Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМА ЕДИНОГО ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА'

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМА ЕДИНОГО ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
346
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ЕДИНОЕ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / МЕХАНИЗМ ЕДИНОГО ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефимов Александр Витальевич

Статья посвящена анализу особенностей единого таможенно-тарифного регулирования Евразийского экономического союза в современных условиях. Установлено, что механизмы государственного регулирования целесообразно рассматривать в качестве систем организации взаимодействия субъектов и объектов, определено место механизма таможенно-тарифного регулирования в системе механизмов государственного регулирования экономики. Особое внимание уделено изучению современных условий развития таможенно-тарифного регулирования и процедуры направления предложений о мерах таможенно-тарифного регулирования государствами - членами Евразийского экономического союза в Евразийскую экономическую комиссию. Определена сущность механизма единого таможенно-тарифного регулирования Евразийского экономического союза, предложена его структура. В результате сопоставительного анализа предложенной структуры механизма с условиями и перспективами развития евразийской экономической интеграции обоснованы направления развития механизма единого таможенно-тарифного регулирования Евразийского экономического союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE MECHANISM OF THE UNIFIED CUSTOMS AND TARIFF REGULATION OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

The article discusses the features of the unified customs and tariff regulation of the Eurasian Economic Union in modern conditions. The author has established that it is advisable to consider the mechanisms of state regulation as systems for organizing the interaction of subjects and objects, and the place of the proposed mechanism among other existing mechanisms of state regulation has been determined. Within the framework of the study, special attention is paid to the current conditions of the development of customs and tariff regulation, the procedure for sending proposals on measures of customs and tariff regulation by the member states of the Eurasian Economic Union to the Eurasian Economic Commission, as well as the essence and structure of the mechanism of the unified customs and tariff regulation of the Eurasian Economic Union. The author presents promising directions for further research of the proposed mechanism.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМА ЕДИНОГО ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА»

первые шаги в науке first steps in science

УДК 339.543

DOI 10.54048/20727240_2022_03_110

направления развития механизма единого таможенно-тарифного регулирования евразийского экономического союза

А. В. Ефимов1

1 Российская таможенная академия, Люберцы, Московская область, Российская Федерация

Аннотация. Статья посвящена анализу особенностей единого таможенно-тарифного регулирования Евразийского экономического союза в современных условиях. Установлено, что механизмы государственного регулирования целесообразно рассматривать в качестве систем организации взаимодействия субъектов и объектов, определено место механизма таможенно-тарифного регулирования в системе механизмов государственного регулирования экономики. Особое внимание уделено изучению современных условий развития таможенно-тарифного регулирования и процедуры направления предложений о мерах таможенно-тарифного регулирования государствами - членами Евразийского экономического союза в Евразийскую экономическую комиссию. Определена сущность механизма единого таможенно-тарифного регулирования Евразийского экономического союза, предложена его структура. В результате сопоставительного анализа предложенной структуры механизма с условиями и перспективами развития евразийской экономической интеграции обоснованы направления развития механизма единого таможенно-тарифного регулирования Евразийского экономического союза.

Ключевые слова: международная экономическая интеграция, евразийская экономическая интеграция, Евразийский экономический союз, единое таможенно-тарифное регулирование, механизм государственного регулирования, механизм единого таможенно-тарифного регулирования.

directions of development of the mechanism of the unified customs and tariff regulation of the Eurasian economic union

A. v. Efimov1

1 Russian Customs Academy, Lyubertsy, Moscow region, Russian Federation

Abstract. The article discusses the features of the unified customs and tariff regulation of the Eurasian Economic Union in modern conditions. The author has established that it is advisable to consider the mechanisms of state regulation as systems for organizing the interaction of subjects and objects, and the place of the proposed mechanism among other existing mechanisms of state regulation has been determined. Within the framework of the study, special attention is paid to the current conditions of the development of customs and tariff regulation, the procedure for sending proposals on measures of customs and tariff regulation by the member states of the Eurasian

© Ефимов А.В., 2022

Economic Union to the Eurasian Economic Commission, as well as the essence and structure of the mechanism of the unified customs and tariff regulation of the Eurasian Economic Union. The author presents promising directions for further research of the proposed mechanism.

Keywords: International economic integration, Eurasian economic integration, Eurasian Economic Union, unified customs and tariff regulation, mechanism of state regulation, mechanism of unified customs and tariff regulation.

