Научная статья на тему 'ОПЫТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В СОЗДАНИИ МЕХАНИЗМА ЕДИНОГО ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

ОПЫТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В СОЗДАНИИ МЕХАНИЗМА ЕДИНОГО ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
387
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ЕДИНОЕ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МЕХАНИЗМ ЕДИНОГО ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ефимов Александр Витальевич

В статье рассматривается деятельность Европейского союза, являющегося экономически развитым интеграционным объединением в сфере единого таможенно-тарифного регулирования. Автором осуществлен анализ организационно-управленческого блока Европейского союза и мер, содержащихся в Интегрированном тарифе Европейского союза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF THE EUROPEAN UNION IN CREATING A MECHANISM OF UNIFIED CUSTOMS AND TARIFF REGULATION

The article examines the activities of the European Union, which is an economically developed integration association, in the field of unified customs and tariff regulation. The analysis of the organizational and managerial block of the European Union and the measures contained in the Integrated Tariff of the European Union is carried out

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В СОЗДАНИИ МЕХАНИЗМА ЕДИНОГО ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

2 л

н и о

X

л

<

W

н t*

W <

S

0 X X

W

S

S

w S

1

w

£

С

^

S t* S

я

S I

2S

о

УДК 339.543

ОПЫТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В СОЗДАНИИ МЕХАНИЗМА ЕДИНОГО ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Ефимов Александр Витальевич

Российская таможенная академия, стажер-исследователь отдела научно-информационных исследований в таможенном деле научно-исследовательского института, e-mail: [email protected]

В статье рассматривается деятельность Европейского союза, являющегося экономически развитым интеграционным объединением в сфере единого таможенно-тарифного регулирования. Автором осуществлен анализ организационно-управленческого блока Европейского союза и мер, содержащихся в Интегрированном тарифе Европейского союза

Ключевые слова: Европейский союз; Евразийский экономический союз; международная экономическая интеграция; единое таможенно-тарифное регулирование; механизм единого таможенно-тарифного регулирования

THE EXPERIENCE OF THE EUROPEAN UNION IN CREATING A MECHANISM OF UNIFIED CUSTOMS AND TARIFF REGULATION

Efimov Alexander V.

Russian Customs Academy, Trainee Researcher of the Department of Scientific and Information Research in Customs of the Research Institute, e-mail: [email protected]

The article examines the activities of the European Union, which is an economically developed integration association, in the field of unified customs and tariff regulation. The analysis of the organizational and managerial block of the European Union and the measures contained in the Integrated Tariff of the European Union is carried out

Keywords: European Union; Eurasian Economic Union; international economic integration; unified customs and tariff regulation; mechanism of unified customs and tariff regulation

Для цитирования: Ефимов А.В. Опыт Европейского союза в создании механизма единого таможенно-тарифного регулирования // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2022. № 2 (82). С. 24-28.

На сегодняшний день в условиях информационных, санкционных и экономических войн выстраивание системного диалога с Европейским союзом (далее - ЕС) по-прежнему является одним из приоритетных направлений международной деятельности Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) в 2022 г. Следует отметить, что важность в работе по данному направлению приобретает институализация сотрудничества с Европейской комиссией и иными наднациональными органами ЕС [1].

Анализируя модели традиционного и нового регионализма, отражающие современные теоретические представления о сущности международной экономической интеграции, С.А. Хапилин подчеркивает, что на сегодняшний день ЕС является единственным примером полноценного успешного формирования интеграционного объединения, прошедшего стадию общего рынка, на основе модели традиционного регионализма [2].

Уникальность опыта ЕС и отсутствие единства мнений, в том числе в научной литературе, по вопросу установления ориентиров дальнейшего пути развития ЕАЭС предопределили выбор ЕС в качестве интеграционного объединения, характеризующегося высокоскоординированной таможенно-тарифной политикой государств-членов.

