Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЕАЭС'

ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3630
702
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННО-ТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ / ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Падалко К. С.

Данное научное исследование выполнено с целью изучения особенностей осуществления таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в условиях ЕАЭС. В работе рассмотрены особенности осуществления таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в условиях ЕАЭС, структура ЕТТ ЕАЭС, методика расчета сумм ввозной таможенной пошлины, в результате анализа определены отличительные черты таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в условиях ЕАЭС. Научно-исследовательская работа состоит из введения, основной части, заключения и библиографического списка. Цель работы - изучить особенности осуществления таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в условиях ЕАЭС. Методы и объекты исследования. В качестве методов исследования использованы: анализ литературы по теме исследования; изучение и обобщение сведений; синтез (объединение фактов в одно целое); индукция (рассуждение от частного к общему); дедукция (рассуждение от общего к частному); классифицирование (создание системы, объединяющей разнородные явления по единому принципу). Объект исследования: таможенно-тарифное регулирование внешней торговли. Результаты. Изучены особенности осуществления таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в условиях ЕАЭС, структура ЕТТ ЕАЭС, методика расчета сумм ввозной таможенной пошлины, в результате анализа определены отличительные черты таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в условиях ЕАЭС. Выводы. Общая экономическая обстановка в стране, внутренние и внешние условия ее развития влияют на характер и задачи внешнего экономического развития, в том числе на задачи тарифного регулирования. Таможенное дело и таможенная политика, являясь частью внешней и внутренней политики страны, являются теми направлениями, значение которых постоянно возрастает. В процессах формирования единой таможенной территории стран-членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и Евразийского экономического сообщества, в ходе которых вопросы о принятии обязательств в сфере применения таможенных пошлин являются одними из самых сложных. При разработке таможенно-тарифной политики следует учитывать отличия в экономическом развитии различных стран, их экономической структуры, производства и роль тех или иных инструментов в государственной системе регулирования экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CUSTOMS AND TARIFF REGULATION IN THE CONDITIONS OF THE EAEU

This scientific study is carried out in order to study the peculiarities of the implementation of customs and tariff regulation of foreign trade activities in the conditions of the EAEU. The work considers the features of the implementation of customs and tariff regulation of foreign trade activities in the conditions of the EAEU, the structure of the EAEU, the method of calculating the amount of import customs duty, as a result of the analysis identified the distinctive features of customs and tariff regulation of foreign trade activities in the conditions of the EAEU. The research work consists of an introduction, a main part, a conclusion and a bibliographic list. Purpose of the article is to study of the peculiarities of customs and tariff regulation of foreign trade activities in the conditions of the EAEU. Methods and objects of the research. The following research methods were used: analysis of literature on the research topic; study and generalization of information; synthesis (combining facts into one whole); induction (reasoning from particular to general); deduction (reasoning from the general to the particular); classification (creation of a system that unites heterogeneous phenomena according to a single principle). Object of study: customs and tariff regulation of foreign trade. Results. The peculiarities of the implementation of customs and tariff regulation of foreign trade activities in the conditions of the EAEU, the structure of the EAEU ETT, the method of calculating the amount of import customs duty have been studied, as a result of the analysis the distinctive features of customs and tariff regulation of foreign trade activities in the conditions of the EAEU have been defined. Conclusions. The overall economic situation in the country, the internal and external conditions of its development affect the nature and objectives of external economic development, including the tasks of tariff regulation. Customs and customs policy, being part of the country's foreign and domestic policy, are those areas whose importance is constantly increasing. In the process of forming a single customs territory of the member states of the Eurasian Economic Union (the EAEU) and the Eurasian Economic Community, during which the issues of making commitments in the application of customs duties are among the most difficult. In the development of customs and tariff policy should take into account differences in the economic development of different countries, their economic structure, production and the role of certain instruments in the state system of economic regulation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЕАЭС»

Ф^РУ м

молодёжной науки ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Особенности таможенно-тарифного регулирования в

условиях ЕАЭС

Падалко К.С.,

ркаг1па100486@таИ ги

Московский финансово-юридический университет -Калининградский филиал (г. Калининград, Россия)

