Научная статья на тему 'Заочный профессиональный конкурс как средство выявления профессиональных проблем в работе педагога дошкольной образовательной организации'

Заочный профессиональный конкурс как средство выявления профессиональных проблем в работе педагога дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольное образование / конкурс педагогического мастерства / воспитатель / передовой опыт / проблемы / preschool education / pedagogical skills competition / educator / best practices / problems

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шакирова Елена Валерьевна

Актуальность. Профессиональные конкурсы воспитателей играют значительную роль в развитии и совершенствовании системы образования, способствуя повышению профессионального мастерства педагогов и улучшению качества воспитательно-образовательного процесса. В последние годы набирают популярность заочные педагогические конкурсы, которые по­зволяют участникам представлять профессиональный опыт и узнавать о новых технологиях и методах работы. Немаловажным аспектом является и то, что профессиональные конкурсы способствуют повышению престижа профессии воспитателя, привлекая в эту сферу молодых и талантливых специалистов. Цель. Определение особенностей профессиональной деятельности современного педагога дошкольного образования на основе выявления наиболее характерных проблем воспитателей и специалистов детского сада и изучения опыта практических решений. Выборка. На конкурс поступила 201 работа, участие приняли педагоги с различным опытом работы из большинства муниципальных районов Ивановской области, что позволило составить почти полную картину профессиональных проблем и решений в области дошкольного образования региона. Большую долю составили педагоги со стажем работы от 6 до 10 лет. Методы. Анализ конкурсной документации, группировка конкурсных работ по теме, проблематике, предлагаемым решениям. Результаты. Анализ тем и материалов конкурсантов показал, что чаще всего педагоги сталкиваются с проблемами развития детей и воспитания у них определенных качеств (патриотизма, любви к природе, трудолюбия, опрятности и других). Также затруднения вызывают коммуникативные проблемы детей, связанные с несформированностью навыков общения или речевыми нарушениями; решение отдельных дидактических задач; организация развивающей предметно-пространственной среды; подготовка и проведение занятий с детьми; взаимодействие с родителями дошкольников; психологические проблемы детей и работа с особенными дошкольниками. Для решения перечисленных проблем педагоги использовали различные образовательные технологии, методы, методики, в том числе – проектный метод, кейс-метод, квест-технологии, арт-терапевтические методы, нетрадиционные техники рисования, дидактические пособия. Выводы. Исследование показало стремление педагогов решать проблемы средствами, выходящими за пределы профессионального профиля. Также выявлена тенденция к замещению учета познавательных интересов ребенка формальными задачами реализации образовательной или парциальной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шакирова Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correspondence professional competition as a means of identifying, generalizing and broadcasting best teaching experience

Background. Professional competitions for educators play a significant role in the development and improvement of the education system, helping to improve the professional skills of teachers and the quality of the educational process. In recent years, correspondence teaching competitions have been gaining popularity, which allow participants to present professional experience and learn about new technologies and working methods. An important aspect is that professional competitions help to increase the prestige of the educator’s profession by attracting young and talented specialists to this field. Objective. Determining the features of the professional activity of a modern preschool teacher based on identifying the most characteristic problems of kindergarten teachers and specialists and studying the experience of practical solutions. Sampling. 201 works were submitted to the competition, teachers with various work experience from most municipal districts of the Ivanovo region took part, which made it possible to create an almost complete picture of professional problems and solutions in the field of preschool education in the region. The majority were teachers with work experience from 6 to 10 years. Methods. Analysis of competition documentation, grouping of competition works by topic, problem, proposed solutions. Results. An analysis of the topics and materials of the contestants showed that most often teachers are faced with the problems of developing children and the upbringing of certain qualities in them (patriotism, love of nature, hard work, neatness, and others). Teachers also have difficulties with children’s communication problems associated with immature communication skills or speech disorders; solving individual didactic problems; organizing a developing subject-spatial environment; preparing and conducting classes with children; interacting with parents of preschoolers; psychological problems of children and working with special preschoolers. As a solution to these problems, teachers described the use of various educational technologies, methods, and techniques, including the project method, case method, quest technology, art therapeutic methods, non-traditional drawing techniques, and teaching aids. Conclusions. The study showed the desire of teachers to solve problems in their work by means beyond their professional profile. There is also a tendency to replace the consideration of the cognitive interests of the child with formal tasks of implementing an educational or partial program.

Текст научной работы на тему «Заочный профессиональный конкурс как средство выявления профессиональных проблем в работе педагога дошкольной образовательной организации»

������� ����������������

������� ��� �������� ���������

���������������� �������

� ������ �������� ����������

��������������� �����������

�.�. �������� .

���������� ��������������� �����������, �������, ���������� ���������

. cuclitsa@mail.ru

������

������������. ���������������� �������� ������������ ������ ������������ ���� � ���-

����� � ����������������� ������� �����������, ����������� ��������� �������������-

���� ���������� ��������� � ��������� �������� �������������-���������������� ��������.

� ��������� ���� �������� ������������ ������� �������������� ��������, ������� ���������

���������� ������������ ���������������� ���� � �������� � ����� �����������

� ������� ������. ������������ �������� �������� � ��, ��� ���������������� ��������

������������ ��������� �������� ��������� �����������, ��������� � ��� ����� �������

� ����������� ������������.

����. ����������� ������������ ���������������� ������������ ������������ �������� ��-

��������� ����������� �� ������ ��������� �������� ����������� ������� ������������ � ���-

��������� �������� ���� � �������� ����� ������������ �������.

�������. �� ������� ��������� 201 ������, ������� ������� �������� � ��������� ������ ��-

���� �� ����������� ������������� ������� ���������� �������, ��� ��������� ��������� ���-

�� ������ ������� ���������������� ������� � ������� � ������� ����������� �����������

�������. ������� ���� ��������� �������� �� ������ ������ �� 6 �� 10 ���.

������. ������ ���������� ������������, ����������� ���������� ����� �� ����, ��������-

����, ������������ ��������.

����������. ������ ��� � ���������� ������������ �������, ��� ���� ����� �������� ������-

������ � ���������� �������� ����� � ���������� � ��� ������������ ������� (�����������,

����� � �������, ����������, ���������� � ������). ����� ����������� �������� �������-

�������� �������� �����, ��������� � ������������������� ������� ������� ��� ��������

�����������; ������� ��������� ������������� �����; ����������� ����������� ���������-

���������������� �����; ���������� � ���������� ������� � ������; �������������� � ��������-

�� ������������; ��������������� �������� ����� � ������ � ���������� �������������. ���

������� ������������� ������� �������� ������������ ��������� ��������������� �������-

���, ������, ��������, � ��� ����� � ��������� �����, ����-�����, �����-����������, ���-����-

����������� ������, �������������� ������� ���������, ������������� �������.

������. ������������ �������� ���������� ��������� ������ �������� ����������, ��������-

�� �� ������� ����������������� �������. ����� �������� ��������� � ��������� ����� ���-

����������� ��������� ������� ����������� �������� ���������� ��������������� ��� ���-

�������� ���������.

�������������. ������ ���������� �� ������ � ����� ������ ��� ������������ �����������

����������� ���������� �������.

��� �����������: ��������, �.�. (2024). ������� ���������������� ������� ��� �������� ���������

���������������� ������� � ������ �������� ���������� ��������������� �����������. �����������

���������� �����������, 18(3), 42�57. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-3123-42-57

� ��������, �.�., 2024

�������� �����:

����������

�����������, �������

���������������

����������, �����������,

��������� ����,

��������

������� ������ / Research Article

https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-3123-42-57

���/UDC 373.2

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

42

Correspondence professional competition

as a means of identifying professional

problems in the work of a teacher

of a preschool educational organization

Elena V. Shakirova .

Ivanovo State University, Ivanovo, Russian Federation

. cuclitsa@mail.ru

Abstract

Background. Professional competitions for educators play a significant role in the development and improvement

of the education system, helping to improve the professional skills of teachers and the quality

of the educational process. In recent years, correspondence teaching competitions have been gaining

popularity, which allow participants to present professional experience and learn about new technologies

and working methods. An important aspect is that professional competitions help to increase the prestige

of the educator�s profession by attracting young and talented specialists to this field.

Objective. Determining the features of the professional activity of a modern preschool teacher based on

identifying the most characteristic problems of kindergarten teachers and specialists and studying the

experience of practical solutions.

Sampling. 201 works were submitted to the competition, teachers with various work experience from

most municipal districts of the Ivanovo region took part, which made it possible to create an almost complete

picture of professional problems and solutions in the field of preschool education in the region. The

majority were teachers with work experience from 6 to 10 years.

