Методы таможенного регулирования в системе обеспечения экономической безопасности
Солодухина Ольга Ивановна,
канд. экон. наук, доцент кафедры таможенного дела и мировой экономики, ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет» E-mail: [email protected]
Внешняя торговля - обмен товарами между странами - играет ведущую роль в политических и экономических системах государств Мира. Несмотря на важность и потенциальную выгоду для мировой экономики, с расширением внешней торговли появилось больше рычагов воздействия на политические и экономические решения, принимаемые в странах, посредством введения международных санкций. Цель статьи состоит в исследовании и определении направлений совершенствования организации таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в целях эффективной реализации инструментов обеспечения экономической безопасности государства в условиях санкционных ограничений. В статье отмечено, что современные условия развития Российской Федерации, обусловленные новыми вызовами и угрозами, определяют необходимость совершенствования и внедрения таможенных мер по противодействию негативному влиянию санкционных ограничений на экономическую безопасность страны. В результате проведенного исследования определены основные меры совершенствования инструментов таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в части противодействия основным внешним угрозам экономической безопасности России.
Ключевые слова: санкции, ограничения, таможенно-тарифное регулирование, риск, экономическая безопасность, таможенные органы, Российская Федерация.
Введение
Санкции являются неотъемлемой частью международной дипломатии, инструментом для принуждения правительств-объектов к конкретным мерам реагирования. В большинстве случаев применение санкций предполагает готовность страны-отправителя вмешаться в процесс принятия решений другим суверенным правительством, но взвешенным образом, который дополняет дипломатические упреки без немедленного применения военной силы. Страны, которые вводят санкции, по большей части являются крупными государствами, которые проводят активную внешнюю политику.
Санкции часто не приводят к изменению поведения иностранных стран. Одна из причин неудачи очевидна: введенные санкции могут просто быть неадекватными поставленной задаче.
В условиях расширяющегося международного взаимодействия, введение санкционных мер может рассматриваться как угроза экономической безопасности государств, как тех, в отношении которых вводятся санкции, так и стран, которые накладывают ограничения.
Европейский союз (ЕС) и Соединенные Штаты Америки (СШАФ) ввели ряд ограничительных мер в отношении России и Беларуси. Общие пакеты санкций включают целенаправленные ограничительные меры в отношении ряда физических и юридических лиц, ограничения на экономические отношения с Донецкой и Луганской областями, финансовые ограничения в отношении России и ряд запретов на импорт и экспорт в отношении России и Беларуси. В ответ на введенные ограничения, Российская Федерация приняла акты о реторсии. Таможенные органы Российской Федерации осуществляет контроль импорта и экспорта товаров, подпадающих под действие этих мер.
Изменение экономических и политических отношений в экспортно-импортных операциях, усиление международного экономического сотрудничества и зависимости от экономической конкуренции на внутреннем и внешнем рынках создают соответствующие условия для изучения и разработки направлений развития мер и инструментов таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, в целях эффективного обеспечения экономической безопасности России.
в
Работа выполнена в рамках реализации программы развития ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет» проекта «Приоритет-2030».
Материалы и методы
Методическую основу исследования составляют следующие теоретические конструкции и методические подходы к роли таможенного регулирования
в обеспечении стабильной экономической безопасности страны, в условиях санкционных ограничений:
- таможенная политика как одна из первых форм регулирования торговых отношений с другими странами: основными инструментами таможенной политики являются таможенные процедуры, тарифное и нетарифное регулирование, управление рисками, таможенные операции и т.д.;
- методы реализации внутренней и внешнеэкономической политики страны: деятельность государства и организаций, которые имеют полномочия по установлению тарифов и нетарифных ограничений;
- институциональный подход: при анализе институциональных основ организации деятельности таможенных органов России в сфере обеспечения экономической безопасности государства, в условиях санкционных ограничений;
- методы системного анализа: при определении проблем и разработке направлений совершенствования таможенной деятельности в целях эффективной реализации инструментов обеспечения экономической безопасности государства в условиях санкционных ограничений.
