ISSN 2304-120X
ниег
научно-методический электронный журнал
2021, № 7 (июль)
Раздел 5.8. Педагогика (13.00.00 Педагогические науки)
ART 211047
DOI 10.24412/2304-120X-2021-11047
УДК 371.14
Конкурсы педагогического мастерства как инструмент профессионального развития педагога
Pedagogical Competitions as a tool for the professional development of a teacher
Автор статьи
L
Author of the article
Ковшова Анна Александровна,
аспирант БУ ВО ХМАО - Югры «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургут, Россия ORCID: 0000-0003-1848-2805 thebest65@yandex.ru
Anna A. Kovshova,
Postgraduate student, Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia ORCID: 0000-0003-1848-2805 thebest65@yandex.ru
Конфликт интересов
L
Conflict of interest statement
Конфликт интересов не указан
Conflict of interest is not declared
Для цитирования
For citation
Ковшова А. А. Конкурсы педагогического мастерства как инструмент профессионального развития педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2021. № 07. С. 1-12. URL: http://e-koncept.ru/2021/211047.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2021-11047
A. A. Kovshova, Pedagogical competitions as a tool for the professional development of a teacher // Scientific-methodological electronic journal "Concept". 2021. No. 07. P. 1-12. URL: http://e-koncept.ru/2021/211047.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2021-11047
Поступила в редакцию Received 21.04.21 Получена положительная рецензия Received a positive review 24.05.21
Принята к публикации Accepted for publication 24.05.21 Опубликована Published 31.07.21
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2021 © Ковшова А. А., 2021
Аннотация Abstract
Профессиональное развитие педагога и его методической компетентности - это целенаправленный процесс, оказывающий влияние на качественные изменения всех элементов образовательной деятельности. Одним из важных условий профессионального развития педагога является участие учителя в конкурсах педагогического мастерства. В статье раскрывается значение конкурса педагогического мастерства в повышении компетентности учителя, проанализирован конкурсный маршрут педагогов. Цель исследования заключается в раскрытии влияния конкурса педагогического мастерства на повышение профессиональной компетентности учителя. Методологическими основами исследования выступили положения андрагоги-ческого подхода; положения субъектно-деятельност-ного подхода, позволяющие обратиться к субъектно-сти педагога, к анализу и самоанализу его образовательных потребностей, к мотивации развития и саморазвития. Научная новизна исследования состоит в уточнении классификации видов конкурсов профессионального мастерства педагогов, выделении специфики каждого вида соревнований. Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что результаты исследования могут послужить основой для написания других научных работ по заданной теме. Практическая значимость обусловлена тем, что результаты исследования могут быть использованы в образовательных целях, а также для мотивации педагогов к участию в конкурсах педагогического мастерства. Статья позволила сделать вывод о том, что участие в конкурсах педагогического мастерства направлено на интенсивное и эффективное рефлексирование проблем, обсуждаемых на конкурсах. Сотрудничество педагогов при участии в конкурсах педагогического мастерства способствует обмену опытом между педагогическими работниками, демонстрации своих исследований, повышению профессионального педагогического мастерства. The professional development of a teacher and his/her methodological competence is a purposeful process that influences the qualitative changes in all elements of educational activity. One of the important conditions for the professional development of a teacher is the teacher's participation in pedagogical competitions. The article reveals the importance of pedagogical competitions in improving the competence of a teacher, analyzes the competitive route of teachers. The aim of the research is to reveal the influence of the pedagogical competition on the improvement of the teacher's professional competence. The methodological foundations of the research were the provisions of the andragogical approach; the provisions of the subject activity-oriented approach, allowing us to turn to the subjectivity of the teacher, to the analysis and introspection of his/her educational needs, to the motivation of development and self-development. The scientific novelty of the research consists in clarifying the classification of the types of teachers' professional competitions, highlighting the specifics of each type of competition. The theoretical significance of the work is due to the fact that the results of the study can serve as a basis for other scientific works in this field. The practical significance is due to the fact that the results of the research can be used for educational purposes, as well as for motivating teachers to participate in pedagogical competitions. The article made it possible to conclude that participation in pedagogical competitions is aimed at intensive and effective reflection of the problems discussed at the competitions. Collaboration of teachers with participation in pedagogical competitions contributes to the exchange of experience between educators, demonstration of their research works, and improvement of their professional pedagogical skills.
Ключевые слова Key words
компетенция, конкурс, педагогическое мастерство, профессиональная компетенция competence, competition, pedagogical skills, professional competence
Введение / Introduction
Россия находится на пути преобразований во всех сферах общественной жизни. А поскольку ключевым элементом современной экономической системы является человеческий капитал, любой прогресс модернизации невозможен без увеличения эффективности образования, изменения его целей, значения и качества.
Реализация задач государственной политики в сфере образования, обозначенных в федеральных проектах национального проекта «Образование», требует от работников общего образования непрерывного повышения профессионального мастерства. В этих условиях актуальной становится задача управления непрерывным профессиональным развитием педагогов на всех уровнях, прежде всего на муниципальном и институциональном. На сегодняшний день в образовательных организациях и муниципальных образованиях всех субъектов Российской Федерации формируется эффективный опыт, отражающий различные аспекты непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов. В современных научных публикациях по данной проблематике, прежде всего, отражаются два тренда в непрерывном повышении профессионального мастерства педагогов, соответствующих приоритетам развития системы образования.