Methods. Analysis of competition documentation, grouping of competition works by topic, problem, proposed

solutions.

Results. An analysis of the topics and materials of the contestants showed that most often teachers are

faced with the problems of developing children and the upbringing of certain qualities in them (patriotism,

love of nature, hard work, neatness, and others). Teachers also have difficulties with children�s communication

problems associated with immature communication skills or speech disorders; solving individual

didactic problems; organizing a developing subject-spatial environment; preparing and conducting

classes with children; interacting with parents of preschoolers; psychological problems of children and

working with special preschoolers. As a solution to these problems, teachers described the use of various

educational technologies, methods, and techniques, including the project method, case method, quest

technology, art therapeutic methods, non-traditional drawing techniques, and teaching aids.

Conclusions. The study showed the desire of teachers to solve problems in their work by means beyond

their professional profile. There is also a tendency to replace the consideration of the cognitive interests of

the child with formal tasks of implementing an educational or partial program.

Acknowledgements. The authors thank the Department of Education of the Ivanovo region for their

help in collecting data for the study.

For citation: Shakirova, E.V. (2024). Correspondence professional competition as a means of identifying,

generalizing and broadcasting best teaching experience. Preschool Education Today, 18(3), 42�57. (in Russ.).

https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-3123-42-57

� Shakirova, E.V., 2024

Keywords:

preschool education,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

pedagogical skills

competition, educator,

best practices, problems

��������

������� ����������� ����������� � ��� ������-

����, ������� ���������� �������������� ����

������ � ������, ������� �������������� ��-

��������� � ����� �� ���������� �����������

� ������������ � ����� �������. ����� ��������

������� �������� �������������� ���������-

���, �������� ����� ���������� ����������� � ��-

��������� ��������� � �������� �����, � �����

���������� �� ������ ������������ ����������

�������-������������ ��������� (�������, 2021;

��������, 2021). ���������� ���������� ������-

�� ����������� ����������� (����������, �����-

������, 2022; ������, 2021), �������� ��������,

��������������� � ���� ������� ������ �������

����� ��������� ���������� �������� �������

�������������� ������ ������������ ��������

����, ����� ��� �������� ������������ ��������-

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

43

��� � �������������� ������� �����, ��������

������� ��� ���������������� �������������

����������� � ���������� ��������������� ��-

���������, ����� ������� � ������ �������� ��-

��������� (���������, 2022; �������, 2016).

������ � �������������� ������������� ���-

�����, ������� ������ ������� �������������-

��� �������� � �������� ������������ � ������

������������, ���������� � �������������. ���

�������� ������� ������ � �������� ���������

������� ����������� ����������� � ��������-

��� ��� ��� ����������, � ����� ���������� ��-

��� �������� � �� �������� ������� �� ��������-

������ �������� (��������, 2018).

��������� ������� ��� ����� ������� ����-

�����, ��������� � ���������� ���������� ��-

������������� �����. ����� ������������� ��-

������������� ������������ �����������������

��������������� ���������� ������������� ���-

����������, ��������, ���������� (� ��� ���-

�� ��������) ��������� �� �������� � ������-

����������. ����� �� ������ �������� �������

��������, ������ ������� � ��� �����, � ��������

��������� ���� �� ����������� ������� �����,

������������� ���������� � �������� ��� ����-

���������, ��� � ������������� ��������� � ��-

�������� �����������.

���� � �������� ������������

������� ���������������� ������� ��������

���������� ������ ����� ������ ��� �������� �

��������� ����� ������ ������������. �� ����-

��������, ���, ������� ������� �� ����������-

��� ������������� ����� � ������������ ��������

����������� �����������, ����� �������� ���-

��� � �������� ������ ���������������� ������-

������ � ���������� �������� �� ����������. ��-

�������� ������ �������� ����� ���� ������� ���

������������ � ������������ ������� �����. ���-

��� ����������������� ������ ��� ��� ��������-

���� ��������� �������� ���������� �������,

����������� ������������ ����������.

�� ������ ������������ ���� ���� ������ 2023

���� �������� ������������ ���������-��������-

������� ����������� ����������� ������������-

���� ������������ ��� ����������� ���������-

��� ������� ����������� �����������: �������

�����������. ������� �������� �� ���� ������-

����: ������������ � �������������. ����������

���������� ������ ������ ���� �������� ����-

��� ���������� ��������, ����������� � ����-

�� �������� ����������� ����������� � ��������,

�� �������������� � ��������� ��������, ������

����� ��� ���� ������� ������������; �������-

�� ��� ���������� ������������� ��������� ��-

����� � ��. � ���������� ������ �������� ������

��� �������� �������� � ������� �������� �

� ��� ��� ��� ���� �����������, ��� �����������

� ������ � ������ � �� ��� ����� �������� (�����-

���, ��������, ��������� � ����������, �������

����� � �.�.).

�������� ������� �������� ����� ���������

���������� �� ������ ������ ���������, �������-

��� ����������, ���������� �� ������, ���� ���-

��� � ����������� ��������������� �����������

� ������ � ��������� ������� ��������, ������-

�������� � ������ � �� �������. ����� ���� ���-

���� ���������, � �������� ���������� ����������

� �������� ������� ��������, ��������, �����

������������ �������, ��� ��������� � ��������

����� ������ ����� ��� ������������ ����������

�������. ��� ����, ����� ������������������

��-

�������������� ������������� �������, � �����-

����� ���������� ������ ����� ���� ��������

���������� �� �������� ������ � ����������. ��-

�������� ����� ���� ������� � ��������� �����, ��

���������, ����������, ��������, ������������-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

��� ������������� � �.�. ������ ���������������

�����������, ����� ������� �������� ����� ����

� �����������������, � ������� ����� ����� ����

�������. � ���������� ���������� ������ �����

����� ������������ ��� ���������.

��� ���������� ��������� �������� �� ������-

���� ������� ������� ��� �������������� ���������

����������, ����� ��� ����� �� ������ �����������

�������� ���������� ������� � �������, � ������-

���� � ������� ����������� ���� � ����� ��������.

����� ������ �������� �������� ����������������

���� ������������, ������� ���������������� ���-

�������� ������� � �������, ��� ��� ������ ����-

����, ���������� �� ����������, �������� � ����-

���� � � ���� ����������� ��������� �������� ���

����� � ������������ �����.

������� ��� ����������

���������������� ����������

��������� �������

�������� ������������� ��������� � �������-

��� ���������� ���������� � ���������, �������-

��� ���������� ��������������� �������������

��� ���������� ��������������� �����������.

������� ����������� �����������: ������� ���-

�������� ���� ������� ����� ������������, �����

���� ������������ �������� �������� ��� � �����-

������ ������� � ������� ����������. � ��������

�������� ��� � ����������� ������� �����������

78 ���������, � �������� ������� ���������� �

110, �� ������� ����������� �����������: �������

����������� ��������� 201 ������ �� 233 ���������

(������� 1).

���������� ����� ���������� ����������, ���

�������� ��������� ��������� ����������� ��-

��������� ���������� �������. �������, ���

����� ������ ���� ������������, �� ����� ���

���� ����� ����������. ��� ��������� ���, ���

������� ����������� �����������: ������� ���-

�������� ������ � �������� �������������� ���-

���� ������ �������� ����, � � ������ ��������

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

44

��� �������� � ������� �����������, � �������

������� ����� ���������� � ����������� (�����-

��-��������, ��������-���������, ������������

������������ � �.�.). �������� ���������� �����-

��� ������� ������ ���������������� �������,

��������������� � ���������������� ���������-

��� ������� � ��������.

������ ������ ���������� �� ���������������

�����, �� �������, ��� � �������� �����������

�������� � ��������� ������ ������. �������

���� ��������� �������� �� ������ ������ �� 6 ��

10 ��� � �� ������ �� 30 �� 40 ��� � �� 16% �� ����-

�� ���������� ����������; 15,8 % (37 ����������)

�� ������ ����� 10 � �� 15 ���; 13,3% ���������� ��

������ ������ �� 5 ��� � 31 ��������; 11% �� ����

���������� ��������� �������� �� ������ �� 16 ��

20 ���, ������� �� ���� ��������� �� ������ �� 21

�� 25 ��� � �� ������ �� 26 �� 30 ���. �������, ���

� ����� �������� ������� ������� 8 ������� ��-

�������, ��� ���� ����� 40 ��� � 3,4%.

