Научная статья на тему 'Разработки российских ученых и практиков в качестве основы для формирования едино-го таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе'

Разработки российских ученых и практиков в качестве основы для формирования едино-го таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
294
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) / таможенная территория ЕАЭС / единое таможенное регулирование в ЕАЭС. / Eurasian Economic Union (EAEU) / customs territory of the EAEU / common cus-toms regulation in the EAEU.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарарышкина Любовь Ивановна

Осуществление единого таможенного регулирования в Евразийском экономи-ческом союзе (ЕАЭС) представляет важный этап в развитии таможенной и бюджетной инте-грации в рамках Таможенного союза на таможенной территории ЕАЭС. Во взаимной торгов-ле товарами государства-члены ЕАЭС не применяют ввозные и вывозные таможенные по-шлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), меры нетариф-ного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, действует Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, используются единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьими странами. Единое та-моженное регулирование в ЕАЭС включает различного рода инструменты и требует введе-ния единой системы мер, обеспечивающей эффективность функционирования таможенной территории ЕАЭС. Роль единого таможенного регулирования в ЕАЭС усиливается ввиду необходимости создания устойчивого развития экономики государств-членов ЕАЭС, гаран-тирующего финансовую стабильность и защищающего от внешних рисков участников внешнеторговых операций и потребителей импортных товаров. В связи с чем, целью статьи является рассмотреть исследования ученых по формированию единого таможенного регулиро-вания в ЕАЭС и осветить разработки российских ученых и практиков в рамках совместных интеграционных проектов. В целях защиты внутреннего рынка государств–членов Союза от неблагоприятного воздействия конкуренции со стороны зарубежных поставщиков могут применяться единые специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры. Специальные защитные меры направлены на устранение серьезного ущерба, причиненного резким и неконтролируемым ростом импорта в Евразийский экономический союз из третьих стран. Специальные защитные меры применяются в форме специальных пошлин, в том чис-ле предварительных, а также в форме импортных или специальных квот. При подготовке ис-следования использовались следующие методы: метод экономического анализа, статистиче-ский метод и структурно-аналитический метод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developments of Russian scientists and practitioners as a base for common customs regulation formation within the territory of the Eurasian Economic Union

Common customs regulation within the territory of the Eurasian Economic Union is an important step in development of customs and budget integration in frames of Customs union within the customs territory of the EAEU. In the mutual goods trade member-countries of the EAEU don’t charge import and export customs duties (other equivalent fees, levies and duties), non-tariff barriers, special protective, antidumping and compensatory measures, have Common cus-toms tariff of the Eurasian Economic Union, common measures of foreign goods trade regulation with third countries is used. Common customs regulation in the EAEU contains different instru-ments and requires establishing of a common measures system, that can provide the effectiveness of the EAEU’s customs territory functioning. The role of common customs regulation in the EAEU increases in the view of necessity of member-countries of the EAEU sustainable economies devel-opment, that will guarantee financial stability and protect the members of foreign trade operations and imports consumers from external risks. Thus the aim of present article is to examine scientist’s studies dealing with the theme of common customs regulation in the EAEU formation and to cover the developments of Russian scientists and practitioners concerning common integrational projects. In order to protect the domestic market of the Member States of the Union from the adverse effects of competition from foreign suppliers, unified special protective, antidumping and countervailing measures may be applied. Special protective measures are aimed at eliminating serious damage caused by a sharp and uncontrolled increase in imports to the Eurasian Economic Union from third countries. Special protective measures are applied in the form of special duties, including prelimi-nary, as well as in the form of import or special quotas. In preparing the study, the following meth-ods were used: the economic analysis method, the statistical method and the structural-analytical method.

