Научная статья на тему 'ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ В СТРАНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В САНКЦИОННЫХ УСЛОВИЯХ'

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ В СТРАНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В САНКЦИОННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
379
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ / САНКЦИИ / ИМПОРТ / ТАМОЖЕННАЯ ЛОГИСТИКА / INTERNATIONAL ROAD TRANSPORT / LOGISTICS STRATEGIES / SANCTIONS / IMPORTATION / CUSTOMS LOGISTICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вахрушев В. Ю., Худжатов М. Б.

В статье исследуются проблемы международных автомобильных перевозок в Республике Беларусь и в РФ, вызванные европейскими санкциями. Научная новизна заключается в разработке новых логистических стратегий, направленных на развитие международных автомобильных перевозок в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). В качестве направлений развития международных автомобильных перевозок предлагается использовать таможенно-логистические стратегии с перецепкой и перевалкой товаров после их прибытия на таможенную территорию ЕАЭС. Реализация предлагаемых мероприятий будет способствовать увеличению объемов грузоперевозок автомобильным транспортом, а также стимулировать импорт необходимых товаров европейского производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вахрушев В. Ю., Худжатов М. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGISTICS STRATEGIES IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION UNDER SANCTIONS

The article analyzes the problems of international road transport in the Republic of Belarus and the Russian Federation caused by European sanctions. The scientific novelty lies in the development of new logistics strategies aimed at the development of international road transport in the Eurasian Economic Union (EAEU). As directions for the development of international road transport, it is proposed to use customs and logistics strategies with the recoupling and transshipment of goods after their arrival in the customs territory of the EAEU. The implementation of the proposed measures will help increase the volume of cargo transportation by road, as well as stimulate the import of necessary European-made goods.

Текст научной работы на тему «ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ В СТРАНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В САНКЦИОННЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК 339.5

doi:10.52210/2224669X_2022_2_28 ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ

В СТРАНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В САНКЦИОННЫХ УСЛОВИЯХ

В.Ю. Вахрушев, М.Б. Худжатов

Аннотация. В статье исследуются проблемы международных автомобильных перевозок в Республике Беларусь и в РФ, вызванные европейскими санкциями. Научная новизна заключается в разработке новых логистических стратегий, направленных на развитие международных автомобильных перевозок в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). В качестве направлений развития международных автомобильных перевозок предлагается использовать таможенно-логистические стратегии с перецепкой и перевалкой товаров после их прибытия на таможенную территорию ЕАЭС. Реализация предлагаемых мероприятий будет способствовать увеличению объемов грузоперевозок автомобильным транспортом, а также стимулировать импорт необходимых товаров европейского производства.

Ключевые слова: международные автомобильные перевозки, логистические стратегии, санкции, импорт, таможенная логистика; international road transport, logistics strategies, sanctions, importation, customs logistics.

LOGISTICS STRATEGIES

IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION UNDER SANCTIONS V.Yu. Vakhrushev, M.B. Khudzhatov

Abstract. The article analyzes the problems of international road transport in the Republic of Belarus and the Russian Federation caused by European sanctions. The scientific novelty lies in the development of new logistics strategies aimed at the development of international road transport in the Eurasian Economic Union (EAEU). As directions for the development of international road transport, it is proposed to use customs and logistics strategies with the recoupling and transshipment of goods after their arrival in the customs territory of the EAEU. The implementation of the proposed measures will help increase the volume of cargo transportation by road, as well as stimulate the import of necessary European-made goods.

Keywords: international road transport, logistics strategies, sanctions, importation, customs logistics.

Международные автомобильные перевозки являются одним из важнейших инструментов развития международной торговли.

Несомненным преимуществом автомобильного транспорта является его маневренность, мобильность, а также высокая скорость доставки грузов по сравнению с железнодорожным и водным транспортом [5].

Необходимо отметить, что таможенная территория ЕАЭС обладает высоким потенциалом с точки зрения перевозки грузов автомобильным транспортом. Очевидно, что явным лидером среди стран ЕАЭС в данной области является РФ. Отметим также значительную роль Республики Беларусь (РБ), которая территориально находится ближе всех среди стран ЕАЭС к Европейскому союзу (ЕС) [8].

На протяжении последних 30 лет страны ЕС являлись одними из основных торговых партнеров РФ и РБ. Однако в первой половине 2022 г. отношения ЕС с РФ и РБ резко ухудшились по геополитическим причинам, что привело к введению странами ЕС экономических санкций против РФ и РБ. В частности, указанные санкции коснулись сферы международных автомобильных перевозок. ЕС запретил российским и белорусским перевозчикам въезд на территорию ЕС для осуществления транспортировки грузов [7]. Со стороны РБ последовал зеркальный ответ в виде запрета для европейских перевозчиков осуществлять международные автомобильные перевозки по территории РБ [9].

