarus/ (дата обращения 10.04.2023).

13. Евразийская кольцевая развязка: торговые потоки в Россию через Кавказ и Центральную Азию. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.ebrd.com/publications/working-papers/ the-eurasian-roundabout/. (дата обращения 10.04.2023).

14. Казахстан прекращает параллельный импорт в Россию с 1 апреля 2023 года. [Электронный ресурс]. https://dzen.ru/a/ZCB4wu2DMGJOiYcU. (дата обращения 10.04.2023).

15. Договор о функционировании Европейского союза от 25 марта 1957 г., в редакции Лиссабонского договора 2007 г.) (2016/С/202/01). Право Европейского Союза. URL.https://eulaw. ru/treaties/lisbon/.(дата обращения 10.04.2023).

16. Решение Суда Европейского союза по делам С-367/89 Aime Richardt, пункт 22, С-72/83 Campus Oil Limited, пункт 51). Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».

17. Решение Суда Европейского союза по делам С-153/78 Comissionv. Germany, пункт 5, 35/76 Simmenthal SpA v. Ministero delle Finanze Italiano, пункт 10, С-72/83 Campus Oil Limited, пункт 32, С-367/89 Aime Richardt, пункт 19. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

18. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. (Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017) // Официальный сайт Евразийского экономического союза. 12.04.2017. URL: http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017. (дата обращения 30.01.2023).

19. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации URL: http://www. economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/ mer/about/structure/depsng/agreement-eurasian-economic-union.: (дата обращения 30.01.2023).

20. Приказ ФТС России от 27.07.2022 № 588 «О решении коллегии ФТС России от 29.06.2022 «О задачах таможенных органов в условиях напряженной геополитической обстановки и международных санкций, связанных с недружественными действиями иностранных государств». Электронный документооборот с ФТС России. Программа «Руководитель» (дата обращения 31.01.2023).

ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION OF PARALLEL IMPORTS UNDER SANCTIONS

Gumenyuk V.P.

Novorossiysk Customs

The article discusses the main development trends and the specifics of the administrative and legal regulation of parallel imports in the context of modern sanctions challenges. A separate aspect is the analysis of the regulatory framework for the implementation of customs regulation in the member states of the Eurasian Economic Union (hereinafter referred to as the EAEU). Attention is drawn to the relevance of the problem in connection with the events of 2022. The author analyzes the problem of legalizing the transit of parallel imports of the Russian Federation in the conditions of a single transport space of the Eurasian Economic Union. An attempt is made to resolve the problem associated with the situation that has arisen, one of the author's proposals is that the further effective development and functioning of the Eurasian Economic Union is possible only if the law enforcement authorities of all Member States have a uniform understanding and interpretation of the Union's law

Keywords: administrative and legal regulation, parallel imports, customs authorities, administrative responsibility, sanctions policy.

5 -a

C3 ж

<

References

1. Alekseev S.S. General theory of law. Textbook. M., 2009. S. 267.

2. The Civil Code of the Russian Federation (part four) dated December 18, 2006 No. 230-FZ (as amended on December 5, 2022) [Electronic resource]. Access from ATP "Consultant Plus".

3. Decree of the Plenum of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation 17.02.2011 No. 11 "On some issues of application of the Special Part of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation" [Electronic resource]. Access from the ATP "Card Index of Arbitration Cases".

4. Decree of the Government of the Russian Federation dated 05.03.2022 No. 430-R "On Approval of the List of Foreign States and Territories Committing Unfriendly Actions against the Russian Federation, Russian Legal Entities and Individuals" // Collected Legislation of the Russian Federation. 03/14/2022. No. 11. Art. 1748.

5. Federal Law No. 46-FZ of 08.03.2022 "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" [Electronic resource]. Access from ATP "Consultant Plus".