По оценкам экспертов, ЕС является наиболее

экономически развитой интеграционной группировкой в мире, однако в целом рост экономики ЕС в последние годы значительно замедлился из-за напряженности в торговых отношениях, вызванной политическими разногласиями в мире. Согласно данным Евразийского банка развития, в 2019 г. реальный ВВП ЕС вырос на 1,5 %, что на 0,6 % меньше, чем в 2018 г. Сокращение экономической динамики государств - членов ЕС спровоцировало расширение дефицита государственного бюджета на 0,9 % ВВП и уменьшение промышленного производства на 1 % [3].

Пандемия коронавирусной инфекции СОУГО-19 и экономические санкции в отношении России и других государств - членов ЕАЭС, введенные в 2022 г., подкрепили и без того непростую ситуацию в части развития интеграционных процессов ЕС и экономики ЕС в целом.

В настоящее время ЕС реализует свою деятельность в качестве экономического и валютного союза, состоящего из 27 стран. С момента основания Европейского сообщества угля и стали в 1951 г. и до сегодняшнего дня ЕС прошел все этапы международной экономической интеграции (однако не перешел к полной экономической и политической интеграции), зарекомендовал себя надежным и крупным торговым партнером, а также развитым интеграционным объединением,

обладающим современной институциональной структурой управления.

Институциональный механизм управления ЕС представлен Европейским Парламентом, Европейским Советом, Советом Европейского союза, Европейской Комиссией, Судом Европейского союза, Европейским Центральным Банком и Европейской Счетной Палатой.

Анализ Положений об институтах, представленных в Титуле 3 «Договора о Европейском Союзе (Маастрихт, 7 февраля 1992 г.)», позволяет подробно описать полномочия органов управления ЕС [4].

Европейский Парламент и Совет ЕС реализуют законодательную и бюджетную функции. Кроме того, в отличие от Совета ЕС Европейский Парламент реализует консультативную функцию и функцию политического контроля. Его состав наполнен представителями граждан ЕС, число которых не может быть больше семисот пятидесяти, не включая Председателя Европейского Парламента. Процедура утверждения итогового состава отнесена к компетенции Европейского Совета.

Европейский Совет, в состав которого входят его Председатель, Председатель Европейской Комиссии и главы государств или правительств государств - членов ЕС, не осуществляет законодательную функцию, однако является в определенном смысле «локомотивом» развития ЕС, определяющим политические ориентиры и стратегические приоритеты интеграционного объединения. Решения Европейского Совета по общему правилу принимаются консенсусом, однако квалифицированное большинство используется при выборе Председателя Европейского Совета.

К компетенциям Совета ЕС, помимо уже упомянутых, относят функцию определения политики и координирующую функцию. Состав Совета ЕС представлен уполномоченными лицами от каждого государства - члена ЕС на министерском уровне. Количество представителей соответствует количеству государств - членов ЕС. При этом по общему правилу решения в Совете ЕС принимаются квалифицированным большинством голосов, которое с 1 ноября 2014 г. рассчитывается как не менее 55 % членов Совета ЕС с учетом как минимум пятнадцати членов, представляющих интересы государств - членов ЕС, в которых проживает не менее 65 % населения интеграционного объединения. Деятельность Совета ЕС не исключает применение понятия «блокирующего меньшинства», когда не менее четырех членов Совета ЕС выступают против принятия того или иного решения. Следовательно, в таком случае данное решение не может быть принято.

Особый интерес в рамках проводимого исследования представляет деятельность Европейской Комиссии, которая характеризуется следующими положениями:

1) разработка инициатив, направленных, прежде всего, на продвижение интересов ЕС;

2) обеспечение применения Договоров и соответствующих положений, принятых органами управления ЕС;

3) исполнение бюджета ЕС;

4) управление программами;

5) обеспечение внешнего представительства ЕС за исключением некоторых случаев (например, общей внешней политики и политики безопасности);

6) обеспечение принятия законодательных актов ЕС путем разработки соответствующих предложений.

В настоящее время срок полномочий Европейской Комиссии, члены которой «избираются на основании их общей компетентности и приверженности европейским интересам из числа лиц, независимость которых не подлежит сомнению», составляет пять лет [4]. С 1 ноября 2014 г. процесс формирования состава Европейской Комиссии может быть охарактеризован следующим образом:

1) количество членов Европейской Комиссии составляет две трети от количества государств -членов ЕС;

2) в состав включаются Председатель Европейской Комиссии и Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности;

3) Европейский совет может изменить количественный состав Европейской Комиссии.