УДК 339.543

Аннотация. Данное научное исследование выполнено с целью изучения особенностей осуществления таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в условиях ЕАЭС. В работе рассмотрены особенности осуществления таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в условиях ЕАЭС, структура ЕТТ ЕАЭС, методика расчета сумм ввозной таможенной пошлины, в результате анализа определены отличительные черты таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в условиях ЕАЭС. Научно-исследовательская работа состоит из введения, основной части, заключения и библиографического списка. Цель работы - изучить особенности осуществления таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в условиях ЕАЭС. Методы и объекты исследования. В качестве методов исследования использованы: анализ литературы по теме исследования; изучение и обобщение сведений; синтез (объединение фактов в одно целое); индукция (рассуждение от частного к общему); дедукция (рассуждение от общего к частному); классифицирование (создание системы, объединяющей разнородные явления по единому принципу). Объект исследования: таможенно-тарифное регулирование внешней торговли. Результаты. Изучены особенности осуществления таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в условиях ЕАЭС, структура ЕТТ ЕАЭС, методика расчета сумм ввозной таможенной пошлины, в результате анализа определены отличительные черты таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в условиях ЕАЭС. Выводы. Общая экономическая обстановка в стране, внутренние и внешние условия ее развития влияют на характер и задачи внешнего экономического развития, в том числе на задачи тарифного регулирования. Таможенное дело и таможенная политика, являясь частью внешней и внутренней политики страны, являются теми направлениями, значение которых постоянно возрастает. В процессах формирования единой таможенной территории стран-членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и Евразийского экономического сообщества, в ходе которых вопросы о принятии обязательств в сфере применения таможенных пошлин являются одними из самых сложных. При разработке таможенно-тарифной политики следует учитывать отличия в экономическом развитии различных стран, их экономической структуры, производства

и роль тех или иных инструментов в государственной системе регулирования экономики.

Ключевые слова: таможенно-тарифное регулирование, таможенно-тарифные методы, внешнеторговая деятельность, внешняя торговля, Евразийский экономический союз.

Features of customs and tariff regulation in the conditions of

the EAEU

Ф^РУ M

молодёжной науки

Youth Science Forum Journal

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Padalko K.S.,

pkarina100486@mail.ru

Moscow University of Finance and Law - Kaliningrad Branch

(Kaliningrad, Russia) UDC 339.543

Annotation. This scientific study is carried out in order to study the peculiarities of the implementation of customs and tariff regulation of foreign trade activities in the conditions of the EAEU. The work considers the features of the implementation of customs and tariff regulation of foreign trade activities in the conditions of the EAEU, the structure of the EAEU, the method of calculating the amount of import customs duty, as a result of the analysis identified the distinctive features of customs and tariff regulation of foreign trade activities in the conditions of the EAEU. The research work consists of an introduction, a main part, a conclusion and a bibliographic list. Purpose of the article is to study of the peculiarities of customs and tariff regulation of foreign trade activities in the conditions of the EAEU. Methods and objects of the research. The following research methods were used: analysis of literature on the research topic; study and generalization of information; synthesis (combining facts into one whole); induction (reasoning from particular to general); deduction (reasoning from the general to the particular); classification (creation of a system that unites heterogeneous phenomena according to a single principle). Object of study: customs and tariff regulation of foreign trade. Results. The peculiarities of the implementation of customs and tariff regulation of foreign trade activities in the conditions of the EAEU, the structure of the EAEU ETT, the method of calculating the amount of import customs duty have been studied, as a result of the analysis the distinctive features of customs and tariff regulation of foreign trade activities in the conditions of the EAEU have been defined. Conclusions. The overall economic situation in the country, the internal and external conditions of its development affect the nature and objectives of external economic development, including the tasks of tariff regulation. Customs and customs policy, being part of the country's foreign and domestic policy, are those areas whose importance is constantly increasing. In the process of forming a single customs territory of the member states of the Eurasian Economic Union (the EAEU) and the Eurasian Economic Community, during which the issues of making commitments in the application of customs duties are among the

most difficult. In the development of customs and tariff policy should take into account differences in the economic development of different countries, their economic structure, production and the role of certain instruments in the state system of economic regulation.

Keywords: customs and tariff regulation, customs and tariff methods, foreign trade, foreign trade, Eurasian Economic Union.

Введение

Общая экономическая обстановка в стране, внутренние и внешние условия ее развития влияют на характер и задачи внешнего экономического развития, в том числе на задачи тарифного регулирования. Таможенное дело и таможенная политика, являясь частью внешней и внутренней политики страны, являются теми направлениями, значение которых постоянно возрастает.

В процессах формирования единой таможенной территории стран-членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и Евразийского экономического сообщества, в ходе которых вопросы о принятии обязательств в сфере применения таможенных пошлин являются одними из самых сложных.