Литературный обзор
В экономической литературе основное внимание уделяется эффективности санкций в изменении поведения государства-цели, чтобы оно соответствовало намерениям государства-отправителя (Bapat, Navin A., T. Clifton Morgan) [1]. Большинство этих исследований, как правило, приходят к выводу, что санкции неэффективны для убеждения объекта изменить свою нежелательную политику.
Особое место в обеспечении экономической безопасности государств, в условиях введения международных санкций, в научной литературе отводится таможенным органам. В работах Donner, Michel, Cor-nelis Kruk [2] таможенная политика с точки зрения укрепления экономической безопасности страны определяется как система мер, регулирующих импорт, экспорт и транзит товаров и других объектов, перемещающихся через границы страны. Эффективность обеспечения экономической безопасности путем усовершенствования системы таможенного регулирования в своих работах рассматривают такие ученые, как Вагин В.Д. [3], Репин Д.В., Са-мик М.В. [4] и другие. Однако, без совершенствования таможенной деятельности, с учетом современных социально-экономических и геополитических условий, невозможно обеспечить эффективное функционирование таможенных органов в условиях санкционных ограничений. Несмотря на актуальность данной темы, вопросы организации таможенной деятельности, в условиях санкционных ограничений, требуют дополнительных исследований.
Результаты
Одними из основных инструментов обеспечения экономической безопасности таможенными органа-
ми в условиях введения санкционных ограничении являются таможенно-тарифное и нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.
Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой форму государственного надзора за внешней торговлей, используемую для контроля за импортом и экспортом. С помощью этой меры государство осуществляет свои исключительные права на введение таможенных пошлин на товары, пересекающие таможенную границу.
Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли осуществляется с помощью множества взаимосвязанных элементов, включая не только тарифы, но и классификацию товаров в рамках наименований тарифов, тарифных преференций, факторов страны происхождения товаров и т.д.
Таможенный тариф - набор систематизированных ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам и транспортным средствам, перемещаемым через таможенную границу в целях обеспечения экономической безопасности. Наиболее распространенными принципами содействия формированию импортных тарифов для отечественного производства являются принцип тарифной эскалации и система, основанная на принципе эффективной тарифной защиты. Использование этих методов может упростить структуру ставок налога на импорт. Комплексная унификация таможенных тарифов направлена на создание условий для развития конкуренции между отечественными предприятиями и зарубежными поставщиками.
Основными внешними вызовами, с которыми сталкивается российская экономика, являются непредсказуемость будущих путей развития международной торговой системы, а также сохранение санкционной политики отдельных стран в отношении России. В этих условиях таможенно-тарифная политика направлена на поддержание разумного соотношения импорта и экспорта товаров, повышение конкурентоспособности производителей, совершенствование торговой структуры внешней торговли, стимулирование инвестиционных процессов в экономике [5].
В целях придания приоритетного значения поддержке стабильности государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) Евразийская экономическая комиссия приняла следующие решения по необходимым товарам:
- освобождение от импортных пошлин на отдельные товары, участвующие в производстве продукции легкой промышленности, импортного технического оборудования, сырья и материалов для реализации инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики;
- исключение необходимости подтверждения назначения для определенных категорий продуктов.
Также в целях снижения негативного влияния воздействия внешних санкций были приняты меры по обеспечению поставок и распределения товаров первой необходимости. Перечень пограничных
сз о со от m Р от
от А
=Е
пунктов пропуска в России расширен для того, чтобы товары могли въезжать и выезжать из страны, через пункты пропуска, не являющиеся, для таких товаров, местами пересечения таможенной границы, предусмотренными таможенным кодексом Евразийского экономического союза.
В целях обеспечения продовольственной безопасности вводятся ограничения (тарифные квоты, тарифы) на экспорт пшеницы, ячменя, кукурузы, ржи, сахара, сои, рапса и подсолнечного масла.
Нетарифные меры таможенного регулирования внешней торговли, обычно, определяются как неценовая политика, которая может оказать экономическое воздействие на международную торговлю товарами, изменить объем торговли или цены или и то, и другое. К нетарифным мерам регулирования внешнеторговой деятельности относят: технические меры, такие как санитарные или меры по защите окружающей среды, а также другие, традиционно используемые в качестве инструментов торговой политики, например, квоты, контроль цен, экспортные ограничения, или условные торговые защитные меры, а также другие инструменты, такие как конкуренция, инвестиционные меры, связанные с торговлей, ограничения на государственные закупки или распределение.
