Научная статья на тему 'Взгляд на дошкольное образование через призму конкурса педагогического мастерства: региональный аспект'

Взгляд на дошкольное образование через призму конкурса педагогического мастерства: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольное образование / конкурс педагогического мастерства / воспитатель / preschool education / pedagogical skills competition / educator

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шакирова Елена Валерьевна, Кузьмин Сергей Владимирович

Актуальность исследования. Конкурсы педагогического мастерства являются эффективным сред­ством повышения профессионализма воспитателей, привлечения внимания общества к педагогической профессии. В условиях меняющихся требований и порядка проведения регионального этапа, тенденции к повышению зрелищности конкурсных мероприятий его развивающее значение может быть утрачено. Цель исследования: изучение особенностей регионального профессионального конкурса «Педагог года» как показателя состояния дошкольного образования Ивановской области. Методология: анализ конкурсной документации, индивидуальное стандартизированное интервью. Ход исследования: изучены положения Ивановской области по конкурсу в номинации «Педагог дошкольного образования» за последние 6 лет. Проанализирована 71 работа участников регионального конкурса «Педагог года» в номинации «Педагог дошкольного образования» за 2017–2023 годы. Проведен анализ кадрового состава участников, их педагогического стажа, материалов и тем педагогического опыта. Проведено интервью воспитателей, присутствовавших на конкурсных мероприятиях в качестве зрителей. Результаты исследования: отмечена общая тенденция к упрощению участия в конкурсе за счет уменьшения количества очных мероприятий и документации заочного этапа. Выявлено сокращение числа участников при увеличении их среднего педагогического стажа. Установлена низкая конкурсная активность специалистов (музыкальные руководители, педагоги по ИЗО, инструкторы по физической культуре). Анализ тем и материалов конкурсантов показал, что в деятельности современного воспитателя Ивановской области преобладает интерес к созданию пособий, наибольшей популярностью пользуется познавательное и социально-коммуникативное развитие ребенка. Выводы. По результатам исследования отмечены: желание педагогов получить официальное признание значимости своего труда; увлеченность профессией как творческим и полезным хобби; интерес к современным педагогическим направлениям в работе с дошкольниками и стремление к внедрению инноваций без их критической оценки. Упрощение процесса участия в конкурсе может свидетельствовать о снижении качества профессиональной подготовки педагогов. Среди особенностей, характеризующих систему дошкольного образования региона, выделяем загруженность воспитателей и их неверие в свой профессионализм, нехватку и слабую активность инструкторов по физической культуре, педагогов по изобразительному искусству, музыкальных руководителей. Исследование показало недоверие педагогов к профессиональным конкурсам, недостаточную привлекательность конкурсного движения, связанную с отсутствием достойных призов и общественного признания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шакирова Елена Валерьевна, Кузьмин Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A look at preschool education through the prism of a pedagogical skill competition: a regional aspect

The relevance of the study. Pedagogical skill competitions are an effective means of improving the professionalism of educators, attracting public attention to the teaching profession. In the context of changing requirements and the order of the regional stage, the trend towards increasing the spectacularity of competitive events, its developmental significance may be lost. The purpose of the study: to study the features of the regional professional competition “Teacher of the Year” as an indicator of the state of preschool education in the Ivanovo region. Methodology: analysis of the tender documentation, individual standardized interview. Research progress: the provisions of the Ivanovo region for the competition in the nomination “Teacher of Preschool Education” for the last 6 years have been studied. 71 works of participants of the regional competition “Teacher of the Year” in the nomination “Teacher of Preschool Education” for 2017–2023 were analyzed. The analysis of the personnel composition of the participants, their teaching experience, materials and topics of pedagogical experience was carried out. Interviews were conducted with educators who were present at the competitive events as spectators. Research results: there is a general trend to simplify participation in the competition by reducing the number of face-to-face events and documentation of the correspondence stage. A reduction in the number of participants with an increase in their average teaching experience was revealed. A low competitive activity of specialists (music directors, arts teachers, physical education instructors) has been established. An analysis of the topics and materials of the contestants showed that the activities of a modern educator in the Ivanovo region is dominated by interest in the creation of manuals, the most popular is the cognitive and socio-communicative development of the child. Conclusions. According to the results of the study, the following features were noted: the desire of teachers to receive official recognition of the significance of their work; passion for the profession as a creative and useful hobby; interest in modern pedagogical areas in work with preschoolers and the desire to introduce innovations without their critical evaluation. Simplification of the process of participation in the competition may indicate a decrease in the quality of professional training of teachers. Among the features that characterize the preschool education system of the region, we highlight the workload of educators and their lack of confidence in their professionalism, the lack and weak activity of physical education instructors, arts teachers, music directors. The study showed teachers’ distrust of professional competitions, the lack of attractiveness of the competitive movement associated with the lack of worthy prizes and public recognition.

Текст научной работы на тему «Взгляд на дошкольное образование через призму конкурса педагогического мастерства: региональный аспект»

�������� �.�., ������� �.�.

�������� ����� ����������*, ������� ������ ������������

����� �� ����������� ��������������� ������������ (�������, ������)

������������ ������������. �������� ��������������� ���������� �������� ����������� ���������� ��������� ���������������� ������������, ����������� �������� �������� � ��������������� ���������. � �������� ���������� ���������� � ������� ���������� ������������� �����, ��������� � ��������� ����������� ���������� ����������� ��� ����������� �������� ����� ���� ��������. ���� ������������: �������� ������������ ������������� ����������������� �������� �������� ����� ��� ���������� ��������� ����������� ����������� ���������� �������.�����������: ������ ���������� ������������, �������������� ������������������� ��������.��� ������������: ������� ��������� ���������� ������� �� �������� � ��������� �������� ����������� ������������ �� ��������� 6 ���. ���������������� 71 ������ ���������� �������������� �������� �������� ����� � ��������� �������� ����������� ������������ �� 2017�2023 ����. �������� ������ ��������� ������� ����������, �� ��������������� �����, ���������� � ��� ���������������� �����. ��������� �������� ������������, ���������������� �� ���������� ������������� � �������� ��������. ���������� ������������: �������� ����� ��������� � ��������� ������� � �������� �� ���� ���������� ���������� ����� ����������� � ������������ �������� �����. �������� ���������� ����� ���������� ��� ���������� �� �������� ��������������� �����. ����������� ������ ����������� ���������� ������������ (����������� ������������, �������� �� ���, ����������� �� ����������� ��������). ������ ��� � ���������� ������������ �������, ��� � ������������ ������������ ����������� ���������� ������� ����������� ������� � �������� �������, ���������� �������������� ���������� �������������� � ������������������������� �������� �������. ������. �� ����������� ������������ ��������: ������� ��������� �������� ����������� ���������� ���������� ������ �����; ������������ ���������� ��� ���������� � �������� �����; ������� � ����������� �������������� ������������ � ������ � ������������� � ���������� � ��������� ��������� ��� �� ����������� ������. ��������� �������� ������� � �������� ����� ������������������ � �������� �������� ���������������� ���������� ���������. ����� ������������, ���������������� ������� ����������� ����������� �������, �������� ������������� ������������ � �� ������� � ���� ���������������, �������� � ������ ���������� ������������ �� ���������� ��������, ��������� �� ���������������� ���������, ����������� �������������.������������ �������� ��������� ��������� � ���������������� ���������, ������������� ����������������� ����������� ��������, ��������� � ����������� ��������� ������ � �������������� ���������.

�������� �����: ���������� �����������, ������� ��������������� ����������, �����������.