6. Federal Law of June 28, 2022 No. 213-FZ "On Amending Article 18 of the Federal Law "On Amending Certain Legislative Acts of the Russian Federation"//Collected Legislation of the Russian Federation. 2022. No. 11, art. 1596; No. 13 Art. 1960; No. 16 Art. 2594.

7. Decree of the Government of the Russian Federation dated March 29, 2022 No. 506 "On goods (groups of goods) in respect of which certain provisions of the Civil Code of the Russian Federation on the protection of exclusive rights to the results of intellectual activity expressed in such goods and means of individualization cannot be applied, with which such goods are marked" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 04/04/2022 No. 14.st. 2286.

8. Treaty on the Eurasian Economic Union (Signed in Astana on May 29, 2014) // Official website of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation URL: http://www.econ-omy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/ about/struc-ture/depsng/agreement-eurasian-economic-union.: (Accessed 04/01/2023).

9. Chebotareva A.A. The main directions of legal support of a single protected digital transport space//Proceedings of the International Scientific and Practical Conference. Edited by Chebo-tareva A.A., KoryakinA V.E., Chebotareva V.E. 2019. P. 77-82.

10. Law of the Republic of Belarus dated 03.01.2023 No. 241-3 "On the limitation of exclusive rights to intellectual property ob-

jects"//National Legal Internet Portal. [Electronic resource]. URL: https://pravo.by/ (accessed 10.04.2023).

11. The volume of parallel imports exceeded $20 billion. [Electronic resource]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5733787 (accessed 04/10/2023).

12. How the legalization of parallel imports in the Russian Federation affected Belarus. [Electronic resource]. URL: https://belrus. ru/info/kak-legalizaciya-parallelnogo-importa-v-rf-povliyala-na-belarus/ (accessed 10.04.2023).

13. Eurasian roundabout: trade flows to Russia through the Caucasus and Central Asia. [Electronic resource]. URL: https:// www.ebrd.com/publications/working-papers/the-eurasian-roundabout/. (accessed 10.04.2023).

14. Kazakhstan stops parallel imports to Russia from April 1, 2023. [Electronic resource]. https://dzen.ru/a/ZCB4wu2DMGJOiYcU. (accessed 10.04.2023).

15. Treaty on the Functioning of the European Union of March 25, 1957, as amended by the Treaty of Lisbon 2007) (2016/C/202/01). Law of the European Union. URL.https://eu-law.ru/treaties/lisbon/. (Accessed 10.04.2023).

16. Judgment of the Court of Justice of the European Union in cases C-367/89 Aime Richardt, paragraph 22, C-72/83 Campus Oil Limited, paragraph 51). Access from ATP "ConsultantPlus".

17. Judgment of the Court of Justice of the European Union in cases C-153/78 Comissionv. Germany, § 5, 35/76 Simmenthal SpA v. Ministero delle Finanze Italiano, paragraph 10, C-72/83 Campus Oil Limited, paragraph 32, C-367/89 Aime Richardt, paragraph 19. Accessed from ConsultantPlus ATP.

18. Customs Code of the Eurasian Economic Union. (Appendix No. 1 to the Treaty on the Customs Code of the Eurasian Economic Union dated April 11, 2017) // Official website of the Eurasian Economic Union. 04/12/2017. URL: http://www.eaeunion.org/, 04/12/2017. (accessed 30.01.2023).

19. Treaty on the Eurasian Economic Union (Signed in Astana on May 29, 2014) // Official website of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation URL: http://www.econ-omy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/ about/struc-ture/depsng/agreement-eurasian-economic-union.: (Accessed 01/30/2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Order of the Federal Customs Service of Russia dated July 27, 2022 No. 588 "On the decision of the board of the Federal Customs Service of Russia dated June 29, 2022 "On the tasks of customs authorities in a tense geopolitical situation and international sanctions related to unfriendly actions of foreign states". Electronic document management with the Federal Customs Service of Russia. Program «Head» (date of access 31.01.2023).

OJ

(a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.