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап развития мировой экономики характеризуется высоким уровнем интернационализации хозяйственной жизни. Стремительный рост объемов международной торговли в последние десятилетия во многом связан со снижением уровня тарифной защиты государств, в том числе объединившихся в различные интеграционные группировки. В связи с этим очевидна важность международной экономической интеграции, которая обеспечивает взаимопроникновение национальных экономик и значительно снижает вероятность возникновения политических конфликтов внутри интеграционного объединения [1, с. 29], способствует «формированию единого экономического, правового, информационного пространства для свободной и эффективной предпринимательской деятельности всех субъектов хозяйствования» [2, с. 6], а также повышает эффективность использования ресурсов на «региональной основе» [3, с. 2].

На сегодняшний день евразийская экономическая интеграция достигла высокого уровня развития. Современное понимание концепции Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который является наиболее развитым интеграционным объединением на постсоветском пространстве, предполагает не только устранение различных барьеров на пути движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, но и проведение единой экономической политики, применение гуманистических ценностей, политического доверия, разработку геополитического центра силы, противоположного имеющимся в современном мире и основанного на глубоком развитии хозяйственных связей субъектов государств - членов ЕАЭС, а также на создании объединенных производственных циклов.

В современных условиях особую роль в обеспечении развития ЕАЭС приобретает таможенно-тарифное регулирование (ТТР), выступающее важнейшим методом государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Анализ «Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года», утвержденных Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11.12.2020 № 12, позволяет сделать вывод, что в ближайшие годы одним из важнейших среди них станет реализация внешнеторгового потенциала государств - членов ЕАЭС с применением эффективной системы ТТР. Существующая система ТТР ЕАЭС обеспечивает реализацию протекционистской, регулирующей и стимулирующей функций через разработку и применение соответствующих мер. Дальнейшее поступательное развитие данной системы

невозможно представить без ликвидации барьеров, изъятий и ограничений, а также без совершенствования процесса таможенного регулирования в целом.

Эффективное воздействие на товарные потоки в интересах долгосрочного социально-экономического развития государств - членов ЕАЭС, обусловленное, прежде всего, стремлением к увеличению производственных мощностей, послужило основой предлагаемого автором механизма единого ТТР ЕАЭС.

современные условия развития таможенно-тарифного регулирования евразийского экономического союза

Анализ подходов к исследованию механизмов государственного регулирования позволил определить место механизма единого ТТР ЕАЭС в системе механизмов государственного регулирования экономики. Различные механизмы государственного регулирования целесообразно рассматривать в качестве систем организации взаимодействия субъектов и объектов определенного процесса, основанных:

1) на выборе приоритетных направлений внешнеэкономической политики и формировании международного авторитета государства (механизм продвижения и защиты внешнеэкономических интересов государства);

2) на разработке комплекса мер, применяемых для социально-экономического развития общества (механизм государственного регулирования национальной экономики);

3) на применении специальных методов регулирования ВЭД экономического и административного характера, способствующих социально-экономическому развитию общества (механизм государственного регулирования ВЭД);

4) на установлении порядка и правил регулирования таможенного дела (механизм таможенного регулирования ВЭД);

5) на применении таможенных пошлин в целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты отечественных производителей и стимулирования структурных изменений в экономике (механизм ТТР ВЭД).

Следует отметить, что ТТР ВЭД развивается с учетом влияния наднационального регулирования ЕАЭС, в результате чего формируется механизм единого ТТР ЕАЭС, основанный на слиянии существующих национальных сегментов механизма, прежде всего, за счет максимального устранения барьеров, изъятий и ограничений в условиях необходимости проведения единой экономической политики, разрабатываемой органами управления на наднациональном уровне. В результате проведенного автором анализа нормативных правовых актов, актуальных информационно-аналитических материалов, а также научных трудов по вопросам развития евразийской экономической интеграции определены причины, обусловливающие важность исследования механизма единого ТТР ЕАЭС:

1) ТТР как один из ключевых методов государственного регулирования ВЭД стимулирует структурные изменения в экономике и играет важнейшую роль в обеспечении долгосрочного социально-экономического развития государств, в том числе находящихся в составе интеграционных объединений;

2) ТТР через соответствующий механизм (т. е. определенную систему организации взаимодействия субъектов и объектов) взаимосвязан и согласовывается с иными механизмами государственного регулирования (начиная с механизма таможенного регулирования и заканчивая механизмом продвижения и защиты внешнеэкономических интересов государства);

3) ТТР в настоящий момент является не единым, а скоординированным (согласованным), что определяет необходимость разработки рекомендаций в части сближения таможенно-тарифной политики государств - членов ЕАЭС;

4) на современном этапе в научных кругах отсутствует единство мнений по вопросам сущности и структуры механизма единого ТТР ЕАЭС, в связи с чем возникла проблема разработки актуальных методологических подходов к развитию механизма.