В дополнение к мерам, предусмотренным указами Президента Российской Федерации от 28 февраля 2022 г. № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций» [6] и от 1 марта 2022 г. № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации» [7] Указом Президента РФ от 08 марта 2022 г. № 100 «О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности» [8] введены ограничительные меры, в отношении отдельных категорий товаров до 31 декабря 2025 года, в частности:
- согласно перечню, составленному Правительством РФ, запрещается экспорт и импорт продукции и/или сырья за пределы и на территорию России;
- ограничен экспорт продукции и/или сырья на территорию Российской Федерации и/или импорт продукции и/или сырья на территорию Российской Федерации, согласно перечню Правительства Российской Федерации. Таможенные органы также несут ответственность за реализацию нетарифных мер общей коммерческой политики и любого другого законодательства, связанного с таможенными операци-
] ями. Однако, ужесточение таможенных правил, = обусловленное санкционными ограничениями, е введенными в отношении Российской Федерации £3 и принятием ответных мер, не должно увеличивать еЗ время совершения таможенных операций и выпу-ав ска товаров таможенными органами в свободное
обращение. Важным механизмом, обеспечивающим эффективное функционирование таможенных органов России в условиях международных санкций, является система управления рисками (СУР).
Всемирная таможенная организация (ВТамО) определяет «управление рисками» в «Глоссарии международных таможенных терминов» как «скоординированные действия администраций по направлению и контролю рисков». Кроме того, «анализ рисков» определяется как «систематическое использование доступной информации для определения того, как часто могут возникать определенные риски, и величины их вероятных последствий». Надлежащее управление рисками имеет основополагающее значение для эффективного совершения таможенных операций.
В целом риск, в таможенном деле, можно определить, как возможность несоблюдения таможенного законодательства и правил. В этом контексте существуют риски безопасности и защиты, которые угрожают общественному здоровью и безопасности, а также существуют фискальные риски, которые могут привести к потере доходов.
Соблюдение принципа риск-ориентированного управления на границах во многом зависит от эффективности взаимодействия таможенных администраций с деловыми кругами и другими государственными и межправительственными учреждениями.
Обсуждение
Геополитические угрозы и связанные с ними изменения в структуре международной торговой системы, а также санкционная политика, реализуемая отдельными странами, останутся важнейшими внешними вызовами во внутреннем и внешнеторговом секторах экономики Российской Федерации, в ближайшей перспективе.
Таможенная политика России, в целях обеспечения экономической безопасности государства, должна быть направлена на повышение конкурентоспособности отечественных производителей (в том числе за счет сокращения прямых и косвенных затрат операторов внешней торговли), улучшение сырьевой структуры внешней торговли, стимулирование инвестиционного процесса (в том числе путем привлечения прямых иностранных инвестиций), и устранить влияние инфляции, вызванное резкими колебаниями цен на мировом рынке.
Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности, в ближайшей перспективе, будет реализовываться на фоне либерализации торговли со странами в рамках создания зоны свободной торговли на уровне Евразийского экономического союза. Поэтому будут увеличиваться предоставляемые тарифные уступки и усиливаться конкуренция на внутреннем рынке.
Важным направлением таможенно-тарифного регулирования должно стать расширение международного сотрудничества и корректировка экспортных потоков России на азиатский рынок.
В целях повышения эффективности нетарифного регулирования внешней торговли необходимо минимизировать различия между государствами-членами Евразийского экономического союза в этом отношении. Для достижения цели государственного регулирования без ограничения экономического развития необходимо разработать разумную политику, способствующую интеграции законодательных баз применения мер нетарифного регулирования ВЭД, а не отмене нормативных требований. Государствам-членам Евразийского экономического союза необходимо поддерживать сотрудничество в области нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, в целях обеспечения интеграции нормативных требований, формулирования четких правил формирования современных стандартов и соответствия товаров единым обязательным требованиям.