Отметим, что на момент написания данной статьи РФ не стала применять зеркальные санкции к европейским перевозчикам по аналогии с белорусскими коллегами. Вместе с тем санкции со стороны ЕС и РБ создали серьезные препятствия для развития международных автомобильных перевозок. Необходимость поиска решений вышеизложенной проблемы обусловили актуальность данной статьи.

Анализ действующего таможенного законодательства ЕАЭС, а также практики осуществления международных автомобильных перевозок позволяет выделить 2 логистические стратегии развития международных автомобильных перевозок в санкционных условиях:

1. Перевалка (перегрузка) товаров с одного транспортного средства на другое со сменой перевозчика на территории РБ.

2. Перецепка европейского полуприцепа со сменой тягача на территории РБ.

Рассмотрим обе стратегии подробнее.

При использовании схемы перевалки (перегрузки) с одного транспортного средства на другое со сменой перевозчика на терри-

тории РБ груз на склад в РБ доставляет европейский перевозчик, а далее забирает груз и доставляет получателю в РФ - российский или белорусский перевозчик. В данном контексте важно отметить, что схема перевалки может быть реализована только в определенных таможенно-логистических центрах (ТЛЦ), которые отражены в таблице 1.

Таблица 1

Перечень белорусских ТЛЦ для реализации схемы перевалки (перегрузки) с одного транспортного средства на другое со сменой перевозчика [5]

Наименование ТЛЦ Адрес местонахождения ТЛЦ, телефон, (км от границы) Максимальное количество ТС в ЗТК

СВХ «Полоцк-Стекловолокно» г. Полоцк, ул. Строительная, 30/6, +375 (214) 41-55-45, +375 (214) 41-54-50, [email protected] 25

ТЛЦ «Брест-Белтаможсервис-2» Брестская обл., Брестский р-н, Клейни-ковский с/с, 10, 2.0 км юго-западнее аг. Клейники 176

СВХ «Гродно-ГАП-2» г. Гродно, ул. Пучкова-28, (45 км) тел. +375(152)322434 таможня, +375(152)322437 СВХ 65

ТЛЦ «Брест-Белтаможсервис» г. Брест ул. Лейтенанта Рябцева, 45а 106

ТЛЦ «Каменный Лог-Белтаможсервис» Гродненская область, Ошмянский район, М-7, 147-й км, 4 70

ТЛЦ «БЕРЕСТОВИ-ЦА» Беларусь, Пограничный, ул. Комарова, 48, +375 15 292-99-08 195

ТЛЦ «БРУЗГИ» Беларусь, Гродненский район, М-6, 289-й километр, 6, помещение 3, +375 15 292-99-01 200

ПТО «Лида-Авто» СВХ ОАО «Лида-спецавтотранс» 231281, РБ, Гродненская обл., г. Лида, ул.Фурманова, 39 40

При импорте товаров на таможенную территорию ЕАЭС схема перевалки товаров на примере ТЛЦ «Брест-Белтаможсервис-2» реализуется в следующем порядке:

1. Груз для российского получателя загружается в ЕС европейским перевозчиком и следует до ТЛЦ «Брест-Белтаможсервис-2».

2. Параллельно фрахтуется российский или белорусский перевозчик (с дозволом соответствующей категории, например для груза из Германии - дозвол первой категории) для доставки груза от ТЛЦ «Брест-Белтаможсервис-2» до грузополучателя в РФ.

3. Согласование времени прибытия европейского перевозчика и российского/белорусского перевозчика на ТЛЦ «Брест-Белтаможсервис-2».

4. На ТЛЦ осуществляется перегрузка товаров с одного транспортного средства на другое, либо перевалка с выгрузкой на склад.

5. Процедура таможенного транзита, открытая европейскому перевозчику на таможенной границе ЕАЭС, будет закрыта пункте таможенного оформления (ПТО) в РБ. Для последующего перевозчика необходимо заявить новую процедуру таможенного транзита путем подачи транзитной декларации с обеспечением для перевозчиков (без обеспечения для таможенных перевозчиков) до таможенного органа назначения в РФ [1].