Как показывают результаты проведенного исследования, на развитие механизма единого ТТР ЕАЭС оказывают влияние как внешние, так и внутренние детерминанты (рис. 1).

ВНЕШНИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ

! 3. Наличие богатого международного опыта интеграционных группировок ¡4. Требования международных организаций

! 7. Мировой спрос на сырьевой экспорт

110. Преобладание внешней торговли ЕАЭС над внутренней

12. Пандемия коронавирусной инфекции СОШ-19

13. Санкционные, информационные

и экономические войны

14. Инвестиционная активность в мире

ч

ч

Исторический сектор

Институциональный сектор

ч

Природно-экономический сектор

ч

Торгово-экономический сектор

ч

Кондициональный сектор

ВНУТРЕННИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ

1. Сочетание национальных интересов, географическая и культурная близость

2. Минимальный набор оставшихся со времен СССР кооперационных связей

5. Высокий уровень развития институциональной инфраструктуры

! 6. Минерально-сырьевая база

| 8. Преобладание во внутренней торговле ЕАЭС межотраслевой торговли над внутриотраслевой | 9. Развитие транзитного потенциала

¡11. Инициативы Российской Федерации в роли «локомотива» евразийской экономической интеграции

Источник: составлено автором на основе работ [1, 2, 4].

Рис. 1. Внешние и внутренние детерминанты, влияющие на развитие механизма единого ТТР ЕАЭС

Под внешними детерминантами понимаются детерминанты, находящиеся за пределами таможенной территории ЕАЭС, а под внутренними - детерминанты, находящиеся внутри таможенной территории ЕАЭС.

Реализация передачи государствами - членами ЕАЭС подавляющего большинства полномочий в части осуществления таможенно-тарифной политики на наднациональный уровень обусловливает необходимость подробного исследования современной организационно-управленческой структуры ЕАЭС, являющейся частью механизма единого ТТР ЕАЭС.

Продвижение экономических интересов ЕАЭС в современном мире сложно представить без определения векторов и приоритетов международной деятельности ЕАЭС, установленных Решением Высшего Евразийского экономического совета от 10.12.2021 № 20 «Об Основных направлениях международной деятельности Евразийского экономического союза на 2022 год». Взаимодействие с международными организациями, направленное, прежде всего, на развитие существующих механизмов сотрудничества, составляет организационную основу современных управленческих процессов в ЕАЭС. К числу таких международных организаций относятся Всемирная торговая организация (ВТО), Всемирная таможенная организация (ВТамО), организации системы Организации Объединенных Наций (ООН), Евразийский банк развития, Евразийский фонд стабилизации и развития, Международный финансовый центр «Астана».

Среди ученых-экономистов существует понимание того, что сфера наднационального регулирования ЕАЭС включает как вопросы функционирования таможенного союза (таможенное регулирование, внешнеторговая политика), так и вопросы функционирования единого экономического пространства (макроэкономическая политика, валютная политика, транспорт) [1, 4].

Следовательно, особенности организационно-управленческого блока ЕАЭС заключаются в следующем:

1) международные организации (ВТО, ВТамО, ООН) обеспечивают продвижение современных мировых стандартов, в том числе таможенных, которые учитываются при выработке стратегии ЕАЭС;

2) регламент работы Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) определяется Высшим Евразийским экономическим советом;

3) состав ЕЭК представлен Советом ЕЭК, осуществляющим общее регулирование процессов интеграции в ЕАЭС, и Коллегией ЕЭК, являющейся исполнительным органом, контролируемым Советом ЕЭК;

4) по общему правилу, принятие органами управления ЕАЭС решений, распоряжений и рекомендаций осуществляется консенсусом (исключением являются решения, распоряжения и рекомендации, принимаемые Коллегией ЕЭК квалифицированным большинством);

5) отсутствие консенсуса по вопросам, рассматриваемым в ЕЭК или впоследствии в Евразийском межправительственном совете, влечет за собой необходимость вынесения этого вопроса на уровень Высшего Евразийского экономического совета.