Текст научной работы на тему «Разработки российских ученых и практиков в качестве основы для формирования едино-го таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе»

Разработки российских ученых и практиков в качестве основы для формирования единого таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе

Л.И. Тарарышкина

Белорусский государственный университет, Минск, Республика Беларусь

Аннотация. Осуществление единого таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) представляет важный этап в развитии таможенной и бюджетной интеграции в рамках Таможенного союза на таможенной территории ЕАЭС. Во взаимной торговле товарами государства-члены ЕАЭС не применяют ввозные и вывозные таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, действует Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, используются единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьими странами. Единое таможенное регулирование в ЕАЭС включает различного рода инструменты и требует введения единой системы мер, обеспечивающей эффективность функционирования таможенной территории ЕАЭС. Роль единого таможенного регулирования в ЕАЭС усиливается ввиду необходимости создания устойчивого развития экономики государств-членов ЕАЭС, гарантирующего финансовую стабильность и защищающего от внешних рисков участников внешнеторговых операций и потребителей импортных товаров. В связи с чем, целью статьи является рассмотреть исследования ученых по формированию единого таможенного регулирования в ЕАЭС и осветить разработки российских ученых и практиков в рамках совместных интеграционных проектов. В целях защиты внутреннего рынка государств-членов Союза от неблагоприятного воздействия конкуренции со стороны зарубежных поставщиков могут применяться единые специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры. Специальные защитные меры направлены на устранение серьезного ущерба, причиненного резким и неконтролируемым ростом импорта в Евразийский экономический союз из третьих стран. Специальные защитные меры применяются в форме специальных пошлин, в том числе предварительных, а также в форме импортных или специальных квот. При подготовке исследования использовались следующие методы: метод экономического анализа, статистический метод и структурно-аналитический метод.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), таможенная территория ЕАЭС, единое таможенное регулирование в ЕАЭС.

Developments of Russian scientists and practitioners as a base for common customs regulation formation within the territory of the Eurasian Economic Union

L.I. Tararyshkina

Belarusian State University, Minsk, Republic of Belarus

Abstract. Common customs regulation within the territory of the Eurasian Economic Union is an important step in development of customs and budget integration in frames of Customs union within the customs territory of the EAEU. In the mutual goods trade member-countries of the EAEU don't charge import and export customs duties (other equivalent fees, levies and duties), non-tariff barriers, special protective, antidumping and compensatory measures, have Common customs tariff of the Eurasian Economic Union, common measures of foreign goods trade regulation with third countries is used. Common customs regulation in the EAEU contains different instruments and requires establishing of a common measures system, that can provide the effectiveness of the EAEU's customs territory functioning. The role of common customs regulation in the EAEU increases in the view of necessity of member-countries of the EAEU sustainable economies development, that will guarantee financial stability and protect the members of foreign trade operations and imports consumers from external risks. Thus the aim of present article is to examine scientist's studies dealing with the theme of common customs regulation in the EAEU formation and to cover the developments of Russian scientists and practitioners concerning common integrational projects.

1598

In order to protect the domestic market of the Member States of the Union from the adverse effects of competition from foreign suppliers, unified special protective, antidumping and countervailing measures may be applied. Special protective measures are aimed at eliminating serious damage caused by a sharp and uncontrolled increase in imports to the Eurasian Economic Union from third countries. Special protective measures are applied in the form of special duties, including preliminary, as well as in the form of import or special quotas. In preparing the study, the following methods were used: the economic analysis method, the statistical method and the structural-analytical method.

Key words: Eurasian Economic Union (EAEU), customs territory of the EAEU, common customs regulation in the EAEU.

С 1 января 2015 г. на территории постсоветского пространства функционирует международная организация региональной экономической интеграции - Евразийский экономический союз (ЕАЭС), являющаяся, исходя из концептуальных целей и задач создания, мощным интеграционным объединением и обладающая международной правосубъектностью. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (Договор от ЕАЭС)1 разрабатывался в период с октября 2012 г. по май 2014 г. сотрудниками Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) совместно с экспертами министерств и ведомств государств-членов ЕАЭС. В целом в разработку Договора о ЕАЭС вложен труд более 700 человек. При кодификации Договора о ЕАЭС использовано 236 международных договоров по государственному регулированию внешнеэкономической деятельности, таможенному и налоговому регулированию, техническому регулированию и развитию нефтяного и энергетического рынков и т.д. Ряд соглашений сохранился в качестве самостоятельных, а другие - кодифицированы в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза2 (Таможенный кодекс ЕАЭС).