Первый - это ориентация на индивидуализацию и персонификацию профессионального развития педагогов, которые учитывают профессиональные дефициты и потребности каждого.
Второй отражает необходимость применения проектного подхода к разработке и реализации образовательных маршрутов и траекторий, обучающих программ педагогов, направленных на разрешение профессиональных дефицитов и удовлетворение профессиональных потребностей.
Важным представляется не только научное обобщение и выявление теоретических и методологических принципов и подходов к непрерывному повышению профессионального мастерства педагогов, возникает необходимость концептуализации сформировавшегося опыта, его представления, а также продвижения лучших практик в профессиональном педагогическом сообществе.
Конкурсы педагогического мастерства направлены на выявление и стимулирование инновационных процессов в системе общего образования, а также представление лучших региональных практик на всероссийских мероприятиях, в том числе по проблемам непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников.
Важное изменение в сфере образования связано с переходом от классической зна-ниевой модели к принципиально новому направлению, ставя во главу угла компетенции. Поэтому система образования как никогда заинтересована в высокопрофессиональных, замотивированных педагогах, способных быстро принимать все изменения.
Для высокопрофессиональной и продуктивной педагогической деятельности, которая направлена на то, чтобы иметь более результативный характер, для ее плодотворной и творческой реализации у педагогов есть широкий выбор способов повышения профессионального мастерства, развития профессионально значимых компетенций. Это и курсы повышения квалификации в различных формах, и широкий спектр учебно-методической литературы, которая имеет образовательный потенциал, и наличие различных пособий, в которых рассматриваются современные методы, технологии и формы организации образовательного процесса, и, конечно же, конкурсы профессионального мастерства различного уровня [1].
Обзор литературы / Literature review
В современной педагогической науке проблема влияния конкурсов педагогического мастерства на развитие профессиональной компетенции учителя освещена недостаточно. Тема развития творческого потенциала педагогов поднималась в работах Н. В. Мартишиной. В ее исследованиях рассматривается актуальная проблема становления и развития творческого потенциала педагога с акцентом на принципах непрерывности и преемственности в системе непрерывного педагогического образования [2].
С. Т. Шацкий рассматривал самостоятельность и творчество в качестве основополагающих факторов деятельности личности в процессе образовательной деятельности. Учитель, считал С. Т. Шацкий, должен не только понимать творчество других, но и уметь творить сам [2]. Интересны рассуждения В. И. Загвязинского об отличительной черте педагогического творчества - это всегда сотворчество и публичность [3].
Специальных теоретических исследований, раскрывающих влияние конкурсов педагогического мастерства на развитие профессионализма педагогов, практически нет. Значимыми являются вопросы развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования средствами конкурсов профессионального мастерства, кото-
рые рассматривает в своем диссертационном исследовании Е. Б. Булавкина [4]. Но вопросы развития профессиональной компетентности учителя в условиях конкурса педагогического мастерства являются малоизученными. В сети Интернет можно найти отдельные статьи периодических и электронных изданий, где отображается короткий анализ конкретного конкурса или высказываются общие положения по теме.
Имеются исследования, анализирующие варианты различных моделей профессиональных компетенций педагога. Рассмотрим несколько моделей зарубежных авторов. В модели Р. Энниса классификация профессиональных компетенций представлена в обобщенном виде. В ней не раскрыты некоторые личностные показатели педагога, пути развития и формирования его профессиональных компетенций [5]. Обращает на себя внимание модель профессиональных компетенций Ф. Перренуда (2001 г.), направленная на взаимодействие с обучающимися, родителями и коллегами, умение работать в команде [6]. Модель профессиональных компетенций Ф. Перренуда представлена компетенциями, умениями педагога: взаимодействие, самообразование, индивидуальное развитие, управленческие навыки и др. Модель развития профессиональных компетенций педагога, предложенная Сингапурским национальным институтом образования, признана одной из лучших моделей развития профессиональных компетенций педагога, она соответствует программе Э. Лима, С. Штайнер [7].
Авторские позиции отечественных ученых по поводу определения, структуры профессиональной компетентности педагога раскрыты в работах Н. В. Кузьминой Е. В. Коточиговой, О. И. Мезенцевой др. [8-10]
Интересны исследования зарубежных авторов (результаты исследования TALIS (Teaching and Learning International Survey), которые позволили лучше понять восприятие учителями потребностей и последствий профессионального развития, а также препятствий, с которыми они сталкиваются. Исследование обобщило мнения учителей о преподавании и обучении с упором на профессиональное развитие [11]. «Что характеризует профессиональное развитие учителей в школе и как это развитие влияет на улучшение школы?» - ответ на этот вопрос дан в исследовании M. Постхольм [12]. Это и конструктивное взаимодействие, и вовлеченность, и использование методов сотрудничества, и обучение на рабочем месте, и диссеминация опыта и другие факторы.