��� �����������: �������� �.�., ������� �.�. ������ �� ���������� ����������� ����� ������ ��������� ��������������� ����������: ������������ ������ // ����������� ���������� �����������. � 2023. � �3(117). � �. 56�69. DOI: 10.24412/2782�4519�2023�3117�56�69

��������� ������ �������� 19.04.2023.

* ��������: cuclitsa@mail.ru

UDC 373.2 DOI: 10.24412/2782�4519�2023�3117�56�69

A Look at Preschool Education through the Prism of a Pedagogical Skill Competition: a Regional Aspect

Elena V. Shakirova*, Sergey V. Kuzmin

Ivanovo State University, Ivanovo, Russia

The relevance of the study. Pedagogical skill competitions are an effective means of improving the profes�sionalism of educators, attracting public attention to the teaching profession. In the context of changing re�quirements and the order of the regional stage, the trend towards increasing the spectacularity of competi�tive events, its developmental significance may be lost.The purpose of the study: to study the features of the regional professional competition �Teacher of the Year� as an indicator of the state of preschool education in the Ivanovo region.Methodology: analysis of the tender documentation, individual standardized interview.Research progress: the provisions of the Ivanovo region for the competition in the nomination �Teacher of Preschool Education� for the last 6 years have been studied. 71 works of participants of the regional com�petition �Teacher of the Year� in the nomination �Teacher of Preschool Education� for 2017�2023 were analyzed. The analysis of the personnel composition of the participants, their teaching experience, materi�als and topics of pedagogical experience was carried out. Interviews were conducted with educators who were present at the competitive events as spectators.Research results: there is a general trend to simplify participation in the competition by reducing the number of face�to�face events and documentation of the correspondence stage. A reduction in the number of participants with an increase in their average teaching experience was revealed. A low competitive ac�tivity of specialists (music directors, arts teachers, physical education instructors) has been established. An analysis of the topics and materials of the contestants showed that the activities of a modern educator in the Ivanovo region is dominated by interest in the creation of manuals, the most popular is the cognitive and socio�communicative development of the child.Conclusions. According to the results of the study, the following features were noted: the desire of teachers to receive official recognition of the significance of their work; passion for the profession as a creative and useful hobby; interest in modern pedagogical areas in work with preschoolers and the desire to introduce innovations without their critical evaluation. Simplification of the process of participation in the compe�tition may indicate a decrease in the quality of professional training of teachers. Among the features that characterize the preschool education system of the region, we highlight the workload of educators and their lack of confidence in their professionalism, the lack and weak activity of physical education instructors, arts teachers, music directors.The study showed teachers� distrust of professional competitions, the lack of attractiveness of the competi�tive movement associated with the lack of worthy prizes and public recognition.

Keywords: preschool education, pedagogical skills competition, educator.

For citation: Shakirova E.V., Kuzmin S.V. (2023). A look at preschool education through the prism of a pedagogical skill competition: a regional aspect. Preschool Education Today. 3:17, 56�69 (in Russian). DOI: 10.24412/2782�4519�2023�3117�56�69

Original manuscript received 19.04.2023.

* Contacts: cuclitsa@mail.ru

��������

������ ���������� ���������� ��������� ��27.06.2022�4012023����������������� �������� � �����������. ������ ������� ������������ �������������� ����������� ��������� �������� � �������������� ���������� � ��������� �� ��������. � ���� �� ����� �������� � ������ ���������� ������������� ������������� � ������������ �������� ������������������ ���������� � �������� �����, ������������ �����, �������� ����� � ������. ������� � ����� ������������ ������� �� ��������� �������� ������ ���������������� ������, ������ �������� � �������� ������������ ���� ����, ������ ��������������� � ��������������� � ������ ��������������� ��������, ������� ������������ �������������,���������������������������������� �������. ��������, ����������� � ��������, �������� �������� ���������������, ��������� ���� ���������� ���������������� �������, ������������ � ���� ���������������� �����. ��� ��������� ������������, ��� ������� ����� ������� �����������, ���������������� ��������� ������������� ��� ������������� ������� �����������, � ��� ��������� �������� ������� ��������� ����������� ������ �������, �� ��������� � ����������� ������������ ������ �������� �����������. � ������ ������ �� ���������� ������������� �������, ��������� � ��������� ������������������ �������� ��������������� �����������, �� �� ������ �������������� �������������� ������������� ����� �������� �������� ����� � ��������� �������� ����������� ������������� � ������ ������������� ������������ ����������� ����������� ���������� ������� �� ����������� �����.

������� ��������������� ����������: ������� � ��������

��������� �������� ��������� ������������ � ������������� ��������, �������������� �������� ���������� ��������������� ��������� � ��������� ������ � ���������� �����������(Baurikova,2012;Lee,Lea&Myers, Donald & Kim, Kyoung Jin, 2009). ��������� �������� � ������� �������� �������������� � ������������� ���������� � ��������� ������������� �������������� �����������, ��� ������������ ������������ ������������ ���������� �������� � �������� ���� ��� ����������������� ����������. ���������� ������������ �������������� ���������� ��� ����� ���������������������������,������������� �����������, �� �� ������, ����������� ������� � ����� � ���������, ��� �� ������� �� ���������� ��������� ���������������� ����������� � ������ (���������, ����������, 2022; ������, ��������, 2018). ������ ������� ����������� ���� ��������� ����� �� ������������ ������������������������������������������ ������������ ������. ������������ ������� �������� ������������ � ����� �������� �������� ��������������� ���������� �������� �������� ��������� � �����������, �������� ����� ������������������ � ���������������� �������������� ����������� ������������ ������� �����.

��������� ������������� ����������������� ������� ������������ ����� ���������� �� ���������� � ������������ �������, ��������� ������� ����������� ������������, ����������� ����������������� � ����������� �������������, �����������������, ����������� ������������� ���������� � ��������� ������� � ������� ����������� ����������� (�������, 2018). ������� ����������������� ���������� ������� �������� ������ ������� ������������. ������� ������� � �������� �� �������� ���������������� ��������� ���������� � ������� ���� ������� (����������, 2007; ����������, 2022; ��������, 2015; ���������, 2008). ������������ ������� � ��������� �������������� �������� ��������� ������������, ������������� �������� ��� ��������� ��� ������������ � ���������� ������������������������������������������������� (������������, 2022; ���������, 2008; �����, 2011). �������� � ��������, �������� ���������� ���� ������� � ��������, ���������� ���������������� �������� � ���� �������, ������� ������������� ����������� ������ �����, ��� ������������ �������� � ��������� ������������������ � ������ (�����������, 2016). � �������� �������������� ����������� ������������ �������� ���������������� ���������� ������ �������� ������� ������� �� ������ �� ������������ ���������, ��� ����������������� � ������� � ������ �������������� ���� (����������, ������). ������������ �������� �������� ���������� ��������� ���� ����� ��������������� �������� � ��������, ��������� ����� � �������� ������, � �������, �������� ��������� ��������� ��������� ������ � ������ ������ � ������� ����� ������ (��������, 2018). ����� �������� ���������� ����� ����������� �������� ������� ����������� ������������, ������ ��� �������� ���������� � �������������� ��������, ��������� � ������������� ������������� �����������, ����������������� � ������������� ������������� ������������� ����������, � ��� ����� � ������������� ������������������� (���������, 2021; �����������, 2019; 2022). ��������� ������ �.�. ���������, ������� �������������� ������� ��� ����� ���������� � �������� � ���������������� ������, � ����� ��� �������� �������� �� ������ ������������������ ������ � ������� (��������, 2016). ������� ������������������������������������������������ ���������, ��������� ��������� � ����������������� ��������, ��� �������� ��������� � �������� �������� ��������� �������� ���������� ����������� � ����� ���������� �� ���������. �������������� ����� ���������� ����������� ������������ ���������� ������������������ � ������ � ��������� ��������� ������ (He, Can & Xiong, 2023), ��� ����� ������������ ��� ����������� �����������. ����� ��������� �������� ������� ����� ����������� ��� ��� �������� � ��������� ����� ������� � ������� ����������� ���������� ������, ��������� ������� �����������������������,��������������, ��������� ���������������� (��������, 2022; ������, 2020). ������ ������ �������� �������� �� ������ ���������� ����� �������������������,��������������������������� ���������, ��������� ������� ����� ����, ���������� ���� ������� ���������, ���������������� � ��� ����� �������� ������� ������ � ������� ����������� ����������� (�������, 2017; ���������, 2021). ��� ����� ������� ������� ���������� ��������� ��������������������������������������������� (���������, 2018; �������, 2019). ��������� ���� ����������� �� ����� ����������� �����������, � ���, ��� ���� ������������ ������� ����� �������������� � ����������� � ���� ������� ������ ��������� ������������, ���������� � ���������.