В результате в Договоре о ЕАЭС полно-

1 Договор о Евразийском экономическом союзе (вместе с Приложениями 1-33) (ред. от 08.05.2015) [Электронный ресурс]: [подписан в г.Астане 29.05.2014]// КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.

2Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс]: Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Консуль-тантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр»/ КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.

стью кодифицированы 68 международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства ЕАЭС. Договор о ЕАЭС включает четыре части, 28 разделов, 118 статей и 33 приложения, содержащие законодательные положения и механизмы их реализации, и являющиеся обязательными для исполнения всеми государствами-членами ЕАЭС. О качественном уровне актов законодательства, входящих в нормативное право ЕАЭС, свидетельствует всевозрастающий интерес со стороны государств мира к ЕАЭС по вопросу развития сотрудничества и создания зон свободной торговли. Большой вклад в формирование конструктивных и качественных положений актов законодательства ЕАЭС внесли российские ученые Глазьев С.Ю., Валовая Т.Д., Лихачев А.Е. и др.

Договор о ЕАЭС по содержанию, значимости, важности и перспективности находится в центре внимания ученых и практиков: ими изучаются законодательные нормы и практика их применения, проводятся научные исследования и опробуются конкретные механизмы реализации, ставятся новые задачи и выстраивается их выполнение в целях углубления дальнейшей интеграции. Эти вопросы освещаются в статьях и монографиях российских научных кругов [Абрамова 2016; Каширкин, Морозов 2015; Современные проблемы региональной экономической интеграции 2016; Таможенная политика Евразийского экономического союза 2017], среди которых таковыми являются: Международный центр научного сотрудничества (МЦНС), Центр стратегических разработок (ЦСР), Финансовый университет при Правительстве России, Институт законодательства и сравнительного правоведе-

1599

ния при Правительстве России и др.

Следует отметить, что с развитием интеграционных процессов на территории постсоветского пространства эффективность внедрения законодательных разработок и проектов усиливается благодаря практическому вкладу в них научных подходов ученых и специалистов, работающих в министерствах, ведомствах и других организациях, и учреждениях Российской Федерации. Их научные взгляды, подкрепленные опытом выработки профессиональных решений и нацеленные на результативность реализации различного рода интеграционных проектов, служат основой для создания конструктивного единого законодательства в условиях развивающихся межгосударственных интеграционных процессов в рамках интеграционных объединений. Безусловно, это является гарантией эффективности функционирования интеграционных объединений и вызывает признательность и уважение к российским ученым.

Вместе с тем, как показал анализ результатов исследований в области разработок исследовательских центров в рамках ЕАЭС, в т.ч. российских, то в настоящее время всесторонние исследования функционирования единой таможенной территории государств-членов ЕАЭС и, в частности, применения единого таможенного регулирования на ней в виду специфики этих проблемных вопросов - отсутствуют.

Поэтому в этой статье ставится цель приоткрыть занавес некоторых исследований российских ученых и практиков, коллег по профессиональным компетенциям в рамках проводимых совместных разработок над проектами интеграционных законодательных положений, чей творческий и самоотверженный труд без претензий на личные заслуги способствовал развитию интеграции и запуску ЕАЭС.