Большинство отечественных исследователей приходят к выводу, что формирование профессиональной компетентности происходит только при преодолении профессиональных трудностей, решении задач, поиске выхода из ситуации. И одной из наиболее распространенной причин трудностей являются проблемы методического характера. Этот аспект и стимулирует к выделению методической компетентности в отдельное и важное звено профессиональной компетентности. Систематическое развитие методической компетентности способствует поиску правильных и надежных путей методологического построения педагогического образования, совершенствует учебно-воспитательный процесс в образовательной организации. Мы придерживаемся мнения В. Е. Казаковой, которая считает, что методическая компетентность включает усвоение педагогом новых методических и педагогических идей, подходов к образовательному процессу в современных личностно ориентированных, развивающих, креативных технологиях, владение различными методами, приемами и формами организации обучения [13].
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
В современной педагогической науке много исследований посвящено характеристике понятий «компетентность» и «компетенция». У каждого исследователя свое
видение и взгляды на характеристику данных определений. В связи с тем что некоторые ученые, такие как А. В. Хуторский, Л. Н. Хуторская, И. В. Гришина, С. Н. Костро-мина, А. А. Реан более полно в своих трудах отображают понятие «компетенции» и их выводы более детально раскрывают предмет исследования, в данной статье и в своем анализе будем придерживаться их мнения.
Так, например, И. В. Гришина отмечает, что под педагогической компетентностью понимается «системное явление, включающее в себя единство педагогических знаний, умений, а также личностных качеств учителя, которые в совокупности позволяют эффективно осуществлять педагогическую деятельность. Немаловажное значение в этом, как отмечает автор, имеет также и опыт педагога, и стремление учителя к саморазвитию и совершенствованию в своей педагогической деятельности» [14].
В свою очередь такие авторы, как А. В. Хуторской и Л. Н. Хуторская, отмечают, что понятия «компетенция» и «компетенция» хоть и кажутся синонимичными, но имеют некоторое различие в соотношении данных понятий, определяющих их сущность. Так, по их мнению, «компетенция - это совокупность определенных знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления той или иной профессиональной деятельности, в то время как компетентность - это овладевание человеком опытным путем соответствующими знаниями и умениями, т. е. компетенцией, которая включает в себя личностное отношение специалиста к предмету своей профессиональной деятельности» [15].
Немаловажное значение для повышения профессиональных компетенций педагога, по мнению М. И. Лукьяновой и И. А. Галацковой, имеет мотивация, которая позволяет учителю оценить свой образ как субъекта профессиональной деятельности. Мотивация позволяет реализовать потребности личностного роста, желание применять все новые технологии в своей профессиональной деятельности, которые позволят достигнуть поставленных целей [16].
Как отмечают Н. Н. Медетбекова, Б. М. Тлеубердиев, Г. А. Рысбаева, теоретические знания и практические умения, которые педагог готов применять в своей практике, являются основой профессиональной компетентности [17].
Для осуществления педагогической деятельности, для оценки уровня компетенций необходимо выделить такие качества педагога, как организация совместной продуктивной деятельности, диагностическое мышление учителя, понимание возможностей другого человека - такого мнения придерживаются С. Н. Костромина и А. А. Реан [18]. Т. Ф. Ушева отмечает, что немаловажное значение имеет также процесс оценивания профессиональных компетенций, который нуждается в создании педагогических условий и специальном организационно-методическом сопровождении [19].
Таким образом, понимание сущности понятий «компетенция» и «компетентность» дает нам возможность выделить и проанализировать различные модели профессиональных компетенций, а также выделить в структуре профессиональной компетентности педагога спектр различных профессионально значимых компетенций (предметные, методические, коммуникативные, рефлексивные и др.) и производить их оценку.
Результаты исследования / Research results
Проанализировав различные определения и формулировки авторов, можно прийти к выводу о том, что учитель - это профессионал, занимающийся деятельностью по обучению, развитию, воспитанию детей и молодежи. В связи с тем что учи-
тель в ходе своей деятельности встречается с различными теоретическими и практическими проблемами, развивается, он «вносит свой индивидуальный вклад в развитие педагогической науки, стимулирует интерес в научном обществе, внося свой индивидуальный творческий вклад в научное общество» [20]. Учитель, у которого есть стремление заявить о себе, о своей профессиональной деятельности педагогической общественности, публично старается создать свой профессиональный имидж. Конкурсы педагогического мастерства играют важную роль в решении этой задачи.
Будущий учитель или молодой педагог должен проверить правильность выбора своего жизненного пути, формировать и проявлять положительное отношение к детям, к педагогической профессии, формулировать свое собственное педагогическое кредо. Именно участие в конкурсах профессионального мастерства, таких как «Учитель года», «Воспитатель года», «Педагог-психолог года» и другие, помогает учителю самосовершенствоваться, развиваться. Но, как показывает практика, не каждый учитель может решиться участвовать в конкурсах профессионального мастерства. Поэтому задача методиста школы, учителя-наставника, заместителя директора образовательной организации, методиста методического центра - помочь педагогу подготовиться к участию в конкурсе. Для того чтобы участвовать в конкурсе, учитель должен быть подготовлен основательно, потребуется много усилий и времени. Только систематическая работа в данном направлении может дать положительный результат и принести плоды.