������ �������� � ����������� ���������, ������������� �������� ��������� ������������ ��������� � �������, ��� ������� � ������������� ������������ � ������������� (��������, 2014). ����� �������, ������������ ������� ������� ��������� � ���������, �������� ��������� (�������, 2015).

��������� ����� ��� �������� ������� � ������ ������� � ������������� ������� �������� ������ � ������� ��������� � �������� ����������������� ���������� �������������� ��������, �� ������ ���������������� ����������� �������� �������� ��������� �������������� ����� ��� ��������� ������������� ������.

�������� ������� ���������� ����������������� ��������� � � ������������ � ����������� ������������ ������������ ������� ��������� ���������� �����������, ���������� � ��������� ������������ � �������������� ��������� ����������������� ���������� �������� ����� �� ���������� ����������������� ��������� ��� ����������� �������������� ��������, ��������� ��������

�������������������������������������� �������������� ���������� ��� ����������.

��������� ������� ��������������� ����������� � ����������� �������� ��� �������� � �������� ������������ �� ��������������� ������ ��� �������� ����������. ��� ��������, ��� ���������� �������� ��������, ���������� ����������� �� �������.

������� �������� ������������ ���������� � ����������� �������� ������������������� ���� ���������������� ����������, �������� ���� � ������ ���� ��������������, ������� ����������� � ����� � ����������������� ����������.

���������� �� ������ ������ � ������� ���������� ����������� ������� ���������������� ���������� ���������� ������������ �������� ���������������� ���������� (�������, 2015). �������� ��������� ������������������������������,����������������� � �������������� ��� ��� ��������� ���������� ����������� � �������� ������ ������������ ����������� �������.

������� �������� ����� ��� ��������� ������������ ������� ����������� �����������

���������������� ������� �������� ����� ���������� � ���������� ������� ��� � 34�� ���. � ������ ��������� ����������� ������ � �������� ����������� ������������ � ������������,���������������������������������� �����������, ����������� ������������ � ������� �����������, ���������� � ���������� ��������������� ������������. �������������������, ���������������� � ����������� ����� �������������������������������������������,�����������,������������������������� �������������������,��������������������. � 2023 ���� ��������� ��������������������� ���� ����������. ��������� �������� � ���������� ������� ����� ���� ����������� ������������ � ���������� � ��������������. ����� ��������, ��� ������ ���������� ����������,��������������,������������������������ ������������ ��������. ��� ���������� �������������� ���������� ��������� ���������� � ������, ����������� ������� �� �����������, ��������� �� ������������ � ��������� ��������� �� ��������. ������, ��� ������� ������� � ��� ���������, ����� ��������� �������������� � ������������ ������� ����������� ������������, ������� �� �����������, ���������� ����������� ��������.

���������� ������, �������� �� ������� ���� ������������� �������� � ��������� �������� ����������� ������������, ������ ��� ����������. �� ���. 1 ������������ ���������� ���������� ���������� �������� ����� �� ��������� ���� ���.

�� ��������������� ������ ������ ����� ������ ���� � 2019 ���� � 18. � 2022 � 2021 ������ �� ������� ���� ������ 16 � 15 ������ �� �������������������������������.�2020����������� ���������� ����������� �� 12. ����� ���������� �� ��������� � ������������������� �����������. ����������� ������ ����� ���������� �� ������������, ��� �� ��������� ������ ������������, �������� ����������� � ��������, ����������� ���������, ���������������� �� ����. � 2023 ���� � �������� ���������� ������� ������ 10 ������������.

�������� �� ������ ����� ���������� � ������ ���� �������� ����� ��������� � ���������� ���������� ������������ �� ���� ���������� �������� ����� �������������� ������. �������� ���������� ����������� ���������� ������� ��� ������ ����� ���������� ������� � ������������ ��������, � ��, ��� ���������, � ��������, ����� ��������� ���� ������ � � ������� ����� 15 ���. ���������� � ����� ���������� ���������� ��������� ������������ �� ���. 2.

� ���������� ������� 27 ������������� ������� � ��������� �������, � ������� ��������� ���������� ������������� � �������� ����� �������� �������� �����. ���������� � ������ ��������� ����������� ���� ��� ����������� ������� � ������������ ���������, �� �������, �� ������� ���������� ������ �� ��������� ���� �����������, ���� �����������. ��������, ��� ������� � �������������� ������ ���������� �� ������� ����� ������������ �����, ����� ���� �������������, ��� ��������� ������������ ����������� � ������������� �������� ����������� �� ����������, ������������� ��������� ������ � ����������� ������������ � �������������� �������� � ��� �����.

����� �������� ������� ��������� ������������������������������,����������������� � �������������, ���������� � �������� ��������� �� ���������� �����������. ���� ������ �������, ����� �� ���������� ������� ������� � ��������, � ��� ��� ������ ��� �������. ����� ������ ������ ����� �������� ���������:

������������� � ����� ����� (�� �����������!�, �� �� ����� �������� ����������, ���� ������ �����������);

�������� ������� (����� �����������, �� �������� �� ��������� ������� ������ � ������� � ��������� ������; ������ ����� �������������� � ������, �������� ������� �� ������� �������������);

���������� ��������� (�� ��� ��� ��� ����?�, �� ��� ������, ��� ����� ��������, ������, ��� ��� �������);

��������� ���������� (���� ����� �����������, �� �� ��������!�, ������ ������ ��� ����� ���� �� ����, � ��� ���� ��� ������������);

��������� � �������� (���� ������� �������������, ���� ����� �� ���������).

����������� �� ����� ��������� ������� � ��������, ��������� ��� ������ �� �������������� � ������������ � �������� � ��������� ������� ������ ����� � ������, ����������, ����������� ������ � ��������� ��� ������������. ���������� ������ �� ����, ��� ����� ������� ������� � ������� � ����������, ��������� ��������� � ����������� � �����������. ����� �������� �� ����� ���������� ����� �� ������� � �������� ����� �������� �������� ���������� ���������������� ��������� � ��������� ������� ����� � ��������, �������� ����� ������ �������������.