В соответствии с Договором о ЕАЭС базисом ЕАЭС является таможенная территория, обеспечивающая эффективность его действия. Согласно статье 25 Договора о ЕАЭС в рамках таможенного союза государств-членов ЕАЭС:

• функционирует внутренний рынок товаров;

• применяются Единый таможенный

тариф ЕАЭС (ЕТТ ЕАЭС) и иные единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьими сторонами;

• действует единый режим торговли товарами в отношениях с третьими сторонами;

• осуществляется единое таможенное регулирование;

• осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветери-нарно-санитарного, карантинного фитоса-нитарного).

В соответствии со статьей 32 Договора о ЕАЭС осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС, а также положениями Договора о ЕАЭС. Координацию, в пределах предоставленных полномочий, в сфере единого таможенного регулирования осуществляет ЕЭК на основе следующих принципов:

• обеспечение взаимной выгоды, равноправия и учета национальных интересов государств-членов ЕАЭС;

• экономическая обоснованность принимаемых решений;

• открытость, гласность и объективность.

Инструментом единого таможенного регулирования и торговой политики на таможенной территории ЕАЭС является ЕТТ ЕАЭС, первоначальной основой которому послужил единый таможенный тариф, введенный в действие с 1 января 2010 г. в Таможенном союзе Беларуси, Казахстана и России.

ЕТТ ЕАЭС представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию ЕАЭС из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС.

Следует отметить, что в Таможенном союзе внедрить в кратчайшие сроки единый таможенный тариф удалось благодаря проведенной работе российскими и белорус-

1600

скими специалистами по унификации ставок ввозных таможенных пошлин в соответствии с Программой действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства1.

В результативности такой работы большую роль сыграло Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о завершении унификации и создании единой системы тарифного и нетарифного регулирования в Союзном государстве (подписано 29.01.2001)2.

В соответствии с Договором о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы (подписан 19.05.2011)3 Республикой Беларусь и другими государствами-членами ЕАЭС в настоящее время применяются ставки ввозных таможенных пошлин исходя из обязательств Российской Федерации перед ВТО. Исходя из положений этого договора Республика Беларусь также применяет ставки ввозных таможенных пошлин, определенных ВТО в рамках обязательств Российской Федерации, т.е.разработки российских ученых и практиков по вступлению в ВТО внедрены в практику их применения также на примере Беларуси, что приближает ее членство в ВТО.

Эффективность функционирования таможенной территории определяется финансовыми инструментами, обеспечивающими наполнение доходов бюджетов участников интеграционных объединений. Одним из таких инструментов, вступившим в силу с 1 января 2010 г., является механизм зачисления и распределения таможенных пошлин,

1 Договор о создании Союзного государства [Электронный ресурс]: [подписан в г.Москва 08.12.1999] // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, -Минск, 2018.

2Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о завершении унификации и создании единой системы тарифного и нетарифного регулирования в Союзном государстве от 29 января 2001 г. // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., №41, 3/335.

3Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы (Подписан в.г.Минске 19.05.2011) // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь 14 ноября 2011 г., №3/2746.

иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие. Этот механизм выстаивался таким образом, чтобы обеспечить равновыгодность бюджетов государств-участников Таможенного союза, не ущемляя интересы ни одной из Сторон интеграционного объединения и никоим образом - не потерять доходы бюджетов от внедрения разработанного механизма.

Этого удалось достичь благодаря продуманности, грамотности и профессионализму специалистов Министерств финансов и таможенных служб России, Беларуси и Казахстана при создании концепции такого механизма. Суть механизма зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин заключается в том, что все собранные ввозные таможенные пошлины на территории государств-участников Таможенного союза оперативно распределяются между их бюджетами по установленным нормативам, исходя из доли импорта. У истоков этого уникального механизма находились российские ученые-практики и специалисты: Шаталов С.Д., Рожкова Л.В., Трунин И.В. и многие другие. Длительный же переговорный процесс послужил гарантией для принятия грамотных решений по формированию и введению в действие механизма зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин.