Конкурсы педагогического мастерства - один из самых эффективных инструментов повышения профессионализма педагога, поощрения его к активной профессиональной деятельности. Благодаря участию в конкурсах для учителя создана благоприятная мотивационная среда, которая способствует профессиональному развитию и профессиональному самоопределению [21]. Предполагается, что учитель, победивший в конкурсе, может стать образцом для подражания для своих коллег, а победители - обладателями высокого звания, что означает повышение престижа этой профессии, что довольно важно в современном обществе [22]. Но важность профессиональных соревнований демонстрируется не только победителями. Уже в самом участии учителя в конкурсе педагогического мастерства можно увидеть значительное количество преимуществ, таких как повышение своего социального статуса, обучение на опыте коллег, реализация творческого потенциала, участие в исследовательской деятельности, развитие общения, установление контактов на профессиональном уровне и т. д. [23]
Современный педагог, идущий в ногу со временем, отслеживает проводимые актуальные конкурсы и не упускает возможности принять в них участие. В конкурсе самым важным результатом является само участие, смелость подать заявку, заявить о себе и гордо выступить перед экспертами. При участии в конкурсе важна атмосфера интеллектуального напряжения, единства и сотворчества. Эти мероприятия требуют больших интеллектуальных затрат. Существует множество видов конкурсов профессионального мастерства для педагогов, различных в зависимости от реальных задач, решаемых с помощью того или иного соревнования [24].
Конкурсы - смотры образовательной среды: под такой средой понимается определенное пространство с рядом объектов материального мира (материалы, стенды, оборудование и т. д.), а также с определенными условиями (эстетическими, психологическими и педагогическими), основной целью которых является содействие развитию гармоничной личности ребенка в их взаимодействии [25].
Цель этих конкурсов - поощрение инновационной и творческой деятельности учителей по созданию и организации развивающей среды для изучения предметов.
Этот вид конкурсов в настоящее время становится очень популярным и имеет большое практическое значение. На развитие личности ребенка влияют многие факторы, но часто учитель сосредотачивается только на материале, его изложении и контроле [26]. В рамках этих соревнований распространилась идея создания такой среды, в которой учащиеся испытывают чувство радости, психологического спокойствия, мотивируются на обучение и на творческую или интеллектуальную активность. Эти соревнования проводятся как очно, так и заочно [27].
Основные задачи конкурсов - смотров образовательной среды: выявлять и распространять инновационные идеи; стимулировать учителей к творческой и исследовательской деятельности; создавать максимально эффективную среду для познавательной деятельности обучающихся [28].
Другой вид - конкурс учебных и методических материалов - может включать набор руководящих принципов, объяснений, которые помогают учителю строить свою деятельность таким образом, чтобы это способствовало более эффективному усвоению образовательной программы учениками [29]. Это учебные пособия, учебники, справочные материалы, разработки, методические идеи и так далее. Основные задачи конкурса: стимулирование профессионального роста; передача педагогического опыта; методическая поддержка и помощь молодым специалистам; повышение эффективности учебного процесса; активизация творческой и познавательной деятельности; поощрение инициативы учителей [30].
Третий вид - конкурсы профессионального мастерства «Педагогический дебют» и «Учитель года». Это целая совокупность разных конкурсных испытаний в рамках одного большого мероприятия. Это своеобразный массовый конкурс учителей, который проходит в несколько этапов. Основная цель этих мероприятий - повышение престижа профессии учителя в современном обществе. Этот вид соревнований проходит на разных этапах: школьный, муниципальный, региональный, всероссийский [31].
Таким образом, перед публикой предстают настоящие профессионалы, с помощью которых транслируются лучшие инновационные идеи и достигается главная цель конкурсной деятельности [32]. Как правило, данный вид конкурса включает следующие оценочные мероприятия: эссе, публичное выступление, педагогический опыт, мастер-класс, открытый урок, круглый стол.
Основные задачи профессиональных соревнований:
1) выявление талантливых инициатив и учителей;
2) расширение творческого профессионального общения учителей;
3) передача передового опыта;
4) развитие профессиональных компетенций учителей, коммуникативных навыков, стремление к самообразованию, совершенствованию, формирование активной жизненной позиции;
5) создание благоприятных педагогических условий, развивающей и мотиваци-онной среды для профессионального роста учителей [33].
Как правило, следующий вид соревнований в литературе уже не выделяется отдельным видом, но в современных условиях этот вид или даже способ проведения приобретает новый оттенок - речь идет о дистанционных конкурсах профессионального мастерства. Этот вид имеет ряд преимуществ:
1) доступность. Вне зависимости от географического положения участвовать может абсолютно любой желающий. Кроме того, в рамках этого формата применен принцип глобализации и интеграции российского образования в мировое сообщество;
2) свобода и гибкость. Сюда входит планирование конкурсной работы без отрыва от основной деятельности;
3) стимулирование и мотивация. Как и любой другой вид соревнований, участие в дистанционном конкурсе также побуждает учителей проявлять активный творческий подход, давая им возможность выразить себя, продемонстрировать свои новаторские идеи;
4) технологичность. Этот вид соревнований требует готовых навыков работы с компьютерными технологиями и информацией [34].
Стоит отметить еще один факт, который является плюсом и минусом одновременно, - это своего рода обезличивание. С одной стороны, это создает равные права для всех участников конкурса, независимо от стажа и опыта. Здесь могут проявить себя специалисты, которые не решаются участвовать в очном формате. С другой стороны, как показывает практика, такие соревнования не воспринимаются всерьез. Многие учителя и организаторы используют этот факт: первые - для того, чтобы быстро пополнить порт-фолио, вторые - для сбора минимального организационного взноса.