Анализ организационно-управленческого блока ЕС, осуществляющего деятельность на наднациональном уровне, позволяет перейти к описанию специфических особенностей таможенно-тарифного регулирования ЕС. Как отмечает В.Б. Мантусов, таможенно-тарифное регулирование ЕС, представляющее единую систему, является наиболее существенным элементом регулирования внешнеторговой деятельности в ЕС [5, с. 23].

Важно отметить, что в настоящее время ЕС уделяет особое внимание вопросам аграрной политики, существенное воздействие на которую имеет таможенно-тарифное регулирование. Об этом свидетельствуют определения понятий «ввозные таможенные платежи» и «вывозные таможенные платежи», закрепленные в ч. 10 и ч. 11 ст. 4 Таможенного Кодекса Европейского Сообщества [6]. Исходя из данных положений, можно сделать вывод, что ввозные и вывозные таможенные платежи включают не только таможенные пошлины и иные платежи аналогичного действия, но и дополнительные и специальные платежи, взимаемые в рамках мер аграрной политики.

Таможенный тариф ЕС выступает важным основополагающим инструментом реализации торговой политики ЕС, содержание которого определяется Таможенным Кодексом Европейского Сообщества:

1) комбинированная номенклатура;

2) иная номенклатура, которая в той или иной степени основывается на комбинированной номенклатуре (возможно с большей детализацией)

и применяется для использования тарифных мер по отношению к товарообороту;

3) регулярные ставки таможенных пошлин и другие платежи, которые применяются в отношении товаров, указанных в комбинированной номенклатуре (таможенная пошлина, платежи и специальные сборы, взимаемые при ввозе товаров, регулируемых в рамках совместной аграрной политики ЕС, или на основе специального регулирования, в отношении определенных продуктов переработки сельского хозяйства);

4) тарифные преференции, предоставляемые на основе заключенных соглашений между ЕС и странами или группами стран;

5) тарифные преференции, предоставляемые ЕС в одностороннем порядке;

6) автономные мероприятия по отмене, в соответствии с которыми действующие в отношении ввозимых товаров таможенные пошлины не применяются или отменяются;

7) прочие тарифные меры, предусмотренные прочими предписаниями ЕС [6].

По оценке В.Б. Мантусова, роль таможенного тарифа, являющегося по-прежнему важнейшим инструментом внешнеторговой политики любого государства или интеграционного объединения, в последние годы существенно снизилась. Эта тенденция связана с результатом многосторонних переговоров в рамках Всемирной торговой организации, определившим, в том числе, поступательное сокращение тарифных барьеров [5, с. 24]. Однако исследование таможенных тарифов государств и интеграционных объединений актуально и сегодня, поскольку данные тарифы способствуют формированию представлений об особенностях и приоритетах внешнеторговой политики государств, в том числе находящихся в составе интеграционных объединений.

Интегрированный тариф ЕС (далее - ТАЫС) содержит меры (тарифные, сельскохозяйственные и др.), применение которых необходимо при перемещении товаров через таможенную границу ЕС (включая импорт, и в отдельных случаях - экспорт) [7]. Здесь следует отметить, что далеко не все государства - члены ЕС используют экспортные таможенные пошлины. Развитые страны, как правило, не используют данную практику. Основным объектом применения экспортных пошлин являются сырьевые товары, что обусловлено стремлением ЕС исключить их дефицит на внутреннем рынке.

Регламент Совета Европейского экономического сообщества № 2658/87 от 23.07.1987 «О тарифной, статистической номенклатуре и Общем таможенном тарифе» является правовой основой применения ТАЫС [7]. Меры, содержащиеся в ТАЫС, разделяются на несколько основополагающих групп:

1) тарифные (ввозные таможенные пошлины, тарифные преференции, тарифные квоты, автономные мероприятия по отмене);

2) сельскохозяйственные (дополнительные

пошлины на сахар и др.);

3) нетарифные (антидемпинговые и компенсационные пошлины, защитные меры);

4) меры запрещающего характера в части импорта и экспорта (запрет на перемещение определенных товаров (например, озоноразрушающих веществ, определенных продуктов, импортируемых или экспортируемых в соответствующие страны (Иран, Северная Корея)) и др.).

