Торгово-экономическое сотрудничество стран ЕАЭС
Булгадарян Астхик Галустовна
старший преподаватель кафедры экономической теории и международных экономических отношений, Ростовский филиал Российской таможенной академии, [email protected]
Которабай Дарья Романовна
студент, Ростовский филиал Российской таможенной академии
Карданова Дарина Артуровна
студент, Ростовский филиал Российской таможенной академии
В статье представлено описание особенностей и тенденций торгово-экономического сотрудничества стран-членов Евразийского экономического союза. Показано, что данный союз основан на долгосрочной экономической стратегии, направленной на то, чтобы помочь государствам-членам Евразийского экономического союза максимально использовать внутрирегиональные экономические связи, модернизировать национальные экономики и создать условия, способствующие повышению их глобальной конкурентоспособности. В статье рассматривается интеграционная инфраструктура, обеспечивающая взаимное экономическое сотрудничество. На основе статистических данных обосновано, что динамика экспорта и импорта является нестабильной, что говорит о необходимости усиления интеграционных тенденций, меры должны быть направлены на следующие приоритетные области: развитие взаимной торговли; развитие взаимных инвестиций; развитие экономической миграции; унификация и устранение нетарифных барьеров; повышение инновационности и развитие высокотехнологичных видов экономической деятельности.
Ключевые слова: интеграционная инфраструктура, импорт, экспорт, внешнеторговый оборот, инновационное развитие, товарная структура
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — одна из самых молодых организаций на экономической карте мира, формально начал свою работу 1 января 2015 года. Довольно быстро были введены дополнительные правила и положения, касающиеся сотрудничества и свобод, характерных для общего рынка. В настоящее время кажется, что темпы интеграции замедлились, что, однако, не означает, что этот проект не развивается. В настоящее время ЕАЭС объединяет всего пять стран (Россия, Казахстан, Беларусь, Киргизия, Армения), но сильно подчеркивается стремление расширить эту организацию за счет включения в нее других стран. Евразийский экономический союз (ЕАЭС) создан для модернизации, координации и повышения конкурентоспособности экономик государств-членов, для повышения инновационности и сотрудничества между национальными экономиками, а также для поддержки устойчивого развития в целях повышения уровня жизни народов государств-членов. Он действует как таможенный союз с 2011 года, а как экономический союз с 2015 года. Помимо геополитических целей, он основан на четком долгосрочном экономическом плане, чтобы помочь его государствам-членам максимально использовать внутрирегиональные экономические связи, модернизировать национальные экономики и создать условия, способствующие повышению их глобальной конкурентоспособности. ЕАЭС также был усилен дополнительной интеграционной инфраструктурой [2].
На территории этого интеграционного объединения происходит свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Преимуществом ЕАЭС, безусловно, является географическая зона, поскольку он расположен между двумя экономическими блоками - Европой и Восточной Азией. Он также может в некоторой степени устранить китайское влияние, которое в некоторых случаях использовало сферу для связи с европейским рынком. Все остальные государства-члены меньше и беднее, и, в основном, сильно зависят от российской торговли и поставок сырья, а также от рабочих мест.
Основные декларируемые цели ЕАЭС: обеспечение свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, развитие экономики всех государств-членов, что связано с обеспечением более высокого уровня жизни местного населения; общей интенсификации сотрудничества, углублением интеграции и повышением конкурентоспособности экономик на мировом рынке. Чтобы эффективно функционировать, организация должна иметь институциональную структуру, в которой различные институты имеют распределенные полномочия, необходимые для управления группировкой. ЕАЭС не исключение. Высший институт, который имеет много полномочий в ЕАЭС и, таким образом, принимает решение по ряду важных вопросов - это Высший Евразийский экономический совет. Этот Совет состоит из глав государств - президента Армении, президента Беларуси, президента Казахстана, президента Кыргызстана и президента Российской Федерации. Встреча представителей проводится не реже одного раза в год, но также возможно созвать внеочередное заседание, необходимое для решения неотложных вопросов, и проводится по предложению государства-члена или председателя Высшего экономического совета [4, 7].