При разработке таможенно-тарифной политики следует учитывать отличия в экономическом развитии различных стран, их экономической структуры, производства и роль тех или иных инструментов в государственной системе регулирования экономики. Поэтому данная тема на сегодняшний день является одной из наиболее важной и актуальной.

Целью данной работы является изучение особенностей осуществления таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в условиях ЕАЭС.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- исследовать особенности осуществления таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в условиях ЕАЭС;

- рассмотреть структуру Единого таможенного тарифа ЕАЭС, а также методику расчета сумм ввозной таможенной пошлины;

- определить отличительные черты таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в условиях ЕАЭС

Теоретической и методологической основой работы являются монографии, учебные пособия и материалы периодической печати, посвященные проблемам системы таможенно-тарифного регулирования внешней торговли.

В качестве методов проведения исследования использованы: монографический, балансовый, экономико-статистический, расчетный и аналитический методы.

Основная часть

Единым таможенным тарифом ЕАЭС называется свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым (ввезенным) на таможенную территорию ЕАЭС из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой ВЭД ЕАЭС.

Законодательно определение понятий «таможенное регулирование» и «таможенное дело» закреплено в ст. 2 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 № 289-ФЗ.

Российское законодательство в сфере таможенного дела состоит не только из Закона № 289-ФЗ, но и принятых в соответствии с ним иных Федеральных законов. Кроме того, пунктом 4 ст.

Ф^РУ м

молодёжной науки

Youth Science Forum Journal

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 151 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http: //forummn. ru/article-2.4.19 .html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

4 Закона 289-ФЗ закрепляется возможность правового регулирования таможенного дела через указы Президента.

Основная цель рассматриваемого нормативно-правового акта заключается в обеспечении выполнения Российской Федерацией международных договоров, составляющих договорно-правовую базу ЕАЭС в области таможенного регулирования и таможенного дела.

Федеральный закон регулирует отношения, которые связаны с импортом и экспортом продукции через таможенную границу, ее перемещением по территории ЕАЭС под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием и т.д.

Предметом регулирования Закона являются:

1. полномочия органов государственной власти в области таможенного регулирования;

2. права и обязанности участников внешнеэкономической деятельности;

3. правовые и организационные основы деятельности таможенных органов в России;

4. властные отношения между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности.

Договор о создании Евразийского экономического союза, подписанный 29 мая 2014 года, провозгласил Союз международной организацией региональной экономической интеграции, который обладает международной правосубъектностью.

Согласно Договору, понятия «единой политики» и «согласованной политики» раскрываются через политику, осуществляемую странами-членами Союза. Она предполагает использование единообразного правового регулирования посредством гармонизации правового регулирования, установления идентичных механизмов, единых средств и методов осуществления внешней торговли товарами с третьей стороной и т.д. Большим шагом стало создание в рамках ЕАЭС высших органов, созданных для реализации единого правового регулирования в рамках ЕАЭС.

Постоянно действующим органом является Евразийская экономическая комиссия. ЕЭК обладает ограниченными полномочиями, но осуществляет единое регулирование в рамках ЕАЭС. Основные задачи ЕЭК это формирование условий для развития и функционирования ЕАЭС и разработка предложений в вопросах экономической интеграции в рамках Союза. В пределах своих полномочий ЕЭК принимает решения в сфере нормативно-правового регулирования, носящие обязательный характер для стран-членов ЕАЭС. Решения ЕЭК непосредственно применяются на территории стран-участников Союза и являются составной частью его права [2].

Важно заметить, что в конечном варианте Договора не зафиксировано даже декларативного положения о стремлении сторон перейти на новый этап евразийской интеграции - объединиться политически.

Отличительными чертами таможенно-тарифного регулирования являются:

1. Таможенно-тарифное регулирование является способом и формой государственного регулирования аспектов внешнеторговой деятельности наряду с паратарифным обложением, нетарифными мерами регулирования и др.

2. Таможенно-тарифное регулирование динамично ввиду непрерывности движения потока товаров.

3. Изучаемый вид регулирования обычно применяется в комплексе методов и форм государственного регулирования (то есть в совокупности с нетарифным регулированием, уплатой налогов и др.).

В ходе регулирования ввоза и вывоза некоторых товаров таможенно-тарифное регулирование имеет определенную степень самостоятельности, занимает определенную нишу в системе приоритетов государственного контроля, взаимодействуют с другими элементами или формами государственного регулирования [1].