Например, по состоянию на 17.03.2022 г. ввоз свежих мандаринов сацума (классификационный код - 0805 21 000 0) на таможенную территорию ЕС характеризуется:

1) контролем импорта органических продуктов согласно концепции «Е^а ошпе8» (за исключением товаров, происходящих из Швейцарии, Исландии, Лихтенштейна и Норвегии при выполнении определенных условий);

2) взиманием ввозной таможенной пошлины в размере 16 % от таможенной стоимости;

3) предоставлением тарифных преференций в виде снижения ставки ввозной таможенной пошлины в рамках Обобщенной системы преференций (СБР) при выполнении определенных условий -12,5 % (Индия, Узбекистан, Таджикистан, Сирия, Конго и др.);

4) предоставлением тарифных преференций в виде беспошлинного ввоза товара в рамках механизмов «СБР+» (Армения, Боливия, Монголия, Киргизия, Шри-Ланка и др.) и «Все, кроме оружия» (Афганистан, Бангладеш, Бутан, Чад, Судан, Непал и др.), входящих в состав Обобщенной системы преференций (СБР), при выполнении определенных условий;

5) предоставлением тарифных преференций в одностороннем порядке, а также на основе заключенных соглашений между ЕС и странами или группами стран (соглашения о стабилизации и ассоциации, соглашения о налаживании ассоциации и иные соглашения в области экономического партнерства (Соглашение между ЕС и Карибским форумом и др.)) в виде беспошлинного ввоза товара при выполнении определенных условий (Албания, Босния и Герцеговина, Косово, Северная Македония, Черногория, Сербия, Турция, Чили Канада, Камерун, Колумбия, Эквадор, Фиджи и др.);

6) предоставлением тарифных преференций на основе заключенных соглашений между ЕС и странами или группами стран в виде снижения ставки ввозной таможенной пошлины при выполнении определенных условий (Ливанская Республика - 6,4 %, Сингапур - 8 %);

7) предоставлением тарифных преференций в виде беспошлинного ввоза товаров в отношении товаров, происходящих из особых территорий с точки зрения их политической неопределенности (Западная Сахара, оккупированные палестинские территории);

8) запретом импорта товаров из Северной Кореи, ограничениями на выпуск в свободное

обращение товаров, происходящих из Турции, и ограничениями на импорт товаров из Украины (прежде всего, запрет импорта товаров, происходящих из Донецкой и Луганской областей).

Отдельное внимание следует уделить соотношению ЕС как экономического союза и таможенного союза ЕС. Андорра, Монако, Сан-Марино (карликовые государства, имеющие границу с ЕС), Турция (кандидат на вступление в ЕС) и Великобритания (на правах временного участия) не входят в ЕС, однако наравне с государствами - членами ЕС входят в состав таможенного союза ЕС, являющегося важнейшим элементом общего рынка.

Ведение ТАШС отнесено к компетенции Европейской комиссии, которая включает соответствующие меры в тариф, обновляет его при необходимости и немедленно информирует государства - члены ЕС об изменениях (классификационные коды, заголовки и подзаголовки и др.). Необходимо отметить, что в ТАШС не представлена информация, отражающая специфику взимания «национальных» таможенных платежей (НДС, акцизы).

Таким образом, можно выделить следующие специфические особенности механизма единого таможенно-тарифного регулирования ЕС:

1. Институциональный механизм управления ЕС представлен 7 органами управления. Европейская Комиссия выступает органом, ответственным, помимо прочего, за развитие таможенно-тарифного регулирования ЕС путем обеспечения исполнения законодательства ЕС, разработки соответствующих инициатив и управления программами.