Совет является органом, который принимает различные меры в отношении реализации целей организации, стратегии,
X X
о
го А с.
X
го т
о
2 О
м «
< СП
0
1 I
дальнейшего направления евразиискои интеграции, принимает решения о бюджете организации и т. д. Аналогичным органом является Евразийский межправительственный экономический совет, в состав которого входят главы правительств государств. К его основным функциям относится, в частности, надзор за соблюдением обязательств, содержащихся в учредительных договорах. Другим важным и постоянно действующим органом является Евразийская экономическая комиссия, которая базируется в Москве и состоит из Коллегии Комиссии и Совета Комиссии (Евразийская экономическая комиссия). Не менее важным органом организации является Суд Евразийского экономического союза, он начал действовать параллельно с созданием ЕАЭС, т.е. с 1 января 2015 года (Суд Евразийского экономического союза). В его основные функции входит надзор за государствами-членами с целью предотвращения нарушений с их стороны, контроль за соблюдением международных соглашений между государствами-членами, а также между ЕАЭС и третьими странами [7].
Финансовые механизмы евразийской интеграции реализуются в рамках Евразийского банка развития (ЕАБР) и Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФРР). Текущий инвестиционный портфель составляет около 2,2 млрд долларов США, в общей сложности инвестировано около 4,85 млрд долларов США за 10 лет, при этом приоритет отдается проектам, способствующим взаимной торговле и инвестициям. ЕФРР является ключевым органом в региональном кризисном управлении и финансовой стабилизации, он выступает прежде всего в качестве кредитора и также специализируется на льготных кредитах для финансирования инфраструктурных проектов.
Роль России в сообществе очевидна - для государств-членов она является гарантом безопасности, долгосрочным союзником и крупнейшим торговым партнером, без которого экономикам отдельных государств-членов сложно было бы функционировать. Меры, которые касаются регулирования внешнеэкономической деятельности, определяются Таможенным кодексом ЕАЭС и иными нормативными актами. Таможенная оценка товаров соответствует руководящим принципам ГАТТ (Соглашение о тарифах и торговле) и ВТО. Рынок Евразийского экономического союза объединяет 182 миллиона потребителей, а общий валовой ВВП составляет около 2 триллионов долларов США. Крупнейшие экономики - Россия и Казахстан. Успех евразийской интеграции зависит от успешного развития взаимной торговли, взаимных инвестиций и экономической миграции. Конечная цель в долгосрочной перспективе (до 2025 г.) состоит в том, как усилить интеграцию в рамках единого рынка. Важнейшим вопросом программы ЕАЭС является унификация и устранение нетарифных барьеров (НТБ) во взаимной торговле товарами и услугами. Нетарифные барьеры являются существенным бременем для взаимных потоков товаров и услуг между странами ЕАЭС, снижая общую эффективность общего рынка. НТБ можно разделить на две группы [9]:
1. Санитарные и фитосанитарные меры, технические барьеры в торговле, квоты, запреты и меры количественного контроля.
2. Меры контроля над ценами и меры, влияющие на конкуренцию (импортеры, маркетинговые и закупочные ограничения, субсидии).
Эти барьеры препятствуют движению товаров. Большинство товаров, ввозимых в ЕАЭС, облагаются ввозными пошлинами, которые исчисляются, в основном, процентом от таможенной стоимости товара. Для некоторых товаров таможенные пошлины рассчитываются по объему, весу или количеству. В среднем тарифная нагрузка на импортируемые товары составляет около 8,3%, при этом средний тарифный диапазон составляет от 0% до 10% [1].