Проводя анализ спектра конкурсных движений различного уровня, можно выделить три этапа. Каждый из этапов - это система организационно-методических мероприятий, которые направлены на развитие профессиональных компетенций педагога в условиях конкурса педагогического мастерства.
На первом этапе происходит осознание своих возможностей, готовности публично продемонстрировать свое профессиональное мастерство педагогической общественности.
Второй этап - это собственно участие в конкурсе, раскрытие личностных, профессиональных качеств педагога. Педагог подтверждает свой профессиональный уровень.
Утверждение профессиональных позиций, глубокое осмысление профессиональных ценностей, прогнозирование дальнейшего профессионального развития учителя происходит на третьем этапе - постконкурсном.
Перечислим главные задачи, которые решает система конкурсного движения: оценка профессионализма участников; выявление лучших педагогов; создание условий для распространения в профессиональной педагогической среде лучших практик и идей, которые будут востребованы в процессе обучения и воспитания детей, обмена опытом; стимулирование личностного и профессионального роста педагогических кадров; позитивное влияние на инновационные процессы в образовании [35].
Конкурсное движение неразрывно связано с профессиональным развитием педагогов, которые желают повысить свою компетентность. Организационно-методическое сопровождение должно быть направлено на то, чтобы выстроить линию продвижения по вектору нарастания - от участия в конкурсе педагогического мастерства на уровне образовательной организации до участия в конкурсе на всероссийском уровне (уровень образовательной организации - участие в конкурсах на интернет-порталах - конкурсы муниципального этапа - региональные конкурсы - всероссийские конкурсы).
Согласно вектору нарастания педагоги охвачены конкурсной деятельностью всех уровней: ежегодный Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог года»; Всероссийский конкурс педагогических работников «Воспитать человека»; региональный конкурс «Лучший педагог общеобразовательной организации по итогам учебного года»; Всероссийский конкурс проектов, направленных на поощрение и продвижение детского и подросткового чтения «Мой проект о книге, чтении, библиотеке»; непрерывный конкурс разработок уроков, внеклассных мероприятий с использованием ресурсов исторического парка «Россия - моя история» и т. д. [36]
Конкурсная деятельность, безусловно, обладает значительным потенциалом для развития субъектности педагога [37]. Конкурс профессионального мастерства следует рассматривать как ресурс развития системы образования, повышающий престиж педагогической профессии; как индикатор качества педагогической деятельности; как эффективную форму распространения педагогического опыта, пропагандирующую инновационные идеи, транслирующую лучшие образцы педагогической практики; как неформальный способ повышения квалификации, актуализирующий субъектность педагога, его творческий потенциал, обеспечивающий развитие человека в профессии [38].
Все субъекты конкурсных мероприятий различного уровня, такие как организационный комитет конкурса, члены жюри, педагоги-участники, руководствуются в своей деятельности следующими документами: положение о конкурсе, критерии оценки конкурсных заданий; специальные экспертные листы, в которых выставляются баллы за каждый показатель.
Конкурсной документацией в качестве обязательного требования устанавливается, что все представляемые на конкурс модели должны быть разработаны в проектной культуре, поскольку на сегодняшний день для педагогов любого уровня требуется владение компетенциями в области проектного управления. В качестве основного методологического основания к представлению моделей в формате проекта были взяты общепринятые в международной практике подходы к управлению проектами [39].
В соответствии с данными установками проект в любой сфере деятельности имеет единые концептуальные основания и предполагает создание уникального продукта в ограниченный временной промежуток при специально организованной системе управления. Требования конкурсной документации также определили сущностные характеристики моделей непрерывного повышения профессионального мастерства, в основе которых были заложены ключевые идеи и установки методологии проектного управления. Материалы, выносимые на конкурс, включают несколько смысловых блоков, которые объединены в единое целое (организационно-правовой, практико-ориентированный, технологический).
Заключение / Conclusion
Участие в конкурсах педагогического мастерства направлено на интенсивное и эффективное рефлексирование проблем, обсуждаемых на конкурсах. В качестве цели профессионального развития выступают результаты, полученные педагогами в ходе взаимодействия в процессе научно-исследовательской деятельности. Сотрудничество педагогов при участии в конкурсах педагогического мастерства способствует обмену опытом между педагогическими работниками, демонстрации своих научных исследований, постоянному повышению профессионального уровня и педагогического мастерства. Таким образом происходит профессиональное развитие педагога, реализуемое в условиях организации научного диалога.
Перспективы дальнейших изысканий данного направления: необходимо и далее изучать влияние конкурсов педагогического мастерства на развитие различных компетенций педагога, анализировать их влияние на развитие навыков научной работы, становление педагогического такта, формирование индивидуализации общения с аудиторией. Такой опыт способен развить творчество в процессе переработки учебного материала с учетом новых научных достижений. Участие в конкурсах может вывести учителей на новый профессиональный уровень; благодаря участию повышается уровень педагогического мастерства и уважения среди коллег, отмечается карьерный рост. Это требует от учителей большой подготовки.