���������� ������ ����������, ���������, ��� ������ ��� � ����� ������������ ���� ����� ������� ��������, ��� ���� ����� 30 ��� (���. 2). � 2023 ���� ������� ���� ����������� ����������� ����� � �������� ����� 16 ���. ������� ��������� �������������� ��� ��������� ��� �������� � ���������� ������������� �������� ����������� ��������� �� ����������� ���� � ���������� �����������. ��� ��������� ����� ������������� ��� � ��������������, ��� � � ������������� �������. ������� ������� ��������� �������� ���� �� �������� � ��� ��� �������������� ����������������������������,�������������������� � ���������� ������ ������������. � ������ �������, ����� ������������, ��� �������� � ������� ������ ������ �� �������� ��������� ���������, ��������, �������� � ���������� ���������� �� ����������� ������� � ��������. ����� ����, ��������� �������� ����� ������������ ����� ��������������� � �������� ���� ������� ����������� � ����������� ������������ ������� ��� �� �������������� ����������������.

������������ ������ ���������� �������� �� ����������, ������� ������������ ������������� (���. 3). ��� ��������� �� ������� ����������� �� ��������� � ������ ��������������� ����������� �����������, � ����� �������� ��������� ��������� ��� ��������������������� � ������������������ (�� 2022 ����). ��� �� ����� ������ ��������� � ���������, ���������� � ���������� ������������, ������� ��� ���� ����� ���������� ���������� �������� ����������� ������������.

������ ������� � �������� ����������� �������������� ��������� ���������� �� ����������������� ������������, ������� �� ������������� � ������ � �������� ���������, ����������� � ��������� � ��������. ������� ������������ ������������ ���������� �� ������� �����������, ����� ���� ����� �� �������������������������������������������� ��������� ������ �����������. ������� �������������� ��������� ��������� �������� ��� ����������� �������������, � �������� ���������� �������� ����� ������ ��� ����������� ���������������� ������������� ������ ��������� ���������. ���������� �� �������� ������������ �� ���������� ��������� ��������� � �� ����� ������ �������������� �� ������ ���������� ����������� ��������. ������ ������ ������������ ��������� � ��������� ������� ����� �������, ������� ������� ���������� ����� ��� ���������������� ��������������.

������ ������� ���������� �����

���������� ������������� ������� ����������� ��������� ������������� ����� �������������������������������������������� ����� ���������� ������� � 2016 ���� �� ���������� ����� (����. 1). ������������ ������� ���������� � ��� �����: ������� � �����. � ���������������������������������������� ��������, ������� ������ �� ������� ������������ ��������� � ���������. ����� ���� ������� �� ��� ���� (� 2023 ���� ������ ������� ���). � ������ ���� ������ ����� ���������� ������� ������ ���������, ��� ���������� ��������� �������� ���������� ���������� ������ � ������� �����. �� ������ ���� ������ ����� ��������� ������� ���� ����������, ���������� ���������� ����� ������ �� ������������ ������� ����.

�� 2022 ���� ���������� �������� ��������� ����� ��������� ���������������� �������������, ������������ ������� � ��������������� ����. ��� ����������������� ��������� �� ������ ������������ ���� �����������, �� � �������� �������� �� ����� ��������������� �����������, ����, ��������� ��� ���������� � ���������� ����, ���������� �� ��������������� ��������, ������� � ������� ��������. �������� ��������������� �����������, ����� ���� �������� �������� �� ������������ ����������� � ������������ �� ����������, �������� �������� ����� � ���������� �������, �������� ����������� ��������� ����������, ����������������������������.�2022���� ������������ ���� ���� ����������� � ������ ���������� ������� ������������� �������� � ������������� �����������, � ��������� �������������� �� ������� ���� ��������� � ����

������ � �������� �����������

������� 1. ������������� ������� ���������� ��������� ������������� ����� �������� ����������������� ���������� �������� ����� ���������� ������� � ��������� �������� ����������� ������������

���� 2016 2017, 2018 2019 2021 2022 2023

������� ������������ ������������ ��������� ��������������� ���� ����

���� ���� ���� ������

������������ ������� �����������������

���� ������������ ���� ���� ���������

�������

������������ ������������ ������������ �������� �

������� ������� ������� ���������

������ ���������� ���������� ���������� ���������� ������������ ��� ������������

��� ������ ������� ������� ������� ������� ���������� ��� �������

����� ��������� ��������� ��������� ���������

������� ������� ������� ������� ������� �������

������� ������� ������� �������

��������������

�����������

������������ �������������� ������������ � ������

��� ����������� ���

������ � ��������� ����������� �����������

������������ �������

������

������ ��� ������ ����� (����������) ������������ ������������ ������������ ������������ ������������ ���������� ��������

���������������� ������

������� ���� ���� ���������������� ��������� ����������� ������������� � ������� ����

������� ���� ������ ��������� �����������

������ ��� �� ������������� ��������������

������ ������

�����

������� � ���������� ��� �������� �����������, ��������������� ���������������� ������������ �����������.

���� ������� ����������� ������� ������������ � ��������� ����� �� ������� ���������� �������� ����� ������������� � ����. �������� ��� �������, ����������� �������� ����������� ��������� ����������� ��������������� ����, �������� ������������ �������, ������� ���������� ����������, �������� ���������� � ���������������� ������� ������ �������������� ������, ����������, ����������. ����� ��������, ��� ���������� �������� ������ �� ������ ������� � ������� ����. � 2017 ���� ��� ��������� ���� ��������� � ������ ���� ����������, ������� ������ ���������������������� � ��������� � ������� ������������� ���������� ������� (1 ���).

���� ����������� ���� ��������, ��� ��������, ������� ���� ����. � ���� ����������� ���������� � �������� XXI ����, � ����������� ��� ���������, � ������� ������������� � �����������. ��������� ������������ �������, ����������� �������������. ���� ������ ������ ���������� ������� ����������� � ���������������� ����� � ����������� ������������� � �������������� ������������, � ����� ����������� ������������ � ��������� �� ����������� ���������� (������ �� ����������� � ���������� ����������, ���� �� � �.�.). �������� ������� ������ ����������������, ����������� ��������� ������������, �������. ������������ ���� �������, ���������� ������������� ������, ������ � �������� ��������� �����, ������� ���������� � ���������.

������ �� ������������ ����� ������ �����,�������,����������������������� �������� ��� ������������� �������� ����������� ������������ � �����, ������� ���������� ������������ ����������� � ���� � ��� ��������� �������� � ��� ����䅻, �������� ��� �������, ����� � ��� �������, � ����� ��������� ��������� �������� �.�. ��������� � �.�. �������������, �������� �� ���� � ��� �� �������������� ����. ����� �������� ����������� ������� ������� � �� ����� 1,5�������,������������������������������ ������������������.������������������������� ��������� ������������ ����� ���������������� ������������� � ���������� ������, � ����� ������������ ��������� �� �����, ������������� ��������� � ������ ��������� ������������ �������. ������ �������� ����������� � ��������� ���� ������������ �������, ��� ������������ ���������� ����. ����� ����� �������� ������� ���� � ����� ������, ��������� ������, ������ ����������� � �������� � ��������� � ���� � �������, ���������� � ������������� � ��������� ������� �������� � ������� ��� ������.

���������� ������� ������������� �������������������������������������������� ���������� ������������ ��������� �������� �����. � ����������� � ������������� ������� ����������� ������������ ���� ����������� ������, ������������ ��� ������������, ���������� ���������� � ������, ����������� � ������ ������������ �� ���� ���������������� �����.

���� ��������� ������������ ��������������� ���������, ���������� ������������� ������������, ������������ ����������� �������� ���������� ����, ���������� �������������� ����� � ��� ����������������. ����� ����������� � ������������� ������� ��� ���������� ���� ��������������� ����� ������������ ����� ������������ �������������� ���������. � �������� ��� ���� ��������� � ����������� �������, ���������� � �������� ������� �����, ������� � ������������� �������, ����������� � ������ ����.

