Научная статья на тему 'КОНКУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ'

КОНКУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРС / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПЕДАГОГ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колыванова Лариса Александровна, Муллер Ольга Юрьевна

В исследовании раскрывается связь между «Я-концепцией» и конкурсом профессионального мастерства для педагогических работников, которая указывает на соответствие компонентов «Я-концепции» критериям оценки профессионального мастерства педагога, позволяющая рассматривать конкурсы профессионального мастерства как одно из средств повышения квалификации. Актуальность темы исследования обусловлена ростом внимания общественности к конкурсам профессионального мастерства педагогов как представителей социально важной и востребованной для современной России профессии. Результаты исследования представлены в форме диаграммы, демонстрирующей связь уровней «Я-концепции» с соответствующими им критериями оценки профессионального мастерства педагогических работников на примере конкурса «Воспитатель года», что позволяет за счет структурного анализа определять приоритеты и ориентиры в повышении квалификации педагогических работников с учетом их индивидуальных характеристик. Результаты исследования свидетельствуют об универсальности конкурсов профессионального мастерства как средства повышения квалификации педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колыванова Лариса Александровна, Муллер Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTESTS OF PROFESSIONAL SKILLS AS A MEANS OF RAISING PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS

The study reveals the relation between the “Self-concept” and a contest of professional skills for teachers, which indicates the compliance of the “Self-concept” components with the criteria for assessing professional skills of a teacher. Such compliance allows us to consider contests of professional skills as a means of improving teachers’ qualification. The relevance of the research issue is due to the growing public attention to contests of professional skills, and this is the reason why such contests are of significant importance for teachers as representatives of a socially vital and in-demand profession in modern Russia. The results of the study are presented in the form of a diagram showing the relation between “Self-concept” levels and the corresponding criteria for assessing professional skills of a teaching staff usingthe example of the contest “Preschool Teacher of the Year”. It allows to lay out priorities in upgrading skills of a teaching staff taking into account their individual characteristics. The results of the research demonstrate that contests of professional skills are universal for upgrading teaching skills.

Текст научной работы на тему «КОНКУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ»

Научная статья УДК 371.14

doi: 10.34822/2312-377X-2022-2-14-21

КОНКУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ

Лариса Александровна Колыванова1, Ольга Юрьевна Муллер2М

1 Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара, Россия 2Сургутский государственный университет, Сургут, Россия 1larisaleksandr@yandex.ru, http://orcid. org/0000-0002-3992-1208 2olga_megion@mail.ru^, http://orcid.org/0000-0002-8938-5386

Аннотация. В исследовании раскрывается связь между «Я-концепцией» и конкурсом профессионального мастерства для педагогических работников, которая указывает на соответствие компонентов «Я-концепции» критериям оценки профессионального мастерства педагога, позволяющая рассматривать конкурсы профессионального мастерства как одно из средств повышения квалификации. Актуальность темы исследования обусловлена ростом внимания общественности к конкурсам профессионального мастерства педагогов как представителей социально важной и востребованной для современной России профессии. Результаты исследования представлены в форме диаграммы, демонстрирующей связь уровней «Я-концепции» с соответствующими им критериями оценки профессионального мастерства педагогических работников на примере конкурса «Воспитатель года», что позволяет за счет структурного анализа определять приоритеты и ориентиры в повышении квалификации педагогических работников с учетом их индивидуальных характеристик. Результаты исследования свидетельствуют об универсальности конкурсов профессионального мастерства как средства повышения квалификации педагогов.

Ключевые слова: конкурс, повышение квалификации, педагог, педагогическое мастерство, профессиональная компетенция

Шифр специальности: 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования.

Для цитирования: Колыванова Л. А., Муллер О. Ю. Конкурсы профессионального мастерства как средство повышения профессиональной компетенции педагогов // Северный регион: наука, образование, культура. 2022. № 2. С. 14-21. DOI 10.34822/2312-377X-2022-2-14-21.