Санкционные, информационные и экономические войны, представленные автором как внешние детерминанты кондиционального сектора (см. рис. 1), предопределили разработку ЕЭК ключевых мер и решений в сфере ТТР, направленных на повышение устойчивости экономик государств - членов ЕАЭС. Данные меры и решения определены в распоряжении Совета ЕЭК от 17.03.2022 № 12 «О реализации мер по повышению устойчивости экономик государств - членов Евразийского экономического союза, включая обеспечение макроэкономической стабильности», к ним относятся:

1) снижение ставок ввозных таможенных пошлин и предоставление тарифных льгот на товары критического импорта;

2) упрощение порядка представления сертификатов о происхождении товаров в целях упрощения процедуры получения тарифных преференций и подтверждения непреференциального происхождения товаров;

3) определение дополнительных оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате ввозной таможенной пошлины без уплаты процентов в отношении отдельных категорий товаров на срок до шести месяцев.

Обнуление ставок ввозных таможенных пошлин в первоочередном порядке затронуло фруктовое (абрикосовое, грушевое и персиковое) пюре, анилин и его соли (применяются в качестве добавок к топливу и смазочным маслам), отдельные виды тканей из шерстяных и синтетических волокон. Впоследствии появилась возможность предоставления тарифных льгот в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины в отношении товаров продовольственного, строительного и транспортного секторов экономики, товаров, используемых в целях развития цифровых технологий, электронной, металлургической и фармацевтической продукции, продукции легкой промышленности. Кроме того, в результате реализации соответствующих решений ЕЭК сформировалось представление о позициях критического импорта ЕАЭС [5, 6, 7].

Процедура предоставления тарифных преференций подверглась существенным изменениям. В сложившихся условиях у декларанта, представляющего страну - пользователя единой системой тарифных преференций ЕАЭС, появилась возможность при таможенном декларировании представлять электронную или бумажную копию сертификата о происхождении товара и не соблюдать правило непосредственной закупки. Однако данные изменения предусматривают обязательность представления в таможенный орган оригинальной бумажной версии сертификата в течение шести месяцев с даты регистрации таможенной декларации. Аналогичным изменениям была подвергнута процедура импорта товаров из стран, с которыми у ЕАЭС заключены соглашения о свободной торговле [8, 9].

Системообразующие и градообразующие предприятия (организации), определяемые национальным законодательством государств - членов ЕАЭС, получили возможность использования беспроцентной отсрочки (рассрочки) уплаты ввозных таможенных пошлин при ввозе товаров, не относящихся к подакцизным товарам, которые не используются в производстве [10].

Анализ нормативных правовых актов ЕЭК показал гибкость существующей системы ТТР ЕАЭС, ее способность оперативно реагировать на происходящие изменения в мировой экономике, в том числе связанные с ограничениями, применяемыми Европейским союзом, США, Великобританией, Японией, Швейцарией, Канадой и Австралией в части торговых операций с государствами - членами ЕАЭС. Однако в данной системе сохраняется определенная неясность при выборе беспошлинного ввоза товара или предоставления тарифной льготы в качестве меры ТТР, необходимой для обеспечения устойчивости экономик государств - членов ЕАЭС.

процедура направления предложений о мерах таможенно-тарифного регулирования государствами - членами евразийского экономического союза в евразийскую экономическую комиссию

Руководствуясь принципами политической нейтральности, баланса интересов, эффективности и прозрачности, ЕЭК осуществляет деятельность по нескольким направлениям, которые курируются членами Коллегии ЕЭК и реализуются в рамках соответствующих департаментов. Одним из важнейших направлений деятельности ЕЭК является ТТР, в рамках которого ЕЭК устанавливает ставки ввозных таможенных пошлин, включая сезонные; определяет порядок предоставления тарифных льгот и тарифных преференций; устанавливает тарифные квоты и распределяет объем тарифных квот между государствами - членами ЕАЭС.