����� ����������� ��������� �����������, ��������� ��������� �������� ����������� ������������ ��������� ������������ ���� � �� ����������. ��������� �������� � ����������� �� ���� �����������, �������, ���������� �������� � ������. ��������� ����������� ���������� � ����������� ��� �� ����� �������� ����������, ������ ����� ���� ������������� ����������� �� ��������� � ���������������� ��� ����� �����������, �� ��� �� ����� ����� ��������� �� �� ����������.

� 2023 ���� ������ ���������� �� ������������� ���� �������� ����� ����������� � ������������� �������, ����� ���� ������������ � ����������� ���������� � ������������ ����. �� ��� ������, ��� ������ ���������� ���������� ���������� ������������� � �������� �� �� �������� ����� ������� �� ��������� � ���������� ����������, ������� �� �����������. ����� ���������� ��������������� ��� ����� ����������� ������������ �������� � ������������� �����. ����� �������������� ������ ����������, ���������� � �������� ���������� ������� �������� ����� � �� ����� �������������� ��������� ������ ���������������������������.���������������� �������� ������ ������� ���� ��������������� ������������ � ������������ � ����������������� ���������� � ����������� ��������������� ��������������� ����������� ����������� �����������. ��������� ���� ������ �����, ������� ������������ ������������ � ������ ������, ����������, ������.

���������� ��������� ������������, �� ���������, ��� ����� ������ �������������� ����� �� ������� ����� ������ � ������������� ��������� ���������. ���� �������� ������������� �������� ����������� ����������� ��� �������� ������������� ���� �� ������������ ��������� (������������� �������� � ������� �������, ���� � ������, ����� ������, ���������� � �.�.), �� ����������������� ���������� ������ ����� ���������. � �������� ��������� ���������� ������ ������� ��� ����, �� � �������� ���������� ����� ���������������� ����, ��������� ����������� ��� � ���� �������� ����� ���������������� ���������� (����������, ����������� �� ��������������� ������������, ������� � ����������������� ���������). �������� ���������� �������� ����������� �������, ������ ���� ���� ������ �� ������ ������� � �������� �� ����������������� ��������� ���������� ������ ����� ��������, ������������� �������� ��� �����, ���������� ���������� � ������������� ����������� ���������. ��������, ��� ��������� �������� ���������� ������� �������� � ���������� ����� ����������� ��� ����� ��������� �������� ��� �������� � ����������� �������������� ������������.

� ��������� ���� ���������� ������ ������������ ���������� � ������� ���������. ������ ������������ ����� � ��������������� �����������, ������������� ���������� ���� � ��������, �������� ���������, ������������ 2023 ���� ���������� � ����������� ������ ���� � ������� �������� ����� ������������� � ���������� ����������� � ��������� ���������������� ����������, �����������������, ������� ������������� ����� ��� �������� ����������������.

������� ���� �������� ��������� ��� ����, ����� �������� ���������� ������ ���� ���� ������ ������ �� ���������, ��������� ��������� � ������ � �������������, ������� �������� ��� �������� ��������� � ������������, � ������ ���� ���� �� �������.

� ������ ������ ����� ����� ���� ��������� ����������� ������� ���������� �����������, � ����� ����������, ��������� �� ��� ������������� � ���������� ���������� ��������� �����. ������, ��� ������� ������ ����������� ��������� ������ ����� ��������� �������� ����������� ������������, ����� �������� ��������� � ��������� � �����������. � 2022 ���� ���� ��������� ����������� ����������� ���������������� �������, � 2023 ���� ��������� �� ����� ��������� �������������� �����������, ������������ ������������� ��������� �� 10 �����. ����� �������, ������ ������� ����������� ������������ ����� ��������� �� ������ �������������� ����� ����, ���������� ������� � ������, ��������������� ������������� � ������ �� �������� ����������� �� �������. ������� ������ ����� �������� ������������� �� �������� ��������������� �������������� �����.

����� ��� ��������������� ����� ������������

���������� ��������� �������� ����� ���������� ������� ��� ������ ���������, ��� ������ ������������� ���� � ������� ������, ��������� ��������������� ����� � ������ ������, ������� ������� ���������������� ������������ � ���������� ������� ������������, ��� �������� �������������, ������������� ���������� � ���� �������������� ����, ������������� � ���������� ����������, �� ����������� ��������� ������ � �������������� �������. � ������������ � ����, ����������� ������ ������ ������� ���� ������������������(����������������������������) � ����������� �� ��������. �������� ���������� �������� ��� ����� ����������� � ������ ��������� � ���������� �����������, �������������������������������������������������. ������ ����, �� ��� ������, ����������� ��������� �������� � �������������� ��� ��������������� �����. ����������, ����� ������������ ������ ����������� ������������ �� ��������, ����� ������� ���������� ����������������� �������� ��������� ����������� ����������� �������.

�� ���. 4 ������������ ����� ������������ ��� ��������������� ����� ������������ �� ��������� ��� ����.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

���������� ������������� ����� ����������� ��������� �������� ����������� ������������� ���������� �������������� � �������������������������� ��������. ������ ��� �� 3�4 ����������� ������������ ���� ���� � ������ ������ ����������� ������. �������������������������� �������� ����� ��������� ���������� ������� ��� ������������ ������������. ���� ������ � ������ �� ����������� � �������� �������� ������������ ������������� �� ������ ���. ���, �������� �������� ���� ����� ����� ���������� � 2021 � ����� � 2022 ����, ���� ���� � �������� ����������� �������� ������� � 2021 ���� ������������ ��� �����������, � 2023 � ���.

���� ������ ���������� �� ������������ � ���������������� �� ���� �� ����������� �������� �������. ������� �� ����� ����������� ��������������� �������� � �������� ������������� ��������� �������, ����������� ������ �� ���� ������������������� ������������. � 2022 ���� ����� ���� ���������� �������� �������� ����, � 2023 ���� ����� ������������� ����. ���������� ����� ����������� �������������� ������������� ���, ��������� ��������� ������ ���������� ����� �� ���������������������������� ��������, ������� � ������������� ���������� ����� �� �������� ��������, � ����� ���������� ���� ������������������� �����������.

����� �� ������ ������� ����� ��������, ��� ��������� ��������� �������� ������������ ���������� � ������. ��� ���������� � ������������� ���, ��� ���������� ������������ �������� (Soft Skills, Moodboard), �������� ������� (���������������, �������������), � ����� ���������� ����������������� �������������� ���������� ��� ������.

������������� ������� ������������ ���� ������� ����� ������ �� �������� ���������� ����������� ���������� ������������� �����. ����������Moodboard����������������������������������,��������������������������� ����� ���������� � ���������� � ��������� ����� ������ �������� ����������� ������, �������������� ����� ��������� ������� �������� �� ������������� ��������.

���� ���������� ����� ���������������� ��������� �������:

� ������������� ������� (������������ � ����������);

� �������������� ���������� � ������.

��� ����������� ����� ����� � ������ �����������, ��������� ������ ��������� ���������� � ���������� ������������� ������� ��������� �������� �������� ������������ ��������������� �������� ��� ������� � ��������� ���� ���������� ������. ��� ������ ����������� ������� ����� ������������ ������� � ������� ���������� ����������, ������� ��������� �������� ����� ������ � ����������������� ������������ � ����������� � ����������������� ����������. ����� ��������, ��� �������� ������ �� �������� ������� � �������� ���������� ��� �������� �����, ����������� ����������� �������������� � ������. ����������� �� �������� ��������� �������, ����������� ����������� �������� �� �� ������������� � ������������ ������������������, ���� ����������� ����� � �����, �������� � ������� ������ �������, ����� ���� ����������� � ��� ���.