Original article

^NTESTS OF PROFESSIONAL SKILLS AS A MEANS OF RAISING PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS

Larisa A. Kolyvanova1, Olga Yu. Mullerш

1Samara State University of Social Sciences and Education, Samara, Russia 2Surgut State University, Surgut, Russia

1 larisaleksandr@yandex.ru, http://orcid.org/0000-0002-3992-1208 2olga_megion@mail.ruB>, http://orcid.org/0000-0002-8938-5386

Abstract. The study reveals the relation between the "Self-concept" and a contest of professional skills for teachers, which indicates the compliance of the "Self-concept" components with the criteria for assessing professional skills of a teacher. Such compliance allows us to consider contests of professional skills as a means of improving teachers' qualification. The relevance of the research issue is due to the growing public attention to contests of professional skills, and this is the reason why such contests are of significant importance for teachers as representatives of a socially vital and in-demand profession in modern Russia. The results of the study are presented in the form of a diagram showing the relation between "Self-concept" levels and the corresponding criteria for assessing professional skills of a teaching staff using

the example of the contest "Preschool Teacher of the Year". It allows to lay out priorities in upgrading skills of a teaching staff taking into account their individual characteristics. The results of the research demonstrate that contests of professional skills are universal for upgrading teaching skills.

Keywords: contest, upgrading of professional skills, teacher, pedagogical skills, professional competence

Code: 5.8.1. General Pedagogy, History of Pedagogy and Education.

For citation: Kolyvanova L. A., Muller O. Yu. Contests of Professional Skills as a Means of Raising Professional Competence of Teachers // Severny region: nauka, obrazovanie, cultura. 2022. No. 2. P. 14-21. DOI 10.34822/2312-377X-2022-2-14-21.

ВВЕДЕНИЕ

В новых социально-экономических условиях меняется роль педагога, который должен проводить систематическую работу, связанную с развитием различных компетенций. Исследование особенностей развития образования в России выявило рост инноваций в образовательной среде и, как следствие, изменение содержания и подхода к повышению квалификации педагога от практико-воспро-изводящего к практико-преобразующему [1]. При этом для достижения эффективности в своей профессиональной деятельности педагог должен иметь возможность непрерывно повышать свою квалификацию, понимать суть нововведений в сфере образования, после чего можно оценивать эффективность его труда, в том числе и с позиции повышения качества образования.

Обновление теоретических и практических навыков педагогов вследствие повышения требований к уровню их профессионализма является важной предпосылкой и даже обязанностью согласно федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), законодательству РФ и Национальной системы учительского роста (НСУР) [2]. Данная система включает модель и комплекс мер поддержки учителей по непрерывному развитию профессионального мастерства

учителей и повышению квалификации педагогических кадров общего образования.

Особого внимания в системе повышения квалификации педагогов заслуживают ФГОС, в которых важным требованием является наличие высшего образования по направлению подготовки 44.00.00 Образование и педагогика [3]. Выпускники данного направления должны уметь использовать современные методы и технологии обучения, реализация которых невозможна без периодического обновления педагогического мастерства. Современные образовательные стандарты требуют от педагогов постоянной актуализации своей работы, обновления знаний и умений, поэтому в рамках решения данных задач реализуются различные конкурсы профессионального мастерства, с чем и связана актуальность выбранной темы исследования.

Существует большое количество педагогических конкурсов профессионального мастерства, которые классифицируются по способам организации и видам педагогической деятельности («Сердце отдаю детям», «Воспитатель года», «Учитель года» и др.). А. А. Малютин выделяет несколько видов конкурсов профессионального мастерства для педагогов (табл. 1) [4].

Вид Особенности

Конкурсы предметно-развивающей среды - выявляют положительный опыт; - создают условия для развития творческих способностей и познавательной активности

Конкурсы методических, учебно-методических материалов - создают условия для развития исследовательских навыков; - повышают уровень профессионального мастерства педагогов

Конкурсы педагогического мастерства - повышают инновационную деятельность и творческую активность; - создают условия для самореализации

Примечание: составлено авторами на основании данных [4].