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 152 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http: //forummn. ru/article-2.4.19 .html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

4. Таможенно-тарифное регулирование является оперативным регулятором внешней торговли.

5. Таможенные пошлины и тарифы являются инструментами экономического регулирования (как и таможенные и паратарифные платежи).

6. Таможенная пошлина в качестве инструмента таможенно-тарифного регулирования является методом косвенного воздействия на внешнеторговую деятельность, а также на ценовые характеристики всех импортных и экспортных товаров.

7. Необходимо разграничивать содержание таможенной пошлины и косвенных налогов ввиду видимости того факта, что таможенно-тарифное регулирование является сферой применения косвенных налогов для воздействия государства на внешнюю торговлю.

Таможенные платежи являются одним из условий перемещения продукции через таможенную границу ЕАЭС. Институт таможенных платежей основан на правомерности поведения участников внешней торговли. Если деяния субъектов нелегитимны, то они привлекаются к юридической ответственности с последующим наложением санкций.

Согласно Закону РФ от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе», в Российской Федерации применяются следующие виды ставок пошлин:

1. адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

2. специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

3. комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

Единый таможенный тариф ЕАЭС, действующий на территории стран-членов ЕАЭС, по видам ставок имеет следующую структуру (рисунок 1).

2%

Адвалорная ставка - это метод расчета пошлины в процентном отношении к таможенной стоимости. Взимается с продукции одного класса, обладающей разными характеристиками, и рассчитывается, исходя из стоимости товара. На каждое наименование продукта есть своя адвалорная ставка, которая может составлять от 0 до 30%. Показатель ставки динамичный: он может меняться в большую или меньшую сторону, если необходимо защитить интересы производителя.

Формула расчета стоимости пошлины по адвалорной ставке будет выглядеть так:

СТП= ТС х АС,

где СТП - это сумма пошлины, ТС - таможенная стоимость, АС - адвалорная ставка. Для вычисления используют ставки, действующие на момент подачи таможенной декларации [4].

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 153 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http: //forummn. ru/article-2.4.19 .html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Адвалорные ставки - наиболее распространенная и удобная форма исчисления таможенной пошлины, рекомендованная ВТО и успешно используемая во всем мире. Более выгодно применять их для расчета при ввозе дорогих товаров (наукоемкой, машинно-технической продукции), менее - для однородных (например, стройматериалов). Адвалорная ставка является самой распространенной в мире, так как она обеспечивает поддержку стабильного уровня национального рынка при разных стоимостях продукции, автоматически подстраивается к ценам на товары, подходит для налогообложения товаров с разной стоимостью и самое главное -способствует росту таможенных сборов при стабильном увеличении цен на товары на мировом рынке. Таким образом, в условиях современного рынка адвалорная ставка обеспечивает максимальную доходность в государственный бюджет.

Специфические ставки таможенной пошлины устанавливаются в евро или долларах за каждую единицу импортируемого товара - массы, веса, количества, объема, мощности (например, для двигателей) и не зависят от его цены. Показатели специфических ставок четко фиксированы, не зависят от уровня инфляции, экономической и ценовой политики.

Расчет таможенной пошлины осуществляется по формуле:

ТП= СС х КТ х КИВ,

где ТП - сумма пошлины, СС - специфическая ставка, КТ - количество товара, КИВ - курс иностранной валюты по курсу Цетробанка РФ на момент вычисления.

Комбинированная ставка является альтернативным видом ставок, как видно из названия, включает в себя и адвалорную (процентную), и специфическую (фиксированную) составляющие. Исчисление такой ставки происходит в три этапа:

• расчет пошлины по формуле адвалорной ставки;

• расчет по формуле специфической ставки;

• в зависимости от вида комбинированной ставки формируется либо кумулятивная пошлина (результаты вычислений складываются), либо альтернативная (оплате подлежит большая из величин).

Для расчетов таможенных пошлин при ввозе товаров в РФ применяются различные льготы и тарифные преференции. Преференции используются для содействия экономическому развитию развивающихся и неразвитых стран [3].

Тарифные преференции, предоставляемые при ввозе на территорию РФ, предусмотрены для следующих групп:

a) развивающихся стран - 75% от базовой ставки ЕТТ ЕАЭС (в перечне 103 государства, в т. ч. Турция, Хорватия, Малайзия Чили и др.);

b) менее развитые - освобождение от пошлин (49 стран, в т. ч. Эфиопия, Мальдивы, Гвинея и т.д.).