����������� ���������, ��������� �������

� ��������, ����� ������ ����������������

��������� � 119 ������� (51%), 84 �������� (36%)

����� ������ ���������������� ���������,

. ������� 1

���������� ���������� ���������, ������������

���������� ��������������� �������������

��� ��������� ����������� �����������

. Figure 1

The number of participants in competitions

organized by Ivanovo State University for teachers

of preschool education

. ������� 2

������������� ���������� ��������

�� ��������������� �����

. Figure 2

Distribution of participants of the competition

by teaching experience

. ������� 3

������������� ���������� ��������

�� ���������������� ����������

. Figure 3

Distribution of the participants of the competition

by qualification categories

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

45

14 ���������� (6%) ����� ������������ ����������

���������, 16 ��������� �� ����� �������������-

��� ��������� (7%). ������ � �������������� ���-

�� � ���������������� ��������� ���������� (��-

����� 2 � 3) ������� � ��������� ����������������

����� ������ ������������, ������� ����������

���������, ������������� ������� ����������, ��-

������� � ������ ������� ���������� � ������ ��-

���� � �������������, ��� ������ �������������

��������� ���������� �������������� ��� ����-

����� ������� � ��������� ������������ ��������

����������� �����������. ������������ �������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

����������� ����������, ������, ��� 61,3% ����-

������ (143 ��������) ����� ������ �����������,

38,6% ����� ������� ���������������� ��������-

��� (90 �������). ������ ���������� �� ����������

����������� �� ������� 4.

����������� ���������� �������� �����������

�����������: ������� ����������� ��������� �����-

������ � 183 ��������, ���������� �������� �������

����������� (14 �������), ����� ����� ����������

�������� 9 ��������-������������, 8 ��������-��-

�������, 7 ���������-����������, 6 �����������

�������������, 4 ����������� �� ���������� ����-

����, 1 ����������� �� �������� � 1 �����������

�� ��������������� ������������. ����������

������ ��������� ������� ����� � ������������

������� ���������� � ���������� ������� �����-

����� ������������. �������� ��������� ������-

��� ���������� ����� ������������, �����������

� ��������, ����������� � ��������� � ���������-

�� ����������, ��������������� � 2022 ����. ����

� ��������� ������� ���������� � �������� ��� �

����������� ������� ������� ������� 14 � 18 ���-

���������, �� �� ���������� � �������� ��������-

��� �����������: ������� ����������� ���������

50 ������� � 21% �� ������ ����� ����������. ����-

���� ��������� ����������� ���������� �������-

����� � ������������ ����� ���������� ���������

�������� �� ������� 5.

����� � ��������� � ����������� ������-

���� �� ����������������, ��� ������� ������

������������-����������, � ��������, ��� ���-

������ ���������� ��������� (������� 6).

� ���� ��� ������� ����� ������� ������������

� ���������-����������, � 4,5 ���� �����������

���������� ��������-������������, ����������

���������� ������� ���������� � ��������-��-

�������, ��������� ���������� ���� ����������

����������� �������������, � ����� � ������

��� �� �������� ����� ���������� ������������

�� ���������� ��������.

. ������� 4

������ ���������� �� ����������

. Figure 4

The composition of participants by position

. ������� 5

�������� ��������� ����������� ����������

������������ � ������������ �����

���������� ���������

. Figure 5

Dynamics of changes in the ratio of the number

of educators and specialists among the participants

of the competitions

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

46

����������� �����������:

������� ����������� � ������������

���������� �����

��� ������ ���������� ����� ��� ������������,

������ �����, �� ������������. ��������� �����

���� �������� ��������, ��� ���� ������� ����-

��, ���� � ������ �� ���� ����� �������� ������-

���������� ��������. ����� ������ ����������,

��������� � ��������� �������� ���� �������,

��� ������� ������ ������������������ �������-

��� �������� � ���� �� �������. ������������-

���� ���������� �����, �� ����� �������������

��������, ���������������� �������� ������ ��-

������� �� ������� � ����������� �������������

���������, ���������� �� �������� ����� ������

������.

��� �� �����, �� ������� ��������� ����� ��-

���, ������� ���������� ������������ �� �����.

�� ���������� ���� ������� � ������������� ���-

���������� �������� � ������������ ��������-

���� ������ �������� ����������� �����������,

��������� ������������� ������� � ����������,

����������� �������, ��� �������� ���� ������-

����� ��� ���� �������, ������� ������� �������

�������� � ��� ������� ����� �� ��� ����� � ����-

�������� �������, ���������� ������ ��� ����-

�����, ������������, ����������� ������� ���

������ �����. ����� ������ �� ���� ������� ��-

����, ���� ���� �������� ���� ����.

��� ������������, ����� ������� � ������ ����-

���� �������� ���� ���� ����� �������� ��������-

���, � ����� � ����� ������������ ������������

�������� ������ ��������� ������� ���������

����� ������, ������ �������. ������ �������-

��� ����� �������� ������� � ��������� ������-

��� � ���������� �����������, ��������� ���

� ������� ����� �������� (����), ��� � � �� ��-

������. �������� �������� �������, ����������

� ���������� �������, ����������� �� ������� 7.

���������� ��������� ���������� ������-

��������� ������������ ������� �������, ���-

������ � ���������� ��������� ���������-

������� ������������ �������� �����������

�����������. ������������ ����� ����� (34) ����

��������� �������� ������� (��������������

�������� � ���������� �����������), 20 �����

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

���� ���������� �� ���������� � ���������-

��� ������������ �������: ��������� ������-

��� � �������, �����������, ����������������-

��, ����������, ��������������. 16 ����� ����

������� � �������� ����������� ���������-

��� � �� ������������. ����� ��������, ��� ���-

�� �� ���� �������� �������� ����� �� �������

���� ������������ 32 ������, ����� �� �������

�������� ���� ���� ��������, ��������, � �����

� �������������� ��������� �������� � ����-

���� ��� �������� �� �������� ����, ������-

��� ����������� ����������� ����� �� ���-

���� ����������� � �.�. 16 ����� ����������

�������� ���������� ������ ����� �� �����-��

���� � ��������� ����������� ������������ ��-

������ �� ����������� ����������� ��������.

15 ����� �������� ������� ������� �������-

�����: ��������� ����� ������; �����������

� ������������, ��������� ������������,

. ������� 7

�������� ��������, ���������� � ����������

������� (���������� �����)

. Figure 7

The main issues raised in the competition papers

(number of works)

. ������� 6

��������� � ������� ���������� ���������

�� ����������

. Figure 6

Changes in the composition of participants

in competitions by position

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

47

�������������� ��� ��������� �������, �������-

�� �������� ����� ��� ������� ���������. 13 ��-

��� ���� ������� � ���������� �������� �����

� �����-���� ������������ ��� ��������. � ��-

������ ������� �������� ������� �������� ���-

������ �������: ��� �������� ��� �������� ��-

����� ����� � �������, �������� �����-�� ����,

� ������� � �.�. � ������ ������ �������� ��-

������ ���������� ������ �������, ���������

� ����������� ����� ������� ����������, ����-

���, �������. � ������ ������ �������� 13 �����,

� ������� �������� �������� �������� ��� ����-

�������� ������� � �����-�� ������������� ���

�����: ��� ������� ����-��; ��� ��������� ���-��;

��� ����������� ����� � ���-��.

12 ����� ����������� ��������, ������� ����-

�������� � ������������� ���������� � ����-

������� ������������ ����� �� �������. �����

�������� ���������������� ���������� ������-

���: ���������� ���� ������� (� ����� �� �������

���-�� �� ����������), ����������� ����������

(���� �� ����� ����������, ������ �����������),

� ����� ����� �������� ������� ������������.

��������, ����������� ������������ �������-

�� �����������, ��������� � ����������� �����-

���� ������������ � ��������� ��������� � ����

����� ���������� ������ �����, ������ ��������

��������� ������������ ������������ � �.�. ����

������, ���������� ����������� ������������

������ ������� � ������ ������� �� ���������

�����������. 12 ���������� ����� ����������

���������� ����������� ���������-���������-

������� ����� (����) � �������� �� ����������.

� ���� ����� �������� ������� �������� ����-

������� �������� ������������ ����� ��������-

������� ����������� �����, ��������, ����� ��-

��������� ������ � ���� ������; ������������ ��

���������� ��������� ������� ��������� ���

������; ����� ����� � ������������ ����� ��-

��� �������� ��� ��� � ���������� � �.�. ��������

�������� �� ���������� � ������ �����������

���ѻ.

11 ����� ���� ��������� ��������������

� ������� �������������. �������� �� ����� ��-

��������� (������ � ������), �������� ���������

������, �� ���� ����� ���������: ��� ��������

����� ������������� � ����� �������� ����, ���

�������� ������� � ���������� ������������

� ��� �� ��������� � ������������ �� �������-

���� �����������, ��������, �� �������������-

�����. ����� ������� � ����� �������� ������-

������ ��� ���� ������������ � ���������������

������ � ������� ���� � �������������� � ������-

����. �������� ���������� �� ����� �������-

�� � ���������� ����������, ��� ������� �� ������

��������� ��������� ���������������� ������-

�� ��� ���������, ������� ��������, ���������

������������� ��� ������ ������� �� �������-

��� ������������.