Таблица 1

Виды конкурсов профессионального мастерства по А. А. Малютину

По мнению А. В. Машукова, важность конкурсов профессионального мастерства для педагогов в создании условий для того, чтобы педагог смог выйти за рамки традиционных задач и научиться находить собственные способы их решения [5, с. 87].

Важное значение в конкурсах имеет обмен опытом и идеями между участниками. Данный фактор во многом связан с творческим аспектом работы педагога, чему многие исследователи, рассматривающие конкурс как средство повышения квалификации педагогов, посвящают свои работы [6, 7].

Особую роль имеет конкурсный урок, позволяющий на практике обеспечить демонстрацию мастерства и максимально реализовать творческие способности, готовность современного педагога к повышению своих личностных и профессиональных качеств [8]. Поэтому конкурсы являются одним из самых эффективных средств для выполнения этой задачи, позволяя педагогу оценить свои силы и уровень профессионализма, сравнивая себя с остальными участниками. Одним из таких примеров является ежегодный региональный конкурс лучших практик дополнительного образования «Педагогический потенциал Югры», который выявляет и распространяет среди педагогов в сфере дополнительного образования лучшие практики, стимулирует их профессиональный рост, повышает общественное признание и профессиональную значимость. Участие в нем становится для педагогов новым этапом для профессионального роста, дает возможность обдумать свои дальнейшие профессиональные шаги [9].

В настоящее время конкурсы проводятся в различных сферах, включая профессиональные, в рамках которых предусмотрено развитие профессионального уровня участников. Поэтому сущность конкурсов профессионального мастерства во многом выражена мотивацией участников, направленной на повышение своей профессиональной квалификации [10].

Цель работы - выявить сущность понятия «профессиональная компетенция педагога в системе повышения квалификации» и его структуру, а также связь уровней «Я-

концепции» с критериями конкурса профессионального мастерства.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Теоретико-методологической базой исследования послужили научные труды А. А. Малютина, А. В. Машукова, С. Ю. Стекленева, Е. М. Пахомовой и др., в которых рассматривается анализ педагогических конкурсов профессионального мастерства. Методы, используемые при проведении исследования: литературный обзор, опытно-экспериментальная работа, сравнение, анализ, обобщение. Эмпирическое исследование уровней развития профессиональной компетентности проводилось среди педагогов Сургутского района, объем выборки составил 60 человек, представлены результаты констатирующего и оценочного этапов. Анализ результатов научных публикаций позволил выявить сущность понятия «профессиональная компетенция педагога в системе повышения квалификации», его структуру, а также связь уровней «Я-концепции» с критериями конкурса профессионального мастерства.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Как было отмечено ранее, формирование НСУР направлено на установление для педагогов уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации [11]. Исследование профессиональной компетенции педагога следует начать с изучения понятия «компетенции». Чтобы более полно осветить проблему развития профессиональных компетенций педагога в системе повышения квалификации, рассмотрим определение компетенции Лайла М. Спенсера и Сайна М. Спенсера: «Компетенция - базовое качество индивидуума, имеющее причинное отношение к эффективному и/или наилучшему на основе критериев исполнению в работе или в других ситуациях» [12]. А. В. Хуторской определяет компетенцию как совокупность взаимосвязанных качеств личности: знаний, навыков, способов деятельности, которые задаются, исходя из определенного круга предметов и процессов, имеющих отношение к каче-

ственной продуктивной деятельности [13]. Согласно другому подходу, представленному в работах В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, Е. Н. Шиянова, компетенции являются умениями и навыками, а компетентность представляет собой оценку степени их развития, где высшим уровнем является педагогическое мастерство [14].

Нам импонирует точка зрения исследователя Н. Д. Гальсковой, которая сопоставляет профессиональную компетенцию педагога с педагогическим мастерством, представляющим определенный объем знаниево-деятельностных детерминант, готовность к самосовершенствованию и саморазвитию [15, с. 117].