Участникам внешнеэкономической деятельности следует принимать меры для обеспечения того, чтобы их внешнеторговые контракты включали положения, гарантирующие, что любые импортируемые или экспортируемые товары не происходят из недружественных стран или не предназначены для них в конечном итоге. Этими положениями могут быть, например, заявление о том, что соблюдение этого положения является существенным элементом договора, или договорные положения, обязывающие импортера в третьих странах не экспортировать соответствующие товары в недружественные России страны и не перепродавать товары какой-либо третьей стороне.
Вопросы улучшения системы управления рисками, в условиях санкционных ограничений, остаются одними из важных среди направлений модернизации таможенной службы России. Разрабатываются новые профили, старые профили улучшаются или аннулируются на постоянной основе с использованием информационных систем, материалов о нарушении таможенного законодательства, международных конвенций, информации, предоставленной различными государственными органами и международными организациями, а также международного опыта в области управления рисками.
Заключение
Таможенно-тарифное регулирование способствует обеспечению защиты экономики, соблюдению международных обязательств и поддержке стабильной системы внешней торговли. Эффективный тарифный режим внешней торговли является предпосылкой для реализации эффективной тарифной политики по обеспечению экономической безопасности страны и организации работы таможенных органов России.
Определение единой методики реализации таможенно-тарифной политики в рамках Евразийского экономического союза и формирование перечня товаров каждой страны-участницы Союза,
использующих экспортные тарифы, создание проекта соглашения о единой системе подтверждения происхождения экспортируемых товаров Союза, позволят снизить риск экспорта российских товаров, через территорию других стран-участниц ЕАЭС, в целях уклонения от уплаты вывозных таможенных пошлин.
Одной из главных задач совершенствования нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, в условиях введения санкций и ограничений в отношении России, - скорректировать механизм нетарифного регулирования в рамках функционирования ЕАЭС для адаптации его к современным условиям международной торговли. Механизм применения нетарифных мер регулирования внешней торговли нуждается в пересмотре, с тем чтобы свести к минимуму затраты на его соблюдение и повысить эффективность процесса осуществления. Унификация нормативных и процедурных требований нетарифного регулирования в государствах-членах ЕАЭС повысит осведомленность участников внешней торговли и со временем снизит связанные с этим издержки.
Система управления рисками не может эффективно функционировать без взаимосвязи с другими элементами таможенной системы. Это, прежде всего, таможенный контроль после выпуска товаров, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, информационные системы таможенных органов и технические решения, включая использование международных информационных систем.
Для системы управления рисками предлагается собирать, накапливать, анализировать и обновлять информацию из официальных источников на всех этапах тарифного и нетарифного регулирования, а именно:
- контроль правильной классификации товаров: создание базы данных товаров кодирование, которых унифицировано и доступно для разглашения, что сделало бы невозможным таможенное декларирование одних и тех же товаров в разных таможенных органах России под разными кодами и, соответственно, по разным ставкам таможенных пошлин;
- контроль правильности определения страны происхождения товара: предоставление информации уполномоченным иностранным органам стран происхождения (экспорта и (или) импорта) товаров о выданных сертификатах происхождения товаров;
- контроль за правильным определением таможенной стоимости товаров: обмен информацией со странами производства о достоверной стоимости продуктов.
Предлагаемые направления совершенствования таможенной деятельности в условиях санк-ционных ограничений могут способствовать формированию развитой и эффективной системы таможенного регулирования, что является одним из важнейших компонент обеспечение благоприятных условий для вовлечения национальной экономики России в систему мирового хозяйства.
сз о со от т Р от
от А ш
Литература
1. Bapat, Navin A. and T. Clifton Morgan. «Multilateral Versus Unilateral Sanctions Reconsidered: A Test Using New Data» International Studies Quarterly 53 (2009): 1075-1094.