�������, ��� ������� ����������������� ���������� ������ ���� � ������ ������� ���������� �� ������������ ������������ ��������������� �������� � �������������, � ���������� � ������ ���������� ����������� �� ����� ���� � ���������� �� ��������� � ���������������� ������������ �������. ������� ����� ��������� ��������, ����, ������ ��������, �� �����, ���� ��� ��� �� ����� ������ �� ������ ��� �����, �� � ������ � ������.

����� ������� � ������������� ������� ��������� �������� ����� ������������ ���� ���� �� ���������� ��������� ��������������� ���������� � �������. ����� ����������� ������ ���������� ������������ �� ����������� ���������������, ��������� ������ ����������������� ������ � ������� ������������ � ����������� ��������������� ����������, ������� � �������. ��������� �� �������� ������������ ���� ���� �����������, ������������ ���������� ����, ��������������� �����, �������� ����������, � ����� ������������ �������������� ������� ���������, ��������� ����� � ������. � ���������, ��������� ���������� � �������� ���� �������� �������������� ���������� ��� ������ ����� �������� �� �������� � ������������ �������������� ������� � ��������� ��� ���������� ������������� ������ � �������� ���������� � �������� �������, ������������� � �������������� ��������������� ��������� � ��������������� �������, ������������� ������������� ����������� � �.�.

����� ����������� ����������� ������ � �������������, �������������� �� ���������, ������� ������������ ����� ����������� �����������, � ����� ���������� �������������������� � ������������������ ������� � ����������. �� �������������, ��� ������ ���� ��������� �������� ����������, ������ ����� ����� ��������, ���������� ��������� � ������������ ����������� �������������. ������ �� ������� ����� ������� � ����, �������, ��� ������ � ������������� �� ������������ ����������� ����������� ���� ������� �������������� � ������������ ����� ������� � ���������, �����, ������ �������� �����, ������� � ����� �� ������� �������� ������ � �.�. �������������������� � ����������������� ������� � ������ � ������������� ���� ������������ ����� ������������ ������� ���������� � ������������� ���������� �� ����������� �������� � ������.

��������� ����� �� ����� �������� ������������������ ���������� �������� ���������� ����������� ���������, ������� �������� ������ ���������� �������������� ����������������� ������� �����������, ������� ��� ������ �������� � ������ (�� �������������� � ������, � ����������, � ���������� ������� ��� �������� �������� � �.�.) � ����� ��� ���� �� ������� � ������� ��������� �������, ����������, �������. � ��������� ����� ����� ������ � ������ ��������� ������������������ �������� ����������� �� ������������. ������������ ���������� ����������� ������� ������ �� ��������������� ������� ��� �������� � ��� ������ ��������� �� �������. ���� ��������������� �����, ���������� ����������� ������������ � ����������� ���������, ��� �������, �������� ������ ��������������������������������������������������� ���������.

����������

�� ������������� ������������ �������� ��������������� ���������� ��� ����������� ������� ����������� ����������� ���������� �������. ���������� �������������� ���������� �����������, ������ ����������� � �������������� ��� ����, ���������� ������� ����������� ������������ ������������ ����������� �������.

�� ������ ��� ������������ ����� ������� �����, ��� ����������� ���������� ������� � ��������� ����� ��������� ��������� � ������������� ��������� ��������:

����������������, ���������� � ���������������;

���������� �����������;

����������� ��������;

������ �������� � �������;

������������� ���������;

����������;

���������� � ��������� ������ �����.

����� ������������ ��������� ����������� ����������� ������� �������� ������� �������� ����������� ��������� ����������� ������ �����, ������������ ���������� ��� ���������� � �������� �����, ������� � ������������ �������������� ������������ � ������� � ������������� � ���������� � ���������� ��������� ��� �� ����������� ������.

���������� ��������� �����������, �� ������ ���������� ������, ��� ����� ������������������ � �������� �������� ����������������� ���������� ���������. ����� ������������, ��������������� ������� ������������ ����������� �������, ����� ��������� ������������� ������������ � �� ������� � ���� ���������������, �������� � ������ ���������� ����� ������������ ����������� �����������, ��� ����������� �� ���������� ��������, �������� �� ���������������� ����������, ����������� ������������.

����� ������������ �������� ��������� ��������� � ���������������� ���������, ������������� ����������������� ������������ ��������, ��������� � ����������� ���������� ������ � ������������� ���������. ����� �������� ���������� � ��������������� ��������� ��������� ��������������� ����������, � ����� �� ������������ ��� �����������. ���������� ������������ ������������ ������������ ������������� ���������� ��������, ����� ��������������� � ����������������� ������ �� ���������� �������� � ������� � ��������. ����� ��������� ��������������� ������ �� ������������� ����� ������ ��������� ������� �� ��������������, ������������� �������� � �������� ������������. ����� ���� �������� �� ������ �������� � �������� ������� ���������� ����������, �� � ������� ��� ������������� ������ ���������� ������������, ������������ �� ����������� ���������������� ������, ���������� � �������������� ������� � ��������� � ���������� ����������� ��������� � ����� ����������������� � ���������� ������ �����. n

���������� �� �������

�������� ����� ����������, �������� ��������������� ����, ������ ������� ������������ ������������������������� ����������� ����� �� ����������� ��������������� ������������ (�������, ������), ORCID: 0000�0003�1883�8402, cuclitsa@mail.ru

������� ������ ������������, �������� ��������������� ����, ������, ���������� �������� ������������ ������������������������� ������������ ����� �� ����������� ��������������� ������������ (�������, ������), ORCID: 0000�0002�5379�1227, skuzmin66@rambler.ru

Information about the authors

Elena V. Shakirova, PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Department of Continuing Psychological and Pedagogical Education, Ivanovo State University, Ivanovo, Russia, ORCID: 0000�0003�1883�8402, cuclitsa@mail.ru

Sergey V. Kuzmin, PhD in Pedagogy, Associate Professor, Head of the Department of Continuous Psychological and Pedagogical Education, Ivanovo State University, Ivanovo, Russia, ORCID: 0000�0002�5379�1227, skuzmin66@rambler.ru

����������

1.

�������� �.�. ������� ����������������� ����� ��� �������������� �������� ����������: ���������� ������ // ������� ������������ ���������� �����������. � 2016. � � 4(49). � �. 14�22.

2.

������� �.�., ������� �.�. ������� ������������������ ���������� ��������� ��� ������ �������� ������������� ������� ����������� ������������ // ����������� �������������� �������. � 2017. � � 1. � �. 73�76.

3.

�������� �.�. ������� ������������������ � ����������� ������ �������� ���������� ��������� ����������������� ���������� ��������������� ���������� �������� ���� ���������� ��������� // ����������� ����������� ���������. � 2018. � �2(20). � �. 18�24.

4.

������������ �.�. ������� � ����������������� ��������� ��� ������ ��������� ������������� � ����������������� �������� ��������� // ������� �������. � 2022. � � 1(48). � �. 3�5.

5.

������� �.�. ��������������� ����������� � �������� ����������������� ���������� // ��������. � 2015. � � 8. � �. 46�49.

6.

���������� �.�. ������� ��������� ���������������� ���������� �� �������� ���������������� ���������. ����� ����. ���. ����. � ��������, 2007.

7.