2. В настоящее время практическая реализация внешнеторговой политики ЕС осуществляется, прежде всего, за счет применения ТАШС, который содержит не только тарифные, но и нетарифные и сельскохозяйственные меры, а также меры запрещающего характера в части импорта и экспорта. Иными словами, ТАЫС, ведение которого отнесено к компетенции Европейской Комиссии, определяет для каждого перемещаемого товара полную совокупность мер, применяемых в ЕС.

3. В ТАШС преобладают адвалорные ставки таможенных пошлин. Специфические и комбинированные ставки таможенных пошлин применяются крайне редко, в основном по отношению к продукции сельского хозяйства. В целом, при разработке таможенно-тарифной политики ЕС, которая призвана стимулировать развитие различных отраслей производства, учитываются интересы, прежде всего, сельскохозяйственного и промышленного секторов экономики. Данную тенденцию подтверждают низкие ставки ввозных таможенных пошлин на сырье и различные комплектующие технически сложных изделий, необходимых для развития химического производства, авиастроения и др. По оценкам экспертов, ЕС характеризуется одним из самых низких в мире уровнем тарифной защиты.

4. Отдельного внимания заслуживает система тарифных преференций, применяемых ЕС, которая охватывает большинство стран в мире и включает в себя:

1) тарифные преференции, предоставляемые в рамках Обобщенной системы преференций («GSP»);

2) тарифные преференции, предоставляемые в рамках особых механизмов, находящихся в составе «GSP», а именно «GSP+» и «Все, кроме оружия»;

3) тарифные преференции, предоставляемые в одностороннем порядке;

4) тарифные преференции, предоставляемые на основе заключенных соглашений между ЕС и странами или группами стран;

5) тарифные преференции, предоставляемые в отношении товаров, происходящих из особых территорий с точки зрения их политической неопределенности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Очевидно, что механизм единого таможенно-тарифного регулирования ЕС, который достиг существенного уровня развития, не может быть полностью скопирован и применен в ЕАЭС, который характеризуется «реинтеграционными» особенностями развития, то есть объединением ранее распавшихся государств, находившихся в составе СССР и обладающих минимальным набором остаточных кооперационных связей.

Кроме того, в целях формирования и развития соответствующего механизма в ЕАЭС необходимо принимать во внимание абсолютно различные уровни развития национальных экономик, обширную территорию, численность населения и вероятную готовность экономик стран ЕАЭС к дальнейшей интеграции. В современных реалиях опыт ЕС служит скорее не образцом развития, а своеобразным индикатором, позволяющим выделить положительные и отрицательные моменты в построении исследуемого механизма.

Анализ опыта наиболее успешных интеграционных объединений, таких как ЕС, позволяет достаточным «молодым» интеграционным объединениям, таким как ЕАЭС, выработать обоснованную политику окончательного формирования и развития механизма единого таможенно-тарифного регулирования в максимально кратчайшие сроки с наименьшим количеством допущенных недочетов.

Библиографический список:

1. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 10 декабря 2021 г. № 20 «Об Основных направлениях международной деятельности Евразийского экономического союза на 2022 год» // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_407485/

2. Хапилин С.А. Развитие евразийской экономической интеграции на основе модернизации механизма таможенного регулирования: дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.14. Ростов-на-Дону, 2015. 510 с.

3. Ахунбаев А.М., Дауранов Т.Ш., Кузнецов А.С., Пет-росьян А.Р., Никитушкина Ю.В.. Евразийская экономическая интеграция // Публикации ЕАБР, 2020. 80 с.

4. Договор о Европейском Союзе (Маастрихт, 7 февраля 1992 г.) // СПС «Гарант». URL: https://base.garant. ru/2566557/

5. Мантусов В.Б. Таможенное администрирование в интеграционных объединениях на современном

этапе развития мирохозяйственных связей. Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 2. С. 22-29.

6. Таможенный Кодекс Европейского Сообщества // Таможенный портал «Альта-Софт». URL: https:// www. alta. ru/tamdoc/kodex_es/

7. Официальный сайт Европейского союза. URL: https://european-union.europa.eu/index_ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.