11 ���������� ����� ���� ��������� ��������

���������, ������ �� ������ ���������� �����

� �������� ������ (������ �������), �� � ������-

��� ����� � ������ ����������� �������� (����-

��� � ����������������). ���� ������ ���� ���-

���� � ����������� ���������� ����� � �����, ��

���� ���������� ������� ��������������� � ��-

������ ������� �� �������� ������������� ��-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

������ �� �������� ���� � �����.

10 ���������� ����� �������� ��������� ���-

������������ ������� �����: ���������� � ��-

������������� ��������� � ������ �������� ����,

�������� �������������� ���������� ���������-

��, ����������� ������� � ��. �������, ��� ���-

��� �������� ���� ��������� �� ������ � ��-

����� ���������-����������, �� � ������������.

� 8 ���������� ������� ���� ������������ ���-

������� ������ �� ��������, ��������� � ������-

��� ���������� ������� � ��������� �������� ��-

������ �� ������� ��������� �������:

� ������� ��������� (������ ������� ���-

�����);

� ������� �������� (������ ������� ��������);

� �������� ��������� ����� ��������� ��-

����� � ���������������� ������;

� ������� �� ����� �������� ������� �� ����-

������� ����������� � ������� ����;

� ��������-�������� �� ����� ����� �����-

�� �������� ��-������ (�������-������

� ���);

� ��������� ������� (�������� ���������);

� ������� ���� �����, ������ � ���;

� ����������� ������� � ��� (���������

������).

��� ������ ��������� ���, ��� � ��� ��������-

���� �������� �������� ���������������� ��-

���������� �������� � �������������� �� �����-

�������� �������� ���� � ������ �����������,

��������������� ������ ���� ������� �������-

��� ��������, � ������� ����� ����������� ��-

��� �����������. ����� ������������ ������ ���

������ ������ ������� ���� � ���������� � ��-

������ ������� �� ����������� �� ������� ��-

��������� ��������.

5 ���������� ����� ���� ������� � ������-

�������� ��������� ������ �� ������-�� ��-

���������, ��������, ��� �������� ������ ��-

������ ��� ������������ �� ������������������

� ������� ���� � �.�. ��� 5 ����� ���� �������

� ���������� �������� ���������-�������������

������� (���) � ���������������� �����, �����-

���, ��� ������� ����� ���� ��������� � ������

��� ��������� ���� �� ������.

���������� ������������ ���������� �����,

��� ���� ����� ������ ���������� �����������

��� �������������. �� �������� �� �������-

�� ���� ������������, ����������� �����������

��������, � ��������� ��������, �������������

����������. ��� ���������� ��������� � ���-

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

48

����� �� ��������� �� ����� ������������ ����

� ���������� ���� �������, ����� �������� ��-

������ ������ ���� ���������������� ��������-

���, � �������� ������������ ������� ���������-

�� �����������.

�� ������� ��������� ����������� �����-

�� ��������� ������ � ���������� ������. 14 ���-

������� ����� �������� ����� � �������������

� �������� � �������� � ������������ � ���������-

���� ������������� �������� (���), ���������

������������ �������� (���) � ����� ���������-

���� ���� (���), 4 ������ ���������� ���������

������ � ������ �� ������������� ����� � ���-

������. �������� ���������� ����� ���� ���-

���� � ������������ ������� � ������� ��������-

������� ������������, � ����� ���������������

� ������� ����� ����� � ������ �������� ����-

�������� � ����������� ��������� � ��������.

� ������ ������ �� ������� 18 ���������� �����,

� ������� ��������� ���� ���� � ������ ������-

���������� ��������. ���������� ����������,

��������� � ������ ������, ���� ������� ������,

�� �� ������ �� �������� ��������� ������-

����� ����� � �������� �������� ��������. ������

� ������ � ������� ���������������� ���������-

���� � �������� �����������, ������������� ���

������������� ����� �������� � ������� � ��-

��������� �������, ���������� ��������, ������

� ������, ��������� ����������� ����� � ������

������.

�� ������� � � ��������

�� ���������������� �� ������ ��������, ����-

��� ���������� �������� � ���� ���������� ��-

���, �� � ������������ ��� ������� (������� 8).

� 4 ������� � �������� ������� ������������

�������� ���� ������� ���������� ������ ���

����� ��� �������������� ��������� ��� ����

��� ����������. � ���� ������� ����� ��� ������

� �������� �������� ��� ����� ����������� ���-

�� ����� ��� ��������������� ������������,

�������� ������� ��� ������������ ����������-

��� �������. ����� �������������� ����� ����-

������ �������� (������������ �������������

�������), ������� ������ (���������� ������-

����� ��� ���������), ��������� ��������� (���-

��) � ����� (���������� � ������� ������������).

�� ������ ������� ���� ���������� �����, ��-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

����������� ����� ��� ���������� ����������

����� ��������������

��������� �������� �����

� ��������, ���� � ����������.

�������, ��� � 6 ������� � �������� �������

�������, ��������� � ������ ����������������-

��� � ������������� ������� ������ ����� �� ��-

���������� ����, ������������ ���������� ���-

�������� ������� �������� (���), �������������

������������ ��� � �����������. 7 ����� ����-

���� ������������� ��������� ��������������-

������ � ���-��������������� ����������:

� ������������ � ��� ������� ��������

�������������� ����������� � ���������-

��� � ������� ����;

� �������� ������� � ��� �������� �������-

�������� ������� � ����� � ���; ��� �����-

����� ������� ������������ ����� � ������;

� ����������� � ��� ��������� ���������-

��� ������������ ����� � ���;

� �������������� � ��� ����������� ����-

������ ��������� � �������� ���� � ���-

���� � ��������� �����;

� ������������� � ��� �������� ���� �����

������� ��������; ��� �������� ��������-

����� � ������������;

� ����-��� � ��� �������������� ��������

������� � ���; ��� ������������� ��������

������������.

8 ���������� � �������� ������� ������-

�� ��������� ������������� �������� �������.

28 ������������ ����������� � �������� �������

�������������� ������� ��������� �������. ��

�������� �������� � ���, ����� �������������

��������� � ������� ���������� �������������

. ������� 8

������� ���������������� �������,

�������������� � ������� ���������� ��������

����������� �����������: ������� �����������

(���������� �����)

. Figure 8

Solutions to professional problems presented in the

works of the participants of the contest �Preschool

education: secrets of mastery� (number of works)

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

49

� ��������� ����������� �����������, � �����

��������� ������ ����� �������� ������� ��� ���

������� ��� ��������������� ���������� � ����-

����� ���������������� ���������. ����������

����� ������������� � ������� ������������ ��-

����������� �������.

�������� ��������� ������� � ������� ����-

�� �� ��������� � 12 ���������� ����������.

� 16 ������� �������� �������� �������� ��-

��������� ���������� ������������ (����� ���

���������), ��������, �������� �������, �����-

������, �������� �����������, �����, �������

������-������, ������� � �������� ���������

� ��. ����������� ����������� ���������-

���������������� ����� � �������� �������

�������� ����������� � 13 �������. ��� �����-

��, � �������� ������� �������� ������������,

���, ����������� ����� ��-�������, ��� ������

������ ��������� �������� (�������� ����-

��� �����, ��������� ������ �� ����, ���������

��������� � �.�.).

������� ������ � �������� ������� ��������

���� ������� � 28 ���������� ����������. ���

������ ������� ����������� ������, ������-

��� �������� ���� ������ � �����������. �����-

��� ��������� ������ ����, ����� ���� ����-

���� ������������ ������������� �� ��������

� ������������ �������� ������, � ������� ���

����������� �������� �������, ����, �������

� ������� ������, ��������������� ���������-

��� ��������. �������, ��� �� ������� �����-

���� ������������ ���������� �����, � �������

����������� ��������� ��� �������, �������-

������ ��������, �� ��������� (��������� ��

��������������� ����������; �� ����������

����� � ������� ��������; �� ������������ ���-

����� ������� � ��.). ����� �����, ����������

��� ���� ����� � ���� ����������� �� �����-

���� ������� ����� ������, ��� ������ ������-

������ ��������� ������ � ������ ��� ����-

��� �������������� �������� ������, � �����

����������� ���������� �������������� ���-

�����. �� �� �������� ��������� �������� ���-

������������, �������������� ��� �������������

����������, ��������, ������ ��� �����������

������ ����� ��� ��� ������ �������. ������,

� ���������� ������� ��� �������� �������,

��� ������� �������� ������������� ��������

������������ �� ���� ��� ����� �����������

� �� ����� ��������� (���������, ��������� ��-

���, ������� ������������ � �.�.).