При таможенном оформлении таможенная служба стран-членов ЕАЭС требует следующие документы:
• накладная и счет-фактура;
• таможенная декларация;
• коммерческий договор;
• сертификаты - подтверждают требования стандартов на импорт товаров и услуг, в РФ они выдаются Госстандартом;
• другие сертификаты - гигиенический сертификат, сертификат безопасности и другие.
Поставленные для ЕАЭС интеграционные задачи реализуются в разной степени: отложен ряд исключений в сфере тарифной политики, единой промышленной политики, построения общего рынка нефти и природного газа, а также создания общего рынка услуг. Тем не менее, по сравнению с предыдущими организациями или проектами на постсоветском пространстве (преимущественно в рамках Содружества Независимых Государств), экономическая интеграция в рамках ЕАЭС протекает достаточно эффективно. Пока экономический потенциал и «собственное состояние» ЕАЭС весьма скромны. Россия, безусловно, занимает доминирующее положение, но ее экономика в настоящее время переживает регресс, она является экономическим центром союза (рис.1).
Рисунок 1. Динамика индексов физического объема валового внутреннего продукта [1]
Казахстан является страной, которая построила свой успех на горнодобывающей промышленности, в основном на сырой нефти и природном газе. Экономическое развитие Казахстана отличается от любой другой страны Центральной Азии. В отличие от других стран региона, богатых природными ресурсами, Казахстану удалось использовать свой экономический потенциал таким образом, что, принося ощутимые выгоды сейчас, он также создает перспективы для дальнейшего долгосрочного экономического роста. Своим положением регионального лидера перемен Казахстан обязан последовательной политике реформ последнего десятилетия, чему во многом способствовала стабильная внутренняя и международная ситуация в стране и ее политическая система. Наиболее ценным экспортным продуктом Казахстана является сырая нефть, а также газ, медь, нефтяные газы, ферросплавы, радиоактивные элементы и очищенные нефтяные масла.
Беларусь в последнее время показывает высокие результаты экономической деятельности. Основными экспортными товарами Беларуси являются калийные и азотные удобрения, нефтепродукты, стальной прокат, металлокорд, грузовые автомобили, тракторы, химические волокна и пряжа, шины, мебель, холодильники и морозильники, изделия из дерева, одежда, обувь, молочные продукты и др. мясные продукты, сахар. Основу экономики составляют гиганты машиностроения, химические предприятия, инновационные ИТ-компании и производители одежды, обуви и продуктов питания. Сельское хозяйство Беларуси специализируется на животноводстве (молоко и мясные продукты), выращивании льна, картофеля, круп и овощей, сахарной свеклы и кормовых культур. С момента обретения независимости упор был сделан на производство
зерна, что позволило Беларуси стать самодостаточной и снизить зависимость от импорта дорогого зерна [8].
Кыргызстан - бедная страна, с высоким уровнем безработицы. Экономика остается сильно зависимой от денежных переводов из России, а доходы от экспорта золота составляют от 8 до 10% ВВП. Торговля и инвестиции с Россией и Китаем остаются важными составляющими экономики. Прогресс в борьбе с коррупцией, повышение прозрачности лицензирования бизнеса и налогообложения, решение вопросов энергетики, привлечение дополнительной иностранной помощи и стимулирование новых источников частных инвестиций являются ключевыми факторами устойчивого роста в будущем. Сельскохозяйственный сектор обеспечивает наибольшее количество рабочих мест в Кыргызской Республике и составляет около 20% ВВП, однако он неорганизован и недостаточно капитализирован.