В основу этого механизма положена методика определения нормативов распределения, исходя из сравнения характеристик, основанных на импорте Беларуси, Казахстана и России на основании информации об объемах ввоза товаров из стран вне СНГ из базы данных статистики ООН COMTRADE. Нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин, а также с 1 января 2015 г. и распределение специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин установлены в следующих размерах для: Республики Армения - 1,11%; Республики Беларусь - 4,56%; Республики Казахстан -7,11%; Кыргызской Республики - 1,9 %; Российской Федерации - 85,32 % [5].

Распределение таможенных пошлин в рамках ЕАЭС является одним из основополагающих элементов единого таможенного регулирования и эффективности функционирования таможенной территории ЕАЭС.

1601

Огромный вклад в создание единого таможенного регулирования в ЕАЭС, являющегося гарантом экономической безопасности государств-членов ЕАЭС, внесли российские ученые и практики, среди которых Бе-льянинов Ю.А., Голендеева Т.Н., Бондарь Л.А. и многие другие. Это их знания и профессионализм, находясь во главе научно-практических интеграционных разработок, обеспечили успешное функционирование ЕАЭС.

Вторым не менее значимым финансовым инструментом и элементом единого таможенного регулирования в ЕАЭС является механизм взимания косвенных налогов по международному правилу ВТО. Взимание косвенных налогов по международному правилу- принципу страны назначения считается наиболее прогрессивным и имеет важное значение для правильного функционирования общего рынка и полностью соответствует природе налога на добавленную стоимость (НДС) как налога на потребление, так как внутри каждого государства потребление импортных и отечественных товаров облагается НДС и акцизами на равных условиях, а экспорт товаров, предназначенных для потребления в другом государстве, освобождается от обложения налогом. Такой порядок взимания налогов не только не допускает никакой дискриминации по отношению к импортным товарам, но и обеспечивает конкурентоспособность экспорта на мировом рынке. Акцизы же установлены на ограниченный перечень товаров и играют двоякую роль, являясь одним из важных источников доходов бюджета и средством регулирования спроса и предложения товаров.

Российские ученые и практики Шаталов С.Д., Комова Н.А., Цибизова О.Ф. совместно с учеными и специалистами белорусской Стороны разработали уникальный механизм косвенного налогообложения во взаимной торговле Беларуси и России, основанный на внешнеторговых обязательствах и доверии в них субъектов хозяйствования Сторон при осуществлении внешнеторговых сделок. Благодаря этому механизму был осуществлен переход на принцип страны назначения взимания косвенных налогов, который в

дальнейшем послужил основой для введения единого порядка косвенного налогообложения на таможенной территории ЕАЭС.

Товары, ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС из стран дальнего зарубежья, стран Прибалтики, государств — участников СНГ, с которыми применяется таможенный контроль, облагаются НДС при их таможенном декларировании. В Республике Беларусь за счет НДС формируется 21,6% всех доходов сектора государственного управления при основной ставке налога в размере 20%. В Российской Федерации посредством НДС формируется 15,4% доходов бюджета при основной ставке НДС в размере 18%, в Республике Казахстан — 9,9% доходов бюджета при ставке НДС в размере 12% [Тарарышкина 2016].

Таможенными органами взимаются также акцизы при ввозе подакцизных товаров с территории государств, с которыми применяется таможенный контроль и таможенное декларирование. Акцизы уплачиваются при таможенном декларировании ввозимых товаров до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. По ввозимым подакцизным товарам, подлежащим маркировке акцизными марками (алкогольные и табачные изделия), из государств, с которыми отсутствует таможенное декларирование и таможенный контроль, в Республике Беларусь и Российской Федерации акцизы также взимаются таможенными органами.