��������� ������������ ��� ������� ������-

�� ������� � 24 �������. ����� �� ������� ���-

��� ��������� �������� ��������� ������������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

� ����������� ������������. �������� ��������

� ������� ������, � ���������, � ��������� ���-

���� ��� �������� ������������� ����� �������

�� ����� ����. ������� ������ ������ � ����-

������ ��������� ���������� ������� � ������

���������� ������������� ��� ����������� ���-

��� ��������� ������������ ����������������

��������������.

��������������� ����������, ������� ��� ��-

������ � �������� ������� �������� ���������

�������� ���������������� ��������� � 29 ���-

������� �����. �� ����������������, �����

������ ���������� � �������� ��������� ����-

����, � ��������� ��������� ��������:

� ����������������� � �����������������-

��� ���������� � ������;

� ����;

� �����������;

� ��������;

� �����������, ����������;

� STEM-����������;

� ����-�����;

� �����-����������;

� ������������;

� ���������;

� �����������;

� ������������������;

� ���-����;

� �������������� ������� ���������������

������������;

� ��������;

� ��-����;

� ������� ������;

� ������������� ������;

� ������������ ������������;

� ������ �� ��������� � ������������;

� ������������ �����;

� ���������� ������������� ������-��������;

� �������� ����������;

� ���������;

� ���������� �������� ��������������� ���-

����� ������������.

������ ��������� ������������, �� �����-

�� ����� �����, ����������� �����������������

� �������������������� ����������� � �������.

���������� ��� ��-������� (�����������; ���-

����������������� ����������; ������������-

����; ���������; ����������; ���������������;

����������� � �.�.) � ���� ���������� �� ����-

��� ��������� �������������� �������, ������-

���������� � ���� ��������:

� ��� ��������� � ������� �������� �����?

� ��� �������� ������������� ������ � ��-

���� � ��� � ���?

� ��� ���������� ��������� ��������� � ��-

����������� �����?

� ��� ������� ���� �������?

� ��� �������� ������ �� ��������� �������

��������� � ����� � ���?

�������� ��������� ��������������������

� ����������������� ������ � ���������� ���

� ������ � ������, �������� ������������ ���-

�������� ��������, ��������� ���� � ������������

��������, ��� � � �������������� ������

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

50

� �������������, �������� �������� � ������-

��� ��� ��������. ������ �� ����������� ����

��������, ����� ������� ����� �� ����������

���������� ������� �������������� ��������-

����� ����� �������. ������������ ����������

����� �� ������� ����������� ����� ���� ���-

���� ��� � �������������� ���� ����������, ���

� � �������� ������������ ����, ��������� ���-

���� ������������ � ������������ ���������� ��

�������������� ������ � � ��������-�����������,

� ����� ������� �������� � ������������ �����-

��� ��� � ���������� (��������, 2019; �������,

2023; ���������, ����������, 2022).

����� ���������� ����� ���� �������-

��, ����������� ���� �� ���������� �����

� ��������� � ������. ������ ����������

� ������ ��������������� � ��� ���� (�� ����-

�� �������� � ���� �� ������������ ������),

� ��� ������� ������� �������� (���� � ��-

������ ���� ��������; �������� �� ��������

� ����� �������� ���� � ��.). � ������ ������-

����� ����������� �������� ����������� ����

���������� ��������� ���������� � �������:

����������� (��������� ����������), �������-

��� (�������� �����������, �����������������-

�� ������� �����), �������� (�������� ��������),

� ����� ���������� ���������� ������ ��������,

�� ���� ������ �� ��������� � ������� �������-

��, ��������� � ������������ ����� �� ������

������� �����.

� ��������� ���������� ������� ��� ����-

������� ���� ���������� STEAM-����������,

�����-����������, ����-������, ��������� �����

���� ��������� ������������ � �� ����������-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

��� � ������ ������������ � ����������� ����-

���������.

������������ ���������� ���������� ��� ��-

����� �������������� ������� ���������

��������� �������������� ������� ������-

��������� ������������. ��� ���������� ����-

��������� ��� �����, ������������ �����������-

�� �������� �������, ��������� ��������������

�������������� �������, ���������� � ��������-

��, �������������������, ����������� � ��� ��-

����� ��������������� ������� ������������.

� ���������� �������, ��������� � ������������-

��� �������������, ��� ������ ���� ����������

��������� ������ � �������: ��������, ����, ��-

������� �� ������� ������, �������������, �����

��������� �����������, �������������� ���-

���� ��������� (����������, ����������� ����-

�����) � ��.

���������� ������������

� ���� ������� ����� �� �������� �����������

�����������: ������� ����������� �� ������� ��-

������� ������������, ������� ����� ���� �����-

�������� ����������� ��� ��������� ��������

���������������� ������������ ��������.

������ ������������, ������� �� ��������, �

��� �������������� ����� ���������� � �������-

������. �� ������ ���������� ������� �����-

������ ��������� ������������, �����������

� ������������ �������-�������� ��� ������-

��-���������. ������������ ������ ���������-

�� �������� � ������������ ������� �������

�� ����� ���������������� ������������ ���-

��������. ������� ������������ � ����� ���-

������ ����� ���� ������ � ������ ����������

����� � ������������� ������������� �����-

��� (�������������, �������, 2018; Lemoine et al.,

2024), ����������� ����, �����������������

�������� � ��������� � ����������� ���������

� ��������� ���������� ������ ��������������

� ������ �������������. ������ �������-

���� �������� ������������ ��� �����������

�������������� ������������� ������������-

�� ��� ���������������� ������� (�������, 2018;

���������, ���������, 2019), ����� ����� �����-

�� �������� � ��������� �������. ��� �� ����� ��

��������, �� �������� ����������� ���� �����-

������� ����������� � ���, ��� �������� ��������

������������ ��������������� � �������������-

�� ���������� ������� ������������ �������,

������� ������������ ������������� �������

������ � ��������, ��������� �� �������� ���-

���������� ������������. ��������, ������

����, ����� ���������� �������� �� �������, ���-

������ ���������� ������������ ������, ����-

���������� �������������� ������� � �������

������������ ������������ (����������, �����-

���, ���������� � �.�.), � ������� ������� ����-

��� ������������ � ������� ������� ����������,

����������� ������������� �������������� ���-

����, ��������� �������������������� �����-

�����, ���-������� � �.�. ��������, ��� �������

� ��������� ������������ (�����������, ������-

��, 2021), � ����������� �������� ����� �� ����

����������� � ���������, � ��������, � �������-

����. �� ����� ���� � ���, ��� ����� ����� ����-

��������� ��� �������� ������ ��������������

�������� ���� �������� � ������ ������������,

������� ����� � ������ ������ ����������� ��-

������ ����. ��������, ����� ����, �������, ����

�.�. ��������� � ���� �������� ����������� ���

�������� ����������� � ����������� �����������

�������, ����������� ��� ��� ������ � ��-

�������� ������, ��� � � �������.

�� ����� ����������, ��� ��������� �����-

������ ����� ������� �� ����� ����� ��������-

�������� ������������ � ����������� � ������

�����. �������-�������� � ��������-���������

��������� ���� ����������� �����������, ���-

��������� ��������������� � �.�. ������������.

��������, ����� ����� ����� ����� ����� ����

������, ����� ����������� ������� � �������

(��������, �����������, 2020; ���������, 2018). ��

����� ����, � ������ ������� �� ����� �������-

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

51

���� � �������������� ������������ ����� ���-

������������� ����� � ������� �� �������, ��-

������� ��������� � ��������� �������������

������ � ������ ������.