Таким образом, профессиональные компетенции задают состав требований к педагогу, закрепленных в нормативных документах, и являются ориентиром к повышению квалификации. Практическим же воплощением профессиональной компетенции выступает компетентность. Определяя характеристики профессиональной компетентности, А. А. Деркач и В. Г. Зазыкин рассматривают структуру данного понятия, состоящую из компонентов: гностического (когнитивного), проявляющегося в уровне профессиональных знаний; регулятивного, отражающего готовность к реализации этих знаний; коммуникативного и др. [16, с. 157]. Спектр компонентов может быть достаточно широким в связи с особенностями профессиональной компетентности педагога, определяющих специфику образовательной деятельности.

Рассмотрим структуру развития профессиональной компетентности педагога в условиях повышения квалификации, которая включает в себя следующие компоненты:

- гносеологический, выражающийся в получении профессиональных знаний: педагог должен знать содержание стоящих перед ним задач, быть способным искать информацию или осуществлять взаимообмен информацией, уметь на основе полученной информации принимать решения;

- аксиологический, выражающийся в формировании ценностных отношений: у педагога создаются и ценностные ориентиры, появляется мотивация к профессиональной деятельности, а также возникает готовность и способность к самообразованию;

- праксиологический, связанный с получением практических умений: педагог в процессе участия в конкурсах профессионального мастерства получает дополнительные умения, навыки, выполняет действия и получает опыт.

Для определения уровней развития аксиологического компонента применялась методика изучения мотивации профессиональной деятельности по К. Замфир в модификации А. Реана; гносеологического компонента -тестовые задания; праксиологического компонента - методика решения ситуационных задач. Эмпирическая выборка формировалась из педагогов Сургутского района, объем выборки составил 60 человек. Результаты констатирующего и оценочного этапов представлены на рис. 1 и 2.

Аксиологический компонент

Гносеологический компонент

Праксиологический компонет

60 50 40 % 30 20 10 0

48

50

40 3642

44

10

КГ (до) КГ (после)

КГ (до) КГ (после)

КГ (до) КГ (после)

□ низкий

□ средний □высокий

Рис. 1. Динамика уровней развития профессиональной компетентности педагога

(контрольная группа)

Рис. 2. Динамика уровней развития профессиональной компетентности педагога

(экспериментальная группа)

Аксиологический компонент

Гносеологический компонент

Праксиологический компонет

60 50 40 % 30 20 10 0

46

48

48

46

38

28

30

22 |—Г

[У1

44

ЭГ (до) ЭГ (после)

ЭГ (до) ЭГ (после)

ЭГ (до) ЭГ (после)

□ низкий

□ средний □высокий

По результатам констатирующего этапа, в контрольной и экспериментальной группах преобладают низкий и средний уровни развития профессиональной компетентности, а высокий уровень отличается незначительно. Следует отметить недостаточный уровень развития аксиологического, гносеологического и праксиологического компонентов, что подтвердило необходимость проведения формирующего этапа, направленного на мотивацию профессиональной деятельности, овладение умениями выстраивания интерактивного взаимодействия на основе структуры деятельности, партнерских отношений, диалогичных форм взаимодействия, на осознанное овладение педагогами знаниями куль-туросообразных способов действия, умениями проектирования индивидуальных траекторий развития педагога.

Полученные данные эксперимента свидетельствуют о положительной динамике развития профессиональной компетентности педагога. Поэтому в условиях, когда необходимо обновлять теоретические знания, практические профессиональные умения на основе мотивации педагога, а также развивать профессиональное мастерство, что связано с участием в конкурсах профессионального мастерства, наблюдается противоречие на социально-педагогическом уровне: с одной стороны, современному обществу требуется педагог, имеющий высокий уровень профессиональной компетентности и владеющий основными качествами, которые предопределяют поведение человека в различных ситуациях и рабочих задачах, с другой - наблюдается недостаточ-

ный уровень развития его профессиональной компетентности.