В свою очередь, национальные органы государств - членов ЕАЭС (министерства, ведомства) выступают в роли исполнителей, обеспечивающих бесперебойность процесса сближения таможенной-тарифной политики государств - членов ЕАЭС.

Государства - члены ЕАЭС и ЕЭК активно взаимодействуют по вопросам установления ставок ввозных таможенных пошлин (в том числе сезонных), тарифных квот, а также случаев и условий предоставления тарифных льгот. Данное взаимодействие регламентируется Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.04.2015 № 45 «Об утверждении Порядка внесения в Евразийскую экономическую комиссию предложений государств - членов Евразийского экономического союза об установлении ставок ввозных таможенных пошлин (включая сезонные), тарифных квот, случаев и условий предоставления тарифных льгот и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза».

Реализацию данного взаимодействия необходимо рассматривать через процедуру направления соответствующих предложений государствами - членами ЕАЭС, которые вносятся органами государственной власти государств - членов ЕАЭС, уполномоченными в соответствии с национальным законодательством на взаимодействие с ЕЭК (рис. 2):

1) Министерством экономического развития Российской Федерации;

2) Министерством экономики Республики Беларусь;

3) Министерством национальной экономики Республики Казахстан;

4) Министерством экономики Республики Армении;

Интегрированная информационная система ЕАЭС

Национальный орган государства -члена ЕАЭС, уполномоченный на взаимодействие с ЕЭК, являющийся инициатором предложения

о рассмотрении вопроса о мерах ТТР (на примере РФ -Министерство экономического развития РФ)

1. Направление предложения о рассмотрении на заседании Коллегии ЕЭК вопроса

о мерах ТТР

3. Направление запроса о предоставлении дополнительной информации (при необходимости)

5. Информирование о позиции государства - члена ЕАЭС и представление справочных и информационных материалов (по общему правилу, не позднее 30 календарных дней со дня получения государством - членом ЕАЭС предложения), осуществляемые после получения правительствами государств -членов ЕАЭС запроса о предоставлении позиции

Национальные органы других государств - членов ЕАЭС, уполномоченные на взаимодействие с ЕЭК

2. Направление предложения для ознакомления (в течение трех рабочих дней после регистрации)

4. Направление статистических данных по указанному предложению (в течение 10 рабочих дней после регистрации)

б. Подготовка и направление экспертного заключения члена Коллегии по торговле ЕЭК

Председатель Коллегии ЕЭК

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Инициатива члена Коллегии по торговле ЕЭК о включении вопроса в повестку дня

заседания

8. Утверждение проекта повестки дня заседания Коллегии ЕЭК ,-

Коллегия ЕЭК

Принятие решения по существу вопроса (квалифицированное большинство)

Обеспечение направления копий решений (распоряжений, рекомендаций) члену Коллегии по торговле ЕЭК и национальным органам государств - членов ЕАЭС в течение трех календарных дней с даты их принятия

Департамент таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ЕЭК

Обеспечение направления копий протоколов заседаний члену Коллегии по торговле ЕЭК и национальным органам государств - членов ЕАЭС в течение трех календарных дней со дня проведения заседания

Обеспечение размещения решений (распоряжений, рекомендаций) на официальном сайте ЕАЭС

Регистрация предложения

Проверка предложения на предмет комплектности материалов и полноты сведений

Размещение на официальном сайте ЕАЭС информации о поступлении предложения (в течение трех рабочих дней после регистрации)

Рассмотрение поступившего предложения до рассмотрения его на заседании Коллегии ЕЭК

Проведение рабочих совещаний и консультаций (в течение 10 рабочих дней после регистрации)

Подготовка информационно-аналитической справки о возможном влиянии решений органов управления ЕАЭС на экономику государств - членов ЕАЭС

Рис. 2. Процедура направления предложений о мерах ТТР государствами - членами ЕАЭС в ЕЭК

5) Министерством экономики Киргизской Республики.

Взаимодействие наднациональных и национальных органов составляет определенную основу, обеспечивающую баланс интересов государств - членов ЕАЭС как суверенных государств и как членов интеграционной группировки. Информация о предложениях государств - членов ЕАЭС в отношении мер ТТР, которые характеризуются наличием состава определенных сведений, регулярно публикуется на официальном сайте ЕЭК.