6. Если перегрузка товаров выполняется с одной машины на другую машину, то для последующей перевозки сохраняется та же накладная CMR. При этом в графу 17 CMR вписывается последующий перевозчик и в графу 25 - регистрационный номер новой машины). В случае, если производится выгрузка на ТЛЦ, оформляется новая накладная CMR на российского либо белорусского перевозчика [11].

7. После перевалки и оформления документов груз доставляется в РФ российским либо белорусским перевозчиком.

При экспорте товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС участники ВЭД обязаны подать в таможенные органы РБ или РФ декларации на товары. Поскольку груз на таможенной территории ЕАЭС имеет статус «товара Союза», данный груз следует по таможенной территории ЕАЭС до склада перегрузки и до таможенной границы без обеспечения уплаты таможенных платежей на основании процедуры экспорта. Учитывая последующую процедуру перевалки, в экспортную декларацию в графу 21 отправитель

должен внести сведения о последующем транспортном средстве европейского перевозчика, а именно регистрационные номера тягача, прицепа и страна регистрации перевозчика, либо - наименование вида транспорта (например, автомобильный) [1; 2].

Кроме вышеизложенной схемы перевалки, предлагается также использовать схему перецепки европейского полуприцепа со сменой тягача на территории РБ. Например, европейский перевозчик доставляет груз на склад в РБ, оставляет прицеп на ТЛЦ, далее прицеп цепляет белорусский/российский перевозчик и доставляет груз получателю в РБ или РФ.

Важно отметить, что перевозчику для выполнения автомобильной перевозки грузов должна быть представлена копия договора аренды или иного документа, подтверждающего право владения и (или) пользования грузовым транспортным средством, если перевозчик не является его собственником (п. 15, 340 Правил автомобильной перевозки грузов, утв. постановлением Совмина от 30 июня 2008 г. № 970) [4].

Схема перецепки на примере импортной перевозки из ЕС в РБ или РФ реализуется в следующем порядке:

1. Согласование возможности передачи европейским перевозчиком своего полуприцепа с грузом белорусскому или российскому перевозчику.

2. Поиск и фрахт белорусского или российского перевозчика, который готов доставить груз на европейском полуприцепе.

3. Определение места и времени перецепки (места указаны в таблице 1). Помимо указанных в таблице 1 ТЛЦ перецепка может осуществляться в зонах ожидания для въезда в автодорожный пункт пропуска (Берестовица, Брузги, Бенякони, Котловка, Гри-горовщина, Видзы, Урбаны). После прибытия в ТЛЦ оба транспортных средства одновременно въезжают в зону таможенного контроля (ЗТК).

4. Подаются заявления в таможенные органы от каждого водителя на перецепку с одной машины на другую машину. Под каждое заявление необходимо приложить копии паспортов водителей, а также техпаспорт на тягач и прицеп.

5. Перевозчик, являющийся владельцем полуприцепа, выписывает доверенность на второго перевозчика (владельца тягача) на ис-

пользование полуприцепа для выполнения международной автомобильной перевозки.

6. Между перевозчиками составляется Акт приема-передачи грузового транспортного средства (прицепа или полуприцепа).

7. В графе 17 накладной СMR указываются данные нового (последующего) перевозчика из РБ или РФ [11].

8. Последующий перевозчик выдает расписку первому перевозчику о приеме груза (форма свободная, также это может быть расписка на обратной стороне копии накладной CMR).

9. Для первого перевозчика закрывается процедура таможенного транзита, для последующего - открывается процедура таможенного транзита до таможенного органа назначения в РФ. При оформлении транзитной декларации первый перевозчик указывает последующего перевозчика, если эти сведения известны [1, 3].

10. Важно отметить, что обязанность по вывозу иностранного временно ввезенного полуприцепа и соблюдению сроков временного ввоза лежит на европейском перевозчике, который ввез этот полуприцеп на таможенную территорию ЕАЭС. Последующий

ВЪЕЗД В РБ товары)

ЛИТОВСКИМ ПЕРЕВОЗЧИК БЕЛОРУССКИЙ ПЕРЕВОЗЧИК

1. ЗАЕЗД НА СВХ (с товаром) 1. ЗАЕЗД НА СВХ

ПЕРЕЦЕПКА если ПЕРЕГРУЗКА ПЕРЕЦЕПКА | если ПЕРЕГРУЗКА

2. ЗАЯВЛЕНИЕ на перецепку 2. ЗАЯВЛЕНИЕ на перегрузку 2. ЗАЯВЛЕНИЕ на перецепку | 2. ЗАЯВЛЕНИЕ на перегрузку

3. Ожидание завершения процедуры таможенного транзита ПЕРЕЦЕПКА | ПЕРЕГРУЗКА

4. Получение документов с завершенной процедурой транзита 4. Получение документов с завершенной процедурой транзита у

5. ПЕРЕЦЕПКА 5. ПЕРЕГРУЗКА иностранного перевозчика

б. Передает документы белорусскому перевозчику 5. Внесение изменений в СМЯ (ТС, перевозчик)

7. Ожидает загрузку товара (перецепку или Убывает порожним в ПР (Беняконе] 6 Оформление новой процедуры т. транзита (ЭПИ), обеспечение.