Тарифные льготы отличаются от преференций тем, что они не носят индивидуальный характер, при их предоставлении учитываются не страны происхождения, а цель импорта и предназначение груза. Например, освобождаются от уплаты таможенной пошлины товары, ввозимые для личного пользования, импортируемые лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз, гуманитарная помощь, груз для ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, в условиях активного становления ЕАЭС основными направлениями развития таможенно-тарифного регулирования ВЭД должны стать:

1. Постоянное совершенствование структуры ЕТТ ЕАЭС, направленное на углубление промышленной кооперации;

2. Детализация кодов ТН ВЭД ЕАЭС для выделения инновационных, а также чувствительных к импорту позиций.

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 154 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http: //forummn. ru/article-2.4.19 .html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Происходящие процессы интеграции подняли проблемы таможенного регулирования на международный уровень. Тем не менее, правила в области таможенного дела, определенные международными соглашениями, определяются на национальном уровне, равно как и конструкции управленческого характера, влияющие на выполнение целей и задач, закрепленных в международных договорах.

Исходя из вышесказанного, отличительными чертами таможенно-тарифного регулирования в условиях ЕАЭС заключается в том, что большинство вопросов таможенного регулирования остались в ведении стран-участников, несмотря на наличие постоянно действующего наднационального органа. Таможенное регулирование должно осуществляться на основании таможенного законодательства ЕАЭС, что вызывает противоречия в вопросе выбора нормативного акта для применения в конкретной ситуации. Эти противоречия мешают равному и равномерному экономическому развитию стран-членов ЕАЭС в том числе в вопросах таможенно-тарифного регулирования.

Таким образом, усиление интеграционного процесса в рамках формирования единого экономического пространства с участием таких государств, как Российская Федерация, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Армения имеет довольно высокую экономическую эффективность и для каждого государства — члена союза в отдельности, и для всех интегрируемых государств в целом. При этом наличие пробелов антимонопольного государственного регулирования, сопровождающих нормативно-правовое обеспечение, снижает возможность эффективного регулирования экономической концентрации и реорганизации производства. Эффект от подобного рода интеграции достигается в первую очередь за счет расширения торговых взаимосвязей и создания общего рынка товарообмена продукцией отраслей промышленности и сельского хозяйства, что из-за высокой конкуренции невозможно сделать на международных рынках (машиностроительная продукция, бытовая техника и т. д.). Для решения указанных проблем представляется целесообразным взять курс на наиболее глубокий уровень интеграции, который предполагает вместе с осуществлением совместной торговой деятельностью, формирование общей системы реализации совместных целей экономической политики, которая в состоянии обеспечить результативное использование производственного и финансового потенциалов развития объединяющихся стран, что представляется наиболее важным, повысить статус нашего государства на политической арене, усилить геополитическую позицию Российской Федерации.

Заключение

Высокий темп интеграции и глобализации экономического взаимодействия стимулировали качественное изменение функций и роли таможенного и тарифного регулирования, которое проявилось в формировании зон свободной торговли между государствами.

В работе таможенных органов таможенно-тарифное регулирование - один из самых важных и трудоемких процессов, включающих в себя следующие взаимозависимые операции:

- Определение страны происхождения товара;

- Расчет таможенной стоимости товара;

- Таможенное обложение.

Таким образом, разноплановость и специфичность воздействия таможенных тарифов на отношения во внешней торговле требуют от законодателя аргументированного подхода к формированию пошлин, учитывая все потенциальные последствия.

Ф^РУ м

молодёжной науки ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Библиографический список

1. Алымова О.А. Характеристика основных методов государственного управления внешнеторговой деятельностью // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2015. № 1. С. 32-38.

2. Аналитический доклад Управления по конкурентной политике Правительства РФ «Продовольственное эмбарго: итоги 2015 года». [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/8972.pdf 15.

3. Непарко М.В. Таможенно-тарифное регулирование в россии: современные тенденции и перспективы В сборнике: Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского материалы докладов гуманитарных секций региональной университетской научно-практической конференции. Сер. "Гуманитарные науки" 2017. С. 283-287.

4. Петрушина О.М., Тарадеева А.В., Мытарева Т.С. Порядок расчета и уплаты таможенных платежей в федеральный бюджет российской федерации. Форум молодых ученых. 2019. № 1 -2 (29). С. 1231-1238.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.