В связи с этим развитие профессиональной компетентности педагога является очевидным, а цель повышения его квалификации связана с развитием профессионального мастерства и профессиональной культуры, обновлением теоретических знаний и практических навыков, что должно соответствовать современным требованиям, предъявляемым к квалификации, а также с освоением инновационных методов нахождения решений при постановке задач.

Реализация данной цели повышения квалификации возможна в случае участия в конкурсах профессионального мастерства, учитывающих ценностно-смысловую мотивацию педагога, уровень его подготовленности и знаний, а также активность и зону ближайшего развития.

Рассмотрим структуру конкурса «Воспитатель года», в которой следует выделить разделы и соответствующие им критерии оценки профессионального мастерства педагогического работника (табл. 2) [17].

Данные критерии связаны с «Я-концепцией», являющейся, по мнению Е. М. Пахомовой, центром, в котором раскрываются все личностные и профессиональные качества педагога [18]. Для изменения установок и ценностей, т. е. уровня «Я-концепции», необходимо приложить значительно больше умений и сил, поэтому для педагога очень важно провести работу над своими мотивами, установками, ценностями, объемом необходимых знаний, что позволит достичь уверенности в своих

действиях и повысить эффективность своей деятельности. Ядром «Я-концепции» выступает оценочный компонент (самооценка),

который раскрывает педагога в полной мере именно при участии в конкурсах педагогического мастерства [19].

Таблица 2

Критерии конкурса «Воспитатель года»

Разделы Критерии оценки

«Интернет-портфолио» - контент; - концептуальность и эргономичность; - адресность; - доступность и простота использования; - наличие обратной связи; - культура предоставления информации

«Педагогическая находка» - авторская новизна и оригинальность; - практичность и доступность; - применимость

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Я - педагог» - ясность и четкость аргументации; - широта и масштабность кругозора; - индивидуальность; - профессиональное мышление; - уровень изложения; - художественный стиль

«Мастер-класс» - общая культура; - умение взаимодействовать с аудиторией

«Публичное выступление» - отражение социокультурной основы современного дошкольного образования; - актуальность высказываемых идей; - умение устанавливать контакт с аудиторией; - наличие собственной позиции; - знание современных тенденций образования; - умение вести профессиональный диалог; - убедительность; - красноречие

Примечание: составлено авторами на основании данных [17].

На основе «Я-концепции» по Е. М. Пахо-мовой и приведенных в табл. 2 этапов и критериев оценки профессионального мастерства педагогических работников в рамках конкурса «Воспитатель года» была разрабо-

тана диаграмма, доказывающая связь между уровнями «Я-концепции», учитываемыми в профессиональной подготовке педагогов, и критериями различных этапов конкурса.

Рис. 3. Связь уровней «Я-концепции» с критериями конкурса «Воспитатель года»

По данным рис. 3 можно определить, что конкурс «Воспитатель года» стимулирует рост профессионального мастерства педагога, позволяя за счет связи с ядром «Я-концепции» (оценочным компонентом) оценивать уровень развития личностных и профессиональных качеств педагога, соответствующих каждому из четырех уровней «Я-концепции» (согласно Е. М. Пахомовой).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, профессиональные компетенции задают состав требований к педагогу, закрепленных в нормативных документах, и являются ориентиром к повышению квалификации. Структура развития профессиональной компетентности педагога в условиях повышения квалификации включает в себя аксиологический, гносеологический и праксиологический компоненты.

Список источников

1. Муллер О. Ю. Этапы реализации модели индивидуализации профессионального развития педагога // Современная школа России. 2021. № 3-1 (36). С. 51-53.

2. Национальная система учительского роста (НСУР) // Перечень поручений Президента Рос. Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 23.12.2015 (утв. Президентом РФ 02.01.2016 № Пр-15ГС).

3. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» : приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016).

4. Малютин А. А. Конкурсы профессионального мастерства как средство творческой самореализации педагогических работников. URL: урок.рф/ library/konkursi_professionalnogo_masterstva_kak_ sredstvo_073000 (дата обращения: 27.03.22).