Любое предложение государства - члена ЕАЭС о мерах ТТР должно подкрепляться статистическими данными и финансово-экономическим обоснованием. В качестве существенного недостатка данной процедуры можно выделить длительность подготовительных мероприятий, которые предшествуют включению вопроса в повестку дня заседания Коллегии ЕЭК (мероприятия, связанные с информационным обменом между министерствами, правительствами и ЕЭК). В среднем длительность таких мероприятий составляет более одного месяца. Очевидно, что процедура направления предложений о мерах ТТР государствами - членами ЕАЭС в ЕЭК способствует формированию представления о субъектах, объектах, целях и инструментах (мерах и элементах) механизма единого ТТР ЕАЭС.

сущность и структура механизма единого таможенно-тарифного регулирования евразийского экономического союза

Современные условия развития ТТР ЕАЭС и существующие особенности системы ТТР ЕАЭС позволяют перейти к описанию предлагаемого механизма единого ТТР ЕАЭС (рис. 3), элементами которого, по мнению автора, являются:

1) внешние и внутренние детерминанты, влияющие на развитие механизма (детерминанты исторического, институционального, природно-экономического, торгово-экономического и кондиционального секторов);

2) субъекты механизма, входящие в состав организационно-управленческого звена (наднациональные и национальные органы);

3) экономические, социальные и политические цели механизма;

4) инструментальное звено механизма, представленное взаимосвязанными мерами или элементами ТТР ЕАЭС;

5) иные звенья механизма, имеющие неразрывную взаимосвязь между собой и с инструментальным звеном механизма (правовое (стратегическое), методологическое и информационное);

6) объекты механизма, представленные перемещаемыми через таможенную границу ЕАЭС товарами;

7) результаты применения механизма;

8) оценка эффективности механизма.

Экономические цели механизма единого ТТР ЕАЭС в большей степени вытекают из целей Единого таможенного тарифа ЕАЭС, являющегося ключевым элементом ТТР ЕАЭС и выступающего в роли гаранта, обеспечивающего правомерное применение мер ТТР ЕАЭС.

Рис. 3. Структура механизма единого ТТР ЕАЭС

Среди всех вышеупомянутых звеньев механизма единого ТТР ЕАЭС особую роль играет инструментальное звено, поскольку результаты применения механизма единого ТТР ЕАЭС не могут быть получены без использования данного звена. Таможенное декларирование, являющееся достаточно обширным элементом ТТР ЕАЭС, включает определенные подпроцессы, которые позволяют правомерно применять меры ТТР ЕАЭС (определение страны происхождения товара и таможенной стоимости, выбор таможенной процедуры и др.).

Предлагаемый механизм единого ТТР ЕАЭС выстроен с учетом необходимости его окончательного формирования и дальнейшего развития. Предполагается, что основной недостаток в развитии существующего механизма заключается в наличии препятствий, которые могут затрагивать как внешний, так и внутренний контур ЕАЭС. Несмотря на то, что «Белая книга» препятствий ЕАЭС и современный онлайн-реестр препятствий не содержат информации о наличии препятствий в части ТТР, существует необходимость анализа иных препятствий (например, изъятия в части зоны свободной торговли между ЕАЭС и Республикой Сербией; изъятия, связанные с присоединением Республики Казахстан к ВТО).

заключение

Результаты проведенного исследования показали, что механизм единого ТТР ЕАЭС представляет определенную систему организации взаимодействия субъектов (наднациональных и национальных органов, от которых зависит обоснованность принятия и своевременность исполнения решений) и объектов (товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС) ТТР ЕАЭС, основанную на применении соответствующих инструментов (мер и элементов) ТТР ЕАЭС в целях достижения экономических, социальных и политических целей.

При этом очевидно, что сложность и несовершенство организационно-управленческого звена ЕАЭС обусловливают необходимость его дальнейшего исследования и важность подробного анализа не только инструментального, но и правового (стратегического), методологического и информационного звеньев, несомненно, входящих в состав механизма единого ТТР ЕАЭС и подверженных влиянию решений организационно-управленческого звена ЕАЭС.