Наметившиеся тенденции роста объемов внешней и внутренней торговли на таможенной территории ЕАЭС в нынешних экономических условиях служат

индикатором эффективности единого таможенного регулирования в ЕАЭС. Так объемы внешней торговли ЕАЭС составили: в 2015 г. — 579,4 млрд. долл., в 2016 г. —509,4 млрд. долл., в 2017 г. — 633,8 млрд. долл.. Взаимная торговля государств-членов ЕАЭС характеризуется следующими показателями: в 2015 г. — 45,6 млрд. долл., в 2016 г. — 43,0 млрд. долл., в 2017 г. — 54,2 млрд. долл.1.

Таким образом, приведенные разработки

1 Eurasian Economic Commission. Mode of access: http://www.eurasiancommission.org. Date of access: 17.03.2018

1602

российских ученых и практиков создали ос- газа, нефти и нефтепродуктов, скоординиро-

нову единого таможенного регулирования в ванной транспортной политики и т.д. ЕАЭС, являющегося гарантом экономической Впереди новые цели и задачи, которые

безопасности государств-членов ЕАЭС и ба- нужно решать и реализовывать с научно-

зисом при создании общего рынка лекар- практической точки зрения, чтобы достичь

ственных средств, а в дальнейшем - общего максимальной их результативности в услови-электроэнергетического рынка, общего рынка ях расширяющейся интеграции.

Библиографический список

Абрамова М.А. Гармонизация монетарной политики стран-членов ЕАЭС: возможности и перспективы / монография. Колл. авторов. М.: РУСАЙНС, 2016. - 198 с.

Каширкина А.А., Морозов А.Н. Россия, Евразийский экономический союз и Всемирная торговая организации: Монография. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве России. М.: ИНФРА, 2015.295 с.

Современные проблемы региональной экономической интеграции (на примере Европейского и Евразийского экономического союза): монография/коллектив авторов; В.А. Шу-маев, А.А. Галушкин и [др.]. М.: ЮСТИЦИЯ, 2016. 268 с.

Таможенная политика Евразийского экономического союза: реалии, проблемы и перспективы формирования / монография. Колл. авторов; отв. ред. И.Т. Насретдинов. - Москва: РУСАЙНС, 2017.- 126 с.

Тарарышкина Л.И. Таможенные платежи как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности / Вестник БГЭУ, научно-практический журнал, №1 (144). Минск, БГЭУ, 2016. С.85-90.

Об авторе: Тарарышкина Любовь Ивановна, кандидат экономических наук, доцент Белорусского государственного университета, Минск, Республика Беларусь (e-mail: tararyshkina@rambler.ru).

References

Abramova M.A. Garmonizaciya monetarnoj politiki stran-chlenov EAES: vozmozhnosti i per-spektivy / monografiya. Koll. avtorov. M.: RUSAJNS, 2016. - 198 s.

Kashirkina A.A., Morozov A.N. Rossiya, Evrazijskij ekonomicheskij soyuz i Vsemirnaya tor-govaya organizacii: Monografiya. M.: Institut zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya pri Pravitel'stve Rossii. M.: INFRA, 2015.295 s.

Sovremennye problemy regional'noj ekonomicheskoj integracii (na primere Evropejskogo i Ev-razijskogo ekonomicheskogo soyuza): monografiya/kollektiv avtorov; V.A. SHumaev, A.A. Ga-lushkin i [dr.]. M.: YUSTICIYA, 2016. 268 s.

Tamozhennaya politika Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza: realii, problemy i perspektivy formirovaniya / monografiya. Koll. avtorov; otv. red. I.T.Nasretdinov. - Moskva: RUSAJNS, 2017.- 126 s.

Tararyshkina L.I. Tamozhennye platezhi kak instrument regulirovaniya vneshneekonomich-eskoj deyatel'nosti / Vestnik BGEU, nauchno-prakticheskij zhurnal, №1 (144). Minsk, BGEU, 2016. S.85-90.

About the author: Tararyshkina Lyubov I., PhD in Economic sciences, Associate Professor of the Belarusian State University Minsk, Belarus (e-mail: tararyshkina@rambler.ru).

1603

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.