5. Машуков А. В. Конкурсы профессионального мастерства как фактор развития педагогического творчества учителя // Науч. обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2011. № 2. С. 87-92.

6. Курицина С. Н. Конкурсы профессионального мастерства как средство повышения уровня педагогической компетентности участников (размышления организатора) // Образовательная панорама. 2014. № 1 (1). С. 74-80.

7. Педагогический конкурс как способ профессионального развития. URL: https://prodod.moscow/ archives/10280 (дата обращения: 26.12.21).

Учитывая связь конкурса с уровнями «Я-концепции», можно предоставить объективную основу целевых показателей для профессиональной подготовки педагогов с целью личностного и профессионального развития. Такие ориентиры, направленные на формирование соответствующих каждому из четырех уровней качеств, могут использоваться как в профессиональной подготовке педагогов в условиях учреждений высшего образования, так и в рамках курсов повышения квалификации, либо индивидуально в целях саморазвития педагога по личной инициативе.

На основании теоретических и практических аспектов данного исследования, конкурсы профессионального мастерства являются одним из важнейших средств повышения квалификации педагогических работников.

References

1. Muller O. Yu. Stages of implementation of the model of individualization of the teachers' professional development // Sovremennaia shkola Rossii. 2021. No. 3-1 (36). P. 51-53. (In Russian).

2. Natsionalnaia sistema uchitelskogo rosta (NSUR) // A List of Instructions of the President of the Russian Federation Made Based on the Decisions Taken at the Meeting of the State Councel of the Russian Federation of December 23, 2015 (approved by the President of the Russian Federation on January 1, 2016, No. Pr-15GS). (In Russian).

3. Ob utverzhdenii professionalnogo standarta "Pedagog (pedagogicheskaia deiatelnost v sfere doshkolnogo, nachalnogo obshchego, osnovnogo obshchego, sred-nego obshchego obrazovaniia) (vospitatel, uchitel)" : Order of the Ministry of Labour of Russia No. 544n as of 18.10.2013 (as amended state as of 05.08.2016). (In Russian).

4. Maliutin A. A. Konkursy professionalnogo master-stva kak sredstvo tvorcheskoi samorealizatsii peda-gogicheskikh rabotnikov. URL: urok.rf/library/ konkursi_professionalnogo_masterstva_kak_sredstvo_ 073000 (accessed: 27.03.22). (In Russian).

5. Mashukov А. V. Professional skill competitions as a factor of development of pedagogical creativity of a teacher // Nauch. obespechenie sistemy povysheniia kvalifikatsii kadrov. 2011. No. 2. P. 87-92. (In Russian).

6. Kuritsina S. N. Contests of professional skills as a means of raising the level of participants' pedagogical competences (organizer's reflections) // Obra-zovatelnaia panorama. 2014. No. 1 (1). P. 74-80. (In Russian).

7. Pedagogicheskii konkurs kak sposob professional-nogo razvitiia. URL: https://prodod.moscow/ archives/10280 (accessed: 26.12.21). (In Russian).

8. Стекленева С. Ю. Влияние конкурсов педагогического мастерства на развитие творческого потенциала личности учителя географии // Молодой ученый. 2011. № 31. С. 136-168.

9. Педагогический потенциал Югры определили в онлайн-пространстве. URL:http://www.surgu.ru/ru/ (дата обращения: 01.12.21).

10. Эффективные модели повышения квалификации педагогов: опыт Калининградской области : сб. науч.-метод. ст. Калининград : Изд-во Калининград. обл. ин-та развития образования, 2018. 180 с.

11. Лебедев В. В. Совершенствование предметных компетенций учителей и национальная система учительского роста педагога // Школьные технологии. 2018. № 5. С. 14-19.

12. Спенсер-мл. Лайл М., Спенсер Сайн М. Компетенции на работе / пер. с англ. М : HIPPO, 2005. 384 с.

13. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народ. образование. 2003. № 2. С. 58-64.