Стратегическое звено предлагаемого механизма определяет императивы его развития на период до 2030 г., содержащиеся в нормативных правовых актах ЕЭК. В основе стратегического понимания развития механизма лежит необходимость достижения долгосрочного экономического роста государств - членов ЕАЭС за счет реализации их конкурентных преимуществ. Исходя из этой необходимости, можно предположить, что ТТР ЕАЭС призвано способствовать производству конкурентоспособной продукции и географической диверсификации товарных потоков. Оценка С. Ю. Глазьева, который говорил о необходимости стратегического планирования с целью подъема благосостояния государства и важности регулирования рыночной конкуренции, составляющих базис развития государств,

разделяющих принципы нового мирохозяйственного уклада, подкрепляет необходимость выделения стратегического звена в предлагаемом механизме [11].

Всесторонность получения информации о механизме единого ТТР ЕАЭС и выработка рекомендаций по его совершенствованию не могут быть обеспечены без формирования современного методологического звена механизма, включающего, прежде всего, различные способы, методы и средства достижения сформулированных целей механизма. Усиление роли информации в экономической деятельности в последние годы обусловливает выделение в механизме еще одного важнейшего звена - информационного. Данное звено включает не только информационные системы и технологии органов управления ЕАЭС и национальных органов, но и данные таможенной статистики внешней торговли государств - членов ЕАЭС в разрезах товаров, стран и временных периодов, которые демонстрируют динамику внешнеторгового оборота, объемов импорта и экспорта, изменения в «географии» внешнеторговых операций и могут быть использованы для экономически обоснованного применения мер ТТР ЕАЭС.

В качестве наиболее перспективных направлений дальнейшего исследования предлагаемого механизма целесообразно выделить эволюцию механизма (исторический экскурс), анализ факторов, влияющих на развитие механизма, а также анализ существующих проблем развития механизма. Кроме того, очевидна необходимость разработки соответствующей методики оценки эффективности механизма, а также целевых индикаторов.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Хапилин С. А. Развитие евразийской экономической интеграции на основе модернизации механизма таможенного регулирования: дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.14. Ростов н/Д, 2015. 510 с.

2. Мантусов В. Б. Международная экономическая интеграция в современных мирохозяйственных отношениях: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Мировая экономика». М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 63 с.

3. Robson P. The Economics of International Integration [Electronic resource]. 4th ed. Routledge; Taylor & Francis Group, 1998. URL: https://doi.org/10.4324/9780203019603 (date of access: 15.03.2022).

4. Таможенное сотрудничество стран Евразийского экономического союза: монография / Н. Г. Липатова, А. Р. Гладков, Б. И. Кецба, С. Ю. Цыпранюк, Е. В. Жеребен, Н. А. Тарасов; под общ. ред. канд. техн. наук Н. Г. Липатовой. М.: РИО Российской таможенной академии, 2020. 208 с.

5. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2022 № 34 «Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза в отношении отдельных видов товаров, ввозимых в целях реализации мер, направленных на повышение устойчивости экономик государств - членов Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01431477/ err_18032022_34 (дата обращения: 16.04.2022).

6. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2022 № 37 «О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза и об утверждении перечней товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза

в целях реализации мер, направленных на повышение устойчивости экономик государств - членов Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ ru-ru/01431483/err_18032022_37 (дата обращения: 16.04.2022).

7. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 № 46 «Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза в отношении отдельных видов товаров, а также о внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза и Совета Евразийской экономической комиссии» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01432151/err_15042022_46 (дата обращения: 16.04.2022).

8. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2022 № 33 «О внесении изменений в Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01431474/err_18032022_33 (дата обращения: 16.04.2022).

9. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 19.05.2022 № 85 «Об использовании копий сертификатов о происхождении товара для целей предоставления тарифных преференций» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01433843/err_09062022_85 (дата обращения: 15.06.2022).

10. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 15.04.2022 № 75 «Об определении основания для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин без уплаты процентов» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01432473/ err_28042022_75 (дата обращения: 28.04.2022).

11. Глазьев С. Ю. Экономика стран ЕАЭС в новых реалиях западных санкций [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=dZ6mOzz6L9Q&t=1s (дата обращения: 26.04.2022).

Информация об авторе

Ефимов Александр Витальевич - аспирант, стажер-исследователь отдела научно-информационных исследований в таможенном деле научно-исследовательского института, Российская таможенная академия, Российская Федерация, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, тел.: 8 (498) 602-39-62, e-mail: av.efimov@customs-academy.ru.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования

Ефимов А. В. Направления развития механизма единого таможенно-тарифного регулирования Евразийского экономического союза // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 3. С. 110-122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.