7. Новая пломба.

$. Убывает с СВХ на таможеню назначения, согласно процедуре т.транзита.

ВЫЕЗД В РБ

ЛИТОВСКИИ ПЕРЕВОЗЧИК БЕЛОРУССКИЙ ПЕРЕВОЗЧИК

1. ЗАЕЗД НА СВХ (один т игач) (порожняя сцепка) 1. ЗАЕЗД НА СВХ с экспортным грузом

Подцепляет прицеп Находится на СВХ (сцепка) 2. ЗАЯВЛЕНИЕ на перецепку |

Загружается на СВХ 3. ПЕРЕЦЕПКА | 3. ПЕРЕГРУЗКА

3. Внесение изменений в СМ!* (ТС, перевозчик) 4. Передаёт документы иностранному перевозчику.

4. Ожидает снятие с контоля уведомления 5. Выезжает с СВХ

5. Убывает в ПР (Беняконе) |

Рисунок 1. Описание логистических стратегий развития международных автомобильных перевозок в санкционных условиях

Источник: составлено авторами

перевозчик должен вернуть (а первоначальный - вывезти) европейский прицеп/полуприцеп за пределы ЕАЭС в срок не более 10 дней [1].

11. После доставки товаров грузополучателю в РФ осуществляется возврат порожнего полуприцепа европейскому перевозчику [6].

Для наглядности обе стратегии развития международных автомобильных перевозок в санкционных условиях представлены на рисунке 1.

В целом, предлагаемые в статье таможенно-логистические стратегии позволяют частично решить проблемы осуществления международных автомобильных перевозок в условиях функционирования европейских санкций в данной области.

В долгосрочной перспективе отрасль международных автомобильных перевозок в странах ЕАЭС нуждается в серьезной поддержке со стороны государства. Вопросы разработки мер поддержки логистического бизнеса в странах ЕАЭС являются предметом будущих исследований.

Библиографический список

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 29.05.2022).

2. Решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257 «О форме декларации на товары и порядке ее заполнения» // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 29.05.2022).

3. Решение Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 г. № 438 «О Порядке совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита» // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 29.05.2022).

4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 970 от 30 июня 2008 г. Об утверждении Правил автомобильных перевозок грузов. URL: https://belzakon.net/ (дата обращения: 29.05.2022).

5. Арский А.А. Аппроксимация расчетов стоимости логистических издержек при проектировании международной автомобильной перевозки // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2017. № 3.

<g!fc>

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

6. Вахрушев В.Ю., Худжатов М.Б. Актуальные вопросы таможенной логистики в Российской Федерации // Маркетинг и логистика. 2020. № 3 (29).

7. ГолубчикА.М., ПакЕ.В. Экономические санкции в отношении России: транспортный аспект // Российский внешнеэкономический вестник. 2022. № 3.

8. Иванкова А.О. Основные проблемы и трудности в организации международных грузовых перевозок в посткарантинный период // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2021. Т. 11. № 2-1.

9. Беларусь вводит ответные санкции против европейских перевозчиков. URL: https://infotrans.by/2022/04/15/teper-oficzialno-s-16-aprelya-belarus-vvodit-otvetnye-sankczii-protiv-evropejskih-perevozchikov/ (дата обращения: 29.05.2022).

10. Все о перецепке/перевалке грузов в приграничной зоне на территории Беларуси. URL: https://infotrans.by/2022/05/27/vse-o-pereczepke-perevalke-gruzov-v-prigranichnoj-zone-na-territorii-belarusi/ (дата обращения: 29.05.2022).

11. ГТК РБ: как оформлять груз при перецепке на границе. URL: https:// www.alta.ru/logistics_news/89299/ (дата обращения: 29.05.2022).

В.Ю. Вахрушев

кандидат экономических наук

руководитель департамента таможенного оформления

и международной торговли

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ООО «АсстрА Рус»

E-mail: [email protected]

М.Б. Худжатов

кандидат экономических наук доцент кафедры таможенного дела Российский университет дружбы народов, г. Москва E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.