����������� �.�., �������� �.�. ������������ ������������� ��������� ����������������� �������������� ��������� (�� �������� ��������� ����������������� ����������) // ��������. � 2016. � � 10. � �. 30�37.

8.

��������� �.�., ������ �.�. �������� ������������� ���������� ��� ������� ��������� ����������������� ������ �������������� ������ // ����� � �����������. � 2021. � �. 4. � 4.

9.

���������� �.�., ������ �.�. �������� ����������������� ���������� ��� �������� ���������� ���������������� ����������� ���������� // �������� ������: �����, ������������, ��������. � 2022. � �2(50). � �. 14�21. DOI: 10.34822/2312�377X�2022�2�14�21.

10.

������� �.�., ���������� �.�., ������� �.�., �������� �.�. ��� ����� ����������� �������� ������������ ����� (�� ����� ������ ��������� �������� �� ���������� �������� � �������� ������������������ ����������) // ����������� ���������� �����������. � 2018. � �1. � �. 56�60.

11.

�������� �.�. �������� ��������� ������������������ ���������� � ������������ ����������������� �������������� // �����������. �������. ��������. � 2015. � �3(46). � �. 92�94.

12.

�������� �.�. �������� ������������������ ���������� ��� ������ ��������� ������������������ �������� ��������� // ������������ �����������: ����������� ���������. � 2022. � �2(48). � �. 46�50.

13.

��������� �.�. ���������� ����������������� ��������� ��������� ����������� ����������������� ��������� // �������������� ����������� � ����������� �������������� ����������: ������� ���������� IV ������������� ������������������� �����������, �. ���������, 2 ������ 2018 ����. � ���������: �������� � ������������ ���������������� ������ �������� ��������������� ����������� ������, 2018. � �. 51�53. DOI: 10.21661/r�470354.

14.

������� �.�., ����� �.�., ������� �.�. ���������� ���������������� ��������� ���������� ���������� ��������� ���������������� ����������� // �������� ������������ ���������������� �����������. � 2019. � �64�3. � �. 188�191.

15.

�������� �.�. ������� ������������������ ���������� ��� �������� ��������� ������������� �������. ����� ����. ���. ����. � �., 2003.

16.

��������� �.�., ���������� �.�. ������� ������������������� ��������� ����������� ������������������������������������//����������� ���������������������.� 2022. ��1(109). ��.26�

35. DOI: 10.24412/1997�9657�2022�1109�26�35

17.

��������� �.�. ������� ������������������ ���������� ��� �������� �������� ������������ ���������� ��������. ����� ����. ���. ����. � ������������, 2008.

18.

������ �.�. ������� ������������������ ���������� ��� ��� � �������� ������� // �����������. �������. ��������. � 2020. � � 1(64). � �. 37�38.

19.

��������� �.�. ������ ����������� �������������� �������� � ������ ���������� � ������������������ �������� // ������� ���������������� ����������� ������������� �����������. �����: ������������ �����. � 2021. � �20. � �. 31�33.

20.

�������� �.�. �������� ������������������ ���������� � ���������� ����� ��������� ���������������� �������������� ���������: ���������������������//�����������������������. � 2014. � �2(2). � �. 55�61.

21.

����������� �.�., ������� �.�. ��������������� ������� ������������� ���������� � ��������� ����������������� ����������: �������� �������� ����������������� �������� // ���������� ����������� � ����������������� ��������� ��������: ��������� VII ����������� ����������� ����������� ������, �. �������, 20�21 ���� 2022 ����. � �������: ��������� ��������������� �����������, 2022. � �. 519�522.

22.

����������� �.�., ���������� �.�. ���������������������������������������������������������������������������������������������������� �������� ��������� // ������������ ���������� ������������.�2019.��.3.�2(4).��.75�78.

23.

������ �.�., �������� �.�. ��������� ��������� ����� ����������� �������� � ����������������� �������� � ������� ����: ������������������, ������ �������� � ������������� �������� // ����������� ���������� �����������. � 2018. � �1. � �.6�18.

24.

����� �.�. ������� �������� ����� ��� ���������������������������������������������������������� // ��������. � 2011. � � 10. � �. 22�23.

25.

Badurikova Zita. (2012). Kindergarten Teacher Training in Slovakia in the International Context. Lifelong Learning. 2. 19�29. DOI:10.11118/lifele2012020119

26.

He Can & Xiong, Jie & Zhang Yue & Dou Haiyuan & Du Jiahui. (2023). Destructive Leadership and Turnover Intention among Chinese Rural Kindergarten

Teachers: The Mediation of Ego Depletion and the Moderation of Kindergarten Affiliation. International Journal of Environmental Research and Public Health. 20(3): 2030. DOI: 10.3390/ijerph20032030

27. Lee Lea & Myers Donald & Kim Kyoung Jin. (2009). Kindergarten Teachers� Professional Training and Their Social Status in Korea. Journal of Early Childhood Teacher Education. 30. 263�271. DOI:10.1080/10901020903084363

References

1.

Andreeva N.N. (2016). Konkurs �Pedagogpsiholog goda� kak arhetipicheskaya situaciya posvyashcheniya: yungovskij podhod [The Teacher-Psychologist of the Year Contest as an Archetypal situation of Initiation: Jungian approach]. Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovaniya. 4(49). 14�22.

2.

Badurikova Zita. (2012). Kindergarten Teacher Training in Slovakia in the International Context. Lifelong Learning. 2. 19�29. DOI: 10.11118/lifele2012020119

3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Belkina V.N., Koshleva N.V. (2017). Konkurs professional�nogo masterstva pedagogov kak faktor razvitiya municipal�noj sistemy doshkol�nogo obrazovaniya [Competition of professional skills of teachers as a factor in the development of the municipal system of preschool education]. YAroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin]. 1. 73�76.

4.

Dubrovskaia V.A. (2007). Vliyanie konkursov pedagogicheskogo masterstva na razvitie professionalizma pedagogov. Dissertaciya kandidata pedagogicheskih nauk [The influence of pedagogical skill contests on the development of teachers� professionalism. Dissertation PhD in Pedagogy]. Kemerovo.

5.

Gabdrakhimova A.R. (2022). Uchastie v professional�nyh konkursah kak faktor povysheniya kvalifikacii i professional�nogo razvitiya pedagogov [Participation in professional competitions as a factor of professional development and professional development of teachers]. Vestnik Tyumenskogo oblastnogo gosudarstvennogo instituta razvitiya regional�nogo obrazovaniya [Bulletin of the Tyumen Regional State Institute for the Development of Regional Education]. 1(48). 3�5.

6.

Gaineev E.R. (2015). Psihologicheskaya podgotovka k konkursu professional�nogo masterstva [Psychological preparation for the professional skills competition]. Metodist [Methodist]. 8. 46-49.

7.

He Can & Xiong, Jie & Zhang Yue & Dou Haiyuan & Du Jiahui. (2023). Destructive Leadership and Turnover Intention among Chinese Rural Kindergarten Teachers: The Mediation of Ego Depletion and the Moderation of Kindergarten Affiliation. International Journal of Environmental Research and Public Health. 20 (3): 2030. DOI:10.3390/ijerph20032030

8.

Kirillova S.S., Kirina I.B. (2021). Konkursy metodicheskogo masterstva kak element povysheni

ya professional�nogo urovnya pedagogicheskih kadrov [Contests of methodical mastery as an element of improving the professional level of teaching staff]. Nauka i Obrazovanie [Science and Education]. Vol. 4. 4.

9.