Направленность на развитие методической компетентности учителя в условиях конкурсного движения способствует тому, что педагог усваивает новые методические и педагогические идеи, различные подходы к организации образовательного процесса, учится владеть современными личностно ориентированными, развивающими технологиями, повышает свое мастерство владения различными методами, приемами и формами организации обучения.
Ссылки на источники / References
1. Ройтблат О. В. Опыт подготовки учителей к конкурсам профессионального мастерства в Тюменской области // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2017. - № 4 (28). - С. 94-101.
2. Мартишина Н. В. Становление и развитие творческого потенциала педагога в системе непрерывного педагогического образования: монография / Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина. - Рязань, 2009. - С. 22-31.
3. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. - М.: Педагогика, 1987. - С. 15-16.
4. Булавкина Е. В. Развитие профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования средствами конкурсов профессионального мастерства: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Орёл, 2020. - 24 с.
5. Ferrandez-Berrueco R., Sanchez-Tarazaga L. Teaching competences in Secondary Education // e-Journal of Educational Research, Assessment and Evaluation, RELIEVE. - 2014. - Vol. 20 (1). - Jaume I. - P. 1-20.
6. Suciu A., Maja L. Conceptual delimitations regarding pedagogical competenc(i)e(s) // Educatia Plus, Universitatea "Au-relVlaicu" from Arad, Facultatea de $tiinte ale Educatiei, Psihologie si Asistenta Sociala. - 2010. - № (2) 12. - P. 189-200.
7. Rethinking Human Capital: Singapore as a Model for Teacher Development / by Susan Sclafani // Aspen Institute Education and Society Program, chartwell education group, 2008. - 22 p.
8. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. - Л.: Знание, 1985. - С. 21.
9. Коточигова Е. В. Психологические особенности творческого педагогического мышления: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Ярослав. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского. - Ярославль, 2001. - 24 с.
10. Мезенцева О. И., Кузнецова Е. В. Психолого-педагогические условия развития профессиональной компетентности современного педагога: монография. - Новосибирск, 2013. - С. 7-25.
11. Badri M. Perception of Teachers' Professional Development Needs, Impacts, and Barriers: The Abu Dhabi Case // Sage. - 2016. - P. 1-15.
12. Postholm M. Teachers' Professional Development in school: A Review Study // Cogent Education. - 2018. - Vol. 5. - P. 1-22.
13. Казакова В. Е. Мониторинг методической компетентности педагогов // Молодой ученый. - 2019. - № 50 (288). - С. 343.
14. Гришина И. В. Профессиональная компетенция руководителя школы как объект исследования: монография. -СПб.: СПбГУПМ, 2018. - С. 121-129.
15. Щукина Д. А. Теория и практика научного диалога в современном техническом вузе // Записки Горного института. - 2016. - Т. 219. - С. 508-512.
16. Лернер И. Я., Скаткин М. Н. О методах обучения // Советская педагогика. - 1965. - № 3. - С. 118-119.
17. Хуторской А. В., Хуторская Л. Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. А. А. Орлова. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. унта им. Л. Н. Толстого, 2008. - Вып. 1. - С. 117-137.
18. Костромина С. Н., Реан А. А. Коммуникативная компетентность педагога как фактор успешности его диагностической деятельности // Психологическая наука и образование. - 2007. - № 3. - С. 77-86.
19. Щукина Д. А. Указ. соч.
20. Методы и средства реализации технологий взаимодействия в вузе / О. И. Ваганова, Н. П. Бахарев, М. Н. Булаева и др. // Amazonia Investiga. - 2020. - Т. 9. - № 26. - С. 383-390.
21. Пуденко Т. И. Концептуальные основы модели профессионального роста педагогических работников на основе оценки уровня владения профессиональными компетенциями // Управление образованием теория и практика. - 2019. - № 4 (16). - С. 4-13.
22. Гилязова О. С. Модель развития современного российского университета: ретроспектива и перспектива // Университет XXI века: старые парадигмы и современные вызовы: материалы XVIII Всерос. науч.-практ. конф. / ред. кол.: Л. А. Закс, Л. А. Мясникова, С. Д. Балмаева и др. - Екатеринбург, 2015. - С. 39-43.
23. Ваганова О. И., Прохорова М. П., Максимова К. А. Роль инновационной образовательной среды в самореализации субъектов образовательного процесса // Карельский научный журнал. - 2019. - Т. 8. - № 2 (27). - С. 11-14.
24. Ройтблат О. В. Указ. соч.
25. Дубровская В. А. Научно-методическое сопровождение конкурсного движения педагогов // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2007. - № 7 (70). - С. 36-40.
26. Клинков Г. Т. Особенности обучения профессиональному развитию педагогов экономических специальностей на основе иностранного опыта // Научный вектор Балкан. - 2019. - Т. 3. - № 3 (5). - С. 22-25.
27. Стрельникова О. Н. Конкурсы профессионального мастерства как форма методической работы в ДОУ. - URL: http://festival.1september.ru/articles/577797/
28. Исламова А. Я. Формирование на уроках предметных и метапредметных знаний и умений. - URL: https://licuv1547.mskobr.rU//files/formirovanie_mpu.pdf.
29. Осмоловская И. М. Методология педагогики в контексте современного научного знания // Проблемы современного образования. - 2016. - № 5. - С. 149-158.
30. Кибанов А. Я., Дуракова И. Б. Управление персоналом организации. Стратегия, маркетинг, интернационализация: учеб. пособие. - 4-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2014. - С. 62.