14. Сластенин В. А. и др. Педагогика. М. : Академия, 2002. 576 с.

15. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М. : АРКТИ, 2000. 165 с.

16. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Акмеология. СПб. : Питер, 2003. 256 с.

17. Задворная М. С. Профессиональное развитие педагога дошкольной образовательной организации средствами конкурсного движения // Санкт-Петербург. образоват. вестн. 2017. № 11-12. С. 4-10.

18. Пахомова Е. М., Дуганова Л. П. Психолого-педагогическое и методическое сопровождение конкурсов профессионального мастерства. Программа повышения квалификации // Учитель в профессиональном конкурсе. М. : АПКиППРО, 2006. 168 с.

19. Калюжный А. А. Я-концепция и стили педагогического взаимодействия. URL: https://psyjournals.ru/ sgu_socialpsy/issue/30290_full.shtml (дата обращения: 02.12.21).

Информация об авторах

Л. А. Колыванова - доктор педагогических наук, доцент, профессор.

О. Ю. Муллер - кандидат педагогических наук, старший преподаватель.

8. Stekleneva S. Iu. Vliianie konkursov pedagog-icheskogo masterstva na razvitie tvorcheskogo potent-siala lichnosti uchitelia geografii // Young scientist. 2011. No. 31. P. 136-168. (In Russian).

9. Pedagogicheskii potentsial Iugry opredelili v onlain-prostranstve. URL: http://www.surgu.ru/ru/news/ education/2020/4/2406-pedagogicheskiy-potentsial-yugry-opredelili-v-onlayn-prostranstve (accessed: 01.12.21). (In Russian).

10. Effektivnye modeli povysheniia kvalifikatsii peda-gogov: opyt Kaliningradskoi oblasti : Collection of research and methodological articles. Kaliningrad : Publishing house of Kaliningrad Regional Institute of Education Development, 2018. 180 p. (In Russian).

11. Lebedev V. V. Improvement of subject competences of teachers and national system of teacher // Shkolnye tekhnologii. 2018. No. 5. P. 14-19. (In Russian).

12. Spencer Jr. Lyle M., Spencer Sign M. Competence at work. Translated from English. Moscow : HIPPO, 2005. 384 p. (In Russian).

13. Khutorskoi A. V. Kliuchevye kompetentsii kak komponent lichnostno-orientirovannoi paradigmy obrazovaniia // Narod. obrazovanie. 2003. No. 2. P. 58-64. (In Russian).

14. Slastenin V. A. et al. Pedagogika. Moscow : Aka-demiia, 2002. 576 p. (In Russian).

15. Galskova N. D. Sovremennaia metodika obucheniia inostrannym iazykam. Moscow : ARKTI, 2000. 165 p. (In Russian).

16. Derkach A. A., Zazykin V. G. Akmeologiia. Saint Petersburg : Piter, 2003. 256 p. (In Russian).

17. Zadvornaia M. S. Professionalnoe razvitie pedagoga doshkolnoi obrazovatelnoi organizatsii sredstvami konkursnogo dvizheniia // Sankt-Peterburg. obrazovat. vestnik. 2017. No. 11-12. P. 4-10. (In Russian).

18. Pakhomova E. M., Duganova L. P. Psikhologo-pedagogicheskoe i metodicheskoe soprovozhdenie konkursov professionalnogo masterstva. Programma povysheniia kvalifikatsii // Uchitel v professional-nom konkurse. Moscow : APKiPPRO, 2006. 168 p. (In Russian).

19. Kaliuzhnyi A. A. Ia-kontseptsiia i stili pedagog-icheskogo vzaimodeistviia. URL: https:// psyjour-nals.ru/sgu_socialpsy/issue/ 30290_full.shtml (accessed: 02.12.21). (In Russian).

About the authors

Larisa A. Kolyvanova - Doctor of Sciences (Pedagogy),

Associate Professor.

Olga Yu. Muller - Candidate of Sciences (Pedagogy),

Senior Lecturer.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.