Kolyvanova L.A., Muller O.Iu. (2022). Konkursy professional�nogo masterstva kak sredstvo povysheniya professional�noj kompetencii pedagogov [Professional skill contests as a means of improving the professional competence of teachers]. Severnyj region: nauka, obrazovanie, kul�tura [Northern region: science, education, culture]. 2(50). 14�21. DOI: 10.34822/2312-377X-2022-2-14-21.

10.

Korkina O.S., Filimonova B.T., Vakshina T.A., Kurasova D.S. (2018). Kak stat� pobeditelem konkursa �Vospitatel� goda� (Iz opyta raboty Orlovskoj oblasti po podgotovke pedagoga k konkursu professional�nogo masterstva) [How to become the winner of the competition �Educator of the Year� (From the experience of the Orel region in preparing a teacher for a professional skills competition)]. Sovremennoe doshkol�noe obrazovanie [Preschool Education Today]. 1. 56�60.

11.

Lee Lea & Myers Donald & Kim Kyoung Jin. (2009). Kindergarten Teachers� Professional Training and Their Social Status in Korea. Journal of Early Childhood Teacher Education. 30. 263�271. DOI: 10.1080/10901020903084363

12.

Malygina I.O. (2015). Znachenie konkursov professional�nogo masterstva v formirovanii professional�noj kompetentnosti [The importance of professional skill contests in the formation of professional competence]. Obrazovanie. Kar�era. Obshchestvo [Education. Career. Society]. 3(46). 92�94.

13.

Milonova G.V. (2022). Konkursy professional�nogo masterstva kak faktor povysheniya professional�nogo razvitiya pedagogov [Competitions of professional skills as a factor in improving the professional development of teachers]. Regional�noe obrazovanie: sovremennye tendencii [Regional education: current trends]. 2(48). 46�50.

14.

Mikhailova L.E. (2018). Upravlenie professional�nym razvitiem pedagogov posredstvom professional�nyh konkursov [Management of professional development of teachers through professional competitions]. Pedagogicheskoe masterstvo i sovremennye pedagogicheskie tekhnologii: sbornik materialov IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, g. CHeboksary, 2 aprelya 2018 goda [Pedagogical skills and modern pedagogical technologies: collection of materials of the IV International Scientific and Practical Conference, Cheboksary, April 2, 2018]. Cheboksary: Obshchestvo s ogranichennoj otvetstvennost�yu �Centr nauchnogo sotrudnichestva �Interaktiv plyus� Publ. 51�

53. DOI: 10.21661/r-470354.

15. Nurieva A.R., Galich T.N., Kiprova V.P. (2019). Upravlenie professional�nym razvitiem pedagogov sredstvami konkursov professional�nyh dostizhenij [Management of professional development of teachers by means of competitions of professional achievements]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education]. 64-3. 188�191.

16.

Pakhomova E.M. (2003). Konkurs professional�nogo masterstva kak sredstvo povysheniya kvalifikacii uchitelya. Dissertaciya kandidata pedagogicheskih nauk [Competition of professional skills as a means of improving the teacher�s qualifications. Dissertation PhD in Pedagogy]. Moscow.

17.

Podieianova S.M., Polivanova K.N. (2022). Prichiny neudovletvorennosti roditelej doshkol�nymi obrazovatel�nymi uchrezhdeniyami v Moskve [Reasons for parents� dissatisfaction with preschool educational institutions in Moscow]. Sovremennoe doshkol�noe obrazovanie [Preschool Education Today].1 (109). 26�35.

18.

Privalova G.F. (2008). Konkurs professional�- nogo masterstva kak sredstvo razvitiya tvorcheskogo potenciala pedagoga. Dissertaciya kandidata pedagogicheskih nauk [Competition of professional skills as a means of developing the creative potential of a teacher. Dissertation PhD in Pedagogy]. Ekaterinburg.

19.

Repina E.A. (2020). Konkurs professional�nogo masterstva kak shag k uspeshnoj kar�ere [Professional Skills competition as a step to a successful career]. Obrazovanie. Kar�era. Obshchestvo [Education. Career. Society]. 1(64). 37�38.

20.

Safarova N.A. (2014). Konkursy professional�nogo masterstva � aktual�naya forma povysheniya professional�noj kompetentnosti pedagogov: problemy i perspektivy [Professional skill contests are an actual form of improving the professional competence of teachers: problems and prospects]. Obrazovatel�naya panorama [Educational panorama]. 2(2). 55�61.

21.

Saveleva A.V. (2021). Model� t�yutorskogo soprovozhdeniya pedagoga v period podgotovki k professional�nomu konkursu [Model of tutor support of a teacher during preparation for a professional competition]. Vestnik obrazovatel�nogo konsorciuma Srednerusskij universitet. Seriya: Gumanitarnye nauki [Bulletin of the Central Russian University Educational Consortium. Series: Humanities.]. 20. 31�33.

22.

Serafimovich I.V., Kharavinina L.N. (2019). Konkursy professional�nogo masterstva kak forma razvitiya professional�nyh kompetencij i professionalizacii myshleniya pedagogov [Competitions of professional skills as

a form of development of professional competencies and professionalization of teachers� thinking]. Gumanitarnye balkanskie issledovaniya [Humanitarian Balkan Studies]. Vol. 3. 2(4). 75�78.

23.

Sobkin V.S., Khalutina Iu.A. (2018). Otnoshenie roditelej detej doshkol�nogo vozrasta k obrazovatel�nomu processu v detskom sadu: udovletvorennost�, ocenka kachestva i effektivnosti obucheniya [The attitude of parents of preschool children to the educational process in kindergarten: satisfaction, assessment of the quality and effectiveness of training]. Sovremennoe doshkol�noe obrazovanie [Preschool Education Today]. 6. 6�18.

24.

Serafimovich I.V., Otroshko G.V. (2022). Psihologicheskie aspekty soprovozhdeniya pedagogov v konkursah professional�nogo masterstva: razvitie resursov professional�nogo myshleniya [Psychological aspects of teachers� support in professional skill competitions: development of professional thinking resources]. Psihologiya lichnostnogo i professional�nogo razvitiya cheloveka: materialy VII konferencii psihologov obrazovaniya Sibiri, g. Irkutsk, 20�21 iyunya 2022 goda [Psychology of personal and professional development of a person: materials of the VII Conference of Educational Psychologists of Siberia, Irkutsk, June 20�21, 2022]. Irkutsk: Irkutskij gosudarstvennyj universitet Publ. 519�522.

25.

Sukhaia N.V. (2011). Konkurs �Uchitel� goda� kak individual�nyj marshrut pedagoga v povyshenii svoej kvalifikacii [The Teacher of the Year competition as an individual route for a teacher to improve their qualifications]. Metodist [Methodist]. 10. 22�23.

26.

Vilenchik L.V. (2018). Sekrety professional�nogo i lichnostnogo uspekha pedagoga - uchastnika konkursa professional�nogo masterstva pedagogicheskih rabotnikov �Uchitel� goda Respubliki Belarus�� [Secrets of professional and personal success of the teacher - participant of the contest of professional skills of teaching staff �Teacher of the Year of the Republic of Belarus�]. Sovremennoe obrazovanie Vitebshchiny [Modern education of Vitebsk region]. 2(20). 18�4.

27.

Zaporoshchenko N.A., Zlydneva L.A. (2016). Metodicheskoe soprovozhdenie povysheniya professional�noj kompetentnosti pedagogov (na primere konkursov professional�nogo masterstva) [Methodological support for improving the professional competence of teachers (on the example of professional skill competitions)]. Metodist [Methodist]. 10. 30�37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.