��������� ������������, ������������ ����

� �������� ������� ���������� �����, �������

� �������������� ����� ��������� � ���������-

��� ��������� ��������. ��������, � ����� ����

����� ���� ���������� �������� ������� ������

�������� �������� �����������, � � �������� ��-

����� ������������ ������������ �� ��������

������ ��������. �� �� ��������, ��� ��������

������ �������� ���������� ��� �����������

� ���������� � ���� (��������, ��������, 2023),

�� ����� ������� �����, ��� ��� ����� �����

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

������������ ������������ ������ ���� ����-

�� ������� ������������, � ������ � ������ ����-

����� ����� �������� ����������� (���������,

2023; ����������, 2020). � �������� ����������

�������, ��������������� �������������� ���-

�� ��������� � ��������, ����� �������� ���-

������� ������, � ������� ��� ���������� ���-

����� � ������� ������������ ��������� � ������

������� � ������� �� �����. �� ��������� ��

������� ����������� �������� �������������

������������ ������������ � ���������� ����-

�������, ��� ������������ �������� ����������,

�����������, ������ �������� � ������� �����-

��. �� ���� ������� ������ � �������� ���� ����-

����������� ������ ���������� � ����� ��������

� �������, �� �� ������������, ��� �������� ��-

����� � ����������������� � ��� ��������� ��-

����������, �� �����������, ����� � ��� ���-

�� ������ � �������� �������, ������ � �� ��� ��

����� �������. ��� ������� ���� ������� ����-

�������� ������� �� ��������� ���������� ��-

��� ����� ���� ����� ������ ������ ��������.

��� ���������� ����, ��� ����� ������� ��� ����,

������� ����� ������� ����� � �� ������� ���-

����, �� ��������� ������������ ������� �������

� �������. ��� �������� � ��������� � �������-

�� ������� ������ ������� ��������� ������� ��

����� � ������� ����� �����, ��������, ��������

���������� ����������� �������������� ��� ���-

�� ��������. ���������� � ������ �������� � ��-

����� ���������, �������, ��� ������ ����� ����-

������ �������� � ��������� ��������������� ��

������� � ������ ���������������� ����� � ��-

���� � �������������.

���������� ������� ������ �� ����� ��-

������� � �������, ����������� ����������-

��� ����������� � ������ ����������� �������

��������. ���, ��������, ��� ������� ������-

�� �������� ������������ ������������ ��-

����� ������������ � ������� ������������

������������ ������ ����������� ����������

��������� ���������� �� �������� � �������

����. ����� ����� ������������ ������������

���� ������������ ����� ��������� � ����-

����. ������� � ���������� ������ ������ ���-

�����, ��� ���� ����� ������� �������� �� ���-

���������, ������� ������ ��� ����������

� ������ ������� � �������� �����. � ��������

������� ������������ ��������� ����������

�� �������� � ������� ����. ����� ������ �����-

������ �� ������ � ������� ���������� ��������

����������� �����������: ������� �����������,

�� � � ������ ������ ���������� � ���������-

����� ����������� (�����������, �������������,

2021; ����������, ����������, 2023). �� ��������

������ ������������� ����������� ���������,

����� ���� ����� ����������� ��������������

����� ��������� � ��������. ���� �� ������-

����, ��� ���� ������� �������� ������������,

� ��� ������ �� ��������� �������� ���, �� ����-

��� ���� �������� ������ ���� ������� � �������

������� ��� �������� ������������ �����������

����� � ������������ ����� ����������� � ���-

��������� ����������.

��������� ������������, ������� �� �������

� ���� �������� ���������� �����, ������� ����-

������ � ����� �������: ������ ������� ��� ��-

������� ���������?� ������ ������������ �������

� ���, ��� ����� ����� � �������� �������� �����

��������� �������� ��������� ����������� ��-

���� ��� ����������� ���������� ��������:

� ���� ������ �� ����� � �������;

� ���� �� ����� � ����� ������ � ������������;

� ��� ��������� � ����� �������� ���������

� �������?

� ��� ������������ �������-������������

�������� ����� ���������� �����?

�������� ���������� �������� �� ����������

���������� ��������� � ������ ��������. ����

�� ����� ���������, ���� �� ��������� ������-

�� ��������, ������ ������� ��� �������� � ��-

����, ��������, ��� ����� ����� �������� ����

����� ������ � �������, � ������ ��� �������

� ������� ���� �����. ��� ����� ���� ��������-

�� � ������-�� ������� ��� �������� � ����,

� ���� ������� ����������� ������ �������,

������� ����� ������ ����������. � ���� �����

�� �������� ����� ���������� ����������� ��-

������ � ���������� ����������� ��������� ��

���������� �����������, ����������� � ��. ��-

������ ����� ������������ ���������� ������

� �����, ���������� ���� ������������, � �����

������, ������ � ������� ������������, ����-

����� �� ���������� ��� ������������ ������,

������� ����� � ������ ������������ �������-

��� ������������.

��������� ������������ � ���������� ����-

��� ������������ ����� ��������� � �������-

�� �� �������. ���������� ���� ���������� ���-

������� �������������� ��������, �� ������ ��

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

�������� ����������� ��������� �������������

������ �� ��������� � ��������, ����������� ��-

���������� � ����������. � ��������� �������

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

52

����� ������� �������� ��������� ����������

� ������� �� ������� ���� �������� ��� �����-

����� ����� ����������� ��������� ��� �����-

����� � ���, ��� �������� �������� ����������

� ��������������� �����������. ��� ��������-

����, ��� ����� ������ ����� ������ ��������,

����� ������� �� ����������� �������������

������, ��� �� ��� ��������� ����������. �����

�������� �� ����� ������ � ��������� �������-

������, �� ���� ������ ������� ��-������ �����

������������� ������ � ������, ����� ����������

������ �������, ��������:

������������ ����� � ����� ���� ���������-

���� ������������ ��� ��������� ������ ������.

�������� � ������� ������������ � ��������,

�������, ������� � �.�. ������ ������� � ��� ���

���� ���������� ����� ����� ����������� ���

�������������������� ��������.

����� ���������� ����� � ��������, ������-

������, �����������, ����������� ����� ��������������

���������� ������������ ������ � ��-

����� �������. ��������, ������������ �����

����������� � ���� ������ ����� (�����-����,

�����-����, �����-���, �����-������� � �.�.), ��

����� ��� ��� ���������� ���������� ������

����. ���� � ������ ������� �������� � �����-

�� ������� ����������� ������ �� �������� ���-

��, ����������� ��������� ���� ����� ���������

����������� ���������� ����� ������ � ����-

���������� �������� ������� ���������� (Froden,

von Wright, 2018).

���� ���������� ����� � ��� ��������� ���-

��������� ������� �������; ��� ��������� ���

���������� ������������� ������� �������;

��� �������� ��������� ����� ������������

� ���������� (������ �� ������������ �����); ���

���������� �������������� ��� ���������������

����������� �������; ��� �������������� ��-

����� ������������ � ��������� �������� � ��-

������ (�����-��������, ������ ����� �������,

���������); ��� ������������� � ��������� ��-

���� � ������ (������������� �����); ��� �����-

����� � �������� �������� (����� � ��������

��������, ����������� �����-������, ������,

����� � �.�.); ��� ������������� ��� ������ ���-

���� � �����, ������� ��������������� ������-

�� � ������ ������ (���������, 2020).

������ � ����� ���������� ����� � ������

�� �������� (�� ���� ��� �� ������������); � ��-

������ �������� (����� ��� ������� ��� �����-

����� ��� �������� ��������������: ��������

�������� ���, ��� ��������� ����������); � ���-

������� ��� ����������� ���������; � �������

����� ���; ��� ���� ������ ��� �������������;

��� ������ ������� ��� ������ ��� ���, ��� �����

��������.

���� ������ ������� �� �������� ��� ����,

����� �������� �� ������������ ����������, ��

������� ����� ���������� ���������� ������

� ���� �� ������ ��� �������� � ������ ����-

�����. ��������� ������� ����������� ������-

�����: ������� �����������, �� ��������� ����-

���� �������� �������� ������������ �������

���������� �������������� �������, �������

�������������� ����� ������������ � ������-

������. � ���������, �������� ����� ���������

�� ��� �����, ��� ��� ���� ������ ������� ���-

���� ����.

������

������� ���������������� ������� ��������

����������� �������� ����� ��������� ��� ��-

����������. �������� ���������� ���������,

�� ������ ������� �������� ���������� ����-

���������� �������� � �������, ��������� ���

���������������. � ����� �� ������� ���� ��-

��������� ����������� ���������-����������������

����� �� ������ ����������� � �������-

�������� �������� ����� ������� ����; ������

�� �������� ������ �� ������ �������� � ���-

������ � �������� ������ ������� � ������,

������� �������� ����������� ������ ����-

�����������; ������ �� ������������ ����-

��� ������������ �������������� � ����� ��-

��������� �������� � ������ ���������������

������������ ����������� �� ���������� ����-

���� � ��������-��������� � ������� ����; ����

������� �������� �� ����������� ���������

����� ������� � �������������.