2. Donner, Michel & Kruk, Cornelis. (2009). Supply Chain Security Guide. https://www.researchgate. net/publication/282850060_Supply_Chain_Secu-rity_Guide
3. Вагин В.Д. Таможенные органы и их роль в обеспечении экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности: учебное пособие / В.Д. Вагин - СПб.: ИЦ Интермедия, 2019. - 120 с
4. Репин Д.В., Самик М.В. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности как инструмент обеспечения экономической безопасности // Теневая экономика. - 2017. -Том 1. - № 3. - С. 127-138. - doi: 10.18334/ tek.1.3.38425.
5. Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России): Федеральный орган исполнительной власти: сайт. - URL: https:// minfin.gov.ru/ (дата обращения: 15.07.2023). -Текст: электронный.
6. О применении специальных экономических
METHODS OF CUSTOMS REGULATION IN THE SYSTEM OF ENSURING ECONOMIC SECURITY
Solodukhina O.I.
Southwest State University
Foreign trade - the exchange of goods between countries - plays a leading role in the political and economic systems of the states of the world. Despite the importance and potential benefits to the global economy, with the expansion of foreign trade, there has been more leverage over political and economic decisions made in countries through the imposition of international sanctions. Purpose of the article is to study and determine the directions for improving the organization of customs regulation of foreign economic activity in order to effectively implement the tools for ensuring the economic security of the state under sanctions restrictions. The article notes that the modern conditions for the development of the Russian Federation, caused by new challenges and threats, determine the need to improve and implement customs measures to counter the negative impact of sanctions restrictions on the country's economic security. As a result of the study, the main measures to improve the instruments of customs regulation of foreign economic activity in terms of countering the main external threats to Russia's economic security were identified.
Keywords: sanctions, restrictions, customs and tariff regulation, risk, economic security, customs authorities, Russian Federation.
References
1. Bapat, Navin A. and T. Clifton Morgan. "Multilateral Versus Unilateral Sanctions Reconsidered: A Test Using New Data" International Studies Quarterly 53 (2009): 1075-1094.
2. Donner, Michel & Kruk, Cornelis. (2009). Supply Chain Security Guide. https://www.researchgate.net/publication/282850060_ Supply_Chain_Security_Guide
Vagin V.D. Customs authorities and their role in ensuring economic security in the field of foreign economic activity: study guide / V.D. Vagin - St. Petersburg: Intermedia Information Center, 2019. - 120 p.
Repin D.V., Samik M.V. Customs and Tariff Regulation of Foreign Trade Activity as a Tool for Ensuring Economic Security // Shadow Economy. - 2017. - Volume 1. - No. 3. - P. 127138. - doi: 10.18334/tek.1.3.38425.
Ministry of Finance of the Russian Federation (Minfin of Russia): Federal executive body: website. - URL: https://minfin.gov.ru/ (date of access: 07/15/2023). - Text: electronic. On the application of special economic measures in connection with the unfriendly actions of the United States of America and foreign states and international organizations that have joined them: Decree of the President of the Russian Federation of February 28, 2022 No. 79. - Text: electronic // Official Internet portal of legal information: [website]. - URL: http://publication.pra-vo.gov.ru/Document/View/0001202202280049 (date of access: 07/18/2023).
On additional temporary economic measures to ensure the financial stability of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation dated March 1, 2022 No. 81. -Text: electronic // Official Internet portal of legal information: [website]. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202203010083 (date of access: 07/18/2023). On the application of special economic measures in the field of foreign economic activity in order to ensure the security of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation dated March 08, 2022 No. 100 - Text: electronic // Official Internet portal of legal information: [website]. - URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203080005 (date of access: 07/18/2023).
мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнув- 3. ших к ним иностранных государств и международных организаций: Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 2022 г. 4. № 79. - Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации: [сайт]. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Doc- 5 ument/View/0001202202280049 (дата обраще- . ния: 18.07.2023).
7. О дополнительных временных мерах экономи- 6 ческого характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2022 г. № 81. - Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации: [сайт]. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/ 7. Document/View/0001202203010083 (дата обращения: 18.07.2023).
8. О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэко- 8. номической деятельности: Указ Президента Российской Федерации от 08 марта 2022 г.
№ 100 - Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации: [сайт]. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Doc-ument/View/0001202203080005 (дата обращения: 18.07.2023).
в