31. Костромина С. Н., Реан А. А. Коммуникативная компетентность педагога как фактор успешности его диагностической деятельности // Психологическая наука и образование. - 2007. - № 3. - С. 77-86.
32. Горская М. А., Горский А. А. Конкурс профессионального мастерства «Учитель года» в муниципальной территории. - URL: http://festival.1september.ru/articles/507896/
33. Козырева О. А. Педагогическое моделирование в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8. - № 2. - С. 1.
34. Лукьянова М. И., Галацкова И. А. Оценка профессионально-личностного развития субъектов образовательного процесса // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20544.
35. Остапенко И. А. Психологический анализ проблемы профессиональной идентичности педагога высшей школы на современном этапе развития образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - Т. 6. - № 4 (21). - С. 132-135.
36. Меняйло В. И. Професшний розвиток майбутнього доктора фтософи // Revista ¡¡tiinfificaprogresiva. - 2020. -Т. 3. - № 1 (3). - С. 18-20.
37. Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам / под общ. ред. М. К. Колковой. - СПб.: КАРО, 2007. - 288 с.
38. Hamre B. K., Pianta R. C., Burchinal M. et al. A Course on Effective Teacher-Child Interactions: Effects on Teacher Beliefs, Knowledge, and Observed Practice // American Educational Research Journal. - 2012. - № 49 (1). - Р. 88-123.
39. Гришина И. В. Указ. соч.
1. Rojtblat, O. V. (2017). "Opyt podgotovki uchitelej k konkursam professional'nogo masterstva v Tjumenskoj oblasti", Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom, № 4 (28), pp. 94-101 (in Russian).
2. Martishina, N. V. (2009). Stanovlenie i razvitie tvorcheskogo potenciala pedagoga v sisteme nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovanija: monografija, Rjaz. gos. un-t im. S. A. Esenina, Rjazan', pp. 22-31 (in Russian).
3. Zagvjazinskij, V. I. (1987). Pedagogicheskoe tvorchestvo uchitelja, Pedagogika, Moscow, pp. 15-16 (in Russian).
4. Bulavkina, E. V. (2020). Razvitie professional'noj kompetentnosti pedagogov doshkol'nogo obrazovanija sredstvami konkursov professional'nogo masterstva: avtoref. dis.... kand. ped. nauk, Orjol, 24 p. (in Russian).
5. Ferrandez-Berrueco, R. & Sanchez-Tarazaga, L. (2014). "Teaching competences in Secondary Education", e-Journal of Educational Research, Assessment and Evaluation, RELIEVE, vol. 20 (1), Jaume I, pp. 1-20 (in English).
6. Suciu, A. & Maja, L. (2010). "Conceptual delimitations regarding pedagogical competenc(i)e(s)", Educatia Plus, Universitatea "AurelVlaicu"from Arad, Facultatea de §tiinte ale Educatiei, Psihologie si Asistenta Sociala, № (2) 12, pp. 189-200 (in Romanian).
7. Sclafani, S. (2008). Rethinking Human Capital: Singapore as a Model for Teacher Development, Aspen Institute Education and Society Program, chartwell education group, 22 p. (in English).
8. Kuz'mina, N. V. (1985). Sposobnosti, odarennost', talant uchitelja, Znanie, Leningrad, p. 21 (in Russian).
9. Kotochigova, E. V. (2001). Psihologicheskie osobennosti tvorcheskogo pedagogicheskogo myshlenija: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk: 19.00.07, Jaroslav.gos. ped. un-t im. K. D. Ushinskogo, Jaroslavl', 24 p. (in Russian).
10. Mezenceva, O. I. & Kuznecova, E. V. (2013). Psihologo-pedagogicheskie uslovija razvitija professional'noj kompetentnosti sovremennogo pedagoga: monografija, Novosibirsk, pp. 7-25 (in Russian).
11. Badri, M. (2016). "Perception of Teachers' Professional Development Needs, Impacts, and Barriers: The Abu Dhabi Case", Sage, pp. 1-15 (in English).
12. Postholm, M. (2018). "Teachers' Professional Development in school: A Review Study", Cogent Education, vol. 5, pp. 1-22 (in English).
13. Kazakova, V. E. (2019). "Monitoring metodicheskoj kompetentnosti pedagogov", Molodoj uchenyj, № 50 (288), p. 343 (in Russian).
14. Grishina, I. V. (2018). Professional'naja kompetencija rukovoditelja shkoly kak ob#ekt issledovanija: monografija, SPbGUPM, St. Petersburg, pp. 121-129 (in Russian).
15. Shhukina, D. A. (2016). "Teorija i praktika nauchnogo dialoga v sovremennom tehnicheskom vuze", Zapiski Gornogo instituta, t. 219, pp. 508-512 (in Russian).
16. Lerner, I. Ja. & Skatkin, M. N. (1965). "O metodah obuchenija", Sovetskaja pedagogika, № 3, pp. 118-119 (in Russian).
17. Hutorskoj, A. V. & Hutorskaja, L. N. (2008). "Kompetentnost' kak didakticheskoe ponjatie: soderzhanie, struktura i modeli konstruirovanija", Proektirovanie i organizacija samostojatel'noj raboty studentov v kontekste kompetentnostnogo podhoda: mezhvuz. sb. nauch. tr., Izd-vo Tul. gos. ped. unta im. L. N. Tolstogo, Tula, vyp. 1, pp. 117-137 (in Russian).