������ ���������� ����� �������� �������

�������� ���������� � ������� �������� ����-

����� ��������� � �����������, � ����� ������-

���� �������� ����������� � ����������� � ��

������������. ����� ������� ���� ��������:

��������� � ������ �� �������� ����� � �������-

��� ������������ ������� (����������, ������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

� �������, ����������, ���������� � ��.); ���-

������������ �������� ����� (�������������-

����� ������� �������, ������� ���������); ��-

����� ��������� ������������� ����� (�������

����-��, ���������� � ���-��, �������������� ��-

���-�� ����� � �.�.); ����������� �����������

���������-���������������� �����; ����������

� ���������� ������� � ������; ��������������

� ���������� ������������; ���������������

�������� ����� � ������ � ���������� �������-

������.

������ ������������ �������� ��������

���������, ������ �����, � ������� ���������

� ���������� �������, �������, ����������,

����������� ��� � ���������� (���������,

����������������� ����������, ���������

�����, �����-����������, ���-������� � �����-

��������� ������� ��������� � ��.), � �����

�������� ������������� ������������� ����-

��� (���������, ����������� ������� � ���-

��, ������������ �������, �������, ������ �

��.) � �������� �������� (����������� �������-

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

53

���, ������������, ������������). �������� ��-

����� ��������� � ��������� �������������-

��� �������������� ���������, � ��� ����� �

���� ��������, ��� ����������� ����������

����� ���������������� � ���������������

�������� � ������������� ������� ���������-

��� �������, ������������ ��������� �����-

����� �������, �������� ��� �������������,

����������������� � �.�. ��� �������� � ��-

������� ��������� ������ ������������, ����-

������ �� ����� �� ����������������� �����-

��. �� ������� ����������� ������� ��������

��� �������, ��������� ��� ����� ���� �������

� �������� ��������� �, ������ �����, ������-

��� ������������ �� ������������� ������, ���

��������� ��������� ����� �� ���� �������-

������� ����������� � �������������� ������

������� �������������� � ������, ������-

�� ��������� � ��������. ��������� ���������

�������� ��������� ����� ���� ������� ���-

�� � ������������� ������� ��������������-

��, ���������� � ���������� ���������� ��-

�������� �������, � ������������ ������������

���������� ������� ����� �������� ���������-

���� �������� �������������� ��������������

� ������������� � ������� ����� ������������

� ������� � ����, �������������������, ����,

������������ � ������ ������������.

�������� ������� �������� ��� ����������

�����������, �� ������� ��������� � �������-

��� ����� �������� ������� ������� � �����-

���� ��� �� ����������� ��������� �������� ���-

������ � �������������� �� ������, � ��������

���������� ������ � ������.

���������� ������������ � ����������� ��-

�������� ��������� ��� ���������� � ��������

������� ��������������� ����������������� ��-

��������� ���������, ����������� ������ ����-

����� ������������ � ���������� ������������

�������.

����������

������� ����������� �����������: ������� ���-

�������� ��� ������� ��� ����������� ��� ����-

����� ����������� �� ������� ������������� ��-

����� � ��������, ������� ����������� ������ ��

�������, � ������ ���, � ������, � ����������,

� ���������, � ����� ������ ������ ���������-

������� �������� � �������� ���� �� �������.

� ������ ����������� ������������ � ��������-

�������� ������������ ������������ ��������

����������� ����������� �� ������� �������

��������� �������� ����������� ������� �����-

������� � ������������ �������� ���� ����� ���-

����� ����� ������������ �������, ��������-

������ �� �������.

������������ ���������������� �������,

� ������� ��������� ������������ � �������-

��� ����������, �� ���������������� � �����-

�������� � ��������� ���������: �����������

��� ����������� ������� � ����������� �����-

��� ����� � ���� ��� ���������� ������������;

�������� �� �������������� � ������� �����-

��������; �������� ������� ���������� � ������

����������� ��������� ���������-���������-

������� ����� ������; ��������� �������� ����

�����������; ������ � ���������� ������ � ���-

������������ �������� ������������, � ��� ���-

�� � �������� ����������� ��������� �������

� �������� ����.

����� �������, ������� ��������� ��������-

��� �������� ��� ����������� ����������������

�������, �� �������� ���������� � ����������

������������� ������������� ���������� � ��-

�����, ��� �������������, ��� � ���������, ��-

����������� ��������������. ����� �����������

� ����������� � �������� ������� ����������� ���-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

�������� � ������ ����������� ������� ������-

���� ��������� ���� ������������ ����� � �� ��-

������� � ���������� �������, �����, ����������

� ������ ������� ����������� � �������� (�����-

��������, ������������, ����������, �����������-

��� � ������ ��������������). � ���������� ���-

���� ���������� ����� ���� �������� ���������

����������� ������������ �������� �����������

�����������, ������� ����� ���� ������ ��� ��-

��������� ����������������� �������� ��� ����-

����� ������������: ��������� ������ �������-

�����, �� ��������� � ���������������� �����

�����������, ������������ � ���������� �������

� ������� ������, �������� � ����������� �����-

��-��������, ��������-���������, ����������� ��

�������-��������������� �����������; �������-

�� � ����������� ����������������� �����������

� ������� � ���� ������������ �������; �������-

��� � ��������� ������������, ���������� ���-

��� � ������ ���� � ���������� ���������� � ��-

������ ������������ � ������� ��������� �������

���������� ���������.

��� ����������� ���������������� ������-

��� ����� ����� ���������� ������������ ��-

������ �����. ��������� � ���������� �������-

�� �������� ��������� ����� �����������, ������,

���� �� ������� ��� ������. ��� ������ �� ���

� ������ ������� �� �������� ��������������-

��� �� ������ ��������.

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

54

������ ����������

�����������, �.�., �������������, �.�. (2021). ������������� ������������ ��� � ���-

����� ���� �������. Colloquium-Journal, (21), 24�26. https://doi.org/10.24412/2520-6990-2021-

21108-24-26

���������, �.�. (2022). ���������� ����������� � ����� ��������� ����������� ����: �����-

������ ��������� � ����������� ��������. ��������������� ��������, (1), 8�19.

��������, �.�. (2019). ��������������� �������� �������� � ��������� ����������� �������.

�: ����� � ��� � �������: ��������� ������������� ���������� ������-������������ �����-

������ (���, 22 ������� 2019 �.). ���. ���. �.�. ������������ (�. 122�127). ���: ���������� ��������-

������� �����������.

���������, �.�. (2023). ������� ������ �������� �� �������� ����. �: III ������������� �������

���������������� ���������� �����������: ������� ���������� ���������� �������� (15�16 ��-

���� 2023 �.). ������: ���������� ��������������� �����������-������������� �����������.

�������������, �.�., �������, �.�. (2018). ������� ���������� ����� � ���. ������ � ������-

�� ����������� �����, (12), 626�632.

��������, �.�., �����������, �.�. (2020). ������������� ������������ ������ ��������-������-

��� �� �������� � ������, �������� ������ ��������������� �����������. �������� ��������-

������ ������ ������������ � ����������� ����: ����� ����� � ����� ��������, (1), 236�240.

����������, �.�., �����������, �.�. (2022). ����������� � ��������� �������� �����������

�����������. ��������������� � �����������, (31), 60�66.

�������, �.�. (2022). ���������� ����������� ������: ����������� ����������� � ������.

�: ���������� �������� �������������� ������ � ��������: ������� ������� ������ (C. 145�149).

�������: ��������� ��������������� ����������� ��. �.�. ��������.

���������, �.�. (2018). ����������-���������� ���������� � ���������� ������������-

��� ����������. ��������� � ���������� � �����������, (4), 46�57. https://doi.org/10.12737/

article_5b7143478ec882.61696031

�����������, �.�., ��������, �.�. (2021). �������� ������������� ���������� ������������

����������� � ���������� ��������������� �����������. ����������� ���������� ��������-

���, (4), 58�67. https://doi.org/10.24412/1997-9657-2021-4106-58-67.

��������, �.�., ��������, �.�. (2023). �������� ������ �������� � �������� ����. ����������

������������, (44), 83�84.

���������, �.�. (2020). �������� ��������� ����� ��� �������� �������-������������� �����-

��� ������������. ������� ��� �� � �� �, (6), 84�91.

�������, �.�. (2016). �������� ������������ ������ ������������ ����������� �������� ����

� ����������� ��������. ������� ���: ������ � ��������, (10), 92�105.

����������, �.�., ����������, �.�. (2023). �������� �������� � ������������ � �������� ���-

��������� � ������ ����� ������������� ��� � ���. �: �������� ��������: ��������������� � ��-

������������ ������: ������� ������ ������������� ������-������������ ����������� (�������,

4 ������� 2023 �.) (C. 179�181). ���: �������.

�������, �.�. (2023). �������������������� ������������-����������� ������ � ������ ���-

���������� ������. ������������ ����������� XXI ����: �������� � �����������, (1), 62�63.