Армения - в стране много социально-экономических проблем, таких как высокая безработица, что вызывает массовую экономическую эмиграцию. Еще одной проблемой является коррупция или захват важных секторов бизнеса группами местных олигархов. Закрытые границы с Азербайджаном и Турцией также являются серьезной проблемой, усугубляющей изоляцию и проблемы страны. С другой стороны, сектор информационных технологий (ИТ) и телекоммуникаций является одним из самых быстрорастущих в Армении. Правительство признало ИТ в качестве приоритета и поддерживает его через различные институты, в том числе Гюмрийский технологический центр и Фонд развития Армении. В настоящее время в Армении действует более 300 ИТ-компаний и телекоммуникационных компаний. ИТ-индустрия фокусируется на решениях, связанных с промышленностью, разработкой электроники и производством полупроводников. Сектор специализируется на аутсорсинге и характеризуется огромными инвестициями в исследования и разработки. Еще одним сектором, заслуживающим внимания, является фармацевтическая промышленность, которая также имеет решающее значение для Армении. Благодаря традиции производства высококачественной химической продукции фармацевтическая промышленность Армении за последнее десятилетие стала одной из самых динамично развивающихся отраслей экономики. Как один из наиболее развитых секторов в стране и второй по объему экспорта, пищевая промышленность играет важную роль в экономике.
В настоящее время Евразийский экономический союз не может на высоком уровне конкурировать с экономическими державами. Он является мировым лидером по производству природного газа и сжиженного газа, занимает высокие позиции в производстве электроэнергии, искусственных удобрений, выращивании сахарной свеклы и хлопка. Однако макроэкономические показатели, такие как ВВП с учетом покупательной способности, показывают, что ЕАЭС сильно отстает от Европейского Союза, Китая или США [6, 10].
£0 000 70 000 60 000 50 000 40 ООО 30 000 20 ООО 10 000 О
lll.ll.ll, I I I I ||,1
I
■ ЕАЭС 61183 45 616 42 960 54 712 60 262 61633 55 054 73 090
■ Армения 324 255 394 571 689 763 710 333
■ Беларусь 16179 11008 11385 13 651 13 932 14570 14 009 17442
■Казахстан 7155 5120 3930 5 263 5047 5 406 5672 7514
■Кыргызстан 410 447 541 641 642 555 791
■ Россия 36 5ЕЗ 28 821 26 804 34 636 38 553 35 247 34109 45159
ЕАЭС ■ Армения ■ Беларусь ■Казахстан ■ Кыргызстан ■ Россия
На внешнеторговый оборот повлияло снижение цен на сырье (нефть и газ). Этому неблагоприятному развитию внешней торговли способствовали и экономические санкции. В 2021 году внешнеторговый оборот и экспорт увеличились по сравнению с 2020 годом. Значительная часть этого развития обусловлена улучшением общей макроэкономической ситуации. Динамика экспорта стран-членов ЕАЭС представлена на рисунке 2.
Как мы видим, динамика экспорта нестабильна, переживает периоды снижения и подъемы. Основная доля экспорта государств-членов (85,7%) приходится на промежуточные товары, из которых на энергоносители приходится 59,5% от общего объема экспорта, а на другие промежуточные товары приходится 26,2%. Товарная структура экспорта государств-членов ЕАЭС в третьи страны: 1. полезные ископаемые; 2. металлы и изделия из них; 3. продукция химической промышленности. Около 80% этих товаров реализуется на внешнем рынке Российской Федерацией. Наибольшую долю в импорте занимают: 1. машины, оборудование и транспортные средства; 2. продукция химической промышленности; 3. продукты питания и сельскохозяйственное сырье. Около 80% заказа объем этих товаров за пределами Союза обеспечивает Российская Федерация [1]. Основная доля экспорта государств-членов (85,7%) приходится на промежуточные товары, из которых на энергоносители приходится 59,5% от общего объема экспорта, а на другие промежуточные товары приходится 26,2% [1].
В импорте государств-членов также преобладают промежуточные продукты (41,8% от общего объема импорта) и товары народного потребления (32,5%). Доля основных средств составляет 22,2%. Импорт внутри ЕАЭС ориентирован в основном на сотрудничество со странами АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество) - 42,3% от общего объема импорта товаров (рис.3).
1 . 1 . 1. .