18. Kostromina, S. N. & Rean, A. A. (2007). "Kommunikativnaja kompetentnost' pedagoga kak faktor uspeshnosti ego diagnosticheskoj dejatel'nosti", Psihologicheskaja nauka i obrazovanie, № 3, pp. 77-86 (in Russian).
19. Shhukina, D. A. (2016). Op. cit.
20. Vaganova, O. I., Baharev, N. P., Bulaeva M. N. et al. (2020). "Metody i sredstva realizacii tehnologij vzaimodejstvija v vuze", Amazonia Investiga, t. 9, № 26, pp. 383-390 (in Russian).
21. Pudenko, T. I. (2019). "Konceptual'nye osnovy modeli professional'nogo rosta pedagogicheskih rabotnikov na osnove ocenki urovnja vladenija professional'nymi kompetencijami", Upravlenie obrazovaniem teorija i praktika, № 4 (16), pp. 4-13 (in Russian).
22. Giljazova, O. S. (2015). "Model' razvitija sovremennogo rossijskogo universiteta: retrospektiva i perspektiva", Universitet XXI veka: starye paradigmy i sovremennye vyzovy: materialy XVIII Vseros. nauch.-prakt. konf., Ekaterinburg, pp. 39-43 (in Russian).
23. Vaganova, O. I., Prohorova, M. P. & Maksimova, K. A. (2019). "Rol' innovacionnoj obrazovatel'noj sredy v samorealizacii sub#ektov obrazovatel'nogo processa", Karel'skij nauchnyj zhurnal, t. 8, № 2 (27), pp. 11-14 (in Russian).
24. Rojtblat, O. V. (2017). Op. cit.
25. Dubrovskaja, V. A. (2007). "Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie konkursnogo dvizhenija pedagogov", Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, № 7 (70), pp. 36-40 (in Russian).
26. Klinkov, G. T. (2019). "Osobennosti obuchenija professional'nomu razvitiju pedagogov jekonomicheskih special'nostej na osnove inostrannogo opyta", Nauchnyj vektor Balkan, t. 3, № 3 (5), pp. 22-25 (in Russian).
27. Strel'nikova, O. N. Konkursy professional'nogo masterstva kak forma metodicheskoj raboty v DOU. Available at: http://festival.1september.ru/articles/577797/ (in Russian).
28. Islamova, A. Ja. Formirovanie na urokah predmetnyh i metapredmetnyh znanij i umenij. Available at: https://licuv1547.mskobr.ru//files/formirovanie_mpu.pdf (in Russian).
29. Osmolovskaja, I. M. (2016). "Metodologija pedagogiki v kontekste sovremennogo nauchnogo znanija", Problemy sovremennogo obrazovanija, № 5, pp. 149-158 (in Russian).
30. Kibanov, A. Ja. & Durakova, I. B. (2014). Upravlenie personalom organizacii. Strategija, marketing, internacionalizacija: ucheb. posobie, 4-e izd., dop. i pererab., INFRA-M, Moscow, p. 62 (in Russian).
31. Kostromina, S. N. & Rean, A. A. (2007). "Kommunikativnaja kompetentnost' pedagoga kak faktor uspeshnosti ego diagnosticheskoj dejatel'nosti", Psihologicheskaja nauka i obrazovanie, № 3, pp. 77-86 (in Russian).
32. Gorskaja, M. A. & Gorskij, A. A. Konkurs professional'nogo masterstva "Uchitel' goda" v municipal'noj territorii. Available at: http://festival.1september.ru/articles/507896/ (in Russian).
33. Kozyreva, O. A. (2020). "Pedagogicheskoe modelirovanie v professional'noj dejatel'nosti uchitelja i nauchno-pedagogicheskogo rabotnika", Vestnik Mininskogo universiteta, t. 8, № 2, p. 1 (in Russian).
34. Luk'janova, M. I. & Galackova, I. A. (2015). "Ocenka professional'no-lichnostnogo razvitija sub#ektov obrazovatel'nogo processa", Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, № 4. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20544 (in Russian).
35. Ostapenko, I. A. (2017). "Psihologicheskij analiz problemy professional'noj identichnosti pedagoga vysshej shkoly na sovremennom jetape razvitija obrazovanija", Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologija, t. 6, № 4 (21), pp. 132-135 (in Russian).
36. Menjajlo, V. I. (2020). "Professhnij rozvitok majbutn'ogo doktora filosofii", Revista ¡¡tiinfificaprogresiva, t. 3, № 1 (3), pp. 18-20 (in Ukrainian).
37. Kolkova, M. K. (ed.) (2007). Tradicii i innovacii v metodike obuchenija inostrannym jazykam, KARO, St. Petersburg, 288 p. (in Russian).
38. Hamre, B. K., Pianta, R. C., Burchinal, M. et al. (2012). "A Course on Effective Teacher-Child Interactions: Effects on Teacher Beliefs, Knowledge, and Observed Practice", American Educational Research Journal, № 49 (1), pp. 88123 (in English).
39. Grishina, I. V. (2018). Op. cit.