���������, �.�., ����������, �.�. (2022). ��������������� ������������ ��� ����������� ���-

������� �������� ����� ����������� ��������. ����������� � ��������� �������, (3), 84�88.

����������, �.�. (2020). ������������� �������� ��� ����� 3�7 ���. ������: �����.

�������, �.�. (2018). ����������� ���������� ��������� ��������� ������������ ���������-

������ � ����������������� ���������� � ������ ����������� � ������ ��� � ������������ � ����

�λ. �: ���������� ������� ������������ ����������������� �����������: ������� ����������

(���������, 1�2 ����� 2018 �.) (�. 183�185). ��� ����. ���. �.�. ��������. ���������: �����������

���������������

�������������� ����������� ��. �.�. ���������.

��������, �.�. (2021). ����������� ������ ����������� �����������. ���������� ����������,

(7), 9�13.

���������, �.�., ���������, �.�. (2019). ��������� �������� ��������������� �������������-

���� ����������� ��������� ����������� �����������. ������� � �����������, (2), 83�86.

������, �. (2021). ������ �������� ���������������� �������� � ���������� ������ �� ����-

�� ���� ����������� �������� ����������� �����������. ���������� ��������� �����������,

(1), 117�120.

��������, �.�. (2018). �������� ������ ��������� � ���������� �����������. ��������,

(4), 54�56.

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

55

Froden, S., von Wright, M. (2018). The Waldorf Kindergarten. In: Fleer, M., van Oers, B. (Eds.)

International Handbook of Early Childhood Education. Springer International Handbooks of Education.

Springer, Dordrecht. https://doi.org/10.1007/978-94-024-0927-7_72

Lemoine, L., Bernier, T., Peter, L., Noel, Y., Besancon M. (2024). Teachers� attitudes toward inclusive

education for children with disabilities. European Journal of Psychology of Education. https://doi.

org/10.1007/s10212-024-00812-x

References

Baimuratova, D.N., Khudoiberdieva, S.E. (2021). The use of computer games in the development of

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

a child�s speech. Colloquium-Journal, (21). 24-26. https://doi.org/10.24412/2520-6990-2021-21108-24-26.

(In Russ.).

Degtiareva, L.V. (2023). The effect of fine motor skills on speech development. In: III All-Russian contest

of professional achievements �InvaProfi�: Collection of materials of the finalists of the competition,

Moscow, November 15-16 (pp. 36-41). Moscow: Moscow State University of Humanities and Economics.

(In Russ.).

Deviatova, Y.V. (2019). Neuropsychology of childhood is the result of a social request. In: Science is

a step into the future: Materials of the International Youth Scientific and Practical Conference, Ufa, December

22, 2019 (pp. 122-127). Ufa: Bashkir State University. (In Russ.).

Dobrovolskii, Y.A., Tokarev, A.A. (2018). The reasons for the increase in children with disabilities. Teoriya

i Praktika Sovremennoj Nauki (Theory and Practice of Modern Science), (12). 626�632. (In Russ.).

Froden, S., von Wright, M. (2018). The Waldorf Kindergarten. In: Fleer, M., van Oers, B. (Eds.)

International Handbook of Early Childhood Education. Springer International Handbooks of Education.

Springer, Dordrecht. https://doi.org/10.1007/978-94-024-0927-7_72

Iakovleva, G.V. (2018). The main trends of innovation in preschool education. Metodist (Methodologist),

(4), 54�56. (In Russ.).

Ikonnikova, A.A., Suleimanova, L.S. (2022). Prospects and trends in the development of preschool education.

Preemstvennost� v Obrazovanii (Continuity in Education), (31), 60�66. (In Russ.).

Khabarova, T.V. (2021). Modern trends in preschool education. Doshkol�naya Pedagogika (Preschool

Pedagogy), (7), 9�13. (In Russ.).

Krulekht, M.V. (2022). Preschool education in Russia: modern trends. In: Actual problems of pedagogical

theory and practice: collection of scientific articles (pp. 145�149). Vitebsk: Vitebsk State University named after

P.M. Masherov. (In Russ.).

Kuz�menko, L.E. (2018). Music and sports technologies in a preschool educational institution. Standarty

i Monitoring v Obrazovanii (Standards and Monitoring in Education). (4). 46-57. https://doi.

org/10.12737/article_5b7143478ec882.61696031. (In Russ.).

Lemoine, L., Bernier, T., Peter, L., Noel, Y., Besancon M. (2024). Teachers� attitudes toward inclusive

education for children with disabilities. European Journal of Psychology of Education. https://doi.

org/10.1007/s10212-024-00812-x

Letunovskaia, S.V., Potashova, I.I. (2021). Criteria for the effectiveness of the implementation of inclusive

education in a preschool educational organization. Sovremennoe Doshkol�noe Obrazovanie (Preschool

Education Today), (4), 58�67. https://doi.org/10.24412/1997-9657-2021-4106-58-67. (In Russ.).

Maslaeva, A.V., Ozornina, N.I. (2023). Fine motor skills development � speech development.

Aktual�nye Issledovaniya (Current Research), (44), 83�84. (In Russ.).

Mezentseva, T.N. (2020). Folk rag doll as a means of spiritual and moral development of preschoolers.

Detskij Sad ot A do Ya (Kindergarten from A to Z), (6), 84�91. (In Russ.).

Robskii, V.V. (2016). The problem of forming the meaning of the kindergarten teacher�s activity

in modern conditions. Detskij Sad: Teoriya i Praktika (Kindergarten: Theory and Practice), (10), 92�105.

(In Russ.).

Samofalova, Y.N., Korotchenko, A.V. (2023). Developing preschoolers� interest in physical education

and sports through the use of information and communication technologies in preschool

organizations. In: Digital Society: a psychological and pedagogical view: A collection of articles

of the International Scientific and Practical Conference, Saratov, December 04 (pp. 179�181). Ufa:

Aeterna. (In Russ.).

Shchukina, V. (2021). Assessment of the quality of the educational process in the preschool group

based on the Scales of monitoring the quality of preschool education. Upravlenie Razvitiem Obrazovaniya

(Education Development Management), (1), 117�120. (In Russ.).

Sheraizina, R.M., Zadvornaia, M.S. (2019). Trends in the development of additional professional

education for teachers of preschool education. Chelovek i Obrazovanie (Man and Education), (2).

83�86. (In Russ.).

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

56

Skipina, A.S. (2023). Neuropsychological correctional and developmental work with children of the

correctional group. Regional�noe Obrazovanie XXI Veka: Problemy i Perspektivy (Regional Education of

the XXI Century: Problems and Prospects), (1), 62�63. (In Russ.).

Smetanina, S.A., Korchemkina, A.A. (2022). Educational kinesiology as a modern technology for the

development of preschool children. Obrazovanie v Kirovskoj Oblasti (Education in the Kirov Region), (3),

84�88. (In Russ.).

Tikhomirova, E.V. (2020). Entertaining logogames for children 3�7 years old. Moscow: Sfera. (In Russ.).

Usanina, N.S. (2018). Features of the implementation of the professional development program �Speech

therapy and defectological technologies in the work of a teacher with children with disabilities in accordance

with the Federal State Preschool Educational Standard to�. In: Topical issues of continuing professional

education: Collection of materials (Yaroslavl, March 1-2, 2018) (pp. 183�185). Yaroslavl: Yaroslavl

State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky. (In Russ.).

Volosovets, T.V. (2022). Preschool education in the era of a dynamically changing world: current state

and development prospects. Obrazovatel�naya Panorama (Educational Panorama), (1), 8�19. (In Russ.).

Zavodova, E.A., Skorokhodova, E.N. (2020). The use of classical music by a speech therapist in classes

with children with special educational needs. Osovskie pedagogicheskie chteniya �Obrazovanie v sovremennom

mire: novoe vremya � novye resheniya� (Osovsky Pedagogical Readings �Education in the

Modern World: New Time � New Solutions�), (1), 236�240. (In Russ.).

���������� �� ������

����� ���������� ��������, �������� �������������� ����, ������ ������� ��������-

���� ���������-��������������� ����������� ����������� ���������������� ������������,

�������, ���������� ���������, cuclitsa@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1883-8402

Abo ut the author

Elena V. Shakirova, Cand. Sci. (Pedagogy), Associate Professor, Associate Professor of the Department

of Continuing Psychological and Pedagogical Education of Ivanovo State University, Ivanovo, Russian Federation,

cuclitsa@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1883-8402

���������: 10.03.2024; �������� ����� ���������: 18.05.2024; ������� � ������: 14.06.2024.

Received: 10.03.2024; revised: 18.05.2024; accepted: 14.06.2024.

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.