-1 ■■ ■ -1 ■■ ■— I ■■ ■ -1 11 ■
2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
■ ЕАЭС 61131 45 654 42427 53 813 59 732 61852 54144 71803
■Армения 1119 989 1063 1314 1440 1 698 1703 2077
■Беларусь 22 296 17 208 15 381 19 716 22 761 22 206 16 649 23 886
■Казахстан 14 965 11 212 9 864 12 518 14097 15 297 14709 18 773
■Кыргызстан 2 64-7 2055 1625 1864 2151 2101 13Б5 2 635
■ Россия 20104 14181 14494 18401 19 273 20550 19198 24432
ЕАЭС ■ Армения ■ Беларусь ■ Казахстан ■ Кыргызстан ■ Россия
Рисунок 3. Динамика взаимного импорта стран ЕАЭС[1]
Рисунок 2. Динамика взаимного экспорта стран ЕАЭС [1]
Рисунок 4. Уровень различий в степени экономической свободы в крупнейших интеграционных объединениях [1]
Несмотря на то, что инвестиционный климат находится под давлением неблагоприятных макроэкономических событий, Российская Федерация и другие члены ЕАЭС продолжает укреплять свои позиции. Улучшения коснулись, в частности,
I I
О 00 А п.
fO CS
о
CS
in
О Ш
m
X
получения разрешении на строительство, доступа к электросетям, регистрации активов, обеспечения исполнения контрактов и защиты миноритарных инвесторов, внешняя торговля также стала проще [5]. Так, уровень различии в степени экономической свободы в крупнейших интеграционных объединениях в ЕАЭС существенно ниже, чем в других интеграционных группировках (рис.4).
В то же время следует отметить, что необходимы дальнейшие меры по развитию экономического сотрудничества. Внешняя политика характеризуется своей нестабильностью, так как в последние годы наблюдается постоянная эскалация отношений с Западом, что отражается на внешнеэкономической политике стран-членов [3]. В целях повышения технологической конкурентоспособности правительства стран-членов ЕАЭС разрабатывают множество мер, которые предусматривают развитие образования, науки, технологий, инновационной экономики, информационных и передовых технологий. Меры должны быть направлены на следующие приоритетные области: развитие взаимной торговли; развитие взаимных инвестиций; развитие экономической миграции; унификация и устранение нетарифных барьеров; повышение инновационности и развитие высокотехнологичных видов экономической деятельности. Что касается будущего направления ЕАЭС, то относительно своевременной фазой, к которой организация должна достичь в ближайшее время, является валютный союз, подразумевающий принятие единой валюты. Однако, хотя принятие единой валюты в связи с ЕАЭС часто обсуждается, ЕАЭС еще не достиг степени унификации и интеграции для принятия единой валюты, и до сих пор не было предпринято никаких конкретных шагов, которые указывали бы на ориентацию в этом направлении.
Литература
1. Внешняя и взаимная торговля товарами Евразийского экономического союза. ЕЭК. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_ stat/tradestat
2. Грозовская Е.В. Особенности ВЭД в современных условиях // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. №8. С. 92-95. doi: 10.24412/2411-0450-2022-8-92-95
3. Дадабаева З.А. Факторы возможного присоединения к ЕАЭС Таджикистана и Узбекистана // Геоэкономика энергетики. 2021. №1. С.100-113.
4. Мобио Денис Жан Филипп Акун Перспективы экономического взаимодействия ЕАЭС и ЭКОВАС // Российский внешнеэкономический вестник. 2021. №12. С. 60-68. doi: 10.24412/2072-8042-2021 -12-60-68
5. Петракова Н.Г., Кузьменко В.М. Перспективы развития экономического сотрудничества на постсоветском пространстве в рамках ЕВРАЗЭС // Московский экономический журнал. 2022. №12. С.163-170.
6. Последствия пандемии для развития стран ЕАЭС: опыт антикризисных мер, уроки для перспектив интеграции. М.: Всерос. акад. внеш. торговли, 2020. 91 с.
7. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.12.2020 г. № 12 «О Стратегических направлениях
развития евразийской экономической интеграции до 2025 года».
8. Румянцев В.А., Гончарик Н.В. О роли ЕАЭС для Республики Беларусь в условиях применения недружественными странами санкционной политики // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2023. №6-1. С.454-456.
9. Толикова Е.Э., Чернявская Е.В. Использование методик выявления барьеров торгово-экономического сотрудничества в рамках таможенного администрирования // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. №4-2. С. 198-202. doi: 10.24412/2411 -0450-2021 -4-2-198-202
10. Хейфец Б.А. Евразийский экономический союз - время для модернизации // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - М., 2019. - Т. 12, № 2. - С. 29-50.
Trade and economic cooperation of the EAEU countries Bulgadarian A.G., Kotorobay D.R., Kardanova D.A.
Rostov branch of the Russian Customs Academy
JEL classification: H87, F02, F15, F29, F40, F42, F49_
The article presents a description of the features and trends of trade and economic cooperation between the member countries of the Eurasian Economic Union. It is shown that this union is based on a long-term economic strategy aimed at helping the member states of the Eurasian Economic Union make the most of intra-regional economic ties, modernize national economies and create conditions conducive to increasing their global competitiveness. The article deals with the integration infrastructure that ensures mutual economic cooperation. Based on statistical data, it is substantiated that the dynamics of exports and imports is unstable, which indicates the need to strengthen integration trends, measures should be aimed at the following priority areas: development of mutual trade; development of mutual investments; development of economic migration; unification and elimination of non-tariff barriers; increase of innovativeness and development of high-tech types of economic activity. Keywords: integration infrastructure, import, export, foreign trade turnover, innovative
development, commodity structure References
1. External and mutual trade in goods of the Eurasian Economic Union. EEC. URL:
http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat
2. Grozovskaya E.V. Features of foreign economic activity in modern conditions //
Economics and business: theory and practice. 2022. No. 8. pp. 92-95. doi: 10.24412/2411-0450-2022-8-92-95
3. Dadabaeva Z.A. Factors of possible accession to the EAEU of Tajikistan and
Uzbekistan // Geoeconomics of Energy. 2021. №1. pp.100-113.
4. Mobio Denis Jean Philip Akun Prospects for economic cooperation between the
EAEU and ECOWAS // Russian Foreign Economic Bulletin. 2021. No. 12. pp. 6068. doi: 10.24412/2072-8042-2021-12-60-68
5. Petrakova N.G., Kuzmenko V.M. Prospects for the development of economic
cooperation in the post-Soviet space within the framework of the EURASEC // Moscow Economic Journal. 2022. No. 12. pp.163-170.
6. The consequences of the pandemic for the development of the EAEU countries: the
experience of anti-crisis measures, lessons for the prospects for integration. M.: Vseros. acad. ext. trade, 2020. 91 p.
7. Decision of the Supreme Eurasian Economic Council dated December 11, 2020 No.
12 "On the Strategic Directions for the Development of Eurasian Economic Integration until 2025".
8. Rumyantsev V.A., Goncharik N.V. On the role of the EAEU for the Republic of
Belarus in the context of the application of sanctions policy by unfriendly countries // Greater Eurasia: development, security, cooperation. 2023. No. 6-1. pp.454456.
9. Tolikova E.E., Chernyavskaya E.V. The use of methods for identifying barriers to
trade and economic cooperation in the framework of customs administration // Economics and business: theory and practice. 2021. No. 4-2. pp. 198-202. doi: 10.24412/2411-0450-2021-4-2-198-202
10. Kheifets B.A. Eurasian Economic Union - time for modernization // Outlines of global transformations: politics, economics, law. - M., 2019. - T. 12, No. 2. - S. 29-50.
<
m о x
X